Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт | |
---|---|
Рожденный | Getreidegasse 9 , Зальцбург | 27 января 1756 г.
Умер | 5 декабря 1791 г. | ( 35 лет
Работает | Список композиций |
Супруг | Констанция Моцарт |
Родители) | Леопольд Моцарт Анна Мария Моцарт |
Родственники | Семья Моцартов |
Подпись | |
Вольфганг Амадей Моцарт [а] [б] (27 января 1756 — 5 декабря 1791) был плодовитым и влиятельным композитором классического периода . Несмотря на его короткую жизнь, его быстрый темп сочинения привел к созданию более 800 произведений, представляющих практически все западные классические жанры его времени. Многие из этих произведений признаны вершинами симфонического , концертного , камерного , оперного и хорового репертуара. Моцарт широко известен как один из величайших композиторов в истории западной музыки. [1] его музыка восхищает своей «мелодичной красотой, формальной элегантностью и богатством гармонии и текстуры». [2]
Родившийся в Зальцбурге , затем в Священной Римской империи , а в настоящее время в Австрии проявлял потрясающие , Моцарт с самого раннего детства способности. В пять лет он уже умел играть на клавишных и скрипке, начал сочинять музыку и выступал перед европейскими королевскими особами. Отец взял его с собой в большое турне по Европе, а затем три поездки в Италию . В 17 лет он был музыкантом при дворе Зальцбурга, но стал беспокойным и путешествовал в поисках лучшей должности. Поиски работы привели Моцарта к работе в Париже , Мангейме , Мюнхене и снова в Зальцбурге, во время которых он написал свои пять скрипичных концертов, Концертную симфонию и Концерт для флейты и арфы , а также духовные пьесы и мессы , мотет Exsultate Jubilate. и опера «Идоменей» , среди других произведений.
Во время посещения Вены в 1781 году Моцарт был уволен со своей должности в Зальцбурге. Он остался в Вене, где добился известности, но не имел финансовой безопасности. В первые годы Моцарта в Вене он создал несколько заметных произведений, таких как опера Die Entführung aus dem Serail , Большая месса до минор , квартеты «Гайдна» и ряд симфоний . За годы пребывания в Вене Моцарт написал более дюжины фортепианных концертов , которые многие считают одними из его величайших достижений. В последние годы своей жизни Моцарт написал многие из своих самых известных произведений, в том числе три последние симфонии, кульминацией которых стали «Юпитер» Симфония , серенада «Красная ночь» , Концерт для кларнета , четыре оперы «Свадьба Фигаро» , «Дон Жуан». , Così fan tutte и «Волшебная флейта и его Реквием» . Реквием был практически незавершен на момент его смерти в возрасте 35 лет, обстоятельства которой неясны и сильно мифологизированы.
Жизнь и карьера
Ранний период жизни
Семья и детство
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в семье Леопольда Моцарта и Анны Марии , урожденной Пертль, на Гетрайдегассе 9 в Зальцбурге. [3] Зальцбург был столицей архиепископства Зальцбурга , церковного княжества в Священной Римской империи (сегодня в Австрии ). [с] Он был младшим из семи детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Его старшей сестрой была Мария Анна Моцарт (1751–1829) по прозвищу «Наннерль». Моцарта крестили на следующий день после его рождения в соборе Святого Руперта в Зальцбурге. В записи о крещении его имя указано в латинизированной форме: Иоанн Златоуст Вольфганг Теофил Моцарт . Обычно он называл себя «Вольфганг Амаде Моцарт». [4] будучи взрослым, но у его имени было много вариантов.
Леопольд Моцарт, уроженец Аугсбурга , [5] тогда императорский вольный город в Священной Римской империи, был второстепенным композитором и опытным педагогом. В 1743 году он был назначен четвертым скрипачом в музыкальном заведении графа Леопольда Антона фон Фирмиана , правящего принца-архиепископа Зальцбурга . [2] Четыре года спустя он женился на Анне Марии в Зальцбурге. оркестра Леопольд стал заместителем капельмейстера в 1763 году. В год рождения сына Леопольд опубликовал учебник по игре на скрипке Versuch einer gründlichen Violinschule , который добился успеха. [6]
Когда Наннерль было семь лет, она начала уроки игры на клавиатуре вместе со своим отцом под присмотром трехлетнего брата. Спустя годы, после смерти брата, она вспоминала:
Он часто проводил много времени за клавиром , выбирая терции, которые он всегда ударял, и его удовольствие показывало, что это звучало хорошо. ... На четвертом году жизни отец, так сказать, для игры, начал обучать его нескольким менуэтам и пьесам на клавире. ... Он умел играть ее безупречно и с величайшей деликатностью, точно в такт. ... В пять лет он уже сочинял небольшие пьески, которые проигрывал отцу, который их записывал. [7]
Эти ранние пьесы, К. 1–5, были записаны в Nannerl Notenbuch . Существуют научные споры о том, было ли Моцарту четыре или пять лет, когда он создал свои первые музыкальные произведения, хотя нет никаких сомнений в том, что Моцарт сочинил свои первые три музыкальных произведения с разницей в несколько недель: К. 1а, 1б, и 1в. [9]
В ранние годы отец Вольфганга был его единственным учителем. Наряду с музыкой он учил своих детей языкам и академическим предметам. [10] Биограф Соломон отмечает, что, хотя Леопольд был преданным учителем своих детей, есть свидетельства того, что Моцарт стремился выйти за рамки того, чему его учили. [10] Его первая забрызганная чернилами композиция и ранние попытки игры на скрипке были его инициативой и стали неожиданностью для Леопольда. [11] который в конце концов отказался от сочинения музыки, когда музыкальные таланты его сына стали очевидны. [12]
1762–73: Путешествие
Пока Вольфганг был молод, его семья совершила несколько путешествий по Европе, в которых он и Наннерль выступали в роли вундеркиндов . Они начались с выставки в 1762 году при дворе курфюрста Максимилиана III Баварского в Мюнхене, а также при императорских дворах в Вене и Праге. Последовал долгий концертный тур, продолжавшийся три с половиной года, в ходе которого семья посетила дворы Мюнхена, Мангейма , Парижа, Лондона, [13] Дувр, Гаага, Амстердам, Утрехт, Мехелен и снова в Париж и обратно домой через Цюрих , Донауэшинген и Мюнхен. [14] Во время этой поездки Вольфганг познакомился со многими музыкантами и познакомился с произведениями других композиторов. Особенно значительное влияние оказал Иоганн Христиан Бах , которого он посетил в Лондоне в 1764 и 1765 годах. Когда ему было восемь лет, Моцарт написал свою первую симфонию , большая часть которой, вероятно, была переписана его отцом. [15]
Семейные поездки часто были непростыми, а условия путешествий были примитивными. [16] Им приходилось ждать приглашений и возмещения от знати, и они пережили длительные, почти смертельные болезни вдали от дома: сначала Леопольда (Лондон, лето 1764 г.), [17] затем оба ребенка (Гаага, осень 1765 г.). [18] Семья снова поехала в Вену в конце 1767 года и оставалась там до декабря 1768 года.
