Jump to content

Мария Анна Моцарт

Мария Анна Моцарт
Мария Анна Моцарт, ок. 1785 г.
Мария Анна Моцарт, ок. 1785 г.
Рожденный ( 1751-07-30 ) 30 июля 1751 г.
Зальцбург , архиепископство Зальцбургское.
Умер 29 октября 1829 г. ) ( 1829-10-29 ) ( 78 лет
Место захоронения Кладбище Святого Петра , Зальцбург
47 ° 47'48 "N 13 ° 02'43" E  /  47,7967 ° N 13,0453 ° E  / 47,7967; 13.0453
Другие имена Марианна, Наннерль
Род занятий Музыкант, преподаватель музыки
Супруг
Иоганн Баптист Франц фон Берхтольд цу Зонненбург
( м.  1784 )
Дети 3
Семья Моцарт

Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт (30 июля 1751 — 29 октября 1829), обычно называемая «Марианна» или по прозвищу Наннерль , была уважаемым музыкантом из Зальцбурга, Австрия. Уже в детстве она завоевала себе замечательную репутацию в Европе как вундеркинд. Однако ее музыкальную карьеру прервали родители, заставившие ее остаться в Зальцбурге и искать будущего супруга. Это не помешало ей использовать свою любовь и талант к музыке для обучения игре на фортепиано, а также якобы для написания собственных произведений. Говорят, что ее брат Вольфганг Амадей Моцарт находился под ее сильным влиянием.

Мария Анна Моцарт в детстве (1763 г.) (портрет, предположительно, работы Лоренцони )

Мария Анна (Марианна) Моцарт родилась в Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта и Анны Марии Моцарт . Когда ей было семь лет, отец начал учить ее игре на клавесине . Леопольд взял ее и Вольфганга в турне по многим городам , таким как Вена и Париж, чтобы продемонстрировать свои таланты. В первые дни она иногда получала высшие награды и была отмечена как превосходная клавесинистка и фортепиано .

Однако, учитывая взгляды ее родителей, преобладавшие в то время в ее обществе, по мере того, как она становилась старше, продолжение карьеры стало для нее невозможным. По словам Нью-Гроув , «с 1769 года ей больше не разрешалось проявлять свой художественный талант в путешествиях с братом, поскольку она достигла брачного возраста». [1] В результате Марианне пришлось остаться дома в Зальцбурге с матерью, а если матери не было, то с отцом. С 1772 года она преподавала игру на фортепиано в Зальцбурге.

Есть свидетельства того, что Моцарт писал музыкальные композиции, так как есть письма Вольфганга, восхваляющие ее творчество, но в обширной переписке ее отца ни разу не упоминается ни одно из ее произведений, и ни одно из них не сохранилось. [1]

Частная жизнь

[ редактировать ]

Люблю жизнь

[ редактировать ]

Примерно летом 1783 года у Моцарта, кажется, сложились отношения с Францем д'Иппольдом, который был капитаном и частным наставником. Почему эти отношения не переросли в брак, неизвестно. [2] В конце концов, 23 августа 1784 года Марианна вышла замуж за магистрата Иоганна Баптиста Франца фон Берхтольда цу Зонненбурга (1736–1801). [3] и поселился у него в Санкт-Гильгене , деревне в Австрии примерно в 29 км. [4] к востоку от дома семьи Моцартов в Зальцбурге. Берхтольд был дважды вдовцом. [5] и имел пятерых детей от двух предыдущих браков, которых Марианна помогала воспитывать. Она также родила троих детей: Леопольда Алоиса Панталеона (1785–1840), Жанетт (1789–1805) и Мари Бабетт (1790–1791).Тем не менее, она продолжала считать себя пианисткой, занимаясь по три часа в день и продолжая преподавать игру на фортепиано.

