Jump to content

Отто Клемперер

Отто Клемперер
Клемперер ок. 1920 год
Рожденный
Отто Носсан Клемперер

( 1885-05-14 ) 14 мая 1885 г.
Бреслау , Германия
Умер 6 июля 1973 г. ) ( 1973-07-06 ) ( 88 лет
Цюрих , Швейцария
Национальность
  • немецкий
    (1885–1935; 1954–1973)
  • Американец (1940–1954)
  • Израильский
    (общее гражданство, 1970–1973)
Род занятий Дирижер, композитор
Супруг
( м. 1919, умер в 1956 г.)
Дети Вернер и Лотте

Отто Носсан Клемперер (14 мая 1885 - 6 июля 1973) был немецким дирижером и композитором, первоначально жившим в Германии, затем в США, Венгрии и, наконец, в Великобритании. Свою карьеру он начал как оперный дирижер, однако позже он был более известен как дирижёр симфонической музыки .

Ученик композитора и дирижера Густава Малера , с 1907 года Клемперер был назначен на все более высокие дирижерские должности в оперных театрах Германии и ее окрестностей. С 1929 по 1931 год он был директором Кролл-оперы в Берлине, где представлял новые произведения и авангардные постановки классиков. Он был из еврейской семьи, и приход к власти нацистов заставил его покинуть Германию в 1933 году. Вскоре после этого он был назначен главным дирижером филармонии Лос-Анджелеса и дирижировал другими американскими оркестрами, в том числе Симфоническим оркестром Сан-Франциско , Новым оркестром. Йоркский филармонический оркестр , а затем Питтсбургский симфонический оркестр , который он реорганизовал в постоянный ансамбль.

В конце 1930-х годов Клемперер заболел опухолью головного мозга. Операция по его удалению прошла успешно, но он остался хромым и частично парализованным на правой стороне. На протяжении всей жизни он страдал биполярным расстройством , а после операции пережил интенсивную маниакальную фазу болезни, а затем длительный период тяжелой депрессии. Его карьера была серьезно подорвана и полностью не восстановилась до середины 1940-х годов. С 1947 по 1950 год он занимал должность музыкального руководителя Венгерской государственной оперы в Будапеште.

Дальнейшая карьера Клемперера сосредоточилась в Лондоне. В 1951 году он начал сотрудничество с Филармоническим оркестром . К тому времени он был более известен своим чтением основного немецкого симфонического репертуара, чем экспериментальной современной музыкой. Он давал концерты и сделал почти 200 записей с Филармонией и ее преемницей, Новой Филармонией, вплоть до выхода на пенсию в 1972 году. Его подход к Моцарту был таким: не всем нравился, некоторые считали его тяжелым, но он стал широко считаться самым авторитетным интерпретатором симфоний Бетховена , Брамса , Брукнера и Малера.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Отто Носсан [n 1] Клемперер родился 14 мая 1885 года в Бреслау, провинция Силезия , на территории тогдашней имперской немецкой земли Пруссия ; город сейчас Вроцлав , Польша. Он был вторым ребенком и единственным сыном Натана Клемперера и его жены Иды, урожденной Натан. [2] [n 2] Первоначально фамилия была Клоппер, но была изменена на Клемперер в 1787 году в ответ на указ австрийского императора Иосифа II, направленный на ассимиляцию евреев в христианское общество . [4] Натан Клемперер был родом из Йозефова , гетто богемного ; города Праги Ида была из более зажиточной еврейской семьи в Гамбурге . [5] Оба родителя были музыкальными людьми: Натан пел, а Ида играла на фортепиано. [6]

Когда Клемпереру было четыре года, семья переехала из Бреслау в Гамбург, где Натан зарабатывал на скромную жизнь, работая на коммерческих должностях, а его жена давала уроки игры на фортепиано. [7] Еще в жизни Клемперера было решено, что он станет профессиональным музыкантом, и когда ему было около пяти лет, он начал брать уроки игры на фортепиано со своей матерью. [8] В консерватории Хоха во Франкфурте он изучал игру на фортепиано у Джеймса Кваста и теорию у Ивана Кнорра. [9] Кваст переехал в Берлин, сначала в консерваторию Клиндворта-Шарвенки, а затем в консерваторию Штерна . Клемперер следил за ним при каждом движении и позже приписал ему всю основу своего музыкального развития. [10] Среди других учителей Клемперера был Ганс Пфицнер , у которого он изучал композицию и дирижирование. [9]

Густав Малер рекомендует г-на Клемперера как выдающегося музыканта, который, несмотря на молодость, уже очень опытен и предназначен для дирижерской карьеры. Он ручается за успешный исход любого испытательного срока и с радостью предоставит дополнительную информацию лично.

Свидетельство, данное Клемпереру Малером в 1907 году. [11]

В 1905 году Клемперер встретил Густава Малера последнего на репетиции Второй симфонии в Берлине. Оскар Фрид дирижировал, а Клемпереру было поручено руководить закулисным оркестром. [12] Позже он сделал аранжировку симфонии для фортепиано (ныне утерянную), которую сыграл композитору в 1907 году во время посещения Вены. Тем временем он дебютировал на публике в качестве дирижера в мае 1906 года, сменив Фрида после премьеры пятидесяти представлений постановки Рейнхардта Макса «Орфей в подземном мире» в Новом театре в Берлине. [13]

Малер написал короткий отзыв, рекомендуя Клемперера, на маленькой карточке, которую Клемперер хранил до конца своей жизни. [14] Благодаря поддержке Малера Клемперер был назначен хормейстером и помощником дирижера Нового немецкого театра в Праге в 1907 году. [15]

Немецкие оперные театры

[ редактировать ]

Из Праги Клемперер перешел на должность помощника дирижера в Гамбургскую государственную оперу (1910–1912), где сопрано Лотте Леманн и Элизабет Шуман . под его руководством дебютировали [16] [n 3] Его первая должность главного дирижера была в Бармене (1912–1913), после чего он перешел в гораздо более крупную Страсбургскую оперу (1914–1917) в качестве заместителя Пфицнера. С 1917 по 1924 год он был главным дирижёром Кёльнской оперы . [9] [19] В 1919 году, когда он жил в Кельне, он женился на Йоханне Гейслер , певице оперной труппы. Она была христианкой, а он перешел из иудаизма. [20] Он оставался практикующим католиком до 1967 года, когда оставил веру и вернулся в иудаизм. [21] У пары было двое детей: Вернер , который стал актером, и Лотте, которая стала помощницей ее отца, а затем и его опекуном. [22] [23] Йоханна продолжила оперную карьеру, иногда в спектаклях под управлением мужа. К середине 1930-х годов она ушла из пения. [24] Пара оставалась близкой и взаимоподдерживавшей до ее смерти в 1956 году. [25]

