Этьен Меюль
Этьен Меюль | |
---|---|
![]() Мехюль в 1799 году | |
Рожденный | 22 июня 1763 г. Конечно , Франция |
Умер | 18 октября 1817 г. (54 года) Париж , Франция |
Этьен Николя Меюль (англ. Французский: [meyl] ; 22 июня 1763 — 18 октября 1817) — французский композитор позднего классического и раннего романтического периодов. Он был известен как «самый важный оперный композитор Франции во время революции ». [ 1 ] Он также был первым композитором, которого назвали « романтиком ». [ 2 ] Он особенно известен своими операми , написанными в русле реформ Кристофа Виллибальда Глюка и Вольфганга Амадея Моцарта .
Жизнь
[ редактировать ]Мехюль родился в Живе в Арденнах в семье Жана-Франсуа Меюля, торговца вином, и его жены Мари-Сесиль (урожденной Кёли). Его первые уроки музыки дал слепой местный органист. Когда он подал надежды, его отправили учиться к немецкому музыканту и органисту Вильгельму Ганзеру в монастырь Лавальдье, в нескольких милях от Живе. Здесь Мехюль развил свою любовь к цветам на всю жизнь. [ 3 ]
В 1778 или 1779 году он отправился в Париж и начал учиться у Жана-Фредерика Эдельмана , клавесиниста и друга кумира Меюля Кристофа Виллибальда Глюка . Первым опубликованным сочинением Меюля стал сборник фортепианных пьес в 1783 году. Он также аранжировал арии из популярных опер и к концу 1780-х годов начал подумывать о своей оперной карьере.
В 1787 году писатель Валадье предложил Меюлю одно из своих либретто, «Кора» , которое было отвергнуто Глюком в 1785 году. [ 4 ] Королевская академия музыки ( Парижская опера ) поставила на репетицию произведения Меюля под названием «Алонзо и Кора » в июне 1789 года. Однако 8 августа репетиции были прекращены, вероятно, потому, что Опера на протяжении 1780-х годов испытывала серьезные финансовые трудности. , а премьера оперы состоялась только в 1791 году. [ 5 ] Тем временем Мехюль нашел идеального соратника в лице либреттиста Франсуа-Бенуа Хоффмана , который написал слова для первой из опер Меюля, которая должна была быть исполнена, «Ефрозина» . Его премьера в 1790 году имела огромный успех и обозначила композитора как новый талант. Это также было началом его длительных отношений с театром «Итальянская комедия» (вскоре переименованным в « Опера-Комик» ).
Несмотря на провал « Коры» в 1791 году и запрет «Адриена» по политическим мотивам годом позже, Мехюль укрепил свою репутацию такими произведениями, как «Стратоника» и «Мелидор и Фрозина» . Во время Французской революции Мехюль написал множество патриотических песен и пропагандистских пьес, самая известная из которых — Chant du départ . Меюль был награжден тем, что стал первым композитором, включенным в недавно основанный Институт Франции в 1795 году. Он также занимал должность одного из пяти инспекторов Парижской консерватории . Мехюль был в дружеских отношениях с Наполеоном и стал одним из первых французов, получивших Орден Почетного легиона .

Оперный успех Меуля в первое десятилетие девятнадцатого века не был таким большим, как в 1790-е годы, хотя такие произведения, как «Жозеф» (1807), стали известны за рубежом, особенно в Германии. Провал его оперы «Амазонки» в 1811 году стал тяжелым ударом и фактически положил конец его карьере театрального композитора. Несмотря на его дружбу с Наполеоном, общественный авторитет Меюля пережил переход к Реставрации Бурбонов в неизменном виде. Однако композитор тяжело заболел туберкулезом и умер 18 октября 1817 года. [ 6 ] Его могила находится на кладбище Пер-Лашез , рядом с могилой композитора Франсуа Жозефа Госсека .
