Трио кларнет-скрипка-фортепиано
Трио кларнета , скрипки и фортепиано — стандартизированный камерный музыкальный ансамбль, состоящий из одного кларнета , одной скрипки и одного фортепиано, исполняющих относительно равные роли, или название произведения, написанного для такой группы.
Пример трио кларнет-альт-фортепиано существовал за несколько сотен лет до трио кларнет-скрипка-фортепиано; Моцарт написал Кегельштатское трио в XVIII веке, а романтик композитор- Макс Брух сочинил для этого сочетания сюиту из восьми пьес, а также двойной концерт для альта, кларнета и оркестра. Многие из этих произведений могут быть (или уже были) переписаны для трио кларнета, скрипки и фортепиано.
В отличие от стандартного фортепианного трио или концерта, для трио кларнета, скрипки и фортепиано не существует стандартной формы композиции : пьеса может иметь любое количество частей.
В акустическом отношении выбор кларнета, скрипки и фортепиано характерен тем, что большая часть камерной музыки (и большая часть музыки вообще) содержит высокие ( сопрано ), средние ( альт / тенор ) и низкие ( бас / баритон ) партии. Однако и кларнет, и скрипка играют относительно высокие партии, что создает менее сбалансированный звук, чем трио, содержащее более возможный диапазон, например трио скрипки, виолончели и фортепиано . Тембральный контраст обеспечивается между деревянными духовыми (кларнет), смычковой струной (скрипка) и клавишным инструментом (фортепиано).
Помимо классического использования, эта комбинация инструментов распространена в традиционной еврейской музыке Ашкенази .
Начало 20 века
[ редактировать ]Есть примеры трио кларнет-скрипка-фортепиано композиторов до 1970 года, в том числе Бартока ( «Контрасты» ), Бауснерна Серенады , Стравинского (аранжировка его «Истории солдата »), Мийо (Сюита для кларнета, скрипки и фортепиано, соч. 157б), Хачатурян (Трио для кларнета, скрипки и фортепиано), Берг , Кренек и Айвз .
Бартока Контрасты
[ редактировать ]Белы Бартока «Контрасты» были заказаны скрипачу Джозефу Сигети и кларнетисту Бенни Гудману и являются одним из самых известных произведений в этом жанре. Карпати [1] описывает произведение как обладающее «технической бравурой и в то же время ... поэтической универсальностью». Напротив, ER, [2] объясняет, что «контрасты связаны «скорее, чем с настроением», но, несмотря на это «отсутствие разнообразия... гений Бартока заключается в даре риторики, настолько богатой, что он может распространить это единственное настроение, причем интересно, на партитуру». или более крупномасштабных работ».
Кибер [3] считает это «менее весомым и менее важным произведением во всем творчестве Бартока », хотя «сочинения как для скрипки, так и для кларнета» «наиболее эффективны во всем». В статье, описывающей программу, в которой «стандартная заметка о контрастах Бартока ... была заменена последовательным схематическим наброском», делается вывод, что «на самом деле Барток выглядит так же загадочно, как и звучит». [4]
Позже 20 век
[ редактировать ]Трио были заказаны Трио Вердер из таких композиторов, как Лесли Бассетт , Алан Хованесс , Майкл Догерти, Карел Хуса , Тея Масгрейв , Нед Рорем , Ида Готковская, Гюнтер Шуллер , Питер Шикеле , Дженнифер Хигдон, Александр Арутюнян , Дэвид Даймонд , Скотт Макаллистер, Уильям. Болком , Бетси Джолас , Брайт Шэн, Роберто Сьерра, Либби Ларсен , Филипп Манури , Джан Карло Менотти , Питер Скалторп , Иван Эрёд и Джоан Тауэр .
Песня Рорема «Конец лета» (1985), которую можно найти на нескольких записях его творчества, содержит намеки на церковную музыку. Композитор описывает сходство произведения с его прямым предшественником, его «Сценами из детства» , в том, что каждая из трех частей «навеяна музыкальными произведениями прошлого. Есть намеки на Сати, Брамса, классические песенки и протестантские гимны». [5] Рорем говорит, что его произведения, произведения Масгрейва и Дикинсона «буквально цитируют из прошлого», а также описывает вопрос «Чака», не одобрял ли он когда-нибудь произведения Сэмюэля Барбера , как партнер Рорема относился к произведениям Рорема в вечер премьеры. [6]
Шуллера «Сеттинг трио» в «классической форме быстро-медленно-скерцо-быстро» демонстрирует влияние Бартока, но описывается как «оригинальный... разнообразный, поочередно трогательный и захватывающий, изобретательный», достойный прослушивания еще раз. [7]
» Натана Карриера описываются «Вариации как «более сложные» и, по-видимому, «слишком длинные, почти 34 минуты». В качестве темы неоднократно цитируется песня Биншуа «De plus en plus», звучащая как колыбельная Брамса. Бартока В произведении также показано влияние «Контрастов» . [7]
Хусы «Trio Setting» [W22], созданный по заказу Verdehr Trio в 1981 году, демонстрирует каждый инструмент в одной части и был описан Уильямом Кратчфилдом как «выдающийся... с его уверенным ощущением кульминации и драматическим разнообразием в обработке инструментов». [8]
Теи Масгрейв «Пьеро» было заказано трио Вердер и впервые исполнено в Стамбуле, Турция, в 1986 году. В соответствии с более ранними работами Масгрейв, такими как ее Второй камерный концерт (1966), Концерт для кларнета (1967) и « Космическая пьеса » (1974), «Пьеро». очень программен, и партитура содержит указания на расположение сцены, сюжеты освещения и движения.
