Jump to content

Mykola Lysenko

Mykola Lysenko
Николай Лысенко
Mykola Lysenko, c. 1900
Рожденный ( 1842-03-22 ) 22 марта 1842 г.
Гриньки , Российская Империя.
Умер 6 ноября 1912 г. ) ( 1912-11-06 ) ( 70 лет
Киев , Российская Империя
Занятия

Mykola Vitaliiovych Lysenko ( Russian : Николай Витальевич Лысенко ; 22 March 1842 – 6 November 1912) [ н 1 ] украинский композитор , пианист, дирижер и этномузыковед периода позднего романтизма . В свое время он был центральной фигурой украинской музыки , его творчество включает в себя оперы, авторские песни , хоровые произведения, оркестровые и камерные произведения, а также большое разнообразие сольной фортепианной музыки. Ему часто приписывают основание национальной музыкальной традиции во время украинского национального возрождения в духе современников, таких как Григ в Норвегии, «Пятерка» в России, а также Сметана и Дворжак на территории нынешней Чешской Республики. [ 2 ]

Изучая и черпая из украинской народной музыки , пропагандируя использование украинского языка и отделяя себя от русской культуры, его композиции формируют то, что многие считают квинтэссенцией украинской музыки. [ 3 ] Лучше всего это продемонстрировано в его эпической опере «Тарас Бульба» из одноименной новеллы Николая Гоголя , в которой грандиозность, сложность и украиноязычное либретто не позволили поставить ее при жизни Лысенко. [ 4 ]

Для продвижения и развития украинской культуры Лысенко положил на музыку произведения многих украинских поэтов, особенно Тараса Шевченко , которому он был особенно предан. [ н 2 ] Его музыкальная обработка патриотического стихотворения Александра Кониского , известного как « Молитва за Украину », стала духовным гимном Украины. Лысенко оказал глубокое влияние на более поздних украинских композиторов , в том числе на Станислава Людкевича , Александра Кошца , Кирилла Стеценко , Якова Степового и, самое главное, на Николая Леонтовича .

Он тезка Международного музыкального конкурса имени Николая Лысенко и музыкальной школы имени Лысенко , которая сейчас является Киевским национальным университетом театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого . Несмотря на свою огромную известность в Украине, Лысенко остается относительно неизвестным за пределами своей родной страны.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Mykola Vitaliyovych Lysenko (transliterated в Russian as Nicolay Vitalyevych Lysenko), был born в Hrynky , вблизи Кременчугского Уезда по Полтаве Г. (Ново Кременчуг , Poltava Область , Украина) на 22 марта. [ 1 ] Его родным городом было небольшое село недалеко от реки Днепр , между крупными городами Киевом и Днепропетровском . [ 6 ] В то время Украина была разделена между Российской империей и Австро-Венгерской империей . [ 7 ] Семья Лысенко была богатой и образованной; [ 7 ] это была старая аристократическая семья, восходящая к казачеству 17 века. [ 6 ] Среди их потомков был полковник Иван Лысенко [ uk ] ( ум. 1699 ), который командовал Черниговским полком и сражался как в Чигиринском походе , так и в Азовском походе ; Сын Ивана Лысенко, Федор Лысенко [ великобритания ] ( ум. 1751 ) служил есаулом и генеральным судьей [ великобритания ] . [ 8 ] Mykola Lysenko's other was Vitaliy Romanovych Lysenko [ uk ] , большой grandson of Fedir и colonel himself. [ 9 ] Составник имел двух молодых симпатий, симулятор, София Виталийская Старитская [ uk ] and brother, Andriy Vitaliyovych Lysenko [ uk ] . [ 10 ]

