Двенадцать
В музыке дуодецет — иногда дуодектет или дуодециметт — представляет собой композицию, для исполнения которой требуется двенадцать музыкантов, или музыкальная группа, состоящая из двенадцати человек. В джазе такую группу из двенадцати исполнителей иногда называют «двенадцатью». Соответствующее немецкое слово — Duodezett . Французская эквивалентная форма, douzetuor , практически неизвестна (что резко контрастирует с dixtuor , французским словом, обозначающим обман ). В отличие от некоторых других музыкальных ансамблей, таких как струнный квартет , в дуодецете нет установленного или стандартного набора инструментов.
История
[ редактировать ]Из типов ансамблей, названных по числу музыкантов в группе, децет, ундецет, дуодецет, тредецет и т. д. являются названиями менее распространенными в музыке, чем более мелкие группировки ( квартет , квинтет и т. д., вплоть до нонета ). В XVIII веке двенадцатиголосные ансамбли чаще всего встречались в жанре духовой серенады, дивертисмента , ноктюрна или партиты — например, Йозефа Райхи для « Parthia ex D» 2-х флейт, 2-х гобоев, 2-х кларнетов, 3-х флейт. валторны, два фагота и контрабас, а также партиты для тех же инструментов коллеги Райхи Иоганна Георга Фельдмайра. [1] Фактически, названия « серенада » и « сюита » на протяжении всего XIX века оставались предпочтительным термином для ансамблей из двенадцати или тринадцати инструментов, особенно духовых (например, сочинение Вильгельма Бергера , соч. 102 для 12 духовых инструментов, сочинение Феликса Мендельсона ). Op 24 для 11 или 12 духовых, Серенада Макса Регера для 12 духовых или Рихарда Штрауса Opp 4 и 7 для 13 духовых). Слово «дуодецет» остается редким названием жанра в ХХ веке (исключения встречаются среди произведений польских композиторов Барбары Бучек и Богуслава Шеффера ), где произведениям для двенадцати инструментов или певцов чаще всего присваивается либо истинное название, либо название жанра, описывающее форму (например, « концертино », «сюита», « вариации »), за которым часто следует обозначение, например «для двенадцати инструментов».
Три «двенадцатичастных изобретения», вариации 3 (12 скрипок соло), 5 (10 альтов и 2 контрабаса) и 11 (12 духовых инструментов) в « Стравинского Вариациях : памяти Олдоса Хаксли» (1963–64). были названы его биографом Эриком Уолтером Уайтом «дуодецетами». [2] [3] )
Вокальные дуодецеты
[ редактировать ]- Сильвано Буссотти . Сицилиано, Франческо Аджино , для двенадцати мужских голосов (1960)
Струнные дуодецеты
[ редактировать ]- Юлиус Кленгель . Гимн для двенадцати виолончелей, соч. 57 (1920)
- Божидар Абращев . Прелюдия, песня и скерцо для 12 виолончелей (1994)
- Энн Бойд . Бенчаронг , для струнного ансамбля из двенадцати музыкантов (1977), скрипок (7), альтов (2), виолончелей (2) и контрабаса.
- Сезар Бресген . Метаморфоза I (1983), для двенадцати струн: 7 скрипок, 2 альтов, 2 виолончелей и контрабаса.
- Барбара Бучек . Дуодецет для струнных (1976)
- Джеймс Диллон . Introitus , для двенадцати струн (6 скрипок, 2 альтов, 2 виолончелей и 2 контрабасов), кассеты и живой электроники (1993)
- Хельмут Эдер . Концерт для двенадцати струнных, соч. 38 (1964).
- Дьёрдь Лигети . Разветвления , для струнного оркестра или 12 сольных струн (изд. 1970)
- Богуслав Шеффер . Монофония V , для 12 виолончелей (1999)
- Богуслав Шеффер . Дуодецет, для 12 виолончелей (2005)
- Томас Симаку . Plenilunio , для двенадцати струнных соло (7 скрипок, 2 альтов, 2 виолончелей и контрабаса) (1998)
- Джеймс Тенни . Для 12 струн (восходящая) , для 4 скрипок, 3 альтов, 3 виолончелей, 2 контрабасов (1971)
- Рональд Тремейн . Пять эпиграмм для двенадцати струнных соло (1964)
Дуодецеты ветра
[ редактировать ]- Милтон Бэббит . Фанфары для 4-х валторн, 4-х труб, 3-х тромбонов и тубы (1987)
- Вильгельм Бергер . Серенада, соч. 102, для 2-х флейт, 2-х гобоев, 2-х кларнетов, 4-х валторн и 2-х фаготов (1910)
- Гордон Джейкоб . Старое вино в новых бутылках (1958), для двойного духового квинтета с двумя трубами
- Уилфред Джозефс . Концерт додичи, опус 21 (1960). Концерт для двенадцати духовых инструментов, флейты, пикколо, гобоя, английского рожка, кларнета, фагота, контрабата, валторны, трубы, тромбона и тубы.
