Франц Игнац Бек
Франц Игнац Бек | |
---|---|
![]() Франц Игнац Бек ок. 1795 г. | |
Рожденный | |
Умер | 31 декабря 1809 г. Бордо , Франция | ( 75 лет
Занятия |
|
Организации | Большой театр Бордо |
Франц Игнац Бек (20 февраля 1734 — 31 декабря 1809) — немецкий скрипач , композитор , дирижёр и учитель музыки , проведший большую часть своей жизни во Франции, где стал директором Большого театра Бордо . [1] Возможно, самый талантливый ученик Иоганна Стамица , Бек является важным представителем второго поколения так называемой мангеймской школы . Его слава основана на его 24 симфониях, которые являются одними из самых оригинальных и ярких симфоний доклассического периода . Он был одним из первых композиторов, которые ввели регулярное использование духовых инструментов в медленных частях и уделяли все больше внимания тематическому развитию. Его напряженный, драматический стиль также примечателен использованием смелых гармонических последовательностей, гибких ритмов и весьма независимого написания партий. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Молодежь в Мангейме 1734–1754 гг.
[ редактировать ]
Бек родился в Мангейме и начал обучение игре на скрипке у своего отца, Иоганна Алоиса Бека (умер в 1742 году), гобоиста и ректора хоровой школы при Пфальцском дворе в Мангейме. Он также изучил контрабас и орган, среди других инструментов, и в конечном итоге попал под опеку Иоганна Стамица , директора инструментальной музыки и руководителя блестящего придворного оркестра Мангейма . Бека были быстро признаны, и курфюрст Карл Теодор Пфальцский Таланты взял на себя ответственность за его образование. В юности Бек пользовался большой популярностью при дворе Мангейма и был назван камерным виртуозом принца-курфюрста.
Скрипач в Венеции и Неаполе 1755–1757 гг.
[ редактировать ]Его время в Мангейме внезапно оборвалось, когда он - по-видимому, смертельно - ранил соперника на дуэли (предположительно из-за ревности), что вынудило его покинуть Германию. Трудно сказать, действительно ли это произошло или это всего лишь история Берлиоза с плащом и кинжалом. Единственным источником этой истории является ученик Бека Анри Бланшар, который опубликовал этот отчет в биографии своего бывшего учителя в Revue et Gazette musice de Paris (1845). По словам Бланшара, противник Бека лишь симулировал свою смерть, но Беку не суждено было узнать об этом в течение нескольких лет.
Когда шесть симфоний Бека, соч. 3, были опубликованы в Париже несколько лет спустя, в 1762 году, издание носило такое название:
- ШЕСТЬ СИМФОНИЙ / ДЛЯ НЕСКОЛЬКИХ ИНСТРУМЕНТОВ / Композитор / Г-н. ФРАНЧЕСКО БЕК / Его камерный виртуоз / КАК КУРФОР ПАЛАТИНО, / и в настоящее время первая скрипка / Концерта Марсилии. /ТРЕТЬЯ РАБОТА. /...Chez г-н Венье...' [3] [4]
Из этого иногда делают вывод, что история Бека на дуэли, вероятно, была мистификацией. [5] Если бы Бек, как рассуждают, действительно был вынужден бежать из мангеймского суда из-за того, что убил кого-то на дуэли, то у него не хватило бы смелости открыто афишировать тот факт, что он был камерным виртуозом. с точно таким же судом. Однако если посмотреть под другим углом, это может подтвердить правдивость истории Бланшара. Если бы Бек действительно не убивал другого человека и к тому времени он знал, что все было злобной шуткой и что его противник жив, тогда эта история могла бы быть правдой.
Какими бы ни были обстоятельства его отъезда, из Мангейма Бек пробился в Венецию , где выступал как скрипач и учился композиции у Бальдассаре Галуппи . Галуппи, чье имя как композитора затерялось с веками, в период с 1750 по 1765 год был самым исполняемым оперным композитором в Европе. В Мангейме он был особенно известен. Несколько его опер (всего 16) были поставлены в Мангейме в середине XVIII века. Таким образом, Галуппи знал бы о Мангейме и о том, что в Мангейме находится ведущий оркестр Европы. Это помогает объяснить, почему Беку после своего драматического бегства, вероятно, не составило труда обосноваться в Венеции и стать учеником Галуппи. [6]
После трех лет в Венеции он сбежал в Неаполь с некой Анной Онигой, своей будущей женой и матерью его семерых детей. Похоже, что карьера Бека как композитора началась в основном во время его пребывания в Италии; это также может объяснить, почему во многих чертах он показывает себя вполне самостоятельным человеком и довольно независимым от типичного мангеймского стиля.