Лысенко изучал музыку в раннем возрасте, сначала получив уроки игры на фортепиано у своей матери. [ 1 ] В девять лет его привезли в Киев для продолжения музыкального обучения в школах-интернатах . [ 1 ] [ 6 ] [ 11 ] Он изучал игру на фортепиано у Алоиса Паночини [ Великобритания ] и теорию музыки . [ 1 ] Сохранились его ранние сочинения этого времени, в том числе Полька ( ок. 1851 ) и Ноктюрн (1859–1860) для фортепиано, а также пьеса для струнного оркестра « Молдавская», «Русское пиццикато» (1859–1860). [ 12 ] 1860 году Лысенко посещал гимназию Харьковскую В , изучал естественные науки в городском университете , а позже в Киевском университете . [ 1 ] В последнем он продолжил музыкальное обучение у Дмитриева, Вильчика и Вольнера. [ 1 ] и окончил его в 1865 году со степенью естественных наук. [ 13 ] Затем Лысенко отработал два года на государственной службе в Таращанском уезде в качестве мирного посредника [ великобритания ; ru ] по спорам с участием бывших крепостных и их земельных претензий. [ 13 ] [ 5 ] С 1867 по 1869 год он продолжил музыкальное обучение в Лейпцигской консерватории , Германия, где его основными учителями были Карл Райнеке по фортепиано, а также Эрнст Рихтер по композиции и теории. [ 14 ]

Начинающий композитор

[ редактировать ]
Лысенко в 1865 году.

С юности у Лысенко возник сильный энтузиазм по отношению к украинской музыке и культуре, особенно под влиянием его бабушки и дедушки. [ 13 ] и его наслаждение крестьянскими песнями. [ 1 ] В начале 1860-х годов он начал собирать и публиковать украинские народные песни , часто с помощью менестреля Остапа Вересая . [ 15 ] Позже он опубликует семь томов аранжировок и их транскрипций между 1868 и 1911 годами. [ 15 ] На него оказали влияние философы Виссарион Белинский , Николай Чернышевский и Александр Герцен . [ 1 ]

Его ранние работы включали музыкальные постановки украинских поэтов, в частности Тараса Шевченко , важного деятеля ранней украинской литературы, текст которого он заложил в хоровом произведении « Заповит ». [ 16 ] Два других фактора были важны для его националистического рвения: близкие отношения с его двоюродным братом Михаилом Старицким , историком Владимиром Антоновичем и ученым Тадеем Рыльским; а также его связь с громадой киевской , «Старым обществом» [ uk ] . [ 13 ] Лысенко пришел к выводу, что музыка — лучший способ выразить свой патриотизм, и стремился создать независимую школу украинской музыки, а не дублировать существующие стили западной классической музыки . [ 5 ] В 1869 году Лысенко вернулся в Киев и, по словам историка музыки Ричарда Тарускина , «он вернулся домой убежденным музыкальным националистом». [ 14 ]

По возвращении в Киев он продолжил аранжировку и изучение украинских народных мелодий. [ 5 ] Он делил свое время между многочисленными занятиями: давал уроки игры на фортепиано, работал в отделении Русского музыкального общества (РМС) в Киеве и сочинял музыку. [ 17 ] В этот период Лысенко написал свою первую оперу « Черноморцы » (1872–1873). [ 17 ] Также в эти годы он написал оркестровую фантазию « Украинский казак-шумка » и камерную пьесу для флейты, скрипки и фортепиано «Фантазия на украинские темы». [ 12 ] Лысенко поехал в Санкт-Петербург с 1874 по 1876 год, чтобы учиться оркестровке у Николая Римского-Корсакова . [ 1 ] Помимо Римского-Корсакова, он познакомился с другими участниками «Пятерки» , в частности с Модестом Мусоргским , который работал над постановкой оперы в Украине « Ярмарка в Сорочинцах» . [ 17 ] Во время своего недолгого пребывания в Санкт-Петербурге Лысенко дирижировал хором. [ 1 ] и написал множество фортепианных сочинений, написав более 10 произведений в самых разных жанрах. [ 12 ]

Поселение в Киеве

[ редактировать ]
Mykola Lysenko's grave at Baikove Cemetery in Kyiv.

