Альт-кларнет
![]() Альт-кларнет BC до нижнего Eb (система Бема) и Дитца до нижнего C (немецкая система) | |
Классификация | |
---|---|
Диапазон игры | |
| |
Связанные инструменты | |
Альт -кларнет — деревянный духовой инструмент семейства кларнетов . Это транспонирующий инструмент в тональности E ♭ , хотя были созданы инструменты и в фа. По размеру он находится между кларнетом-сопрано и бас-кларнетом . Он больше похож на бас-кларнет тем, что обычно имеет прямой корпус (сделанный из гренадиллы или другого дерева , твердой резины или пластика ), но изогнутый гриф и раструб из металла. Существуют также цельнометаллические альт-кларнеты. По внешнему виду он сильно напоминает бассет-горн , но обычно отличается по трем параметрам: он расположен на целую ступень ниже, у него отсутствует расширенный нижний диапазон и он имеет более широкое отверстие, чем многие бассет-горны. [1]
Диапазон альт-кларнета — от концертного G 2 или G ♭ 2 (во второй октаве ниже среднего C, нижняя линия басового ключа ) до E ♭ 6 (во второй октаве выше среднего C), с точным верхним конец диапазона в зависимости от навыков игрока. Несмотря на широкий диапазон, инструмент всегда имеет скрипичный ключ.
Большинство современных альт-кларнетов, как и другие инструменты семейства кларнетов, имеют систему клавиш и аппликатуры Бема или Олера , что означает, что аппликатура этого кларнета практически идентична остальным. Однако у альтового кларнета часто есть дополнительная клавиша, позволяющая играть низкую (письменную) ноту E ♭ , и клавиша с полуотверстием, управляемая указательным пальцем левой руки, с отверстием, которое можно открыть для облегчения игры на альтиссимо. зарегистрироваться.
История
[ редактировать ]Изобретение альт-кларнета приписывают Ивану Мюллеру и Генриху Гренсеру . [2] и чтобы оба работали вместе. [3] К 1809 году Мюллер выступал на альт-кларнете фа мажором, на одном из шестнадцати клавиш, в то время как кларнеты-сопрано обычно имели не более 10–12 клавиш; Вскоре после этого был разработан революционный тринадцатиклавишный кларнет-сопрано Мюллера. [3] Альт-кларнет, возможно, был изобретен независимо в Америке; В Метрополитен-музее есть альт-кларнет в форме фагота в E ♭ , внесенный в каталог как «альтовый горн», приписываемый анонимному американскому мастеру около 1820 года. [4] Этот инструмент очень похож на «патентованные кларнеты» (бас-кларнеты), изготовленные примерно в 1810 году Джорджем Кэтлином из Хартфорда, штат Коннектикут, и его учениками. [5] Позже, в Европе, Адольф Сакс внес заметные усовершенствования в альт-кларнет. [6]
Альберт Райс определяет кларнеты соль мажор с расширяющимися колоколами, которые производились еще в 1740 году, как альт-кларнеты. [7] но такое использование этого термина встречается редко.
Использование в музыкальных ансамблях
[ редактировать ]Вскоре после его изобретения Георг Абрахам Шнайдер сочинил два концерта (соч. 90 и соч. 105) для инструмента и оркестра Мюллера. [3] [8] Однако в целом альт-кларнет не часто используется в оркестровой партитуре. Он используется в основном в концертных группах и играет важную роль в хорах кларнетистов . Несколько джазовых музыкантов, в том числе Хэмиет Блюетт , Винни Голиа , Дж. Д. Парран , Петр Крутил , Джо Ловано и Джанлуиджи Тровеси , играли на альт-кларнете. В своем «Трактате об оркестровке и инструментах » Гектор Берлиоз сказал об альт-кларнете: «Это очень красивый инструмент, который должен занять свое место во всех хорошо зарекомендовавших себя оркестрах». [9]
Известность
[ редактировать ]Партия оркестра альт-кларнета осталась в литературе духовых оркестров 20-го и 21-го веков. Руководители оркестров, желающие добавить красок в большую секцию кларнета, часто переводят кларнетистов на этот инструмент. Часто альт-кларнет играет важную роль в гармонической оценке секции кларнета в более широком контексте концертного оркестра.
есть примечательное соло альт-кларнета Перси Грейнджера В пьесе духового оркестра «Линкольнширский букет» .
