Список опер Вольфганга Амадея Моцарта
Вольфганга Амадея Моцарта включают Оперы 22 музыкальные драмы в самых разных жанрах. [а] Они варьируются от небольших производных произведений его юности до полноценных опер его зрелости. Три произведения были заброшены до завершения и исполнялись лишь спустя много лет после смерти композитора. Все его зрелые произведения считаются классикой и никогда не выходили из репертуара оперных театров мира. [1]
, с самого раннего возраста Моцарт обладал По словам оперного аналитика Дэвида Кэрнса «необычайной способностью… схватывать и усваивать в новом встреченном стиле все, что (было) наиболее полезно для него». [2] В письме отцу от 7 февраля 1778 года Моцарт писал: «Как вы знаете, я могу более или менее перенять или имитировать любой вид и стиль композиции». [3] Он использовал этот дар, чтобы открыть новые горизонты, став одновременно «ассимилятором, усовершенствователем и новатором». [2] Таким образом, его ранние произведения следуют традиционным формам итальянской оперы-серии и оперы-буффа, а также немецкого Зингшпиля . В зрелом возрасте, по словам музыкального писателя Николаса Кеньона , он «усилил все эти формы богатством своего новаторства». [1] а в «Дон Жуане » он добился синтеза двух итальянских стилей, в том числе серийного персонажа в «Донне Анне», персонажей- буффа в «Лепорелло» и «Церлине» и смешанного персонажа «серия-буффа» в «Донне Эльвире». [1] Единственный среди композиторов, Моцарт все свои зрелые оперы, начиная с Идоменея» , заканчивал в тональности увертюры « . [4] [5]
Идеи и характеристики, представленные в ранних работах, впоследствии получили развитие и уточнение. Например, в более поздних операх Моцарта присутствует ряд запоминающихся, ярко выраженных женских персонажей, в частности так называемые «венские субретки», которые, по выражению оперного писателя Чарльза Осборна , «умудряются сочетать обаяние с управленческим инстинктом». [6] Музыкальный писатель и аналитик Готфрид Краус заметил, что все эти женщины присутствовали в качестве прототипов в более ранних операх; Бастьенна (1768) и Сандрина ( La finta giardiniera , 1774) являются прецедентами для более поздних Констанцы и Памины, в то время как фольга Сандрины Серпетта является предшественницей Блондинки, Сюзанны, Церлины и Деспины. [7]
Тексты Моцарта взяты из самых разных источников, а ранние оперы часто представляли собой адаптации существующих произведений. [б] Первым либреттистом , выбранным самим Моцартом, по-видимому, был Джамбаттиста Вареско для «Идоменея» в 1781 году. [9] Пять лет спустя он начал свое самое продолжительное сотрудничество с Лоренцо Да Понте , его «настоящим фениксом». [10] Некогда широко распространенная теория о том, что Да Понте был либреттистом отвергнутого «Lo sposo deluso» 1783/84 года, теперь в целом отвергнута. [с] Моцарт чувствовал, что как композитор он должен внести значительный вклад в содержание либретто, чтобы оно лучше всего соответствовало музыке. Музыковед Чарльз Розен пишет: «Вполне возможно, что да Понте понимал драматические потребности стиля Моцарта без подсказки; но до своего сотрудничества с да Понте Моцарт уже запугал нескольких либреттистов, заставив их дать ему драматические ансамбли, которые он любил». [12] [д]
Составление списка
[ редактировать ]Основание для включения
[ редактировать ]В список вошли все общепринятые театральные произведения, сочиненные Вольфгангом Амадеем Моцартом. В данном контексте «театральное» означает исполнение на сцене вокалистами, поющими в характере, в соответствии с ремарками. Некоторые источники приняли более конкретные критерии, что привело к исключению раннего «Священного зингшпиля» Die Schuldigkeit des ersten Gebots . [и] которую они классифицируют как ораторию . [ф] Однако, как ясно дает понять Осборн, либретто содержит ремарки, которые предполагают, что произведение было разыграно, а не просто исполнено, и формально оно описывается как «geistliches Singspiel» (священная игра с музыкой), а не как оратория. [15] Зингшпиль Der Stein der Weisen был написан в сотрудничестве с четырьмя другими композиторами, поэтому его авторство лишь частично приписывается Моцарту, написавшему только одну арию.
