Бас-кларнет
![]() 2 длинных B ♭ бас-кларнета: Баффет Crampon Prestige 1193 + Yamaha YCL 622 II | |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | деревянный духовой инструмент |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.211.2–71 ( Одноязычный аэрофон с клавишами) |
Диапазон игры | |
![]() ![]() | |
Связанные инструменты | |
Семья кларнетистов | |
Больше статей или информации | |


Бас -кларнет — музыкальный инструмент семейства кларнетов . Как и более распространенный сопрано B ♭ кларнет , он обычно имеет тон B ♭ (это означает, что это транспонирующий инструмент , на котором написанное C звучит как B ♭ ), но он играет ноты на октаву ниже кларнета сопрано B ♭ . [1] Бас-кларнеты в других тональностях, особенно до и ля, также существуют, но очень редки (в отличие от обычного кларнета ля, который довольно распространен в классической музыке). Бас-кларнеты регулярно выступают в оркестрах , духовых ансамблях и концертных оркестрах , а иногда и в марширующих оркестрах, а также время от времени играют сольные партии в современной музыке и, в частности, в джазе.
Тот, кто играет на бас-кларнете, называется бас-кларнетистом или бас-кларнетистом. [2] [3]
Описание
[ редактировать ]Большинство современных бас-кларнетов имеют прямой корпус, с небольшим перевернутым металлическим раструбом серебристого цвета и изогнутым металлическим грифом. Ранние экземпляры различались по форме, некоторые имели двойное тело, что делало их похожими на фаготы . Бас-кларнет довольно тяжелый и поддерживается либо шейным ремнем, либо регулируемой подставкой, прикрепленной к его корпусу. Хотя Адольф Сакс имитировал перевернутый металлический колокол в своем дизайне больших саксофонов , эти два инструмента принципиально различны. Корпус бас-кларнета чаще всего изготавливается из гренадиллы (африканского черного дерева) или (чаще для студенческих инструментов) пластиковой смолы, тогда как саксофоны обычно изготавливаются из металла. (Существуют металлические бас-кларнеты, [4] но встречаются редко.) Что еще более важно, все кларнеты имеют отверстие практически одинакового диаметра вдоль корпуса. Это цилиндрическое отверстие отличается от конического отверстия саксофона и придает кларнету характерный тон, заставляя его переигрывать двенадцатую (октаву + пятую) по сравнению с октавой саксофона.
Большинство современных бас-кларнетов, как и другие кларнеты этого семейства, имеют Боэма систему клавиш и аппликатур . Однако бас-кларнеты также производятся в Германии с системой клавиш Олера , которая в США чаще всего известна как «немецкая» система, поскольку она широко используется в Германии и Австрии, а также в Восточной Европе и Турции; бас кларнеты, произведенные на основе предшественника системы Олера, системы Альберта , до сих пор используются, особенно в этих областях. [ нужна ссылка ]
Большинство современных бас-кларнетов системы Boehm имеют «расширенную» клавишу, позволяющую им играть до (написанной) E ♭ . Первоначально эта тональность была добавлена для облегчения транспонирования партий относительно редкого бас-кларнета с нотой ля, но теперь она находит широкое применение в концертных группах и в другой литературе. Существенная разница между клавишами сопрано и бас-кларнета заключается в том, что клавиша, на которой играет указательный палец левой руки, имеет отверстие, которое может быть открыто для некоторых высоких нот. Это позволяет использовать аппликатуру в форме «полуотверстия», позволяющую играть на инструменте ноты в более высоких регистрах. Кроме того, старые бас-кларнеты имеют две клавиши регистра: одну для среднего D ♯ и ниже, другую для среднего E и выше. Более новые модели обычно имеют механизм автоматической регистрации, при котором одна клавиша большого пальца левой руки управляет двумя вентиляционными отверстиями. В зависимости от того, находится ли безымянный палец правой руки (используется в аппликатурах для среднего D ♯ и ниже) вниз или вверх, откроется нижнее или верхнее вентиляционное отверстие.
