Мария Анна Моцарт
Мария Анна Моцарт | |
---|---|
Рожденный | Зальцбург , архиепископство Зальцбургское. | 30 июля 1751 г.
Умер | 29 октября 1829 г. Зальцбург, Австрийская империя | ( 78 лет
Место захоронения | Кладбище Святого Петра , Зальцбург 47 ° 47'48 "N 13 ° 02'43" E / 47,7967 ° N 13,0453 ° E |
Другие имена | Марианна, Наннерль |
Род занятий | Музыкант, преподаватель музыки |
Супруг | Иоганн Баптист Франц фон Берхтольд цу Зонненбург |
Дети | 3 |
Семья | Моцарт |
Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт (30 июля 1751 — 29 октября 1829), обычно называемая «Марианна» или по прозвищу Наннерль , была уважаемым музыкантом из Зальцбурга, Австрия. Уже в детстве она завоевала себе замечательную репутацию в Европе как вундеркинд. Однако ее музыкальную карьеру прервали родители, заставившие ее остаться в Зальцбурге и искать будущего супруга. Это не помешало ей использовать свою любовь и талант к музыке для обучения игре на фортепиано, а также якобы для написания собственных произведений. Говорят, что ее брат Вольфганг Амадей Моцарт находился под ее сильным влиянием.
Детство
[ редактировать ]Мария Анна (Марианна) Моцарт родилась в Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта и Анны Марии Моцарт . Когда ей было семь лет, отец начал учить ее игре на клавесине . Леопольд взял ее и Вольфганга в турне по многим городам , таким как Вена и Париж, чтобы продемонстрировать свои таланты. В первые дни она иногда получала высшие награды и была отмечена как превосходная клавесинистка и фортепиано .
Однако, учитывая взгляды ее родителей, преобладавшие в то время в ее обществе, по мере того, как она становилась старше, продолжение карьеры стало для нее невозможным. По словам Нью-Гроув , «с 1769 года ей больше не разрешалось проявлять свой художественный талант в путешествиях с братом, поскольку она достигла брачного возраста». [1] В результате Марианне пришлось остаться дома в Зальцбурге с матерью, а если матери не было, то с отцом. С 1772 года она преподавала игру на фортепиано в Зальцбурге.
Есть свидетельства того, что Моцарт писал музыкальные композиции, так как есть письма Вольфганга, восхваляющие ее творчество, но в обширной переписке ее отца ни разу не упоминается ни одно из ее произведений, и ни одно из них не сохранилось. [1]
Частная жизнь
[ редактировать ]Люблю жизнь
[ редактировать ]Примерно летом 1783 года у Моцарта, кажется, сложились отношения с Францем д'Иппольдом, который был капитаном и частным наставником. Почему эти отношения не переросли в брак, неизвестно. [2] В конце концов, 23 августа 1784 года Марианна вышла замуж за магистрата Иоганна Баптиста Франца фон Берхтольда цу Зонненбурга (1736–1801). [3] и поселился у него в Санкт-Гильгене , деревне в Австрии примерно в 29 км. [4] к востоку от дома семьи Моцартов в Зальцбурге. Берхтольд был дважды вдовцом. [5] и имел пятерых детей от двух предыдущих браков, которых Марианна помогала воспитывать. Она также родила троих детей: Леопольда Алоиса Панталеона (1785–1840), Жанетт (1789–1805) и Мари Бабетт (1790–1791).Тем не менее, она продолжала считать себя пианисткой, занимаясь по три часа в день и продолжая преподавать игру на фортепиано.