Концерты
[ редактировать ]Концерты для кларнета, скрипки и фортепиано были заказаны Вердером Буру, Дэвиду, Отту , Скровачевскому и Уоллесу. Они также заказали двойные концерты для скрипки и кларнета Джеймсу Ниблоку , Уильяму Уоллесу , Диносу Константинидесу , Полу Чихаре , Яну Краузу и Ричарду Миллсу .
Композиторы трио кларнет-скрипка-фортепиано.
[ редактировать ](Это неполный список.)
Начало 20 века
[ редактировать ]Композитор | Год | Кусок | Опус | Примечания |
---|---|---|---|---|
Бела Барток | 1938 | Контрасты для кларнета, скрипки и фортепиано. | № 111, ББ 116 | |
Альбан Берг | 1926 | Адажио для скрипки, кларнета и фортепиано | Переложение камерного концерта , 2-я часть. | |
Чарльз Айвз | 1934 | Ларго для скрипки, кларнета и фортепиано | ||
Арам Хачатурян | 1932 | Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | ||
Вальдемар фон Бауснерн | 1898 | Серенада, для кларнета, скрипки и фортепиано | ИВБ 12 | |
Эрнст Кренек | 1946 | Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | На. 108 | |
Дариус Мийо | 1936 | Сюита для кларнета, скрипки и фортепиано | На. 157б | |
Игорь Стравинский | 1918 | Сюита из оперы «История солдата» для кларнета, скрипки и фортепиано | Аранжировка композитора |
1949 г. и далее
[ редактировать ]Композитор | Год | Кусок | Опус |
---|---|---|---|
Хоан Альберт Амаргос | |||
Альфредо Арасил | 1992 | вечный двигатель v.92 | |
Александр Арутюнян | |||
Уильям Болком | 1994 | Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Шарлотта Брэй | 2017 | Пение для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Джейн Брокман | 1999 | Нибиру Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | |
2007 | Лемурия Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | ||
Джон Кратон | 2003 | Соната для скрипки, кларнета и фортепиано «Три девчонки» | |
Густаво Диас-Херес | 2012 | Экседра | |
Дональд Эрб | Солнечные вершины и темные долины | ||
Иван Ерод | 1991 | Трио | На. 59 |
Кристофер Фокс | 1992 | Прямые линии в переломные времена2 | |
Педро Фариа Гомеш | 2010 | Возвращение | |
Джон Харбисон | 1982 | Вариации | |
Стивен Хартке | 1997 | Лошадь с лавандовым глазом | |
Дуглас Кнеханс | 2002 | Прибытие | |
Алан Хованесс | 1988 | Трио Озеро Самиш | На. 415 |
Эван Джонсон | 2003 | выдержки | |
Майкл Кнопф | 2014 | КвазиГелиоСоник и маленькие миры | |
Филипп Манури | 1992 | Мичиганское Трио | |
Эдвард Манукян | 2007 | Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Дональд Мартино | 1973 | Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Джан Карло Менотти | 1996 | Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Дени Пуссер | 1993 | «Молчание будущего» для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Манель Рибера | 2008 | Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Нед Рорем | 1985 | Конец лета | |
Тимоти Солтер | 2017 | Триптих для скрипки, кларнета и фортепиано | |
Ребекка Сондерс | 1994 | нижняя сторона зеленого цвета | |
Пол Шенфилд | 1990 | Трио для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Питер Скоулз | 1995 | Островные песни , Трио кларнета | |
Питер Скалторп | 1992 | Треки мечты | |
Хуан Мария Соларе | 2008 | Греческие сказки для скрипки, кларнета и фортепиано | |
Франклин Стовер | 2011 | Триалог для скрипки, кларнета и фортепиано | |
Хесус Торрес | 2017 | Фульгор для скрипки, кларнета и фортепиано | |
Октавио Васкес | 2012 | Трио для скрипки, кларнета и фортепиано | |
Габриэль Висенс | 2021 | Фреска для кларнета, скрипки и фортепиано | |
Иоганн Баптист Ванхал | Трио ми-бемоль | На. 20, нет. 5 |
Текущие ансамбли трио кларнета, скрипки и фортепиано (2018)
[ редактировать ](Это неполный список.)
