Jump to content

Список опер Вольфганга Амадея Моцарта

Афиша к открытию «Волшебной флейты» , 30 сентября 1791 года.

Вольфганга Амадея Моцарта включают Оперы 22 музыкальные драмы в самых разных жанрах. [а] Они варьируются от небольших производных произведений его юности до полноценных опер его зрелости. Три произведения были заброшены до завершения и исполнялись лишь спустя много лет после смерти композитора. Все его зрелые произведения считаются классикой и никогда не выходили из репертуара оперных театров мира. [1]

, с самого раннего возраста Моцарт обладал По словам оперного аналитика Дэвида Кэрнса «необычайной способностью… схватывать и усваивать в новом встреченном стиле все, что (было) наиболее полезно для него». [2] В письме отцу от 7 февраля 1778 года Моцарт писал: «Как вы знаете, я могу более или менее перенять или имитировать любой вид и стиль композиции». [3] Он использовал этот дар, чтобы открыть новые горизонты, став одновременно «ассимилятором, усовершенствователем и новатором». [2] Таким образом, его ранние произведения следуют традиционным формам итальянской оперы-серии и оперы-буффа, а также немецкого Зингшпиля . В зрелом возрасте, по словам музыкального писателя Николаса Кеньона , он «усилил все эти формы богатством своего новаторства». [1] а в «Дон Жуане » он добился синтеза двух итальянских стилей, в том числе серийного персонажа в «Донне Анне», персонажей- буффа в «Лепорелло» и «Церлине» и смешанного персонажа «серия-буффа» в «Донне Эльвире». [1] Единственный среди композиторов, Моцарт все свои зрелые оперы, начиная с Идоменея» , заканчивал в тональности увертюры « . [4] [5]

Идеи и характеристики, представленные в ранних работах, впоследствии получили развитие и уточнение. Например, в более поздних операх Моцарта присутствует ряд запоминающихся, ярко выраженных женских персонажей, в частности так называемые «венские субретки», которые, по выражению оперного писателя Чарльза Осборна , «умудряются сочетать обаяние с управленческим инстинктом». [6] Музыкальный писатель и аналитик Готфрид Краус заметил, что все эти женщины присутствовали в качестве прототипов в более ранних операх; Бастьенна (1768) и Сандрина ( La finta giardiniera , 1774) являются прецедентами для более поздних Констанцы и Памины, в то время как фольга Сандрины Серпетта является предшественницей Блондинки, Сюзанны, Церлины и Деспины. [7]

Тексты Моцарта взяты из самых разных источников, а ранние оперы часто представляли собой адаптации существующих произведений. [б] Первым либреттистом , выбранным самим Моцартом, по-видимому, был Джамбаттиста Вареско для «Идоменея» в 1781 году. [9] Пять лет спустя он начал свое самое продолжительное сотрудничество с Лоренцо Да Понте , его «настоящим фениксом». [10] Некогда широко распространенная теория о том, что Да Понте был либреттистом отвергнутого «Lo sposo deluso» 1783/84 года, теперь в целом отвергнута. [с] Моцарт чувствовал, что как композитор он должен внести значительный вклад в содержание либретто, чтобы оно лучше всего соответствовало музыке. Музыковед Чарльз Розен пишет: «Вполне возможно, что да Понте понимал драматические потребности стиля Моцарта без подсказки; но до своего сотрудничества с да Понте Моцарт уже запугал нескольких либреттистов, заставив их дать ему драматические ансамбли, которые он любил». [12] [д]

Составление списка

[ редактировать ]
Моцарт около 1780 года, деталь портрета Иоганна Непомука делла Кроче.

Основание для включения

[ редактировать ]

В список вошли все общепринятые театральные произведения, сочиненные Вольфгангом Амадеем Моцартом. В данном контексте «театральное» означает исполнение на сцене вокалистами, поющими в характере, в соответствии с ремарками. Некоторые источники приняли более конкретные критерии, что привело к исключению раннего «Священного зингшпиля» Die Schuldigkeit des ersten Gebots . [и] которую они классифицируют как ораторию . [ф] Однако, как ясно дает понять Осборн, либретто содержит ремарки, которые предполагают, что произведение было разыграно, а не просто исполнено, и формально оно описывается как «geistliches Singspiel» (священная игра с музыкой), а не как оратория. [15] Зингшпиль Der Stein der Weisen был написан в сотрудничестве с четырьмя другими композиторами, поэтому его авторство лишь частично приписывается Моцарту, написавшему только одну арию.

