Аполлон и Гиацинт
Аполлон и Гиацинт | |
---|---|
Опера Моцарта В. А. | |
![]() Композитор 1777 года работы неизвестного художника. | |
Либреттист | Руфинус Видл |
Язык | латинский |
На основе | Овидия Метаморфозы |
Премьера | 1767 Бенедиктинский университет , Зальцбург |
«Аполлон и Гиацинт» , К. 38, — опера, написанная в 1767 году Вольфгангом Амадеем Моцартом , которому в то время было 11 лет. Это первая настоящая опера Моцарта (если учесть, что «Die Schuldigkeit des ersten Gebots» — это просто священная драма). Он в трёх действиях. Как следует из названия, опера основана на греческом мифе о Гиацинте и Аполлоне , рассказанном римским поэтом Овидием в его «Метаморфозах» . Интерпретируя это произведение, Руфинус Видль написал либретто на латыни.
История
[ редактировать ]После заметного успеха в других регионах Европы Моцарту было поручено сочинить пьесу для Бенедиктинского университета в его родном городе Зальцбурге . Отец Моцарта, Леопольд , имел известное имя в университете, так как многие из его учеников были зачислены в университетскую среднюю школу, где театр играл большую роль в учебной программе. [1]
Первая встреча Моцарта с университетом произошла в возрасте пяти лет, 1 и 3 сентября 1761 года, когда он появился в массовке в Якоба Антона Виммера и Иоганна Эрнста Эберлина латинской драме «Sigismundes Hungariae Rex» . Хотя Моцарта часто посещали в университете, его никогда не зачисляли в качестве студента.

«Аполлон и Гиацинт» были частью гораздо более крупного произведения, которое вызвало споры о том, можно ли считать это произведение первым «оперным произведением» Моцарта. Многие историки считают ее оперной, поскольку это светская драма, составленная из пяти арий , двух дуэтов, хора и трио, связанных речитативом . Однако она была частью ежегодной «последней комедии» в конце семестра и даже не получила отличительного названия до тех пор, пока сестра Моцарта Наннерль не внесла ее в каталог ранних произведений своего сына Леопольда под названием «Аполлон и Гиацинт» после смерти композитора. В университете было принято ставить короткие музыкальные драмы, или « интермедиа », в перерывах между актами большой пьесы. Этот конкретный спектакль представлял собой пятиактную трагедию «Клементия Кроези» , написанную университетским профессором философии Руфиниусом Видлем. Основное произведение и интермедиа Моцарта были разработаны Видлем, чтобы объединить общие мотивы и темы. Трагедия Видля связана со случайной смертью сына короля Лидии в результате неуместного броска копья. Работа Моцарта соответствовала этой теме, представив историю, впервые рассказанную Еврипид . В оригинальной истории Аполлон случайно убивает своего возлюбленного, мальчика по имени Гиацинт , одним из своих шальных бросков диска. Метание диска было поддержано соперником Аполлона Зефиром , завидовавшим его роману с Гиацинтом. Убитый горем Аполлон заставляет великолепный цветок могилу Гиацинта распустить . Отец Руфиний сохранил контуры этого сюжета, но удалил спорные темы гомосексуального любовного треугольника , добавив двух новых персонажей: отца Гиацинта Эбала и его сестру Мелию, новый источник любви Аполлона и ревности Зефира. Спектакль имел большой успех, но при жизни композитора был исполнен лишь один раз.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав [а] |
---|---|---|
Эбал, король Лакедемонии | тенор | Превосходный и эрудированный господин Маттиас Штадлер, студент морального богословия и права: 22 года. |
Мелия, дочь Эбала | мальчик-сопрано ( в трансвестите ) | Феликс Фукс, певчий капеллы и студент первого курса: 15 лет. |
Гиацинт, сын Эбала | мальчик сопрано | Кристиан Энцингер, хорист капеллы и студент первого курса: 12 лет. |
Аполлон, которого Эбал развлекал в качестве своего гостя | мальчик контральто | Иоганн Эрнст, певчий капеллы: 12 лет. |
Зефир, доверие Гиацинта | мальчик контральто | Джозеф Вондертон, ученик четвертого курса: 17 лет. |
Первый жрец Аполлона | бас | Йозеф Брандл, ученик поэтического класса: 18 лет. |
Второй жрец Аполлона | бас | Якоб Мозер, ученик четвертого курса: 16 лет. |
- ↑ Оригинальный состав по либретто типографа и книготорговца Зальцбургского университета Йозефа Майра. [ нужна ссылка ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Акт 1. После короткой интрады ре мажор произведение открывается прологом, в котором Гиацинт признается Зефиру в привязанности юноши к Аполлону и в ревности Зефира. Затем король Эбал и Мелия появляются у алтаря, где готовят жертву Аполлону. Вскоре надвигается буря, разрушающая алтарь молнией. Сын Эбала уверяет его, что они не сделали ничего, что могло бы вызвать гнев Аполлона. Ближе к концу пролога появляется Аполлон, переодетый пастырем. Он объявляет, что Юпитер изгнал его, и просит дружбы Эбалуса, которую ему быстро дают. Вскоре между Мелией и Аполлоном возникает взаимное влечение, и он требует доказательств ее любви к нему.
