Jump to content

Иоганн Непомук Хуммель

Иоганн Непомук Хуммель
портрет 1820 года
Рожденный 14 ноября 1778 г.
Прессбург , Венгерское королевство
(ныне Братислава, Словакия )
Умер 17 октября 1837 г. (58 лет)
Веймар , Саксен-Веймар-Айзенах, Германская Конфедерация
(сейчас Германия )
Род занятий Композитор и пианист
Работает Список композиций
Супруг Элизабет Рёкель (м. 1813)
Дети Эдуард [ де ] , Карл

Иоганн Непомук Гуммель (14 ноября 1778 — 17 октября 1837) — австрийский композитор и пианист-виртуоз. Его музыка отражает переход от классической к романтической музыкальной эпохе. Он был учеником Моцарта , Сальери и Гайдна . Он также знал Бетховена и Шуберта .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Место рождения Хуммеля на улице Клобучницкой, Братислава.

Хуммель родился в Прессбурге , Венгерское королевство (ныне Братислава, Словакия ). Что необычно для того периода, он был единственным ребенком. Он был назван в честь чешского святого покровителя Яна Непомуцкого . Его отец, Йоханнес Хуммель, [1] был директором Императорской военной музыкальной школы в Вене ; его мать, Маргарет Зоммер Хаммель, была вдовой мастера по изготовлению париков Йозефа Людвига. Пара поженилась всего за четыре месяца до этого. [2]

Хаммель был вундеркиндом. В возрасте восьми лет ему предложил уроки музыки классический композитор Вольфганг Амадей Моцарт , который был впечатлен его способностями. Хаммеля обучал и размещал Моцарт в течение двух лет бесплатно, и он впервые выступил на одном из концертов Моцарта в возрасте девяти лет. [3]

Затем отец Хуммеля взял его в турне по Европе, прибыв в Лондон в 1790 году, где он получил уроки у Муцио Клементи . [4] Он с большим успехом играл в Hanover Square Rooms , исполнив фортепианный концерт Моцарта и собственную сонату. [5] В 1791 году в том же зале тринадцатилетний Гуммель исполнил премьеру фортепианного трио Гайдна. [6]

Он вернулся в Вену в 1793 году, давая концерты по своему маршруту. [7] По возвращении его преподавали Иоганн Георг Альбрехтсбергер , Йозеф Гайдн и Антонио Сальери . [8] Примерно в это же время в Вену прибыл молодой Людвиг ван Бетховен , который также брал уроки у Гайдна и Альбрехтсбергера. Двое мужчин подружились, и Хаммель принял участие в нескольких исполнениях оркестрового произведения Бетховена « Веллингтон Зиг» . [9]

16 мая 1813 года он женился на оперной певице Элизабет Рёкель . [10] Следующий год по ее просьбе был посвящен гастролям по России и остальной Европе. У пары было двое сыновей. [11] Младший, Карл (1821–1907), стал известным художником-пейзажистом. Старший, Эдуард [ де ] , работал пианистом, дирижером и композитором; он переехал в США и умер в Трое, штат Нью-Йорк .

Хаммель несколько раз посещал Бетховена в Вене вместе со своей женой Элизабет и учеником Фердинандом Хиллером . [12] Позже Хаммель выступит на мемориальном концерте Бетховена. [13]

Хаммель также подружился с Францем Шубертом , который посвятил свои последние три фортепианные сонаты Хуммелю . Однако к моменту первой публикации сонат оба умерли, и издатели изменили посвящение Роберту Шуману . [14]

Хуммель, портрет работы Йозефа Виллиброрда Мелера , ок. 1814, Музей Гете, Дюссельдорф.

В 1804 году Хуммель стал концертмейстером Николауса II, поместья принца Эстерхази в Айзенштадте . Хотя он взял на себя многие обязанности капельмейстера , поскольку здоровье Гайдна не позволяло ему выполнять их самостоятельно, он продолжал называться просто концертмейстером из уважения к Гайдну, получив титул капельмейстера , или музыкального руководителя, от При дворе Эйзенштадта только после смерти старшего композитора в мае 1809 года. Он оставался на службе у принца Эстерхази в общей сложности семь лет, прежде чем был уволен в мае 1811 года за пренебрежение своими обязанностями. [15]