Последовательность

[ редактировать ]

В целом список соответствует последовательности написания опер. Существует неясность относительно того, была ли «La finta semplice» написана до или после «Бастьена и Бастьенны» , и в некоторых списках первому отдается приоритет. [г] Тамос был написан двумя сегментами, первый из которых был написан в 1774 году, но указан в соответствии с его завершением в 1779–80 годах. «Волшебная флейта» и «Милосердие Тито» были написаны одновременно. «Волшебная флейта» была начата раньше и отложена для комиссии Тито . [16] которая была завершена и исполнена первой и обычно указывается как более ранняя работа, несмотря на более высокий номер в каталоге Кёхеля .

Список опер

[ редактировать ]

Ключ:    Неполная опера    Совместная работа

Оперы Вольфганга Амадея Моцарта
Период [час] Заголовок Жанр и действия [я] Либретто Голосовые партии [Дж] Премьера [к] Кохель Нет. [л]
Только. Либреттист [м] Дата Место проведения
1766–67 Обязанность первой заповеди , часть 1 [н]
( Обязательство первой и главной заповеди)
Священный Зингшпиль
(сотрудничество)
немецкий Игнац фон Вайзер [ де ] [the] 3 сопрано, 2 тенора 12 марта 1767 г. Дворец архиепископа, Зальцбург К.35
Счет
Либретто
1767 Аполлон и Гиацинт
( Аполлон и Гиацинт )
Музыка к латинской драме [18] латинский Руфинус Видль по Овидия . » «Метаморфозам 2 высоких, 2 мальчика-альта, 1 тенор, 2 баса, хор [п] 13 мая 1767 г. Большой зал Зальцбургского университета К.38
Счет
1768 Бастьен и Бастьен
( Бастьен и Бастьен )
Зингшпиль
1 акт
немецкий Ф. В. Вайскерн и Дж. Х. Мюллер [д] 1 сопрано, 1 тенор, 1 бас 2 октября 1890 г. [р] Дом архитектора , Вильгельмштрассе 92, Берлин K.50/46b
Счет
1768 Самый простой финт
( Притворный простак )
Веселая опера
3 действия
итальянский Марко Колтеллини по мотивам Карло Гольдони 3 сопрано, 2 тенора, 2 баса 1 мая 1769 г. Дворец архиепископа, Зальцбург К.51/46а
Счет
1770 Митридат, царь Понта
( Митридат, царь Понта )
Опера сериал
3 действия
итальянский В. А. Чигна-Санти [ ит ] , по мотивам Г. Парини перевода Расина » « Митридата 4 сопрано, 1 альт, 2 тенора [с] 26 декабря 1770 г. Театр Реджио Дукале , Милан К.87/74а
Счет
1771 Асканио в Альбе
( Асканий в Альбе )
фестиваль [т]
2 действия
итальянский Джузеппе Парини 4 сопрано, 1 тенор, хор [в] 17 октября 1771 г. Театр Реджио Дукале , Милан К.111
Счет
1772 Мечта Сципиона
( Сон Сципиона )
Театральное действо , или серенада драматическая
1 акт
итальянский Метастазио по мотивам Сна Цицерона « о Сципионе». 3 сопрано, 3 тенора,
хор
1 мая 1772 г. (вероятно) [v] Дворец архиепископа, Зальцбург К.126
Счет
1772 Лусио Силла Драма для музыки
3 действия
итальянский Джованни де Гамерра в редакции Метастазио 4 сопрано, 2 тенора, хор [В] 26 декабря 1772 г. Театр Реджио Дукале , Милан К.135
Счет
1774–75 Фальшивый садовник
( Притворная садовница )
Игривая драма
3 действия [х]
итальянский Вероятно, Джузеппе Петроселлини. [и] 4 сопрано, 2 тенора, 1 бас, хор [С] 13 января 1775 г. Театр Сальватор [ де ] , Мюнхен К.196
Счет
1775 Король-пастух
( Король-пастух )
Серенада
2 действия
итальянский Метастазио с поправками Вареско на основе Тассо . Аминты [8] 3 сопрано, 2 тенора [аа] 23 апреля 1775 г. Дворец архиепископа, Зальцбург К.208
Счет
1773, 1779 Тамос, царь Египта
( Тамос, царь Египта )