Трио | Основан | Кларнет | Скрипка | Фортепиано |
---|---|---|---|---|
Трио Вердер | 1972 | Эльза Людвиг-Вердер | Вальтер Вердер | Сильвия Рёдерер |
Ансамбль камеры Вашингтона | 1990 | Клэр Эйххорн | Рикардо Синцинатес | Анна Балакерская |
Северное трио | 1994 | Карен Бичем | Грейберт Бичем | Мартин Перри |
Кэт Трио | 1998 | Владислав Горбич | Виктория Горбич | Джозеф Росс |
Сапфировое трио | 1998 | Максин Рэми | Маргарет Николс-Болдридж | Джоди Грейвс |
Страта | 1999 | Натан Уильямс | Джеймс Стерн | Одри Андрист |
Памина Трио | 2004 | Беатрис Лопес | Икуко Китакадо | Кейко Хаттори |
Первый тройничок | 2004 | Борис Аллахвердян | Гулия Гуревич | Мы сказали Анастасия |
Трио Гауди. Архивировано 12 января 2015 г. в Wayback Machine. | 2005 | Алессио Терранова | Кардилло Джованни | Сильвия Никола |
Меридиан Трио | 2006 | Хелен Джеймс | Маккензи Ричардс | Имонн Рамзи |
Зодиакальное Трио | 2006 | Kliment Krylovskiy | Ванесса Моллард | Рико Хигума |
Вивецца Трио | 2010 | Николь ван Яарсвельд | Ингер ван Влит | Анжелика Химсберген |
Жакен Трио | 2010 | Джесси Граймс | Кей Стивен | Чарис Хэннинг |
Трио Аумаге | ? | Маги Жиро | Женевьева Меле | Орели Самани |
Трипод Трио | ? | Рие Сузуки | Тим Блэк | Дэвид Пасбриг |
Аратос Трио | 2014 | Mihailo Samoran | Катарина Попович | Ваня Щепанович |
Свет и Тень | 2006 | Кимия Кермани | Мириам Эрттманн | Катя Штайнхойзер |
Дюкасс Трио | 2010 | Уильям Слингсби-Данкомб | Шарлотта Маклет | Долг Гарви |
Взрослеющее трио | 2014 | Фанни Фекете | Эстер Кручио | Адам Жолт Шоколай |
Трио Движение | 2011 | Милош Николич | Мадлен Стокич Васильевич | Майя Михич |
Ансамбль ТриоПолис | 2015 | Кимберли Коул Луэвано | Феликс Ольшофка | Анатолия Иоаннидес [1] |
Трио Эмериллон | 2017 | Шарлотта Лайек | Ти Джей Скиннер | Оливье Эбер-Бушар |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Карпати (1981), стр.201-207.
- ^ ER (1943), с. 61.
- ^ Зайбер (1949), стр.28-29.
- ^ «Примечания к программе: лучше ненаписанные, чем непрочитанные», Журнал музыкальных педагогов , Vol. 54, № 7. (Март 1968 г.), стр. 96–97.
- ^ Рорем, Нед (2001). Цитируется в «Gotham Ensemble Plays Ned Rorem» , примечания. Albany Records (2002): Троя 520.
- ^ Рорем (2002), стр.56.
- ^ Jump up to: а б Макс, Стивен (2008), стр.1.
- ^ Хитченс (1991), стр.14
Источники
[ редактировать ]- Карбон, Джон. « Пьеро для скрипки, кларнета и фортепиано Теи Масгрейв», Notes , 2-я серия, том 50, № 2. (декабрь 1993 г.), стр. 761–762.
- ER (1943). «Рецензия: Контрасты для скрипки, кларнета и фортепиано Белы Бартока», Music & Letters, Vol. 24, № 1. (январь 1943 г.), с. 61.
- Хитченс, Сьюзен Хейс (1991). Карел Хуса: биобиблиография . ISBN 0-313-25585-7 .
- Карпати, Янош (1981). «Альтернативные структуры в «контрастах» Бартока», Музыковедческие исследования Венгерской академии наук , Т. 23, Фаск. 1/4, Сентенрио Бела Барток Священный#
- Макс, Стивен Р. «Вердер Трио 3». Американский справочник рекордов 57.n6 (ноябрь-декабрь 1994 г.): 218 (1).
- Рорем (2002). Ложь: Дневник: 1986–1999 гг . ISBN 0-306-81106-5 .
- Зайбер, Матиас (1949). «Камерная музыка Белы Бартока», Tempo , Новая серия, № 13, Номер Бартока. (Осень 1949 г.), с. 19–31.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Роквелл, Джон « Концерт: Трио Вердер », Обзор, NYTimes.com. Опубликовано: 18 февраля 1988 г.
- Сайт трио Вердер .