В 1923 году Клемперер отклонил приглашение Берлинской государственной оперы сменить Лео Блеха на посту музыкального руководителя; он отказался от этой должности, так как не верил, что ему будет предоставлена ​​достаточная художественная власть над постановками. [26] В следующем году он стал дирижером Прусского государственного театра в Висбадене (1924–1927), театра меньшего размера, чем другие, в которых он работал, но в котором он имел контроль над постановками, которого он добивался. [26] Там он дирижировал новыми, часто модернистскими постановками ряда опер: от «Женитьбы Фигаро» , «Дон Жуана» , «Фиделио» и «Лоэнгрина» до «Электры» и «Солдатской повести» . Он нашел свое пребывание там полезным и приносящим удовлетворение, позже назвав его самым счастливым в своей карьере. [27]

Клемперер посетил Россию в 1924 году, проведя там шестинедельное пребывание; он возвращался каждый год до 1936 года. [28] В 1926 году он дебютировал в Америке, сменив Юджина Гуссенса на посту приглашенного дирижера Нью-Йоркского симфонического оркестра . [29] За восемь недель работы с оркестром он исполнил Девятую симфонию Яначека Малера и Симфониетту на их первых выступлениях в США. [20] [22]

В 1927 году в Берлине была создана новая оперная труппа, которая дополнила Государственную оперу и представила новые произведения и новаторские постановки. Труппа, официально называвшаяся Staatsoper am Platz der Republik, была более известна как Kroll Opera . [30] Лео Кестенберг , влиятельный глава прусского министерства культуры, предложил Клемперера в качестве его первого директора. Клемпереру предложили десятилетний контракт, и он принял его при условии, что ему будет разрешено дирижировать оркестровыми концертами в театре и что он сможет нанять выбранных им специалистов по дизайну и сцене. [30]

Внешний вид здания неоклассического театра
Оперный театр Кролла , 1930 год.

Биограф Клемперера Питер Хейворт описывает пребывание дирижера в «Кролле» как «имеющее решающее значение в его карьере и развитии оперы в первой половине 20 века». [9] И в концертных, и в оперных выступлениях Клемперер представил много новой музыки. На вопрос позже, какие из опер, которые он там представил, были наиболее важными, он перечислил:

По мнению Хейворта, современный подход к постановке в «Кролле», контрастирующий с традиционными репрезентативными декорациями и костюмами, продемонстрированный в «радикально стилизованной постановке» «Летучих голландцев» в 1929 году, был «решающим предшественником инноваций Виланда Вагнера в Байройте ». [9] Критические мнения о постановке разделились, которые варьировались от «Новое безобразие к немецкому шедевру… гротеск» до «необычного и великолепного спектакля… свежий ветер сдул мишуру и паутину». [32] [n 4]

В 1929 году Клемперер дебютировал в Великобритании, продирижировав Лондонским симфоническим оркестром в первом лондонском исполнении Брукнера Восьмой симфонии . Британские музыкальные критики встретили симфонию вяло, но Клемперера широко хвалили за «силу доминирующей личности», «мастерское управление» и как «великого оркестрового командира». [34] Ведущий критик призвал BBC предоставить Клемпереру долгосрочную встречу в Лондоне. [35]

Кролл-опера закрылась в 1931 году якобы из-за финансового кризиса, хотя, по мнению Клемперера, мотивы были политическими. Он сказал, что Хайнц Титьен , директор Государственной оперы, сказал ему, что против него сработал не антисемитизм, как предполагал Клемперер: «Нет, это не так уж важно. Они занимаются всем вашим политическим и художественным руководством. не нравится». [36] Контракт Клемперера обязывал его перейти в главную Государственную оперу, где, с учетом уже состоявшихся таких дирижеров, как Бруно Вальтер , Вильгельм Фуртвенглер и Лео Блех, для него было мало важной работы. [37] Он оставался там до 1933 года, когда приход нацистов заставил его уехать в безопасное место в Швейцарию вместе с женой и детьми. [38]

Лос-Анджелес

[ редактировать ]

В изгнании из Германии Клемперер обнаружил, что дирижерской работы было далеко не много, хотя он получил несколько престижных приглашений в Вене и на Зальцбургском фестивале . [39] Его озвучил Уильям Эндрюс Кларк , основатель и спонсор Филармонии Лос-Анджелеса , о том, чтобы он стал главным дирижером оркестра вместо Артура Родзинского , который уходил, чтобы возглавить Кливлендский оркестр . Оркестр Лос-Анджелеса тогда не считался одним из лучших американских ансамблей, а зарплата была меньше, чем хотелось бы Клемпереру, но он согласился и в 1935 году отплыл в США. [40]

Белый мужчина средних лет, лысый, чисто выбритый.
Арнольд Шенберг давал Клемпереру уроки композиции.

Финансы оркестра были опасными; Кларк потерял значительную часть своего состояния во время Великой депрессии и больше не мог позволить себе субсидии в масштабах предыдущих лет. [41] Несмотря на ограничения кассовых сборов, Клемперер успешно представил незнакомые произведения, в том числе «Песнь о Эрде» симфонии Брукнера Малера и Вторую симфонию, Четвертую и Седьмую , а также произведения Стравинского. [42] [43] Он запрограммировал музыку из Гуррельедера своего товарища по изгнанию и соседа по Лос-Анджелесу Арнольда Шенберга . [44] хотя композитор жаловался, что Клемперер не стал чаще исполнять свои произведения. Клемперер настаивал на том, что местная публика не готова к такой требовательной музыке; Шенберг не злился, и, поскольку Клемперер всегда стремился не только дирижировать, но и сочинять, Шенберг давал ему уроки композиции. [42] Клемперер считал его «величайшим из ныне живущих учителей композиции, хотя... он никогда не упоминал о двенадцатитоновой системе». [45] Тем не менее музыковед Ганс Келлер обнаружил «тональные разновидности шенберговского метода», «проницательно» используемые в композициях Клемперера. [45]