Многие профессиональные или продвинутые модели бас-кларнета простираются до нижнего C (звучание B ♭ , идентично самому фагота низкому B ♭ ), на две октавы ниже написанного среднего C. На концерте эта нота равна B ♭ ниже второй строки книги . ниже басового нотоносца или B ♭ 1 в научной нотации . Эти три самых нижних полутона воспроизводятся с помощью дополнительных клавиш, управляемых большим пальцем правой руки, некоторые из них часто дублируются в группах клавиш мизинца левой или правой руки. В целом инструмент звучит на октаву ниже, чем кларнет-сопрано B ♭ .
Как и у всех духовых инструментов, верхняя граница диапазона зависит от качества инструмента и мастерства кларнетиста. По мнению Абера и Лерстада, которые делают аппликатуры до письменного C 7 (звучание B ♭ 5 ), самая высокая нота, обычно встречающаяся в современной сольной литературе, - это нота E ниже нее (звучащая D 5 , D выше тройного C). [5] Это дает бас-кларнету полезный диапазон до четырех октав, что очень близко к диапазону фагота; действительно, многие бас-кларнетисты исполняют произведения, изначально предназначенные для фагота или виолончели, из-за обилия литературы для этих двух инструментов и нехватки сольных произведений для бас-кларнета.
Использование
[ редактировать ]Бас-кларнет регулярно использовался для озвучивания оркестров и концертных групп с середины 19 века, а в середине и конце 20 века стал более распространенным. [6] Бас-кларнет не всегда требуется в оркестровой музыке, но почти всегда требуется в концертного оркестра музыке . В последние годы репертуар сольной литературы по бас-кларнету также растет, включая композиции только для этого инструмента или в сопровождении фортепиано , оркестра или другого ансамбля. Он также используется в хорах кларнетов , марширующих оркестрах и в озвучке фильмов , а также играет важную роль в джазе .
Бас-кларнет имеет привлекательный, богатый, землистый и чернильный тон, совершенно отличающийся от других инструментов этого диапазона, опираясь на и усиливая качества нижнего диапазона инструментов сопрано и альта.
Музыкальные композиции
[ редактировать ]Возможно, самые ранние сольные пассажи для бас-кларнета (действительно, одни из самых ранних партий для инструмента) встречаются в Меркаданте опере 1834 года «Эмма д'Антиохия» , в которой длинное соло представляет сцену Эммы во втором акте. (Меркаданте фактически указал для этой партии глицибарифоно. .) Два года спустя Джакомо Мейербер написал важное соло для бас-кларнета в 4-м акте своей оперы «Гугеноты» .
Французский композитор Гектор Берлиоз был одним из первых романтиков, использовавших бас-кларнет в своих масштабных произведениях, таких как Большая симфония Funèbre et Triomphale , соч. 15 (1840), Te Deum , соч. 22 (1849) и опера «Троянцы» , соч. 29 (1863 г.). Среди более поздних французских композиторов, использовавших этот инструмент, был Морис Равель , написавший виртуозные партии для бас-кларнета в своих балетах «Дафнис и Хлоя» (1912), «Вальс» (1920) и оркестровке « » Модеста Мусоргского ( Картинок с выставки 1924). .
В операх Рихарда Вагнера также широко используется бас-кларнет, начиная с «Тангейзера» (1845). Он полностью включил этот инструмент в духовую секцию как в качестве сольного, так и в качестве вспомогательного инструмента. Вагнер был пионером в использовании темного, мрачного тона инструмента для передачи печали и меланхолии. Вагнер почти полностью отвечал за то, чтобы инструмент стал постоянным членом оперного оркестра. Инструмент играет обширную роль в «Тристане и Изольде» (1859), операх « Кольцо Нибелунгов» (1876) и «Парсифаль» (1882).
Примерно в это же время венгерский пианист и композитор Ференц Лист написал важные партии для инструмента в своих симфонических поэмах Ce qu'on entend sur la montagne ( «Что слышно на горе »), «Тассо» и своей «Симфонии Данте» . Джузеппе Верди последовал этому примеру, используя его в «Эрнани», «Аиде» (1870), «Силе судьбы» , «Симоне Бокканегре» , «Дон Карлосе» и «Фальстафе» . Следуя по стопам Верди, Джакомо Пуччини , композитор «Богемы» , «Тоски» и «Мадам Баттерфляй» , использовал бас-кларнет во всех своих операх, начиная с «Эдгара» в 1889 году. Русский композитор Петр Ильич Чайковский написал для этого инструмента несколько выдающихся соло в своей последней опере. балет «Щелкунчик» .
