Jump to content

Песня лесов

Песня лесов ( Песнь о лесах ), соч. 81 — оратория Дмитрия Шостаковича, написанная летом 1949 года. Она была написана в честь облесения русских степей ( Великого плана преобразования природы ) после окончания Второй мировой войны . Первоначально в композицию вошли тексты Евгения Долматовского, восхваляющие Иосифа Сталина как «великого садовника»; эти ссылки были удалены после его смерти. Премьера произведения состоялась 15 ноября 1949 года в Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского . Произведение было хорошо встречено правительством, а композитор получил Сталинскую премию в следующем году .

Структура

[ редактировать ]

Оратория длится около 40 минут и состоит из семи частей :

  1. Когда война закончилась
  2. Зов звенит по всей земле
  3. Память о прошлом
  4. Пионеры сажают леса
  5. Бойцы Сталинграда идут вперед
  6. Прогулка в будущее
  7. Слава

В тени указа Жданова

[ редактировать ]

По сравнению с большинством других произведений Шостаковича, особенно с некоторыми из его симфоний, слишком легко считать «Песню лесов» упрощенным и откровенно доступным «официальным» произведением, не помня контекста времени, в котором она была написана. В 1948 году Шостакович вместе со многими другими композиторами был вновь уличён в формализме в Ждановском указе . Упрощенные и откровенно доступные композиции были именно тем, чего требовала партия. Шостакович был не единственным, кто писал в это время «безопасные» произведения. Прокофьев написал ораторию «На страже мира» , а Мясковский — 27-ю симфонию. [ 1 ] Несмотря на это, советские нападки на композиторов были произвольными и непредсказуемыми, в немалой степени из-за неопределенности вокруг теории социалистического реализма в музыке и того, как ее следует применять. Марина Фролова-Уокер так изложила ситуацию:

«Социалистический реализм» так и не был разработан как последовательная теория, хотя огромные усилия были затрачены на попытки создать его иллюзию. Скорее, это был всего лишь набор лозунгов с неясными серыми долинами между ними. По правде говоря, чиновники сочли эту неопределенность и отсутствие сплоченности слишком полезными, чтобы ими можно было жертвовать, поскольку они давали им неограниченную гибкость в манипулировании артистами. Если взять два произведения одинакового характера, одно можно было бы похвалить, а другое осудить, по какой-нибудь минутной официальной прихоти. Нападки на композиторов иногда были основаны не более чем на страхе, что отсутствие критики может привлечь нежелательное внимание к соответствующему критику: никто не хотел идти в ногу со временем. [ 2 ]

Для Шостаковича повторилась история 1936 года, только на этот раз он был не один. Большинство его произведений было запрещено, его заставили публично покаяться, а его семью лишили привилегий. Юрий Любимов рассказывает, что в это время "он ждал ареста ночью на лестничной площадке у лифта, чтобы хотя бы семью не беспокоить". [ 3 ] В последующие несколько лет Шостакович разделил свои сочинения на музыку к фильмам для оплаты аренды, официальные произведения, направленные на обеспечение официальной реабилитации , и серьезные произведения «для ящика стола». [ 4 ] В последний вошли Скрипичный концерт № 1 и песенный цикл « Из еврейской народной поэзии» .

По практическим соображениям (не говоря уже о целях личного выживания) Шостакович начал использовать для сочинения две разные музыкальные идиомы. Первый был более упрощенным и доступным для соответствия партийным установкам. Второй был более сложным и абстрактным для художественной реализации. «Песнь лесов» относится к первой категории. [ 5 ] В свой «официальный» стиль он положил текст Евгения Долматовского , партийного поэта. Долматовский осмотрел тогда новые лесопосадки и поделился впечатлениями с композитором. [ 6 ]

Шостакович создает дугу от начального воспоминания о необъятности русских степей с мрачными, почти мусоргскими воспоминаниями об опустошении только что прошедшей войны, до заключительной фуги энергии и утверждения. Между этими двумя моментами находится серия хоровых песен, призывающих к посадке деревьев. Сочиняя эту пьесу, Шостакович прочитал в школьной газете дочери статью о том, что группы « Пионеры в проекте посадки участвуют » — советское молодежное движение. Он попросил Долматовского поставить дополнительные строки для детского хора, чтобы отразить старания пионеров. Лирическая часть перед финалом напоминает недавно подвергнутую критике Восьмую симфонию , хотя и более «доступна», чтобы избежать цензуры. Финальная фуга, по мнению Шостаковича, была рискованной, поскольку фуги считались формалистическими . Используя русскую народную песню в качестве основы для движения и цитируя Глинку в качестве модели, он чувствовал, что существенно снижает фактор риска. [ 6 ]

Инструментарий

[ редактировать ]
Деревянные духовые инструменты : 3 флейты (3-е удвоение- пикколо ), 3 гобоя (3-е удвоение английского рожка ), 3 кларнета , 2 фагота.
Духовые : 4 валторны , 3 трубы , 3 тромбона , туба.
Перкуссия :
литавры
треугольник , малый барабан , тарелки , глокеншпиль
Прочее: челеста , 2 арфы , струны.
Духовой оркестр : 6 труб , 6 тромбонов.

