Нос (опера)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Нос | |
---|---|
Сатирическая опера Дмитрия Шостаковича. | |
![]() Композитор в 1925 году | |
Родное название | Нос |
Либреттист |
|
Язык | Русский |
На основе | " Нос " Николай Гоголь |
Премьера | 18 января 1930 г. |
Нос , соч. 15, (русский: Нос , латинизированный: Нос — первая опера Дмитрия Шостаковича , сатирическое произведение, завершенное в 1928 году по Николая Гоголя 1836 года одноименному рассказу .
Стиль и структура
[ редактировать ]Опера была написана в 1927–1928 годах. Либретто написали Шостакович, Евгений Замятин , Георгий Ионин и Александр Прейс . что это сатира на времена Александра I. Шостакович заявил , [1] Сюжет повествует о петербургском чиновнике, чей нос отрывается от лица и живет собственной жизнью.
Оригинальное творчество Гоголя было расширено за счет заимствований из некоторых других его произведений, включая « Шинель », «Женитьба », « Дневник сумасшедшего », « Мертвые души », а также «Братьев Карамазовых» (1881) Достоевского . Последнее происходит во втором акте, сцене шестой, где Ковалев возвращается домой и находит поющего Ивана. Песня представляет собой переложение Шостаковичем слов второй части пятой книги второй главы « Карамазова» , где лакей Смердяков поет своей соседке Марии Кондратьевне.
Невидимая сила связана с моей возлюбленной. Благослови нас, Господи, ее и меня! Она и я! Я откажусь от королевской короны, если моя возлюбленная будет счастлива. Благослови нас, Господи, ее и меня! Она и я!
Шостакович использует монтаж разных стилей, в том числе народной музыки, популярной песни и атональности . Кажущемуся хаосу придают структуру формальные музыкальные приемы, такие как каноны и квартеты, прием, взятый из Альбана Берга » «Воццека .
По словам британского композитора Джерарда Макберни, писавшего для Boosey & Hawkes , « Нос » — один из величайших шедевров молодого Шостаковича, волнующее проявление вокальной акробатики, диких инструментальных красок и театрального абсурда, пронизанное взрывной смесью смеха. и ярость... Результат в безжалостно непочтительных руках Шостаковича подобен оперной версии Чарли Чаплина или Монти Пайтона ... несмотря на великолепно абсурдный сюжет и виртуозную музыку, "Нос" представляет собой совершенно практическое произведение и обеспечивает чрезвычайно интересный вечер. в театре». [2]
История выступлений
[ редактировать ]В июне 1929 года «Нос» был исполнен концертно, вопреки собственному желанию Шостаковича: « Нос теряет всякий смысл, если рассматривать его просто как музыкальное произведение. Ибо музыка возникает только из действия... Мне ясно, что концертное исполнение « Носа» разрушит его». [3] Действительно, концертное исполнение вызвало недоумение и подверглось яростной критике со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). [3]
Первоначально планировалось поставить спектакль в Большом театре под руководством Всеволода Мейерхольда , но планы провалились, поскольку Мейерхольд был слишком занят другими постановками. Премьера на сцене под управлением Самуила Самосуда состоялась в Малом оперном театре в Ленинграде 18 января 1930 года. [4] Он вызвал в целом плохие отзывы и широкое непонимание среди музыкантов. [5] Несмотря на это, дирижер Николай Малько , который преподавал Шостаковича в Ленинградской консерватории и дирижировал премьерой Первой симфонии своего ученика , назвал оперу «огромным успехом»; действительно, за шесть месяцев было дано 16 представлений с двумя поочередными составами. [3]