сын Марианны

[ редактировать ]

Необычный эпизод в жизни Моцарта произошел, когда она родила (27 июля 1785 г.) своего первенца, сына, которого назвали Леопольдом в честь деда. На роды она приехала из своего дома в Санкт-Гильгене в Зальцбург. Вернувшись в Санкт-Гильген, она оставила младенца на попечение отца и его слуг. Леопольд-старший заявил (в письме, которое предшествовало возвращению Моцарта в Санкт-Гильген), что он предпочел бы воспитывать ребенка в течение первых нескольких месяцев сам. В 1786 году он продлил договоренность на неопределенный срок. Нет никаких записей об ответе Моцарта на требования ее отца. По-видимому, Леопольд продолжал заботиться о внуке, радуясь его успехам (приучение к туалету, речь и т. д.) и начиная с самых зачатков музыкального обучения. Моцарт виделся с сыном изредка, но в целом не занимался его уходом. Договоренность продолжалась до смерти ее отца 28 мая 1787 года. Биографы расходятся во мнениях о причинах такого расположения. Маленький Леопольд был болен в младенчестве, и, возможно, по этой причине его нужно было держать в Зальцбурге, но это не объясняет, почему его все еще держали там после выздоровления. Другая возможность связывает это с хрупким здоровьем Марианны или с ее обязанностью заботиться о приемных детях. Биограф Мейнард Соломон объясняет эту аранжировку желанием Леопольда возродить свои навыки в обучении музыкального гения, как он это сделал с братом Моцарта. Он также предполагает, что отказ от сына был показателем ее полного подчинения желаниям отца. [6]


Отношения с Вольфгангом Амадеем Моцартом

[ редактировать ]
Марианна и ее брат, ок. 1763 г. , Евсевий Иоганн Альфен (1741–1772). [7]

В детстве кумиром брата была Марианна, которая была на четыре с половиной года старше. По словам Мейнарда Соломона, «в триМоцарт был вдохновлен изучением музыки, наблюдая за творчеством своего отца.наставление Марианны; он хотел быть похожим на нее». [8] Двое детей были очень близки, и они изобрели секретный язык и воображаемое «Заднее королевство», королем и королевой которого они были. В своей ранней переписке Марианна получала довольно нежные тексты, включавшие скатологическую и сексуальную игру слов, которой Вольфганг предавался в отношениях с близкими людьми. [8]

Ее брат написал для нее несколько произведений, в том числе Прелюдию и Фугу до мажор, К. 394 (1782) и четыре Прелюдии К. 395/300g (1777). До 1785 года Марианна получала копии его фортепианных концертов (до № 21 ) в Санкт-Гильгене.Что касается отношений между двумя братьями и сестрами во взрослом возрасте, мнения расходятся. По словам Нью-Гроув, Вольфганг «остался тесно привязан к ней». [1] Напротив, Мейнард Соломон утверждает, что в более позднем возрасте Марианна и Вольфганг полностью разошлись. Он отмечает, например, что после визита Вольфганга в Зальцбург в 1783 году (с его новой женой Констанцей ) они никогда больше не навещали друг друга, что они никогда не видели детей друг друга и что их переписка сократилась до минимума и полностью прекратилась в 1788 году. . [9]

Через десять лет после смерти Вольфганга в 1791 году Марианна познакомилась с Франца Ксавера Ниметчека биографией своего брата 1798 года. Поскольку эта биография была написана с точки зрения Вены и Констанцы, только тогда она впервые прочитала об определенных частях его жизни. В письме 1800 года она писала:

Биография г-на профессора Ниметчека настолько полностью оживила мои сестринские чувства к моему столь горячо любимому брату, что я часто заливалась слезами, так как только теперь познакомилась с печальным положением, в котором находился мой брат. [10]

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, несет ли в этом отчасти ответственность Мария Анна Моцарт.за гениальность ее младшего брата. Поскольку в юности их отношения были довольно близкими, то, скорее всего,что они влияли друг на друга в музыкальном плане, причем Марианна, возможно, играла доминирующую роль в этой динамике, поскольку она была на несколько лет старше Вольфганга. Как антропологСтеван Джексон утверждает: «Ни один музыкант не развивает свое искусство в вакууме […] Музыканты учатся,наблюдать за другими музыкантами, будучи учеником, формально или неофициально». [11] Однако есть свидетельства того, что Марианна действительно представляла собой образец для подражания для своего брата, взяв на себя преподавательскую роль в образовании мальчика. Исследователи также предполагают, что она сотрудничала с Вольфгангом в написании его ранних произведений, поскольку сочинение симфонии — довольно сложная задача для любого музыканта, особенно такого молодого, как Вольфганг. [11] [12]