Проведя год в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг отправились в Италию, оставив Анну Марию и Наннерль дома. Это турне длилось с декабря 1769 года по март 1771 года. Как и в предыдущих путешествиях, Леопольд хотел продемонстрировать способности своего сына как исполнителя и быстро взрослеющего композитора. Вольфганг познакомился с Йозефом Мысливеком и Джованни Баттистой Мартини в Болонье и был принят в члены знаменитой Академии Филармоники . Существует миф, согласно которому, находясь в Риме, он дважды слышал » Грегорио Аллегри в «Мизерере исполнении в Сикстинской капелле . Якобы впоследствии он переписал ее по памяти, создав таким образом «первую несанкционированную копию этой тщательно охраняемой собственности Ватикана » . Однако происхождение и правдоподобность этой версии оспариваются. [19] [20] [д] [21]
В Милане Моцарт написал оперу «Митридат, ре ди Понто» (1770), которая была исполнена с успехом. Это привело к появлению новых оперных комиссий . Он дважды возвращался со своим отцом в Милан (август – декабрь 1771 г.; октябрь 1772 г. – март 1773 г.) для сочинения и премьер «Асканио в Альбе» (1771 г.) и « Лучио Силла» (1772 г.). Леопольд надеялся, что эти визиты приведут к профессиональному назначению его сына, и действительно правящий эрцгерцог Фердинанд подумывал о найме Моцарта, но из-за нежелания его матери, императрицы Марии Терезии нанимать «бесполезных людей», этот вопрос был закрыт. [и] и надежды Леопольда так и не оправдались. [22] Ближе к концу путешествия Моцарт написал сольный мотет Exsultate, ликовать , К. 165.
1773–77: Работа при дворе Зальцбурга.
Наконец вернувшись со своим отцом из Италии 13 марта 1773 года, Моцарт работал придворным музыкантом у правителя Зальцбурга принца-архиепископа Иеронима Коллоредо . У композитора было много друзей и поклонников в Зальцбурге. [23] и имел возможность работать во многих жанрах, включая симфонии, сонаты, струнные квартеты, мессы , серенады и несколько второстепенных опер. В период с апреля по декабрь 1775 года Моцарт увлекся скрипичными концертами, выпустив серию из пяти концертов (единственных, которые он когда-либо писал), музыкальная сложность которых постоянно возрастала. Последние три — К. 216 , К. 218 , К. 219 — теперь являются основными в репертуаре. В 1776 году он направил свои усилия на фортепианные концерты E ♭ , кульминацией которых стал концерт K. 271 начала 1777 года, который критики считают произведением прорыва. [24]
Несмотря на эти творческие успехи, Моцарт все больше разочаровывался в Зальцбурге и удвоил свои усилия, чтобы найти работу в другом месте. Одной из причин была его низкая зарплата, 150 флоринов в год; [25] Моцарт мечтал сочинять оперы, и Зальцбург предоставлял для этого лишь редкие случаи. Ситуация ухудшилась в 1775 году, когда придворный театр был закрыт, тем более что другой театр в Зальцбурге предназначался в основном для приезжих трупп. [26]
Две длительные экспедиции в поисках работы прервали это долгое пребывание в Зальцбурге. Моцарт и его отец посетили Вену с 14 июля по 26 сентября 1773 года и Мюнхен с 6 декабря 1774 года по март 1775 года. Ни один визит не увенчался успехом, хотя поездка в Мюнхен привела к популярному успеху с премьерой оперы Моцарта «La finta giardiniera ». [27]
1777–78: Путешествие в Париж.
В августе 1777 года Моцарт подал в отставку со своего поста в Зальцбурге. [29] [ф] а 23 сентября снова отправился в поисках работы, посетив Аугсбург , Мангейм, Париж и Мюнхен. [30]
Моцарт познакомился с участниками знаменитого оркестра в Мангейме, лучшего в Европе того времени. Он также влюбился в Алоизию Вебер , одну из четырех дочерей музыкальной семьи. Были перспективы трудоустройства в Мангейме, но они ни к чему не привели. [31] и Моцарт уехали в Париж 14 марта 1778 г. [32] продолжать свои поиски. Одно из его писем из Парижа намекает на возможную должность органиста в Версале , но Моцарт не был заинтересован в таком назначении. [33] Он влез в долги и начал закладывать ценности. [34] Надир визита наступил, когда мать Моцарта заболела и умерла 3 июля 1778 года. [35] Были задержки с вызовом врача — вероятно, по словам Холливелла, из-за нехватки средств. [36] Моцарт остановился у Мельхиора Гримма в маркизы д'Эпине резиденции на улице Шоссе-д'Антен , 5 . [37]
Пока Моцарт был в Париже, его отец искал для него возможности трудоустройства в Зальцбурге. [38] При поддержке местной знати Моцарту предложили должность придворного органиста и концертмейстера. Годовая зарплата составляла 450 флоринов. [39] но он не хотел соглашаться. [40] К тому времени отношения между Гриммом и Моцартом охладились, и Моцарт уехал. Покинув Париж в сентябре 1778 года и перебравшись в Страсбург, он задержался в Мангейме и Мюнхене, все еще надеясь добиться встречи за пределами Зальцбурга. В Мюнхене он снова встретил Алоизию, теперь уже весьма успешную певицу, но она уже не интересовалась им. [41] Моцарт наконец вернулся в Зальцбург 15 января 1779 года и приступил к своему новому назначению, но его недовольство Зальцбургом осталось неизменным. [42]
Среди наиболее известных произведений, написанных Моцартом во время парижского путешествия, — Соната для фортепиано Ля минор , К. 310/300d, «Парижская» симфония (№ 31), исполненные в Париже 12 и 18 июня 1778 года; [43] и Концерт для флейты и арфы до мажор, K. 299/297c. [44]
Вена
1781: Отъезд
оперы Моцарта «Идоменей ». В январе 1781 года в Мюнхене со «значительным успехом» состоялась премьера [45] В марте следующего года Моцарта вызвали в Вену, где его работодатель, архиепископ Коллоредо, присутствовал на праздновании восшествия Иосифа II на австрийский престол. Для Коллоредо это было просто желание, чтобы его музыкальный слуга был под рукой (Моцарту действительно приходилось обедать в заведении Коллоредо вместе с камердинерами и поварами). [г] Он планировал сделать большую карьеру, продолжая службу архиепископа; [47] например, он писал отцу:
Моя главная цель сейчас — встретиться с императором каким-нибудь приятным способом, я абсолютно уверен, что он должен познакомиться со мной . Я был бы так счастлив, если бы мог быстро прочитать для него свою оперу, а затем сыграть пару фуг, потому что это то, что он любит. [48]
Моцарт действительно вскоре встретился с императором, который в конечном итоге существенно поддержал его карьеру заказами и работой на неполный рабочий день.
В том же только что процитированном письме отцу Моцарт изложил свои планы участвовать в качестве солиста в концертах Tonkünstler -Societät , известной серии благотворительных концертов; [48] этот план также осуществился после того, как местная знать убедила Коллоредо отказаться от своего сопротивления. [49]
Желание Коллоредо запретить Моцарту выступать за пределами его заведения в других случаях осуществлялось, что вызвало гнев композитора; Одним из примеров был шанс выступить перед императором у графини Тун за гонорар, равный половине его годового зальцбургского жалованья.
Ссора с архиепископом достигла апогея в мае: Моцарт попытался уйти в отставку, но получил отказ. В следующем месяце разрешение было получено, но в крайне оскорбительной форме: композитор был уволен буквально «пинком под зад», которым руководил управляющий архиепископа граф Арко. Моцарт решил поселиться в Вене в качестве внештатного исполнителя и композитора. [50]
Ссора с Коллоредо далась Моцарту труднее, поскольку против него встал отец. Горячо надеясь, что он послушно последует за Коллоредо обратно в Зальцбург, отец Моцарта обменивался с сыном напряженными письмами, призывая его помириться с их работодателем. Моцарт страстно отстаивал свое намерение продолжить независимую карьеру в Вене. Дебаты закончились, когда архиепископ уволил Моцарта, освободив себя как от своего работодателя, так и от требований отца вернуться. Соломон характеризует отставку Моцарта как «революционный шаг», существенно изменивший ход его жизни. [51]
Ранние годы
Новая карьера Моцарта в Вене началась хорошо. Он часто выступал как пианист, особенно на конкурсе перед императором с Муцио Клементи 24 декабря 1781 года. [50] и вскоре он «зарекомендовал себя как лучший клавишник в Вене». [50] Он также преуспел как композитор и в 1782 году завершил оперу Die Entführung aus dem Serail («Похищение из Сераля»), премьера которой состоялась 16 июля 1782 года и имела значительный успех. Вскоре произведение исполнялось «по всей немецкоязычной Европе». [50] и полностью укрепил репутацию Моцарта как композитора.