Последовательность
[ редактировать ]В целом список соответствует последовательности написания опер. Существует неясность относительно того, была ли «La finta semplice» написана до или после «Бастьена и Бастьенны» , и в некоторых списках первому отдается приоритет. [г] Тамос был написан двумя сегментами, первый из которых был написан в 1774 году, но указан в соответствии с его завершением в 1779–80 годах. «Волшебная флейта» и «Милосердие Тито» были написаны одновременно. «Волшебная флейта» была начата раньше и отложена для комиссии Тито . [16] которая была завершена и исполнена первой и обычно указывается как более ранняя работа, несмотря на более высокий номер в каталоге Кёхеля .
Список опер
[ редактировать ]Ключ: Неполная опера Совместная работа
Период [час] | Заголовок | Жанр и действия [я] | Либретто | Голосовые партии [Дж] | Премьера [к] | Кохель Нет. [л] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Только. | Либреттист [м] | Дата | Место проведения | |||||
1766–67 | Обязанность первой заповеди , часть 1 [н] ( Обязательство первой и главной заповеди) | Священный Зингшпиль (сотрудничество) | немецкий | Игнац фон Вайзер [the] | 3 сопрано, 2 тенора | 12 марта 1767 г. | Дворец архиепископа, Зальцбург | К.35 Счет Либретто |
1767 | Аполлон и Гиацинт ( Аполлон и Гиацинт ) | Музыка к латинской драме [18] | латинский | Руфинус Видль по Овидия . » «Метаморфозам | 2 высоких, 2 мальчика-альта, 1 тенор, 2 баса, хор [п] | 13 мая 1767 г. | Большой зал Зальцбургского университета | К.38 Счет |
1768 | Бастьен и Бастьен ( Бастьен и Бастьен ) | Зингшпиль 1 акт | немецкий | Ф. В. Вайскерн и Дж. Х. Мюллер [д] | 1 сопрано, 1 тенор, 1 бас | 2 октября 1890 г. [р] | Дом архитектора , Вильгельмштрассе 92, Берлин | K.50/46b Счет |
1768 | Самый простой финт ( Притворный простак ) | Веселая опера 3 действия | итальянский | Марко Колтеллини по мотивам Карло Гольдони | 3 сопрано, 2 тенора, 2 баса | 1 мая 1769 г. | Дворец архиепископа, Зальцбург | К.51/46а Счет |
1770 | Митридат, царь Понта ( Митридат, царь Понта ) | Опера сериал 3 действия | итальянский | В. А. Чигна-Санти , по мотивам Г. Парини перевода Расина » « Митридата | 4 сопрано, 1 альт, 2 тенора [с] | 26 декабря 1770 г. | Театр Реджио Дукале , Милан | К.87/74а Счет |
1771 | Асканио в Альбе ( Асканий в Альбе ) | фестиваль [т] 2 действия | итальянский | Джузеппе Парини | 4 сопрано, 1 тенор, хор [в] | 17 октября 1771 г. | Театр Реджио Дукале , Милан | К.111 Счет |
1772 | Мечта Сципиона ( Сон Сципиона ) | Театральное действо , или серенада драматическая 1 акт | итальянский | Метастазио по мотивам Сна Цицерона « о Сципионе». | 3 сопрано, 3 тенора, хор | 1 мая 1772 г. (вероятно) [v] | Дворец архиепископа, Зальцбург | К.126 Счет |
1772 | Лусио Силла | Драма для музыки 3 действия | итальянский | Джованни де Гамерра в редакции Метастазио | 4 сопрано, 2 тенора, хор [В] | 26 декабря 1772 г. | Театр Реджио Дукале , Милан | К.135 Счет |
