Jump to content

Бенедикт Шак

Бенедикт Шак в выступлении с труппой Шиканедера: номер «O Anton du bist mein» из Зингшпиля Die Zween Anton . Шак в центре, его руки держат сопрано Джозефа Хофер и баритон/импресарио Эмануэль Шиканедер . Нажмите на изображение, чтобы узнать личности других игроков и первоисточник.

Бенедикт Эмануэль Шак [1] (Чешский: Бенедикт Жак ) (7 февраля 1758 — 10 декабря 1826) — композитор и тенор классической эпохи , близкий друг Моцарта и первый исполнитель роли Тамино в опере Моцарта «Волшебная флейта» .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Бенедикт Шак (также пишется как Жак, Зиак, Чьяк или Шак) родился 7 февраля 1758 года в Миротице , Богемия (ныне Чехия , тогда часть монархии Габсбургов ). Подобно Йозефу и Михаэлю Гайднам , в детстве работал певчим, пел с 1773 года в кафедральном соборе в Праге . [2] затем переехал в Вену (1775 г.), чтобы изучать медицину, философию и пение. Его учителем вокала в Вене был Карл Фриберт [ де ] , тенор, выступавший под руководством Йозефа Гайдна. [3] С 1780 года Шак несколько лет работал капельмейстером у принца Генриха фон Шёнайх- Каролата в Силезии .

В 1786 году Шак присоединился к передвижной театральной труппе Эмануэля Шиканедера , работая одновременно тенором и композитором Зингшпиле . Труппа обосновалась в Вене в 1789 году, выступая в загородном Театре ауф дер Виден .

Дружба и сотрудничество с Моцартом

[ редактировать ]

Примерно в это же время Шак стал другом и профессиональным коллегой Моцарта, который постепенно расширял свое участие в труппе Шиканедера. Шак, видимо, попросил у своего друга совета и помощи в сочинении. [4] и уровень помощи, очевидно, увеличился. Следующий анекдот был опубликован в Baierisches Musik-Lexikon Феликсом Йозефом фон Липовским [ de ] (Мюнхен, 1811 г.):

Моцарт часто приходил к Шаку, чтобы пригласить его на прогулку; пока Шак одевался, он сидел за письменным столом и сочинял тут и там пьесы из опер Шака. Таким образом, некоторые отрывки из опер Шака созданы рукой и гением Моцарта. [5]

В 1790 году Шак и его коллеги-певцы-композиторы из труппы Шиканедера совместно написали оперу Der Stein der Weisen («Философский камень»). Моцарт также сыграл роль в ее композиции, выступив дуэтом («Монахиня Libes Weibchen», К. 625/592а). [6] и, возможно, другие отрывки. [7] Эту сказочную оперу можно считать своего рода предшественницей «Волшебной флейты» ; в нем использовался почти тот же состав в аналогичных ролях.

Когда в 1791 году состоялась премьера «Волшебной флейты» (музыка Моцарта, либретто Шиканедера), Шак взял на себя роль Тамино. Согласно New Grove , «следует предположить, что он также играл соло Тамино на флейте», хотя другие ученые с этим не согласны. [8] Источник 1815 года указывает, что Шак исполнял эту роль в общей сложности 116 раз. [9]

Всего через два месяца после премьеры «Волшебной флейты» Моцарт умер. Согласно истории, которая впервые появилась в анонимном некрологе Шака в 1827 году, через 36 лет после смерти Моцарта, двое мужчин участвовали в репетиции Реквиема Моцарта в последний день жизни Моцарта. [10]

В самый канун смерти Моцарт велел принести к себе в постель партитуру Реквиема и сам (было два часа дня) спел партию альта; Шак, друг семьи, пел партию сопрано, как он всегда делал раньше, Хофер, зять Моцарта, взял на бас тенора Герла , впоследствии бас-певца в Мангеймском театре. Они были у первых тактов «Лакримозы», когда Моцарт горько заплакал, отложил партитуру на сторону и одиннадцать часов спустя, в час ночи (как известно, 5 декабря 1791 года), покинул эту сцену. жизнь.

Моцарт написал серию из восьми вариаций (К. 613) на арию Шака «Женщина — самая чудесная вещь» из Зингшпиля «Глупый садовник » .

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Позже Шак перешел на должности в Граце (1793 г.) и Мюнхене (1796 г.). С упадком его певческого голоса он вышел в отставку в 1813 году и жил на пенсию. Он умер в Мюнхене [11] 10 декабря 1826 г.

Ближе к концу жизни Шаку было отправлено письмо от бывшей Констанции Моцарт , свидетельствующее о его дружбе с Вольфгангом. Констанца, которая повторно вышла замуж (1809 г.) за Георга Николауса Ниссена , искала информацию, которую можно было бы включить в биографию ее первого мужа, находящуюся в разработке. Она писала: «Я не могла вспомнить никого, кто знал бы его лучше или кому он был бы более предан, чем вы… Большой и общий интерес будет представлять то, что вы можете привести в качестве примера нескольких сочинений Моцарта в ваших операх». Однако Шак умер, не успев ответить на письмо Констанцы.