Хоры и антракты к героической драме. немецкий Тобиас Филипп фон Геблер [ де ] Сопрано, альт, тенор, бас
(хор и солисты)
4 апреля 1774 г.
(два припева)
Театр Кернтнертор , Вена К.345/336а
Счет
1779–80
(полный)
Зальцбург
1779–80 Оно сбивается с пути Зингшпиль
(неполный)
немецкий Иоганн Андреас Шахтнер 1 сопрано, 2 тенора, 2 баса, мини-хор из 4 теноров, 1 говорящая партия. 27 января 1866 г. [аб] Франкфурт [и] К.344/336б
Счет
1780–81 Идоменей, царь Крита
( Идоменей, царь Крита )
Драма для музыки
3 действия
итальянский Вареско , по мотивам оперы Антуана Данше « Идоменея ». 3 сопрано, 1 меццо-сопрано, 4 тенора, 1 баритон, 2 баса, хор [объявление] 29 января 1781 г. Придворный театр (ныне театр Кювилье ), Мюнхен К.366
Счет
1781–82 Похищение из Сераля
( Похищение из Сераля )
Зингшпиль
3 действия
немецкий Готлиб Стефани по мотивам произведения К. Бретцнера « Бельмонт и Констанца, или Похищение из сераля». 2 сопрано, 2 тенора, 1 бас, 2 говорящие партии [но] 16 июля 1782 г. Бургтеатр , Вена К.384
Счет
Либретто
1783 Каирский гусь
( Каирский гусь )
Игривая драма
(неполный)
3 действия
итальянский Вареско (Предварительно) 4 сопрано, 2 тенора, 2 баса, хор 6 июня 1867 г. [аб] Театр фантазий-Парижан , Париж К.422
Счет
1783–84 Разочарованный жених
( Обманутый жених )
Веселая опера
(неполный)
2 действия
итальянский Неизвестный. Когда-то приписывался Да Понте [31] но, возможно, это был Джузеппе Петроселлини . [с] [32] (Предварительно) 3 сопрано, 2 тенора, 2 баса 6 июня 1867 г. [33] [аб] Театр фантазий-Парижан , Париж К.430/424а
Счет
1786 Исполняющий обязанности директора
( Импресарио )
Шуточная певческая игра
1 акт
немецкий Готлиб Стефани 2 сопрано, 1 тенор, 1 бас, 6 говорящих партий. 7 февраля 1786 г. Дворец Шенбрунн , Вена К.486
Счет
1785–86 Женитьба Фигаро
( «Женитьба Фигаро» )
Веселая опера
4 действия
итальянский Да Понте по мотивам Бомарше произведения « Безумный день, или Женитьба Фигаро». 5 сопрано, 2 тенора, 1 баритон, 3 баса, хор [из] 1 мая 1786 г. Бургтеатр , Вена К.492
Счет
Либретто
1787 Дон Жуан [в] Игривая драма
2 действия
итальянский Да Понте по мотивам Джованни Бертати. » «Дон Жуана Тенорио 3 сопрано, 1 тенор, 1 баритон, 3 баса, хор 29 октября 1787 г. [ах] Сословный театр , [есть] Прага К.527
Счет
Либретто
1789–90 Это то, что они все делают
( Женщины такие или Все женщины так делают ) [также]
Игривая драма
2 действия
итальянский С моста 3 сопрано, 1 тенор, 1 баритон, 1 бас, хор 26 января 1790 г. Бургтеатр , Вена К.588
Счет
Либретто
1790 Философский камень
( Философский камень )
( Пастиччио в сочинении Дж. Б. Хеннеберга , Ф. Герла , Б. Шака и Э. Шиканедера )
Зингшпиль
(сотрудничество)
2 действия
немецкий Эмануэль Шиканедер 3 сопрано, 2 тенора, 2 баритона, 1 бас, 1 говорящая партия 11 сентября 1790 г. Театр на Видене , Вена К.592а (дуэт «А теперь, сука дорогая, подвигайся со мной») ( партитура )
1791 Милосердие Тито
( Милосердие Тита )
Опера сериал
2 действия
итальянский Метастазио в редакции Катерино Маццола 2 сопрано, 2 меццо-сопрано, 1 тенор, 1 бас, хор [и] 6 сентября 1791 г. Сословный театр , Прага К.621
Счет
Либретто
1791 Волшебная флейта
( Волшебная флейта )
Зингшпиль
2 действия
немецкий Эмануэль Шиканедер 6 сопрано, 2 меццо-сопрано, 1 альт, 4 тенора, 1 баритон, 4 баса, хор 30 сентября 1791 г. Театр на Видене , Вена К.620
Счет
Либретто