1774–75 | Фальшивый садовник ( Притворная садовница ) | Игривая драма 3 действия [х] | итальянский | Вероятно, Джузеппе Петроселлини. [и] | 4 сопрано, 2 тенора, 1 бас, хор [С] | 13 января 1775 г. | Театр Сальватор , Мюнхен | К.196 Счет |
1775 | Король-пастух ( Король-пастух ) | Серенада 2 действия | итальянский | Метастазио с поправками Вареско на основе Тассо . Аминты [8] | 3 сопрано, 2 тенора [аа] | 23 апреля 1775 г. | Дворец архиепископа, Зальцбург | К.208 Счет |
1773, 1779 | Тамос, царь Египта ( Тамос, царь Египта ) | Хоры и антракты к героической драме. | немецкий | Тобиас Филипп фон Геблер | Сопрано, альт, тенор, бас (хор и солисты) | 4 апреля 1774 г. (два припева) | Театр Кернтнертор , Вена | К.345/336а Счет |
1779–80 (полный) | Зальцбург | |||||||
1779–80 | Оно сбивается с пути | Зингшпиль (неполный) | немецкий | Иоганн Андреас Шахтнер | 1 сопрано, 2 тенора, 2 баса, мини-хор из 4 теноров, 1 говорящая партия. | 27 января 1866 г. [аб] | Франкфурт [и] | К.344/336б Счет |
1780–81 | Идоменей, царь Крита ( Идоменей, царь Крита ) | Драма для музыки 3 действия | итальянский | Вареско , по мотивам оперы Антуана Данше « Идоменея ». | 3 сопрано, 1 меццо-сопрано, 4 тенора, 1 баритон, 2 баса, хор [объявление] | 29 января 1781 г. | Придворный театр (ныне театр Кювилье ), Мюнхен | К.366 Счет |
1781–82 | Похищение из Сераля ( Похищение из Сераля ) | Зингшпиль 3 действия | немецкий | Готлиб Стефани по мотивам произведения К. Бретцнера « Бельмонт и Констанца, или Похищение из сераля». | 2 сопрано, 2 тенора, 1 бас, 2 говорящие партии [но] | 16 июля 1782 г. | Бургтеатр , Вена | К.384 Счет Либретто |
1783 | Каирский гусь ( Каирский гусь ) | Игривая драма (неполный) 3 действия | итальянский | Вареско | (Предварительно) 4 сопрано, 2 тенора, 2 баса, хор | 6 июня 1867 г. [аб] | Театр фантазий-Парижан , Париж | К.422 Счет |
1783–84 | Разочарованный жених ( Обманутый жених ) | Веселая опера (неполный) 2 действия | итальянский | Неизвестный. Когда-то приписывался Да Понте [31] но, возможно, это был Джузеппе Петроселлини . [с] [32] | (Предварительно) 3 сопрано, 2 тенора, 2 баса | 6 июня 1867 г. [33] [аб] | Театр фантазий-Парижан , Париж | К.430/424а Счет |
1786 | Исполняющий обязанности директора ( Импресарио ) | Шуточная певческая игра 1 акт | немецкий | Готлиб Стефани | 2 сопрано, 1 тенор, 1 бас, 6 говорящих партий. | 7 февраля 1786 г. | Дворец Шенбрунн , Вена | К.486 Счет |
1785–86 | Женитьба Фигаро ( «Женитьба Фигаро» ) | Веселая опера 4 действия | итальянский | Да Понте по мотивам Бомарше произведения « Безумный день, или Женитьба Фигаро». | 5 сопрано, 2 тенора, 1 баритон, 3 баса, хор [из] | 1 мая 1786 г. | Бургтеатр , Вена | К.492 Счет Либретто |
1787 | Дон Жуан [в] | Игривая драма 2 действия | итальянский | Да Понте по мотивам Джованни Бертати. » «Дон Жуана Тенорио | 3 сопрано, 1 тенор, 1 баритон, 3 баса, хор | 29 октября 1787 г. [ах] | Сословный театр , [есть] Прага | К.527 Счет Либретто |
1789–90 | Это то, что они все делают ( Женщины такие или Все женщины так делают ) [также] | Игривая драма 2 действия | итальянский | С моста | 3 сопрано, 1 тенор, 1 баритон, 1 бас, хор | 26 января 1790 г. | Бургтеатр , Вена | К.588 Счет Либретто |