Лысенко возглавил еще один хор, когда вернулся в Киев в 1876 году. [ 15 ] Многие из писателей под Lysenko's instruction должны быть composers, включая Левко Revutsky , Porfyrii Demutsky, Kyrylo Stetsenko и его son Ostap Lysenko [ uk ] . [ 18 ] Другая деятельность включала организацию концертов Вересая и проведение уроков музыки, часто в Киевском институте дворянских дочерей [ ru ; Великобритания ] . [ 17 ] [ 13 ]

К концу 1870-х годов Лысенко был признан ведущей фигурой украинской музыки. [ 15 ] Как украинский композитор, живущий в государстве, контролируемом Россией, он постоянно терпел трудности со стороны правительства. [ 19 ] Его отношения с RMS постепенно ухудшались, пока его полностью игнорировали. [ 15 ] В отличие от своих российских коллег, Лысенко не получил государственной поддержки, а иногда и активного сопротивления со стороны российских чиновников. [ 19 ] Правительство неоднократно контролировало его и часто подвергало нападкам в местной прессе. [ 20 ] потому что его деятельность в поддержку украинской культуры вызвала подозрения у политических чиновников [ 15 ] – в частности, его частые встречи с другими украинскими патриотами, а позже и поддержка революции 1905 года и руководство Украинским клубом . [ 15 ] [ 11 ] Он был заключен в тюрьму за свою позицию по революции 1907 года. [ 15 ]

Одним из препятствий для Лысенко был Эмский указ 1876 года, запрещавший использование украинского языка в печати; ему пришлось опубликовать некоторые из своих партитур за границей, а исполнение его музыки должно было быть разрешено имперской цензурой. [ 21 ] своей оперы В либретто Лысенко настоял на том, чтобы использовать только украинский язык. Он был настолько заинтересован в продвижении и возвышении украинской культуры, что не разрешил свою оперу «Тарас Бульба» переводить — он утверждал, что она слишком амбициозна для постановки в украинских оперных театрах. Чайковский был впечатлен оперой и захотел поставить произведение в Москве . Настойчивое требование Лысенко о том, чтобы оно исполнялось на украинском, а не на русском языке, помешало выступлению состояться в Москве. [ 4 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

В последние годы жизни Лысенко собрал средства для открытия Украинской музыкальной школы, известной как музыкальная школа Лысенко . Дочь Лысенко Мариана пошла по стопам отца как пианистка, а его сын Остап также преподавал музыку в Киеве.

Композитор, пианист, дирижер и этномузыковед, [ 22 ] Лысенко был центральной фигурой украинской музыки своего времени. [ 23 ] Он был плодовитым композитором, написавшим множество фортепианных пьес, более сотни авторских песен, опер, а также оркестровую, камерную и хоровую музыку. [ 24 ]

Лысенко написал ряд оперных произведений, в том числе классические украинские оперы «Наталка Полтавка» , «Утоплена» ( «Утопленница» , по мотивам Гоголя » «Майской ночи ) и «Тарас Бульба» , «Ноктюрн» , а также две оперы для детей — «Коза-дереза» и «Господин Коцкий» . [ 12 ]

Авторские песни

[ редактировать ]

коллег Лысенко был композитором, наиболее авторской песне своих украинских преданным Из . [ 25 ] Его работ в этом жанре насчитывается 133, и они «рассказывают чудесно наглядную и страстную историю европейской жизни XIX и начала XX веков». [ 25 ] Эти песни обычно тщательно написаны и внимательны к деталям текста. [ 26 ] Его подход сочетает в себе черты традиционной украинской музыки и западной классической музыки. [ 26 ] Из первых - частое использование орнаментов , необычных размеров и народно-мелодических аффектов, а из классической музыки - романтическое использование интенсивного хроматизма и быстрых сдвигов между тональными центрами , типичных для классической музыки 20-го века . [ 26 ] Его песни охватывают самые разнообразные темы, которые музыковед Дагмара Турчин охарактеризовала как «поразительно широкий [диапазон] — страстные драматические монологи и медитативные элегии, глубокие философские высказывания и красочные народные сценки, лирические серенады и восторженные песни о любви, меланхоличный вальс и героическая дума, обширная романтическая баллада и тональная поэма». [ 26 ]

