Оратория
Оратория ( Итальянское произношение: [oraˈtɔːrjo] ) — музыкальное произведение с драматическим или повествовательным текстом для хора , солистов и оркестра или другого ансамбля . [1]
Как и большинство опер , оратория включает в себя использование хора, солистов, инструментального ансамбля, различных характеров (например, солистов) и арий . Тем не менее, опера — это музыкальный театр и обычно включает в себя значительное театральное зрелище , включая декорации , реквизит и костюмы , а также постановочные взаимодействия между персонажами. В оратории, как правило, минимальная постановка , при этом хор часто играет более центральную драматическую роль, а произведение обычно представляет собой концертное произведение, хотя оратории иногда ставятся как оперы, а оперы нередко представляются в концертной форме .
Особенно важное различие между оперой и ораторией заключается в типичной тематике текста. оперы Либретто может касаться любой мыслимой драматической темы (например , истории , мифологии , Ричарда Никсона , Анны Николь Смит ); текст оратории часто затрагивает священные темы, что делает его пригодным для исполнения в церкви , что остается важным исполнительским контекстом для жанра. Католические композиторы обращались к жизни святых историям и библейским . Протестантские композиторы часто обращались к библейским темам, но иногда обращали внимание на жизнь известных религиозных деятелей, например, на Карла Леве «Ян Гус» , ораторию о раннем реформаторе Яне Гусе . Оратории стали чрезвычайно популярными в Италии начала 17 века отчасти из-за успеха оперы и запрета католической церкви на зрелища во время Великого поста . Оратории стали основным выбором музыки в этот годовой период для оперной публики. [ нужна ссылка ]
Традиционно оратория подразумевает искреннее религиозное обращение со священными предметами, так что несакральная оратория обычно квалифицируется как « светская оратория»: часть терминологии, которая в некоторых исторических контекстах могла бы рассматриваться как оксюморон или, по крайней мере, парадоксально. [2] и рассматривались с некоторой долей скептицизма , вызванного страхом . [3] Несмотря на этот прочный и неявный контекст, оратории на светские темы писались с самого зарождения этого жанра .
История
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Слово оратория происходит от латинского глагола ōrō (настоящий инфинитив ōrāre ), означающего произносить речь или говорить публично , молиться, просить или умолять, родственного аттическому греческому существительному ἀρά ( ара , «молитва»). [1] [4] (Отсюда и запись, обозначающая «ораторское искусство» , в том числе ораторское искусство (богослужение) .) Музыкальное произведение было «названо по роду музыкальных служб, проводившихся в церкви ораторского искусства св. Филиппа Нери в Риме ( Congregazione dell'Oratorio ) в вторая половина XVI века». Это слово засвидетельствовано на английском языке только с 1727 года, а эквивалентное слово «ораторское искусство» использовалось ранее с 1640 года. [1]
Происхождение
[ редактировать ]Хотя средневековые пьесы, такие как « Людус Даниэлис» , и мотеты диалогов эпохи Возрождения, такие как пьесы Ольтремонтани, имели характеристики оратории, первую ораторию обычно рассматривают как » Эмилио де Кавальери ( « Rappresentatione di Anima, et di Corpo 1600). Монтеверди сочинил Il Combattimento di Tancredi e Clorinda (1624), которую можно считать первой светской ораторией.
Истоки оратории можно найти в священных диалогах в Италии. Это были настройки библейских, латинских текстов и в музыкальном отношении были очень похожи на мотеты . В произведении было сильное повествование, драматический акцент и диалоги между персонажами. Джованни Франческо Анерио ( «Духовная гармоника» 1619) представляет собой набор из 14 диалогов, самый длинный из которых длится 20 минут и посвящен обращению святого Павла и рассчитан на четырех солистов: Историка (рассказчика), тенора ; Святой Павел , тенор; Голос с небес, бас ; и Анания , тенор. Также есть припев из четырех частей, который представляет любую толпу в драме. Музыка часто контрапунктична и похожа на мадригал . Филиппа Нери отличалась Конгрегация ораторий духовным пением . Они становились все более популярными и в конечном итоге исполнялись в специально построенных ораториях (молитвенных залах) профессиональными музыкантами. Опять же, они были в основном основаны на драматических и повествовательных элементах.Священная опера дала еще один импульс диалогам, и их продолжительность значительно увеличилась (хотя на самом деле никогда не превышала 60 минут). Кавальери Rappresentatione di Anima, et di Corpo является примером одного из таких произведений, но технически это не оратория, поскольку в ней присутствуют актерское мастерство и танец. Однако он содержит музыку в монодическом стиле.Первой ораторией, названной этим именем, является » Пьетро делла Валле « Оратория делла Очищение , но из-за ее краткости (всего 12 минут) и того факта, что ее другое название было «диалог», мы видим, что в ней было много двусмысленности. в этих именах.
