Конрад Бек
Конрад Артур Бек (16 июня 1901 — 31 октября 1989) — швейцарский композитор .
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Пребывание Бека в Париже между 1924 и 1933 годами имело решающее значение для его художественного развития, где он учился у Жака Ибера , а также установил контакты с Артуром Онеггером , Надей Буланже и Альбертом Русселем . Вернувшись в Базель в 1933 году, он следующие тридцать лет возглавлял музыкальный отдел Радио Базеля. Он способствовал культурному обмену благодаря своим многочисленным контактам со швейцарскими и международными музыкантами.
По предложению швейцарского дирижера Пауля Захера (1906–1999), который продвигал свою карьеру больше, чем любой другой композитор, Бек в 1934 году поселился в Базеле. На протяжении более 50 лет Захер заказывал свои произведения и дирижировал их премьерами с камерным оркестром. оркестр Basler Kammerorchester и Collegium Musicum Zürich. С 1939 по 1966 год Бек работал музыкальным руководителем Швейцарского радио в Базеле, и эта должность позволила ему многое сделать для популяризации современной музыки.
По случаю 70-летия Поля Захера Бека пригласили вместе с 11 друзьями-композиторами ( Лучано Берио , Пьер Булез , Бенджамин Бриттен , Анри Дютийе , Вольфганг Фортнер , Альберто Джинастера , Кристобаль Хальффтер , Ганс Вернер Хенце , Хайнц Холлигер , Клаус Хубер и Витольд Лютославский ), русский виолончелист Мстислав Ростропович , чтобы написать композицию для виолончели, в которой использовались ноты, создающие имя Захера: eS, A, C, H, E, Re (E ♭ , A, C, B, E, D). Бек создал трехчастное произведение под названием « Für Paul Sacher, Drei Epigramme» для виолончели соло. Композиции были частично представлены в Цюрихе 2 мая 1976 года.
Среди его наград — приз Швейцарского Тонкюнстлерферайна в области композиции (1954), премия Людвига Шпора города Брауншвейг (1956) и Базельская премия искусств (1964).
Музыка Бека характеризуется значительной степенью серьезности, упорства и глубины выражения, но также прозрачностью и чувством гармонической пропорции. Он сочинил ряд оркестровых и хоровых произведений в стиле Артура Онеггера, самым известным из которых была «Der Tod zu Basel» пьеса для хора, солистов , оратора и оркестра. Помимо оперы , его работа распространялась на все виды инструментальной и вокальной музыки , включая семь симфоний , семь концертов , камерную музыку , одну ораторию , одну лирическую кантату , одну элегию и один балет , Der große Bär .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Конрад Бек, сын пастора Бернхарда Бека и дочери британского архитектора Лидии Баркер, родился в Лоне, Шаффхаузен . и вырос в Цюрихе. После получения зрелости в Цюрихе он сначала учился в Eidgenössische Technische Hochschule . После частных уроков игры на фортепиано у Карла Бальдеггера и уроков гармонии у Пауля Мюллера-Цюриха он решил сделать музыкальную карьеру. Он учился в Цюрихской консерватории у Фолькмара Андреэ (композиция), Райнхольда Лаке ( контрапункт ) и Карла Бальдеггера (фортепиано).
Пребывание в Париже
[ редактировать ]В 1924 году он переехал в Париж, где учился игре на инструментах в частном порядке у Жака Ибера, а также под дальнейшим обучением у базельского композитора Эрнста Леви. Он также обратился за советом к Наде Буланже, Артуру Онеггеру и Альберту Русселю. Вскоре его можно было причислить к ближайшему кругу друзей Буланже. Ранняя поддержка, которую он получил, и дружба на всю жизнь, возникшая еще во время его пребывания в Париже, сыграли важную роль в его жизни. Дополнительный импульс придал покровитель Винтертура Вернер Рейнхарт. С 1927 года его произведения издавались издательством Шотт в Майнце. Когда в 1933 году к власти пришли национал-социалисты и «арианизировали» культурную сцену, этот контракт был расторгнут после того, как Бек отказался подписать заявление в поддержку «арийского» взгляда на искусство. Лишь после 1945 года Шотт снова стал издателем Бека.