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ За исключением «Философского камня» , для которого Моцарт написал только одну арию.
  2. Например, « текст Метастазио для Пастора» был написан в 1751 году и раньше был положен на музыку. [8]
  3. ^ Jump up to: а б Согласно некоторым недавним исследованиям, неизвестным итальянским поэтом, ответственным за текст, скорее всего, был Джузеппе Петроселлини , который первоначально подготовил его для Доменико Чимарозы оперы «Донне соперники » 1780 года. [11]
  4. Два случая, когда Моцарт уговаривал своих либреттистов изменить их творчество, см. в Die Entführung aus dem Serail (который цитирует переписку Моцарта по этому поводу) и Вареско .
  5. ^ «Gebotes» или «Gebottes» — это архаичные варианты написания современного слова «Gebots», которое регулярно используется в названии.
  6. ^ Кеньон начинает свой путеводитель по операм с «Аполлона и Гиацинта» ; [13] Кэрнс более или менее отрицает свою вину . [14] по-видимому, следуя точке зрения Эдварда Дж. Дента , цитируемой Осборном (1992 , стр. 27). Гроув также не называет «Шульдигкейт» оперой.
  7. Оба были написаны в 1768 году. Первое исполнение La finta semplice было отложено до мая 1779 года, тогда как Bastien und Bastienne , возможно, было исполнено в октябре 1768 года. Однако вполне возможно, что La finta semplice была написана первой. См. Осборн (1992 , стр. 37–38, 45).
  8. ^ Период написания оперы
  9. ^ Если не указано иное, эти описания взяты с титульных страниц Neue Mozart-Ausgabe . В тех случаях, когда английское значение неясно, дается английский эквивалент.
  10. ^ Краткое описание голосовых партий дано Осборном (1992) . В дополнительных примечаниях указаны роли, первоначально исполняемые кастратами.
  11. Если не указано иное, подробности первых выступлений приведены Осборном (1992) .
  12. ^ Номера Кёхеля относятся к Кёхеля Каталогу произведений Моцарта , подготовленному Людвигом фон Кёхелем и впервые опубликованному в 1862 году. Каталог несколько раз пересматривался, последний раз в 1964 году. Первый номер относится к K 1 , исходная нумерация; второй к К 6 с 1964 года.
  13. Если не указано иное, сведения о либреттистах приведены Осборном (1992).
  14. ^ Часть 2 — Михаэль Гайдн , Часть 3 — Антон Каэтан Адлгассер . [17]
  15. ^ Вейзер — наиболее вероятный из нескольких возможных авторов текста; см. Осборн (1992 , стр. 24–25).
  16. Премьера состоялась с участием исключительно мужского состава, партии сопрано и альта исполняли мальчики-певчие. [19]
  17. Текст взят из французской пародии « Les amours de Bastien et Bastienne» , произведения Жан-Жака Руссо : Le devin du Village , 1752. [20]
  18. ^ возможно, Вена, октябрь 1768 года, в саду доктора Франца Месмера ). Доктор Франц Антон Месмер был основателем формы гипнотерапии, известной как « месмеризм ». [21]
  19. Сопрано-партии Сифаре и Арбате, а также альтовая партия Фарнаса были написаны для кастратов . [22]
  20. ^ По-итальянски это переводится как festa teatrale . [23] Осборн (1992 , стр. 63) называет это «пасторальной оперой».
  21. Сопрано-роли Асканио и Фауно были написаны для кастратов. [24]
  22. ^ Подробности первого выступления неясны. Осборн (1992) называет даты «29 апреля или 1 мая», Кеньон (2006 , стр. 296) говорит: «Нет никаких записей, что это действительно было исполнено в 1772 году».
  23. Сопрано Сесилио было написано для кастрата. [25]
  24. Моцарт подготовил версию Зингшпиля « Притворный садовник» , выпущенную в Аугсбурге 1 мая 1780 года. Немецкая версия, теперь известная как «Садовник из любви », осталась популярной. [26] [27]
  25. Либретто ранее приписывалось Раньери де Кальзабиджи , отредактировано Марко Колтеллини , но теперь приписано Петроселлини . [28]
  26. Сопрано Рамиро было написано для кастрата.
  27. Сопрано-партия Аминты была написана для кастрата. [29]
  28. ^ Jump up to: а б с Не исполнялся при жизни Моцарта.
  29. ^ Точное местоположение не указано.
  30. Роль Идаманте, первоначально написанная для кастрата, была переписана Моцартом как теноровая роль в 1786 году. [30] Также роль Арбаса иногда исполняет тенор.
  31. ^ Одна говорящая роль моряка отсутствует в большинстве современных постановок.
  32. Два солистки-сопрано хора поют дуэт служанок «Amanti, Costanti» в финале третьего акта. [34]
  33. Полное название оперы — Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni , но, как утверждает Кеньон (2006 , стр. 326): «Бесполезно спорить с привычками оперных театров всего мира».
  34. Для венской премьеры, состоявшейся шесть месяцев спустя, были внесены некоторые изменения, в основном для того, чтобы приспособить диапазоны другой группы певцов. Современные спектакли обычно объединяют пражские и венские постановки. [35]
  35. ^ также известный как Ностиц -Театр и Театр Тыля.
  36. ^ Это приблизительный перевод с итальянского. Кэрнс (2006 , стр. 177) пишет: «Это то, что делают все женщины». Подзаголовок « La scola degli amanti » легче перевести как «Школа для влюбленных». [36] [37]
  37. Одна роль меццо-сопрано, изображающая мужского персонажа Аннио, изначально была кастратом, а теперь исполняется меццо. Роль Сесто (Секста) изначально была написана Моцартом для тенора, прежде чем он узнал, что она была отведена меццо-кастрату.