1650–1700
[ редактировать ]Во второй половине 17 века наблюдались тенденции к исполнению религиозных ораторий и за пределами церковных залов, в судах и общественных театрах . Тема оратории должна быть весомой. Он может включать такие темы, как Сотворение мира , жизнь Иисуса или карьера классического героя или библейского пророка . Со временем произошли и другие изменения, возможно, потому, что большинство композиторов ораторий были также популярными композиторами опер. Они начали публиковать либретто своих ораторий, как и своих опер. Вскоре сильный упор был сделан на арии, а использование хора уменьшилось. Певицы стали регулярно наниматься и заменили рассказчика мужчину речитативами - .
К середине 17 века сложились два типа:
- oratorio latino (на латыни ) — впервые разработана в Оратории дель Сантиссимо Крочифиссо , относящейся к церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо в Риме .
Наиболее значительными композиторами латиноамериканской оратории были в Италии Джакомо Кариссими , чей «Джефт» считается первым шедевром жанра (как и большинство других латинских ораторий того периода, он состоит только из одного раздела), а во Франции — ученик Кариссими Марк-Антуан. Шарпантье (34 работы H.391 – H.425).
- народное ораторское искусство (на итальянском языке ) - типичные примеры включают:
- Джакомо Кариссими Даниэле
- Марко Мараццоли от S Tomaso
- аналогичные произведения написаны Франческо Фоджиа , Луиджи Росси , Алессандро Страделлой.
продолжительностью около 30–60 минут Ораторы волгари исполнялись в двух частях, разделенных проповедью ; их музыка напоминает музыку современных опер и камерных кантат .
Позднее барокко
[ редактировать ]В период позднего барокко оратории все чаще становились «священной оперой». В Риме и Неаполе Алессандро Скарлатти самым известным композитором был . В Вене придворный поэт Метастазио ежегодно создавал для двора серию ораторий, поставленных Кальдарой , Хассе и другими. Самое известное либретто оратории Метастазио « Страсти Джезу-Кристо» было написано по крайней мере 35 композиторами с 1730 по 1790 год. В Германии оратории среднего барокко перешли от в стиле раннего барокко настроек Рождества и Воскресения Генриха Шютца к « Страстям» И. С. Баха. , оратории-страсти, такие как Der Tod Jesu в постановке Телемана и Карла Генриха Грауна . После Телемана появился стиль галантной оратории К.П.Е. Баха .
Грузинская Британия
[ редактировать ]В грузинскую эпоху монарх немецкого происхождения и композитор немецкого происхождения определили английскую ораторию. Георг Фридрих Гендель , наиболее известный сегодня своим «Мессией» (1741), также написал другие оратории, основанные на темах греческой и римской мифологии и библейских темах. Ему также приписывают написание первой англоязычной оратории «Эстер» . Среди подражателей Генделя был итальянец Лидарти , которого еврейская община Амстердама наняла для написания еврейской версии Эстер .
Классицизм
[ редактировать ]» (1801) Йозефа Гайдна остаются «Сотворение мира» (1798) и «Времена года наиболее известными ораториями периода классицизма. В то время как первое из этих произведений, вдохновленных Генделем, основано на религиозной теме творения, второе более светское и содержит песни о промышленности, охоте и вине.