Поздние романтики часто использовали в своих произведениях бас-кларнет. Во всех симфониях Густава Малера этот инструмент занимает видное место и часто содержит длинные соло для этого инструмента, особенно в его Симфонии № 6 ля минор . Рихард Штраус написал для этого инструмента все свои симфонические поэмы, за исключением «Дон Жуана» , а инструмент разделил центр внимания с теноровой тубой в его тональной поэме 1898 года « Дон Кихот» , соч. 35. Штраус писал для этого инструмента так же, как и для кларнетов меньшего размера, и партии часто включают игру в очень высоких регистрах, как, например, в «Также Sprach Zarathustra» , соч. 30.
Композиторы Второй венской школы Арнольд Шенберг , Антон Веберн и Альбан Берг часто отдавали предпочтение этому инструменту фаготу, ближайшему родственнику инструмента с точки зрения диапазона. Русские композиторы Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев использовали низкие концертные C и B ♭ (эквивалентные двум самым низким нотам фагота) во многих своих композициях, а инструмент с расширенным диапазоном необходим для таких произведений, как Симфонии Шостаковича №№ 4 , 6, 7 , 8 и 11 , а также Леоша Яначека » «Симфониетта . Во всех этих произведениях используется темный, мощный нижний диапазон инструмента.
Прокофьев написал партии для инструмента в своих симфониях № 2–7 и в балете «Ромео и Джульетта» . Сергей Рахманинов с большим эффектом использовал этот инструмент в своих Симфониях № 2 и 3 , а также в симфонической поэме « Остров мертвых» . Игорь Стравинский на протяжении всей своей карьеры также писал сложные партии для инструмента, особенно в балетах «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).
Бас-кларнет исполняет соло в начале третьей части Ферде Грофе » сюиты «Гранд-Каньон .
В дуэте « A Boy Like That » из «Вестсайдской истории» (1957) Леонард Бернстайн записал «чернильные звуки трех бас-кларнетов». [7]
раннего минималиста Стива Райха В « Музыке для 18 музыкантов» (1976) используются два бас-кларнета, занимающие видное место в нижнем регистре. При почти ударном использовании эффект глубоких стаккато-повторений, играемых под статичное ритмичное гудение, создает ощущение медленно меняющихся циклов. [ нужна ссылка ]
Одним из самых исполняемых произведений для бас-кларнета является « Black» Марка Меллитса : по состоянию на 2024 год было исполнено более 3000 исполнений.
Многие современные композиторы используют бас вместе с контральтовыми и контрабасовыми кларнетами, например, Эса-Пекка Салонен в своем фортепианном концерте . Большое количество литературы можно найти в духовом ансамбле, в котором всегда есть партия инструмента. [ нужна ссылка ]
Есть много важных сольных пьес, дуэтов, сонат и концертов для бас-кларнета, в том числе:
- Калеви Ахо Концерт для бас-кларнета с оркестром (2018)
- Жорж Апергис – Фасад-Трио [8] (2 х бас-кларнета, перкуссия)
- Ховард Дж. Басс «Lunar Vistas» для бас-кларнета соло, «Три эвфоники для соло бас-кларнета», «Color'tudes» для бас-кларнета и фортепиано (2021)
- Концерт Энн Каллауэй для бас-кларнета и камерного оркестра (1985–1987)
- Унсук Чин : Совет гусеницы (2007) [9]
- Питер Максвелл Дэвис : Моря Кирка Сварфа для бас-кларнета и струнных (2007). [10]
- Дэниел Дорфф : Цветы Святого Франциска, пять сцен для бас-кларнета [11]
- Дэниел Дорфф : Танцевальный сет In A Deep Funk для бас-кларнета (или контрабаса, или контральто) [11]
- Концерт Андерса Элиассона для бас-кларнета с оркестром (1996)
- Майкл Финнисси – Между разумом и чувством (2018) [12] 2 бас-кларнета, виолончель, контрабас
- Джеймс Гарднер : Рендеринг для соло бас-кларнета
- Освальдо Голийов : «Сны и молитвы Исаака Слепого» для клезмерского кларнетиста (кларнеты-сопрано, бас-кларнет и/или бассет-горн ) и струнного квартета , позже в переложении для кларнетиста-солиста и струнного оркестра . [ нужна ссылка ]
- Иг Хеннеман - Featherlight Monkeys (2016) 3 бас-кларнета
- Розали Хирс : Статья 7 (2012) [13] бас-кларнет и электроника
- Гус Янссен : Срочно (Срочно) для бас-кларнета и фортепиано
- Рафаэль Леонардо Джунчая : Концерт Сильвестра для бас-кларнета с оркестром Op.14a. Премьера состоялась Марко Антонио Мадзини и оркестром GUSO под управлением Стивена Декраина в мае 2009 года. Премьера первой версии для бас-кларнета и струнного оркестра (Concertino Silvestre Op.14) состоялась в Гватемале в июле 2009 года.
