Jump to content

Эса-Пекка Салонен

Эса-Пекка Салонен
Салонен в 1997 году репетирует с Хельсинкским филармоническим оркестром.
Рожденный ( 1958-06-30 ) 30 июня 1958 г. (66 лет)
Хельсинки , Финляндия
Занятия
  • Дирижер
  • композитор
Годы активности 1979 – настоящее время
Организации
Супруги
Джейн Прайс
( м. 1991; дивизия 2017)
Каарина Гулд
( м. 2021 г.)
Дети 3
Веб-сайт салон красоты
Подпись

Эса-Пекка Салонен КБЕ ( произносится [ˈesɑˌpekːɑ ˈsɑlonen] ; родился 30 июня 1958) — финский дирижёр и композитор . Он является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сан-Франциско и дирижером-лауреатом Филармонического оркестра Лос-Анджелеса , Филармонического оркестра в Лондоне и Симфонического оркестра Шведского радио . В 2024 году он объявил о своем уходе из Симфонического оркестра Сан-Франциско по истечении срока его контракта в 2025 году.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние работы

[ редактировать ]

Салонен родился в Хельсинки , Финляндия, в 1977 году окончил Helsingin Suomalainen Yhteikoulu (SYK), одну из лучших средних школ Финляндии. [1] а затем пошел изучать валторну и композицию в Академии Сибелиуса в Хельсинки, а также дирижировать у Йормы Панулы . Среди его одноклассников-дирижеров были Юкка-Пекка Сарасте и Осмо Вянска .Еще одним одноклассником по композиции был композитор Магнус Линдберг , и вместе они сформировали группу новой музыки Korvat auki («Уши открыты» на финском языке ) и экспериментальный ансамбль Toimii (букв. «Это работает»). Позже Салонен учился у композиторов Франко Донатони , Никколо Кастильони и Эйноюхани Раутаваара .

Его первый опыт дирижирования пришелся на 1979 год с Симфоническим оркестром Финского радио , хотя он все еще считал себя главным образом композитором; Фактически Салонен заявил, что занялся дирижированием прежде всего для того, чтобы кто-то дирижировал его собственными произведениями. Однако в 1983 году он заменил нездорового Майкла Тилсона Томаса , чтобы он дирижировал исполнением Малера Симфонии № 3 с Филармоническим оркестром в Лондоне в очень короткие сроки, даже не изучив партитуру, и это положило начало его карьере дирижера. . [2] Впоследствии он был главным приглашенным дирижером Филармонии с 1985 по 1994 год.

Салонен был главным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио с 1984 по 1995 год. В 2003 году он стал одним из основателей Фестиваля Балтийского моря вместе с Михаэлем Тайденом [ sv ] и Валерием Гергиевым . Этот летний музыкальный фестиваль представляет новую классическую музыку и направлен на объединение стран Балтийского моря и повышение осведомленности об ухудшении состояния окружающей среды Балтийского моря. Он продолжает проводиться ежегодно в одной из стран региона. [3]

Филармония Лос-Анджелеса

[ редактировать ]

Салонен дебютировал в США как дирижёр в составе Филармонического оркестра Лос-Анджелеса в 1984 году. Он сказал:

Я понятия не имел, чего ожидать. Но одного я не ожидал, когда после первого концерта ко мне подошел пожилой музыкант и сказал: «Считай это своим будущим домом». Что-то происходило, потому что я чувствовал то же самое. Я с абсолютной уверенностью чувствовал, что этот оркестр, в любом случае, станет очень важной частью моей жизни. Всегда. [4]

предложил ему звание главного приглашенного дирижера, В 1989 году исполнительный вице-президент Эрнест Флейшманн и он должен был взять оркестр в турне по Японии; однако разногласия возникли, когда с Андре Превеном , тогдашним музыкальным руководителем оркестра, не проконсультировались ни по поводу назначения главного гостя, ни по поводу тура, и он возражал против того и другого. Продолжающиеся трения между Флейшманном и Превеном привели к отставке Превена в апреле 1989 года. [5] Четыре месяца спустя Салонен был назначен десятым музыкальным руководителем оркестра, официально заняв этот пост в 1992 году и занимая его до 2009 года.