Лысенко положил музыку многим поэтам, в частности украинским модернистам . [ 27 ] который он нашел лучшим способом выразить свои патриотические и политические убеждения. [ 15 ] Включены Иван Франко , Евхен Хребинка , Оles , Степан Алексендер , а Руданский , Шчеголев, Старитский и Лесия Украина также другие такие как Хейнрик Хайн , Адам Микиевиц и Семион Надсон . [ 12 ] сборника поэта Особое внимание он уделил Тарасу Шевченко и установил 82 текста из кобзарьского . [ 28 ] В Украине часто сравнивают Лысенко и Шевченко, оба из которых составляют то, что многие украинцы считают сутью своей культуры и идентичности. [ 29 ]

Другая вокальная музыка

[ редактировать ]

Почти от артистических сосни, лисенко в художественной работе включают три cantatas для учителя и оркестра, все в Taras Shevchenko 's texts: Raduisia nyvo nepolytaia (Rejoice, Unwatered Field), Biut' porohy (The Rapids Roar), Naich (До eternal Memory of Kotliarevsky). [ 30 ] Он также аранжировал около 500 народных песен для голоса и фортепиано, хора и фортепиано или хора а капелла. [ 31 ] К годовщинам смерти Шевченко он написал два произведения: Траурный марш (1888) на слова Украинки к 27-му числу и Кантату (1911) к 50-му. [ 12 ]

Его хоровая постановка патриотического стихотворения Александра Кониского 1885 года , первоначально предназначавшаяся для детского хора, стала известна во всем мире как « Молитва за Украину », духовный гимн страны.

Фортепианная музыка

[ редактировать ]

К наиболее крупным произведениям Лысенко для фортепиано относятся Украинская сюита в форме старинных танцев , две рапсодии (вторая, «Думка-шумка» — одно из самых известных его произведений), Героическое скерцо и Соната ля минор. Он также написал десятки небольших произведений, таких как ноктюрны, полонезы, песни без слов и программные пьесы. Некоторые из его фортепианных произведений демонстрируют влияние Фредерика Шопена стиля .

Камерная музыка

[ редактировать ]

Камерная музыка Лысенко включает струнный квартет, трио для двух скрипок и альта, ряд произведений для скрипки и фортепиано.

Этномузыкологическая работа

[ редактировать ]

Лысенко сделал первые музыкально-этнографические исследования слепого кобзаря Остапа Вересая, которые опубликовал в 1873 и 1874 годах; они по-прежнему являются образцовыми. Лысенко продолжал исследовать и переписывать репертуар других кобзарей из других регионов, таких как Опанас Сластион из Полтавы и Павел Братица из Чернигова . Он также тщательно изучил другие украинские народные инструменты, такие как торбан . Сборник очерков об украинских народных инструментах делает его основоположником украинской органологии и одним из первых органологов Российской империи.

Сочинения

[ редактировать ]

Источник: [ 32 ]

  • Lysenko, Mykola (1874). Kharakteristika muzïkal'nïkh osobennostey malorusskikh dum i pesen, ispolnyayemïkh kobzarem Veresayem [ The nature of the musical peculiarities of Ukrainian ballads and songs, performed by the kobzar player Veresay ]. Kyiv: Kobzar Ostap Veresay: Yego muzïka i ispolnyayemïye im narodnïye pesnï.
  • —— (July 1888). "Duma o Khel′nitskom i Barabashe" [The ballad of Khel'nitsky and Barabash]. Kievskaya starina .
  • —— (March 1892). "O torbane i muzïke pesen Vidorta". Kievskaya starina . 381 .
  • —(1894). "Народные музыкальные инструменты на Украине" [Folk instruments in the Ukraine]. Зоря (4–10). Львов.
  • - (1955). Hordiychuk, Mykola (ed.). Pro [ народную pisnu i pro narodnist' в muziki Folksong and nationalism in music ]. Киев. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Наследие и влияние

[ редактировать ]

Влияние его музыки и националистического стиля было огромным для последующих украинских композиторов . такие композиторы, как Станислав Людкевич , Александр Кошец , Кирилл Стеценко , Яков Степовой и, что особенно важно, Николай Леонтович . Его влияние признали [ 22 ] Несмотря на свою высокую известность в Украине, Лысенко не особо известен за пределами страны. [ 26 ]