Позже Хуммель занимал должности капельмейстера в Штутгарте с 1816 по 1818 год и в Веймаре с 1819 по 1837 год, где он подружился с Гете . Хаммел создал одну из первых пенсионных программ для музыкантов, предоставляя благотворительные концертные туры для сбора средств. [16] В своей борьбе с неэтичными музыкальными издателями Хаммель также сыграл ключевую роль в установлении принципов интеллектуальной собственности и закона об авторском праве. [17]

В 1825 году парижское музыкальное издательство Аристида Фарренка объявило о приобретении французских прав на публикацию всех будущих произведений Гуммеля. В 1830 году Гуммель дал три концерта в Париже; на одном из них рондо Гуммеля исполнила жена Аристида Фарренка, композитор Луиза Фарренк , которая также «искала комментариев Гуммеля по поводу своей клавишной техники». [18]

В 1832 году, в возрасте 54 лет и с плохим здоровьем, Хуммель начал уделять меньше энергии своим обязанностям музыкального руководителя в Веймаре. Кроме того, после смерти Гете в марте 1832 года он стал меньше контактировать с местными театральными кругами и в результате находился в частичной отставке с 1832 года до своей смерти в 1837 году. [11]

Последние годы и наследие

[ редактировать ]
Могила Хуммеля на Историческом кладбище в Веймаре.

В конце своей жизни Хаммель увидел возникновение новой школы молодых композиторов и виртуозов и обнаружил, что его собственная музыка постепенно выходит из моды. Его дисциплинированная и чистая техника в стиле Клементи , а также его уравновешенный классицизм противопоставляли его растущей школе бурной бравуры, демонстрируемой такими людьми, как Лист. Сочиняя все меньше и меньше, но по-прежнему пользуясь большим уважением и восхищением, Гуммель мирно умер в Веймаре в 1837 году. Подобно Гайдну, Моцарту и некоторым другим известным композиторам того времени, Гуммель был масоном . [19] Хуммель завещал своей масонской ложе значительную часть своего знаменитого сада за своей резиденцией в Веймаре. Его могила находится на Историческом кладбище Веймара .

Хотя Хаммель умер знаменитым, с прочной посмертной репутацией, по-видимому, прочной, он и его музыка были быстро забыты с наступлением периода романтизма , возможно, потому, что его классические идеи считались старомодными. Позже, во время классического возрождения в начале 20 века, Хаммеля оставили без внимания. Как и Франц Йозеф Гайдн , чье музыкальное возрождение пришлось ждать до второй половины 20-го века, Гуммель был в тени Моцарта и особенно Бетховена. Благодаря увеличению количества записей и живых выступлений его музыка вновь вошла в классический репертуар.

Известные студенты включают Фердинанда Хиллера и Александра Мюллера . [20]

Сохранившаяся рукопись работы Хаммеля, вероятно, написанная его собственной рукой.

Музыка Гуммеля приняла иное направление, чем музыка Бетховена. Заглядывая в будущее, Хуммель шагнул в современность через такие произведения, как его Соната для фортепиано фа-диез минор, соч. 81 , лелеемый Робертом Шуманом , [21] и его Фантазия, соч. 18, которая оказала большое влияние на Шуберта » «Фантазию о странниках . [22] для фортепиано. Эти произведения являются примерами того, как Хаммель бросает вызов классическим гармоническим структурам и расширяет сонатную форму .

Его основное творчество посвящено фортепиано, на этом инструменте он был одним из величайших виртуозов своего времени. Он написал восемь фортепианных концертов , двойной концерт для скрипки и фортепиано, десять фортепианных сонат , восемь фортепианных трио , фортепианный квартет , два фортепианных септета, фортепианный квинтет и музыку для фортепиано в четыре руки .

Помимо фортепиано, Хаммель написал духовой октет, сонату для виолончели , концерт для мандолины , сонату для мандолины, Концерт для трубы ми мажор, написанный для трубы с клавишами (сейчас обычно звучит ми-бемоль мажор - лучше подходит для современных труб). , « Концерт для фагота » фа мажор, квартет для кларнета , скрипки , альта и виолончели , 22 оперы и Зингшпили , мессы и многое другое. Он также написал вариацию на тему, предложенную Антоном Диабелли для второй части Vaterländischer Künstlerverein .