викторианская эпоха
[ редактировать ]Британия продолжала искать в Германии композиторов ораторий. Бирмингемский фестиваль заказал различные оратории, в том числе Феликса Мендельсона в «Илия» 1846 году, позже исполненную на немецком языке под названием «Элиас» . Немецкий композитор Георг Вирлинг известен модернизацией светской формы оратории. [5]
» Джона Стейнера ( «Распятие 1887) стало стереотипным боевым конем массовых любительских хоровых обществ. Эдвард Элгар попытался возродить жанр на рубеже веков композициями « Свет жизни» (Lux Christi) , «Сон Геронтия» , «Апостолы» и «Царство» . [ нужны разъяснения ]
20 век
[ редактировать ]Оратория с трудом вернулась к вниманию публики с Игоря Стравинского в «Царем Эдипом» Париже (1927), Лидсе» Уильяма Уолтона в «Пиром Валтасара (1931), Пауля Хиндемита в Берлине » «Унауфхёрличе (1931), Артура Онеггера » «Королем Давидом . и Жанна д'Арк о Бюшер в Базеле (1938), а также » Франца Шмидта ( «Книга за семью печатями Das Buch mit sieben Siegeln ) в Вене (1938). Майкла Типпета « Оратория Дитя нашего времени» (первое исполнение, 1944) посвящена событиям, связанным со Второй мировой войной . Послевоенные оратории включают Дмитрия Шостаковича » «Песню лесов (1949), Сергея Прокофьева » «На страже мира (1950), Вадима Салманова » « Двенадцать (1957), Альфреда Шнитке » «Нагасаки (1958), » Богуслава Мартину . «Нагасаки «Эпос о Гильгамеше» (1958), Кшиштофа Пендерецкого » «Страсти по Луке (1966), [ нужны разъяснения ] Ганса Вернера Хенце » «Цвет Медузы (1968), Рене Клеменчича » «Каббала (1992) и » Освальдо Голихова ( «Страсти по Марку 2000). [ нужны разъяснения ] Маурисио Кагель написал «Страсти по Баху ораторию » о жизни Баха к трехсотлетию со дня его рождения в 1985 году.
Оратории популярных музыкантов включают Лео Ферре ( «Песнь о плохом настроении» 1954 и 1972), основанную на Гийома Аполлинера одноименном стихотворении Пола Маккартни » , «Ливерпульскую ораторию (1991) и » Микиса Теодоракиса . «Общую Песнь и Axion Esti , основанный на стихах Пабло Неруды и Одуссеаса Элитиса .
21 век
[ редактировать ]Когда Дадли Бак сочинил свою ораторию «Свет Азии» в 1886 году, она стала первой в истории жанра, основанной на жизни Будды . [6] С тех пор несколько ораторий конца 20-го и начала 21-го веков были основаны на жизни Будды или включали буддийские тексты. К ним относятся Сомеи Сато 1987 года «Stabat Mater» , [7] Динеша Субасингхе 2010 года Каруна Нади и Джонатана Харви 2011 года Weltethos . [8] В 21 веке также наблюдалось продолжение христианских ораторий в виде « » Джона Адамса и Эль-Ниньо « Евангелия от другой Марии» . Другие представленные религии включают ( Илайяраджи Тирувасакам основанную на текстах индуистских гимнов Шиве ). Светские оратории, написанные в 21 веке, включают » Натана Карриера ( «Гайские вариации основанные на гипотезе Геи ), Ричарда Эйнхорна » «Происхождение (на основе сочинений Чарльза Дарвина ), Джонатана Миллса ( «Сандаканский треноди» на основе Сандаканских маршей смерти). ), Нила Хэннона « Нашим отцам в беде » и Дэвида Лэнга « Страсти девчонки со спичками» (2008). Оратория Laudato si' , написанная в 2016 году Питером Ройлейном на либретто Гельмута Шлегеля , включает в себя полный латинский текст Магнификата , дополненный сочинениями Клары Ассизской , Франциска Ассизского и Папы Франциска . [9] [10] «Брудер Мартин» был написан Томасом Габриэлем на основе текста Ойгена Эккерта о сценах из жизни Мартина Лютера к 500-летию Реформации в 2017 году. [11]
См. также
[ редактировать ]- Список ораторий
- Страсть
- Музыка к реквиемной мессе
- Месса (литургия)
- Месса (музыка)
- Общество оратории (значения)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «оратория, (сущ.)». Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . 2023. doi : 10.1093/OED/8713946143 .
Крупномасштабное, обычно повествовательное музыкальное произведение для оркестра и голосов, обычно на священную тему, исполняемое с небольшим количеством костюмов, декораций или действий или вообще без них.
- ^ Смитер, Ховард Э. История оратории . Том. 2: Оратория в эпоху барокко - протестантская Германия и Англия. Издательство Университета Северной Каролины. п. 350.
