Mykola Lysenko
Mykola Lysenko | |
---|---|
Николай Лысенко | |
Рожденный | Гриньки , Российская Империя. | 22 марта 1842 г.
Умер | 6 ноября 1912 г. Киев , Российская Империя | ( 70 лет
Занятия |
|
Mykola Vitaliiovych Lysenko ( Russian : Николай Витальевич Лысенко ; 22 March 1842 – 6 November 1912) [ н 1 ] украинский композитор , пианист, дирижер и этномузыковед периода позднего романтизма . В свое время он был центральной фигурой украинской музыки , его творчество включает в себя оперы, авторские песни , хоровые произведения, оркестровые и камерные произведения, а также большое разнообразие сольной фортепианной музыки. Ему часто приписывают основание национальной музыкальной традиции во время украинского национального возрождения в духе современников, таких как Григ в Норвегии, «Пятерка» в России, а также Сметана и Дворжак на территории нынешней Чешской Республики. [ 2 ]
Изучая и черпая из украинской народной музыки , пропагандируя использование украинского языка и отделяя себя от русской культуры, его композиции формируют то, что многие считают квинтэссенцией украинской музыки. [ 3 ] Лучше всего это продемонстрировано в его эпической опере «Тарас Бульба» из одноименной новеллы Николая Гоголя , в которой грандиозность, сложность и украиноязычное либретто не позволили поставить ее при жизни Лысенко. [ 4 ]
Для продвижения и развития украинской культуры Лысенко положил на музыку произведения многих украинских поэтов, особенно Тараса Шевченко , которому он был особенно предан. [ н 2 ] Его музыкальная обработка патриотического стихотворения Александра Кониского , известного как « Молитва за Украину », стала духовным гимном Украины. Лысенко оказал глубокое влияние на более поздних украинских композиторов , в том числе на Станислава Людкевича , Александра Кошца , Кирилла Стеценко , Якова Степового и, самое главное, на Николая Леонтовича .
Он тезка Международного музыкального конкурса имени Николая Лысенко и музыкальной школы имени Лысенко , которая сейчас является Киевским национальным университетом театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого . Несмотря на свою огромную известность в Украине, Лысенко остается относительно неизвестным за пределами своей родной страны.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Mykola Vitaliyovych Lysenko (transliterated в Russian as Nicolay Vitalyevych Lysenko), был born в Hrynky , вблизи Кременчугского Уезда по Полтаве Г. (Ново Кременчуг , Poltava Область , Украина) на 22 марта. [ 1 ] Его родным городом было небольшое село недалеко от реки Днепр , между крупными городами Киевом и Днепропетровском . [ 6 ] В то время Украина была разделена между Российской империей и Австро-Венгерской империей . [ 7 ] Семья Лысенко была богатой и образованной; [ 7 ] это была старая аристократическая семья, восходящая к казачеству 17 века. [ 6 ] Среди их потомков был полковник Иван Лысенко ( ум. 1699 ), который командовал Черниговским полком и сражался как в Чигиринском походе , так и в Азовском походе ; Сын Ивана Лысенко, Федор Лысенко ( ум. 1751 ) служил есаулом и генеральным судьей . [ 8 ] Mykola Lysenko's other was Vitaliy Romanovych Lysenko , большой grandson of Fedir и colonel himself. [ 9 ] Составник имел двух молодых симпатий, симулятор, София Виталийская Старитская and brother, Andriy Vitaliyovych Lysenko . [ 10 ]
Лысенко изучал музыку в раннем возрасте, сначала получив уроки игры на фортепиано у своей матери. [ 1 ] В девять лет его привезли в Киев для продолжения музыкального обучения в школах-интернатах . [ 1 ] [ 6 ] [ 11 ] Он изучал игру на фортепиано у Алоиса Паночини и теорию музыки . [ 1 ] Сохранились его ранние сочинения этого времени, в том числе Полька ( ок. 1851 ) и Ноктюрн (1859–1860) для фортепиано, а также пьеса для струнного оркестра « Молдавская», «Русское пиццикато» (1859–1860). [ 12 ] 1860 году Лысенко посещал гимназию Харьковскую В , изучал естественные науки в городском университете , а позже в Киевском университете . [ 1 ] В последнем он продолжил музыкальное обучение у Дмитриева, Вильчика и Вольнера. [ 1 ] и окончил его в 1865 году со степенью естественных наук. [ 13 ] Затем Лысенко отработал два года на государственной службе в Таращанском уезде в качестве мирного посредника по спорам с участием бывших крепостных и их земельных претензий. [ 13 ] [ 5 ] С 1867 по 1869 год он продолжил музыкальное обучение в Лейпцигской консерватории , Германия, где его основными учителями были Карл Райнеке по фортепиано, а также Эрнст Рихтер по композиции и теории. [ 14 ]
Начинающий композитор