- Тобиас Кляйн: Небольшие совпадения (2018) [14] 2 х бас-кларнета
- Йос Кунст (композитор) : Сольная личность I (1972)
- Дэвид Лэнг : Пресс-релиз для соло бас-кларнета (1991) (Для Эвана Зипорина )
- Ивана Лоудова : Аулос для соло бас-кларнета (также можно играть дуэтом с Клода Дебюсси для Сиринксом флейты).
- Дональд Мартино : Тройной концерт для кларнета, бас-кларнета и контрабас-кларнета .
- Марк Меллитс : Черный, для двух бас-кларнетов
- Теа Масгрейв : Концерт для бас-кларнета с оркестром.
- Майк О'Доннелл и Джуниор Кэмпбелл (композиторы «Томаса и друзей ») В теме первого сезона «Трамвайного паровоза Тоби» присутствует бас-кларнет, который используется для басовой партии в песне.
- Джонатан Рассел :
- Концерт для бас-кларнета (2014)
- Концерт для контрабаса и кларнета.
- Осмо Тапио Райхала : Claroscuro для бас-кларнета соло, струнных и ударных (2019)
- Ребекка Сондерс : Эфир (2014–2016) 2 бас-кларнета
- Jeroen Speak : Epiesodos в версии для бас-кларнета соло
- Бенджамин Стерн : Worried Souls : концерт для кларнета/бас-кларнета и симфонического оркестра (2012).
- Йоханнес Мария Штауд : Черная луна для бас-кларнета соло
- Карлхайнц Штокхаузен :
- Йорг Видманн : Кантата , соло бас-кларнета в Прелюдии
- Найджел Уэстлейк : Призывы для бас-кларнета и камерного оркестра
Существует богатый и разнообразный камерный репертуар для бас-кларнета и других инструментов, в том числе сюита Леоша Яначека «Млади» ( «Юность » Карлхайнца Штокхаузена »), «Контра-Пункте , Тео Ловенди » «Plus One для флейты, бас-кларнета и фортепиано и Бита Фуррера » « Гаспра для ансамбль вкл. бас-кларнет.
Солисты и ансамбли
[ редактировать ]
Лишь в 1950-х годах классические исполнители начали использовать бас-кларнет в качестве основного инструмента. Первопроходцем был чешский исполнитель Йозеф Горак (1931–2005), которому приписывают первый в истории сольный концерт бас-кларнета 23 марта 1955 года. [15] Это стало поворотным моментом, когда об этом инструменте впервые стали думать как о солистском инструменте.
Поскольку репертуар сольной музыки для бас-кларнета был довольно небольшим, большинство солистов бас-кларнета специализируются на новой музыке, а также аранжируют произведения, написанные для других инструментов более ранних эпох (например, Сюиты Баха для виолончели ). Начиная с Горака, многие музыканты заказывали произведения для этого инструмента, и, следовательно, в настоящее время существует репертуар из сотен сольных произведений, многие из которых написаны выдающимися международными композиторами, такими как Брайан Фернихоу и Дэвид Лэнг . Помимо Горака, в число других исполнителей-специалистов входят Анри Бок (Нидерланды), его ученик Луис Афонсо (Бразилия), Деннис Смайли (США), Томми Лундберг (Швеция), Гарри Спарнаай (Нидерланды, который работал с такими важными композиторами, как Лучано). Берио , Яннис Ксенакис и Мортон Фельдман ), Фи Схоутен (художественный руководитель Баскларинет Фестийн; работал с Жоржем Апергисом , Майклом Финнисси , Тео Ловенди , Луи Склависом , Розали Хирс ), Джейсоном Алдером , Эваном Зипорином (США) и Майклом Ловенстерном (США ). США); последние двое также являются композиторами.
