Отто Клемперер
Отто Клемперер | |
---|---|
![]() Клемперер ок. 1920 год | |
Рожденный | Отто Носсан Клемперер 14 мая 1885 г. Бреслау , Германия |
Умер | 6 июля 1973 г. Цюрих , Швейцария | ( 88 лет
Национальность |
|
Род занятий | Дирижер, композитор |
Супруг | |
Дети | Вернер и Лотте |
Отто Носсан Клемперер (14 мая 1885 - 6 июля 1973) был немецким дирижером и композитором, первоначально жившим в Германии, затем в США, Венгрии и, наконец, в Великобритании. Свою карьеру он начал как оперный дирижер, однако позже он был более известен как дирижёр симфонической музыки .
Ученик композитора и дирижера Густава Малера , с 1907 года Клемперер был назначен на все более высокие дирижерские должности в оперных театрах Германии и ее окрестностей. С 1929 по 1931 год он был директором Кролл-оперы в Берлине, где представлял новые произведения и авангардные постановки классиков. Он был из еврейской семьи, и приход к власти нацистов заставил его покинуть Германию в 1933 году. Вскоре после этого он был назначен главным дирижером филармонии Лос-Анджелеса и дирижировал другими американскими оркестрами, в том числе Симфоническим оркестром Сан-Франциско , Новым оркестром. Йоркский филармонический оркестр , а затем Питтсбургский симфонический оркестр , который он реорганизовал в постоянный ансамбль.
В конце 1930-х годов Клемперер заболел опухолью головного мозга. Операция по его удалению прошла успешно, но он остался хромым и частично парализованным на правой стороне. На протяжении всей жизни он страдал биполярным расстройством , а после операции пережил интенсивную маниакальную фазу болезни, а затем длительный период тяжелой депрессии. Его карьера была серьезно подорвана и полностью не восстановилась до середины 1940-х годов. С 1947 по 1950 год он занимал должность музыкального руководителя Венгерской государственной оперы в Будапеште.
Дальнейшая карьера Клемперера сосредоточилась в Лондоне. В 1951 году он начал сотрудничество с Филармоническим оркестром . К тому времени он был более известен своим чтением основного немецкого симфонического репертуара, чем экспериментальной современной музыкой. Он давал концерты и сделал почти 200 записей с Филармонией и ее преемницей, Новой Филармонией, вплоть до выхода на пенсию в 1972 году. Его подход к Моцарту был таким: не всем нравился, некоторые считали его тяжелым, но он стал широко считаться самым авторитетным интерпретатором симфоний Бетховена , Брамса , Брукнера и Малера.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Отто Носсан [n 1] Клемперер родился 14 мая 1885 года в Бреслау, провинция Силезия , на территории тогдашней имперской немецкой земли Пруссия ; город сейчас Вроцлав , Польша. Он был вторым ребенком и единственным сыном Натана Клемперера и его жены Иды, урожденной Натан. [2] [n 2] Первоначально фамилия была Клоппер, но была изменена на Клемперер в 1787 году в ответ на указ австрийского императора Иосифа II, направленный на ассимиляцию евреев в христианское общество . [4] Натан Клемперер был родом из Йозефова , гетто богемного ; города Праги Ида была из более зажиточной еврейской семьи в Гамбурге . [5] Оба родителя были музыкальными людьми: Натан пел, а Ида играла на фортепиано. [6]
Когда Клемпереру было четыре года, семья переехала из Бреслау в Гамбург, где Натан зарабатывал на скромную жизнь, работая на коммерческих должностях, а его жена давала уроки игры на фортепиано. [7] Еще в жизни Клемперера было решено, что он станет профессиональным музыкантом, и когда ему было около пяти лет, он начал брать уроки игры на фортепиано со своей матерью. [8] В консерватории Хоха во Франкфурте он изучал игру на фортепиано у Джеймса Кваста и теорию у Ивана Кнорра. [9] Кваст переехал в Берлин, сначала в консерваторию Клиндворта-Шарвенки, а затем в консерваторию Штерна . Клемперер следил за ним при каждом движении и позже приписал ему всю основу своего музыкального развития. [10] Среди других учителей Клемперера был Ганс Пфицнер , у которого он изучал композицию и дирижирование. [9]
Густав Малер рекомендует г-на Клемперера как выдающегося музыканта, который, несмотря на молодость, уже очень опытен и предназначен для дирижерской карьеры. Он ручается за успешный исход любого испытательного срока и с радостью предоставит дополнительную информацию лично.
Свидетельство, данное Клемпереру Малером в 1907 году. [11]
В 1905 году Клемперер встретил Густава Малера последнего на репетиции Второй симфонии в Берлине. Оскар Фрид дирижировал, а Клемпереру было поручено руководить закулисным оркестром. [12] Позже он сделал аранжировку симфонии для фортепиано (ныне утерянную), которую сыграл композитору в 1907 году во время посещения Вены. Тем временем он дебютировал на публике в качестве дирижера в мае 1906 года, сменив Фрида после премьеры пятидесяти представлений постановки Рейнхардта Макса «Орфей в подземном мире» в Новом театре в Берлине. [13]
Малер написал короткий отзыв, рекомендуя Клемперера, на маленькой карточке, которую Клемперер хранил до конца своей жизни. [14] Благодаря поддержке Малера Клемперер был назначен хормейстером и помощником дирижера Нового немецкого театра в Праге в 1907 году. [15]
Немецкие оперные театры
[ редактировать ]Из Праги Клемперер перешел на должность помощника дирижера в Гамбургскую государственную оперу (1910–1912), где сопрано Лотте Леманн и Элизабет Шуман . под его руководством дебютировали [16] [n 3] Его первая должность главного дирижера была в Бармене (1912–1913), после чего он перешел в гораздо более крупную Страсбургскую оперу (1914–1917) в качестве заместителя Пфицнера. С 1917 по 1924 год он был главным дирижёром Кёльнской оперы . [9] [19] В 1919 году, когда он жил в Кельне, он женился на Йоханне Гейслер , певице оперной труппы. Она была христианкой, а он перешел из иудаизма. [20] Он оставался практикующим католиком до 1967 года, когда оставил веру и вернулся в иудаизм. [21] У пары было двое детей: Вернер , который стал актером, и Лотте, которая стала помощницей ее отца, а затем и его опекуном. [22] [23] Йоханна продолжила оперную карьеру, иногда в спектаклях под управлением мужа. К середине 1930-х годов она ушла из пения. [24] Пара оставалась близкой и взаимоподдерживавшей до ее смерти в 1956 году. [25]
В 1923 году Клемперер отклонил приглашение Берлинской государственной оперы сменить Лео Блеха на посту музыкального руководителя; он отказался от этой должности, так как не верил, что ему будет предоставлена достаточная художественная власть над постановками. [26] В следующем году он стал дирижером Прусского государственного театра в Висбадене (1924–1927), театра меньшего размера, чем другие, в которых он работал, но в котором он имел контроль над постановками, которого он добивался. [26] Там он дирижировал новыми, часто модернистскими постановками ряда опер: от «Женитьбы Фигаро» , «Дон Жуана» , «Фиделио» и «Лоэнгрина» до «Электры» и «Солдатской повести» . Он нашел свое пребывание там полезным и приносящим удовлетворение, позже назвав его самым счастливым в своей карьере. [27]
