Jump to content

Струнный квартет

Фицуильяма Квартет

Термин «струнный квартет» относится либо к типу музыкальной композиции, либо к группе из четырех человек, которые ее играют. Многие композиторы, начиная с середины XVIII века, писали струнные квартеты. Связанный музыкальный ансамбль состоит из двух скрипачей , альтиста и виолончелиста . Контрабас . в ансамбле практически не используется, главным образом потому, что он звучал бы слишком громко и тяжело

Струнный квартет был развит в его нынешнем виде австрийским композитором Йозефом Гайдном , чьи произведения в 1750-х годах сформировали ансамбль как группу из четырех более или менее равных партнеров. С этого времени струнный квартет считается престижной формой; написание для четырех инструментов с очень похожими характеристиками одновременно ограничивает и проверяет композитора. Состав струнного квартета процветал в классическую эпоху , и Моцарт , Бетховен и Шуберт написали по несколько из них. Многие композиторы- романтики и композиторы начала двадцатого века составляли струнные квартеты, в том числе Мендельсон , Шуман , Брамс , Дворжак , Яначек и Дебюсси . Позже, в 19 веке, в составе струнных квартетов наступило небольшое затишье, но оно возродилось в 20 веке, когда Вторая венская школа , Барток , Шостакович , Бэббит и Картер создали высоко оцененные образцы этого жанра, и он остается важная и изысканная музыкальная форма.

Стандартная структура струнного квартета, установленная в классическую эпоху, состоит из четырех частей , первая часть в сонатной форме , аллегро, в тонической тональности; за медленной частью в соответствующей тональности менуэт и трио следуют ; а четвертая часть часто бывает в форме рондо или сонаты-рондо в тонической тональности.

Некоторые ансамбли струнных квартетов играют вместе в течение многих лет и укрепляются и продвигаются как единое целое, подобно солистам-инструменталистам или оркестрам .

История и развитие

[ редактировать ]

Ранняя история

[ редактировать ]
В исполнении струнного квартета. Слева направо: скрипка 1, скрипка 2, альт, виолончель.

Ранняя история струнного квартета во многом является историей развития жанра австрийского композитора Йозефа Гайдна . Были примеры дивертисментов для двух скрипок соло, альта и виолончели венских композиторов Георга Кристофа Вагенсейля и Игнаца Хольцбауэра ; и издавна существовала традиция исполнять оркестровые произведения от одного инструмента к партии. Британский музыковед Дэвид Вин Джонс ссылается на широко распространенную практику, когда четыре игрока, по одному, играют произведения, написанные для струнного оркестра , такие как дивертисменты и серенады , при этом до XIX века в струнной партитуре не было отдельной (пятой) партии контрабаса. [1] Однако эти композиторы не проявили интереса к развитию струнного квартета как средства массовой информации. [2]

Истоки струнного квартета можно проследить еще до барочной трио-сонаты , в которой два сольных инструмента исполнялись с секцией континуо , состоящей из басового инструмента (например, виолончели) и клавишных . Очень ранним примером является четырехчастная соната для струнного ансамбля итальянского композитора Грегорио Аллегри , которую можно считать важным прототипом. [3] К началу 18 века композиторы часто добавляли третьего солиста; Более того, стало обычным опускать партию клавишных, позволяя виолончели поддерживать только басовую партию. Таким образом, когда Алессандро Скарлатти написал сборник из шести произведений под названием Sonata à Quattro per Due Violini, Violetta [альт], e Violoncello senza Cembalo (Соната для четырех инструментов: две скрипки, альт и виолончель без клавесина), это было естественной эволюцией от существующая традиция. [4]

Влияние Гайдна

[ редактировать ]

Музыковед Хартмут Шик предположил, что Франц Ксавер Рихтер изобрел «классический» струнный квартет примерно в 1757 году. [5] но большинство авторитетов сходятся во мнении, что Гайдн несет ответственность за этот жанр в его ныне принятой форме. Струнный квартет не пользовался признанным статусом ансамбля, как две скрипки с бассо континуо – так называемая « трио-соната » – на протяжении более ста лет. Даже состав первых струнных квартетов Гайдна был скорее случайностью, чем художественным императивом. [6]