С 1950 по 1959 год полное собрание сочинений Лысенко вышло в Киеве в 22 томах. [ 22 ]

В группе украинских сослуживцев и музыкантов, включая Yelizaveta Chavdar [ ru ; ru ] , Ариадна Лысенко (составитель grandaughter), Евгений Жанов, Андрий Штохаренко , Мирослав Скорик и Евгений Штанковых был помещен Mykola Lysenko Международной музыкальной кампанией в 1962 году в честь Лисенка. [ 33 ] Дом Лысенко в Киеве, в котором он жил с 1894 по 1912 год, в 1987 году был преобразован в Дом-музей Николая Лысенко , один из многих городских музеев выдающихся деятелей культуры. [ 34 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Некоторые источники фиксируют время жизни Лысенко в системе датировки по старому стилю . При этом срок жизни Лысенко приходится на 10 марта 1842 г. - 24 октября 1912 г. [ 1 ]
  2. Когда в 1861 году умер Тарас Шевченко и его тело было перевезено в Украину, Лысенко носил гроб на его похоронах. [ 5 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Спенсер 2001 , § параграф. 1.
  2. ^ Turchyn 2006 , § para. 1.
  3. ^ Бэйли и Грица 2001 , §2 «19 век».
  4. ^ Перейти обратно: а б Тарускин 2002 , § абз. 3.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Predota 2022 , § para. 5.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Predota 2022 , § para. 4.
  7. ^ Перейти обратно: а б Turchyn 2006 , § para. 2.
  8. ^ «Семья Лысенко» . Интернет-энциклопедия Украины . Эдмонтон: Канадский институт украинских исследований. 1993 год . Проверено 18 марта 2022 г.
  9. ^ Филенко и Булат 2001 , с. 13.
  10. ^ Филенко и Булат 2001 , с. 19.
  11. ^ Перейти обратно: а б Витвицкий 2010 , § абз. 2.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Спенсер 2001 , § «Сочинения».
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Витвицкий 2010 , § абз. 1.
  14. ^ Перейти обратно: а б Тарускин 2002 , § абз. 1.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Спенсер 2001 , § параграф. 2.
  16. ^ Тарускин 2002 , § параграф. 1–2.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Тарускин 2002 , § абз. 2.
  18. ^ Каччановский и др. 2013 , с. 344.
  19. ^ Перейти обратно: а б Turchyn 2006 , § para. 3.
  20. ^ Turchyn 2006 , § para. 4.
  21. ^ Turchyn 2006 , § para. 3–4.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Проект «Украинская авторская песня» , § абз. 1.
  23. ^ Крыжановский 2022 , § Музыка Украины .
  24. ^ Проект «Украинская авторская песня» , § параграф. 1–3.
  25. ^ Перейти обратно: а б Проект «Украинская авторская песня» , § абз. 3.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и Turchyn 2006 , § para. 9.
  27. ^ Turchyn 2006 , § para. 8.
  28. ^ Wytwycky 2010 , § параграф. 5.
  29. ^ Turchyn 2006 , § para. 7.
  30. ^ Wytwycky 2010 , § параграф. 7.
  31. ^ Wytwycky 2010 , § параграф. 8.
  32. ^ Спенсер 2001 , § «Писания».
  33. ^ «История соревнований» . bizcard.com.ua . Министерство культуры и туризма Украины . Проверено 20 марта 2022 г.
  34. ^ "Музей выдающихся деятелей украинской культуры - Леси Украинки, Михаила Старицкого, Николая Лысенка, Панаса Саксаганского" [Museum of prominent figures of Ukrainian culture - Lesya Ukrainka, Mykhailo Starytsky, Mykola Lysenok, Panas Saksagansky] (in Russian). Первое экскурсионное бюро [The First Excursion Bureau] . Retrieved 20 March 2022 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70f42318f39c8921a610eabbb3705d2e__1721663400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/2e/70f42318f39c8921a610eabbb3705d2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mykola Lysenko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)