Хаммель также очень интересовался гитарой и талантливо владел инструментом. Он плодотворно писал для него, начиная с опуса 7 и заканчивая опусом 93. Среди других гитарных произведений - Opp. 43, 53, 62, 63, 66, 71 и 91, написанные для смеси инструментов. [23]

Творчество Хаммеля отмечено явным отсутствием симфонии . Из восьми его фортепианных концертов первые два являются ранними сочинениями (S. 4/ WoO 24 и S. 5), а шесть последних были пронумерованы и опубликованы с номерами опусов (Opp. 36, 85, 89, 110, 113 и пост. )

Бюст Хуммеля возле Немецкого национального театра в Веймаре

Находясь в Германии, Хуммель опубликовал «Полный теоретический и практический курс обучения искусству игры на фортепиано форте» ( Anweisung zum Pianofortespiel , 1828), который был продан тысячами экземпляров в течение нескольких дней после публикации и породил новый стиль аппликатуры и игры. играющие орнаменты.

Позднее на фортепианную технику XIX века повлиял Гуммель, обучавший Карла Черни, который позже преподавал Ференцу Листу . Черни перешел в Хуммель после трех лет обучения у Бетховена. Лист знал Гуммеля и восхищался им и часто исполнял его произведения, особенно фаворитом был Септет соч. 74. [24]

Влияние Гуммеля можно также увидеть в ранних произведениях Феликса Мендельсона , Фредерика Шопена и Роберта Шумана , а тень Фортепианного концерта си минор Гуммеля , а также его Фортепианного концерта ля минор можно особенно почувствовать в концертах Шопена. [25] Это неудивительно, учитывая, что Шопен, должно быть, слышал Гуммеля во время одного из его гастролей в Польше и России и что Шопен сохранил фортепианные концерты Гуммеля в своем активном репертуаре. Гарольд К. Шонберг в книге «Великие пианисты » пишет: «... вступление концертов Гуммеля ля минор и Шопена ми минор слишком близко, чтобы быть случайным». [26] По поводу прелюдий Шопена , соч. 28 Шенберг говорит: «Трудно также избежать мысли, что Шопен был очень знаком с ныне забытой оп. 67 Гуммеля, [27] сочинено в 1815 году — набор из двадцати четырёх прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях , начиная с до мажор».

Гуммеля Шуман изучил «Инструкции по игре на фортепиано» и подумывал стать его учеником. [28] Отец Листа, Адам, отказался платить высокую плату за обучение, которую привык взимать Хаммель (таким образом, Лист учился у Черни). Черни, Фридрих Зильхер , Фердинанд Хиллер , Сигизмунд Тальберг и Адольф фон Хенсельт были среди самых выдающихся учеников Гуммеля. Он также кратко дал несколько уроков Феликсу Мендельсону . [29]

Шуберта По словам друга Шуберта Альберта Штадлера, Форельный квинтет был создан по образцу более раннего произведения Хаммеля, квинтетной версии его Септета ре минор для флейты, гобоя, валторны, альта, виолончели, баса и фортепиано, соч. 74. [30] Возможно, на него также повлиял Квинтет Хаммеля ми-бемоль, соч. 87 . [31]