В 1750-х годах, когда молодой композитор все еще работал в Вене преимущественно учителем и скрипачом, его время от времени приглашали провести время в соседнем замке Вайнцирль любящего музыку австрийского дворянина Карла Йозефа Вебера Эдлера фон Фюрнберга. Там он играл камерную музыку в специальном ансамбле, состоящем из управляющего Фюрнберга, священника и местного виолончелиста, а когда барон попросил какую-нибудь новую музыку для исполнения группы, родились первые струнные квартеты Гайдна. Неясно, попала ли какая-либо из этих работ в два сборника, опубликованных в середине 1760-х годов и известных как « Опп Гайдна». 1 и 2 («Соч. 0» — это квартет, включенный в некоторые ранние издания Соч. 1 и вновь открытый только в 1930-х годах), но кажется разумным предположить, что они были, по крайней мере, схожи по своему характеру.

Ранний биограф Гайдна Георг Август Гризингер рассказывает эту историю так:

Следующее чисто случайное обстоятельство побудило его попытать счастья в составе квартетов. У барона Фюрнберга было жилье в Вайнцирле , в нескольких сценах от Вены, и время от времени он приглашал своего пастора, своего менеджера Гайдна и Альбрехтсбергера (брата знаменитого контрапунктиста Альбрехтсбергера ), чтобы немного помузицировать. Фюрнберг попросил Гайдна сочинить что-нибудь, что могли бы исполнить эти четыре любителя. Гайдн, которому тогда было восемнадцать лет [ так в оригинале ], [7] подхватил это предложение, и так возник его первый квартет, который, как оказалось, сразу же получил такое всеобщее одобрение, что Гайдн набрался смелости работать дальше в этой форме. [8]

Примерно в это же время Гайдн написал еще девять квартетов. Эти работы были опубликованы как его соч. 1 и соч. 2; один квартет остался неопубликованным, а некоторые из ранних «квартетов» на самом деле представляют собой симфонии, в которых отсутствуют духовые партии. Они имеют пять частей и имеют форму: быстрая часть, менуэт и трио I, медленная часть, менуэт и трио II и быстрый финал . Как отмечает Людвиг Финшер , стилистически они опираются на австрийскую традицию дивертисмента . [6]

Йозеф Гайдн играет в струнном квартете

После этих первых попыток Гайдн не возвращался в струнный квартет в течение нескольких лет, но когда он это сделал, это стало значительным шагом в развитии жанра. В последующие годы Гайдн начал свою работу в качестве капельмейстера при князьях Эстерхази , для которых ему пришлось сочинять многочисленные симфонии и десятки трио для скрипки, альта и басового инструмента под названием баритон (на котором играл сам принц Николаус Эстерхази ). Возможности для экспериментов, которые оба этих жанра предлагали Гайдну, возможно, помогли ему в поисках более продвинутого квартетного стиля, обнаруженного в восемнадцати произведениях, опубликованных в начале 1770-х годов под названием «Опп». 9, 17 и 20 . Они написаны в форме, которая стала стандартной как для Гайдна, так и для других композиторов. Эти квартеты, четко составленные как наборы, имеют четырехчастную компоновку с широко задуманными, умеренными первыми частями и, во все большей степени, демократическим и разговорным взаимодействием частей, сплоченным тематическим развитием и умелым, хотя часто сдержанным использованием контрапункта. Убедительная реализация прогрессивных целей соч. В частности, 20-й сет 1772 года делает их первым крупным достижением в истории струнного квартета. [9] Конечно, они предложили своему времени самые современные модели, которым можно было следовать в течение большей части десятилетия; подросток Моцарт- в своих ранних квартетах был среди композиторов, стремившихся подражать многим их особенностям, вплоть до жизненных фуг , с помощью которых Гайдн стремился придать больший архитектурный вес финалам № 1. 2, 5 и 6.

После соч. 20, становится все труднее указать на подобные крупные скачки в развитии струнного квартета в руках Гайдна, хотя и не из-за отсутствия каких-либо изобретений или применения со стороны композитора. Как выразился Дональд Тови : «С Op.20 историческое развитие квартетов Гайдна достигает своей цели; и дальнейший прогресс - это не прогресс в каком-либо историческом смысле, а просто разница между одним шедевром и другим». [10]