В разгар ссор с Коллоредо Моцарт переехал к семье Веберов, переехавшей в Вену из Мангейма. Отец семейства, Фридолин, умер, и Веберы теперь нанимали квартирантов, чтобы свести концы с концами. [52]
Брак и дети
После неудачной попытки добиться руки Алоизии Вебер, которая теперь была замужем за актером и художником Йозефом Ланге , интерес Моцарта переключился на третью дочь семьи, Констанцию .
Ухаживание прошло не совсем гладко; Сохранившаяся переписка указывает на то, что Моцарт и Констанция ненадолго расстались в апреле 1782 года из-за эпизода, связанного с ревностью (Констанция позволила другому молодому человеку измерить свои икры в салонной игре). [53] Перед Моцартом также стояла очень трудная задача получить разрешение на брак от своего отца Леопольда . [54]
Брак состоялся в атмосфере кризиса. Дэниел Харц предполагает, что в конце концов Констанция переехала к Моцарту, что по нравам того времени поставило бы ее в опалу. [55] Моцарт написал Леопольду 31 июля 1782 года: «Все хорошие и благонамеренные советы, которые вы послали, не касаются случая человека, который уже зашел так далеко с девушкой. О дальнейшей отсрочке не может быть и речи». [55] Харц рассказывает: «Сестра Констанции Софи со слезами на глазах заявила, что ее мать отправит полицию за Констанце, если она не вернется домой [предположительно из квартиры Моцарта]». [55] 4 августа Моцарт написал баронессе фон Вальдштеттен, спрашивая: «Может ли полиция таким образом проникнуть в чей-нибудь дом? Возможно, это всего лишь уловка мадам Вебер, чтобы вернуть свою дочь. Если нет, я не знаю лучшего средства, чем женись на Констанции завтра утром или, если возможно, сегодня». [55]
Наконец пара поженилась 4 августа 1782 года в соборе Святого Стефана , за день до того, как по почте пришло письмо о согласии его отца. В брачном контракте Констанца «назначает своему жениху пятьсот гульденов, которые… последний пообещал увеличить на тысячу гульденов», причем всю сумму «передать оставшемуся в живых». При этом все совместные приобретения во время брака должны были оставаться общей собственностью обоих. [56]
У пары было шестеро детей, из которых только двое пережили младенчество: [57]
- Раймунд Леопольд (17 июня - 19 августа 1783 г.)
- Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 – 31 октября 1858)
- Иоганн Томас Леопольд (18 октября - 15 ноября 1786 г.)
- Терезия Констанция Адельхайд Фридерике Мария Анна (27 декабря 1787 - 29 июня 1788)
- Анна Мария (умерла вскоре после рождения, 16 ноября 1789 г.)
- Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (26 июля 1791 – 29 июля 1844)
1782–87
В 1782 и 1783 годах Моцарт близко познакомился с творчеством Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя в результате влияния Готфрида ван Свитена , владевшего многими рукописями мастеров барокко . Изучение этих партитур Моцартом вдохновило его на создание композиций в стиле барокко, а затем повлияло на его музыкальный язык, например, в фугальных отрывках из « Волшебной флейты» и финале Симфонии № 41 . [2]
В 1783 году Моцарт с женой посетили свою семью в Зальцбурге. Его отец и сестра были сердечно вежливы с Констанце, но этот визит побудил Моцарта сочинить одно из величайших литургических произведений - Мессу до минор . Хотя он и не был завершен, его премьера состоялась в Зальцбурге, где Констанция исполнила сольную партию. [58]
Моцарт встретил Йозефа Гайдна в Вене около 1784 года, и два композитора стали друзьями. Когда Гайдн посещал Вену, они иногда играли вместе в импровизированном струнном квартете . Шесть квартетов Моцарта , посвященных Гайдну (К. 387, К. 421, К. 428, К. 458, К. 464 и К. 465), датируются периодом с 1782 по 1785 год и считаются ответом на опус Гайдна . 33 комплекта 1781 года. [59] Гайдн писал: «Потомки не увидят такого таланта через 100 лет». [60] а в 1785 году сказал отцу Моцарта: «Говорю тебе перед Богом, и, как честный человек, твой сын — величайший композитор, известный мне по личности и репутации, у него есть вкус и, главное, величайшее композиторское мастерство». [61]
С 1782 по 1785 год Моцарт давал концерты с самим собой в качестве солиста, давая в каждом сезоне три или четыре новых фортепианных концерта. Поскольку места в театрах было мало, он заказал нетрадиционные площадки: большой зал в многоквартирном доме Траттнерхоф и бальный зал ресторана Mehlgrube. [62] Концерты пользовались большой популярностью, и состоялись премьеры его концертов , которые до сих пор прочно вошли в его репертуар. Соломон пишет, что в этот период Моцарт создал «гармоничную связь между нетерпеливым композитором-исполнителем и восторженной публикой, получившей возможность стать свидетелем трансформации и совершенствования крупного музыкального жанра». [62]
Получив значительную прибыль от своих концертов и других мест, Моцарт и его жена стали вести более роскошный образ жизни. Они переехали в дорогую квартиру с годовой арендной платой в 460 флоринов. [63] прекрасное фортепиано Моцарт купил у Антона Вальтера примерно за 900 флоринов, а бильярдный стол — примерно за 300. [63] Моцарты отправили сына Карла Томаса в дорогую школу-интернат. [64] [65] и содержал слуг. В этот период Моцарт мало что откладывал из своего дохода. [66] [67]
14 декабря 1784 года Моцарт стал масоном и был принят в ложу Zur Wohltätigkeit («Благотворение»). [68] Масонство сыграло важную роль в оставшейся жизни Моцарта: он посещал собрания, многие его друзья были масонами, и в различных случаях он сочинял масонскую музыку, например, Maurerische Trauermusik . [69]
1786–87: Возвращение в оперу.
Несмотря на большой успех «Die Entführung aus dem Serail» , Моцарт в течение следующих четырех лет мало писал оперы, создав только два незаконченных произведения и одноактный « Der Schauspieldirektor» . Вместо этого он сосредоточился на своей карьере солиста на фортепиано и автора концертов. Примерно в конце 1785 года Моцарт отошел от клавишного письма. [71] [ нужна страница ] и началось его знаменитое оперное сотрудничество с либреттистом Лоренцо Да Понте . В 1786 году в Вене состоялась успешная премьера « Свадьбы Фигаро» . Его прием в Праге позже в том же году был еще теплее, и это привело ко второму сотрудничеству с Да Понте: опера « Дон Жуан» , премьера которой состоялась в октябре 1787 года и получила признание в Праге, но меньший успех в Вене в 1788 году. [72] Эти два произведения относятся к числу самых известных произведений Моцарта и сегодня составляют основу оперного репертуара, хотя на премьерах их музыкальная сложность вызывала трудности как у слушателей, так и у исполнителей. Свидетелем этих событий не был отец Моцарта, который умер 28 мая 1787 года. [73]
В декабре 1787 года Моцарт наконец получил постоянный пост под покровительством аристократов. Император Иосиф II назначил его своим «камерным композитором», пост, который стал вакантным в предыдущем месяце после смерти Глюка . Это была работа на неполный рабочий день, с зарплатой всего 800 флоринов в год, и от Моцарта требовалось только сочинение танцев для ежегодных балов в Редутенсале (см. Моцарт и танцы ). Этот скромный доход стал важным для Моцарта, когда наступили трудные времена. Судебные протоколы показывают, что Йозеф стремился не дать уважаемому композитору покинуть Вену в поисках лучших перспектив. [74] [1]
В 1787 году молодой Людвиг ван Бетховен провел несколько недель в Вене, надеясь учиться у Моцарта. [75] Никаких надежных записей, указывающих на то, встречались ли когда-либо эти два композитора, не сохранилось .
