Ария Царицы Ночи
« Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen » («Месть ада кипит в моем сердце»), обычно сокращенно « Der Hölle Rache », — ария в исполнении Царицы Ночи, партия колоратурного сопрано , во втором акте оперы Моцарта . опера «Волшебная флейта» ( Die Zauberflöte ). На нем изображен приступ мстительного гнева, в котором Королева Ночи вкладывает нож в руку своей дочери Памины и призывает ее убить Зарастро, соперницу Королевы, иначе она отречется и проклянет Памину.
Запоминающаяся своим стаккато в верхнем регистре , стремительная и угрожающе грандиозная «Der Hölle Rache» — одна из самых известных из всех оперных арий. Эту арию ярости часто называют арией Королевы Ночи , хотя ранее в опере Королева поет другую выдающуюся арию: « O zittre nicht, mein Liiber Sohn ».
Либретто
[ редактировать ]Немецкое либретто « Волшебной флейты» написал Эмануэль Шиканедер , который также руководил театральной труппой, представившей произведение и создавшей роль Папагено.
Адская месть кипит в моем сердце,
Смерть и отчаяние пылают вокруг меня!
Разве Зарастро не испытывает из-за тебя боли смерти,
Итак, ты больше не моя дочь:
Быть изгнанным навсегда,
Будь покинут навсегда,
Быть разбитым навсегда
Все узы природы.
Если бы не ты, Зарастро побледнеет!
Услышьте, боги мести, услышьте клятву матери! [2]
Адская месть кипит в моем сердце,
Смерть и отчаяние пылают вокруг меня!
Если Зарастро не почувствует через тебя боль смерти,
Тогда ты больше не будешь моей дочерью:
Отрекайся от тебя навсегда,
Покинутый ты навсегда,
Разрушен навсегда
Все узы природы.
Если не через тебя, Зарастро побледнеет!
Услышьте, боги мести, услышьте материнскую клятву!
В метрическом отношении текст состоит из четверостишия пятистопным ямбом ( необычно для этой оперы, которая в основном написана четырехстопным ямбом ), за которым следует четверостишие трехстопным ямбом , а затем последнее пятистопное двустишие. Схема рифмы: [ABAB][CCCD][ED].
Музыка
[ редактировать ]Ария написана ре минор и рассчитана для пар флейт , гобоев , фаготов , валторн фа фа и труб , а также литавр и струнной секции . Это более крупный оркестр, чем в «O zittre nicht», и в него входят все исполнители оперы в целом, кроме кларнетов и тромбонов .
Ария известна как произведение, требующее хорошего исполнения. охватывает Вокальный диапазон две октавы , от F 4 до F 6 , и требует очень высокой тесситуры , от A 4 до C 6 . [3]
Томас Бауман выразил особое восхищение одним моментом в партитуре. В кульминации арии королева поет слова «Hört, hört, hört!» соло, в чередовании с громкими аккордами оркестра. Первые два слога поются на ре и фа, предлагая слушателю третий слог на ля, завершающий трезвучие ре минор. Но, как пишет Бауман:
Мастерский ход Моцарта — это трансформация, которую он осуществил, перейдя от третьей ступени к бемольной шестой, а не к пятой. ... Как бы часто ни слышали этот отрывок ... музыкальная логика заставляет ожидать, что после D и F будет A. Но вместо этого Королева поет ужасающую B ♭ . [4]
Эффект сопровождается неожиданной неаполитанской гармонией оркестра: все скрипки играют в унисон на высокой струне G, чтобы усилить звук. [5]
История выступлений
[ редактировать ]Первой певицей, исполнившей арию на сцене, была невестка Моцарта Йозефа Хофер , которой в то время было 32 года. Судя по всему, Хофер обладал необыкновенным верхним регистром и подвижным голосом, и, очевидно, Моцарт, будучи знаком с вокальными данными Хофера, написал две арии блокбастера, чтобы продемонстрировать это.
Анекдот времен Моцарта свидетельствует о том, что сам композитор был очень впечатлен игрой своей невестки. Эта история взята из письма композитора Игнаца фон Зейфрида 1840 года и повествует о событии последней ночи жизни Моцарта - 4 декабря 1791 года, через пять недель после первого (очень успешного) показа оперы. следующее По словам Сейфрида, умирающий Моцарт прошептал своей жене Констанце :
Тихо, тихо! Хофер только что получает высшую двойку; – сейчас моя невестка поет свою вторую арию «Der Hölle Rache»; как сильно она ударяет и держит си-бемоль: «Хёрт! хёрт! хёрт! дер Муттер Швур! [6]
В наше время ряд известных сопрано исполнили или записали эту арию. Джун Андерсон поет ее в фильме «Амадей» . Ария также была фаворитом сопрано-любителя Флоренс Фостер Дженкинс .
Запись арии Эдды Мозер в сопровождении Баварской государственной оперы под управлением Вольфганга Заваллиша включена в сборник музыки с Земли на космических кораблях «Вояджер-1» и «Вояджер-2» . [7]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ « Волшебная флейта », подробности спектакля . Архив Метрополитен-опера . 10 января 1991 г. CID: 303070 . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Месть ада кипит в моем сердце» , NMA
- ^ Подробности об Арии , База данных Арии
- ^ Бауман, Томас (1995) Опера и Просвещение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 284.
- ^ НМА Оценка
- ^ Цитируется по немецкому языку (1965 , стр. 556). Информацию о B ♭, о которой говорил Моцарт, см. в обсуждении Баумана выше. В оригинале на немецком языке написано: "Тише, еще! Вот Хофер берет высокое фа; - вот невестка поет свою вторую арию: "Der Hölle Rache"; как сильно она бьет си и терпит: "Слушай! слушай!" ! Слушай! дер Материнский обет!»». Источник: «Заслуги г-на Шиканедера» , Hamburger Abendblatt (3 января 1994 г.) (на немецком языке). [ мертвая ссылка ]
- ^ Golden Record - Музыка с Земли , Лаборатория реактивного движения
Источники
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Издательство Стэнфордского университета].
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Адская месть кипит в моем сердце : партитура в новом издании Моцарта
- «Месть ада кипит в моем сердце» : из «Волшебной флейты» , автограф-рукописи Моцарта в Берлинской государственной библиотеке.
- Анализ , обсуждение: Рианнон Гидденс , Кэтрин Льюек, Кэролин Эббейт , Ян Сваффорд , Тимоти Феррис ; WQXR-FM , подкаст в WNYC Studios (26:00)
- Эдда Мозер: «Месть ада» на YouTube
- Несколько записей в New Mozart Edition.