[ редактировать ]С юности у Лысенко возник сильный энтузиазм по отношению к украинской музыке и культуре, особенно под влиянием его бабушки и дедушки. [ 13 ] и его наслаждение крестьянскими песнями. [ 1 ] В начале 1860-х годов он начал собирать и публиковать украинские народные песни , часто с помощью менестреля Остапа Вересая . [ 15 ] Позже он опубликует семь томов аранжировок и их транскрипций между 1868 и 1911 годами. [ 15 ] На него оказали влияние философы Виссарион Белинский , Николай Чернышевский и Александр Герцен . [ 1 ]
Его ранние работы включали музыкальные постановки украинских поэтов, в частности Тараса Шевченко , важного деятеля ранней украинской литературы, текст которого он заложил в хоровом произведении « Заповит ». [ 16 ] Два других фактора были важны для его националистического рвения: близкие отношения с его двоюродным братом Михаилом Старицким , историком Владимиром Антоновичем и ученым Тадеем Рыльским; а также его связь с громадой киевской , «Старым обществом» . [ 13 ] Лысенко пришел к выводу, что музыка — лучший способ выразить свой патриотизм, и стремился создать независимую школу украинской музыки, а не дублировать существующие стили западной классической музыки . [ 5 ] В 1869 году Лысенко вернулся в Киев и, по словам историка музыки Ричарда Тарускина , «он вернулся домой убежденным музыкальным националистом». [ 14 ]
По возвращении в Киев он продолжил аранжировку и изучение украинских народных мелодий. [ 5 ] Он делил свое время между многочисленными занятиями: давал уроки игры на фортепиано, работал в отделении Русского музыкального общества (РМС) в Киеве и сочинял музыку. [ 17 ] В этот период Лысенко написал свою первую оперу « Черноморцы » (1872–1873). [ 17 ] Также в эти годы он написал оркестровую фантазию « Украинский казак-шумка » и камерную пьесу для флейты, скрипки и фортепиано «Фантазия на украинские темы». [ 12 ] Лысенко поехал в Санкт-Петербург с 1874 по 1876 год, чтобы учиться оркестровке у Николая Римского-Корсакова . [ 1 ] Помимо Римского-Корсакова, он познакомился с другими участниками «Пятерки» , в частности с Модестом Мусоргским , который работал над постановкой оперы в Украине « Ярмарка в Сорочинцах» . [ 17 ] Во время своего недолгого пребывания в Санкт-Петербурге Лысенко дирижировал хором. [ 1 ] и написал множество фортепианных сочинений, написав более 10 произведений в самых разных жанрах. [ 12 ]
Поселение в Киеве
[ редактировать ]Лысенко возглавил еще один хор, когда вернулся в Киев в 1876 году. [ 15 ] Многие из писателей под Lysenko's instruction должны быть composers, включая Левко Revutsky , Porfyrii Demutsky, Kyrylo Stetsenko и его son Ostap Lysenko . [ 18 ] Другая деятельность включала организацию концертов Вересая и проведение уроков музыки, часто в Киевском институте дворянских дочерей . [ 17 ] [ 13 ]
К концу 1870-х годов Лысенко был признан ведущей фигурой украинской музыки. [ 15 ] Как украинский композитор, живущий в государстве, контролируемом Россией, он постоянно терпел трудности со стороны правительства. [ 19 ] Его отношения с RMS постепенно ухудшались, пока его полностью игнорировали. [ 15 ] В отличие от своих российских коллег, Лысенко не получил государственной поддержки, а иногда и активного сопротивления со стороны российских чиновников. [ 19 ] Правительство неоднократно контролировало его и часто подвергало нападкам в местной прессе. [ 20 ] потому что его деятельность в поддержку украинской культуры вызвала подозрения у политических чиновников [ 15 ] – в частности, его частые встречи с другими украинскими патриотами, а позже и поддержка революции 1905 года и руководство Украинским клубом . [ 15 ] [ 11 ] Он был заключен в тюрьму за свою позицию по революции 1907 года. [ 15 ]
Одним из препятствий для Лысенко был Эмский указ 1876 года, запрещавший использование украинского языка в печати; ему пришлось опубликовать некоторые из своих партитур за границей, а исполнение его музыки должно было быть разрешено имперской цензурой. [ 21 ] своей оперы В либретто Лысенко настоял на том, чтобы использовать только украинский язык. Он был настолько заинтересован в продвижении и возвышении украинской культуры, что не разрешил свою оперу «Тарас Бульба» переводить — он утверждал, что она слишком амбициозна для постановки в украинских оперных театрах. Чайковский был впечатлен оперой и захотел поставить произведение в Москве . Настойчивое требование Лысенко о том, чтобы оно исполнялось на украинском, а не на русском языке, помешало выступлению состояться в Москве. [ 4 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В последние годы жизни Лысенко собрал средства для открытия Украинской музыкальной школы, известной как музыкальная школа Лысенко . Дочь Лысенко Мариана пошла по стопам отца как пианистка, а его сын Остап также преподавал музыку в Киеве.