Спустя годы
1788–90
К концу десятилетия положение Моцарта ухудшилось. Примерно в 1786 году он перестал часто появляться на публичных концертах, и его доход сократился. [76] Это было трудное время для венских музыкантов из-за австро-турецкой войны : как общий уровень благосостояния, так и способность аристократии поддерживать музыку снизились. В 1788 году доход Моцарта упал на 66% по сравнению с его лучшими годами в 1781 году. [77]
К середине 1788 года Моцарт и его семья переехали из центра Вены в пригород Альзергрунд . [76] Хотя предполагалось, что Моцарт стремился сократить свои расходы на аренду за счет переезда в пригород, как он писал в своем письме Михаэлю фон Пухбергу , Моцарт не сократил свои расходы, а просто увеличил жилую площадь, имевшуюся в его распоряжении. [78] Моцарт стал занимать деньги, чаще всего у своего друга и товарища-каменщика Пухберга; «жалкая последовательность писем с просьбой о кредите» сохранилась. [79] Мейнард Соломон и другие предположили, что Моцарт страдал от депрессии, и, похоже, его музыкальная продуктивность замедлилась. [80] Основные произведения этого периода включают три последние симфонии (№№ 39 , 40 и 41 , все 1788 года) и последнюю из трех опер Да Понте, «Così fan tutte» , премьера которой состоялась в 1790 году.
Примерно в это же время Моцарт совершил несколько дальних путешествий в надежде поправить свое состояние, посетив Лейпциг, Дрезден и Берлин весной 1789 года, а также Франкфурт , Мангейм и другие города Германии в 1790 году.
1791
Последний год Моцарта, пока не разразилась его последняя болезнь, был временем высокой продуктивности и, по некоторым данным, периодом личного выздоровления. [81] [час] Он много сочинил, в том числе некоторые из своих самых любимых произведений: оперу «Волшебная флейта» ; заключительный фортепианный концерт ( К. 595 B ♭ ); Концерт для кларнета К. 622; последний в его серии струнных квинтетов ( К. 614 в E ♭ ); мотет Ave verum corpus К. 618; и неоконченный Реквием К. 626.
Финансовое положение Моцарта, ставшее источником беспокойства в 1790 году, наконец начало улучшаться. Хотя доказательства неубедительны, [82] Похоже, что богатые покровители в Венгрии и Амстердаме обещали Моцарту ренту в обмен на периодические сочинения. Считается, что он получил выгоду от продажи танцевальной музыки, написанной в качестве императорского камерного композитора. [82] Моцарт больше не занимал у Пухберга крупные суммы и начал расплачиваться с долгами. [82]
Он испытал большое удовлетворение общественным успехом некоторых из своих произведений, в частности «Волшебной флейты» (которая исполнялась несколько раз за короткий период между ее премьерой и смертью Моцарта). [83] и Малая масонская кантата К. 623, премьера которой состоялась 17 ноября 1791 года. [84]
Последняя болезнь и смерть
Моцарт заболел во время премьеры 6 сентября 1791 года в Праге своей оперы «Милосердие Тита» , написанной в том же году по заказу императора Леопольда II . коронационного торжества [85] дирижировал премьерой «Волшебной флейты» Некоторое время он продолжал свои профессиональные функции и 30 сентября . 20 ноября его здоровье ухудшилось, после чего он оказался прикован к постели, страдая от отеков, болей и рвоты. [86]
В последние дни жизни за Моцартом ухаживали его жена и ее младшая сестра, а его лечил семейный врач Томас Франц Клоссет. Он был мысленно занят завершением своего Реквиема , но свидетельства того, что он диктовал отрывки своему ученику Францу Ксаверу Зюссмайру, минимальны. [87]
Моцарт умер в своем доме 5 декабря 1791 г. [88] The New Grove описывает его похороны:
(35 лет) в 00:55.Моцарт был похоронен в братской могиле по современному венскому обычаю на кладбище Св. Маркса за городом 7 декабря. Если, как говорится в более поздних сообщениях, скорбящих не было, это тоже соответствовало венским погребальным обычаям того времени; позже Отто Ян (1856) писал, что Сальери , Зюссмайр , ван Свитен присутствовали и еще два музыканта. Рассказ о буре и снеге — ложь; день был спокойным и мягким. [89]
Выражение «братская могила» относится не к братской могиле и не к могиле нищего, а к индивидуальной могиле представителя простого народа (т. е. не аристократии). Общие могилы подлежали раскопкам через десять лет; могил аристократов не было. [90]
Причина смерти Моцарта точно неизвестна. Официальная запись о hitziges Frieselfieber («тяжелая милиарная лихорадка», означающая сыпь, похожую на семена проса ) представляет собой скорее симптоматическое описание, чем диагноз. Исследователи предположили более сотни причин смерти, включая острую ревматическую лихорадку , [91] [92] стрептококковая инфекция, [93] [94] трихинеллез , [95] [96] грипп , отравление ртутью и редкое заболевание почек . [91]
Скромные похороны Моцарта не отражали его авторитета среди публики как композитора; Поминальные службы и концерты в Вене и Праге были очень посещаемы. Действительно, сразу после его смерти его репутация существенно возросла. Соломон описывает «беспрецедентную волну энтузиазма». [97] за его работу; написали биографии сначала Шлихтегролл , Ниметчек и Ниссен , а издатели соперничали за выпуск полных изданий его произведений. [97]
Внешний вид и характер
Внешность Моцарта была описана тенором Майклом Келли в его «Воспоминаниях» : «Удивительно маленький человек, очень худой и бледный, с пышными прекрасными светлыми волосами, которыми он был довольно тщеславен». Его ранний биограф Нимечек писал: «В [его] телосложении не было ничего особенного … Он был маленьким, и его лицо, за исключением больших напряженных глаз, не выдавало никаких признаков его гения». Цвет его лица был покрыт ямками, что напоминало о перенесенном им в детстве оспе . [98] О его голосе жена позже писала, что это был «тенор, довольно мягкий в разговоре и деликатный в пении, но когда что-то его волновало или становилось необходимым приложить это, он был одновременно мощным и энергичным». [99]
Он любил элегантную одежду. Келли вспомнила его на репетиции: «[Он] был на сцене в своей малиновой мантии с золотыми и треуголке шнурками , отдавая оркестру время музыки». Судя по картинам Моцарта, которые удалось найти исследователям, он, похоже, носил белый парик в большинстве своих официальных случаев - исследователи Зальцбургского Моцартеума заявили, что только на одном из четырнадцати найденных ими портретов он изображен без парика. [98]
Моцарт обычно работал долго и упорно, заканчивая сочинения с огромной скоростью по мере приближения сроков. Он часто делал наброски и наброски; в отличие от произведений Бетховена, они по большей части не сохранились, поскольку его жена пыталась уничтожить их после его смерти. [100]
Моцарт жил в центре венского музыкального мира и знал значительное количество самых разных людей: коллег-музыкантов, театральных артистов, жителей Зальцбурга и аристократов, в том числе некоторых знакомых с императором Иосифом II . Соломон считает, что тремя его ближайшими друзьями были Готфрид фон Жакен, граф Август Хацфельд и Зигмунд Барисани; среди других были его старший коллега Йозеф Гайдн , певцы Франц Ксавер Герл и Бенедикт Шак , а также валторнист Йозеф Лойтгеб . Лойтгеб и Моцарт продолжали своего рода дружеские издевательства, часто Лойтгеб был объектом розыгрышей Моцарта . [101]
Он любил играть в бильярд , танцевать и держал домашних животных, в том числе канарейку, скворца , собаку и лошадь для прогулок. [102] У него была поразительная любовь к скатологическому юмору , которая сохранилась в его сохранившихся письмах, особенно в тех, которые были написаны его кузине Марии Анне Фекле Моцарт около 1777–1778 годов, а также в его переписке с сестрой и родителями. [103] Моцарт также писал скатологическую музыку — серию канонов , которые он пел со своими друзьями. [104] У него был талант к языкам, и, объездив в детстве всю Европу, он свободно говорил на латыни, итальянском и французском языках в дополнение к своему родному зальцбургскому диалекту немецкого языка. Возможно, он также понимал и немного говорил по-английски, написав в шутку «Ты задница» после того, как его 19-летний ученик Томас Эттвуд допустил необдуманную ошибку в своих тетрадях. [105] [106]
Моцарт был воспитан католиком и оставался набожным членом церкви на протяжении всей своей жизни. [107] [108] Он принял учение масонства в 1784 году. [109]