Слава во Франции 1757–1760 гг.
[ редактировать ]
После пребывания в Италии Бек переехал в Марсель , где стал концертмейстером оркестра театра. Точная дата его прибытия во Францию неизвестна, но документально подтверждено исполнение одной из его симфоний в Париже в 1757 году. [7] Когда парижский издатель Бека Венье объявил о публикации сочинения Бека. 3 ноября 1762 года он представил Бека такими словами: Actualmente Primo Violino del Concerto di Marsilia . [8] Между 1757 и 1762 годами все его 24 симфонии были опубликованы одна за другой парижскими фирмами. Известно, что по крайней мере семь исполнений симфоний Бека были даны в Марселе в 1760–1761 годах.
Капельмейстер в Бордо 1761–1791 гг.
[ редактировать ]
В 1761 году Бек переехал из Марселя в Бордо, где стал концертным директором и музыкальным руководителем драматической труппы маршала герцога де Ришелье, которая в 1780 году переехала в недавно построенный Большой театр. Он также работал органистом и преподавателем. Среди его наиболее выдающихся учеников были Пьер Гаво, Анри Бланшар и Николя Бокса . 24 октября 1774 года он был назначен органистом в Сен-Сёрен, Бордо, где его импровизационные способности снискали ему восхищение прихожан.
К тому времени, когда он обосновался в Бордо, лучшие времена Бека как композитора почти закончились. Большая часть того, что он там написал, похоже, была либо утеряна, либо уничтожена самим Беком. Его наибольший успех пришел в 1783 году, когда он отправился в Париж, чтобы поставить первое представление своей Stabat Mater в Версале .
Как и многие другие композиторы, [9] Бек писал патриотическую и революционную музыку во время Революции, в том числе Hymne á l'Être Suprême . Тем не менее в 1791 году у него возникли проблемы с новой властью, когда он в едких замечаниях открыто высмеивал некоторых чрезмерно ретивых сторонников нового духа. Кажется, он был человеком самоуверенным, гордым и упрямым. Когда его впоследствии предстали перед революционным судом в ночной рубашке, на вопросы о своем отношении к революции он отвечал восклицанием: «Что я мог сделать против революции!?» [10]
Последние годы в Бордо 1791–1809 гг.
[ редактировать ]Состояние Бека ухудшилось после Французской революции . Если в 1791 году он еще мог выплачивать своей теще пенсию в размере 400 ливров, то несколько лет спустя он едва мог содержать свою семью.
В 1806 году он отправил партитуру своего Stabat Mater с личным посвящением Наполеону – трудно решить, из искреннего ли восхищения или в попытке снискать расположение великого корсиканца. [ оригинальное исследование? ]
Он умер в Бордо в возрасте 75 лет.
У Бека было шесть дочерей, две из которых рано умерли. Его единственный сын был командиром французского корвета во время наполеоновских войн и долгое время находился в плену у англичан.
Работает
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]24 симфонии Бека. [11] состоят из трех частей и следуют итальянской симфонии в привычном темпе: быстро-медленно-быстро. Менуэт , как третья часть , уже повсеместно встречающаяся в симфониях Иоганна Стамица, Бек опускается. Согласно записям, цитируемым в ссылках ниже ( Симфонии, ор. 3, № 3–5. La Stagione Frankfurt , Михаэль Шнайдер, CPO | Симфонии, ор. 3, № 3–5. Времена года, Франкфурт, Михаэль Шнайдер, CPO) Кажется, в некоторых симфониях есть не только менуэт, но и четыре части; что касается симфоний Стамица, то некоторые не имеют менуэта и имеют всего три части.Симфонии соч. 1 балл за струнный оркестр; в соч. 2, № 1 (Callen 7) помимо струн потребуются две валторны; оп. 3 и 4 оцениваются для гобоев и валторн в дополнение к струнному квинтету.
- Шесть симфоний соч. 1 (Каллен 1–6; опубл. Париж, 1758 г.)
- Шесть симфоний соч. 2 (Каллен 7–12; опубл. Париж, 1760 г.)
- Шесть симфоний соч. 3 (Каллен 13–18; опубл. Париж, 1762 г.)
- Шесть симфоний соч. 4 (Каллен 19–24; опубл. Париж, 1766 г.)