, Нидерланды, прошел Первый Всемирный съезд бас-кларнетистов В октябре 2005 года в Роттердаме , на котором Хорак был почетным гостем и играл на одном из многочисленных концертов ведущих бас-кларнетистов со всего мира (включая всех вышеупомянутых исполнителей, как и многие другие). [16]
В апреле 2014 года, в день 70-летия Гарри Спарна, состоялся первый Basclarinet Festijn. [17] проходил в Нидерландах. Инициаторами и художественными руководителями являются бывшие студенты Спарнаай, работающие в современной сочиненной и импровизационной музыке: Фи Схоутен и Тобиас Кляйн.
Существует как минимум два профессиональных квартета бас-кларнетов. Квартет бас-кларнета Рокко Паризи — итальянская группа, в репертуаре которой есть транскрипции музыки Россини , Паганини и Пьяццоллы . Эдмунд Уэллс — это имя квартета бас-кларнетов из Сан-Франциско. В их репертуаре оригинальная «тяжелая камерная музыка» и транскрипции мадригалов , мелодии буги-вуги и песни в стиле хэви-метал . Двое участников Эдмунда Уэллса также выступают в составе дуэта бас-кларнетов Sqwonk. [18]
В джазе
[ редактировать ]Хотя бас-кларнет редко можно было услышать в ранних джазовых композициях, соло бас-кларнета Уилбура Свитмана можно услышать на его записи 1924 года "Battleship Kate", а соло бас-кларнета Омера Симеона можно услышать в записи 1926 года " Someday Sweetheart " Джелли Ролл Мортон и его красные острые перцы. Кроме того, Бенни Гудман несколько раз записывался с этим инструментом в начале своей карьеры.
Гарри Карни , Дюка Эллингтона в баритон-саксофонист течение 47 лет, играл на бас-кларнете в некоторых аранжировках Эллингтона, впервые записавшись с ним на "Saddest Tale" в 1934 году. Он был солистом на многих записях Эллингтона, включая 27 композиций на бас-кларнете. [19]
Первым джазовым альбомом, на котором лидер исключительно играл на бас-кларнете, стал Great Ideas of Western Mann (1957) Херби Манна , более известного как флейтист. Однако музыкант-авангардист Эрик Долфи (1928–1964) был первым крупным джазовым солистом, играющим на этом инструменте, и установил большую часть словарного запаса и техники, используемой более поздними исполнителями. В своих соло он использовал весь диапазон инструмента. Бенни Мопин появился в конце 1960-х годов как основной исполнитель на этом инструменте, сыграв на Майлза Дэвиса плодотворной пластинке Bitches Brew, а также на нескольких пластинках с Херби Хэнкока группой Mwandishi . Его стиль напоминает стиль Долфи в использовании продвинутых гармоний.
Хотя бас-кларнет часто использовался со времен Долфи, он обычно используется саксофонистами или кларнетистами в качестве второго или третьего инструмента; такие музыканты включают Дэвида Мюррея , Маркуса Миллера , Джона Сёрмана , Джона Гилмора , Боба Минцера , Джона Колтрейна (которому мать Долфи оставила некоторые инструменты Долфи, включая его бас-кларнет), [ нужна ссылка ] Брайан Ландрус , Джеймс Картер , Стив Бакли , Энди Бискин , Дон Байрон , Джулиан Сигел , Гюнтер Хэмпель , Мишель Портал , Майрон Уолден , Юсеф Латиф , Пол МакКэндлесс , Джанлуиджи Тровези и Крис Поттер . Очень немногие исполнители использовали исключительно этот инструмент, но среди таких исполнителей есть американец Майкл Пинц , берлинский бас-кларнетист Руди Махал и французские бас-кларнетисты Луи Склавис и Денис Колин . Клезмерский кларнетист Гиора Фейдман известен своеобразным использованием бас-кларнета в некоторых клезмерских и джазовых мелодиях.