Произведения, музыкальный стиль и новации
Стиль
Музыка Моцарта, как и музыка Гайдна , является архетипом классического стиля . В то время, когда он начал сочинять музыку, в европейской музыке доминировал стиль галант , реакция на высокоразвитую сложность барокко . Постепенно, и во многом благодаря самому Моцарту, контрапунктические сложности позднего барокко возникли еще раз, смягченные и дисциплинированные новыми формами и адаптированные к новой эстетической и социальной среде. Моцарт был разносторонним композитором и писал во всех основных жанрах, включая симфонию , оперу, сольный концерт, камерную музыку, включая струнный квартет и струнный квинтет для фортепиано , а также сонату . Эти формы не были новыми, но Моцарт повысил их техническую сложность и эмоциональный охват. Он практически в одиночку разработал и популяризировал Классический фортепианный концерт . Он написал много религиозной музыки , в том числе масштабные мессы , а также танцы, дивертисменты , серенады и другие формы легких развлечений. [110]
Все основные черты классического стиля присутствуют в музыке Моцарта. Ясность, баланс и прозрачность являются отличительными чертами его творчества, но упрощенные представления о его деликатности скрывают исключительную силу его лучших шедевров, таких как Фортепианный концерт № 24 до минор, К. 491; Симфония № 40 соль минор, К. 550; и опера Дон Жуан . Чарльз Розен убедительно заявляет об этом:
Только осознав насилие и чувственность, лежащие в основе творчества Моцарта, мы можем начать понимание его структур и понимание его великолепия. Парадоксальным образом соль поверхностная характеристика Шуманом Симфонии минор может помочь нам более четко увидеть демона Моцарта. Во всех высших проявлениях страдания и ужаса Моцарта есть что-то шокирующе сладострастное. [111]
В течение своего последнего десятилетия Моцарт часто использовал хроматическую гармонию. Ярким примером является его струнный квартет до мажор , K. 465 (1785), вступление которого изобилует хроматическими приостановками, что и дало произведению прозвище - квартет «Диссонанс».
Моцарт обладал даром впитывать и адаптировать ценные особенности чужой музыки. Его путешествия помогли сформировать уникальный композиционный язык. [112] В Лондоне в детстве он встретил И. К. Баха и услышал его музыку. В Париже, Мангейме и Вене он познакомился с другими композиционными влияниями, а также с авангардными возможностями мангеймского оркестра . В Италии он познакомился с итальянской увертюрой и оперой-буффа , которые глубоко повлияли на развитие его практики. В Лондоне и Италии галантный стиль господствовал : простая, легкая музыка с манией ритма ; акцент на тонике, доминанте и субдоминанте при исключении других гармоний; симметричные фразы; и четко выраженные перегородки в общей форме движений. [113] Некоторые из ранних симфоний Моцарта представляют собой итальянские увертюры , в которых три части переходят друг в друга; многие из них гомотональны (все три части имеют одинаковую тональность, при этом медленная средняя часть находится в относительном миноре ). Другие имитируют произведения И. К. Баха, а третьи демонстрируют простые округлые бинарные формы, созданные венскими композиторами.
По мере того, как Моцарт взрослел, он постепенно включал в себя все больше особенностей, адаптированных из барокко. Например, Симфония № 29 ля мажор K. 201 имеет контрапунктическую основную тему в первой части и экспериментирует с нестандартной длиной фраз. Некоторые из его квартетов 1773 года имеют фугальные финалы, вероятно, под влиянием Гайдна, который включил три таких финала в свой недавно опубликованный сборник Opus 20 . Влияние периода Sturm und Drang («Буря и напряжение») в музыке с его кратким предзнаменованием эпохи романтизма очевидно в музыке обоих композиторов того времени. К. 183 Моцарта Симфония № 25 соль минор – еще один прекрасный пример.
Моцарт иногда переключал свое внимание между операми и инструментальной музыкой. Он поставил оперы в каждом из преобладающих стилей: опера-буффа , такая как «Свадьба Фигаро» , «Дон Жуан» и «Так поступают все» ; Opera seria , например, «Идоменей» ; и Зингшпиль которого является «Волшебная флейта» , наиболее известным примером любого композитора. В своих более поздних операх он использовал тонкие изменения в инструментах, оркестровой текстуре и цвете тембров , чтобы придать эмоциональную глубину и отметить драматические сдвиги. Здесь его достижения в оперном и инструментальном сочинении переплетались: его все более изощренное использование оркестра в симфониях и концертах влияло на его оперную оркестровку, а его развивающаяся тонкость в использовании оркестра для психологического воздействия в его операх, в свою очередь, отразилась в его более поздних произведениях. оперные композиции. [114]
Каталог Кёхель
Для однозначной идентификации произведений Моцарта каталожный номер Кёхеля используется . Это уникальный номер, присвоенный в регулярном хронологическом порядке каждому из его известных произведений. Работа обозначается аббревиатурой «К.». или «КВ», за которым следует это число. Первое издание каталога было завершено в 1862 году Людвигом фон Кёхелем . С тех пор он неоднократно обновлялся, поскольку научные исследования улучшают знания о датах и подлинности отдельных произведений. [115]
Инструменты
Хотя некоторые из ранних произведений Моцарта были написаны для клавесина, в ранние годы он также познакомился с фортепиано, созданным регенсбургским строителем Францем Якобом Шпетом . Позже, когда Моцарт посетил Аугсбург, он был впечатлен фортепиано Штейна и поделился этим в письме своему отцу. [116] 22 октября 1777 года Моцарт представил свой концерт для тройного фортепиано К. 242 на инструментах, предоставленных Штейном. Органист Аугсбургского собора Деммлер играл первую партию, Моцарт – вторую, а Штейн – третью. [117] В 1783 году, живя в Вене, он купил инструмент Вальтера . [118] Леопольд Моцарт подтвердил привязанность Моцарта к своему фортепиано «Вальтер»: «Невозможно описать эту суету и суету. Фортепиано вашего брата по меньшей мере двенадцать раз переносили из его дома в театр или в чужой дом». [119]
Влияние
Самым известным его учеником был Иоганн Непомук Гуммель . [120] переходная фигура между классической и романтической эпохами, которую Моцарты взяли в свой дом в Вене на два года, когда она была ребенком. [121] Более важным является влияние Моцарта на композиторов последующих поколений. С тех пор, как его репутация резко возросла после его смерти, изучение его партитур стало стандартной частью обучения классических музыкантов. [122]
Людвиг ван Бетховен , младше Моцарта на пятнадцать лет, находился под глубоким влиянием его творчества, с которым он был знаком еще подростком. [123] Считается, что он исполнял оперы Моцарта, играя в придворном оркестре в Бонне. [124] и отправился в Вену в 1787 году в надежде учиться у композитора старшего возраста. Некоторые из произведений Бетховена имеют прямые модели в сопоставимых произведениях Моцарта, и он написал каденции ( WoO 58) к фортепианному концерту ре минор Моцарта К. 466 . [125] [я]
Композиторы отдали дань уважения Моцарту, написав вариации на его темы. Бетховен написал четыре таких набора (соч. 66, WoO 28, WoO 40, WoO 46). [126] Среди других - Фернандо Сора « Введение и вариации на тему Моцарта» (1821), Михаила Глинки Вариации на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта » (1822), Вариации Фредерика Шопена на тему «Là ci Darem la Mano» из оперы Моцарта «Волшебная флейта» ( 1822 ). «Дон Жуан» (1827), а также Макса Регера ( «Вариации и фуга на тему Моцарта» 1914), основанные на вариационной теме фортепианной сонаты К. 331 . [127] Петр Ильич Чайковский , почитавший Моцарта, написал свою Оркестровую сюиту № 4 соль мажор Моцартиана (1887), как дань уважения ему. [128]
Ссылки
Примечания
- ^ Источники различаются относительно английского произношения имени Моцарта. Фрадкин 1996 , руководство для радио классической музыки, настоятельно рекомендует использовать фонему [ts] для буквы z (таким образом, / ˈ w ʊ l f ɡ æ ŋ ˌ æ m ə ˈ d eɪ ə s ˈ m oʊ t s ɑːr t / WUULF -gang AM -ə- DAY -əs MOHT -sart ), но в остальном считает англоподобное произношение вполне приемлемым. Немецкое произношение — [ˈvɔlfɡaŋ ʔamaˈdeːʊs ˈmoːtsaʁt] .