Опера больше не исполнялась в Советском Союзе до 1974 года, когда ее возродили Геннадий Рождественский и Борис Покровский . В интервью для документального фильма 2008 года Рождественский рассказал, что он нашел старую копию «Носа» в Большом театре в 1974 году, предположительно последнюю копию в Советском Союзе. Композитор присутствовал на репетиции и премьере в 1974 году. [6]
Итальянская премьера «Носа» состоялась 23 мая 1964 года на сцене Maggio Musicale Fiorentino в Театре делла Пергола во Флоренции. В актерский состав вошли Ренато Капечки (Платон Кусник Кавалоф), Итало Тахо (Иван Яковлевич), Антонио Пирино (Нос), Цеси Броггини (Пелагия Григорьевна Подточина) и Иоланда Менегуззер (дочь Подточины). Его дирижировал Бруно Бартолетти и режиссировал Эдуардо Де Филиппо . Художник-постановщик Мино Маккари . [7]
Профессиональная премьера оперы в США состоялась в Опере Санта-Фе в 1965 году под управлением Эриха Кунцеля . [8] и снова был исполнен труппой Санта-Фе в 1987 году под управлением Эдо де Ваарта . [9] Он был исполнен в июле 2004 года в Бард-колледжа SummerScape в Аннандейл-он-Гудзон , Нью-Йорк, под руководством Франчески Замбелло и в исполнении Американского симфонического оркестра под управлением Леона Ботштейна . [10]
Опера была поставлена в Opera Boston в начале 2009 года. [11] и в Метрополитен-опера транслировалась в кинотеатры по всему миру в рамках программы «Метрополитен-опера Live in HD» . в Нью-Йорке в марте 2010 года. Эта постановка была возобновлена в 2013 году и 26 октября [12]
- Нос Live в HD, 2013
Премьера постановки Барри Коски новой англоязычной версии Дэвида Паунтни для Королевской оперы , Оперы Австралии и Комише опер Берлин состоялась в 2016 году в Королевском оперном театре в Лондоне, дебют Коски в этом театре, и в 2018 году в Сиднейском театре. Оперный театр и в Берлине. [13]
Инструментарий
[ редактировать ]Партитура Шостаковича написана для следующего: [14]
- Деревянные духовые инструменты : флейта (дублирование пикколо , альтовая флейта ), гобой (дублирование английского рожка ), кларнет си-бемоль (дублирование кларнета-пикколо , ля-кларнет, бас-кларнет ), фагот (дублирование контрафагота ).
- Духовые : валторна , труба (двойной корнет ), тромбон.
- Перкуссия : треугольник , бубен , кастаньеты , том-том , трещотка , подвесная тарелка , клэш-тарелки , большой барабан , малый барабан , там-там , глокеншпиль , трубчатые колокольчики , ксилофон , флексатон ( музыкальная пила ).
- Звуковые эффекты : полицейский свисток , выстрел , удары (удары)
- Клавиатуры : фортепиано
- Струнные : скрипки первая и вторая , альты , виолончели , контрабасы , две арфы , малые домры , альтовые домры , две балалайки.
Роли
[ редактировать ]Для актерского состава требуется 82 певческих/говорящих партии, обычно исполняемые примерно 14 исполнителями. [2]
Роль | Тип голоса |
---|---|
Platon Kuzmich Kovalyov, a Collegiate Assessor | баритон |
Ivan Yakovlevich, a barber | бас-баритон |
Инспектор полиции | очень высокий тенор |
Ivan, Kovalyov's valet | тенор |
Нос | тенор |
Пелагея Григорьевна Подточина, вдова штабного офицера. | меццо-сопрано |
ее дочь | сопрано |
Старая графиня | контральто |
Praskovya Ossipovna, wife of Ivan Yakovlevich | сопрано |
Продавец хлеба | сопрано |
Клерк в редакции газеты | бас-баритон |
Ярыжкин, друг Ковалева | тенор |
Восемь лакеев, десять полицейских, девять джентльменов, четыре евнуха, прохожие, люди на автовокзале и т. д. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Опера в 3-х действиях и 10-ти картинах, без антракта.
Акт 1
[ редактировать ]Пролог
[ редактировать ]Санкт-Петербург. Ковалева, коллежского асессора, бреет Иван Яковлевич (цирюльник). Он один из постоянных клиентов Яковлевича.