Ее работы

[ редактировать ]

На основании писем Вольфганга к сестре ученые уверены, что Марианна сама сочиняла музыкальные произведения. [11] [13] В одном из отрывков, которые он написал ей, он заявляет: «Моя дорогая сестра! Я в восторге от того, что ты так хорошо сочиняешь, одним словом, песня, которую ты написал, прекрасна». [11] Помимо этих текстов, нет никаких свидетельств того, что она писала собственную музыку, поскольку ни одна из ее рукописей не сохранилась.

Спустя годы

[ редактировать ]
Склеп 54 ( Кладбище Святого Петра , Зальцбург): коммунальный склеп, в котором Мария Анна Моцарт и Михаэль Гайдн. похоронены

После смерти мужа в 1801 году Марианна вернулась вЗальцбург, [1] сначала в сопровождении двух своих живых детей. [14] В финансовом отношении она по-прежнему давала уроки игры на фортепиано и была весьма уважаемой солисткой на концертах в концертном зале принца Эрнста фонШварценберга. Среди ее учениц в это время была Анна Сик , которая позже стала придворной пианисткой в ​​Штутгарте. [15]

В преклонном возрасте Марианна впервые лично встретилась сВдова Вольфганга Констанция после визита в 1783 году. В 1824 году[13]Констанца и ее второй муж Георг Николаус фон Ниссенпереехал в Зальцбург. Хотя Марианна даже не знала об этом.Констанца была еще жива, [10] встреча, очевидно, была«сердечный», хотя и не теплый. В конце концов Марианна оказала Ниссенам большую услугу: чтобы помочь им написать биографию Вольфганга, Марианна одолжила Ниссенам свою коллекцию семейных писем.включая переписку Вольфганга и Леопольда до 1781 года.

В 1821 году Марианну посетил сын Вольфганга, Франц Ксавер Моцарт , с которым она ни разу не встречалась при жизни брата. Она воспользовалась возможностью, чтобы рассказать ему о детстве его отца и познакомить его с различными друзьями семьи. [16]

В последние годы жизни Марианны ухудшилось, и в 1825 году она ослепла. Мэри Новелло,Посещая ее в 1829 году, она записала свое впечатление, что Марианна была «слепой, вялой, изнуренной, слабой и почти потерявшей дар речи», а также одинокой. Она ошибочно приняла Марианну за нищую,хотя на самом деле она была бережлива и оставила большое состояние (7837 флоринов ). [1]

Марианна умерла 29 октября 1829 года в возрасте 78 лет и была похоронена на кладбище Святого Петра в Зальцбурге. [1]

Как вымышленный персонаж

[ редактировать ]

Мария Анна Моцарт послужила источником вдохновения для создания вымышленных персонажей многих авторов.