Акт 2 - Эбал сообщает Мелии, что Аполлон просил ее руки, и Мелия очень рада. Однако вскоре приходит Зефир и сообщает ужасную новость о том, что, играя в лесу, Аполлон бросил диск и смертельно ударил Гиацинта по голове. Эбал в ярости приказывает изгнать Аполлона из его царства. Зефир, обращаясь к публике, признает свою вину, но охотно подчиняется приказу Эбала, а затем начинает заигрывать с Мелией в отсутствие Аполлона. Мелия отказывается принимать во внимание ухаживания Зефира. Пока он делает эти неуместные заигрывания с Мелией, появляется Аполлон, заявляет о своей невиновности и превращает Зефира в ветер. Мелия все еще считает Аполлона убийцей ее брата и теперь начинает отрицать ухаживания Аполлона.
Акт 3. Заключительный акт начинается с последних вздохов Гиацинта, где он описывает настоящую причину своего убийства своему отцу. Эбалус осознает вину Зефира, наблюдая, как умирает его собственный сын. Затем входит Мелия и говорит отцу, что она отреклась от Аполлона, прежде чем узнает о вине Зефира. Эбал и Мелия погрязли в своем несчастье и потере благосклонности своего бога-защитника, прежде чем снова появляется Аполлон, утверждая, что любовь вынудила его вернуться в Мелию. Затем из могилы Гиацинта поднимаются красивые цветы, Аполлон и Мелия обручены, и Аполлон гарантирует, что королевство будет вечно процветать под его защитой.
Музыкальные характеристики
[ редактировать ]Большинство арий в этом произведении воплощают эмоциональные состояния, заложенные в речитативах . Большинство из них представляют собой арии да капо , которые повторяют текст и музыку раздела A сразу после контрастного раздела B. Однако иногда Моцарт убирает повтор; например, короткая ария ми мажор Аполлона , завершающая пролог, заканчивается инструментальной ритурнелью , но без повтора текста певца. Однако наиболее впечатляющими произведениями в этой работе, возможно, являются те, в которых фигурируют несколько персонажей. Эти произведения демонстрируют твердое понимание приемов драматической композиции XVIII века одиннадцатилетним Моцартом. Трогательный дуэт до мажор между Эбалусом и Мелией представляет собой необыкновенную композицию, отличающуюся цельным стилем и соблазнительными оркестровыми эффектами, такими как приглушенные скрипки, под которые остальные струнные играют пиццикато . Сцена, открывающая второй припев, - это смерть Гиацинта в присутствии своего отца. Это произведение является блестящим примером драматической функции музыки, а также первым примером сопровождаемого речитатива во всей музыке Моцарта. [2] [3]
Записи
[ редактировать ]Премьера записи оперы состоялась в 1982 году с актерским составом во главе с Арлин Огер и Эдит Матис под руководством Леопольда Хагера в рамках его цикла ранних опер Моцарта для Deutsche Grammophon . Запись была переиздана в 1991 году как 26-й том Complete Mozart Edition .
- 1990 - Джон Дики (Эбал), Венцеслава Груба-Фрейбергер (Мелия), Арно Рауниг (Гиацинт), Ральф Попкен (Аполлон), Аксель Кёлер (Зефир) - Хор Лейпцигского радио , Симфонический оркестр Лейпцигского радио , Макс Поммер - 2 компакт-диска Edel Records
- 1991 - Энтони Рольф Джонсон (Эбал), Арлин Огер (Мелия), Эдит Матис (Гиацинт), Корнелия Вулкопф (Аполлон), Ханна Шварц (Зефир) - Зальцбургский Каммерхор, Оркестр Моцартеум Зальцбург , Леопольд Хагер - 2 компакт-диска Philips Records
- 2006 - Роберт Морваи (Эбал), Антония Буэрве (Мелия), Анна Хаазе (Гиацинт), Даниэль Лагер (Аполлон), Алон Харари (Зефир) - Европейские камерные солисты, Николь Мэтт - 2 компакт-диска Brilliant Classics
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ангермюллер, Рудольф [на немецком языке] (1988). Оперы Моцарта . Нью-Йорк: Риццоли. стр. 15–17.
- ^ Эйзен, Клифф ; Киф, Саймон П. (2006). Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Осборн, Чарльз (1978). Полное собрание опер Моцарта: Критическое руководство . Нью-Йорк: Атенеум.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аполлон и Гиацинт : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe
- Apollo et Hyacinthus : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Латинское либретто и английский перевод , stuif.com
- Аполлон и Гиацинт К. 38 , Все о Моцарте
- Аполлон и Гиацинт Opera-arias.com