сын Марианны
[ редактировать ]Необычный эпизод в жизни Моцарта произошел, когда она родила (27 июля 1785 г.) своего первенца, сына, которого назвали Леопольдом в честь деда. На роды она приехала из своего дома в Санкт-Гильгене в Зальцбург. Вернувшись в Санкт-Гильген, она оставила младенца на попечение отца и его слуг. Леопольд-старший заявил (в письме, которое предшествовало возвращению Моцарта в Санкт-Гильген), что он предпочел бы воспитывать ребенка в течение первых нескольких месяцев сам. В 1786 году он продлил договоренность на неопределенный срок. Нет никаких записей об ответе Моцарта на требования ее отца. По-видимому, Леопольд продолжал заботиться о внуке, радуясь его успехам (приучение к туалету, речь и т. д.) и начиная с самых зачатков музыкального обучения. Моцарт виделся с сыном изредка, но в целом не занимался его уходом. Договоренность продолжалась до смерти ее отца 28 мая 1787 года. Биографы расходятся во мнениях о причинах такого расположения. Маленький Леопольд был болен в младенчестве, и, возможно, по этой причине его нужно было держать в Зальцбурге, но это не объясняет, почему его все еще держали там после выздоровления. Другая возможность связывает это с хрупким здоровьем Марианны или с ее обязанностью заботиться о приемных детях. Биограф Мейнард Соломон объясняет эту аранжировку желанием Леопольда возродить свои навыки в обучении музыкального гения, как он это сделал с братом Моцарта. Он также предполагает, что отказ от сына был показателем ее полного подчинения желаниям отца. [6]
Отношения с Вольфгангом Амадеем Моцартом
[ редактировать ]В детстве кумиром брата была Марианна, которая была на четыре с половиной года старше. По словам Мейнарда Соломона, «в триМоцарт был вдохновлен изучением музыки, наблюдая за творчеством своего отца.наставление Марианны; он хотел быть похожим на нее». [8] Двое детей были очень близки, и они изобрели секретный язык и воображаемое «Заднее королевство», королем и королевой которого они были. В своей ранней переписке Марианна получала довольно нежные тексты, включавшие скатологическую и сексуальную игру слов, которой Вольфганг предавался в отношениях с близкими людьми. [8]
Ее брат написал для нее несколько произведений, в том числе Прелюдию и Фугу до мажор, К. 394 (1782) и четыре Прелюдии К. 395/300g (1777). До 1785 года Марианна получала копии его фортепианных концертов (до № 21 ) в Санкт-Гильгене.Что касается отношений между двумя братьями и сестрами во взрослом возрасте, мнения расходятся. По словам Нью-Гроув, Вольфганг «остался тесно привязан к ней». [1] Напротив, Мейнард Соломон утверждает, что в более позднем возрасте Марианна и Вольфганг полностью разошлись. Он отмечает, например, что после визита Вольфганга в Зальцбург в 1783 году (с его новой женой Констанцей ) они никогда больше не навещали друг друга, что они никогда не видели детей друг друга и что их переписка сократилась до минимума и полностью прекратилась в 1788 году. . [9]
Через десять лет после смерти Вольфганга в 1791 году Марианна познакомилась с Франца Ксавера Ниметчека биографией своего брата 1798 года. Поскольку эта биография была написана с точки зрения Вены и Констанцы, только тогда она впервые прочитала об определенных частях его жизни. В письме 1800 года она писала:
Биография г-на профессора Ниметчека настолько полностью оживила мои сестринские чувства к моему столь горячо любимому брату, что я часто заливалась слезами, так как только теперь познакомилась с печальным положением, в котором находился мой брат. [10]
Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, несет ли в этом отчасти ответственность Мария Анна Моцарт.за гениальность ее младшего брата. Поскольку в юности их отношения были довольно близкими, то, скорее всего,что они влияли друг на друга в музыкальном плане, причем Марианна, возможно, играла доминирующую роль в этой динамике, поскольку она была на несколько лет старше Вольфганга. Как антропологСтеван Джексон утверждает: «Ни один музыкант не развивает свое искусство в вакууме […] Музыканты учатся,наблюдать за другими музыкантами, будучи учеником, формально или неофициально». [11] Однако есть свидетельства того, что Марианна действительно представляла собой образец для подражания для своего брата, взяв на себя преподавательскую роль в образовании мальчика. Исследователи также предполагают, что она сотрудничала с Вольфгангом в написании его ранних произведений, поскольку сочинение симфонии — довольно сложная задача для любого музыканта, особенно такого молодого, как Вольфганг. [11] [12]
Ее работы
[ редактировать ]На основании писем Вольфганга к сестре ученые уверены, что Марианна сама сочиняла музыкальные произведения. [11] [13] В одном из отрывков, которые он написал ей, он заявляет: «Моя дорогая сестра! Я в восторге от того, что ты так хорошо сочиняешь, одним словом, песня, которую ты написал, прекрасна». [11] Помимо этих текстов, нет никаких свидетельств того, что она писала собственную музыку, поскольку ни одна из ее рукописей не сохранилась.