Музыка
[ редактировать ]Композитор, пианист, дирижер и этномузыковед, [ 22 ] Лысенко был центральной фигурой украинской музыки своего времени. [ 23 ] Он был плодовитым композитором, написавшим множество фортепианных пьес, более сотни авторских песен, опер, а также оркестровую, камерную и хоровую музыку. [ 24 ]
Оперы
[ редактировать ]Лысенко написал ряд оперных произведений, в том числе классические украинские оперы «Наталка Полтавка» , «Утоплена» ( «Утопленница» , по мотивам Гоголя » «Майской ночи ) и «Тарас Бульба» , «Ноктюрн» , а также две оперы для детей — «Коза-дереза» и «Господин Коцкий» . [ 12 ]
Авторские песни
[ редактировать ]коллег Лысенко был композитором, наиболее авторской песне своих украинских преданным Из . [ 25 ] Его работ в этом жанре насчитывается 133, и они «рассказывают чудесно наглядную и страстную историю европейской жизни XIX и начала XX веков». [ 25 ] Эти песни обычно тщательно написаны и внимательны к деталям текста. [ 26 ] Его подход сочетает в себе черты традиционной украинской музыки и западной классической музыки. [ 26 ] Из первых - частое использование орнаментов , необычных размеров и народно-мелодических аффектов, а из классической музыки - романтическое использование интенсивного хроматизма и быстрых сдвигов между тональными центрами , типичных для классической музыки 20-го века . [ 26 ] Его песни охватывают самые разнообразные темы, которые музыковед Дагмара Турчин охарактеризовала как «поразительно широкий [диапазон] — страстные драматические монологи и медитативные элегии, глубокие философские высказывания и красочные народные сценки, лирические серенады и восторженные песни о любви, меланхоличный вальс и героическая дума, обширная романтическая баллада и тональная поэма». [ 26 ]
Лысенко положил музыку многим поэтам, в частности украинским модернистам . [ 27 ] который он нашел лучшим способом выразить свои патриотические и политические убеждения. [ 15 ] Включены Иван Франко , Евхен Хребинка , Оles , Степан , Шчеголев, Старитский и Лесия Украина также другие такие как Хейнрик Хайн , Адам Микиевиц и Семион Надсон . [ 12 ] сборника поэта Особое внимание он уделил Тарасу Шевченко и установил 82 текста из кобзарьского . [ 28 ] В Украине часто сравнивают Лысенко и Шевченко, оба из которых составляют то, что многие украинцы считают сутью своей культуры и идентичности. [ 29 ]
Другая вокальная музыка
[ редактировать ]Почти от артистических сосни, лисенко в художественной работе включают три cantatas для учителя и оркестра, все в Taras Shevchenko 's texts: Raduisia nyvo nepolytaia (Rejoice, Unwatered Field), Biut' porohy (The Rapids Roar), Naich (До eternal Memory of Kotliarevsky). [ 30 ] Он также аранжировал около 500 народных песен для голоса и фортепиано, хора и фортепиано или хора а капелла. [ 31 ] К годовщинам смерти Шевченко он написал два произведения: Траурный марш (1888) на слова Украинки к 27-му числу и Кантату (1911) к 50-му. [ 12 ]
Его хоровая постановка патриотического стихотворения Александра Кониского 1885 года , первоначально предназначавшаяся для детского хора, стала известна во всем мире как « Молитва за Украину », духовный гимн страны.