Работа Салонена в оркестре началась с выступления на Зальцбургском фестивале 1992 года с концертными выступлениями и в качестве пит-оркестра в постановке оперы « Святой Франсуа д'Ассиз Оливье Мессиана » ; это был первый раз, когда американскому оркестру была предоставлена ​​такая возможность. Позже Салонен возил оркестр во многие другие турне по Соединенным Штатам, Европе и Азии, а также выступал с резиденциями на Люцернском фестивале в Швейцарии , The Proms в Лондоне, в Кёльне на фестивале собственных произведений Салонена и в 1996 году в Театре дю Шатле в Париже на фестивале Стравинского под управлением Салонена и Пьера Булеза ; именно во время этой парижской резиденции ключевые члены правления филармонии услышали выступление оркестра с улучшенной акустикой и воодушевились, чтобы возглавить усилия по сбору средств для завершения строительства Концертного зала Уолта Диснея .

Под руководством Салонена филармония стала чрезвычайно прогрессивным и уважаемым оркестром. Алекс Росс из The New Yorker сказал следующее:

Эпоха Салоненов в Лос-Анджелесе может стать поворотным моментом в новейшей истории классической музыки в Америке. Это история не об индивидууме, волшебным образом запечатлевающем свою личность в учреждении (то, что Салонен назвал «пустой шумихой» поклонения дирижеру), а о человеке и учреждении, раскрывающих друг в друге непредвиденные способности и тем самым доказывающих, насколько много жизни остается в самом оркестре, одновременно самом консервативном и самом мощном из музыкальных организмов. [6]

В 2007 году Салонен и оркестр объявили о завершении своего поста музыкального директора в 2009 году, и его место занял Густаво Дудамель . [7] [8] [9] [10]

Перед последним концертом Салонена в качестве музыкального руководителя Филармонии Лос-Анджелеса 19 апреля 2009 года оркестр объявил о его назначении своим первым дирижером- лауреатом . [11] Кроме того, Филармония Лос-Анджелеса создала Комиссионный фонд Эсы-Пекки Салонена «с конкретной целью поддержки ввода в эксплуатацию и исполнения новых произведений» как способ почтить его поддержку современной классической музыки во время его пребывания на посту музыкального руководителя. На момент создания фонду было выделено 1,5 миллиона долларов. [12] [13]

За время пребывания Салонена на посту музыкального руководителя оркестр представил 120 произведений в рамках мировых или американских дебютов и заказал более 54 новых произведений. К моменту своего ухода он проработал музыкальным руководителем дольше, чем кто-либо другой в истории оркестра, проведя с оркестром 973 концерта и 23 тура. [14] [15]

Филармония и последующая карьера

[ редактировать ]

В ноябре 2006 года Филармонический оркестр объявил о назначении Салонена главным дирижером и художественным консультантом в начале сезона 2008–2009 годов. [16] Его первоначальный контракт был рассчитан на 3 года. Салонен провел несколько коммерческих записей с Филармонией, в том числе музыку Берлиоза и Шенберга. [17] В ноябре 2010 года Филармония объявила о продлении контракта Салонена до 2014 года. [18] В сентябре 2013 года оркестр объявил о дальнейшем продлении контракта Салонена на сезон 2016–2017 годов. [19] В декабре 2018 года Филармония объявила, что Салонен завершит свое основное дирижерство оркестром после сезона 2020–2021 годов. [20]

Салонен дебютировал в Метрополитен-опера в ноябре 2009 года в Патриса Шеро постановке Леоша Яначека » «Из мертвого дома . [21]

В 2012 году его скрипичный концерт , написанный для Лейлы Йозефович, получил премию Гравемейера в области музыкальной композиции . [22] В марте 2014 года он был награжден премией Майкла Людвига Неммерса в области музыкальной композиции при Музыкальной школой Генри и Ли Бинен Северо -Западном университете . Награда включает в себя денежный приз в размере 100 000 долларов, проживание в школе в течение четырех недель подряд в течение следующих двух лет, а также выступление Чикагского симфонического оркестра . [23] Той же весной ему также была вручена первая творческая кафедра Цюрихского оркестра Тонхалле на сезон 2014–2015 годов. Этот пост включал в себя лекции, семинары, но, что наиболее важно, запуск « Караване» , новой пьесы для оркестра и хора, основанной на -поэзии Хьюго Болла , дада а также исполнение девяти других произведений Салонена в течение сезона. [24]