В роке
[ редактировать ]На The Beatles записи 1967 года песни Джорджа Харрисона « It’s All Too Much » выдающееся остинато бас-кларнета , записанное и проведенное продюсером Джорджем Мартином , играет сессионный музыкант Пол Харви. [20]
The Mascara Snake (Виктор Хайден) был участником группы капитана Бифхарта в конце 1960-х годов, играя на бас-кларнете на альбоме 1969 года Trout Mask Replica .
В песне Steely Dan 1980 года « Babylon Sisters » на бас-кларнетах играют Джордж Мардж и Уолтер Кейн.
История
[ редактировать ]

Есть несколько инструментов, которые можно смело считать первым бас-кларнетом. Вероятно, самым ранним из них является инструмент в форме дульсиана, хранящийся в Музее Каролино Августеум в Зальцбурге . Он неполный, в нем нет ни крючка , ни мундштука, и, судя по всему, он датируется первой половиной восемнадцатого века. Его широкий цилиндрический канал и аппликатура позволяют предположить, что это был шалюмо или кларнет в басовом диапазоне. [21] Четыре анонимных бас-шалюмо или кларнета, датируемые, по-видимому, восемнадцатым веком и имеющие от одной до шести клавиш, также являются одними из самых ранних примеров, а один, в частности, предположительно датируется периодом до 1750 года. [22] Однако подлинность по крайней мере одного из этих инструментов подвергается сомнению. [23]
В Мюнхенском городском музее есть инструмент, изготовленный ок. 1770 год, Майрхоферы из Пассау , [23] которым часто приписывают изобретение бассет -горна . Он напоминает ранние бассет-рога серповидной формы, но имеет больший диаметр и длину, играет в низкой B ♭ . Следует ли считать это низким бассет-горном или бас-кларнетом, это вопрос мнения. В любом случае, насколько известно, никаких дальнейших работ в этом направлении не проводилось.
В газетной статье 1772 года описывается инструмент под названием «басс-труба» , изобретенный Г. Лоттом в Париже в 1772 году. [24] Этот инструмент не сохранился, и о нем известно очень мало. Эту статью часто называют самой ранней записью бас-кларнета, но совсем недавно было высказано предположение, что бас-труба на самом деле была бассет-горн. [25]
Кларинеттен -бас Генриха Гренсера , ок. 1793 г., имел сложенную, фаготную форму и расширенный диапазон и предположительно предназначался для замены фагота в военных оркестрах. Дефонтенель из Лизье в 1807 году построил бас-кларнет, форма которого была похожа на форму более позднего саксофона . У него было тринадцать клавиш, в то время как у большинства кларнетов-сопрано их было меньше.
Дополнительные конструкции были разработаны многими другими мастерами, в том числе Дюма Сомьера (который назвал свой инструмент «Basse guerrière» ) в 1807 году; Никола Папалини, ок. 1810 г. (необычный рисунок в виде змеевидной серии кривых, вырезанный из дерева); Джордж Кэтлин из Хартфорда, Коннектикут ( «горн» ) ок. 1810 г.; Заутермейстер Лионский ( «Basse-orgue» ) в 1812 году; Готлиб Штрейтвольф в 1828 году; и Каттерино Каттерини ( «гличибарифоно» ) в 1830-х годах. [21] [22] [26] Эти последние четыре и несколько других того же периода имели складчатую форму, напоминающую фагот, и большинство из них имели расширенный диапазон. Инструмент с прямым корпусом без расширенного диапазона был создан в 1832 году Исааком Дакостой и Огюстом Бюффе. [21] [22]
Наконец, Адольф Сакс , бельгийский производитель музыкальных инструментов, в 1838 году разработал бас-кларнет с прямым корпусом. Опыт Сакса в акустике позволил ему включить в него такие особенности, как точно расположенные большие тональные отверстия и второе регистровое отверстие. Его инструмент добился большого успеха и с тех пор стал основой для всех конструкций бас-кларнета.