Семь произведений Генделя иногда относят к «светским ораториям»: «Деяния и Галатея», «Пир Александра», «Ода ко дню св. Цецилии», «Аллегро», «Семела», «Геркулес» и «Выбор Геркулеса».63 Тем не менее, ни одно из этих произведений не представлено. Первоначально композитор называл ее ораторией. В Англии Генделя термин «светская оратория» не использовался и мог бы показаться противоречивым. Таким образом, в жанровой классификации произведений Генделя, основанной на терминологии, характерной для Англии того времени, эти семь сочинений были бы исключены из категории ораторий.
- ^ «Преподобный Семелы . Оратория. Под редакцией... Эбенезера Праута». Музыкальные времена . 19 (424): 338. 1 июня 1878 г. doi : 10.2307/3357342 . JSTOR 3357342 .
За неимением лучшего термина это произведение можно назвать «Светской ораторией»; но... Арнольд, не желая называть ее оперой , называет ее «драматическим спектаклем», и, конечно, природа либретто исключает возможность окружить его какими-либо религиозными ассоциациями. Виктор Шельхер в своей «Жизни Генделя …» останавливается на абсурдности чувства, которое во времена композитора побуждало людей запрещать Эсфирь или Иуду Маккавея играть в действии, в то время как они могли невозмутимо слушать Семелу даже во время Великого поста. , потому что это было «в манере оратории».
- ^ Льюис, Чарльз Т. (1890). «Оро» . Элементарный латинский словарь . Нью-Йорк, Цинциннати и Чикаго: Американская книжная компания – через цифровую библиотеку Персея , Университет Тафтса .
- ^ «История музыки» . Проверено 9 февраля 2012 года .
- ^ Смитер, Ховард Э. (2000). История оратории: оратория в девятнадцатом и двадцатом веках , стр. 453 и 463. University of North Carolina Press. ISBN 0807825115
- ^ Нью-Йорк Таймс (3 апреля 1987 г.). «Оратория объединяет Христа и Будду» . Проверено 3 мая 2013 г.
- ↑ Клементс, Эндрю (22 июня 2012 г.). « Велтетос – обзор» . Хранитель . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Ройлейн, Питер ; Шлегель, Гельмут (2016). Laudato si' / Францисканский Magnificat . Лимбург-ан-дер-Лан : Дем Верлаг . п. 230. ИСБН 978-3-943302-34-9 . ИСМН 979-0-50226-047-7.
- ^ «Праздничный концерт к юбилею Отделения церковной музыки / Laudato si' – оратория Петера Ройлейна (премьера)» (на немецком языке). Либфрауэн, Франкфурт . 2016 . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ «Брат Мартин - Музыкальная оратория Лютера в семи картинках и прологе» (PDF) (на немецком языке). Штрубе Верлаг. 2017 . Проверено 10 октября 2020 г.
- Букофзер, Манфред Ф. Музыка эпохи барокко. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton and Co., Inc, 1947.
- Смитер, Ховард. История оратории. том. 1–4, Чапел-Хилл, Северная Каролина: Univ. NC Press, 1977–2000.
- Диди, Джон. Католическая книга фактов . Чикаго, Иллинойс: Thomas Moore Press, 1986.
- Grove Music Online , изд. Л. Мэйси, grovemusic.com (доступ по подписке).
- Хардон, Джон А. Современный католический словарь. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday and Co. Inc., 1980.
- Новая католическая энциклопедия. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 1967.
- Рэндел, Дон. «Оратория». Гарвардский музыкальный словарь. Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press, 1986.
- Макгуайр, Чарльз Эдвард. Оратории Элгара: создание эпического повествования . Олдершот: Ashgate Press, 2002.
- Макгуайр, Чарльз Эдвард. «Элгар, Иуда и теология предательства». В «Музыке XIX века» , т. XXIII, нет. 3 (весна 2000 г.), стр. 236–272.
- Аптон, Джордж П. Стандартные оратории , Чикаго, 1893 г.
- Гилман, Тодд С. « Геркулес Генделя и его семиозис». Музыкальный ежеквартальный журнал , Oxford University Press , Vol. 81, № 3 (осень 1997 г.): стр. 449–481. ДЖСТОР