В 1797 году Мехюль усыновил своего семилетнего племянника, композитора Жозефа Дауссуань-Меюля и младшего брата Жозефа. Он сыграл важную роль в музыкальном образовании и карьере своего племянника; считая его одним из своих учеников в Парижской консерватории. После его смерти Дауссуань-Меюль завершил незаконченную оперу Меюля «Валентин де Милан» , премьера которой состоялась в Комической опере в 1822 году. Он также написал новые речитативы для своей оперы «Стратоника» в 1821 году для возрождения этого произведения в Париже. [ 7 ]
Музыка
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]Самым важным вкладом Меуля в музыку были его оперы. Он возглавил поколение композиторов, появившееся во Франции в 1790-х годах, в которое входили его друг и соперник Луиджи Керубини и его явный враг Жан-Франсуа Ле Сюёр . Мехюль последовал примеру опер, которые Глюк написал для Парижа в 1770-х годах, и применил «реформы» Глюка к opéra comique (жанр, который смешивал музыку с разговорными диалогами и совсем не обязательно был «комическим» по настроению). Но он подтолкнул музыку в более романтическом направлении, демонстрируя более широкое использование диссонанса и интерес к психологическим состояниям, таким как гнев и ревность, тем самым предвосхищая более поздних композиторов-романтиков, таких как Вебер и Берлиоз . Действительно, Меюль был первым композитором, которого назвали романтиком; критик использовал этот термин в «Парижской хронике» 1 апреля 1793 года при рецензировании книги Меюля « Le jeune sage et le vieux fou» . [ 8 ]
Основная музыкальная забота Меуля заключалась в том, чтобы все служило усилению драматического воздействия. Как писал его поклонник Берлиоз:
[Меюль] был полностью убежден, что в подлинно драматической музыке, когда важность ситуации заслуживает жертвы, композитор не должен колебаться между красивым музыкальным эффектом, чуждым сценическому или драматическому характеру, и серией акцентов, которые правда, но не приносят никакого поверхностного удовольствия. Он был убежден, что музыкальная выразительность — это прекрасный цветок, нежный и редкий, с изысканным ароматом, который не расцветает без культуры и который может увянуть от дыхания; что она не обитает только в мелодии, но что все содействует ее созданию или разрушению - мелодия, гармония, модуляция, ритм, инструментовка, выбор глубоких или высоких регистров для голосов или инструментов, быстрый или медленный темп и несколько степеней громкости издаваемого звука. [ 9 ]
Одним из способов повышения драматической выразительности Меуля были эксперименты с оркестровкой. Например, в «Утале» , опере, действие которой происходит в горах Шотландии , он исключил из оркестра скрипки, заменив их более мрачными звуками альтов, чтобы добавить местный колорит. [ 10 ] Мехуля «La chasse du jeune Henri» («Охота молодого Анри») представляет собой более юмористический пример: в расширенной части валторны изображены тявкающие гончие, а также сигналы охоты. (Сэр Томас Бичем часто программировал это произведение для демонстрации духовой секции Королевской филармонии .)