Инструмент, на котором Антон Штадлер впервые сыграл Вольфганга Амадея Моцарта, первоначально концерт для кларнета назывался бас-кларнетом , но не был бас-кларнетом в современном понимании; с конца восемнадцатого века этот инструмент стал называться бассет-кларнетом .
Обозначения
[ редактировать ]Оркестровая музыка для бас-кларнета пишется по одной из четырех систем:
- Обычный скрипичный ключ B ♭ (французская нотация). Это звучит на октаву и большую секунду ниже, чем написано, и поэтому использует те же аппликатуры, что и кларнет-сопрано, и является наиболее распространенным.
- Басовый ключ B ♭ (немецкие обозначения). Это звучит на мажорную секунду (тон или целый тон) ниже, чем написано. [а] Для музыки, написанной басовым ключом, более высокие отрывки могут быть написаны скрипичным ключом, чтобы избежать использования чрезмерных строк в регистре, но это не следует путать с системой (а), в которой ноты звучат на октаву ниже, чем в системе (б). Поэтому необходимо играть скрипичный ключ на одну октаву выше, чем он был бы сыгран во французской нотации, чтобы он продолжал звучать на мажорную секунду ниже. В отличие от музыки для фагота , теноровый ключ не используется для высоких пассажей.
- Басовый ключ B ♭ (русская нотация). Это обозначение смешивает немецкую и французскую системы. Музыка, написанная басовым ключом, исполняется на большую секунду ниже, чем написанная (немецкий), однако, написанная скрипичным ключом, она звучит на мажорную девятую ниже, поэтому игрок использует аппликатуры, которые обычно используются при игре на сопрано-кларнете (французский). [б]
- Басовый ключ B ♭ (итальянская нотация). Эта нотация пишется на большую девятую выше звуковой высоты, как и французская нотация, однако также используется басовый ключ. Это означает, что партия басового ключа будет читаться на октаву ниже, чем если бы она читалась в немецкой нотации. Скрипичный ключ остается таким же, как французская нотация. [с]
Иногда встречается музыка, написанная для бас-кларнета ля ля, например, в операх Вагнера, симфониях Малера или Рахманинова . Эта музыка, как правило, пишется басовым ключом, хотя и не всегда (например, Равеля » « Вальс ). Вероятно, первый бас-кларнет ля ля был изготовлен Иоганном Адамом Хенкелем около 1850 года, и ряд более и менее известных производителей продолжали выпускать образцы в течение следующих 70 лет: например, Стенгель, Мориц, Круспе и др . Баффет изготовил несколько инструментов в 1920-х годах, но бас в A никогда не производился в больших количествах, а после 1920-х годов было изготовлено очень мало инструментов в A (хотя Фриц Вурлитцер экспериментировал с одним из них в 1940-х). [27]
Несмотря на относительную редкость, в важных произведениях некоторых выдающихся композиторов бас-кларнет использовался в ля-ля, а в начале 20-го века производители начали регулярно предлагать бас-кларнеты B ♭, оснащенные удлинительной клавишей E ♭ , чтобы басовые партии в ля можно было транспонировать на инструмент B ♭.
В 1970-х годах произошло умеренное возрождение интереса к этому инструменту, и Сельмер из Парижа выпустил несколько инструментов с тональностью A с клавишами системы Боэма и тональностью нижнего E ♭ (хотя оригинальные партии редко опускаются ниже написанного нижнего E). Однако эти инструменты были дорогими, и многие музыканты не хотели брать с собой на репетиции и выступления два тяжелых бас-кларнета, поэтому немногие из современных бас-кларнетов в A были проданы. Зельмер прекратил производство бас-кларнета ля ля в конце 1980-х. Сегодня очень немногие исполнители владеют бас-кларнетом в A, и эти партии обычно исполняются на инструменте B ♭ , транспонируя их на полутон вниз.
Примечания
[ редактировать ]![]() | Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( февраль 2024 г. ) |
- ↑ Пример такой записи можно найти в Поля Дюка « симфонической поэме Ученик чародея ».