1790 | Философский камень ( Философский камень ) ( Пастиччио в сочинении Дж. Б. Хеннеберга , Ф. Герла , Б. Шака и Э. Шиканедера ) | Зингшпиль (сотрудничество) 2 действия | немецкий | Эмануэль Шиканедер | 3 сопрано, 2 тенора, 2 баритона, 1 бас, 1 говорящая партия | 11 сентября 1790 г. | Театр на Видене , Вена | К.592а (дуэт «А теперь, сука дорогая, подвигайся со мной») ( партитура ) |
1791 | Милосердие Тито ( Милосердие Тита ) | Опера сериал 2 действия | итальянский | Метастазио в редакции Катерино Маццола | 2 сопрано, 2 меццо-сопрано, 1 тенор, 1 бас, хор [и] | 6 сентября 1791 г. | Сословный театр , Прага | К.621 Счет Либретто |
1791 | Волшебная флейта ( Волшебная флейта ) | Зингшпиль 2 действия | немецкий | Эмануэль Шиканедер | 6 сопрано, 2 меццо-сопрано, 1 альт, 4 тенора, 1 баритон, 4 баса, хор | 30 сентября 1791 г. | Театр на Видене , Вена | К.620 Счет Либретто |
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ За исключением «Философского камня» , для которого Моцарт написал только одну арию.
- ↑ Например, « текст Метастазио для Пастора» был написан в 1751 году и раньше был положен на музыку. [8]
- ^ Jump up to: а б Согласно некоторым недавним исследованиям, неизвестным итальянским поэтом, ответственным за текст, скорее всего, был Джузеппе Петроселлини , который первоначально подготовил его для Доменико Чимарозы оперы «Донне соперники » 1780 года. [11]
- ↑ Два случая, когда Моцарт уговаривал своих либреттистов изменить их творчество, см. в Die Entführung aus dem Serail (который цитирует переписку Моцарта по этому поводу) и Вареско .
- ^ «Gebotes» или «Gebottes» — это архаичные варианты написания современного слова «Gebots», которое регулярно используется в названии.
- ^ Кеньон начинает свой путеводитель по операм с «Аполлона и Гиацинта» ; [13] Кэрнс более или менее отрицает свою вину . [14] по-видимому, следуя точке зрения Эдварда Дж. Дента , цитируемой Осборном (1992 , стр. 27). Гроув также не называет «Шульдигкейт» оперой.
- ↑ Оба были написаны в 1768 году. Первое исполнение La finta semplice было отложено до мая 1779 года, тогда как Bastien und Bastienne , возможно, было исполнено в октябре 1768 года. Однако вполне возможно, что La finta semplice была написана первой. См. Осборн (1992 , стр. 37–38, 45).
- ^ Период написания оперы
- ^ Если не указано иное, эти описания взяты с титульных страниц Neue Mozart-Ausgabe . В тех случаях, когда английское значение неясно, дается английский эквивалент.
- ^ Краткое описание голосовых партий дано Осборном (1992) . В дополнительных примечаниях указаны роли, первоначально исполняемые кастратами.
- ↑ Если не указано иное, подробности первых выступлений приведены Осборном (1992) .
- ^ Номера Кёхеля относятся к Кёхеля Каталогу произведений Моцарта , подготовленному Людвигом фон Кёхелем и впервые опубликованному в 1862 году. Каталог несколько раз пересматривался, последний раз в 1964 году. Первый номер относится к K 1 , исходная нумерация; второй к К 6 с 1964 года.