- ↑ Крещён как Иоанн Златоуст Вольфганг Теофил Моцарт . Моцарт в разное время и в разных местах использовал разные версии своего имени; подробнее см. имя Моцарта .
- ^ Источник: Wilson 1999 , с. 2. Многочисленные изменения европейских политических границ со времен Моцарта затрудняют присвоение ему однозначного гражданства; для обсуждения см. Национальность Моцарта .
- ^ Более подробную информацию об истории см. в разделе «Мизерере (Аллегри) § История» .
- ^ Эйзен и Киф 2006 , с. 268: «Вы просите меня взять молодого зальцбургца к себе на службу. Я не знаю, почему бы не поверить, что вам нужен композитор или бесполезные люди ... То, что я говорю, имеет целью только уберечь вас от обременения себя бесполезных людей и давать титулы таким людям. Кроме того, если они к вашим услугам, то это принижает эту службу, когда эти люди ходят по миру, как нищие».
- ↑ Архиепископ Коллоредо ответил на просьбу увольнением Моцарта и его отца, хотя увольнение последнего фактически не было осуществлено.
- ↑ Моцарт жалуется на это в письме отцу от 24 марта 1781 года. [46]
- ↑ Совсем недавно Вольф (2012) решительно отстаивал точку зрения на то, что карьера Моцарта в конце его жизни находится на подъеме, прерванная его внезапной смертью.
- ^ Для получения дополнительной информации см. Бетховен и Моцарт .
Цитаты
- ^ Бух 2017 , «Введение».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эйзен и Сэди 2001 .
- ^ Арнольд, Розмари; Тейлор, Роберт; Айзеншмид, Райнер (2009). Австрия . Бедекер. ISBN 978-3-8297-6613-5 . OCLC 416424772 .
- ^ Немецкий 1965 , с. 9.
- ^ Соломон 1995 , с. 21.
- ^ Соломон 1995 , с. 32.
- ^ Немецкий 1965 , с. 455.
- ^ Соломон 1995 , с. 44.
- ^ Анданте до мажор, K. 1a , Аллегро до мажор, K. 1b , Аллегро фа мажор, K.1c : партитуры в Международном проекте библиотеки музыкальных партитур
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соломон 1995 , стр. 39–40.
- ^ Немецкий 1965 , с. 453.
- ^ Соломон 1995 , с. 33.
- ^ «Вольфганг Амадей Моцарт | Композитор | Голубые бляшки» . Английское наследие . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Гроув 1954 , с. 926.
- ^ Меердтер, Джо (2009). «Биография Моцарта» . Midiworld.com . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 20 декабря 2014 г.
- ^ Холливелл 1998 , стр. 51, 53.
- ^ Холливелл 1998 , стр. 82–83.
- ^ Холливелл 1998 , стр. 99–102.
- ^ «Мизерере Аллегри: Выводы» . www.ancientgroove.co.uk . Архивировано из оригинала 9 ноября 2022 года . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Гутман 2000 , с. 271.
- ^ Криссохоидис, Илиас (лето 2010 г.). «Лондонская Моцартиана: спорный возраст Вольфганга и ранние исполнения «Мизерере » Аллегри ». Музыкальные времена . Том. 151, нет. 1911. стр. 83–89. Содержит новую информацию об этом эпизоде.
- ^ Холливелл 1998 , стр. 172, 183–185.
- ^ Соломон 1995 , с. 106.
- ^ Соломон 1995 , с. 103.
- ^ Соломон 1995 , с. 98.
- ^ Соломон 1995 , с. 107.
- ^ Соломон 1995 , с. 109.
- ^ Ватикан 1770 г.
- ^ Холливелл 1998 , с. 225.
- ^ Сэди 1998 .
- ^ Дребес, Джеральд (1992). «Мангеймская школа» — центр доклассической музыки и Моцарта» . gerald-drebes.ch (на немецком языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года.
- ^ Немецкий 1965 , с. 174.
- ^ Соломон 1995 , с. 149.
- ^ Холливелл 1998 , стр. 304–305.
- ^ Аберт 2007 , с. 509.
- ^ Холливелл 1998 , с. 305.
- ^ «Письмо В. А. Моцарта отцу». Архивировано 22 января 2023 года в Wayback Machine , Париж, 9 июля 1778 года (на немецком языке); на английском языке. Архивировано 22 января 2023 г. в Wayback Machine ; Моцартеум
- ^ Холливелл 1998 , гл. 18–19.
- ^ Соломон 1995 , с. 157.
- ^ Холливелл 1998 , с. 322.
- ^ Сэди 1998 , §3.
- ^ Жан Массен ; Бриджит Массен , ред. (1983). История западной музыки . Париж: Файард . п. 613.
В тот период он писал, что всякий раз, когда он или кто-то другой играл одно из его произведений, казалось, что стол и стулья были единственными слушателями.
- ^ Немецкий 1965 , с. 176.
- ^ Эйнштейн 1965 , стр. 276–277.
- ^ Сэди 1980 , том. 12, с. 700.
- ^ Шпетлинг 2000 , с. 235.
- ^ Шпетлинг 2000 , с. 238.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шпетлинг 2000 , с. 237; письмо датировано 24 марта 1781 года.
- ^ Шпетлинг 2000 , стр. 238–239.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сэди 1998 , §4
- ^ Соломон 1995 , с. 247.
- ^ Соломон 1995 , с. 253.
- ^ Соломон 1995 , с. 259.
- ^ Соломон 1995 , с. 258.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хартц 2009 , с. 47.
- ^ Немецкий 1965 , с. 204.
- ^ Соломон 1995 , стр. 265–266.
- ^ Соломон 1995 , с. 270.
- ^ см. в Barry 2000 . Подробное обсуждение влияния Опуса 33 на квартеты «Гайдна»
- ^ Лэндон 1990 , с. 171.
- ^ Моцарт и Моцарт 1966 , с. 1331. Письмо Леопольда дочери Наннерль , 14–16 мая 1785 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соломон 1995 , с. 293
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соломон 1995 , с. 298
- ^ Соломон 1995 , с. 430.
- ^ Соломон 1995 , с. 578.
- ^ Соломон 1995 , §27.
- ^ Соломон 1995 , с. 431.
- ^ Соломон 1995 , с. 321.
- ^ Раштон, Джулиан (2005). Моцарт: Необыкновенная жизнь . Ассоциированный совет Королевской музыкальной школы . п. 67.
- ^ «Чешский музей музыки выставит фортепиано «Моцарт»» . Радио Прага . 31 января 2007 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2019 г. . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Соломон 1995 г.
- ^ Фримен 2021 , стр. 131–168.
- ^ Палмер, Уиллард (2006). В.А. Моцарт: Введение в его клавишные произведения . Музыкальное издательство Альфреда. п. 4. ISBN 978-0-7390-3875-8 .