Клемперер посетил Россию в 1924 году, проведя там шестинедельное пребывание; он возвращался каждый год до 1936 года. [28] В 1926 году он дебютировал в Америке, сменив Юджина Гуссенса на посту приглашенного дирижера Нью-Йоркского симфонического оркестра . [29] За восемь недель работы с оркестром он исполнил Девятую симфонию Яначека Малера и Симфониетту на их первых выступлениях в США. [20] [22]
Берлин
[ редактировать ]В 1927 году в Берлине была создана новая оперная труппа, которая дополнила Государственную оперу и представила новые произведения и новаторские постановки. Труппа, официально называвшаяся Staatsoper am Platz der Republik, была более известна как Kroll Opera . [30] Лео Кестенберг , влиятельный глава прусского министерства культуры, предложил Клемперера в качестве его первого директора. Клемпереру предложили десятилетний контракт, и он принял его при условии, что ему будет разрешено дирижировать оркестровыми концертами в театре и что он сможет нанять выбранных им специалистов по дизайну и сцене. [30]

Биограф Клемперера Питер Хейворт описывает пребывание дирижера в «Кролле» как «имеющее решающее значение в его карьере и развитии оперы в первой половине 20 века». [9] И в концертных, и в оперных выступлениях Клемперер представил много новой музыки. На вопрос позже, какие из опер, которые он там представил, были наиболее важными, он перечислил:
По мнению Хейворта, современный подход к постановке в «Кролле», контрастирующий с традиционными репрезентативными декорациями и костюмами, продемонстрированный в «радикально стилизованной постановке» «Летучих голландцев» в 1929 году, был «решающим предшественником инноваций Виланда Вагнера в Байройте ». [9] Критические мнения о постановке разделились, которые варьировались от «Новое безобразие к немецкому шедевру… гротеск» до «необычного и великолепного спектакля… свежий ветер сдул мишуру и паутину». [32] [n 4]
В 1929 году Клемперер дебютировал в Великобритании, продирижировав Лондонским симфоническим оркестром в первом лондонском исполнении Брукнера Восьмой симфонии . Британские музыкальные критики встретили симфонию вяло, но Клемперера широко хвалили за «силу доминирующей личности», «мастерское управление» и как «великого оркестрового командира». [34] Ведущий критик призвал BBC предоставить Клемпереру долгосрочную встречу в Лондоне. [35]
Кролл-опера закрылась в 1931 году якобы из-за финансового кризиса, хотя, по мнению Клемперера, мотивы были политическими. Он сказал, что Хайнц Титьен , директор Государственной оперы, сказал ему, что против него сработал не антисемитизм, как предполагал Клемперер: «Нет, это не так уж важно. Они занимаются всем вашим политическим и художественным руководством. не нравится». [36] Контракт Клемперера обязывал его перейти в главную Государственную оперу, где, с учетом уже состоявшихся таких дирижеров, как Бруно Вальтер , Вильгельм Фуртвенглер и Лео Блех, для него было мало важной работы. [37] Он оставался там до 1933 года, когда приход нацистов заставил его уехать в безопасное место в Швейцарию вместе с женой и детьми. [38]
Лос-Анджелес
[ редактировать ]В изгнании из Германии Клемперер обнаружил, что дирижерской работы было далеко не много, хотя он получил несколько престижных приглашений в Вене и на Зальцбургском фестивале . [39] Его озвучил Уильям Эндрюс Кларк , основатель и спонсор Филармонии Лос-Анджелеса , о том, чтобы он стал главным дирижером оркестра вместо Артура Родзинского , который уходил, чтобы возглавить Кливлендский оркестр . Оркестр Лос-Анджелеса тогда не считался одним из лучших американских ансамблей, а зарплата была меньше, чем хотелось бы Клемпереру, но он согласился и в 1935 году отплыл в США. [40]

Финансы оркестра были опасными; Кларк потерял значительную часть своего состояния во время Великой депрессии и больше не мог позволить себе субсидии в масштабах предыдущих лет. [41] Несмотря на ограничения кассовых сборов, Клемперер успешно представил незнакомые произведения, в том числе «Песнь о Эрде» симфонии Брукнера Малера и Вторую симфонию, Четвертую и Седьмую , а также произведения Стравинского. [42] [43] Он запрограммировал музыку из Гуррельедера своего товарища по изгнанию и соседа по Лос-Анджелесу Арнольда Шенберга . [44] хотя композитор жаловался, что Клемперер не стал чаще исполнять свои произведения. Клемперер настаивал на том, что местная публика не готова к такой требовательной музыке; Шенберг не злился, и, поскольку Клемперер всегда стремился не только дирижировать, но и сочинять, Шенберг давал ему уроки композиции. [42] Клемперер считал его «величайшим из ныне живущих учителей композиции, хотя... он никогда не упоминал о двенадцатитоновой системе». [45] Тем не менее музыковед Ганс Келлер обнаружил «тональные разновидности шенберговского метода», «проницательно» используемые в композициях Клемперера. [45]
В 1935 году по Артура Джадсона приглашению дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром Клемперер в течение четырех недель . Главный дирижер оркестра Артуро Тосканини находился в Европе, и Клемперер руководил концертами открытия сезона. Публика, посещавшая концерты в Нью-Йорке, была глубоко консервативной. [46] но, несмотря на предупреждение Джадсона о том, что программирование Малера нанесет большой ущерб кассовым сборам, Клемперер настоял на исполнении Второй симфонии. [47] В объявлениях хвалили проведение [48] - Оскар Томпсон написал в Musical America , что это исполнение было лучшим, что он слышал с тех пор, как Малер дирижировал произведением в Нью-Йорке в 1906 году. [49] - но продажи билетов оказались такими же плохими, как и предсказывал Джадсон, а дефицит оркестра от концерта составил 5000 долларов. [47] Когда в следующем году Тосканини ушел из филармонии, он рекомендовал Клемперера в качестве своего преемника, но Клемперер признал, что после «этого дела с симфонией Малера» он не будет повторно задействован. [47] Тем не менее, когда тогда еще малоизвестный Джон Барбиролли был объявлен преемником Тосканини, Клемперер написал Джадсону яростное письмо, протестуя против того, чтобы его обошли вниманием. [50] [n 5]
Вернувшись в Лос-Анджелес, Клемперер дирижировал концертами оркестра там и на загородных площадках, таких как Сан-Диего , Санта-Барбара , Фресно и Клермонт . Он и оркестр работали с ведущими солистами, в том числе Артуром Шнабелем , Эмануэлем Фейерманном , Йозефом Сигети , Брониславом Губерманом и Лотте Леманн. [51] Пьер Монтё был дирижером Симфонического оркестра Сан-Франциско , а он и Клемперер дирижировали оркестрами друг друга. После концерта Клемперера в 1936 году музыкальный критик San Francisco Chronicle назвал его одним из величайших дирижеров мира наряду с Фуртвенглером, Вальтером и Тосканини. [52]
1938-1945 гг.