- ↑ Если не указано иное, сведения о либреттистах приведены Осборном (1992).
- ^ Часть 2 — Михаэль Гайдн , Часть 3 — Антон Каэтан Адлгассер . [17]
- ^ Вейзер — наиболее вероятный из нескольких возможных авторов текста; см. Осборн (1992 , стр. 24–25).
- ↑ Премьера состоялась с участием исключительно мужского состава, партии сопрано и альта исполняли мальчики-певчие. [19]
- ↑ Текст взят из французской пародии « Les amours de Bastien et Bastienne» , произведения Жан-Жака Руссо : Le devin du Village , 1752. [20]
- ^ возможно, Вена, октябрь 1768 года, в саду доктора Франца Месмера ). Доктор Франц Антон Месмер был основателем формы гипнотерапии, известной как « месмеризм ». [21]
- ↑ Сопрано-партии Сифаре и Арбате, а также альтовая партия Фарнаса были написаны для кастратов . [22]
- ^ По-итальянски это переводится как festa teatrale . [23] Осборн (1992 , стр. 63) называет это «пасторальной оперой».
- ↑ Сопрано-роли Асканио и Фауно были написаны для кастратов. [24]
- ^ Подробности первого выступления неясны. Осборн (1992) называет даты «29 апреля или 1 мая», Кеньон (2006 , стр. 296) говорит: «Нет никаких записей, что это действительно было исполнено в 1772 году».
- ↑ Сопрано Сесилио было написано для кастрата. [25]
- ↑ Моцарт подготовил версию Зингшпиля « Притворный садовник» , выпущенную в Аугсбурге 1 мая 1780 года. Немецкая версия, теперь известная как «Садовник из любви », осталась популярной. [26] [27]
- ↑ Либретто ранее приписывалось Раньери де Кальзабиджи , отредактировано Марко Колтеллини , но теперь приписано Петроселлини . [28]
- ↑ Сопрано Рамиро было написано для кастрата.
- ↑ Сопрано-партия Аминты была написана для кастрата. [29]
- ^ Jump up to: а б с Не исполнялся при жизни Моцарта.
- ^ Точное местоположение не указано.
- ↑ Роль Идаманте, первоначально написанная для кастрата, была переписана Моцартом как теноровая роль в 1786 году. [30] Также роль Арбаса иногда исполняет тенор.
- ^ Одна говорящая роль моряка отсутствует в большинстве современных постановок.
- ↑ Два солистки-сопрано хора поют дуэт служанок «Amanti, Costanti» в финале третьего акта. [34]
- ↑ Полное название оперы — Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni , но, как утверждает Кеньон (2006 , стр. 326): «Бесполезно спорить с привычками оперных театров всего мира».
- ↑ Для венской премьеры, состоявшейся шесть месяцев спустя, были внесены некоторые изменения, в основном для того, чтобы приспособить диапазоны другой группы певцов. Современные спектакли обычно объединяют пражские и венские постановки. [35]
- ^ также известный как Ностиц -Театр и Театр Тыля.
- ^ Это приблизительный перевод с итальянского. Кэрнс (2006 , стр. 177) пишет: «Это то, что делают все женщины». Подзаголовок « La scola degli amanti » легче перевести как «Школа для влюбленных». [36] [37]
- ↑ Одна роль меццо-сопрано, изображающая мужского персонажа Аннио, изначально была кастратом, а теперь исполняется меццо. Роль Сесто (Секста) изначально была написана Моцартом для тенора, прежде чем он узнал, что она была отведена меццо-кастрату.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кеньон 2006 , стр. 283–285.
- ^ Jump up to: а б Кэрнс 2006 , с. 11.
- ^ Кэрнс 2006 , с. 17.
- ^ Вебстер 2017 , с. 216.
- ^ Левин 2008 .
- ^ Осборн 1992 , стр. 191–192.