- ^ Соломон 1995 , стр. 423–424.
- ^ Хаберл 2006 , стр. 215–255.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сэди 1998 , §6
- ^ Соломон 1995 , стр. 427, 432.
- ^ Лоренц 2010 .
- ^ Сэди 1980 , том. 12, с. 710.
- ^ Стептоу 1990 , с. 208.
- ^ Соломон 1995 , §30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Соломон 1995 , с. 477
- ^ Соломон 1995 , с. 487.
- ^ А не так, как говорилось ранее 15 ноября; см. Аберт 2007 , с. 1307, сн 9
- ^ Фримен 2021 , стр. 193–230.
- ^ Соломон 1995 , с. 491.
- ^ Соломон 1995 , стр. 493, 588.
- ^ «Последний год и смерть Моцарта — 1791» . Классический FM (Великобритания) . Архивировано из оригинала 19 декабря 2017 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Сэди 1980 , том. 12, с. 716.
- ^ Вальтер Браунайс [на немецком языке] . Dies irae, dies illa — День гнева, день плача: Заметки о заказе, происхождении и завершении Реквиема Моцарта (KV 626) (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Где-то 2010 год
- ^ Кроуфорд, Франклин (14 февраля 2000 г.). «Нечестная игра исключена в связи со смертью Вольфганга Амадея Моцарта» . ЭврекАлерт! . Американская ассоциация содействия развитию науки . Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ Беккер, Сандер (20 августа 2009 г.). «Вурлопиг — это Моцарт безвекен аан стрептокок» [Моцарт на время скончался от стрептококка]. Траув . Архивировано из оригинала 24 апреля 2014 года . Проверено 25 апреля 2014 г. .
- ^ Бакалар, Николас (17 августа 2009 г.). «Что на самом деле убило Моцарта? Может быть, стрептококк» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 30 июня 2014 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Хиршманн, Ян В. (11 июня 2001 г.). «Специальная статья: Что на самом деле убило Моцарта?» . JAMA Внутренняя медицина . 161 (11): 1381–1389. дои : 10.1001/archinte.161.11.1381 . ПМИД 11386887 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 года . Проверено 26 января 2016 г. .
- ^ Дюпуи-Каме, Жан (22 апреля 2002 г.). «Переписка редактора: трихинеллез вряд ли стал причиной смерти Моцарта» . JAMA Internal Medicine (критический комментарий и ответ). 162 (8): 946, ответ автора 946–947. дои : 10.1001/archinte.162.8.946 . ПМИД 11966352 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 года . Проверено 26 января 2016 г. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соломон 1995 , с. 499
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Обнаружен новый портрет Моцарта, на котором изображен музыкант без парика» . Телеграф . 11 января 2013 года. Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Соломон 1995 , с. 308.
- ^ Соломон 1995 , с. 310.
- ^ Соломон 1995 , §20.
- ^ Соломон 1995 , с. 319.
- ^ Соломон 1995 , с. 169.
- ^ Список канонов можно найти в разделе «Моцарт и скатология#В музыке» .
- ^ «Скрытые таланты Вольфганга Моцарта» Питера Трудгилла , 10 февраля 2020 г., The New European
- ^ « Учёба Томаса Эттвуда у Моцарта » , Сесила Бернарда Олдмана 1925 г.
- ^ Гольдштейн, Джек (2013). 101 удивительный факт о Моцарте . Эндрюс ЮК Лимитед.
- ^ Аберт 2007 , с. 743 .
- ^ «Вольфганг Амадей Моцарт – венский композитор, оперы, симфонии» . Британская энциклопедия .
- ^ Гроув 1954 , стр. 958–982 .
- ^ Розен 1998 , с. 324.
- ^ Соломон 1995 , гл. 8. Обсуждение истоков стиля, а также его ранних подражательных способностей.
- ^ Хартц 2003 .
- ^ Эйнштейн 1965 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Заслав и Каудери 1990 , стр. 331–332.
- ^ «Письма Вольфганга Амадея Моцарта. (1769–1791) Вольфганга Амадея Моцарта» . www.gutenberg.org . Архивировано из оригинала 26 декабря 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Слой, Адольф; Ульрих, Герман (2001). Деммлер [Демлер, Дюммлер], Иоганн Михаэль . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.07542 .
- ^ Латчем, Майкл (1997). «Моцарт и фортепиано Габриэля Антона Вальтера». Ранняя музыка . XXV (3): 383–400. дои : 10.1093/earlyj/XXV.3.383 .
- ^ Бауэр, Вильгельм (1963). Моцарт: Письма и заметки (PDF) . Архивировано (PDF) оригинала 20 февраля 2021 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Кролл, Марк (лето 2007 г.). «Хуммель и романтики» . Старинная музыка Америки . 13 (2): 20–23 (20). ProQuest 222748015 – через ProQuest .
- ^ Соломон 1995 , с. 574.
- ^ См., например: Темперли, Николас (октябрь 1961 г.). «Влияние Моцарта на английскую музыку». Музыка и письма . 42 (4): 307–318. дои : 10.1093/мл/42.4.307 . JSTOR 732768 .
- ^ Ян, Отто ; Таунсенд, Полин Д.; Гроув, Джордж (1882). Жизнь Моцарта . Лондон, Новелло, Юэр и Ко.
- ^ Ассоциация Raptus по оценке музыки .
- ^ Чургин 1987 , стр. 457–458.
- ^ Чургин 1987 , с. 458.
- ^ Март, Гринфилд и Лейтон 2005 .
- ^ Уайли, Роланд Джон (2001). «Чайковский, Петр Ильич». Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.51766 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Источники
- Аберт, Герман (2007). В. А. Моцарт . Перевод Спенсера, Стюарта. Клифф Эйзен (ред.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-07223-5 . ОСЛК 70401564 .
- Барри, Барбара Р. (2000). Философский камень: очерки трансформации музыкальной структуры . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press . ISBN 978-1-57647-010-7 . OCLC 466918491 .
- Бух, Дэвид (2017). «Вольфганг Амадей Моцарт» . Оксфордская библиография : Музыка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OBO/9780199757824-0193 . (требуется подписка)
- Чургин, Батия (осень 1987 г.). «Бетховен и Реквием Моцарта: новая связь» (PDF) . Журнал музыковедения . 5 (4): 457–477. дои : 10.2307/763840 . JSTOR 763840 .
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Питер Бранскомб , Эрик Блом , Джереми Ноубл (пер.). Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-0233-1 . ОСЛК 8991008 .
- Эйнштейн, Альфред (1965). Моцарт: его характер, его творчество . Книга Галактики 162. Артур Мендель , Натан Бродер (пер.) (6-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-304-92483-7 . OCLC 456644858 .
- Эйзен, Клифф ; Киф, Саймон П. , ред. (2006). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85659-1 .
- Эйзен, Клифф ; Сэди, Стэнли (2001). «Моцарт, Вольфганг Амадей» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.6002278233 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Фрадкин, Роберт А. (1996). Хорошо темперированный диктор: Руководство по произношению классической музыки . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-21064-7 .
- Фриман, Дэниел Э. (2021). Моцарт в Праге . Миннеаполис: Calumet Editions. ISBN 978-1-950743-50-6 .
- Словарь музыки и музыкантов Гроува (5-е изд.). Нью-Йорк: Macmillam Press. 1954.
- Гутман, Роберт (2000). Моцарт: Культурная биография . Лондон: Харкорт Брейс . ISBN 978-0-15-601171-6 . OCLC 45485135 .
- Холливелл, Рут (1998). Семья Моцартов: четыре жизни в социальном контексте . Нью-Йорк: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-816371-8 . OCLC 36423516 .
- Хаберль, Дитер (2006). «Первая поездка Бетховена в Вену: дата его студенческой поездки к В.А. Моцарту». Новый музыковедческий ежегодник (на немецком языке) (14). OCLC 634798176 .