Однако музыковед Роджер Хикман отказался от этой общепринятой точки зрения. Он отмечает изменение в написании струнного квартета к концу 1760-х годов, в котором появились характеристики, которые сегодня считаются важными для этого жанра - партитура для двух скрипок, альта и виолончели, сольные отрывки и отсутствие фактического или потенциального аккомпанемента бассо континуо . Отмечая, что в то время другие композиторы, помимо Гайдна, писали произведения, соответствующие этим «современным» критериям, и что более ранние квартеты Гайдна им не соответствовали, он предполагает, что «одной жертвой [такой точки зрения] является представление, которое Гайдн «изобрёл». струнный квартет... Хотя его до сих пор можно считать «отцом» «классического» струнного квартета, он не является создателем самого жанра струнного квартета... Этот старый и бесполезный миф не только искажает достижения других превосходные композиторы, но и искажает характер и качества оп. 1, 2 и 9 Гайдна». [11]

Музыковед Клифф Эйзен контекстуализирует соч. 20 квартетов следующим образом: «Квартеты Гайдна конца 1760-х — начала 1770-х годов [соч. 9, 17 и 20] являются высшими точками в ранней истории квартета. Характеризуются широким спектром фактур, частыми асимметриями и театральными жестами. ...эти квартеты установили четырехчастную форму жанра, его большие размеры и ... его большие эстетические претензии и выразительный диапазон». [12]

О том, что струнные квартеты Гайдна уже были «классикой», определившей жанр к 1801 году, можно судить по публикации Игнацем Плейелем в Париже «полной» серии в том же году, а об эволюции квартета как средства публичного исполнения можно судить по десяти произведениям Плейеля. -объемный набор миниатюрных партитур, предназначенных скорее для слушателей, чем для исполнителей – ранние примеры этого жанра музыкального издания . Со времен Гайдна струнный квартет пользовался престижем и считался одним из настоящих испытаний композиторского искусства. Отчасти это может быть связано с тем, что звуковая палитра более ограничена, чем в оркестровой музыке, что заставляет музыку стоять более самостоятельно, а не полагаться на тональный цвет ; или от присущей музыке контрапунктической тенденции, написанной для четырех равных инструментов.

После Гайдна

[ редактировать ]

Расцвет квартетного состава пришелся на классическую эпоху. Моцарт , Бетховен и Шуберт составили по несколько квартетов: «Бетховену, в частности, приписывают развитие этого жанра в экспериментальной и динамичной манере, особенно в его более поздней серии квартетов, написанных в 1820-х годах вплоть до его смерти. Их формы и идеи вдохновляли и продолжать вдохновлять музыкантов и композиторов, таких как Вагнер и Барток ». [13] Последним музыкальным желанием Шуберта было услышать Квартет Бетховена до минор , соч. 131 , который он услышал 14 ноября 1828 года, всего за пять дней до своей смерти. Прослушав более раннее исполнение этого квартета, Шуберт заметил: «Что после этого нам остается писать?» Вагнер, размышляя над соч. В первой части 131 говорилось, что она «раскрывает самые меланхоличные чувства, выраженные в музыке». Из поздних квартетов Бетховен назвал своим фаворитом соч. 131 , которую он считал своей самой совершенной работой.

Мендельсона Шесть струнных квартетов охватывают весь период его карьеры, с 1828 по 1847 год; были Шумана Все три струнных квартета написаны в 1842 году и посвящены Мендельсону, чьи квартеты Шуман изучал в процессе подготовки наряду с квартетами Гайдна, Моцарта и Бетховена. Несколько композиторов эпохи романтизма написали только один квартет, а Дворжак — 14.

струнного квартета Партитура ( квартальная гармония Шенберга из Струнного квартета № 1 ) Продолжительность: 5 секунд.

В современную эпоху струнный квартет сыграл ключевую роль в развитии Шенберга (который добавил сопрано в свой струнный квартет № 2 ), Бартока и особенно Шостаковича . После Второй мировой войны некоторые композиторы, такие как Мессиан, поставили под сомнение актуальность струнного квартета и избегали их написания. [ нужна ссылка ] Однако, начиная с 1960-х годов, многие композиторы возобновили интерес к этому жанру.