[ редактировать ]Правление Питтсбургского симфонического оркестра обратилось к Клемпереру в начале 1938 года с просьбой о помощи в преобразовании оркестра - специальной группы с 1927 года - в постоянный ансамбль. Он провел прослушивания в Питтсбурге и, что более плодотворно, в Нью-Йорке, и после трех недель интенсивных репетиций оркестр был готов к концертам открытия сезона, которыми он дирижировал. Результаты оказались весьма успешными, и ему предложили большую зарплату, чтобы он оставался главным дирижером оркестра. По контракту он был отправлен в Лос-Анджелес, но собирался взять на себя руководство обоими оркестрами. Он отказался от этого, и Фриц Райнер был назначен дирижером в Питтсбурге. [53]
В 1939 году у Клемперера начались серьезные проблемы с равновесием. [54] У него была диагностирована потенциально смертельная опухоль головного мозга, и он отправился в Бостон на операцию по ее удалению. [55] Операция прошла успешно, но он остался хромым и частично парализованным на правой стороне. [16] У него давно было биполярное расстройство (на языке того времени он был «маниакально-депрессивным»). [56] а после операции у него случилась интенсивная маниакальная фаза болезни, которая длилась почти три года и за которой последовал длительный период тяжелой депрессии. [55] В 1941 году, после того как он вышел из психиатрической лечебницы в городе Рай, штат Нью-Йорк , местная полиция выпустила бюллетень, в котором он описывался как «опасный и безумный». Через два дня его нашли в Морристауне, штат Нью-Джерси , и он выглядел спокойным. Врач, осматривавший его, сказал, что он «темпераментен и вспыльчив», но не опасен, и его отпустили. [22] Правление филармонии Лос-Анджелеса расторгло с ним контракт, и последующие его выступления были немногочисленны и редко с престижными ансамблями в Лос-Анджелесе или где-либо еще. [22] Пока ее отец изо всех сил пытался прокормить семью своими скромными гонорарами, Лотте работала на фабрике, чтобы заработать немного денег. [57]
Послевоенный
[ редактировать ]
К 1946 году Клемперер достаточно поправил свое здоровье, чтобы вернуться в Европу с дирижерским туром. Его первый концерт состоялся в Стокгольме, где он встретил музыковеда Аладара Тота , мужа пианистки Анни Фишер ; Вскоре Тот оказал большое влияние на его карьеру. [58] Во время другого турне в 1947 году Клемперер дирижировал «Женитьбой Фигаро» на Зальцбургском фестивале и «Дон Жуаном» в Вене. [58] Пока он был в Зальцбурге, Тот, назначенный директором Венгерской государственной оперы в Будапеште, пригласил его стать музыкальным руководителем труппы. Клемперер согласился и служил с 1947 по 1950 год. [58] В Будапеште он дирижировал основными операми Моцарта и «Фиделио» , «Тангейзером » , «Лоэнгрином» и «Мейстерзингерами» , а также произведениями из итальянского репертуара и провел множество концертов. [59]
В марте 1948 года Клемперер впервые после войны выступил в Лондоне, дирижируя Филармоническим оркестром . [60] Баха Он дирижировал Третьей оркестровой сюитой для клавесина Стравинского , Трехчастной симфонией Бетховена и Героической симфонией . [61]
Клемперер покинул свой пост в Будапеште в 1950 году, разочарованный политическим вмешательством коммунистического режима. [58] В течение следующих девяти лет он не занимал постоянную должность дирижера. В начале 1950-х годов он работал фрилансером в Аргентине, Австралии, Австрии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии и других странах. [62] [63] В Лондоне в 1951 году он дирижировал двумя концертами филармонии в новом Королевском фестивальном зале , получив высокую оценку рецензентов. [64] Музыкальный критик The Times писал:
После этого, казалось бы, возрождающаяся карьера Клемперера получила еще одну серьезную неудачу. Позднее, в 1951 году, в аэропорту Монреаля он поскользнулся на льду и упал, сломав бедро. Он был госпитализирован на восемь месяцев. [62] Затем в течение года он и его семья были, по его словам, фактически заключенными в США из-за препятствий для выезда из страны в соответствии с новым законодательством . [62] С помощью опытного юриста в 1954 году он получил временные шестимесячные паспорта и переехал с женой и дочерью в Швейцарию. [n 7] Он поселился в Цюрихе и получил немецкое гражданство и право на жительство в Швейцарии. [62]
Лондон
[ редактировать ]
С середины 1950-х годов дом Клемперера находился в Цюрихе, а его музыкальная база - в Лондоне, где его карьера стала связана с филармонией. Его широко считали лучшим оркестром Великобритании в 1950-х годах: « Словарь музыки и музыкантов» Гроува описывал его как «элиту, чья виртуозность изменила британскую концертную жизнь», а газета «Таймс» назвала его « Роллс-Ройсом британских оркестров». [68] [69] Его основатель и владелец Уолтер Легге привлек для своих концертов ряд выдающихся дирижеров. К началу 1950-х годов с оркестром больше всего ассоциировался Герберт фон Караян . [№ 8] но он явно был наследником больного Фуртвенглера на посту главного дирижера Берлинской филармонии и Зальцбургского фестиваля; [n 9] Ожидая, что Караян станет недоступен для филармонии, Легге наладил отношения с Клемперером, которым восхищались музыканты, критики и публика. [73] [74]
Легг был старшим продюсером Columbia , входящей в звукозаписывающую группу EMI в Великобритании. Поскольку EMI оплачивала репетиции для записей, на концертах Легге, как правило, использовались произведения, которые он записал непосредственно заранее, так что оркестр репетировал полностью бесплатно для него. [№ 10] Это устраивало Клемперера, который, хотя и не любил делать записи, наслаждался роскошью «иметь время, чтобы как следует подготовить произведение». [76]
По словам критика Уильяма Манна , репертуар Клемперера к настоящему времени был:
В 1957 году Легге основал Хор филармонии , который дебютировал в Девятой симфонии Бетховена под управлением Клемперера. [77] В «Обсервере» Хейворт писал, что с «обещающим стать нашим лучшим хором [и] нашим лучшим оркестром и великим дирижером», Легг подарил Лондону «цикл Бетховена, который мог бы сделать любой город мира, будь то Вена или Нью-Йорк». завидовать". [78]