Фортепианная музыка
[ редактировать ]К наиболее крупным произведениям Лысенко для фортепиано относятся Украинская сюита в форме старинных танцев , две рапсодии (вторая, «Думка-шумка» — одно из самых известных его произведений), Героическое скерцо и Соната ля минор. Он также написал десятки небольших произведений, таких как ноктюрны, полонезы, песни без слов и программные пьесы. Некоторые из его фортепианных произведений демонстрируют влияние Фредерика Шопена стиля .
Камерная музыка
[ редактировать ]Камерная музыка Лысенко включает струнный квартет, трио для двух скрипок и альта, ряд произведений для скрипки и фортепиано.
Этномузыкологическая работа
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Лысенко сделал первые музыкально-этнографические исследования слепого кобзаря Остапа Вересая, которые опубликовал в 1873 и 1874 годах; они по-прежнему являются образцовыми. Лысенко продолжал исследовать и переписывать репертуар других кобзарей из других регионов, таких как Опанас Сластион из Полтавы и Павел Братица из Чернигова . Он также тщательно изучил другие украинские народные инструменты, такие как торбан . Сборник очерков об украинских народных инструментах делает его основоположником украинской органологии и одним из первых органологов Российской империи.
Сочинения
[ редактировать ]Источник: [ 32 ]
- Lysenko, Mykola (1874). Kharakteristika muzïkal'nïkh osobennostey malorusskikh dum i pesen, ispolnyayemïkh kobzarem Veresayem [ The nature of the musical peculiarities of Ukrainian ballads and songs, performed by the kobzar player Veresay ]. Kyiv: Kobzar Ostap Veresay: Yego muzïka i ispolnyayemïye im narodnïye pesnï.
- —— (July 1888). "Duma o Khel′nitskom i Barabashe" [The ballad of Khel'nitsky and Barabash]. Kievskaya starina .
- —— (March 1892). "O torbane i muzïke pesen Vidorta". Kievskaya starina . 381 .
- —(1894). "Народные музыкальные инструменты на Украине" [Folk instruments in the Ukraine]. Зоря (4–10). Львов.
- - (1955). Hordiychuk, Mykola (ed.). Pro [ народную pisnu i pro narodnist' в muziki Folksong and nationalism in music ]. Киев.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Наследие и влияние
[ редактировать ]Влияние его музыки и националистического стиля было огромным для последующих украинских композиторов . такие композиторы, как Станислав Людкевич , Александр Кошец , Кирилл Стеценко , Яков Степовой и, что особенно важно, Николай Леонтович . Его влияние признали [ 22 ] Несмотря на свою высокую известность в Украине, Лысенко не особо известен за пределами страны. [ 26 ]
С 1950 по 1959 год полное собрание сочинений Лысенко вышло в Киеве в 22 томах. [ 22 ]
В группе украинских сослуживцев и музыкантов, включая Yelizaveta Chavdar , Ариадна Лысенко (составитель grandaughter), Евгений Жанов, Андрий Штохаренко , Мирослав Скорик и Евгений Штанковых был помещен Mykola Lysenko Международной музыкальной кампанией в 1962 году в честь Лисенка. [ 33 ] Дом Лысенко в Киеве, в котором он жил с 1894 по 1912 год, в 1987 году был преобразован в Дом-музей Николая Лысенко , один из многих городских музеев выдающихся деятелей культуры. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые источники фиксируют время жизни Лысенко в системе датировки по старому стилю . При этом срок жизни Лысенко приходится на 10 марта 1842 г. - 24 октября 1912 г. [ 1 ]
- ↑ Когда в 1861 году умер Тарас Шевченко и его тело было перевезено в Украину, Лысенко носил гроб на его похоронах. [ 5 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Спенсер 2001 , § параграф. 1.
- ^ Turchyn 2006 , § para. 1.
- ^ Бэйли и Грица 2001 , §2 «19 век».
- ^ Перейти обратно: а б Тарускин 2002 , § абз. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Predota 2022 , § para. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Predota 2022 , § para. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Turchyn 2006 , § para. 2.
- ^ «Семья Лысенко» . Интернет-энциклопедия Украины . Эдмонтон: Канадский институт украинских исследований. 1993 год . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Филенко и Булат 2001 , с. 13.