В 1935 году по Артура Джадсона приглашению дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром Клемперер в течение четырех недель . Главный дирижер оркестра Артуро Тосканини находился в Европе, и Клемперер руководил концертами открытия сезона. Публика, посещавшая концерты в Нью-Йорке, была глубоко консервативной. [46] но, несмотря на предупреждение Джадсона о том, что программирование Малера нанесет большой ущерб кассовым сборам, Клемперер настоял на исполнении Второй симфонии. [47] В объявлениях хвалили проведение [48] - Оскар Томпсон написал в Musical America , что это исполнение было лучшим, что он слышал с тех пор, как Малер дирижировал произведением в Нью-Йорке в 1906 году. [49] - но продажи билетов оказались такими же плохими, как и предсказывал Джадсон, а дефицит оркестра от концерта составил 5000 долларов. [47] Когда в следующем году Тосканини ушел из филармонии, он рекомендовал Клемперера в качестве своего преемника, но Клемперер признал, что после «этого дела с симфонией Малера» он не будет повторно задействован. [47] Тем не менее, когда тогда еще малоизвестный Джон Барбиролли был объявлен преемником Тосканини, Клемперер написал Джадсону яростное письмо, протестуя против того, чтобы его обошли вниманием. [50] [n 5]

Вернувшись в Лос-Анджелес, Клемперер дирижировал концертами оркестра там и на загородных площадках, таких как Сан-Диего , Санта-Барбара , Фресно и Клермонт . Он и оркестр работали с ведущими солистами, в том числе Артуром Шнабелем , Эмануэлем Фейерманном , Йозефом Сигети , Брониславом Губерманом и Лотте Леманн. [51] Пьер Монтё был дирижером Симфонического оркестра Сан-Франциско , а он и Клемперер дирижировали оркестрами друг друга. После концерта Клемперера в 1936 году музыкальный критик San Francisco Chronicle назвал его одним из величайших дирижеров мира наряду с Фуртвенглером, Вальтером и Тосканини. [52]

1938-1945 гг.

[ редактировать ]

Правление Питтсбургского симфонического оркестра обратилось к Клемпереру в начале 1938 года с просьбой о помощи в преобразовании оркестра - специальной группы с 1927 года - в постоянный ансамбль. Он провел прослушивания в Питтсбурге и, что более плодотворно, в Нью-Йорке, и после трех недель интенсивных репетиций оркестр был готов к концертам открытия сезона, которыми он дирижировал. Результаты оказались весьма успешными, и ему предложили большую зарплату, чтобы он оставался главным дирижером оркестра. По контракту он был отправлен в Лос-Анджелес, но собирался взять на себя руководство обоими оркестрами. Он отказался от этого, и Фриц Райнер был назначен дирижером в Питтсбурге. [53]

В 1939 году у Клемперера начались серьезные проблемы с равновесием. [54] У него была диагностирована потенциально смертельная опухоль головного мозга, и он отправился в Бостон на операцию по ее удалению. [55] Операция прошла успешно, но он остался хромым и частично парализованным на правой стороне. [16] У него давно было биполярное расстройство (на языке того времени он был «маниакально-депрессивным»). [56] а после операции у него случилась интенсивная маниакальная фаза болезни, которая длилась почти три года и за которой последовал длительный период тяжелой депрессии. [55] В 1941 году, после того как он вышел из психиатрической лечебницы в городе Рай, штат Нью-Йорк , местная полиция выпустила бюллетень, в котором он описывался как «опасный и безумный». Через два дня его нашли в Морристауне, штат Нью-Джерси , и он выглядел спокойным. Врач, осматривавший его, сказал, что он «темпераментен и вспыльчив», но не опасен, и его отпустили. [22] Правление филармонии Лос-Анджелеса расторгло с ним контракт, и последующие его выступления были немногочисленны и редко с престижными ансамблями в Лос-Анджелесе или где-либо еще. [22] Пока ее отец изо всех сил пытался прокормить семью своими скромными гонорарами, Лотте работала на фабрике, чтобы заработать немного денег. [57]

Послевоенный

[ редактировать ]
интерьер богато украшенного традиционного оперного театра с большим количеством позолоты и бархата.
Венгерская государственная опера, музыкальным руководителем которой был Клемперер, 1947–1950 гг.

К 1946 году Клемперер достаточно поправил свое здоровье, чтобы вернуться в Европу с дирижерским туром. Его первый концерт состоялся в Стокгольме, где он встретил музыковеда Аладара Тота , мужа пианистки Анни Фишер ; Вскоре Тот оказал большое влияние на его карьеру. [58] Во время другого турне в 1947 году Клемперер дирижировал «Женитьбой Фигаро» на Зальцбургском фестивале и «Дон Жуаном» в Вене. [58] Пока он был в Зальцбурге, Тот, назначенный директором Венгерской государственной оперы в Будапеште, пригласил его стать музыкальным руководителем труппы. Клемперер согласился и служил с 1947 по 1950 год. [58] В Будапеште он дирижировал основными операми Моцарта и «Фиделио» , «Тангейзером » , «Лоэнгрином» и «Мейстерзингерами» , а также произведениями из итальянского репертуара и провел множество концертов. [59]

В марте 1948 года Клемперер впервые после войны выступил в Лондоне, дирижируя Филармоническим оркестром . [60] Баха Он дирижировал Третьей оркестровой сюитой для клавесина Стравинского , Трехчастной симфонией Бетховена и Героической симфонией . [61]

Клемперер покинул свой пост в Будапеште в 1950 году, разочарованный политическим вмешательством коммунистического режима. [58] В течение следующих девяти лет он не занимал постоянную должность дирижера. В начале 1950-х годов он работал фрилансером в Аргентине, Австралии, Австрии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии и других странах. [62] [63] В Лондоне в 1951 году он дирижировал двумя концертами филармонии в новом Королевском фестивальном зале , получив высокую оценку рецензентов. [64] Музыкальный критик The Times писал:

Действительно, редки случаи, когда великая музыка сочетается с исполнением, которое может претендовать на то, что оно полностью и бесспорно достигло своей цели. Подобный случай произошел вчера вечером в Фестивальном зале. ... Понимание г-ном Клемперером сокровенного значения музыки было очевидно из идеального слияния, которого он достиг, ее драматических, эпических и лирических элементов. Действительно, перед нами музыкант, чья эмоциональная интенсивность чудесным образом сочетается с впечатляющей интеллектуальной силой – то самое сочетание, которого классический Бетховен требует от своего интерпретатора. ... На протяжении всего концерта оркестр выполнял все требования своего вдохновенного и вдохновляющего дирижера. [65] [№ 6]

После этого, казалось бы, возрождающаяся карьера Клемперера получила еще одну серьезную неудачу. Позднее, в 1951 году, в аэропорту Монреаля он поскользнулся на льду и упал, сломав бедро. Он был госпитализирован на восемь месяцев. [62] Затем в течение года он и его семья были, по его словам, фактически заключенными в США из-за препятствий для выезда из страны в соответствии с новым законодательством . [62] С помощью опытного юриста в 1954 году он получил временные шестимесячные паспорта и переехал с женой и дочерью в Швейцарию. [n 7] Он поселился в Цюрихе и получил немецкое гражданство и право на жительство в Швейцарии. [62]

пожилой, чисто выбритый белый мужчина беседует с другими
Клемперер (слева) на репетиции в Кельне в 1954 году.