Виланд Вагнер пригласил Клемперера дирижировать «Тристаном и Изольдой» на Голландском фестивале 1959 года , и они согласились сотрудничать в «Мейстерзингерах» в Байройте, но ни один план не был реализован, потому что Клемперер перенес еще одну физическую неудачу: в октябре 1958 года, куря в постели, он поставил свой постельное белье горит. Его ожоги были опасны для жизни, а выздоровление было медленным. [79] Лишь почти год, до сентября 1959 года, он достаточно поправил свое здоровье, чтобы снова дирижировать. По возвращении Клемперера в филармонию Легге предстал перед оркестром и назначил его пожизненным дирижером - первым главным дирижером филармонии. [80] [№ 8] Концерты Клемперера в 1960-х годах включали в себя больше произведений, не входящих в основной немецкий репертуар, в том числе Бартока «Дивертисмент» и симфонии Берлиоза , Дворжака , Малера и Чайковского . [16]
Клемперер вернулся в оперу в 1961 году, дебютировав в «Ковент-Гардене» в «Фиделио», для которого он руководил постановкой и музыкой. Ему пришлось в значительной степени отойти от экспериментальных постановок времен Кролла; 1961 года Fidelio был описан как «традиционный, скромный, грандиозно задуманный и глубоко показательный». [16] и «глубокого спокойствия» в музыкальном плане. [81] Клемперер руководил и дирижировал еще одним «Фиделио» в Цюрихе в следующем году, в оперном театре , всего в нескольких сотнях ярдов от его дома. Он боролся с укоренившимися интересами Цюрихского оркестра, чтобы привлечь лучших музыкантов, но ему это удалось, и выступления были хорошо приняты. [82] Позже в Ковент-Гардене он поставил и дирижировал еще двумя новыми постановками: «Волшебная флейта» (1962) и «Лоэнгрин» (1963), ни одна из которых не получила таких хороших рецензий, как «Фиделио» . [83]
Спустя годы
[ редактировать ]В начале 1960-х Легге разочаровался в оркестровой музыкальной сцене. Его свобода программировать то, что он хочет, была ограничена новыми комитетами в Фестивальном зале и EMI. [84] и его оркестр был менее востребован в студиях. [85] В марте 1964 года, без предварительного предупреждения оркестра, он опубликовал заявление для прессы, в котором объявил, что «после выполнения своих нынешних обязательств деятельность Филармонического оркестра будет приостановлена на неопределенный срок». [86] Клемперер сказал, что Легге не предупредил его заранее об этом объявлении, хотя позже Легге утверждал, что он это сделал. [87] При решительной поддержке Клемперера музыканты отказались расформироваться и сформировали самоуправляющийся ансамбль - Новый филармонический оркестр (НПО). [88] Они избрали его своим президентом. Он оставался на этой должности до выхода на пенсию восемь лет спустя. [9]

В более поздние годы Клемперер вернулся к еврейской вере и был решительным сторонником государства Израиль. Он навестил свою младшую сестру, которая жила там, [89] и находясь в Иерусалиме в 1970 году, он принял предложение получить израильское гражданство, хотя продолжал сохранять свое немецкое гражданство и постоянное место жительства в Швейцарии. [90]
С возрастом Клемперер потерял концентрацию и контроль над оркестром. Во время одной из сессий записи он задремал во время дирижирования: [91] и он обнаружил, что его слух и зрение испытывают напряжение из-за концентрации во время концерта. [92] Один из его игроков сказал Андре Превену : «К сожалению, он стал немного глуховатым и трясущимся. Вы могли подумать: «бедный старый Клемперер», но затем внезапно завеса немощи спадала, и он снова становился удивительно энергичным». [91] Клемперер продолжал дирижировать и записываться с Новой филармонией до последнего концерта в своей карьере - в Фестивальном зале 26 сентября 1971 года - и своей последней записи два дня спустя. В программу концерта входили Бетховена «Король Стефан» увертюра , Четвертый фортепианный концерт с Даниэлем Адни Брамса в качестве солиста и Третья симфония . Запись с участием духовых музыкантов оркестра была Серенады № 11 Моцарта ми-бемоль , K. 375. [93]
В январе следующего года, прилетев из Цюриха в Лондон, чтобы дирижировать Седьмой симфонией Брукнера, Клемперер за день до концерта объявил, что больше не может справляться с напряжением публичных выступлений. [92] [№ 11] Он надеялся, что сможет продолжать делать записи, так как чувствовал, что сможет справиться с более короткими промежутками записи, и намеревался дирижировать «Die Entführung aus dem Serail» Баха Моцарта и «Страсти по Иоанну» для EMI, но ни один из планов не осуществился. плодотворность. [94]
Хейворт пишет о последних годах жизни дирижера:
Клемперер удалился в свой дом в Цюрихе, где умер во сне 6 июля 1973 года. Его жена умерла раньше него, и у него остались двое детей. Он был похоронен на еврейском кладбище во Фризенберге , Цюрих, четыре дня спустя. [95]
Композиции
[ редактировать ]Клемперер сказал: «В основном я дирижер, который также и сочиняет. Естественно, я был бы рад, чтобы меня запомнили как дирижера и композитора». Немецкие дирижеры его поколения начинали свою карьеру, когда дирижер редко мог не сочинять: композиция рассматривалась как часть традиционного обучения капельмейстера . Он начал сочинять музыку в раннем возрасте, а писать песни начал в подростковом возрасте. [96] Он тщательно переработал некоторые из своих сочинений и уничтожил другие. [9]
Прослушивание оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в Праге в 1908 году изменило композиционные идеи Клемперера. Позже он считал музыку, которую сочинил после этого, своими первыми зрелыми произведениями. Он продолжал писать песни, как оркестровые, так и с фортепиано - всего их было около 100 - и примерно в 1915 году он написал две оперы: Wehen (что означает «родовые схватки») и Das Ziel (Цель). Ни одна из них не была поставлена публично, хотя композитор дирижировал частным концертом «Das Ziel» в Берлине в 1931 году. [96] «Веселый вальс» из последнего — самое известное из его сочинений. [96] Из девяти струнных квартетов сохранились восемь. EMI записала Seventh в 1970 году. В 1919 году он сочинил Missa Sacra для солистов, хора и оркестра, а также постановку 23-го псалма . [9]