- Харц, Дэниел (2003). Музыка в европейских столицах: Галантный стиль, 1720–1780 (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-05080-6 . OCLC 50693068 .
- Харц, Дэниел (2009). Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен, 1781–1802 гг . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-06634-0 .
- Лэндон, Говард Чендлер Роббинс (1990). 1791: Последний год Моцарта . Лондон: Фламинго. ISBN 978-0-00-654324-4 . ОСЛК 20932333 .
- Лоренц, Майкл (9 августа 2010 г.). «Квартира Моцарта на Альзергрунде» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
- Марш, Иван; Гринфилд, Эдвард ; Лейтон, Роберт (2005). Чайковский, Пол (ред.). Путеводитель Penguin по компакт-дискам и DVD, 2005–2006 гг. (30-е изд.). Лондон: Пингвин . ISBN 978-0-14-102262-8 . OCLC 416204627 .
- Моцарт, Вольфганг; Моцарт, Леопольд (1966). Андерсон, Эмили (ред.). Письма Моцарта и его семьи (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . ISBN 978-0-393-02248-3 . OCLC 594813 .
- Письма Моцарта, Жизнь Моцарта: Избранные письма . Перевод Роберта Спетлинга. WW Нортон. 2000.
- «Моцарт, Волшебная флейта Моцарта и Бетховен» . Ассоциация любителей музыки Raptus . Архивировано из оригинала 27 ноября 2010 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
- Розен, Чарльз (1998). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен (2-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-31712-1 . OCLC 246977555 .
- Сэди, Стэнли , изд. (1998). Оперный словарь Нью-Гроув . Нью-Йорк: Музыкальные словари Гроува. ISBN 978-0-333-73432-2 . ОСЛК 39160203 .
- Сэди, Стэнли, изд. (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove (6-е изд.). Лондон: Макмиллан . ISBN 978-0-333-23111-1 . OCLC 5676891 .
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь (1-е изд.). Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-019046-0 . OCLC 31435799 .
- Стептоу, Эндрю (1990). Оперы Моцарта – Да Понте: культурная и музыкальная подоплека «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Cosi fan tutte» . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-816221-6 . ОСЛК 22895166 .
- «Награждение Папским конным орденом «Золотая шпора» Вольфгангу Амадею Моцарту» . Секретные архивы Ватикана . 4 июля 1770 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2010 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
- Вакин, Дэниел Дж. (24 августа 2010 г.). «После смерти Моцарта: бесконечная кода» . Нью-Йорк Таймс .
- Уилсон, Питер Хэмиш (1999). Священная Римская империя, 1495–1806 гг . Лондон: Макмиллан.
- Вольф, Кристоф (2012). Моцарт на пути к своему счастью: служение императору, 1788–1791 . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0-393-05070-7 .
- Заслав, Нил ; Каудери, Уильям, ред. (1990). Полный Моцарт: Путеводитель по музыкальным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта . Нью-Йорк и Лондон: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-02886-7 .
Дальнейшее чтение
см. в Buch 2017. Подробную библиографию
- Бадура-Шкода, Ева ; Бадура-Шкода, Павел (2018). Интерпретация Моцарта: исполнение его фортепианных пьес и других произведений (2-е изд.). Рутледж. ISBN 9781135868505 .
- Баумол, Уильям Дж . и Хильда Баумол. «Об экономике музыкальной композиции в Вене Моцарта». Журнал экономики культуры 18.3 (1994): 171–198. онлайн
- Браунберенс, Фолькмар (1990). Моцарт: Картины жизни . Г. Люббе. ISBN 978-3-7857-0580-3 .
- Кэрнс, Дэвид (2006). Моцарт и его оперы . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-22898-6 . OCLC 62290645 .
- Холмс, Эдвард (2005). Жизнь Моцарта . Нью-Йорк: Cosimo Classics. ISBN 978-1-59605-147-8 . OCLC 62790104 . (впервые опубликовано Чепменом и Холлом в 1845 году).
- Каллен, Стюарт А. (2000). Великие композиторы . Сан-Диего: Люсент. ISBN 978-1-56006-669-9 .
- Киф, Саймон П. Моцарт (Routledge, 2018).
- Киф, Саймон П., изд. Моцарт в контексте (Издательство Кембриджского университета, 2018).
- Маршалл, Роберт Льюис. Бах и Моцарт: Очерки загадки гения (University of Rochester Press, 2019).
- Моцарт, Вольфганг (1972). Мерсманн, Ганс (ред.). Письма Вольфганга Амадея Моцарта . Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-22859-4 . OCLC 753483 .
- Райзингер, Элизабет. «Принц и чудеса: об отношениях эрцгерцога и курфюрста Максимилиана Франца с Моцартом, Бетховеном и Гайдном». Acta Musicologica 91.1 (2019): отрывок 48–70 .
- Шредер, Дэвид. Знакомство с Моцартом: спутник слушателя (Пугало, 2013). отрывок
- Сваффорд, январь (2020). Моцарт – Царство любви . Нью-Йорк: Харпер. ISBN 978-0-06-243357-2 . OCLC 1242102319 .
- Тилль, Николас (1995). Моцарт и Просвещение: истина, добродетель и красота в операх Моцарта . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-31395-6 . OCLC 469628809 .
- Вудфилд, Ян. «Ранний прием опер Моцарта в Лондоне: упущенная возможность Берни». Музыка восемнадцатого века 17.2 (2020): 201–214.
Внешние ссылки
- Домашняя страница Фонда Зальцбургского Моцартеума
- «Открытие Моцарта» . Радио Би-би-си 3 .
- Вольфганг Амадей Моцарт на IMDb
- Оцифрованные документы
- Работы Вольфганга Амадея Моцарта в Project Gutenberg
- Работы Вольфганга Амадея Моцарта или о нем в Интернет-архиве
- Работы Вольфганга Амадея Моцарта в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Названия «Моцарта» ; Моцарт как автор в Google Книгах
- Digital Mozart Edition. Архивировано 18 февраля 2017 года в Wayback Machine ( Internationale Stiftung Mozarteum ).
- Названия "Моцарта" из Галлики (на французском языке)
- Из Британской библиотеки
- Письма Леопольда Моцарта и Вольфганга Амадея Моцарта (на немецком языке) ( Государственная библиотека Бадена )
- Ноты
- Полные ноты (партитуры) из Нового издания Моцарта ( Internationale Stiftung Mozarteum )
- Партитуры Моцарта из Мюнхенского центра оцифровки (MDZ)
- Названия Моцарта из Рочестерского университета
- Бесплатные партитуры Вольфганга Амадея Моцарта в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Вольфганга Амадея Моцарта в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные ноты произведений Моцарта на сайте Cantorion.org.
- В проекте Mutopia представлены композиции Вольфганга Амадея Моцарта.
- Вольфганг Амадей Моцарт в Musopen проекте
- Вольфганг Амадей Моцарт
- 1756 рождений
- 1791 смертей
- Австрийцы XVIII века
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие композиторы XVIII века.
- клавишники XVIII века
- Музыканты-мужчины XVIII века
- Австрийские классические пианисты
- Мужские классические пианисты
- Австрийские композиторы классического периода
- Австрийские масоны
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские оперные композиторы
- Австрийские католики
- Католические литургические композиторы
- Дети-классические музыканты
- Классические композиторы церковной музыки
- Композиторам было присвоено рыцарское звание
- Композиторы для педального фортепиано
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы из Зальцбурга
- Композиторы из Вены
- Композиторы масонской музыки
- немецкие классические пианисты
- Немецкие композиторы классического периода
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Немецкие оперные композиторы
- немецкие пианисты
- Немецкие католики
- Оперные композиторы-мужчины
- Музыкантам присвоено рыцарское звание
- Музыканты из Зальцбурга
- Органные импровизаторы
- Педальные пианисты
- Римско-католические масоны
- Композиторы струнного квартета