Важным оркестровым примером является » Игоря Стравинского , «Трени используется инструмент с буквой F в котором вместо обычного E ♭ и с расширенными клавишами до нижнего C (поэтому он неотличим от бассет-горна). [10] [11] Стравинский призывает использовать обычный альт-кларнет в E ♭ в «Элегии для Джона Кеннеди» (1964). [12]
Джозефу Холбруку, кажется, понравился этот инструмент. Он написал сложную партию для альт-кларнета в своей Симфонии № 2 «Аполлон и моряк» . [13] [14]
В духовом оркестре и хоре кларнетов альт-кларнет может добавить тональной силы ансамблю не только потому, что он может играть нижние ноты, но и потому, что некоторые из самых красивых нот (написанных от C до F) в верхнем регистре альт-кларнета имеют та же высота, что и более слабые ноты среднего регистра (пишется от F до B ♭ B ♭ ) кларнета-сопрано .
Ансамблевая музыка
[ редактировать ]Альт-кларнет несколько потерял популярность за пределами марширующих оркестров в конце 19 - начале 20 веков. Он стал немного популярнее среди современных композиторов, особенно среди тех, кто пишет музыку для хора кларнетов . [15]
Сольная музыка для альт-кларнета
[ редактировать ]Сольный репертуар для альт-кларнета довольно ограничен, большая его часть состоит из транскрипций произведений, изначально предназначенных для бассет-горна. Ряд композиций, первоначально задуманных для альт-кларнета и фортепиано, включают «Пастораль и паспье» Фрэнка Маккарти Франклина Стовера (с альтернативной партией для бассет-горна фа мажор), Сонату , «Темный лес» Дэвида Беннета , » Уильяма Прессера «Ариетту » Альфреда Рида , «Серенату и Сарабанду и сонату. Норман Хейм. Карлхайнц Штокхаузен также сочинял произведения для альт-кларнета и бассет-горна. [16]
Различия в номенклатуре
[ редактировать ]В отличие от более поздних семейств инструментов, таких как, например, саксофон , термины, используемые для кларнетов разного размера, больше основаны на традициях и регионализме и не лишены расхождений. Знакомые кларнеты B ♭ и A, хотя технически являются инструментами сопрано, за пределами академических кругов обычно не называются таковыми. Не существует «тенорового» кларнета как такового, и хотя термин «бас-кларнет» кажется достаточно ясным, его отношение к альт-кларнету фактически ставит его в положение тенорового инструмента семейства кларнетов. Некоторые писатели считали, что альт- кларнет лучше называть «тенором». [17] Если добавить к этому тот факт, что контрабас-кларнет в ми-бемоль, хотя и расположен ниже бас-кларнета, иногда называют «контральто-кларнетом», то возникает достаточно оснований для путаницы в номенклатуре кларнета.
Учитывая широкий диапазон кларнета (более трех октав) и сосредоточение внимания на первых двух октавах, это лучше сравнимо с классификациями, данными, например, семейству саксофонов . Кларнеты-сопрано в B ♭ и A делят свои самые низкие октавы с альт-саксофоном (минус полутон в случае кларнета B ♭ ). В случае с альтом E ♭ диапазон обычно расширяется до тона ниже, чем у тенор-саксофона . Понятно, что кларнеты-сопрано в B ♭ , A и C вполне способны брать на себя высшие линии партитуры, но они достигают этого, играя в основном в своих регистрах «горн» и «альтиссимо». Нижние инструменты по понятным причинам гораздо больше используются в своих регистрах «шалюмо», и это, по сравнению с этим, довольно мало. Кроме того, со времен Моцарта и кларнетиста Антона Стадлера композиторы начали отдавать предпочтение богатой звучности нижней тесситуры кларнета, и это, возможно, отчасти способствовало тому, что семейство кларнетов стало еще ниже по сравнению со своими аналогами в духовой секции. оркестр, где он часто играет нижние партии.
Партии альт-кларнета в духовых оркестрах
[ редактировать ]В конце 1940-х годов велась дискуссия о том, следует ли исключить альт-кларнет из стандартного духового оркестра. [18] Используемые аргументы включают относительно небольшой объем и то, что его часть часто удваивается за счет других инструментов, а также расходы. Из-за этого издатели музыкальных групп для музыкантов начальной и средней школы, как правило, не включают партии альт-кларнета. Зрелые оркестры, использующие более сложные аранжировки, довольно часто имеют место, отведенное для альт-кларнета, поэтому в большинстве американских школьных и студенческих оркестров в современном духовом оркестре встречается полное семейство кларнетов.