С середины 1950-х годов дом Клемперера находился в Цюрихе, а его музыкальная база - в Лондоне, где его карьера стала связана с филармонией. Его широко считали лучшим оркестром Великобритании в 1950-х годах: « Словарь музыки и музыкантов» Гроува описывал его как «элиту, чья виртуозность изменила британскую концертную жизнь», а газета «Таймс» назвала его « Роллс-Ройсом британских оркестров». [68] [69] Его основатель и владелец Уолтер Легге привлек для своих концертов ряд выдающихся дирижеров. К началу 1950-х годов с оркестром больше всего ассоциировался Герберт фон Караян . [№ 8] но он явно был наследником больного Фуртвенглера на посту главного дирижера Берлинской филармонии и Зальцбургского фестиваля; [n 9] Ожидая, что Караян станет недоступен для филармонии, Легге наладил отношения с Клемперером, которым восхищались музыканты, критики и публика. [73] [74]

Легг был старшим продюсером Columbia , входящей в звукозаписывающую группу EMI в Великобритании. Поскольку EMI оплачивала репетиции для записей, на концертах Легге, как правило, использовались произведения, которые он записал непосредственно заранее, так что оркестр репетировал полностью бесплатно для него. [№ 10] Это устраивало Клемперера, который, хотя и не любил делать записи, наслаждался роскошью «иметь время, чтобы как следует подготовить произведение». [76]

По словам критика Уильяма Манна , репертуар Клемперера к настоящему времени был:

уже не вызывающий прогрессивный стиль его молодых дней, а твердо сосредоточенный на немецкой классике и романтике от Баха до Рихарда Штрауса , с Бетховеном в качестве его центра и венца. ... Лондон услышал превосходные, штурмующие небеса циклы Бетховена под управлением Клемперера в 1950-х годах, серию, запомнившуюся особенно просторной, идеально пропорциональной архитектурой, силой и интенсивностью, внутренним сиянием звучности, величием линий. [16]

В 1957 году Легге основал Хор филармонии , который дебютировал в Девятой симфонии Бетховена под управлением Клемперера. [77] В «Обсервере» Хейворт писал, что с «обещающим стать нашим лучшим хором [и] нашим лучшим оркестром и великим дирижером», Легг подарил Лондону «цикл Бетховена, который мог бы сделать любой город мира, будь то Вена или Нью-Йорк». завидовать". [78]

Виланд Вагнер пригласил Клемперера дирижировать «Тристаном и Изольдой» на Голландском фестивале 1959 года , и они согласились сотрудничать в «Мейстерзингерах» в Байройте, но ни один план не был реализован, потому что Клемперер перенес еще одну физическую неудачу: в октябре 1958 года, куря в постели, он поставил свой постельное белье горит. Его ожоги были опасны для жизни, а выздоровление было медленным. [79] Лишь почти год, до сентября 1959 года, он достаточно поправил свое здоровье, чтобы снова дирижировать. По возвращении Клемперера в филармонию Легге предстал перед оркестром и назначил его пожизненным дирижером - первым главным дирижером филармонии. [80] [№ 8] Концерты Клемперера в 1960-х годах включали в себя больше произведений, не входящих в основной немецкий репертуар, в том числе Бартока «Дивертисмент» и симфонии Берлиоза , Дворжака , Малера и Чайковского . [16]

Клемперер вернулся в оперу в 1961 году, дебютировав в «Ковент-Гардене» в «Фиделио», для которого он руководил постановкой и музыкой. Ему пришлось в значительной степени отойти от экспериментальных постановок времен Кролла; 1961 года Fidelio был описан как «традиционный, скромный, грандиозно задуманный и глубоко показательный». [16] и «глубокого спокойствия» в музыкальном плане. [81] Клемперер руководил и дирижировал еще одним «Фиделио» в Цюрихе в следующем году, в оперном театре , всего в нескольких сотнях ярдов от его дома. Он боролся с укоренившимися интересами Цюрихского оркестра, чтобы привлечь лучших музыкантов, но ему это удалось, и выступления были хорошо приняты. [82] Позже в Ковент-Гардене он поставил и дирижировал еще двумя новыми постановками: «Волшебная флейта» (1962) и «Лоэнгрин» (1963), ни одна из которых не получила таких хороших рецензий, как «Фиделио» . [83]

Спустя годы

[ редактировать ]

В начале 1960-х Легге разочаровался в оркестровой музыкальной сцене. Его свобода программировать то, что он хочет, была ограничена новыми комитетами в Фестивальном зале и EMI. [84] и его оркестр был менее востребован в студиях. [85] В марте 1964 года, без предварительного предупреждения оркестра, он опубликовал заявление для прессы, в котором объявил, что «после выполнения своих нынешних обязательств деятельность Филармонического оркестра будет приостановлена ​​на неопределенный срок». [86] Клемперер сказал, что Легге не предупредил его заранее об этом объявлении, хотя позже Легге утверждал, что он это сделал. [87] При решительной поддержке Клемперера музыканты отказались расформироваться и сформировали самоуправляющийся ансамбль - Новый филармонический оркестр (НПО). [88] Они избрали его своим президентом. Он оставался на этой должности до выхода на пенсию восемь лет спустя. [9]

печатная программа без графики с указанием места проведения, даты и программы
Программа последнего концерта Клемперера, 1971 г.

В более поздние годы Клемперер вернулся к еврейской вере и был решительным сторонником государства Израиль. Он навестил свою младшую сестру, которая жила там, [89] и находясь в Иерусалиме в 1970 году, он принял предложение получить израильское гражданство, хотя продолжал сохранять свое немецкое гражданство и постоянное место жительства в Швейцарии. [90]

С возрастом Клемперер потерял концентрацию и контроль над оркестром. Во время одной из сессий записи он задремал во время дирижирования: [91] и он обнаружил, что его слух и зрение испытывают напряжение из-за концентрации во время концерта. [92] Один из его игроков сказал Андре Превену : «К сожалению, он стал немного глуховатым и трясущимся. Вы могли подумать: «бедный старый Клемперер», но затем внезапно завеса немощи спадала, и он снова становился удивительно энергичным». [91] Клемперер продолжал дирижировать и записываться с Новой филармонией до последнего концерта в своей карьере - в Фестивальном зале 26 сентября 1971 года - и своей последней записи два дня спустя. В программу концерта входили Бетховена «Король Стефан» увертюра , Четвертый фортепианный концерт с Даниэлем Адни Брамса в качестве солиста и Третья симфония . Запись с участием духовых музыкантов оркестра была Серенады № 11 Моцарта ми-бемоль , K. 375. [93]

В январе следующего года, прилетев из Цюриха в Лондон, чтобы дирижировать Седьмой симфонией Брукнера, Клемперер за день до концерта объявил, что больше не может справляться с напряжением публичных выступлений. [92] [№ 11] Он надеялся, что сможет продолжать делать записи, так как чувствовал, что сможет справиться с более короткими промежутками записи, и намеревался дирижировать «Die Entführung aus dem Serail» Баха Моцарта и «Страсти по Иоанну» для EMI, но ни один из планов не осуществился. плодотворность. [94]

Могила в декабре 2009 года.