Тексты песен

[ редактировать ]

Полная кантата состоит из 7 разделов. [ 7 ]

  1. Когда окончилась война – When the War Ended
  2. Оденем Родину в леса – We will clothe the Motherland with forests
  3. Воспоминание о прошлом – Memories of the Past
  4. Пионеры сажают леса – The Pioneers Plant the Forests
  5. Комсомольцы выходят вперед – The Young Communists go forth
  6. Будущая прогулка – A Walk into the Future
  7. Слава – Glory

Название стихотворения Оденем Родину в лесу! повторяется в кантате как припев. Вторая часть кантаты начинается так:

Звучит, летит на всю страну,
Разносит ветер голоса:
"Объявим засухе войну,
Оденем Родину в леса,
Оденем Родину в леса!"

Продолжающаяся популярность

[ редактировать ]

Хотя «Песня леса» не считается ни лучшим, ни самым популярным произведением Шостаковича, ее продолжают исполнять и записывать, поскольку она представляет собой привлекательную музыкальную стилизацию . Воспоминания о хоре мальчиков из « Чайковского » Пиковой дамы соседствуют с Глинкой и даже Мусоргским. Кроме того, существует прямое влияние Малера » «Песни о дерде , особенно интроспективной третьей и четвертой частей. На это Шостакович намекает сходством названий двух произведений. Пропагандистская ценность « Песни о лесах», возможно, была чисто поверхностной, но ее было достаточно, чтобы удовлетворить партийных идеологов. [ 8 ]

Отсылка к официальности

[ редактировать ]

Композитор считал эту ораторию позорным произведением. [ 9 ] Перед премьерой произведения Исаак Гликман сказал Шостаковичу: «Было бы так хорошо, если бы вместо Сталина у вас была, скажем, королева Нидерландов — она большая любительница лесовосстановления». Композитор ответил: «Это было бы чудесно! Я беру ответственность за музыку, но что касается слов...» [ 10 ]

Влияние на Прокофьева

[ редактировать ]

26 ноября 1949 года Сергей Прокофьев и его жена Мира присутствовали на московской премьере « Песни о лесах» . По словам Миры, Прокофьев сказал, что «оратория была виртуозной, инструментовка блестящей, но мелодическим материалом она была небогата». Его успех возродил желание Прокофьева сочинить «На страже мира» ; он регулярно изучал «Песню лесов» во время сочинения собственной оратории. [ 11 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Фролова-Уокер, Марина (1998). « Национальный по форме, социалистический по содержанию: музыкальное нациестроительство в советских республиках». Журнал Американского музыковедческого общества . 51 (2): 331–371. дои : 10.1525/jams.1998.51.2.03a00040 .
  • Ледбеттер, Стивен, Примечания для RCA/BMG 68877, На страже мира — Музыка тоталитарного режима ; Санкт-Петербургский филармонический оркестр под управлением Юрия Темирканова .
  • Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN   0-520-21815-9 .
  • Волков, Соломон , тр. Антонина В. Буи , Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995). ISBN   0-02-874052-1 .
  • Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспоминая жизнь. (Принстон: Издательство Принстонского университета, 1994). ISBN   0-691-04465-1 .
  1. ^ Поле, 311.
  2. ^ Frolova-Walker, 368.
  3. ^ Элизабет Уилсон, Шостакович: Вспомнинная жизнь с. 183.
  4. ^ Вайнер, Джек (1984). «Десталинизация «Песни о лесах» Дмитрия Шостаковича, соч. 81 (1949)». Обзор языка и литературы Скалистых гор . 38 (4): 214–222. дои : 10.2307/1346881 . ISSN   0361-1299 . JSTOR   1346881 .
  5. ^ Шварц, Нью-Гроув , 17:265.
  6. ^ Jump up to: а б Ледбеттер, 5.
  7. ^ Тексты песен эстонского радио к версии, исполненной Пааво Ярви в 2012 году, с переводом на эстонский язык.
  8. ^ Volkov, 242.
  9. ^ Muzykal'naia akademiia , 4 (1997), 225.
  10. ^ Pis'ma k drugu , 82-83.
  11. ^ Mendelson-Prokofieva, Mira (2012). О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967) (in Russian). Москва: Композитор. pp. 420–421, 480–481. ISBN  978-5-4254-0046-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 475370a601dabab5b58746944087283d__1720619040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/3d/475370a601dabab5b58746944087283d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Song of the Forests - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)