Ключевыми произведениями Меюля 1790-х годов были «Ефрозина» , «Стратоника» , «Мелидор и Фрозина» и «Ариодант» . [ 11 ] «Ариодант» , хотя и потерпел неудачу на премьере в 1799 году, заслужил особую похвалу критиков. Элизабет Бартлет называет это «лучшей работой Мехула десятилетия и кульминацией революционной оперы». [ 12 ] В ней рассказывается та же история страсти и ревности, что и в опере Генделя «Ариодант» 1735 года . Как и во многих других своих операх, Мехул использует структурный прием, называемый «мотивом воспоминаний», музыкальную тему, связанную с конкретным персонажем или идеей оперы. Этот аппарат вдохновлен лейтмотивами музыкальных драм Рихарда Вагнера . У Ариоданта мотивом воспоминаний является cri de fueur («крик ярости»), выражающий эмоцию ревности. [ 12 ]
Примерно в 1800 году популярность таких бурных драм пошла на убыль, ее сменила мода на более легкие комические оперы таких композиторов, как Франсуа-Адриан Буалдье . Вдобавок друг Меуля Наполеон сказал ему, что предпочитает более комический стиль оперы. Будучи корсиканцем , Наполеон имел итальянское культурное происхождение, и он любил оперу-буфф таких композиторов, как Паизиелло и Чимароза . Мехул ответил «Л'Ирато» («Злой человек»), одноактной комедией, премьера которой состоялась как произведение итальянского композитора «Фиорелли» в 1801 году. Когда она сразу же имела успех, Мехул раскрыл мистификацию, которую он разыграл. [ 13 ] Мехюль также продолжал сочинять произведения в более серьезном ключе. «Жозеф» , основанная на библейской истории об Иосифе и его братьях, является самой известной из этих более поздних опер, но ее успех во Франции был недолгим. Однако в Германии на протяжении девятнадцатого века оно завоевало множество поклонников, включая Вагнера. [ 14 ] Мелодия Йозефа очень похожа на популярную народную мелодию, широко известную в Германии, которая использовалась в качестве песни в Императорском военно-морском флоте Германии и, как известно, адаптирована в качестве мелодии для государственного гимна нацистской Германии « Хорст-Вессель». -Врал . Однако неясно, была ли мелодия Мехуля фактическим источником мелодии. [ 15 ]
Симфонии и другие произведения
[ редактировать ]Помимо опер, Мехюль написал ряд песен для фестивалей республики (часто по заказу императора Наполеона), кантаты и пять симфоний в 1797 и 1808–1810 годах.
Первая симфония Мехула (1808 г.) отличается диссонансным и жестоким настроением, ее сравнивают с Бетховена Симфонией № 5 , написанной в том же году. Черпая вдохновение из более мучительных произведений Гайдна и Моцарта Гайдна , таких как «Штурм и натиск» , а затем Парижские симфонии 1785–86 годов и Моцарта Симфония № 40 (К. 550, 1788), он был возрожден в одном из произведений Феликса Мендельсона. концерты с Лейпцигским оркестром Гевандхауса в 1838 году и 1846 г., перед публикой, в том числе Робертом Шуманом , который был впечатлен произведением. [ 16 ] (На момент написания во Франции исполнялись только Симфонии № 1 и 2 Бетховена [1799/1800 и 1802 гг.).) Другие его симфонии также следовали немецким и австрийским образцам. Комментируя премьеру своей первой симфонии, он отмечал: «Я понимал всю опасность моего предприятия; я предвидел осторожный прием, который меломаны окажут моим симфониям. Я планирую написать новые к следующей зиме и постараюсь напишите их… чтобы постепенно приучить публику к мысли, что француз может следовать за Гайдном и Моцартом на расстоянии».
Пятая симфония так и не была завершена - «поскольку разочарование и туберкулез взяли свое», по словам Дэвида Чарльтона. Симфонии № 3 и 4 были заново открыты Чарльтоном только в 1979 году. В интервью 8 ноября 2010 года в BBC Radio 4 » программе «Сегодня профессор Чарльтон сказал, что Четвертая симфония Меуля была первой, в которой использовался циклический принцип .
Список работ
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]Для фортепиано
[ редактировать ]- 3 сонаты для фортепиано, соч. 1 (1783)
- 3 сонаты для фортепиано, соч. 2 (1788)
Оркестровая музыка
[ редактировать ]- Бурлеск-увертюра (1794)
- Дебют для духовых инструментов (1794 г.)
- Симфония до мажор (1797, сохранились только части)
- Симфония № 1 соль минор (1808/09)
- Симфония № 2 ре мажор (1808/09)
- Симфония № 3 до мажор (1809)
- Симфония № 4 ми мажор (1810)
- Симфония № 5 (1810 г., сохранилась только первая часть; неполная и неисполненная) [ 17 ]
Вокальная музыка
[ редактировать ]- Песня отъезда (1794)
- Песня Побед (1794)
- Masse Solennelle для соло, хора и органа (1804)
- Песня возвращения Великой армии (1808 г.)