Хейворт пишет о последних годах жизни дирижера:

За время работы с оркестром Клемперер завоевал беспрецедентную в своей карьере любовь музыкантов. Остроумие, скрывавшееся за его грозной внешностью, доставляло ему большое удовольствие. После неровных записей во время репетиции Восьмой симфонии Бетховена главный виолончелист попросил «на этом этапе дать четкий бит, и мы соберем его впервые в истории музыки». «В британской музыкальной истории», - парировал Клемперер. [9]

Клемперер удалился в свой дом в Цюрихе, где умер во сне 6 июля 1973 года. Его жена умерла раньше него, и у него остались двое детей. Он был похоронен на еврейском кладбище во Фризенберге , Цюрих, четыре дня спустя. [95]

Композиции

[ редактировать ]

Клемперер сказал: «В основном я дирижер, который также и сочиняет. Естественно, я был бы рад, чтобы меня запомнили как дирижера и композитора». Немецкие дирижеры его поколения начинали свою карьеру, когда дирижер редко мог не сочинять: композиция рассматривалась как часть традиционного обучения капельмейстера . Он начал сочинять музыку в раннем возрасте, а писать песни начал в подростковом возрасте. [96] Он тщательно переработал некоторые из своих сочинений и уничтожил другие. [9]

Прослушивание оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в Праге в 1908 году изменило композиционные идеи Клемперера. Позже он считал музыку, которую сочинил после этого, своими первыми зрелыми произведениями. Он продолжал писать песни, как оркестровые, так и с фортепиано - всего их было около 100 - и примерно в 1915 году он написал две оперы: Wehen (что означает «родовые схватки») и Das Ziel (Цель). Ни одна из них не была поставлена ​​публично, хотя композитор дирижировал частным концертом «Das Ziel» в Берлине в 1931 году. [96] «Веселый вальс» из последнего — самое известное из его сочинений. [96] Из девяти струнных квартетов сохранились восемь. EMI записала Seventh в 1970 году. В 1919 году он сочинил Missa Sacra для солистов, хора и оркестра, а также постановку 23-го псалма . [9]

Клемперер дал премьеру своей Первой симфонии с оркестром Консертгебау в Амстердаме в 1961 году и премьеру финальной версии Второй симфонии с Новой филармонией в 1969 году, записав ее для EMI несколько недель спустя. Он написал шесть симфоний. [96] Гарольд Шенберг , музыкальный критик The New York Times , сказал, что Первая симфония с включением Марсельезы во вторую часть «звучала как Чарльз Айвз в один из самых диких моментов его жизни». Когда в 1970 году была выпущена запись Второй симфонии, критик Эдвард Гринфилд писал: «Большая часть быстрой музыки Клемперера с острыми унисонными пассажами имеет суровый характер… но дайте Клемпереру медленный темп, и он тают с поразительной быстротой... медленная часть удивительно сладка, а один пассаж – кларнет поверх струн пиццикато – напоминает мир Легара или даже музыку венского кафе». [97] Критик Мейрион Боуэн написал о том же произведении, что оно было «произведением выдающегося дирижера, размышлявшего о произведениях композиторов, которых он защищал на протяжении всей своей карьеры». [96]

Хотя запись Клемперера ему не нравилась, дискография Клемперера обширна. Его первой записью был акустический набор медленной части Восьмой симфонии Брукнера , сделанный для Полидора в 1924 году совместно с Государственной капеллой Берлина . [98] Его ранние записи включают симфонии Бетховена и менее характерный репертуар, включая первую запись Равеля «Альборады дель благодати» . [99] и «Nuages» и «Fêtes» из » Дебюсси «Ноктюрнов (1926). [100] [№ 12] Затем, в перерывах между записями преимущественно немецкой классики, в том числе произведений Брамса, Брукнера, Мендельсона, Шуберта, Рихарда Штрауса и Вагнера, он отважился на легкий французский репертуар с увертюрами к «Фра Дьяволо» и «Прекрасная Елена» (1929). [102]

За годы Лос-Анджелеса сохранилась только одна специально сделанная студийная запись, но несколько транскрипций прямых радиопередач, начиная от симфоний Бетховена, Брукнера и Дворжака и заканчивая отрывками из опер Гуно, Массне, Пуччини и Верди. [103] Коммерческих студийных записей времен Клемперера в Будапеште нет, но живые выступления в оперном театре или в эфире были записаны и выпущены на компакт-дисках, включая полные комплекты «Лоэнгрина» , «Фиделио» , «Волшебной флейты» , «Сказок Гофмана» , «Мейстерзингеров». и Così fan tutte , все поются на венгерском языке. [104]

Для лейбла Vox Бетховена, Клемперер записал несколько сетов в Вене в 1951 году, в том числе «Торжественную мессу» которую Легге назвал «серьезной и мощной». [105] В том же году его транслируемые исполнения в Концертгебау и «Второй симфонии» Малера «Детских песен» с солистами Джо Винсентом и Кэтлин Ферье были записаны и выпущены на диске компанией Decca . [106] В течение 1950-х годов было записано, а затем опубликовано на компакт-дисках множество других прямых трансляций под руководством Клемперера с оркестрами, включая Симфонический оркестр Баварского радио , Концертгебау , Симфонический оркестр Кёльнского радио , Симфонический оркестр RIAS, Берлинский и Венский симфонический оркестр . [106]

В октябре 1954 года Клемперер сделал первую из своих многочисленных записей с Филармонией: Юпитера Симфонию Моцарта . [107] («Чрезвычайно впечатляюще... эпично», - прокомментировал «Граммофон» , - «неуклонно доведенное до конца».) [108] С тех пор по 1972 год он дирижировал оркестром и его преемником Новой филармонией, записав почти двести различных произведений. Помимо оригинальной филармонии они включали больше симфоний Моцарта, полные симфонические циклы Бетховена и Брамса, симфонии Берлиоза, Мендельсона, Шуберта, Шумана, Брукнера, Дворжака, Чайковского и Малера, а также другие оркестровые произведения, в частности, Баха, Иоганна Штрауса , Рихард Штраус, Стравинский, Вагнер и Вейль . [109]

