Песня лесов
Песня лесов ( Песнь о лесах ), соч. 81 — оратория Дмитрия Шостаковича, написанная летом 1949 года. Она была написана в честь облесения русских степей ( Великого плана преобразования природы ) после окончания Второй мировой войны . Первоначально в композицию вошли тексты Евгения Долматовского, восхваляющие Иосифа Сталина как «великого садовника»; эти ссылки были удалены после его смерти. Премьера произведения состоялась 15 ноября 1949 года в Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского . Произведение было хорошо встречено правительством, а композитор получил Сталинскую премию в следующем году .
Структура
[ редактировать ]Оратория длится около 40 минут и состоит из семи частей :
- Когда война закончилась
- Зов звенит по всей земле
- Память о прошлом
- Пионеры сажают леса
- Бойцы Сталинграда идут вперед
- Прогулка в будущее
- Слава
Обзор
[ редактировать ]В тени указа Жданова
[ редактировать ]По сравнению с большинством других произведений Шостаковича, особенно с некоторыми из его симфоний, слишком легко считать «Песню лесов» упрощенным и откровенно доступным «официальным» произведением, не помня контекста времени, в котором она была написана. В 1948 году Шостакович вместе со многими другими композиторами был вновь уличён в формализме в Ждановском указе . Упрощенные и откровенно доступные композиции были именно тем, чего требовала партия. Шостакович был не единственным, кто писал в это время «безопасные» произведения. Прокофьев написал ораторию «На страже мира» , а Мясковский — 27-ю симфонию. [ 1 ] Несмотря на это, советские нападки на композиторов были произвольными и непредсказуемыми, в немалой степени из-за неопределенности вокруг теории социалистического реализма в музыке и того, как ее следует применять. Марина Фролова-Уокер так изложила ситуацию:
«Социалистический реализм» так и не был разработан как последовательная теория, хотя огромные усилия были затрачены на попытки создать его иллюзию. Скорее, это был всего лишь набор лозунгов с неясными серыми долинами между ними. По правде говоря, чиновники сочли эту неопределенность и отсутствие сплоченности слишком полезными, чтобы ими можно было жертвовать, поскольку они давали им неограниченную гибкость в манипулировании артистами. Если взять два произведения одинакового характера, одно можно было бы похвалить, а другое осудить, по какой-нибудь минутной официальной прихоти. Нападки на композиторов иногда были основаны не более чем на страхе, что отсутствие критики может привлечь нежелательное внимание к соответствующему критику: никто не хотел идти в ногу со временем. [ 2 ]
Для Шостаковича повторилась история 1936 года, только на этот раз он был не один. Большинство его произведений было запрещено, его заставили публично покаяться, а его семью лишили привилегий. Юрий Любимов рассказывает, что в это время "он ждал ареста ночью на лестничной площадке у лифта, чтобы хотя бы семью не беспокоить". [ 3 ] В последующие несколько лет Шостакович разделил свои сочинения на музыку к фильмам для оплаты аренды, официальные произведения, направленные на обеспечение официальной реабилитации , и серьезные произведения «для ящика стола». [ 4 ] В последний вошли Скрипичный концерт № 1 и песенный цикл « Из еврейской народной поэзии» .
Состав
[ редактировать ]По практическим соображениям (не говоря уже о целях личного выживания) Шостакович начал использовать для сочинения две разные музыкальные идиомы. Первый был более упрощенным и доступным для соответствия партийным установкам. Второй был более сложным и абстрактным для художественной реализации. «Песнь лесов» относится к первой категории. [ 5 ] В свой «официальный» стиль он положил текст Евгения Долматовского , партийного поэта. Долматовский осмотрел тогда новые лесопосадки и поделился впечатлениями с композитором. [ 6 ]
Шостакович создает дугу от начального воспоминания о необъятности русских степей с мрачными, почти мусоргскими воспоминаниями об опустошении только что прошедшей войны, до заключительной фуги энергии и утверждения. Между этими двумя моментами находится серия хоровых песен, призывающих к посадке деревьев. Сочиняя эту пьесу, Шостакович прочитал в школьной газете дочери статью о том, что группы « Пионеры в проекте посадки участвуют » — советское молодежное движение. Он попросил Долматовского поставить дополнительные строки для детского хора, чтобы отразить старания пионеров. Лирическая часть перед финалом напоминает недавно подвергнутую критике Восьмую симфонию , хотя и более «доступна», чтобы избежать цензуры. Финальная фуга, по мнению Шостаковича, была рискованной, поскольку фуги считались формалистическими . Используя русскую народную песню в качестве основы для движения и цитируя Глинку в качестве модели, он чувствовал, что существенно снижает фактор риска. [ 6 ]
Инструментарий
[ редактировать ]- Деревянные духовые инструменты : 3 флейты (3-е удвоение- пикколо ), 3 гобоя (3-е удвоение английского рожка ), 3 кларнета , 2 фагота.