Клемперер дал премьеру своей Первой симфонии с оркестром Консертгебау в Амстердаме в 1961 году и премьеру финальной версии Второй симфонии с Новой филармонией в 1969 году, записав ее для EMI несколько недель спустя. Он написал шесть симфоний. [96] Гарольд Шенберг , музыкальный критик The New York Times , сказал, что Первая симфония с включением Марсельезы во вторую часть «звучала как Чарльз Айвз в один из самых диких моментов его жизни». Когда в 1970 году была выпущена запись Второй симфонии, критик Эдвард Гринфилд писал: «Большая часть быстрой музыки Клемперера с острыми унисонными пассажами имеет суровый характер… но дайте Клемпереру медленный темп, и он тают с поразительной быстротой... медленная часть удивительно сладка, а один пассаж – кларнет поверх струн пиццикато – напоминает мир Легара или даже музыку венского кафе». [97] Критик Мейрион Боуэн написал о том же произведении, что оно было «произведением выдающегося дирижера, размышлявшего о произведениях композиторов, которых он защищал на протяжении всей своей карьеры». [96]
Записи
[ редактировать ]Хотя запись Клемперера ему не нравилась, дискография Клемперера обширна. Его первой записью был акустический набор медленной части Восьмой симфонии Брукнера , сделанный для Полидора в 1924 году совместно с Государственной капеллой Берлина . [98] Его ранние записи включают симфонии Бетховена и менее характерный репертуар, включая первую запись Равеля «Альборады дель благодати» . [99] и «Nuages» и «Fêtes» из » Дебюсси «Ноктюрнов (1926). [100] [№ 12] Затем, в перерывах между записями преимущественно немецкой классики, в том числе произведений Брамса, Брукнера, Мендельсона, Шуберта, Рихарда Штрауса и Вагнера, он отважился на легкий французский репертуар с увертюрами к «Фра Дьяволо» и «Прекрасная Елена» (1929). [102]
За годы Лос-Анджелеса сохранилась только одна специально сделанная студийная запись, но несколько транскрипций прямых радиопередач, начиная от симфоний Бетховена, Брукнера и Дворжака и заканчивая отрывками из опер Гуно, Массне, Пуччини и Верди. [103] Коммерческих студийных записей времен Клемперера в Будапеште нет, но живые выступления в оперном театре или в эфире были записаны и выпущены на компакт-дисках, включая полные комплекты «Лоэнгрина» , «Фиделио» , «Волшебной флейты» , «Сказок Гофмана» , «Мейстерзингеров». и Così fan tutte , все поются на венгерском языке. [104]
Для лейбла Vox Бетховена, Клемперер записал несколько сетов в Вене в 1951 году, в том числе «Торжественную мессу» которую Легге назвал «серьезной и мощной». [105] В том же году его транслируемые исполнения в Концертгебау и «Второй симфонии» Малера «Детских песен» с солистами Джо Винсентом и Кэтлин Ферье были записаны и выпущены на диске компанией Decca . [106] В течение 1950-х годов было записано, а затем опубликовано на компакт-дисках множество других прямых трансляций под руководством Клемперера с оркестрами, включая Симфонический оркестр Баварского радио , Концертгебау , Симфонический оркестр Кёльнского радио , Симфонический оркестр RIAS, Берлинский и Венский симфонический оркестр . [106]
В октябре 1954 года Клемперер сделал первую из своих многочисленных записей с Филармонией: Юпитера Симфонию Моцарта . [107] («Чрезвычайно впечатляюще... эпично», - прокомментировал «Граммофон» , - «неуклонно доведенное до конца».) [108] С тех пор по 1972 год он дирижировал оркестром и его преемником Новой филармонией, записав почти двести различных произведений. Помимо оригинальной филармонии они включали больше симфоний Моцарта, полные симфонические циклы Бетховена и Брамса, симфонии Берлиоза, Мендельсона, Шуберта, Шумана, Брукнера, Дворжака, Чайковского и Малера, а также другие оркестровые произведения, в частности, Баха, Иоганна Штрауса , Рихард Штраус, Стравинский, Вагнер и Вейль . [109]
Из хорового репертуара он вместе с хором и оркестром филармонии записал «Страсти по Матфею» Генделя Баха, «Мессию» Брамса и «Немецкий реквием» . Его полными записями опер с Филармонией были «Фиделио» и «Волшебная флейта» . Среди сольных певцов в этих записях были Дитрих Фишер-Дискау , Готтлоб Фрик , Криста Людвиг , Питер Пирс , Элизабет Шварцкопф и Джон Викерс . [109]
После того, как в 1964 году музыканты воссоздали Новую филармонию, Клемперер активно работал с ними в студиях, записав восемь симфоний Гайдна, три Шумана, четыре Брукнера и две Малера. Полный цикл фортепианных концертов Бетховена с участием Даниэля Баренбойма в качестве солиста. Основными хоровыми записями были Торжественная месса Бетховена и Месса си минор Баха . Рецензируя первую, Алек Робертсон написал, что она «должна занять свое место на вершине среди величайших записей нашего времени». [110] Критические мнения о наборе Баха разделились: Робертсон назвал его «духовным опытом… славным достижением»; [111] « Руководство по стереозаписям» , хотя и признавало «величие концепции Клемперера», сочло ее «разочаровывающей… с медленным темпом». [112] Всего было четыре полных оперы: «Così fan tutte» , «Дон Жуан» , «Летучий голландец» и «Женитьба Фигаро» . Среди солисток среди женщин были Джанет Бейкер , Тереза Берганза , Мирелла Френи , Аня Силья и Элизабет Сёдерстрём , а среди мужчин — Тео Адам , Габриэль Бакье , Герайнт Эванс , Николай Гедда и Николай Гьяуров . [113]
Почести, наследие и репутация
[ редактировать ]Почести и наследие
[ редактировать ]В 1933 году Клемперер был награжден медалью Гете президентом Гинденбургом в Берлине. Он был награжден Лейпцигской оркестровой премией Никиша в 1966 году и имел почетные степени Западного колледжа и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . В 1971 году он был назначен почётным членом Королевской музыкальной академии в Лондоне. От Германии он был награжден Большой медалью «За заслуги перед звездой» (1958 г.) и Орденом «За заслуги» (1967 г.). [114]
Бетховена Первая часть из филармонической записи Клемперера 1959 года Пятой симфонии была выбрана НАСА для включения в Золотую пластинку «Вояджера» , отправленную в космос на космическом корабле «Вояджер» . Пластинка содержала звуки и изображения, выбранные как примеры разнообразия жизни и культуры на Земле. [115]