Осенью 2015 года Салонен приступил к работе на три сезона в качестве постоянного композитора Нью-Йоркской филармонии . [25] Он является советником The Sync Project, глобального сотрудничества, стремящегося понять и использовать влияние музыки на здоровье мозга. [26] В августе 2016 года Салонен был назван первым артистом Финской национальной оперы и балета . [27]

Салонен впервые дирижировал Симфоническим оркестром Сан-Франциско (SFS) в 2004 году. Он вернулся для выступлений в качестве приглашенного дирижера в 2012 и 2015 годах. В декабре 2018 года SFS объявил о назначении Салонена своим следующим музыкальным руководителем, начиная с сезона 2020–2021 годов. с первоначальным контрактом на пять сезонов. [28] [29]

В марте 2024 года Салонен объявил, что покинет Симфонический оркестр Сан-Франциско, когда истечет его контракт в 2025 году, заявив, что «я не разделяю тех же целей в отношении будущего учреждения, что и Совет управляющих». [30] [31] Некоторые покровители SFS выразили поддержку Салонену и недовольство решением совета директоров. [32]

Цифровые проекты

[ редактировать ]

Салонен и Филармонический оркестр вместе работали над междисциплинарными фестивалями, в том числе «Woven Words: Музыка начинается там, где заканчиваются слова», в честь столетия со дня рождения Витольда Лютославского , наставника Салонена. [33] Они также создали отмеченную наградами инсталляцию RE-RITE, которая впервые была выставлена ​​в Лондоне в 2009 году и с тех пор побывала в Португалии, Китае, Турции, Германии и Австрии. Цифровая резиденция позволяет представителям публики дирижировать, играть и входить в состав филармонического оркестра с Салоненом посредством аудио- и видеопроекций музыкантов, исполняющих «Весну священную» . [34] Затем они выпустили еще одну инсталляцию « Вселенная звука» , основанную на произведении Густава Холста « Планеты », дебютировавшем в лондонском Музее науки. [35] и выиграл Премию Королевского филармонического общества 2012 года за аудиторию и вовлеченность. [36] Салонен и Филармонический оркестр в партнерстве с Music Sales Group , Rite Digital и Touch Press выпустили успешное для iPad приложение «The Orchestra» . Slate назвал интерактивный тур по истории оркестра «идеальным приложением для классической музыки». [37] Осенью 2016 года Филармонический оркестр начал цифровое поглощение Southbank Center , представив первую крупную постановку в виртуальной реальности британского симфонического оркестра. [38]

Кампания Apple

[ редактировать ]
Салонен и Филармонический оркестр исполняют Лютославского , Сибелиуса и Салонена в Apple Store в Берлине.

В 2014 году Салонен участвовал в международной телевизионной и интернет-кампании Apple по продвижению iPad Air . [39] Кампания включала в себя не только само объявление, [40] но и дискуссии с Салоненом о классической музыке, [41] вдохновение, [42] и сочинять. [43] Салонена, удостоенного премии Гравемейера Apple также предложила новую и, в течение ограниченного времени, бесплатную запись скрипичного концерта , с участием скрипачки Лейлы Йозефович и Филармонического оркестра, 20 композиций классической музыки Салонена на в iTunes Store странице классической музыки , 15 композиций Салонена. Выбор приложений для iPad в магазине приложений и гостевая диджейская станция на iTunes Radio.

Реклама была отмечена «новизной появления современного классического композитора в основной рекламе». [44] за синхронизацию монтажа видео с партитурой, а также за позитивное изображение классической музыки по сравнению с ее типичным имиджем в поп-культуре. [45] Салонен также провел концерт со скрипачкой Лейлой Йозефович и Филармоническим оркестром в магазине Apple в Берлине и рассказал о смешении музыки и технологий. Впервые в магазине Apple выступил полный оркестр. [46]

