Бенедикт Шак
Бенедикт Эмануэль Шак [1] (Чешский: Бенедикт Жак ) (7 февраля 1758 — 10 декабря 1826) — композитор и тенор классической эпохи , близкий друг Моцарта и первый исполнитель роли Тамино в опере Моцарта «Волшебная флейта» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бенедикт Шак (также пишется как Жак, Зиак, Чьяк или Шак) родился 7 февраля 1758 года в Миротице , Богемия (ныне Чехия , тогда часть монархии Габсбургов ). Подобно Йозефу и Михаэлю Гайднам , в детстве работал певчим, пел с 1773 года в кафедральном соборе в Праге . [2] затем переехал в Вену (1775 г.), чтобы изучать медицину, философию и пение. Его учителем вокала в Вене был Карл Фриберт , тенор, выступавший под руководством Йозефа Гайдна. [3] С 1780 года Шак несколько лет работал капельмейстером у принца Генриха фон Шёнайх- Каролата в Силезии .
В 1786 году Шак присоединился к передвижной театральной труппе Эмануэля Шиканедера , работая одновременно тенором и композитором Зингшпиле . Труппа обосновалась в Вене в 1789 году, выступая в загородном Театре ауф дер Виден .
Дружба и сотрудничество с Моцартом
[ редактировать ]Примерно в это же время Шак стал другом и профессиональным коллегой Моцарта, который постепенно расширял свое участие в труппе Шиканедера. Шак, видимо, попросил у своего друга совета и помощи в сочинении. [4] и уровень помощи, очевидно, увеличился. Следующий анекдот был опубликован в Baierisches Musik-Lexikon Феликсом Йозефом фон Липовским (Мюнхен, 1811 г.):
Моцарт часто приходил к Шаку, чтобы пригласить его на прогулку; пока Шак одевался, он сидел за письменным столом и сочинял тут и там пьесы из опер Шака. Таким образом, некоторые отрывки из опер Шака созданы рукой и гением Моцарта. [5]
В 1790 году Шак и его коллеги-певцы-композиторы из труппы Шиканедера совместно написали оперу Der Stein der Weisen («Философский камень»). Моцарт также сыграл роль в ее композиции, выступив дуэтом («Монахиня Libes Weibchen», К. 625/592а). [6] и, возможно, другие отрывки. [7] Эту сказочную оперу можно считать своего рода предшественницей «Волшебной флейты» ; в нем использовался почти тот же состав в аналогичных ролях.
Когда в 1791 году состоялась премьера «Волшебной флейты» (музыка Моцарта, либретто Шиканедера), Шак взял на себя роль Тамино. Согласно New Grove , «следует предположить, что он также играл соло Тамино на флейте», хотя другие ученые с этим не согласны. [8] Источник 1815 года указывает, что Шак исполнял эту роль в общей сложности 116 раз. [9]
Всего через два месяца после премьеры «Волшебной флейты» Моцарт умер. Согласно истории, которая впервые появилась в анонимном некрологе Шака в 1827 году, через 36 лет после смерти Моцарта, двое мужчин участвовали в репетиции Реквиема Моцарта в последний день жизни Моцарта. [10]
В самый канун смерти Моцарт велел принести к себе в постель партитуру Реквиема и сам (было два часа дня) спел партию альта; Шак, друг семьи, пел партию сопрано, как он всегда делал раньше, Хофер, зять Моцарта, взял на бас тенора Герла , впоследствии бас-певца в Мангеймском театре. Они были у первых тактов «Лакримозы», когда Моцарт горько заплакал, отложил партитуру на сторону и одиннадцать часов спустя, в час ночи (как известно, 5 декабря 1791 года), покинул эту сцену. жизнь.
Моцарт написал серию из восьми вариаций (К. 613) на арию Шака «Женщина — самая чудесная вещь» из Зингшпиля «Глупый садовник » .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Позже Шак перешел на должности в Граце (1793 г.) и Мюнхене (1796 г.). С упадком его певческого голоса он вышел в отставку в 1813 году и жил на пенсию. Он умер в Мюнхене [11] 10 декабря 1826 г.
Ближе к концу жизни Шаку было отправлено письмо от бывшей Констанции Моцарт , свидетельствующее о его дружбе с Вольфгангом. Констанца, которая повторно вышла замуж (1809 г.) за Георга Николауса Ниссена , искала информацию, которую можно было бы включить в биографию ее первого мужа, находящуюся в разработке. Она писала: «Я не могла вспомнить никого, кто знал бы его лучше или кому он был бы более предан, чем вы… Большой и общий интерес будет представлять то, что вы можете привести в качестве примера нескольких сочинений Моцарта в ваших операх». Однако Шак умер, не успев ответить на письмо Констанцы.
Шак был женат на бывшей Элизабет Вайнхольд, которая также была певицей; она исполнила роль Третьей леди в премьере «Волшебной флейты» .