- Духовые : 4 валторны , 3 трубы , 3 тромбона , туба.
- Перкуссия :
- Прочее: челеста , 2 арфы , струны.
- Духовой оркестр : 6 труб , 6 тромбонов.
Тексты песен
[ редактировать ]Полная кантата состоит из 7 разделов. [ 7 ]
- Когда окончилась война – When the War Ended
- Оденем Родину в леса – We will clothe the Motherland with forests
- Воспоминание о прошлом – Memories of the Past
- Пионеры сажают леса – The Pioneers Plant the Forests
- Комсомольцы выходят вперед – The Young Communists go forth
- Будущая прогулка – A Walk into the Future
- Слава – Glory
Название стихотворения Оденем Родину в лесу! повторяется в кантате как припев. Вторая часть кантаты начинается так:
- Звучит, летит на всю страну,
- Разносит ветер голоса:
- "Объявим засухе войну,
- Оденем Родину в леса,
- Оденем Родину в леса!"
Продолжающаяся популярность
[ редактировать ]Хотя «Песня леса» не считается ни лучшим, ни самым популярным произведением Шостаковича, ее продолжают исполнять и записывать, поскольку она представляет собой привлекательную музыкальную стилизацию . Воспоминания о хоре мальчиков из « Чайковского » Пиковой дамы соседствуют с Глинкой и даже Мусоргским. Кроме того, существует прямое влияние Малера » «Песни о дерде , особенно интроспективной третьей и четвертой частей. На это Шостакович намекает сходством названий двух произведений. Пропагандистская ценность « Песни о лесах», возможно, была чисто поверхностной, но ее было достаточно, чтобы удовлетворить партийных идеологов. [ 8 ]
Отсылка к официальности
[ редактировать ]Композитор считал эту ораторию позорным произведением. [ 9 ] Перед премьерой произведения Исаак Гликман сказал Шостаковичу: «Было бы так хорошо, если бы вместо Сталина у вас была, скажем, королева Нидерландов — она большая любительница лесовосстановления». Композитор ответил: «Это было бы чудесно! Я беру ответственность за музыку, но что касается слов...» [ 10 ]
Влияние на Прокофьева
[ редактировать ]26 ноября 1949 года Сергей Прокофьев и его жена Мира присутствовали на московской премьере « Песни о лесах» . По словам Миры, Прокофьев сказал, что «оратория была виртуозной, инструментовка блестящей, но мелодическим материалом она была небогата». Его успех возродил желание Прокофьева сочинить «На страже мира» ; он регулярно изучал «Песню лесов» во время сочинения собственной оратории. [ 11 ]
Библиография
[ редактировать ]- Фролова-Уокер, Марина (1998). « Национальный по форме, социалистический по содержанию: музыкальное нациестроительство в советских республиках». Журнал Американского музыковедческого общества . 51 (2): 331–371. дои : 10.1525/jams.1998.51.2.03a00040 .
- Ледбеттер, Стивен, Примечания для RCA/BMG 68877, На страже мира — Музыка тоталитарного режима ; Санкт-Петербургский филармонический оркестр под управлением Юрия Темирканова .
- Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN 0-520-21815-9 .
- Волков, Соломон , тр. Антонина В. Буи , Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995). ISBN 0-02-874052-1 .
- Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспоминая жизнь. (Принстон: Издательство Принстонского университета, 1994). ISBN 0-691-04465-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поле, 311.
- ^ Frolova-Walker, 368.
- ^ Элизабет Уилсон, Шостакович: Вспомнинная жизнь с. 183.
- ^ Вайнер, Джек (1984). «Десталинизация «Песни о лесах» Дмитрия Шостаковича, соч. 81 (1949)». Обзор языка и литературы Скалистых гор . 38 (4): 214–222. дои : 10.2307/1346881 . ISSN 0361-1299 . JSTOR 1346881 .
- ^ Шварц, Нью-Гроув , 17:265.
- ^ Jump up to: а б Ледбеттер, 5.
- ^ Тексты песен эстонского радио к версии, исполненной Пааво Ярви в 2012 году, с переводом на эстонский язык.
- ^ Volkov, 242.
- ^ Muzykal'naia akademiia , 4 (1997), 225.
- ^ Pis'ma k drugu , 82-83.
- ^ Mendelson-Prokofieva, Mira (2012). О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967) (in Russian). Москва: Композитор. pp. 420–421, 480–481. ISBN 978-5-4254-0046-8 .