Летом 2015 года Салонен рассказал об использовании технологий в музыкальном образовании группе выдающихся преподавателей Apple. [47]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Салонен женился на Каарине Гулд в 2021 году. [48] Салонен ранее был женат на Джейн Прайс, бывшей музыкантше филармонического оркестра, от которой у него было трое детей: дочери Элла Анейра и Аня София, а также сын Оливер. [4] [49] Пара рассталась в 2017 году. [29] и подали на развод в июне 2018 года после 26 лет брака. [50] [51]

Когда резиденция Игоря Стравинского бывшая в Беверли-Хиллз по адресу 1260 North Wetherly Drive была выставлена ​​на продажу, Салонен твердо подумывал о ее покупке. Однако он заявил, что, посетив дом и заметив, что на ковре все еще видны вмятины от фортепиано Стравинского, он был слишком напуган перспективой пытаться сочинять музыку в том же доме, где Стравинский написал такие произведения, как «Симфония в трех частях». , Концерт ре мажор для струнных , Прогресс граблей , Орфей , Агон , Кантата и Месса . [52] [53] [6]

Почести и награды

[ редактировать ]

В апреле 2010 года Салонен был избран иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук . [54] В мае 2010 года ему была присвоена степень почётного доктора Университета Южной Калифорнии , а позже в тот же день он выступил на выпускной церемонии Музыкальной школы Торнтона Университета Южной Калифорнии . [55] Салонен нес олимпийский огонь 26 июля 2012 года в рамках эстафеты огня Летних Олимпийских игр 2012 года . [56] В декабре 2020 года он был назначен почетным кавалером Ордена Британской империи (KBE) за заслуги перед музыкой и британско-финляндские отношения. [57] Он был дирижером Королевского Стокгольмского филармонического оркестра на концерте, посвященном Нобелевской премии 2023 года . [58] В 2024 году он был удостоен премии Polar Music Prize вместе с Найлом Роджерсом . [59]

Основные моменты карьеры

[ редактировать ]

Составление

[ редактировать ]

Среди сочинений Салонена — его Концерт для альт-саксофона с оркестром ( auf den ersten Blick und ohne zu wissen ) (1980, название взято из Франца Кафки » «Процесса ), Floof для сопрано и ансамбля (1982, на тексты Станислава Лема ) и оркестровые LA Variations (1996).

Салонен заявил, что время, проведенное в Калифорнии, помогло ему быть более «свободным» в своих композициях. Марк Свед, главный музыкальный критик Los Angeles Times , описал это так:

Когда [Салонен] приехал в Лос-Анджелес, ему по-прежнему нравилось считать себя композитором-дирижером, но правда заключалась в том, что он перестал писать музыку. «Очевидное и простое объяснение, которое я мог дать людям, когда они спрашивали, почему какое-то время не было никаких новых произведений, заключалось в том, что я так много дирижировал, что у меня не было времени», - сказал он. «Но это была только половина объяснения».

Как европейский модернист, сказал Салонен, ему прививали негативные идеи, такие как стремление избегать мелодии, гармонической идентичности и ритмического пульса. Однако втайне его привлекал Джон Адамс , которого затем за границей отвергли как упрощенца. «Только через пару лет здесь я начал понимать, что европейский канон, который я слепо принял, не был единственной истиной», - сказал он. «Здесь я смог подумать об этом правиле, запрещающем мелодию. Это безумие. Безумие!»

Без европейской музыкальной элиты, которая оглядывалась ему через плечо, Салонен начал чувствовать, что иметь свои собственные идеи — это нормально. «Мой фокус переместился с идеологического принципа на принцип удовольствия», — так он описал композицию своего революционного произведения «ЛА-вариации», премьера которого состоялась в филармонии в 1997 году.

Несмотря на то, что «LA Variations» представляет собой произведение огромной сложности и виртуозности, которое не игнорирует модернистскую подготовку Салонена, оно основано на ритмических новаторствах, более близких к Адамсу. Пьеса сразу же стала хитом, настолько, что Салонен был ошеломлен реакцией, а затем и продолжающимся успехом партитуры: ее подхватили несколько других дирижеров, и было дано более 80 представлений по всему миру. [4]

Чтобы уделять больше времени композиции, Салонен в 2000 году взял годовой творческий отпуск от дирижирования, за это время он написал произведение для валторны соло ( Concert Étude , конкурсная пьеса для Lieksa Brass Week), «Дихотомию» для пианистки Глории Ченг, «Манию для виолончелист Ансси Карттунен и симфониетта, а также «Гамбит» — оркестровая пьеса, ставшая подарком на день рождения коллеге-композитору и другу Магнусу Линдбергу .