Источники

[ редактировать ]
  • Андраш Батта [ ху ] (редактор) (2000). Опера: композиторы, произведения, исполнители (английское изд.). Кёльн: Кенеманн. ISBN   3-8290-3571-3
  • Кэрнс, Дэвид (2006). Моцарт и его оперы . Лондон: Книги Пингвина. ISBN  0-14-029674-3 .
  • Делл'Антонио, Эндрю (1996). «Il Compositore Deluso: Фрагменты комической оперы Моцарта Lo Sposo Deluso (K424a/430)». В Стэнли Сэди (ред.). Вольфганг Амаде Моцарт: Очерки его жизни и творчества . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-816443-2 .
  • Холден, Энтони (2007). Человек, написавший Моцарта: Необыкновенная жизнь Лоренцо да Понте . Лондон: Феникс. ISBN  978-0-7538-2180-0 .
  • Кеньон, Николас (2006). Карманный путеводитель Pegasus по Моцарту . Нью-Йорк: Книги Пегаса. ISBN  1-933648-23-6 .
  • Левин, Роберт (27 ноября 2008 г.). «Размышления о Моцарте и обучение у Буланже» . Бостонский музыкальный разведчик .
  • Осборн, Чарльз (1992). Полное собрание опер Моцарта . Лондон: Виктор Голланц. ISBN  0-575-03823-3 .
  • Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: Нортон. ISBN  0-393-00653-0 .
  • Вебстер, Джеймс (2017). Джон А. Райс (ред.). Очерки оперы, 1750–1800 гг . Библиотека Эшгейтских эссе по оперным исследованиям (переиздание). Рутледж. ISBN  9781351567886 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e62e13a4cc959c1291303d0b4dd00047__1712859840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/47/e62e13a4cc959c1291303d0b4dd00047.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of operas by Wolfgang Amadeus Mozart - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)