- Лирическая песня к открытию статуи Наполеона (1811 г.)
Балеты
[ редактировать ]- Суд Париса (1793)
- Ла дансомания (1800)
- Персей и Андромеда (1810) (вместе с музыкой Гайдна, Паера и Штейбельта )
Музыка к спектаклям
[ редактировать ]- Тимолеон ( Мари-Жозеф Шенье )
- Гуситы ( Александр Дюваль )
Дискография
[ редактировать ]- Утал . Карин Деше, Ян Бёрон, Жан-Себастьен Бу, Кристоф Руссе (дирижер), Les Talens Lyriques, Камерный хор Намюра. Брю Зейн, 2017.
- Адриан . Габриэль Филипоне, Филипп До, Марк Баррард, Филипп Тальбот, Николя Куржаль, Жан Тейген, Дженнифер Борги, Дьёрдь Вашедьи (доктор), Оркестр Орфео, Хор Перселла. Брю Зейн, 2014.
- Джозеф . Натали Дессе , сопрано; Бриджит Лафон, меццо-сопрано; Лоуренс Дейл , Антуан Норман, Филипп Пистол, теноры; Рене Массис , баритон; Фредерик Вассар, Филипп Жоркера, бас; Эбби Патрикс, спикер; Хоровой ансамбль «Интермеццо»; Региональный оркестр Пикардии «Синфониетта»; Клод Бардон, дирижер. Песня мира, ок. 1989.
- Фортепианные сонаты opp. 1 (№ 1–3) и 2 (№ 4–6). Бриджит Одебур, фортепиано. Аркобалено, гр. 1990.
- Народная песня от 14 июля 1800 г.; Гимн разуму; Песня отъезда . Хор и оркестр Капитолия Тулузы; Мишель Плассон, дирижер. ЭМИ, 1990.
- Полное собрание симфоний (симфонии №№ 1–4; включая увертюры «Охота на молодого Анри» и «Предполагаемое сокровище» ). Лиссабонский оркестр Фонда Гюльбенкяна, Мишель Сверчевский. Нимбус Отчеты, 1992.
- «Охота на молодого Генриха» , «Предполагаемое сокровище» и «Тимолеон» . Королевский филармонический оркестр под управлением сэра Томаса Бичема. Сони, 2002.
- StratoniceСтратонический Петибон , Бойрон, Лескоар, Даймонд, Кельнская корона, Кельнская капелла, Уильям Кристи, Эрато 1996.
- Симфонии №№ 1 и 2 . Музыканты Лувра , Марк Минковски, Erato/Apex, 2003.
- Увертюры : Мелидор и Фрозина; Ариодант; Джозеф; Гораций Коклес; Бион; Мудрый юноша и старый дурак; Предполагаемое сокровище; Два слепца из Толедо; Охота юного Анри. Оркестр Бретани, Стефан Зандерлинг, ASV, 2003.
- Джозеф (как Йозеф в Египте ), две версии произведения на немецком языке, записанные в 1955 году: (а) Александр Велич , Либеро ди Лука , Хорст Гюнтер , Урсула Золленкопф , Хор НДР и оркестр НДР , Вильгельм Шюхтер ; (б) Александр Велич, Йозеф Траксель , Бернхард Михаэлис, Фридерика Зайлер , Симфонический оркестр Штутгартского радио , Зюдфунк-Хор , Альфонс Ришнер. Гала, 2004.
- Гневный . Тюрк, Овити, Куртен, Бюэ, Камерный хор Бонн, Искусство мира, Вальтер Эрхардт. Каприччио, 2006.