В 2001 году Салонен написал «Foreign Bodies» , свою крупнейшую с точки зрения оркестровки работу, в которую вошла музыка из вступительной части «Dichotomie» . Еще одно оркестровое произведение, «Бессонница» , последовало в 2002 году, а еще одно, «Крыло на крыле », в 2004 году. «Крыло на крыле» включает в себя партии для двух сопрано и искаженные семплы голоса архитектора Фрэнка Гери , а также рыбу.

Как видно из его интерпретаций таких авангардных произведений, как «Мотобайк-Одиссея» Яна Сандстрема , Салонен выражает отвращение к идеологическим и догматическим подходам к композиции и считает создание музыки глубоко физическим. В примечаниях к от Deutsche Grammophon выпуску альбома Wing On Wing он цитируется: «Музыкальное выражение - это телесное выражение, по моему мнению, не существует абстрактного мозгового выражения. Все это исходит из тела». Постоянной темой в его музыке является слияние или взаимосвязь механического и органического. [64]

Среди предполагаемых композиторских проектов Салонена есть предложенная опера по роману Женщина и обезьяна» « Питера Хёга .

Избранные композиции

[ редактировать ]

Подробности мировой премьеры показаны там, где это возможно, Салонен дирижирует, если не указано иное. [65]

Оркестр
  • Джиро (1982, ред. 1997), премьера состоялась Филармоническим оркестром Тампере ; Финляндия, 27 ноября 1981 года.
  • «LA Variations» (1996), премьера которого состоялась в филармонии Лос-Анджелеса; Лос-Анджелес, 16 января 1997 г.
  • «Инородные тела» (2001), премьера состоялась Симфоническим оркестром Финского радио, Юкка-Пекка Сарасте ; Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль, Киль, 12 августа 2001 г.
  • «Бессонница» (2002), премьера состоялась симфоническим оркестром NHK; Токио, 1 декабря 2002 г.
  • «Стокгольмский дневник» (2004), премьера которого состоялась Стокгольмским королевским филармоническим оркестром; Стокгольм, Фестиваль композиторов, 27 октября 2004 г.
  • «Спираль» (2005), премьера – Всемирный оркестр мира, Валерий Гергиев ; Лондон, 29 августа 2005 г.
  • «Никс» (2010), премьера которого состоялась Филармоническим оркестром Радио Франции; Париж, 19 февраля 2011 г.
  • «Близнецы» (2018/2019), премьера которого состоится в филармонии Лос-Анджелеса; Лос-Анджелес, 26 октября 2019 г. (состоит из двух изначально независимых пьес «Полукс и Кастор» )
Концерты
  • Концерт для альт-саксофона и оркестра ( ... на первый взгляд и не зная... ) (1980), премьера Симфонического оркестра Финского радио, Пекка Савийоки, саксофон; Хельсинки, 22 сентября 1981 г.
  • «Мимо II» для гобоя и оркестра (1992), премьера Симфонического оркестра Финского радио, Йорма Вальякка, гобой; Хельсинки, 14 декабря 1992 г.
  • Мания для виолончели с оркестром (2002), оркестровая версия «Мании для виолончели и камерного ансамбля»
  • «Крыло на крыле» для двух сопрано и оркестра (2004), премьера которого состоялась в филармонии Лос-Анджелеса; Джейми Чемберлин и Хила Плитманн , сопрано; 5 июня 2004 г.
  • Фортепианный концерт (2007), премьера Нью-Йоркской филармонии, Ефим Бронфман , фортепиано; Нью-Йорк, 1 февраля 2007 г.
  • Концерт для скрипки с оркестром (2009), премьера – филармония Лос-Анджелеса, Лейла Йозефович , скрипка; Лос-Анджелес, 9 апреля 2009 г.
  • Концерт для виолончели (2017), премьера Чикагского симфонического оркестра, Йо-Йо Ма , виолончель; Чикаго, 15 марта 2017 г.
  • Концертная симфония для органа с оркестром (2022), премьера Симфонического оркестра Польского национального радио, Ивета Апкална , орган; Катовице, 13 января 2023 г.
Хор
  • Dona Nobis Pacem (2011) для хора SATB, премьера в театре Шатле, 4 февраля 2011 г.
  • «Караван» (2014), премьера которого состоялась Цюрихским оркестром Тонхалле и Цюрихской певческой академией, Лайонел Брингье ; Тонхалле Цюрих , 10 сентября 2014 г.
Камерный ансамбль
  • Floof (Песни гомеостатического Гомера) (1988) для сопрано и камерного ансамбля, премьера - ансамбль Тоимии, Ану Комси, сопрано; Хельсинки, 27 августа 1988 г.
  • «Пять образов после Сафо» (1999) для сопрано и камерного ансамбля, премьера которого состоялась в Лос-Анджелесской филармонической группе новой музыки, Лаура Клейкомб , сопрано; Охай, Калифорния, 4 июня 1999 г.
  • «Дихотомия» (2000) для фортепиано соло, премьера – Глория Ченг, фортепиано; Лос-Анджелес, 4 декабря 2000 г.
  • Мания (2000) для виолончели и камерного ансамбля, премьера Avanti! Камерный оркестр, Ансси Карттунен, виолончель, Summer Sounds; Порвоо, 2 июля 2000 г.
  • Lachen verlernt (2002) для скрипки соло, премьера — Чо-Лян Линь , скрипка; Ла-Хойя , Калифорния, Летний фестиваль в Ла-Хойе, 10 августа 2002 г.