Во время своего пребывания на посту Магистра музыки Королевы Питер Максвелл Дэвис продюсировал набор из десяти под названием Naxos Quartets (по заказу Naxos Records с 2001 по 2007 год ) . Маргарет Джонс Уайлс сочинила более 50 струнных квартетов. Дэвид Мэтьюз написал одиннадцать, а Робин Холлоуэй — пять квартетов и шесть «квартеттини». За почти пять десятилетий Эллиот Картер написал в общей сложности пять струнных квартетов; он получил Пулитцеровскую премию за две из них : № 2 и № 3 . Три важных струнных квартета были написаны Гельмутом Лахенманном . В конце 20-го века струнный квартет также расширился по-разному: огромный Второй струнный квартет Мортона Фельдмана - один из самых длинных из когда-либо написанных, а «Вертолетный квартет» Карлхайнца Штокхаузена будет исполнять четыре музыканта на четырех вертолетах.

Струнные квартеты классического периода

[ редактировать ]

Квартеты, написанные в классический период, обычно имели четыре части, по структуре напоминающие симфонию :

  1. Быстрое движение в сонатной форме в тонике .
  2. , Медленное движение в родственной тональности
  3. Менуэт . и трио или (в более поздних произведениях) скерцо и трио в тонике
  4. Быстрая часть, иногда в форме рондо или часть в форме сонаты-рондо , в тонической тональности.

Позиции медленной части и третьей части гибкие. Например, из шести квартетов Моцарта, посвященных Гайдну , в трёх есть менуэт, за которым следует медленная часть, а в трёх — медленная часть перед менуэтом.

Существенные изменения в типичной структуре уже присутствовали ко времени поздних квартетов Бетховена, и, несмотря на некоторые заметные примеры обратного, композиторы, писавшие в двадцатом веке, все чаще отказывались от этой структуры. струнные квартеты Бартока Четвертый и пятый , написанные в 1930-х годах, представляют собой пятичастные произведения, симметричные вокруг центральной части. [14] Шостаковича Последний квартет , написанный в 1970-х годах, состоит из шести медленных частей.

Вариации струнного квартета.

[ редактировать ]
Конец для Аренского струнного квартета № 2 скрипки, альта и двух виолончелей, сыгранного на Форуме Казальса в 2023 году.

Многие другие камерные группы можно рассматривать как модификации струнного квартета:

Дальнейшие расширения также привели к созданию таких произведений, как « Струнный октет» , Мендельсона состоящий из эквивалента двух струнных квартетов. Примечательно, что Шёнберг включил сопрано в последние две части своего второго струнного квартета , написанного в 1908 году. С тех пор добавление голоса было сделано Мийо , Джинастерой , Фернихоу , Дэвисом , Ильханом Мимароглу и многими другими. Другой вариант традиционного струнного квартета — электрический струнный квартет, в котором музыканты играют на электрических инструментах . [15]

Известные струнные квартеты

[ редактировать ]

Среди известных произведений струнного квартета:

Струнные квартеты (ансамбли)

[ редактировать ]

В то время как отдельные струнные музыканты часто группируются вместе, образуя специальные струнные квартеты, другие продолжают играть вместе в течение многих лет в ансамблях, которые могут быть названы в честь первого скрипача (например, квартет Такача ), композитора (например, квартет Бородина ) или места расположения. (например, Будапештский квартет ). Созданные квартеты могут претерпевать изменения в составе, сохраняя при этом свое первоначальное название.