Из хорового репертуара он вместе с хором и оркестром филармонии записал «Страсти по Матфею» Генделя Баха, «Мессию» Брамса и «Немецкий реквием» . Его полными записями опер с Филармонией были «Фиделио» и «Волшебная флейта» . Среди сольных певцов в этих записях были Дитрих Фишер-Дискау , Готтлоб Фрик , Криста Людвиг , Питер Пирс , Элизабет Шварцкопф и Джон Викерс . [109]

После того, как в 1964 году музыканты воссоздали Новую филармонию, Клемперер активно работал с ними в студиях, записав восемь симфоний Гайдна, три Шумана, четыре Брукнера и две Малера. Полный цикл фортепианных концертов Бетховена с участием Даниэля Баренбойма в качестве солиста. Основными хоровыми записями были Торжественная месса Бетховена и Месса си минор Баха . Рецензируя первую, Алек Робертсон написал, что она «должна занять свое место на вершине среди величайших записей нашего времени». [110] Критические мнения о наборе Баха разделились: Робертсон назвал его «духовным опытом… славным достижением»; [111] « Руководство по стереозаписям» , хотя и признавало «величие концепции Клемперера», сочло ее «разочаровывающей… с медленным темпом». [112] Всего было четыре полных оперы: «Così fan tutte» , «Дон Жуан» , «Летучий голландец» и «Женитьба Фигаро» . Среди солисток среди женщин были Джанет Бейкер , Тереза ​​Берганза , Мирелла Френи , Аня Силья и Элизабет Сёдерстрём , а среди мужчин — Тео Адам , Габриэль Бакье , Герайнт Эванс , Николай Гедда и Николай Гьяуров . [113]

Почести, наследие и репутация

[ редактировать ]

Почести и наследие

[ редактировать ]

В 1933 году Клемперер был награжден медалью Гете президентом Гинденбургом в Берлине. Он был награжден Лейпцигской оркестровой премией Никиша в 1966 году и имел почетные степени Западного колледжа и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . В 1971 году он был назначен почётным членом Королевской музыкальной академии в Лондоне. От Германии он был награжден Большой медалью «За заслуги перед звездой» (1958 г.) и Орденом «За заслуги» (1967 г.). [114]

Бетховена Первая часть из филармонической записи Клемперера 1959 года Пятой симфонии была выбрана НАСА для включения в Золотую пластинку «Вояджера» , отправленную в космос на космическом корабле «Вояджер» . Пластинка содержала звуки и изображения, выбранные как примеры разнообразия жизни и культуры на Земле. [115]

В 1973 году Лотте Клемперер подарила Королевской музыкальной академии коллекцию книг своего отца и размеченных партитур, а также портрет и несколько его дубинок. Теперь это известно как Коллекция Отто Клемперера. [116] Одной из двух названных профессорских должностей академии по дирижированию является кафедра Клемперера (в настоящее время, в 2023 году, ее занимает Семен Бычков ). [117] [№ 13]

Репутация

[ редактировать ]

Washington Post Джозеф Музыкальный критик Маклеллан написал после смерти Клемперера: «Эпоха гигантов закончилась... Они все ушли: Тосканини, Уолтер, Фуртвенглер, Бичем , Селл , Райнер и теперь Клемперер». [119] The Times сообщила, что в Британии его почитали как величайшего из ныне живущих дирижеров. [16] По мнению Словаря Гроува , после выхода на пенсию Тосканини в апреле 1954 года и смерти Фуртвенглера семь месяцев спустя Клемперер был «общепринят как наиболее авторитетный переводчик центрального австро-немецкого репертуара». [9]

Многие музыканты были не согласны с тем, как Клемперер дирижировал Моцарта. [120] Сэр Невилл Кардус из The Guardian заметил: «Это был не для него галантный Моцарт, представленный сэром Томасом Бичемом; это далеко не так. Моцарт Клемперера был сделан из более сурового материала». [120] Манн жаловался, что дирижерская постановка «Женитьбы Фигаро» была «дидактической, лишенной юмора, черепаховой». [121] хотя его коллега Стэнли Сэди взгляд Клемперера на оперу не лишен своей привлекательности. что «неторопливый, хладнокровный, почти бесстрастный обнаружил , стоит услышать». [122] Не только у Моцарта темпы Клемперера вызвали негативные отзывы: в его последние годы частая критика заключалась в том, что его темпы были медленными. Продюсер EMI Суви Радж Грабб написал:

Полный ответ на это дал сам Клемперер, когда ему на записи сказали, что «Крестьянское веселье Пасторальной симфонии » слишком медленное. «Ты привыкнешь». ... Каждый темп Клемперера тщательно связан с его интерпретацией всего произведения – никогда не чувствуешь, что конкретный темп выбран просто ради эффекта. [123]

Кардус выразил сожаление по поводу того, что Клемпереру слишком редко разрешалось программировать Брукнера, «чьи симфонии он охватывал с хваткой и видением, которое видело конец большой музыкальной формы в начале». [120] Кардус добавил:

К концу жизни его ритм становился все более и более непреклонным. Никогда не являвшийся колористом, его обращение с текстурой имело тенденцию создавать черно-белую нейтральность тона. Он почти вывел Малера из себя. [120]