- ^ Филенко и Булат 2001 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Витвицкий 2010 , § абз. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Спенсер 2001 , § «Сочинения».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Витвицкий 2010 , § абз. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Тарускин 2002 , § абз. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Спенсер 2001 , § параграф. 2.
- ^ Тарускин 2002 , § параграф. 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тарускин 2002 , § абз. 2.
- ^ Каччановский и др. 2013 , с. 344.
- ^ Перейти обратно: а б Turchyn 2006 , § para. 3.
- ^ Turchyn 2006 , § para. 4.
- ^ Turchyn 2006 , § para. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б с Проект «Украинская авторская песня» , § абз. 1.
- ^ Крыжановский 2022 , § Музыка Украины .
- ^ Проект «Украинская авторская песня» , § параграф. 1–3.
- ^ Перейти обратно: а б Проект «Украинская авторская песня» , § абз. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Turchyn 2006 , § para. 9.
- ^ Turchyn 2006 , § para. 8.
- ^ Wytwycky 2010 , § параграф. 5.
- ^ Turchyn 2006 , § para. 7.
- ^ Wytwycky 2010 , § параграф. 7.
- ^ Wytwycky 2010 , § параграф. 8.
- ^ Спенсер 2001 , § «Писания».
- ^ «История соревнований» . bizcard.com.ua . Министерство культуры и туризма Украины . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ "Музей выдающихся деятелей украинской культуры - Леси Украинки, Михаила Старицкого, Николая Лысенка, Панаса Саксаганского" [Museum of prominent figures of Ukrainian culture - Lesya Ukrainka, Mykhailo Starytsky, Mykola Lysenok, Panas Saksagansky] (in Russian). Первое экскурсионное бюро [The First Excursion Bureau] . Retrieved 20 March 2022 .
Источники
[ редактировать ]- Бейли, Вирко ; Грица, София (2001). "Украина" . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40470 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Филенко Тарас ; Булат, Тамара (2001). Мир Николая Лысенко: этническая идентичность, музыка и политика в Украине девятнадцатого века . Эдмонтон: Фонд тысячелетия Украины. ISBN 978-966-530-045-8 .
- Katchanovski, Ivan ; Kohut, Zenon E.; Nebesio, Bohdan Y.; Юркевич, Myroslav (2013). Historical Dictionary of Ukraine (2nd ed.). Plymouth: Scarecrow Press. ISBN 978-08108-7-847-1 .
- Крыжановский Степан Андреевич (2 марта 2022 г.). "Украина" . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. Дата обращения 18 марта 2022 г ..
- Предота, Георг (14 марта 2022 г.). «Николай Лысенко (1842-1912): отец украинской музыки» . Интерлюдия.hk .
- Спенсер, Дженнифер (2001). «Лысенко Николай Витальевич» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.17272 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Тарускин, Ричард (2002) [1992]. «Лысенко Николай Витальевич (опера)» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O010001 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Турчин, Дагмара (2006). «Николай Лысенко — Его жизнь (1842–1912)» . Проект «Украинская авторская песня». Архивировано из оригинала 8 февраля 2011 года. (Старый) Веб-сайт проекта «Украинская авторская песня».
- Wytwycky, Wasyl (2010). "Лысенко, Микола Выталлиевых" . Internet Encyclopedia of Ukraine . Эдмонтон: Канадский институт украинских исследований.
- «Николай Лысенко» . Проект «Украинская авторская песня».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1842 рождения
- 1912 смертей
- Люди из Полтавской области.
- Жители Кременчугского уезда.
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века из Российской империи
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Украинские музыканты ХХ века
- Захоронения на Байковом кладбище.
- Члены Громады (общества)
- Kyiv National I. K. Karpenko-Kary Theatre, Cinema and Television University people
- Львовская консерватория
- Украинские композиторы-мужчины-классики
- Украинские классические пианисты-мужчины
- Оперные композиторы-мужчины
- Выпускники Харьковского национального университета
- Композиторы-романтики
- Композиторы Российской Империи.
- Пианисты Российской Империи.
- Музыкальные педагоги Российской империи.
- Украинские композиторы-классики
- Украинские классические пианисты
- Эмигранты в Германии
- Украинские музыкальные преподаватели
- Выпускники Лейпцигского университета музыки и театра
- Украинские оперные композиторы