Шак был женат на бывшей Элизабет Вайнхольд, которая также была певицей; она исполнила роль Третьей леди в премьере «Волшебной флейты» .

Свидетельством способностей Шака как певца является Леопольд Моцарт , который услышал свое дебютное выступление с труппой Шиканедер во время ее визита в Зальцбург в 1786 году. Леопольд описал Шака в письме, которое Леопольд написал своей дочери Марии Анне (Наннерль), которая жила в близлежащий Санкт-Гильген:

Вчера прибыл новый тенор, нанятый Шиканедером. Он превосходно поет, у него красивый голос, легкое и гибкое горло и красивая манера исполнения. По этой причине будет дана еще одна опера, «Фраскатана» , чтобы публика могла услышать его в следующую среду... Этот человек действительно очень красиво поет». [12]

Совместная опера Шака «Штайн дер Вайзен» недавно была возрождена, чему способствовало обнаружение ранней рукописной копии, написанной в стиле бостонского барокко под руководством Мартина Перлмана ; работа получила положительные отзывы. [13] Бэмптонская классическая опера исполнила его в 2002 году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Литература Бенедикта Шака и о нем в Немецкой национальной библиотеки. каталоге
  2. ^ Словарь Гроува
  3. ^ Харц (2007, 272)
  4. Источником здесь является предисловие к изданию 1831 года «Месса для четырёх голосов и оркестрового сопровождения» Шака , опубликованному Винсентом Новелло . Новелло узнал о помощи Моцарта от вдовы Моцарта Констанции во время поездки в Зальцбург в 1829 году (Buch 1997, 195).
  5. ^ Цитируется по Буху (1997, 195). Бух добавляет: «Липовский не входил в венский круг, так что это сообщение, вероятно, исходит от самого Шака, который в то время работал в Мюнхене». Более позднее письмо Констанции Моцарт , цитируемое ниже, также подтверждает эту историю.
  6. ^ «О частичном автографе Моцарта дуэта «Nun,liebes Weibchen», K.625/592a» Дэвида Дж. Буха , в журнале Королевской музыкальной ассоциации , № 124 (1999), стр. 53–85 (через academia.edu )
  7. ^ Книга 1997, 196.
  8. Традиционная точка зрения, изложенная Гроувом , не подтверждена ни одним надежным источником и оспаривается Альбрехтом (2005) , который предполагает, что флейтист Антон Дрейссиг играл музыку на флейте Тамино из оркестровой ямы, а Шак имитировал его игру, как это обычно делают сегодня теноры. .
  9. ^ Baierisches Musik-Lexicon Феликса Джозефа Липовского, цитируется на немецком языке, 1965, 514.
  10. ^ Дойч (1965, 536–7). Некролог появился в Allgemeine musikalische Zeitung от 25 июля 1827 года и, вероятно, отражает историю, рассказанную автору самим Шаком.
  11. ^ Словарь Гроува
  12. ^ Перевод из Heartz (2007, 272). «Легкое и гибкое горло» переводится с немецкого как «leicht geläufige Gurgel»; «хорошая техника» означает «schöne Methode». «Фраскатана» — опера Джованни Паизиелло .
  13. ^ См. «Теларк Интернешнл» . Архивировано из оригинала 29 июня 2007 года . Проверено 21 июня 2007 г.
  • Альбрехт, Теодор (2005). Моцарта и Бетховена «Антон Дрейссиг (ок. 1753/4–1820): Волшебник ». В Доротее Линк; Джудит Нэгли (ред.). Слова о Моцарте: Очерки в честь Стэнли Сэди . Вудбридж, Великобритания: Бойделл. ISBN  0-85115-794-7 .
  • Бух, Дэвид Дж. (1997) «Моцарт и Театр auf der Wieden: новые атрибуции и перспективы», Cambridge Opera Journal 9: 195–232.
  • Бух, Дэвид Дж., «Три посмертных отчета о Моцарте в его поздние венские годы», Музыка восемнадцатого века 2/1 (Cambridge University Press, 2005), 125–129.
  • Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Английский перевод Эрика Блома , Питера Бранскомба и Джереми Ноубла . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  • Словарь музыки и музыкантов New Grove , интернет-издание, статья «Бенедикт Шак». Авторские права принадлежат Oxford University Press, 2007. Эта статья также содержит список работ, написанных Шаком.
  • Оперный словарь Grove , интернет-издание, статья «Бенедикт Шак». Издательство Оксфордского университета, 2007.
  • Харц, Даниэль (2007) Гайдн, Моцарт и ранний Бетховен: 1781–1802 . Нью-Йорк: Нортон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 041f98e9207f3f6b55d608528f24a495__1720200180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/95/041f98e9207f3f6b55d608528f24a495.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Benedikt Schack - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)