В 1973 году Лотте Клемперер подарила Королевской музыкальной академии коллекцию книг своего отца и размеченных партитур, а также портрет и несколько его дубинок. Теперь это известно как Коллекция Отто Клемперера. [116] Одной из двух названных профессорских должностей академии по дирижированию является кафедра Клемперера (в настоящее время, в 2023 году, ее занимает Семен Бычков ). [117] [№ 13]
Репутация
[ редактировать ]Washington Post Джозеф Музыкальный критик Маклеллан написал после смерти Клемперера: «Эпоха гигантов закончилась... Они все ушли: Тосканини, Уолтер, Фуртвенглер, Бичем , Селл , Райнер и теперь Клемперер». [119] The Times сообщила, что в Британии его почитали как величайшего из ныне живущих дирижеров. [16] По мнению Словаря Гроува , после выхода на пенсию Тосканини в апреле 1954 года и смерти Фуртвенглера семь месяцев спустя Клемперер был «общепринят как наиболее авторитетный переводчик центрального австро-немецкого репертуара». [9]
Многие музыканты были не согласны с тем, как Клемперер дирижировал Моцарта. [120] Сэр Невилл Кардус из The Guardian заметил: «Это был не для него галантный Моцарт, представленный сэром Томасом Бичемом; это далеко не так. Моцарт Клемперера был сделан из более сурового материала». [120] Манн жаловался, что дирижерская постановка «Женитьбы Фигаро» была «дидактической, лишенной юмора, черепаховой». [121] хотя его коллега Стэнли Сэди взгляд Клемперера на оперу не лишен своей привлекательности. что «неторопливый, хладнокровный, почти бесстрастный обнаружил , стоит услышать». [122] Не только у Моцарта темпы Клемперера вызвали негативные отзывы: в его последние годы частая критика заключалась в том, что его темпы были медленными. Продюсер EMI Суви Радж Грабб написал:
Кардус выразил сожаление по поводу того, что Клемпереру слишком редко разрешалось программировать Брукнера, «чьи симфонии он охватывал с хваткой и видением, которое видело конец большой музыкальной формы в начале». [120] Кардус добавил:
Наибольшую известность Клемперер прославил как дирижер Бетховена. [124] В «Руководстве по записи» о записи Missa solemnis 1951 года говорилось: «Редко мы слышим в концертном зале исполнение столь ясное, столь пылкое и столь музыкальное, как то, которого достиг Клемперер… [с] впечатлением величия достигнуто этим великолепным выступлением». [125] О своей одновременной записи Пятой симфонии те же авторы назвали ее «действительно индивидуальным прочтением», предпочтительнее прочтения Тосканини, Вальтера или Эриха Кляйбера : «Клемперер относится к произведению так, как если бы он только что открыл для себя его величие, освещая каждую страницу с непрестанная забота о деталях». [126] Манн писал о записи «Фиделио» 1962 года : «спектакль настолько ошеломляет, что после него зрители могут почти отчаяться услышать « Фиделио» , которое не разочарует». [127] Первый валторн Филармонии, Алан Сивил , сказал: «Потребовался Клемперер, чтобы пролить новый свет на Бетховена, и я нашел его циклы Бетховена изумительными. Я имею в виду, я не хочу играть Бетховена с каким-либо другим дирижером». [128] и коллега по оркестру сказал: «Как будто там стоял сам Бетховен». [124]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Носсан - это ашкеназский перевод сефардского слова «Натан». [1]
- ↑ Другими детьми Клемпереров были Регина (1883–1965) и Марианна (1889–1967). [3]
- ↑ В Гамбургской опере Клемперер впервые привлек международное внимание, но не по музыкальным причинам: муж одной из солисток труппы попытался избить его во время выступления. Клемперер спрыгнул с трибуны и напал на нападавшего с голыми кулаками. Об инциденте много писали в зарубежных газетах. [17] Мотивы нападавшего на тот момент не были зафиксированы, но, согласно мемуарам Уолтера Легге , женой нападавшего была Элизабет Шуман, и у Клемперера был с ней роман. [18]
- ^ Клемперер отличался лаконичным остроумием; Много пересказанная история связана с его закулисной встречей с сыном композитора Зигфридом после генеральной репетиции скандальной постановки «Летучего голландца» . Играя словами setzen (сидеть) и entsetzen (потрясаться), Клемперер предложил своему посетителю стул: «Grüss Gott, Herr Wagner, bitte entsetzen sie sich» – Приветствую, господин Вагнер, пожалуйста, ужаснитесь. [33]
- ↑ Клемперер позже признал, что Барбиролли «был не так уж и плох» и что критики Нью-Йорка его сильно недооценили. [47]
- ↑ Первый концерт был целиком посвящен Бетховену: «Эгмонт» Увертюра , «Императорский концерт » с Майрой Гесс и Пятая симфония . Второй концерт имел смешанную программу: Уолтона «Скапино» Бетховена , Третий фортепианный концерт с Соломоном Моцарта , «Серената нотурна» и «Юпитер» Симфония . [65] [66]
- ↑ Его сын Вернер остался в США, где продолжил успешную актерскую карьеру, сохраняя при этом тесную связь со своими родителями и сестрой и навещая их в Европе. [67]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Некоторые ошибочно полагали, что Караян был главным дирижером оркестра. [70] но с самого начала Легге сопротивлялся его назначению. [71]
- ↑ Фуртвенглер умер в ноябре 1954 года, но затянувшиеся переговоры по контракту означали, что Караян официально не стал его преемником в Берлине и Зальцбурге до апреля 1956 года. [72]
- ↑ Типичный пример произошел в конце 1956 года, когда Легге запланировал три симфонии Брамса для записи Клемперером и Филармонией за несколько дней до их живых выступлений тех же произведений в Фестивальном зале, так что репетиции, оплаченные Колумбией для сессий записи, были эффективно бесплатные репетиции своих концертов. [75]
- ^ Концерт состоялся; Чарльз Гроувз заменил Клемперера. [92]
- ↑ Когда эти ранние записи были переизданы в 1989 году, журнал Gramophone нашел Равеля «энергичным, очень ритмичным и совершенно идиоматическим», а Дебюсси «также впечатляющим своей проницательностью и мастерством стиля». [101]
- ↑ Другой, принадлежащий (2023 г.) сэру Марку Элдеру , — это кресло Барбиролли. [118]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейворт (1996, Том 1), с. 4
- ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 2 и 4.
- ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 458 и 462.