Спустя годы
[ редактировать ]После смерти мужа в 1801 году Марианна вернулась вЗальцбург, [1] сначала в сопровождении двух своих живых детей. [14] В финансовом отношении она по-прежнему давала уроки игры на фортепиано и была весьма уважаемой солисткой на концертах в концертном зале принца Эрнста фонШварценберга. Среди ее учениц в это время была Анна Сик , которая позже стала придворной пианисткой в Штутгарте. [15]
В преклонном возрасте Марианна впервые лично встретилась сВдова Вольфганга Констанция после визита в 1783 году. В 1824 году[13]Констанца и ее второй муж Георг Николаус фон Ниссенпереехал в Зальцбург. Хотя Марианна даже не знала об этом.Констанца была еще жива, [10] встреча, очевидно, была«сердечный», хотя и не теплый. В конце концов Марианна оказала Ниссенам большую услугу: чтобы помочь им написать биографию Вольфганга, Марианна одолжила Ниссенам свою коллекцию семейных писем.включая переписку Вольфганга и Леопольда до 1781 года.
В 1821 году Марианну посетил сын Вольфганга, Франц Ксавер Моцарт , с которым она ни разу не встречалась при жизни брата. Она воспользовалась возможностью, чтобы рассказать ему о детстве его отца и познакомить его с различными друзьями семьи. [16]
В последние годы жизни Марианны ухудшилось, и в 1825 году она ослепла. Мэри Новелло,Посещая ее в 1829 году, она записала свое впечатление, что Марианна была «слепой, вялой, изнуренной, слабой и почти потерявшей дар речи», а также одинокой. Она ошибочно приняла Марианну за нищую,хотя на самом деле она была бережлива и оставила большое состояние (7837 флоринов ). [1]
Марианна умерла 29 октября 1829 года в возрасте 78 лет и была похоронена на кладбище Святого Петра в Зальцбурге. [1]
Как вымышленный персонаж
[ редактировать ]Мария Анна Моцарт послужила источником вдохновения для создания вымышленных персонажей многих авторов.
- Английский автор песен Леон Россельсон написал песню «Whatever Happened to Nannerl?» и записал его в свой альбом Wo sind die Elefanten? (1991) [17]
- «Тайное желание Наннерль Моцарт» (1996) Барбары Кэтлин Никель — роман для молодежи. [18]
- Марианна была героем «биографии в стихах» 2001 года Другой Моцарт ». Шэрон Хмеларц « [19]
- Сестра Моцарта — роман Элисон Баулд, вышедший в 2005 году. [20] рассказывает о жизни Марианны через брак, детей, вдовство и смерть в беседах с ее племянником Францем Ксавером.
- Нэнси Мозер написала «Сестру Моцарта: Роман» (2006). [21]
- В Сестра Моцарта романе Риты Шарбонье в 2006 году , [22] Марианна сначала рассказывает историю своей жизни в серии вымышленных писем майору Францу Арману д'Иппольду, затем разочаровывается и ослабевает из-за отказа отца признать ее способность сочинять музыку, и в конечном итоге посвящает свою жизнь продвижению и изучению творчества своего брата. музыка.
- Энн Тернбулл 2007 года « В молодёжном романе Мэри Энн и мисс Моцарт» упоминается Мария Анна Моцарт. [23]
- Популярная молодежная писательница Кэролин Мейер описала жизнь Наннерль в своем романе 2008 года « В тени Моцарта: история его сестры» . [24]
- Марианна была героиней Наннерль, сестра Моцарта » ( «Сестра Моцарта» французского фильма 2010 года « ) режиссера Рене Фере .
- В своем романе « Последняя ария Моцарта» 2011 года Мэтт Рис заставляет Марианну расследовать смерть своего брата . [25]
- В 2013 году жизнь Марианны была адаптирована в пьесу для одного человека под названием «Другой Моцарт» , где писательница и музыкант Сильвия Майло изобразила Марианну в частично вымышленной автобиографии. [26]
- Она появляется в нескольких эпизодах сериала Amazon «Моцарт в джунглях» . [27]
- В 2019 году американская группа Saint Motel [28] выпустила песню «Диана Моцарт», которая, кажется, основана на Марианне, особенно на ее отношениях с братом. [29]
- Она - главная героиня молодежного исторического фэнтезийного романа Королевство спины» « Мари Лу 2020 года . [30]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роща
- ^ Соломон 1995 , с. 404.
- ^ Соломон 1995 , с. 389.
- ^ «Карты Google, Санкт-Гильген – Зальцбург» . Карты Google. 1 января 1970 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ Немецкий 1965 , с. 227.
- ^ Соломон 1995 , стр. 389–392.
- ^ Требования 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Соломон 1995 , с. 399
- ^ Соломон 1995 , с. 414.