- Песня отъезда; Траурная песня памяти Феро; Гимн на праздник Жениха; Открытие. Эдвиже Перфетти, сопрано; Тибериус Раффали, Кристиан Папис, теноры; Жиль Кашемайль , баритон; Гармонический оркестр стражей мира Парижа; Клод Пишоро, дирижер; Хор французской армии; Серж Запольский, хормейстер; Хор Хор Joy la Gondoire; Дэниел Катенн, хормейстер; Народный хор Парижа; Жан-Клод Шамбард, хормейстер. Мусифранс, без даты
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бартлет стр.vii
- ^ Кэрнс с. 220; Орган (2002).
- ^ Аделаида де Плейс, стр. 8–11
- ^ Сирл, Артур (1991), «Рукописи и нотные издания», Early Music , 19 (2): 269–274, doi : 10.1093/earlyj/xix.2.269 .
- ^ Аделаида де Плейс, стр. 27–28
- ^ Общая биография Бартлета (1997), стр.vii-ix.
- ^ Дени Авар де ла Монтань. «Жозеф Дауссуан-Меюль» . www.musimem.com .
- ^ Орга (2002)
- ^ Берлиоз с. 354
- ^ Чарльтон (1993) с. 644
- ^ Чарльтон (1994) с. 127
- ^ Jump up to: а б Бартлет пикселей
- ^ Берлиоз с. 352
- ^ Чарльтон (1993)
- ^ Бродерик, Джордж (1995), «Ложь Хорста-Весселя: переоценка», International Folklore Review , 10 : 100–127 .
- ^ См. сноска 41 предисловия Дэвида Чарльтона в его критическом издании партитуры симфонии соль минор, опубликованном AR Editions, Inc. , Мэдисон, 1985.
- ^ «МЕХУЛ: Симфонии №№ 1 и 2» . Музыкальная библиотека Наксоса . 2001.
Источники
[ редактировать ]- Александр Дратвицкий и Этьен Жарден, Железо и цветы: Этьен-Николя Меюль (1763–1817) (Actes Sud и Palazzetto Bru Zane, 2017)
- Аделаида де Пляс Этьен Николя Меюль (Bleu Nuit Éditeur, 2005)
- «Вечера Берлиоза с оркестром» в переводе Жака Барзуна ( University of Chicago Press , 1953)
- Буклет с примечаниями Дэвида Чарльтона к записи «Полные симфонии» (Нимбус, 1989)
- Буклет с примечаниями Атеша Орги к записи «Увертюр» Мехула (ASV, 2002).
- Дэвид Кэрнс Берлиоз: Становление художника (Андре Дойч, 1989).
- Дэвид Чарльтон, раздел о Мехуле в The Viking Opera Guide под редакцией Холдена (1993)
- Дэвид Чарльтон, глава «Французская опера 1800–1850» в «Оксфордской иллюстрированной истории оперы» под ред. Роджер Паркер (ОУП, 1994)
- Введение к изданию оперы Меула «Стратоника» М. Элизабет К. Бартлет (Pendragon Press, 1997)
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Бесплатные партитуры Этьена Меюля в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте Mutopia есть композиции Этьена Меюля.
- Бесплатные партитуры Этьена Меюля в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Портрет Меюля работы Антуана-Жана Гро.
- Биография и творчество, Франция Diplomatie Culture
- Примечания к Симфонии № 1 Герберта Гласса, веб-сайт филармонии Лос-Анджелеса
- Берлиоз и Меюль, Сайт Гектора Берлиоза
- 1763 рождения
- 1817 смертей
- Люди из Гивена
- Композиторы-классики XVIII века
- Французские композиторы XVIII века.
- Французские музыканты-мужчины XVIII века
- Французские композиторы балета
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Французские композиторы классического периода
- Французские оперные композиторы
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Французские композиторы-романтики
- Рыцари Почетного легиона
- Члены Академии Художеств
- Римская премия за композицию
- Директора Парижской консерватории
- Смертность от туберкулеза в XIX веке
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Смертность от туберкулеза во Франции