Наибольшую известность Клемперер прославил как дирижер Бетховена. [124] В «Руководстве по записи» о записи Missa solemnis 1951 года говорилось: «Редко мы слышим в концертном зале исполнение столь ясное, столь пылкое и столь музыкальное, как то, которого достиг Клемперер… [с] впечатлением величия достигнуто этим великолепным выступлением». [125] О своей одновременной записи Пятой симфонии те же авторы назвали ее «действительно индивидуальным прочтением», предпочтительнее прочтения Тосканини, Вальтера или Эриха Кляйбера : «Клемперер относится к произведению так, как если бы он только что открыл для себя его величие, освещая каждую страницу с непрестанная забота о деталях». [126] Манн писал о записи «Фиделио» 1962 года : «спектакль настолько ошеломляет, что после него зрители могут почти отчаяться услышать « Фиделио» , которое не разочарует». [127] Первый валторн Филармонии, Алан Сивил , сказал: «Потребовался Клемперер, чтобы пролить новый свет на Бетховена, и я нашел его циклы Бетховена изумительными. Я имею в виду, я не хочу играть Бетховена с каким-либо другим дирижером». [128] и коллега по оркестру сказал: «Как будто там стоял сам Бетховен». [124]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Носсан - это ашкеназский перевод сефардского слова «Натан». [1]
  2. Другими детьми Клемпереров были Регина (1883–1965) и Марианна (1889–1967). [3]
  3. В Гамбургской опере Клемперер впервые привлек международное внимание, но не по музыкальным причинам: муж одной из солисток труппы попытался избить его во время выступления. Клемперер спрыгнул с трибуны и напал на нападавшего с голыми кулаками. Об инциденте много писали в зарубежных газетах. [17] Мотивы нападавшего на тот момент не были зафиксированы, но, согласно мемуарам Уолтера Легге , женой нападавшего была Элизабет Шуман, и у Клемперера был с ней роман. [18]
  4. ^ Клемперер отличался лаконичным остроумием; Много пересказанная история связана с его закулисной встречей с сыном композитора Зигфридом после генеральной репетиции скандальной постановки «Летучего голландца» . Играя словами setzen (сидеть) и entsetzen (потрясаться), Клемперер предложил своему посетителю стул: «Grüss Gott, Herr Wagner, bitte entsetzen sie sich» – Приветствую, господин Вагнер, пожалуйста, ужаснитесь. [33]
  5. Клемперер позже признал, что Барбиролли «был не так уж и плох» и что критики Нью-Йорка его сильно недооценили. [47]
  6. Первый концерт был целиком посвящен Бетховену: «Эгмонт» Увертюра , «Императорский концерт » с Майрой Гесс и Пятая симфония . Второй концерт имел смешанную программу: Уолтона «Скапино» Бетховена , Третий фортепианный концерт с Соломоном Моцарта , «Серената нотурна» и «Юпитер» Симфония . [65] [66]
  7. Его сын Вернер остался в США, где продолжил успешную актерскую карьеру, сохраняя при этом тесную связь со своими родителями и сестрой и навещая их в Европе. [67]
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Некоторые ошибочно полагали, что Караян был главным дирижером оркестра. [70] но с самого начала Легге сопротивлялся его назначению. [71]
  9. Фуртвенглер умер в ноябре 1954 года, но затянувшиеся переговоры по контракту означали, что Караян официально не стал его преемником в Берлине и Зальцбурге до апреля 1956 года. [72]
  10. Типичный пример произошел в конце 1956 года, когда Легге запланировал три симфонии Брамса для записи Клемперером и Филармонией за несколько дней до их живых выступлений тех же произведений в Фестивальном зале, так что репетиции, оплаченные Колумбией для сессий записи, были эффективно бесплатные репетиции своих концертов. [75]
  11. ^ Концерт состоялся; Чарльз Гроувз заменил Клемперера. [92]
  12. Когда эти ранние записи были переизданы в 1989 году, журнал Gramophone нашел Равеля «энергичным, очень ритмичным и совершенно идиоматическим», а Дебюсси «также впечатляющим своей проницательностью и мастерством стиля». [101]
  13. Другой, принадлежащий (2023 г.) сэру Марку Элдеру , — это кресло Барбиролли. [118]
  1. ^ Хейворт (1996, Том 1), с. 4
  2. ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 2 и 4.
  3. ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 458 и 462.
  4. ^ Джонсон и Кояма, с. 8; Хейворт (1985), с. 17 и (1996, Том 1), с. 1
  5. ^ Хейворт (1996, Том 1), с. 2
  6. ^ Хейворт (1985), с. 18
  7. ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 5–9.
  8. ^ Хейворт (1996, Том 1), с. 10
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хейворт, Питер и Джон Лукас. "Klemperer, Otto" , Grove Music Online, Oxford University Press, получено 17 июля 2014 г. (требуется подписка). Архивировано 24 декабря 2022 г. на Wayback Machine.
  10. ^ Хейворт (1996, Том 1), с. 14
  11. ^ Лебрехт, с. 204
  12. ^ Хейворт (1985), с. 29
  13. ^ Хейворт (1985), с. 28
  14. ^ Честерман, с. 105
  15. ^ Честерман, с. 106
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Доктор Отто Клемперер», The Times , 9 июля 1973 г., стр. 16
  17. ^ «Настоящая драма в опере», London Evening News , 29 декабря 1912 г., стр. 3; «Дирижер кнутов в оперном театре», Ottawa Free Press , 24 января 1913 г., стр. 13; «В Гамбургском театре», The Cincinnati Enquirer , 29 декабря 1912 г., стр. 4; «Хлыст в опере», Geelong Advertiser , 8 февраля 1913 г., стр. 4
  18. ^ Шварцкопф, с. 171
  19. ^ Хейворт (1985), с. 11
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кин, стр. 790–791.
  21. ^ Хейворт (1985), с. 62
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Монтгомери, Пол Л. «Отто Клемперер, дирижер, умер в возрасте 88 лет». Архивировано 21 декабря 2022 года в Wayback Machine , The New York Times , 8 июля 1973 года, стр. 1
  23. ^ Шварцкопф, с. 172
  24. ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 76-77.
  25. ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 264–265; и (1996, том 2), стр. 75, 124, 125 и 258.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейворт (1985), стр. 63–65.
  27. ^ Хейворт (1996, Том 1), стр. 200–201 и 208.
  28. ^ Левин, Бернард. «Концерт Клемперера», The Observer , 3 июня 1973 г., с. 37
  29. ^ «Мир музыки», Brooklyn Daily Eagle , 3 января 1926 г., стр. 2Е
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кук, с. 2
  31. ^ Осборн и Томпсон, с. 90
  32. ^ Кальвокоресси, доктор медицины «Музыка в зарубежной прессе», The Musical Times , 1 апреля 1929 г., стр. 322–323.
  33. ^ Осборн и Томпсон, стр. 37–38.
  34. ^ «Клемперер и LSO», The Daily Telegraph , 21 ноября 1929 г., стр. 8; «Концерты Курто», Manchester Guardian , 22 ноября 1929 г., стр. 12; и «Музыка недели», The Observer , 29 ноября 1929 г., стр. 14
  35. ^ Рид, с. 191
  36. ^ Хейворт (1985), с. 83
  37. ^ Хейворт (1985), с. 84
  38. ^ Хейворт (1985), стр. 87–88.
  39. ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 12–13 и 14–15.
  40. ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 20–22.