- ^ Кеньон 2006 , стр. 302.
- ^ Jump up to: а б Кеньон 2006 , с. 303.
- ^ Кеньон 2006 , с. 308.
- ^ Письмо отцу, ок. 1774 г., в Холдене (2007 г. , стр. xv)
- ^ Делл'Антонио 1996 , стр. 404–405, 415.
- ^ Розен 1997 , с. 155.
- ^ Кеньон 2006 , с. 287.
- ^ Кэрнс 2006 , с. 24.
- ^ Осборн 1992 , с. 26.
- ^ Осборн 1992 , с. 300.
- ^ Осборн 1992 , с. 16.
- ^ Кеньон 2006 , с. 288.
- ^ Осборн 1992 , с. 32.
- ^ Кеньон 2006 , с. 291.
- ^ Батта 2000 , с. 343.
- ^ Осборн 1992 , с. 59.
- ^ Кеньон 2006 , с. 294.
- ^ Осборн 1992 , с. 69.
- ^ Осборн 1992 , с. 86.
- ^ Кеньон 2006 , стр. 300–301.
- ^ Осборн 1992 , с. 97.
- ^ Кеньон 2006 , с. 300.
- ^ Осборн 1992 , с. 105.
- ^ Осборн 1992 , с. 155.
- ^ Осборн 1992 , стр. 208–209.
- ^ Делл'Антонио 1996 , с. 415.
- ^ Осборн 1992 , с. 207.
- ^ Осборн 1992 , с. 251.
- ^ Осборн 1992 , с. 268.
- ^ Кэрнс 2006 , с. 176.
- ^ Осборн 1992 , с. 281.
Источники
[ редактировать ]- Андраш Батта (редактор) (2000). Опера: композиторы, произведения, исполнители (английское изд.). Кёльн: Кенеманн. ISBN 3-8290-3571-3
- Кэрнс, Дэвид (2006). Моцарт и его оперы . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0-14-029674-3 .
- Делл'Антонио, Эндрю (1996). «Il Compositore Deluso: Фрагменты комической оперы Моцарта Lo Sposo Deluso (K424a/430)». В Стэнли Сэди (ред.). Вольфганг Амаде Моцарт: Очерки его жизни и творчества . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816443-2 .
- Холден, Энтони (2007). Человек, написавший Моцарта: Необыкновенная жизнь Лоренцо да Понте . Лондон: Феникс. ISBN 978-0-7538-2180-0 .
- Кеньон, Николас (2006). Карманный путеводитель Pegasus по Моцарту . Нью-Йорк: Книги Пегаса. ISBN 1-933648-23-6 .
- Левин, Роберт (27 ноября 2008 г.). «Размышления о Моцарте и обучение у Буланже» . Бостонский музыкальный разведчик .
- Осборн, Чарльз (1992). Полное собрание опер Моцарта . Лондон: Виктор Голланц. ISBN 0-575-03823-3 .
- Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-00653-0 .
- Вебстер, Джеймс (2017). Джон А. Райс (ред.). Очерки оперы, 1750–1800 гг . Библиотека Эшгейтских эссе по оперным исследованиям (переиздание). Рутледж. ISBN 9781351567886 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дент, Эдвард Дж. (1973). Оперы Моцарта: критическое исследование . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-284001-0 .
- Хартц, Дэниел , изд. (1990). Оперы Моцарта . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07872-1 .
- Манн, Уильям (1986). Оперы Моцарта . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-31135-9 .
- Лэндон, Х.К. Роббинс (1990). 1791: Последний год Моцарта . Лондон: Фонтана. ISBN 0-00-654324-3 .
- Стептоу, Эндрю (1988). Оперы Моцарта-Да Понте . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816221-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Новое издание Моцарта » [ Новое издание Моцарта ]. Медвежий наездник .
- Либретти оперы , критические издания , дипломатические издания , оценка источника (только на немецком языке), ссылки на онлайн-записи DME; Цифровое издание Моцарта