- ↑ Пример этой записи можно найти в » Игоря Стравинского « Весне священной .
- ↑ Пример этой записи можно найти в «Canti per 13» Луиджи Ноно .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэди, Стэнли, изд. (1984). "Кларнет". Словарь музыкальных инструментов New Grove . Лондон: Макмиллан.
- ^ «кларнетист» . Оксфордские словари для учащихся . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ «Кларнетист» . Бесплатный словарь . Фарлекс, ООО . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ «Менниг-метал-бас-кларнет» . Бас-кларнет А-гоу-гоу! . 1 марта 2008 года . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ Абер, Томас; Лерстад, Терье. «Альтиссимо аппликатуры» . Кунст.но . Архивировано из оригинала 28 августа 2006 года . Проверено 1 октября 2006 г.
- ^ «Бас-кларнет | ВСЛ – Академия» . www.vsl.info . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Симеоне, Найджел (2009). Леонард Бернштейн, «Вестсайдская история» . Вехи в музыке с 1950 года. Фарнхэм, Суррей и Берлингтон, Вермонт: Ashgate Publishing. п. 110. ИСБН 978-0-7546-6484-0 .
- ^ «Фасад-Трио (1998) – Жорж Апергис, автор Фи Схоутен» . Кларнеты Fie Schouten . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Совет гусеницы — Унсук Чин, Фи Схоутен — бас-кларнет» . Кларнеты Fie Schouten . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Брюс, Кейт (20 июня 2007 г.). «Святой и Шебин» . Вестник. Архивировано из оригинала 29 июня 2007 года . Проверено 22 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «МУЗЫКА ДЛЯ КЛАРНЕТА Дэниела Дорффа» . www.danieldorff.com . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ «Verlag Neue Musik – Между разумом и чувством NM2839» . www.verlag-neue-musik.de . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Музыка, Деусс. «Музыка Деусса – новые произведения художественной музыки и оперы – Работы – Розали Хирс» . Музыка Деусса . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Маленький: небольшие перекрытия (PDF)» . Алеа Издательство и звукозапись . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Коварнова, Эмма (декабрь 2014 г.). «Йозеф Горак – пионер бас-кларнета». Кларнет . 41 (4): 44. ISSN 0361-5553 .
- ^ Местром, Мартен (март 2005 г.). «Первый Всемирный съезд бас-кларнета в Роттердаме, 2005 г.». Кларнет . 32 (2): 56–57. ISSN 0361-5553 .
- ^ «Фестиваль бас-кларнета 2014 – Бас-кларнет» . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Sqwonk – Дуэт бас-кларнета» . Sqwonk.com . Архивировано из оригинала 23 марта 2018 года . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ Массальи, Лучано; Волонте, Джованни М. (1999). Новый Дезор, обновленное издание «Истории Дюка Эллингтона» в отчетах, 1924–1974 гг . Милан. п. 350.
- ^ «Это слишком много» . 15 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с ван дер Меер, Джон Генри (1987). «Типология и история бас-кларнета». Дж. Амер. Муз. Инст. Соц . 13 : 65–88.
- ^ Jump up to: а б с Рендалл, Ф. Джеффри (1957). Кларнет (Второе исправленное изд.). Лондон: Эрнест Бенн Лимитед.
- ^ Jump up to: а б Янг, Филип Т. (1981). «Бас-кларнет Майрхоферов из Пассау». Дж. Амер. Муз. Инст. Соц . 7 : 36–46.
- ^ Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Нортон.
- ^ Райс, Альберт Р. (2009). От любовного кларнета до контрабаса: история кларнетов большого размера, 1740–1860 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-971117-8 .
- ^ Элиасон, Роберт Э. (1983). «Джордж Кэтлин, производитель музыкальных инструментов из Хартфорда (Часть 2)». Журнал Американского общества музыкальных инструментов . 9 : 21–52.
- ^ Боуэн, Кейт; «Взлет и падение бас-кларнета ля ля»; 'rohrblatt 26 (2011), стр. 3–11.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мадзини, Марко А. (2 апреля 2005 г.). «Гарри Спарней» . Клариперу (интервью) (на испанском языке). Архивировано из оригинала 26 июня 2006 года . Проверено 10 марта 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]