  41. ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 21
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейворт (1985), стр. 89–91.
  43. ^ «Аттракционы», Los Angeles Illustrated Daily News , 24 мая 1935 г., стр. 15
  44. ^ «Музыка и музыканты», The Los Angeles Times , 13 сентября 1936 г., стр. 53
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Келлер, с. 56
  46. ^ Кеннеди, с. 144
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хейворт (1985), с. 97
  48. ^ Стрикленд, Гарольд А. «Музыка в обзоре», Brooklyn Times Union , 13 декабря 1935 г., стр. 6; и Сарджант, Уитроп. «Клемперер возглавляет филармонию в симфонии Малера», Brooklyn Daily Eagle , 13 декабря 1935 г., стр. 15
  49. ^ Томсон, Вирджил. Обзор, Musical America , 25 декабря 1935 г., цитируется по Heyworth (1996, Vol 2), p. 55
  50. ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 60–61.
  51. ^ Морес Джонс, Изабель. «Блестящий сезон предсказан филармоническому оркестру», The Los Angeles Times , 5 января 1936 г., стр. 8
  52. ^ Канарина, с. 127
  53. ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 91–92.
  54. ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 96
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейворт (1985), стр. 99–100.
  56. ^ «маниакальная депрессия» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  57. ^ Шварцкопф, с. 175
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хейворт (1985), стр. 100–101.
  59. ^ Шварцкопф, с. 176
  60. ^ Петтитт, с. 36
  61. ^ «Мистер Отто Клемперер», The Times , 6 марта 1948 г., стр. 2
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хейворт (1985), с. 103
  63. ^ Поттс, Джозеф Э. «Оркестровые концерты в Париже», The Musical Times , октябрь 1951, стр. 446
  64. ^ Петтитт, с. 45
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Фестиваль музыки», The Times , 26 июня 1951 г., стр. 6
  66. ^ Шварцкопф, с. 177
  67. ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 258, 285, 359 и 363.
  68. ^ Манн, Уильям . «Легг, Уолтер» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. (требуется подписка)
  69. ^ «Мистер Уолтер Легг», The Times , 16 ноября 1979 г., стр. 29
  70. ^ Розенталь, Гарольд. «Международный отчет», Musical America , август 1956 г., стр. 12; и Ферлонг, с. 72
  71. ^ Легг, Уолтер. «Рождение филармонии», The Times , 27 декабря 1975 г., стр. 4
  72. ^ Осборн, с. 372
  73. ^ Петтитт, с. 60
  74. ^ Превин, стр. 20, 159, 174 и 183.
  75. ^ Хант и Петтитт, с. 299; и «Филармонический оркестр», The Times , 29 сентября 1956 г., стр. 2
  76. ^ Хейворт (1985), с. 123
  77. ^ Петтитт, с. 91
  78. ^ Хейворт, Питер. «Клемперер и Бетховен», The Observer , 17 ноября 1957 г., стр. 14
  79. ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 274
  80. ^ Шварцкопф, с. 187; и Петтитт, с. 96
  81. ^ Халтрехт, с. 249
  82. ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 293
  83. ^ Халтрехт, с. 252
  84. ^ Шварцкопф, стр. 83 и 105–106.
  85. ^ Шварцкопф, с. 104
  86. ^ «Филармония приостановлена», The Times , 11 марта 1964 г., стр. 12
  87. ^ Петтитт, с. 124
  88. ^ Превин, стр. 102.
  89. ^ Шварцкопф, с. 190
  90. ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 315
  91. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Превин, стр. 159.
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Клемперер уходит», The Times , 21 января 1971 г., стр. 8
  93. ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 452
  94. ^ Хейворт (1996, Том 2), с. 358
  95. ^ Хейворт (1996, Том 2), стр. 362–363.
  96. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Уолтон, Крис. «Композитор Клемперер» , Tempo , том 59, выпуск 232, апрель 2005 г., стр. 56–58 (требуется подписка). Архивировано 24 декабря 2022 г. на Wayback Machine.
  97. ^ Гринфилд, Эдвард. Обзор, Граммофон , июнь 1970 г., с. 40
  98. ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 1), с. 437
  99. ^ Николс, с. 203
  100. ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 1), с. 438
  101. ^ Сандерс, Алан. «Клемперер и годы Кролла», Граммофон , февраль 1989 г., стр. 1346 и 1348.
  102. ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 1), стр. 438–441.
  103. ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 2), стр. 395–396.
  104. ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 2), стр. 398–400.
  105. ^ Шварцкопф, с. 178
  106. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дискография», Хейворт (1996, Том 2), стр. 400–417.
  107. ^ "Дискография", Хейворт (1996, Том 2), с. 405
  108. ^ Макдональд, Малькольм. Обзор, Граммофон , октябрь 1955 г., с. 178
  109. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дискография», Хейворт (1996, Том 2), стр. 405–439.
  110. ^ Робертсон, Алек. Обзор, Граммофон , июль 1966 г., с. 71
  111. ^ Робертсон, Алек. Обзор, Граммофон , апрель 1968 г., с. 542
  112. ^ Март (1977), с. 59
  113. ^ «Дискография», Хейворт (1996, Том 2), стр. 440–452.
  114. ^ «Клемперер, Отто» , Кто есть кто и кто был кем , Oxford University Press, 1 декабря 2007 г. (требуется подписка). Архивировано 24 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
  115. ^ «Вояджер - Музыка на золотой пластинке». Архивировано 20 марта 2018 года в Wayback Machine , НАСА. Проверено 22 декабря 2022 г.
  116. ^ «Коллекция Отто Клемперера». Архивировано 8 декабря 2022 года в Wayback Machine , Королевская музыкальная академия. Проверено 23 декабря 2022 г.
  117. ^ «Семен Бычков обсуждает Малера 2» , Королевская музыкальная академия. Проверено 23 декабря 2022 г.
  118. ^ «Сэр Марк Элдер дирижирует Симфоническим оркестром Академии». Архивировано 18 декабря 2022 года в Wayback Machine , Королевская музыкальная академия. Проверено 23 декабря 2022 г.
  119. ^ Маклеллан, Джозеф. «Клемперер - последний из дирижерских гигантов», Central New Jersey Home News , 29 июля 1973 г., стр. 61
  120. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кардус, Невилл. «Переводчик», The Guardian , 9 июля 1973 г., стр. 8
  121. ^ Манн, Уильям . «Прекрасный состав Моцарта», The Times , 4 февраля 1970 г., стр. 14
  122. ^ Сэди, Стэнли. «Широта и спокойствие от Клемперера; лучшее от Бриттена», The Times , 19 июня 1971 г., стр. 17
  123. ^ Грабб, Суви Радж. «Клемпереру в восемьдесят лет», «Граммофон» , май 1965 г., стр. 520
  124. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Как будто там стоял сам Бетховен», Saturday Review , 14 октября 1961 г., стр. 89
  125. ^ Саквилл-Уэст и Шоу Тейлор, с. 108
  126. ^ Саквилл-Уэст и Шоу Тейлор, с. 81
  127. ^ Март (1967), с. 58
  128. ^ Превин, стр. 174.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7327ea0aeb0e58d4c92f3648ce65dfe3__1719922500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/e3/7327ea0aeb0e58d4c92f3648ce65dfe3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Otto Klemperer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)