Наутро Яковлевич находит в хлебе нос. Его жена, полагая, что он отрезал нос одному из своих клиентов, просит его избавиться от него. Он пытается избавиться от него на улице, но ему мешают встречи со знакомыми людьми, затем он бросает его в Неву , но его видит полицейский и увозит на допрос. Тем временем Ковалев просыпается и обнаруживает, что у него отсутствует нос. Его первая реакция — недоверие, затем шок, и он намеревается найти это. Позже он видит свой молящийся нос в Казанском соборе , теперь размером с человека. Поскольку Нос приобрел более высокий чин (статского советника), чем он, он отказывается иметь с ним какие-либо дела и уходит.
Акт 2
[ редактировать ]В ходе поисков Ковалев оказывается на квартире полицмейстера, но дома его нет. Затем он посещает редакцию газеты, чтобы разместить объявление о потере носа, где речь идет о пропавшей собаке. После объяснения причин потери ему в просьбе отказывают по причине репутации газеты. Продемонстрировав свою потерю, клерк предлагает ему рассказать свою историю. Ковалев чувствует себя оскорбленным и уходит.
Он возвращается в свою квартиру, где его слуга играет на балалайке , отпускает его и погрязает в жалости к себе.
Акт 3
[ редактировать ]Полиция берется за поиски. Группа полицейских находится на вокзале, чтобы не допустить побега носа, где их сплачивает инспектор. Нос вбегает и пытается остановить поезд, после чего начинается погоня, в результате которой его схватывают. Затем нос выбивают до нормального размера, заворачивают и возвращают инспектору Ковалеву, но Ковалев не может его пришить. И врач не может. Затем он подозревает, что его околдовала женщина по имени мадам Подточина, потому что он не женился на ее дочери. Он пишет, чтобы попросить ее снять заклинание, но она ошибочно интерпретирует письмо как предложение дочери. Она убеждает его в своей невиновности. В городе подогреваемые слухами толпы собираются в поисках носа, пока полиция не наведет порядок.
Эпилог
[ редактировать ]Ковалёв просыпается с приклеенным носом и танцует польку от радости . Яковлевич вышел из тюрьмы и приезжает его побрить. После этого Ковалев бродит по Невскому проспекту, здороваясь со знакомыми, а люди обсуждают историю.
Записи
[ редактировать ]- 1964 Бруно Бартолетти , Фонит Четра - концерт во Флоренции, на итальянском языке, с Формичини, Капечки и Тахо (в партиях Ивана-слуги, тенор; Ковалева, баритон; и Яковлевича, бас)
- 1975 Геннадий Рождественский , «Мелодия» — студийная запись, сделанная в Москве под руководством композитора, с Дружининым, Акимовым и Белых в главных ролях.
- 2001 Армин Джордан , Каскавелль - концерт в Лозанне, на французском языке, с Матиахом, Шредером и Маторином.
- 2008 Валерий Гергиев , лейбл Мариинский - студийная запись, сделанная в Санкт-Петербурге, со Скороходовым, Сулимским и Тановицким в главных ролях и полными русскими и английскими либретто.
- 2010 Гергиев, радиотрансляция Сириуса - прямой эфир в Нью-Йорке 5 марта со Скороходовым, Сотом и Огновенко.