- Карл Кон . Концертная музыка для 12 духовых инструментов (1956)
- Феликс Мендельсон . Ноктюрно [псевдоним Harmoniemusik , псевдоним Увертюра], соч. 24, для флейты, 2 гобоя, 2 кларнетов, 2 валторн, 2 фаготов, трубы и (по желанию) «corno inglese di basso»
- Макс Регер . Серенада для 12 духовых инструментов (К двойному духовому квинтету добавьте еще две валторны)
- Дэвид Ван Вектор . Двойной секстет для 12 тромбонов (1971)
Смешанные дуодецеты
[ редактировать ]- Милтон Бэббит . Композиция для двенадцати инструментов , для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, арфы, челесты, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (1948, переработка 1954)
- Никколо Кастильони . Маски: Книга танцев, хоралов, симфоний и фантазий , для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, фортепиано, фисгармонии, 2 скрипок, альта и виолончели (1966/1967).
- Джордже Энеску . Камерная симфония ми мажор, соч. 33, для флейты, гобоя, английского рожка, кларнета, фагота, валторны, трубы, скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано (1954)
- Роман Хаубеншток-Рамати . Музыка для 12 инструментов
- Ганс Вернер Хенце . В память: die Weisse Rose, Doppelfuge , для флейты, английского рожка, бас-кларнета, фагота, валторны, трубы, тромбона, 2 скрипок, альта, виолончели и контрабаса (1965)
- Пауль Хиндемит . Камермузыка № 1 с финалом 1921 года , соч. 24, № 1, для флейты (удвоение пикколо), кларнета, фагота, трубы, перкуссиониста, фисгармонии, фортепиано, 2 скрипок, альта, виолончели и контрабаса (1922)
- Том Джонсон . Голоса для флейты, гобоя, кларнета, альт-саксофона, фагота, валторны, трубы, тромбона, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (1984)
- Вальтер Кауфманн . Восемь пьес для двенадцати инструментов , для пикколо, флейты, гобоя, кларнета, бас-кларнета, фагота, контрафагота, арфы, челесты, фортепиано, ударных и контрабаса (1966)
- Стив Райх . Двойной секстет , для 2-х флейт, 2-х кларнетов, 2-х фортепиано, 2-х вибрафонов, 2-х скрипок и 2-х виолончелей; или флейта, кларнет, фортепиано, вибрафон, скрипка, виолончель и заранее записанная кассета (2007)
- Йозеф Райха . Парфия ex D , для 2-х флейт, 2-х гобоев, 2-х кларнетов, 2-х фаготов, 3-х валторн и контрабаса
- Игорь Стравинский . Концертино, для флейты, гобоя, английского рожка, кларнета, 2-х фаготов, 2-х труб, тенор-тромбона, бас-тромбона, скрипки и виолончели (1952; аранжировка 1920 года, произведение для струнного квартета)
- Яннис Ксенакис . Эпицикл , для виолончели соло, флейты, гобоя, кларнета, валторны, трубы, тромбона, тубы, 2-х скрипок, альта и контрабаса (1989)
Ссылки
[ редактировать ]Источники
- Герхарт, Кэтрин. 2011 г. Аннотированная библиография Double Wind Quintet Music, , Сиэтл: Вашингтонский университет (по состоянию на 17 марта 2011 г.).
- Уайт, Эрик Уолтер. 1965. "Два новых мемориальных произведения Стравинского". Темп , новая серия, нет. 74 (Осень): 18–21.
- Уайт, Эрик Уолтер. 1979. Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03983-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антонов, Иван Мильков. 2005. « Каталог ансамблевой музыки для виолончелистов двадцатого века, заархивированный 25 июня 2010 г. в Wayback Machine ». Монография ДМА. Батон-Руж: Университет штата Луизиана и сельскохозяйственный и механический колледж.
- Тиллетт, Барбара Б. 2008. Меморандум: Предлагаемый пересмотр главы RDA. 6, Дополнительные инструкции по музыкальным произведениям и выражениям (4 декабря).