Избранные мировые премьеры спектаклей

[ редактировать ]

Помимо дирижирования собственных композиций, Салонен активно пропагандировал музыку других композиторов, в первую очередь Андерса Хиллборга , Магнуса Линдберга , Кайи Саариахо и Стивена Стаки . Салонену даже посвящено немало примечательных композиций. Ниже приведен список некоторых мировых премьер, которые он дирижировал:

Джон Адамс
Сэмюэл Адамс
  • Камерный концерт, Карен Гомио (скрипка), Чикагский симфонический оркестр (май 2018 г.)
Луи Андриссен
  • Haags Hakkûh (The Hague Hacking) - Концерт для двух фортепиано, Катя и Мариэль Лабек (фортепиано), Филармония Лос-Анджелеса (16 января 2009 г.)
Анна Клайн
  • Within Her Arms для струнного оркестра Филармонии Лос-Анджелеса (7 апреля 2009 г.) [66]
Джон Корильяно
Франко Донатони
  • Это (в Cauda V) , Филармония Лос-Анджелеса (16 февраля 2001 г.)
Ричард Дубюньон [ фр ]
  • Концерт для скрипки с оркестром , Жанин Янсен, Парижский оркестр (17 декабря 2008 г.)
Андерс Хиллборг
  • Clang and Fury , Симфонический оркестр Шведского радио [67]
  • Небесная механика Стокгольмский камерный оркестр (31 октября 1986 г.) [68] [69]
  • Жидкий мрамор , Orkester Norden, (Тампере, 1995 г.).
  • Meltdown Variations , Новая музыкальная группа филармонии Лос-Анджелеса (1999)
  • Dreaming Rivers , Королевская Стокгольмская филармония (1999)
  • Фортепианный концерт (переработанная версия) Роланд Пёнтинен и AVANTI! Камерный оркестр
  • Eleven Gates , Филармония Лос-Анджелеса (4 мая 2006 г.)
  • Flood Dreams , Симфонический оркестр Шведского радио (Брюссель, 2009)
  • Сирены , Энн Софи фон Оттер и Филармония Лос-Анджелеса (2011)
Уильям Крафт
  • The Grand Encounter , Концерт для английского рожка, Кэролин Хоув (английская валторна), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (16 января 2003 г.)
Питер Либерсон
Магнус Линдберг
  • Крафт для сольного ансамбля и оркестра, оркестра Финского радио и ансамбля Toimii (4 сентября 1985 г.)
  • Кампана в арии для валторны с оркестром, Ганс Дуллаерт (валторна), Филармонический оркестр Радио Голландии (июнь 1998 г.)
  • Фреска для оркестра Филармонии Лос-Анджелеса (1998)
  • Концерт для виолончели №. 1 , Ансси Карттунен (виолончель), Парижский оркестр (май 1999 г.)
  • Хорал для оркестра Филармонии (2002)
  • Парада для оркестра Филармонии (6 февраля 2002 г.) [70]
  • Скульптура для оркестра Филармонии Лос-Анджелеса (6 октября 2005 г.)
  • Концерт для виолончели №. 2 , Ансси Карттунен (виолончель), Филармония Лос-Анджелеса (18 октября 2013 г.)
Ларри Липкис
  • «Арлекин» для бас-тромбона и оркестра, Джеффри Рейнольдс (бас-тромбон), Дэвид Вайс, Филармония Лос-Анджелеса (23 мая 1997 г.)
Стивен Макки
  • "Сделка" для электрогитары и большого ансамбля, Билл Фризелл (гитара), Джои Бэрон (ударные), New Music Group филармонии Лос-Анджелеса (17 апреля 1995 г.)