На видео
[ редактировать ]- 1979, movie directed by Bogatirenko; Boris Druzhinin, tenor (Ivan, Kovalyov’s servant), Eduard Akimov (baritone, Kovalyov), Valery Belykh (bass, Yakovlevich); supporting roles: Nina Sasulova, soprano (Praskovya), Boris Tarkhov, high tenor (Policeman), Ashot Sarkisov, bass (Doctor); Chorus and Orchestra of the Moscow Chamber Opera Theatre , Gennady Rozhdestvensky
- 1991 г., видео на лазерном диске (Toshiba EMI TOWL 3747-8) спектакля в Московском Камерном оперном театре, выпущенное четыре года спустя (в 1995 г.), но так и не выпущенное на DVD; Борис Дружинин, Эдуард Акимов и Алексей Мочалов в главных ролях; Хор и оркестр Московского Камерного оперного театра, Владимир Агронский
- 2013, видеопоток «Метрополитен-опера» спектакля Уильяма Кентриджа ; Пауло Сот (баритон, Ковалёв); роли второго плана: Андрей Попов (начальник полиции), Александр Льюис (Нос), Павел Смелков . дирижирует [15]
- 2016, видеотрансляция Королевского оперного театра постановки Барри Коски ; Вольфганг Аблингер-Шперраке , тенор (Иван, слуга Ковалёва); Мартин Винклер (баритон, Ковалёв), Джон Томлинсон (бас, Яковлевич); роли второго плана: Рози Олдридж (Прасковья), Александр Кравец (Полицейский), Александр Льюис (Злой мужчина в соборе); [а 1] Хор и оркестр Королевского оперного театра Инго Мецмахера . под управлением
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Исполнение строк, отведенных в либретто Носу; Сам «Нос» был немой ролью, которую танцевал Илан Галкофф.
Ссылки
- ^ Нос - Опера в 3-х действиях по Николаю Гоголю. Опус 15 Шостаковича. – Государственный Малый оперный театр, Ленинград, 1930, с. 4
- ^ Jump up to: а б Нос , подробности, Бузи и Хоукс
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, с. 84
- ^ Хьюм, с. 44
- ^ Уилсон, с. 85
- ↑ Дмитрий Шостакович: Навстречу прохладному утру , 3сб , 2008. (на немецком языке)
- ^ Делла Корте, А. (24 мая 1964 г.). «Первое выступление для Италии в Маджо Фиорентино. Il Naso di Sciostakovic» [Первое выступление для Италии во флорентийском мае. «Нос » Шостаковича. Ла Стампа (на итальянском языке). Турин.
- ^ «Опера Санта-Фе: подробности онлайн-архива постановки 1965 года с актерами и производственным персоналом» . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «Опера Санта-Фе: подробности постановки 1987 года, онлайн-архивы с актерами и производственным персоналом» . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ « Нос — единственная комическая опера Шостаковича в Bard Summerscape» . www.bard.edu . Связи с общественностью Бард-колледжа . Проверено 9 марта 2022 г.
- ↑ Opera Boston: ссылка на примечания и информацию о The Nose , получено 14 марта 2010 г. Архивировано 4 октября 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ «Метрополитен-опера: расписание сезона Live in HD на 2013–2014 годы» . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «Сбежавший нос вызывает проблемы в опере, описанной как Монти Пайтон» Барни Цвартс, The Sydney Morning Herald , 2 февраля 2018 г.
- ^ Дмитрий Шостакович: Новое собрание сочинений. Том. 50. «Нос» , Издательство DSCH , 2015.
- ^ «Нос» . Метрополитен-опера по запросу . Проверено 11 апреля 2018 г.
Источники
- Халм, Дерек К., Дмитрий Шостакович , Scarecrow Press, 2002 г.
- Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспоминая жизнь . Лондон: Фабер, 2006.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фэй, Лорел Э. (редактор), Шостакович и его мир (серия фестивалей бардовой музыки) Princeton University Press, 2004. ISBN 0-691-12069-2 ISBN 978-0-691-12069-0
- Фролова-Уокер, Марина (2005). «11. Русская опера; Две антиоперы: «Любовь к трем апельсинам» и «Нос ». В Мервине Куке (ред.). Кембриджский компаньон оперы двадцатого века . Кембриджские спутники музыки . Лондон: Издательство Кембриджского университета. стр. 182–186. ISBN 0-521-78393-3 .
- Бретань, Алла Леонидовна: «Нос» Д. Д. Шостакович. Путеводитель . («Нос» Д. Д. Шостаковича. Путеводитель.) Москва, 1983. «Музыка»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отмечено из Мариинского театра, включая двуязычный синопсис и либретто.
- Английское либретто
- Рецензия на спектакль Метрополитен-опера Элизабет Барнетт, 28 сентября 2013 г., classicsource.com
- Метрополитен-опера 2013: Нос