- ^ Джонсон и Кояма, с. 8; Хейворт (1985), с. 17 и (1996, Том 1), с. 1
- ^ Хейворт (1996, Том 1), с. 2
- ^ Хейворт (1985), с. 18
- ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 5–9.
- ^ Хейворт (1996, Том 1), с. 10
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хейворт, Питер и Джон Лукас. "Klemperer, Otto" , Grove Music Online, Oxford University Press, получено 17 июля 2014 г. (требуется подписка). Архивировано 24 декабря 2022 г. на Wayback Machine.
- ^ Хейворт (1996, Том 1), с. 14
- ^ Лебрехт, с. 204
- ^ Хейворт (1985), с. 29
- ^ Хейворт (1985), с. 28
- ^ Честерман, с. 105
- ^ Честерман, с. 106
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Доктор Отто Клемперер», The Times , 9 июля 1973 г., стр. 16
- ^ «Настоящая драма в опере», London Evening News , 29 декабря 1912 г., стр. 3; «Дирижер кнутов в оперном театре», Ottawa Free Press , 24 января 1913 г., стр. 13; «В Гамбургском театре», The Cincinnati Enquirer , 29 декабря 1912 г., стр. 4; «Хлыст в опере», Geelong Advertiser , 8 февраля 1913 г., стр. 4
- ^ Шварцкопф, с. 171
- ^ Хейворт (1985), с. 11
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кин, стр. 790–791.
- ^ Хейворт (1985), с. 62
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Монтгомери, Пол Л. «Отто Клемперер, дирижер, умер в возрасте 88 лет». Архивировано 21 декабря 2022 года в Wayback Machine , The New York Times , 8 июля 1973 года, стр. 1
- ^ Шварцкопф, с. 172
- ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 76-77.
- ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 264–265; и (1996, том 2), стр. 75, 124, 125 и 258.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейворт (1985), стр. 63–65.
- ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 200–201 и 208.
- ^ Левин, Бернард. «Концерт Клемперера», The Observer , 3 июня 1973 г., с. 37
- ^ «Мир музыки», Brooklyn Daily Eagle , 3 января 1926 г., стр. 2Е
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кук, с. 2
- ^ Осборн и Томпсон, с. 90
- ^ Кальвокоресси, доктор медицины «Музыка в зарубежной прессе», The Musical Times , 1 апреля 1929 г., стр. 322–323.
- ^ Осборн и Томпсон, стр. 37–38.
- ^ «Клемперер и LSO», The Daily Telegraph , 21 ноября 1929 г., стр. 8; «Концерты Курто», Manchester Guardian , 22 ноября 1929 г., стр. 12; и «Музыка недели», The Observer , 29 ноября 1929 г., стр. 14
- ^ Рид, с. 191
- ^ Хейворт (1985), с. 83
- ^ Хейворт (1985), с. 84
- ^ Хейворт (1985), стр. 87–88.
- ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 12–13 и 14–15.
- ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 20–22.
- ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 21
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейворт (1985), стр. 89–91.
- ^ «Аттракционы», Los Angeles Illustrated Daily News , 24 мая 1935 г., стр. 15
- ^ «Музыка и музыканты», The Los Angeles Times , 13 сентября 1936 г., стр. 53
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Келлер, с. 56
- ^ Кеннеди, с. 144
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хейворт (1985), с. 97
- ^ Стрикленд, Гарольд А. «Музыка в обзоре», Brooklyn Times Union , 13 декабря 1935 г., стр. 6; и Сарджант, Уитроп. «Клемперер возглавляет филармонию в симфонии Малера», Brooklyn Daily Eagle , 13 декабря 1935 г., стр. 15
- ^ Томсон, Вирджил. Обзор, Musical America , 25 декабря 1935 г., цитируется по Heyworth (1996, Vol 2), p. 55
- ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 60–61.
- ^ Морес Джонс, Изабель. «Блестящий сезон предсказан филармоническому оркестру», The Los Angeles Times , 5 января 1936 г., стр. 8
- ^ Канарина, с. 127
- ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 91–92.
- ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 96
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейворт (1985), стр. 99–100.
- ^ «маниакальная депрессия» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Шварцкопф, с. 175
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хейворт (1985), стр. 100–101.
- ^ Шварцкопф, с. 176
- ^ Петтитт, с. 36
- ^ «Мистер Отто Клемперер», The Times , 6 марта 1948 г., стр. 2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хейворт (1985), с. 103
- ^ Поттс, Джозеф Э. «Оркестровые концерты в Париже», The Musical Times , октябрь 1951, стр. 446
- ^ Петтитт, с. 45
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Фестиваль музыки», The Times , 26 июня 1951 г., стр. 6
- ^ Шварцкопф, с. 177
- ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 258, 285, 359 и 363.
- ^ Манн, Уильям . «Легг, Уолтер» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. (требуется подписка)
- ^ «Мистер Уолтер Легг», The Times , 16 ноября 1979 г., стр. 29
- ^ Розенталь, Гарольд. «Международный отчет», Musical America , август 1956 г., стр. 12; и Ферлонг, с. 72
- ^ Легг, Уолтер. «Рождение филармонии», The Times , 27 декабря 1975 г., стр. 4
- ^ Осборн, с. 372
- ^ Петтитт, с. 60
- ^ Превин, стр. 20, 159, 174 и 183.
- ^ Хант и Петтитт, с. 299; и «Филармонический оркестр», The Times , 29 сентября 1956 г., стр. 2
- ^ Хейворт (1985), с. 123
- ^ Петтитт, с. 91
- ^ Хейворт, Питер. «Клемперер и Бетховен», The Observer , 17 ноября 1957 г., стр. 14
- ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 274
- ^ Шварцкопф, с. 187; и Петтитт, с. 96
- ^ Халтрехт, с. 249
- ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 293
- ^ Халтрехт, с. 252
- ^ Шварцкопф, стр. 83 и 105–106.
- ^ Шварцкопф, с. 104
- ^ «Филармония приостановлена», The Times , 11 марта 1964 г., стр. 12
- ^ Петтитт, с. 124
- ^ Превин, стр. 102.
- ^ Шварцкопф, с. 190
- ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 315
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Превин, стр. 159.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Клемперер уходит», The Times , 21 января 1971 г., стр. 8
- ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 452
- ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 358
- ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 362–363.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Уолтон, Крис. «Композитор Клемперер» , Tempo , том 59, выпуск 232, апрель 2005 г., стр. 56–58 (требуется подписка). Архивировано 24 декабря 2022 г. на Wayback Machine.
- ^ Гринфилд, Эдвард. Обзор, Граммофон , июнь 1970 г., с. 40
- ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 1), с. 437
- ^ Николс, с. 203
- ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 1), с. 438
- ^ Сандерс, Алан. «Клемперер и годы Кролла», Граммофон , февраль 1989 г., стр. 1346 и 1348.
- ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 1), стр. 438–441.
- ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 2), стр. 395–396.
- ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 2), стр. 398–400.
- ^ Шварцкопф, с. 178
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дискография», Хейворт (1996, Том 2), стр. 400–417.
- ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 2), с. 405
- ^ Макдональд, Малькольм. Обзор, Граммофон , октябрь 1955 г., с. 178
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дискография», Хейворт (1996, Том 2), стр. 405–439.
- ^ Робертсон, Алек. Обзор, Граммофон , июль 1966 г., с. 71
- ^ Робертсон, Алек. Обзор, Граммофон , апрель 1968 г., с. 542
- ^ Март (1977), с. 59
- ^ «Дискография», Хейворт (1996, Том 2), стр. 440–452.
- ^ «Клемперер, Отто» , Кто есть кто и кто был кем , Oxford University Press, 1 декабря 2007 г. (требуется подписка). Архивировано 24 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ «Вояджер - Музыка на золотой пластинке». Архивировано 20 марта 2018 года в Wayback Machine , НАСА. Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ «Коллекция Отто Клемперера». Архивировано 8 декабря 2022 года в Wayback Machine , Королевская музыкальная академия. Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ «Семен Бычков обсуждает Малера 2» , Королевская музыкальная академия. Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ «Сэр Марк Элдер дирижирует Симфоническим оркестром Академии». Архивировано 18 декабря 2022 года в Wayback Machine , Королевская музыкальная академия. Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ Маклеллан, Джозеф. «Клемперер - последний из дирижерских гигантов», Central New Jersey Home News , 29 июля 1973 г., стр. 61
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кардус, Невилл. «Переводчик», The Guardian , 9 июля 1973 г., стр. 8
- ^ Манн, Уильям . «Прекрасный состав Моцарта», The Times , 4 февраля 1970 г., стр. 14
- ^ Сэди, Стэнли. «Широта и спокойствие от Клемперера; лучшее от Бриттена», The Times , 19 июня 1971 г., стр. 17
- ^ Грабб, Суви Радж. «Клемпереру в восемьдесят лет», «Граммофон» , май 1965 г., стр. 520
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Как будто там стоял сам Бетховен», Saturday Review , 14 октября 1961 г., стр. 89
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу Тейлор, с. 108
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу Тейлор, с. 81
- ^ Март (1967), с. 58
- ^ Превин, стр. 174.
Источники
[ редактировать ]- Канарина, Джон (2003). Пьер Монтё, магистр . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Amadeus Press. ISBN 978-1-57467-082-0 .
- Кук, Сьюзен К. (1988). Опера для Новой Республики . Анн-Арбор: UMI Research Press. ISBN 978-0-83571-811-0 .
- Ферлонг, Уильям Барри (1974). Сезон с Шолти: год из жизни Чикагского симфонического оркестра . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 978-0-02542-000-7 .
- Халтрехт, Монтегю (1975). Тихий шоумен: сэр Дэвид Вебстер и Королевский оперный театр . Лондон: Коллинз. ISBN 978-0-00211-163-8 .
- Хейворт, Питер (1985) [1973]. Беседы с Клемперером (второе изд.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-57113-561-5 .
- Хейворт, Питер (1996) [1983]. Отто Клемперер: Том 1, 1885–1933 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52149-509-7 .
- Хейворт, Питер (1996). Отто Клемперер: Том 2, 1933–1973 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52124-488-6 .
- Хант, Джон; Петтит, Стивен (2009). Филармонический оркестр: Полная дискография 1945–1987 гг . Лондон: Трэвис и Эмери. ISBN 978-1-90685-716-5 .
- Джонсон, Ноэль Д.; Марк Кояма (2019). Преследование и толерантность: долгий путь к религиозной свободе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-10842-502-5 .
- Кин, Энн Т. (1990). «Клемперер, Отто». Американская национальная биография . Том. 12. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19520-635-7 .
- Келлер, Ганс (1957). «Отто Клемперер». В Келлере, Ганс; Дональд Митчелл (ред.). Милейн Косман: Музыкальный альбом для рисования . Оксфорд: Бруно Кассирер. OCLC 3225493 .
- Кеннеди, Майкл (1971). Барбиролли, дирижер-лауреат: Официальная биография . Лондон: МакГиббон и Ки. ISBN 978-0-26163-336-0 .
- Лебрехт, Норман (1998). Малер вспомнил . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-57114-692-5 .
- Марш, Иван , изд. (1967). Великие рекорды . Блэкпул: Библиотека долгоиграющих пластинок. OCLC 555041974 .
- Марш, Иван, изд. (1977). Руководство по стереозаписям Penguin (второе изд.). Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14046-223-4 .
- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-30010-882-8 .
- Осборн, Чарльз ; Кен Томсон (1980). Истории Клемперера: анекдоты, высказывания и впечатления Отто Клемперера . Лондон: Робсон Букс. ISBN 978-0-86051-098-7 .
- Осборн, Ричард (1998). Герберт фон Караян . Лондон: Чатто и Виндус. ISBN 978-0-70116-714-1 .
- Петтитт, Стивен (1985). Филармонический оркестр: послужной список 1945–1985 гг . Лондон: Роберт Хейл. ISBN 978-0-70902-371-5 .
- Превен, Андре (1979). Оркестр . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-35404-420-2 .
- Рид, Чарльз (1968). Малькольм Сарджент: Биография . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 9780800850807 . OCLC 500563931 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард ; Десмонд Шоу-Тейлор (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 500373060 .
- Шварцкопф, Элизабет (1982). Для записи и неофициально: мемуары Уолтера Легга . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-57111-928-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |
- 1885 рождений
- 1973 смерти
- Американские люди чешско-еврейского происхождения
- Американские мужчины-дирижеры (музыка)
- Американские дирижеры ХХ века (музыка)
- Выпускники Берлинского университета искусств
- Немецкие граммофонисты
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие композиторы-классики
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Немецкие дирижеры (музыка)
- Немецкие мужчины-дирижеры (музыка)
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Еврейские композиторы-классики
- Натурализованные граждане Израиля
- Музыканты из Вроцлава
- Музыканты из Силезии
- Люди с биполярным расстройством
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Выпускники консерватории Хоха
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американские композиторы-классики
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Основатели Музыкальной Академии Запада
- Немецкие покровители музыки
- Натурализованные граждане США
- Американский народ сефардско-еврейского происхождения
- Американцы богемного происхождения
- Американские люди немецко-еврейского происхождения
- Прусские эмигранты в США
- Прусские люди XIX века