Оценка
[ редактировать ]Свидетельством способностей Шака как певца является Леопольд Моцарт , который услышал свое дебютное выступление с труппой Шиканедер во время ее визита в Зальцбург в 1786 году. Леопольд описал Шака в письме, которое Леопольд написал своей дочери Марии Анне (Наннерль), которая жила в близлежащий Санкт-Гильген:
Вчера прибыл новый тенор, нанятый Шиканедером. Он превосходно поет, у него красивый голос, легкое и гибкое горло и красивая манера исполнения. По этой причине будет дана еще одна опера, «Фраскатана» , чтобы публика могла услышать его в следующую среду... Этот человек действительно очень красиво поет». [12]
Совместная опера Шака «Штайн дер Вайзен» недавно была возрождена, чему способствовало обнаружение ранней рукописной копии, написанной в стиле бостонского барокко под руководством Мартина Перлмана ; работа получила положительные отзывы. [13] Бэмптонская классическая опера исполнила его в 2002 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Литература Бенедикта Шака и о нем в Немецкой национальной библиотеки. каталоге
- ^ Словарь Гроува
- ^ Харц (2007, 272)
- ↑ Источником здесь является предисловие к изданию 1831 года «Месса для четырёх голосов и оркестрового сопровождения» Шака , опубликованному Винсентом Новелло . Новелло узнал о помощи Моцарта от вдовы Моцарта Констанции во время поездки в Зальцбург в 1829 году (Buch 1997, 195).
- ^ Цитируется по Буху (1997, 195). Бух добавляет: «Липовский не входил в венский круг, так что это сообщение, вероятно, исходит от самого Шака, который в то время работал в Мюнхене». Более позднее письмо Констанции Моцарт , цитируемое ниже, также подтверждает эту историю.
- ^ «О частичном автографе Моцарта дуэта «Nun,liebes Weibchen», K.625/592a» Дэвида Дж. Буха , в журнале Королевской музыкальной ассоциации , № 124 (1999), стр. 53–85 (через academia.edu )
- ^ Книга 1997, 196.
- ↑ Традиционная точка зрения, изложенная Гроувом , не подтверждена ни одним надежным источником и оспаривается Альбрехтом (2005) , который предполагает, что флейтист Антон Дрейссиг играл музыку на флейте Тамино из оркестровой ямы, а Шак имитировал его игру, как это обычно делают сегодня теноры. .
- ^ Baierisches Musik-Lexicon Феликса Джозефа Липовского, цитируется на немецком языке, 1965, 514.
- ^ Дойч (1965, 536–7). Некролог появился в Allgemeine musikalische Zeitung от 25 июля 1827 года и, вероятно, отражает историю, рассказанную автору самим Шаком.
- ^ Словарь Гроува
- ^ Перевод из Heartz (2007, 272). «Легкое и гибкое горло» переводится с немецкого как «leicht geläufige Gurgel»; «хорошая техника» означает «schöne Methode». «Фраскатана» — опера Джованни Паизиелло .
- ^ См. «Теларк Интернешнл» . Архивировано из оригинала 29 июня 2007 года . Проверено 21 июня 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Альбрехт, Теодор (2005). Моцарта и Бетховена «Антон Дрейссиг (ок. 1753/4–1820): Волшебник ». В Доротее Линк; Джудит Нэгли (ред.). Слова о Моцарте: Очерки в честь Стэнли Сэди . Вудбридж, Великобритания: Бойделл. ISBN 0-85115-794-7 .
- Бух, Дэвид Дж. (1997) «Моцарт и Театр auf der Wieden: новые атрибуции и перспективы», Cambridge Opera Journal 9: 195–232.
- Бух, Дэвид Дж., «Три посмертных отчета о Моцарте в его поздние венские годы», Музыка восемнадцатого века 2/1 (Cambridge University Press, 2005), 125–129.
- Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Английский перевод Эрика Блома , Питера Бранскомба и Джереми Ноубла . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Словарь музыки и музыкантов New Grove , интернет-издание, статья «Бенедикт Шак». Авторские права принадлежат Oxford University Press, 2007. Эта статья также содержит список работ, написанных Шаком.
- Оперный словарь Grove , интернет-издание, статья «Бенедикт Шак». Издательство Оксфордского университета, 2007.
- Харц, Даниэль (2007) Гайдн, Моцарт и ранний Бетховен: 1781–1802 . Нью-Йорк: Нортон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1758 рождений
- 1826 смертей
- Люди из Миротице
- Австрийские оперные певцы XVIII века
- Композиторы-классики XVIII века
- Певцы XVIII века из Богемии
- Австрийские оперные певцы XIX века
- Композиторы-классики XIX века
- Чешские певцы XIX века
- Австрийские композиторы-классики
- Австрийские теноры
- Чешские композиторы-мужчины-классики
- Чешские теноры
- Австрийские оперные композиторы
- Австрийские оперные композиторы-мужчины
- Оперные теноры
- Певцы Вольфганга Амадея Моцарта
- Волшебная флейта
- Композиторы Священной Римской империи.