- ^ Соломон 1995 , с. 501
- ^ Перейти обратно: а б с д Раш, Элизабет. «Мария Анна Моцарт: первое вундеркинд семьи» . https://www.smithsonianmag.com/arts-cultural/maria-anna-mozart-the-familys-first-prodigy-1259016/
- ^ Хилшер, Элизабет. «Ангелы» Вольфганга: две новые публикации о Марии Анне фон Берхтольд цу Зонненбург (урожденной Моцарт) и Констанце Ниссен (овдовевший Моцарт)» . https://www.musau.org/parts/neue-article-page/view/86
- ^ Льюис, Джон. «Мария Анна Моцарт: забытое музыкальное чудо» . https://womenshistory.info/maria-anna-mozart/
- ^ Немецкий 1965 , с. 338
- ^ Коэн, Аарон И. (1987). Международная энциклопедия женщин-композиторов . Книги и музыка (США). ISBN 978-0-9617485-2-4 .
- ↑ В 1821 году Марианну посетил сын Вольфганга, Франц Ксавер Моцарт , которого она никогда не встречала при жизни брата. Она воспользовалась возможностью, чтобы рассказать ему о детстве его отца и познакомить его с различными друзьями семьи.
- ^ Леон Россельсон - Где слоны? треклист
- ^ Тайное желание Наннерль Моцарт (1996) Барбары Кэтлин Никель ISBN 1894549082
- ^ Хмелярц 2001 .
- ^ Баулд 2005 .
- ^ Мозер 2006 .
- ^ Угольщик 2007 .
- ^ Мэри Энн и мисс Моцарт на annturnbull.com
- ^ Мейер 2008 .
- ^ Рис 2011 .
- ^ « Другой сайт Моцарта» . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ "Биография Адины Версон" , BroadwayWorld
- ^ «Сент Мотель» .
- ^ « Диана Моцарт » . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Лу 2020 .
Ссылки
[ редактировать ]Произведения биографии
- «Семья Моцартов» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 26 марта 2020 г. .
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-0233-0 . ОСЛК 8991008 .
- Эйзен, Клифф (2009). «Моцарт в Италии и загадка коллекции: недавно обнаруженные портреты и артефакты» (PDF) .
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 0-06-019046-9 . OCLC 31435799 .
Произведения литературы с Марией Анной Моцарт в главной роли
- Баулд, Элисон (2005). Сестра Моцарта . Лондон: Альцина Пресс. ISBN 978-0-9550713-0-0 . OCLC 64769121 . Баулд также опубликовал вымышленный дневник под именем Наннерль Моцарт в форме блога Наннерльс .
- Шарбонье, Рита [на итальянском языке] (2007). Сестра Моцарта: Роман . Энн Гольдштейн (пер.). Нью-Йорк: Издательская группа Crown . ISBN 978-0-307-34678-0 . OCLC 132585106 . Первоначально опубликовано в Италии как: Шарбонье, Рита (2006). Сестра Моцарта: роман (на итальянском языке). Милан: Корбаччо. ISBN 978-88-7972-759-4 . OCLC 64219881 .
- Хмеларц, Шарон (2001). Другой Моцарт: Стихи . Принстон: Обзор прессы Онтарио. ISBN 0-86538-101-1 . ОСЛК 45207996 .
- Лу, Мари (2020). Королевство Бэк . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма . ISBN 978-1524739010 . OCLC 1141426794 .
- Мейер, Кэролайн (2008). В тени Моцарта: история его сестры . Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 978-0-15-205594-3 . OCLC 180689946 .
- Мозер, Нэнси (2006). Сестра Моцарта . Миннеаполис: Бетани Хаус . ISBN 978-0-7642-0123-3 . OCLC 70045811 .
- Рис, Мэтт (2011). Последняя ария Моцарта . Нью-Йорк: Харпер Многолетник. ISBN 978-0-06-201586-0 . OCLC 703206599 . Исторический триллер, в котором Наннерль отправляется в Вену, чтобы раскрыть тайну смерти своего брата.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Марией Анной Моцарт, на Викискладе?
- 1751 рождений
- 1829 смертей
- Австрийские музыканты XVIII века
- Австрийские музыканты XIX века
- Женщины-музыканты XVIII века
- Семья Моцартов
- Австрийские классические пианисты
- Австрийские клавесинисты
- Австрийские пианистки
- Музыканты из Зальцбурга
- Австрийцы немецкого происхождения
- Дети-классические музыканты
- Женщины-пианистки XIX века
- Австрийские женщины-музыканты XIX века