Переехать в Базель
[ редактировать ]Бек переехал в Базель в 1933 году по предложению дирижера и мецената Пауля Захера, которому он представил своего друга Богуслава Мартину. На протяжении пяти десятилетий Пауль Захер поддерживал Бека, заказывая и дирижируя премьерами его произведений с Баслерским камерным оркестром и Collegium Musicum Zürich. С 1936 по 1966 год он был музыкальным руководителем Радио Базеля. И здесь, и в совете местного отделения IGNM (Международного общества современной музыки) он занимался продвижением современной музыки. Он видел в этом возможность поддержать молодых композиторов, хотя их музыка и эстетика сильно отличались от музыки и эстетики его поколения.
С 1963 года Бек жил попеременно в Рози (Франш-Конте) и Базеле, где и умер в 1989 году в возрасте 88 лет.
Деятельность в качестве присяжного заседателя и эксперта
[ редактировать ]После выхода на пенсию Бека часто вызывали в качестве присяжного заседателя и эксперта. С 1960 по 1980 год в качестве советника Фонда принца Пьера он входил в состав жюри конкурса композиторов Монако. Он также выступал в этой роли на Конкурсе Никколо Паганини в Генуе (1973) и на музыкальных конкурсах в Осло, Стокгольме и Цюрихе.
Почести
[ редактировать ]В 1954 году Бек был удостоен премии композиции Schweizerischer Tonkünstlerverein, а в 1956 году премии Людвига Шпора города Брауншвейга. В 1964 году он получил Базельскую премию искусств. В 1973 году принц Монако Ренье III назначил Бек главнокомандующим Ордена культурных заслуг.
Специальные услуги для современной музыки
[ редактировать ]Бек предложил и аранжировал множество оригинальных и первых выступлений в местном отделении IGNM в Базеле, включая, среди прочего, премьеру последнего произведения Альберта Русселя, струнного трио Op. 58 (1937), написанный специально для юбилейного концерта в Базеле в год его смерти. Незадолго до этого Бек организовал в Цюрихе швейцарскую премьеру «Псалма 80» Русселя и познакомил французского композитора с Вернером Рейнхартом, Отмаром Шёком и другими швейцарскими музыкантами.
Музыкальное поместье Бека хранится в Фонде Пауля Захера в Базеле.
музыка Бека
[ редактировать ]С самого начала отмечается антиромантическая позиция в его обширном и разнообразном творчестве, включающем все важные жанры, кроме оперы. Это до самого конца отражено в четком и линейном стиле. Полифонические структуры занимают центральное место в музыке Бека. Для его тонкого контрапункта особенно характерны голоса, стремящиеся навстречу друг другу или вдали друг от друга. Его богатые диссонансами гармонии возникают преимущественно в результате написания соответствующих партий.
Резкая звучность доминирует во многих произведениях, входящих в атональные области, их темы часто возникают из сложных аккордов. Благодаря его тесным связям с французской музыкой парижской группы Les Six и работам его друзей в L'École de Paris , музыка Бека часто бывает ярко ритмичной. Это способствует облегчению его врожденной алеманской серьезности и самоанализа, который часто выходит на первый план в медленных движениях.
Положение в музыкальной истории
[ редактировать ]Хотя в его творчестве чередуются элементы необарокко и неоклассицизма, Бек не вписывается ни в одно из этих направлений. На основе музыки, созданной в 1920-е годы в Париже Стравинским, Онеггером, Русселем, Мийо и другими французскими композиторами, Бек выработал самостоятельный, преимущественно лирический и глубоко экспрессивный стиль.
В 1930-х годах Бек со своими друзьями-композиторами Тибором Харшаньи (Венгрия), Богуславом Мартину (Чехословакия), Марселем Михаловичем (Румыния), Александром Тансманом (Польша) и Александром Черепниным (Россия) сформировал L'École de Paris , концерты которой иногда также проводятся. выступил Александр Шпицмюллер-Хармерсбах (Австрия).
За премьерой Третьей симфонии 1928 года в Бостоне под управлением Сержа Кусевицкого последовали дальнейшие важные исполнения произведений Бека под управлением Эрнеста Ансерме, Эрнеста Бура, Ганса Мюнха, Ганса Росбо, Германа Шерхена и Вальтера Страрама и других.
Избранные работы
[ редактировать ]- Этап
- «Большая Медведица» , балет (1935–1936)
- Оркестр
- Эней Сильвий , Симфония (1957)
- Концертато (1964)
- Фантазии (1969)
- Дань 1. «Вдали...», 2. «...и в настоящем» (1965).