Альт-кларнет является неотъемлемой частью хора кларнетов , где он часто удваивает мелодию по октавам и часто используется как средний солирующий голос между высокими и басовыми голосами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Типичный диаметр бассет-рога составляет 15,5–15,7 мм (0,61–0,62 дюйма); Типичный диаметр альт-кларнета составляет 18 мм (0,71 дюйма). Некоторые современные инструменты с бассетными клавишами имеют больший диаметр отверстия, но в них используются мундштуки для альт-кларнета, и их по праву можно считать гибридом двух инструментов. Depts.washington.edu
- ^ Рендалл, Ф. Джеффри (1957). Кларнет (Второе исправленное изд.). Лондон: Эрнест Бенн. стр. 145–46.
- ^ Jump up to: а б с Хёприх, Эрик (2008). Кларнет . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 132–5, 357. ISBN. 978-0-300-10282-6 .
- ^ Либин, Лоуренс (1995). «Альт Кларион». Бюллетень Метрополитен-музея . Метрополитен-музей: 53.
- ^ Элиасон, Роберт Э. (1983). «Джордж Кэтлин, производитель музыкальных инструментов из Хартфорда (Часть 2)». Журнал Американского общества музыкальных инструментов . 9 : 21–52.
- ^ Шеклтон, Николас . «Развитие кларнета».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) В Лоусон, Колин, изд. (1995). Кембриджский компаньон кларнета . Кембриджские спутники музыки . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 32. - ^ Альберт Р. Райс. От кларнета д'Амур до контрабаса: история кларнетов большого размера, 1740–1860. Издательство Оксфордского университета, 2009 г., стр. 9–10.
- ^ «Концерт для бассет-горна, Op.90 (Шнайдер, Георг Абрахам)» . ИМЛП. Несмотря на название, в сольной партии не используются ноты ниже низкой буквы E, характерные для бассет-горна.
- ^ Берлиоз, Гектор; Трактат о современных инструментах и оркестровке ; Элиас Хоу; Лондон: 1900. с. 131.
- ^ Паули, Хансйорг (осень 1958 г.). «О «Трени» Стравинского ». Темп . Новый. Сер., № 49. (49): 16–17+21–33. дои : 10.1017/S0040298200044806 . S2CID 145162755 .
- ^ Игорь Стравинский, Threni: id est Lamentationes Jeremiæ Prophetæ , карманные результаты Хоукса нет. 709 (Лондон: Boosey & Hawkes Music Publishers Limited, 1958). Пальцевая низкая C (звучащая низко F) встречается в b. 234 и 237, стр. 37–38.
- ^ Уайт, Эрик Уолтер (1979). Стравинский: Композитор и его произведения (второе изд.). Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 533. ИСБН 0-520-03985-8 .
- ^ Секция деревянных духовых инструментов в «Аполлоне и моряке» включает три гобоя , английский рожок , E ♭ кларнет , два кларнета B ♭ , альт-кларнет фа фа, бас-кларнет, три фагота и контрфагот.
- ^ Форсайт, Сесил, Оркестровка , 1955, Лондон, Macmillan & Co., стр. 282–85.
- ^ «Хоровая музыка для кларнета, партитуры, наборы и цифровые загрузки | Ноты плюс» . Sheetmusicplus.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Сукат (1989), для альтовой флейты и бассет-горна; Ave (1984–85) для бассетгорна и альтовой флейты; In Freundschaft (1977) для сольного инструмента, существует версия для альт-кларнета.
- ^ Скоулз, Перси А. Оксфордский компаньон музыки . Оксфорд. п. 192.
- ^ Сохилл, Кларенс Э. «Проблема альт-кларнета» и Ронер, Трауготт . «Должны ли мы устранить альт-кларнет?». В Антология деревянных духовых инструментов . Эванстон, Иллинойс: Инструменталист . 1972. стр. 208–12. ISBN 0-686-15891-1 . (Оба перепечатаны из «Инструменталиста» , 1948.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карс, Адам. 1939. Музыкальные духовые инструменты . Лондон: Macmillan and Co., Limited.
- Хёприх, Эрик. 2008. Кларнет . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10282-6 .
- Шеклтон, Николас . 2001. «Альт-кларнет». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Стоун, Уильям. Х. 1890. «Кларнет». Словарь музыки и музыкантов (1450–1889 гг. н. э.), написанный выдающимся английским и иностранным писателем, с иллюстрациями и гравюрами на дереве , в 4 томах, под редакцией сэра Джорджа Гроува, с приложением Дж. А. Фуллера Мейтленда. Лондон и Нью-Йорк: Макмиллан и компания.