- Симфонии соч. 10 (1760)
- Симфонии соч. 13 (1762)
- Увертюра «Смерть Орфея»
- Открытие Необитаемого острова
- Мать стояла (1782)
- Оркестровые квартеты
Оперы
[ редактировать ]- Прекрасная садовница (Бордо, 24 августа 1767 г.)
- Пандора (Париж, 2 июля 1789 г.)
- Необитаемый остров (1779, не исполнен)
Фортепиано или клавесин
[ редактировать ]- 18 сонат (или пьес) для клавесина или фортепиано соч. 5 (ок. 1773 г.)
- Различные пьесы: «Эвей» , «Иполит» , «Желиот» , «Резолю» , «Софи» , 2 менуэта, Allegro moderato соль минор и др.
Дискография (подборка)
[ редактировать ]- Шесть симфоний, соч. 1. Камерный оркестр Новой Зеландии, Дональд Армстронг, Наксос 8.554071
- Симфонии ор. 3, № 1, 2, 6. La Stagione, Франкфурт-на-Майне, Михаэль Шнайдер, CPO.
- Симфонии ор. 3, №№ 3–5. La Stagione, Франкфурт-на-Майне, Михаэль Шнайдер, директор по производству
- Симфонии ор. 4, №№ 1–3. La Stagione, Франкфурт-на-Майне, Михаэль Шнайдер, директор по производству
- Симфонии. Северный камерный оркестр, Николас Уорд, Наксос 8.553790 (2 симфонии Госсека и 3 Бека)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ См. статью «Франц Игнац Бек» в (Badley 2005), (Blume 1949–1987), (Slonimsky 1958). Особенно полезным является длинное эссе Роберта Сондхаймера о Беке (Blume, 1949–1987).
- ^ «Это положительное мнение о симфониях Бека принадлежит музыковеду Барри С. Бруку. Цитата взята из онлайн-версии буклета с записью NAXOS Шести симфоний Бека, соч. 1» . Архивировано из оригинала 17 августа 2009 года . Проверено 20 марта 2010 г.
- ^ См.: Artaria Editions.
- ^ Перевод: «Шесть симфоний для нескольких инструментов, сочинение сэра Франческо Бека, камерного виртуоза его высочества курфюрста Палатина и в настоящее время концертмейстера марсельского концерта».
- ^ (Бэдли, 2005)
- ^ Вильгельм Херрманн: Сборник текстов Мангеймской оперы , стр. 66–77 в: (Würtz, 1984).
- ^ (Бэдли, 2005)
- ^ В настоящее время первый скрипач Марсельского концерта.
- ^ Игнац Плейель был бы хорошим примером.
- ^ (Блюм 1949–1987)
- ^ Вся информация, касающаяся оркестровой партитуры и номеров Каллена, была получена от Artaria Editions.
Источники
[ редактировать ]- Бэдли, Аллан. Франц Игнац Бек – Шесть симфоний, соч. 1 (CD-буклет). Naxos Rights International Ltd., 2005 г.
- Бэдли, Аллан. Франц Игнац Бек – Шесть симфоний, соч. 1 (CD-буклет). Naxos Rights International Ltd., 2005. Интернет-версия. Архивировано 17 августа 2009 г. на Wayback Machine.
- Блюм, Фридрих , изд. Музыка в прошлом и настоящем. Общая энциклопедия музыки. Полное электронное издание первого издания. Кассель: Бэренрайтер, 1949–1987.
- Слонимский, Николас , изд. Биографический словарь музыкантов Бейкера. Пятое полностью переработанное издание. Нью-Йорк, 1958 год.
- Вальтер Килли , Рудольф Вирхаус (ред.) Немецкая биографическая энциклопедия (Немецкая биографическая энциклопедия) . Том 5. КГ. 10 тт (Тт.) Мюнхен: К.Г. Саур, 1999. ISBN 3-598-23186-5
- Вюрц, Роланд, изд. (ред.) Мангейм и Италия. К истории мангеймцев . Майнц: Шотт, 1984. ISBN 3-7957-1326-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Artaria Editions - предоставление оркестровых партитур с каталожными номерами Каллена.
- Бесплатные партитуры Франца Игнаца Бека в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- YouTube Увертюра «Смерть Орфея» , Рижский камерный оркестр Sinfonietta, Домас Юскис, дирижер (2019)
- 1734 рождения
- 1809 смертей
- Немецкие композиторы классического периода
- Эмигранты из Священной Римской империи во Франции
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Мангейма
- Ученики Иоганна Стамица
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы Священной Римской империи.