- Гимн (1952)
- Названный (1931)
- Камерный концерт (1971)
- Кляйне-сюита для струнного оркестра (1930)
- Отголоски , Трипартита для оркестра (1983)
- Упрямый (1936)
- Сонатина (1958)
- Концертная сюита для духовых, ударных и контрабаса (1961)
- Симфония № 3 для струнного оркестра (1927)
- Симфония №. 4 «Концерт для оркестра» (1928)
- Симфония № 5 (1930) [ 1 ]
- Симфония № 6 (1950)
- концертанте
- Концертино для кларнета, фагота и оркестра (1954)
- Концертино для гобоя с оркестром (1962)
- Концертино для фортепиано с оркестром (1927–1928).
- Концерт для кларнета с оркестром (1967–1968).
- Концерт для фортепиано с оркестром (1930)
- Концерт для струнного квартета и оркестра (1929)
- Концерт для альта с оркестром (1949)
- Концерт для духового квинтета и оркестра (1976)
- Камерный концерт для скрипки с оркестром (1949)
- Концертная музыка для гобоя и струнного оркестра (1932)
- Свет и тени , 3 части для 2-х валторн, ударных и струнного оркестра (1982)
- Серенада для флейты, кларнета и струнного оркестра (1935)
- Камерная музыка
- Альтернативы для кларнета, виолончели и фортепиано (1980)
- Дуэт для 2-х скрипок (1960)
- Дуэт для скрипки и альта (1934–1935) [ 2 ]
- Facetten , три экспромта для трубы и фортепиано (1975)
- Интермеццо для валторны и фортепиано (1948)
- Легенда для кларнета и фортепиано (1963)
- Ноктюрн для альт-саксофона и фортепиано (1969)
- Соната № 2 для виолончели и фортепиано (1954)
- Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1948)
- Сонатина для виолончели и фортепиано (1928)
- Сонатина для 2-х флейт (1971)
- Сонатина для флейты и 1 или 2 скрипок.
- Сонатина для флейты и фортепиано (1960)
- Сонатина для гобоя и фортепиано (1957)
- Сонатина для альта и фортепиано (1976–1977)
- Сонатина для скрипки и фортепиано (1928)
- Струнный квартет № 3 (1927) [ 3 ]
- Струнный квартет № 4 (1935) [ 4 ]
- Струнный квартет № 5 (1967)
- Струнное трио № 1 (1928)
- Струнное трио № 2 (1947)
- Три эпиграммы для виолончели соло (1976)
- Трио для флейты, гобоя и фортепиано (1983)
- Фортепиано
- Сонатина (1928)
- Сонатина №. 2 (1951)
- Сонатина для фортепиано в 4 руки (1955)
- Орган
- Хоровая соната (1950)
- Сонатина (1958)
- Две прелюдии (2 прелюдии) (1932)
- Вокал
- Солнечное затмение , Кантата (1967)
- «Тод Эдип» , Кантата для сопрано, тенора, баритона, смешанного хора, органа, 2-х труб, 2-х тромбонов и литавр (1928)
- Смерть в Базеле , Großes Miserere для сопрано, баса, трех динамиков, смешанного хора и оркестра (1952)
- Элегия , сольное исполнение по Фридриху Гёльдерлину (1972)
- Herbstfeuer , 6 песен для альта и камерного оркестра (1956)
- 3 Herbstgesänge для голоса и фортепиано или органа
- Каммеркантате по мотивам сонетов Луизы Лабе для сопрано, флейты, фортепиано и струнного оркестра (1937)
- Лирише Кантате для сопрано, альта, женского хора и небольшого оркестра (1931)
- Сюита по мотивам народных песен в течение года (1947)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Опубликовано Шоттом c. 1930 г. как Симфония № 5, для оркестра 1930 г. См. Ежемесячные отчеты Хофмайстера (HMB) . Лейпциг: Фридрих Хофмайстер. Январь 1931 года . Проверено 14 июня 2014 г. - из Австрийской национальной библиотеки . Однако дата в этой ссылке HMB просто отражает дату авторских прав/выпуска партитуры в 1930 году ( OCLC 730050049 ), хотя отпечаток был получен Hofmeisters Monatsberichte в январе 1931 года.
- ↑ Также (как и 4-й струнный квартет) опубликовано Шоттом из Майнца в 1935 году. См. ежемесячные отчеты Хофмайстера .
- ↑ По крайней мере, партитура опубликована Шоттом из Майнца в 1927 году. См. ежемесячные отчеты Хофмайстера .
- ^ Написано или нет в 1935 году, опубликовано Шоттом из Майнца в 1935 году. См. Hofmeisters Monatsberichte .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Конрадом Беком, на Викискладе?