  1. ^ Хаст, Кристофер. 2003. «Хуммель, Иоганн Непомук». В: Музыка в прошлом и настоящем . 2-е изд. Людвиг Финшер (ред.). Кассель: Bärenreiter, стр. 503–511.
  2. ^ «Проект Хаммеля – Жизнь Хаммеля – Его молодость и Моцарт» . Архивировано из оригинала 24 марта 2018 года . Проверено 28 октября 2017 г.
  3. ^ Кролл, Марк (2007). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-8108-5920-3 .
  4. ^ Бадура-Шкода, Ева (20 ноября 2017 г.). Фортепиано-рояль восемнадцатого века и его покровители: от Скарлатти до Бетховена . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-02264-6 .
  5. ^ Мюррей, Кристофер Джон (13 мая 2013 г.). Энциклопедия эпохи романтизма, 1760–1850 гг . Рутледж. ISBN  978-1-135-45579-8 .
  6. ^ Зик, Стивен (10 ноября 2016 г.). Словарь для современного пианиста . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-8108-8880-7 .
  7. ^ Перейра, Артур (30 декабря 2020 г.). Посвящения Бетховена: истории, стоящие за данью . Рутледж. ISBN  978-0-429-99787-7 .
  8. ^ Шрок, Деннис (2022). Хоровой репертуар . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-762240-7 .
  9. ^ Перейра, Артур (30 декабря 2020 г.). Посвящения Бетховена: истории, стоящие за данью . Рутледж. ISBN  978-0-429-99787-7 .
  10. ^ Клайв, HP (2001). Бетховен и его мир: Биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-816672-6 .
  11. ^ Jump up to: а б Камминс, Роберт. Иоганн Непомук Хуммель из AllMusic . Проверено 27 сентября 2012 г.
  12. ^ Бройнинг, Герхард фон (31 марта 1995 г.). Воспоминания о Бетховене: Из дома испанцев в черных одеждах . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-48489-3 .
  13. ^ Томмазини, Энтони (6 ноября 2018 г.). Незаменимые композиторы: личный путеводитель . Пингвин. ISBN  978-0-698-15013-3 .
  14. ^ Мюррей, Люси Миллер (9 апреля 2015 г.). Камерная музыка: обширное руководство для слушателей . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1-4422-4343-9 .
  15. ^ Камминс, Роберт. Соната для фортепиано № 3 фа минор, соч. 20 на AllMusic . Проверено 27 сентября 2012 г.
  16. ^ Кролл, Марк (15 октября 2007 г.). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Пугало Пресс. ISBN  978-1-4616-6008-8 .
  17. ^ Кролл, Марк (2007). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-8108-5920-3 .
  18. ^ Беа Фридланд, Луиза Фарренк, 1804–1875: композитор, исполнитель, ученый , 1980, Анн-Арбор, UMI Press, стр. 15–16, ISN = 0-8357-1111-0
  19. ^ Гудолл, Ховард (10 января 2013 г.). История музыки . Случайный дом. ISBN  978-1-4481-3086-3 .
  20. ^ Ньюман, Эрнест (1937). Жизнь Рихарда Вагнера: 1848–1860 гг . Том. 2. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . п. 114. OCLC   928752154 .
  21. ^ Эдлер, Арнфрид (2009). Роберт Шуман . Мюнхен: CH Бек. п. 75.
  22. ^ Сихровский, Хайнц. «Об этой записи: Хаммель: Фантазии» . Наксос Рекордс .
  23. ^ Гитара и мандолина, биографии знаменитых исполнителей и композиторов для этих инструментов Филипа Дж. Боуна , Лондон: Schott and Co., 1914.
  24. ^ Кролл, Марк (2007). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-8108-5920-3 .
  25. ^ Уокер, Алан (3 декабря 2019 г.). Фридерик Шопен: Жизнь и времена . Пикадор. ISBN  978-1-250-23482-7 .
  26. ^ Шенберг, Гарольд К. (1987). Великие пианисты (переработанное и обновленное издание). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 110. ИСБН  0-671-64200-6 – через Интернет-архив .
  27. ^ Сканы из Universal Edition c. 1900 г. и символические данные для соч. 67 прелюдий
  28. ^ Дженсен, Эрик Фредерик (13 февраля 2012 г.). Шуман . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-983195-1 .
  29. Джоэл Сакс, «Хуммель, Иоганн Непомук», §6 «Представление и преподавание», Oxford Music Online (только подписка), по состоянию на 29 мая 2011 г.
  30. ^ Кролл, Марк (15 октября 2007 г.). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Пугало Пресс. ISBN  978-1-4616-6008-8 .
  31. ^ Проект Шуберта «Бетховен» . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-65087-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Иоганн Непомук Хуммель: Человек и художник . Карл Бенёвский, Бреслау: Eos-Verlag 1934.
  • Между классикой и классицизмом. Иоганн Непомук Хуммель в Вене и Веймаре . Ансельм Герхард , Лаунц Люттекен (редакторы), Кассель: Bärenreiter 2003.
  • Кролл, Марк (2007). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN  978-0-8108-5920-3 .
  • Лоренц, Михаэль : «Мария Ева Хуммель. Постскриптум» , Вена, 2013 г.
  • Капельмейстер Гуммель в Англии и Франции . Джоэл Сакс, Детройт: информационные координаторы, 1977.
  • Иоганн Непомук Хуммель и Веймар. Композитор, пианист-виртуоз, капельмейстер 1778–1837 . Курт Томас, Веймар: городской совет, 1987 г.
  • Дитер Циммершид. Камерная музыка Иоганна Непомука Гуммеля . Майнц, 1966 год.
  • Дитер Циммершид. Тематический каталог произведений Иоганна Непомука Гуммеля . Хофхайм-ам-Таунус: Хофмайстер 1971.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6677a2eae1a781a15365a482d36ca7b4__1720741980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/b4/6677a2eae1a781a15365a482d36ca7b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Nepomuk Hummel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)