  1. ^ Вин Джонс 2003 , 179.
  2. Д'Инди В «Cours de Composition Musicale» (1912) цитируются «робкие эссе» Саммартини , Ван Малдера и Госсека . (стр. 214)
  3. ^ Артур Иглфилд Халл , «Самый ранний струнный квартет» The Musical Quarterly 15 (1929:72–76).
  4. ^ Вин Джонс 2003 , 178.
  5. ^ Шик, Хартмут (2009). «Изобрел ли Франц Ксавер Рихтер струнный квартет? Размышления по поводу 300-летия композитора, включая гипотезу о Боккерини» [Изобрел ли Франц Ксавер Рихтер струнный квартет? Размышления к 300-летию со дня рождения композитора, в том числе теория о Боккерини. Архив музыковедения (на немецком языке). 66 (4): 306–320. дои : 10.25162/afmw-2009-0016 . JSTOR   27764460 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Финшер 2000 , 398.
  7. ^ Это будет означать более раннюю дату, около 1750 года; Финшер (2000) , а также Вебстер и Федер (2001) считают, что Гризингер здесь допустил ошибку.
  8. ^ Гризингер 1963 , 13.
  9. ^ Линдси Кемп: Йозеф Гайдн: Струнные квартеты, Decca 200.
  10. ^ Тови , [ нужна страница ] .
  11. ^ Хикман, Роджер (1981). «Зарождающийся венский струнный квартет». Музыкальный ежеквартальный журнал . 67 (2): 211–212. JSTOR   741992 .
  12. ^ Эйзен, Клифф (2009). «Струнный квартет». В Кифе, Саймоне (ред.). Кембриджская история музыки восемнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 650. ИСБН  9781139056038 .
  13. ^ Моррис, Эдмунд (2005). Универсальный композитор . Нью-Йорк: Книги Атласа. ISBN  0-06-075974-7 . [ нужна страница ]
  14. ^ Немет, З. (2021). Четвертый из четвертого: о происхождении и раннем исполнении аллегретто, движения пиццикато струнного квартета № 4 Белы Бартока . Studia Musicologica, 62 (3), 291–307. https://doi.org/10.1556/6.2021.00019
  15. ^ Артисты по всему миру. «Часто задаваемые вопросы о струнных квартетах» . Архивировано из оригинала 18 мая 2018 г. Проверено 18 мая 2018 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с « Знаменитые струнные квартеты », SapphireQuartet.co.uk . Архивировано 18 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
  17. ^ Моррис, Эдмунд , Бетховен: Универсальный композитор. Нью-Йорк: Atlas Books / HarperCollins, 2005. ISBN   0-06-075974-7
  18. ^ Требования 2001 г. , §3.
  19. Полный анализ этого квартета см. в Griffiths 1983 , [ нужна страница ]
  20. ^ Вин Джонс 2003 , стр. 239 и далее.
  21. ^ Валтасар 2001 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Гриффитс 2001 , §5.
  23. ^ «ДВОРАК, А.: Струнные квартеты, Том 8 (Влахский квартет) – № 3 – 8,553378» . Архивировано из оригинала 20 июля 2018 г. Проверено 20 июля 2018 г.
  24. ^ Скоулз 1938 , с. [ нужна страница ] .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гриффитс 2001 , §6.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гриффитс 2001 , §7.
  27. ^ Бомонт 2001 .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Гриффитс 2001 , §8.
  29. ^ Карлхайнц Штокхаузен, .. «Вертолетный струнный квартет», Гранд-стрит 14, № 4 (весна 1996 г., «Гранд-стрит 56: Мечты»): 213–225. ISBN   1-885490-07-0 . Онлайн-версия [1999 г.] как « Введение: Вертолетный струнный квартет (1992/93) » (некоторые упущения, некоторые дополнения, различные иллюстрации; архив от 17 ноября 2014 г., по состоянию на 11 августа 2016 г.).
  30. ^ Гриффитс 2001 , §9.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Барретт-Эйрес, Реджинальд: Йозеф Гайдн и струнный квартет (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1974); ISBN   0-02-870400-2 .
  • Блюм, Дэвид: Искусство квартетной игры: Квартет Гварнери в разговоре с Дэвидом Блюмом (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1986); ISBN   0-394-53985-0 .
  • Эйслер, Эдит: Струнные квартеты 21 века (String Letter Publishing, 2000); ISBN   1-890490-15-6 .
  • Келлер, Ганс : Великие квартеты Гайдна. Их интерпретация (Лондон: Дж. М. Дент, 1986); ISBN   0-460-86107-7 .
  • Раунды, Дэвид: Четыре и один: восхваление струнных квартетов (Форт-Брэгг, Калифорния: Lost Coast Press, 1999); ISBN   1-882897-26-9 .
  • Розен, Чарльз : Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен (Лондон: Фабер и Фабер, 1971); ISBN   0-571-10234-4 (мягкая обложка), ISBN   0-571-09118-0 (в твердом переплете).
  • Стейнхардт, Арнольд : Неделимый четырьмя (Фаррар, Штраус Жиру, 1998); ISBN   0-374-52700-8 .
  • Вернон, Дэвид (5 сентября 2023 г.). Бетховен: Струнные квартеты . Эдинбург: Candle Row Press, 2023. ISBN  978-1739659929 .
  • Вуиберт, Фрэнсис: Универсальный репертуар струнного квартета (2009) ProQuartet-CEMC ; ISBN   978-2-9531544-0-5 .
  • Винтер, Роберт (редактор): Компаньон квартета Бетховена (Калифорнийский университет Press, 1996).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 655820f24f5b301de258d7020454554c__1721965620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/4c/655820f24f5b301de258d7020454554c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String quartet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)