  • Английский автор песен Леон Россельсон написал песню «Whatever Happened to Nannerl?» и записал его в свой альбом Wo sind die Elefanten? (1991) [17]
  • «Тайное желание Наннерль Моцарт» (1996) Барбары Кэтлин Никель — роман для молодежи. [18]
  • Марианна была героем «биографии в стихах» 2001 года Другой Моцарт ». Шэрон Хмеларц « [19]
  • Сестра Моцарта — роман Элисон Баулд, вышедший в 2005 году. [20] рассказывает о жизни Марианны через брак, детей, вдовство и смерть в беседах с ее племянником Францем Ксавером.
  • Нэнси Мозер написала «Сестру Моцарта: Роман» (2006). [21]
  • В Сестра Моцарта романе Риты Шарбонье « , вышедшем » в 2006 году , [22] Марианна сначала рассказывает историю своей жизни в серии вымышленных писем майору Францу Арману д'Иппольду, затем разочаровывается и ослабевает из-за отказа отца признать ее способность сочинять музыку, и в конечном итоге посвящает свою жизнь продвижению и изучению творчества своего брата. музыка.
  • Энн Тернбулл 2007 года « В молодёжном романе Мэри Энн и мисс Моцарт» упоминается Мария Анна Моцарт. [23]
  • Популярная молодежная писательница Кэролин Мейер описала жизнь Наннерль в своем романе 2008 года « В тени Моцарта: история его сестры» . [24]
  • Марианна была героиней Наннерль, сестра Моцарта » ( «Сестра Моцарта» французского фильма 2010 года « ) режиссера Рене Фере .
  • В своем романе « Последняя ария Моцарта» 2011 года Мэтт Рис заставляет Марианну расследовать смерть своего брата . [25]
  • В 2013 году жизнь Марианны была адаптирована в пьесу для одного человека под названием «Другой Моцарт» , где писательница и музыкант Сильвия Майло изобразила Марианну в частично вымышленной автобиографии. [26]
  • Она появляется в нескольких эпизодах сериала Amazon «Моцарт в джунглях» . [27]
  • В 2019 году американская группа Saint Motel [28] выпустила песню «Диана Моцарт», которая, кажется, основана на Марианне, особенно на ее отношениях с братом. [29]
  • Она - главная героиня молодежного исторического фэнтезийного романа Королевство спины» « Мари Лу 2020 года . [30]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роща
  2. ^ Соломон 1995 , с. 404.
  3. ^ Соломон 1995 , с. 389.
  4. ^ «Карты Google, Санкт-Гильген – Зальцбург» . Карты Google. 1 января 1970 года . Проверено 14 августа 2014 г.
  5. ^ Немецкий 1965 , с. 227.
  6. ^ Соломон 1995 , стр. 389–392.
  7. ^ Требования 2009 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Соломон 1995 , с. 399
  9. ^ Соломон 1995 , с. 414.
  10. ^ Соломон 1995 , с. 501
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Раш, Элизабет. «Мария Анна Моцарт: первое вундеркинд семьи» . https://www.smithsonianmag.com/arts-cultural/maria-anna-mozart-the-familys-first-prodigy-1259016/
  12. ^ Хилшер, Элизабет. «Ангелы» Вольфганга: две новые публикации о Марии Анне фон Берхтольд цу Зонненбург (урожденной Моцарт) и Констанце Ниссен (овдовевший Моцарт)» . https://www.musau.org/parts/neue-article-page/view/86
  13. ^ Льюис, Джон. «Мария Анна Моцарт: забытое музыкальное чудо» . https://womenshistory.info/maria-anna-mozart/
  14. ^ Немецкий 1965 , с. 338
  15. ^ Коэн, Аарон И. (1987). Международная энциклопедия женщин-композиторов . Книги и музыка (США). ISBN  978-0-9617485-2-4 .
  16. В 1821 году Марианну посетил сын Вольфганга, Франц Ксавер Моцарт , которого она никогда не встречала при жизни брата. Она воспользовалась возможностью, чтобы рассказать ему о детстве его отца и познакомить его с различными друзьями семьи.
  17. ^ Леон Россельсон - Где слоны? треклист
  18. ^ Тайное желание Наннерль Моцарт (1996) Барбары Кэтлин Никель ISBN   1894549082
  19. ^ Хмелярц 2001 .
  20. ^ Баулд 2005 .
  21. ^ Мозер 2006 .
  22. ^ Угольщик 2007 .
  23. ^ Мэри Энн и мисс Моцарт на annturnbull.com
  24. ^ Мейер 2008 .
  25. ^ Рис 2011 .
  26. ^ « Другой сайт Моцарта» . Проверено 8 февраля 2019 г.
  27. ^ "Биография Адины Версон" , BroadwayWorld
  28. ^ «Сент Мотель» .
  29. ^ « Диана Моцарт » . Проверено 30 мая 2024 г.
  30. ^ Лу 2020 .

Произведения биографии

Произведения литературы с Марией Анной Моцарт в главной роли

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f6132e3231e6ec18aac05499eed4261__1721723940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/61/0f6132e3231e6ec18aac05499eed4261.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maria Anna Mozart - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)