Колин Мэтьюз
  • Концерт для валторны, Ричард Уоткинс (валторна), Филармонический оркестр (апрель 2001 г.)
Дэвид Ньюман
Габриэла Ортис
  • Altar de Piedra , концерт для ансамбля ударных инструментов и оркестра, Крумата (ударные), Филармония Лос-Анджелеса, январь 2003 г.
Арво Пярт
Джозеф Фиббс
  • Rivers to the Sea , Филармонический оркестр (22 июня 2012 г.) [71]
Бернард Рэндс
  • Симфонический оркестр Лос-Анджелеса (24 февраля 1994 г.)
Роджер Рейнольдс
  • Симфония ( Этапы жизни ), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (29 апреля 1993 г.)
Кайя Саариахо
  • Du Cristal , Симфонический оркестр Финского радио (сентябрь 1990 г.)
  • «...a la fumée», Петри Аланко (альтовая флейта) и Ансси Карттунен (виолончель), Симфонический оркестр Финского радио (март 1991 г.)
  • Театр Грааль для скрипки с оркестром, Гидон Кремер (скрипка), Симфонический оркестр BBC (сентябрь 1995 г.)
  • Адриана Матер , оркестр и хор Парижской оперы (апрель 2006 г.)
Родион Щедрин
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 5, Олли Мустонен (фортепиано), Филармония Лос-Анджелеса (21 октября 1999 г.)
Дмитрий Шостакович
  • Пролог к ​​Оранго (аранжировка Джерарда Макберни), Райан МакКинни (Весельчак, бас-баритон), Джордан Биш (Голос толпы/Бас, бас), Майкл Фабиано (Зоолог, тенор), Юджин Бранковяну (Оранго, баритон), Юлия Ван Дорен (Сюзанна, сопрано), Тимур Бекбосунов (Пол Маш, тенор), Los Angeles Master Chorale ( Грант Гершон , музыкальный руководитель), Лос-Анджелесский филармонический оркестр (2 декабря 2011 г.)
Роберто Сьерра
  • "Con madera, metal y cuero" для солистки-ударника и оркестра Эвелин Гленни (ударные), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (21 января 1999 г.)
Стивен Стаки
Огаста Рид Томас
  • Canticle Weaving: Концерт для тромбона № 2 , Ральф Зауэр (тромбон), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (29 марта 2003 г.)
Марк-Энтони Тернейдж

Салонен известен своей преданностью исполнению и записи современной музыки . Его запись Витольда Лютославского в Симфонии № 3 1985 году получила премию «Граммофон» 1985 года , премию «Грэмми» и премию Цецилии за лучшую современную запись. Лютославского Позже он записал Симфонию № 4 с филармонией Лос-Анджелеса , один раз для Sony Classical , а затем в концертной записи в Концертном зале Уолта Диснея для Deutsche Grammophon . Он также работал с Филармоническим оркестром над записью полного собрания сочинений Дьёрдя Лигети для Sony Classical, но проект остался незавершенным из-за отсутствия финансирования.

Самые известные записи

[ редактировать ]

С филармонией Лос-Анджелеса

[ редактировать ]
Немецкий граммофон
DG Concerts - записано вживую в Концертном зале Уолта Диснея
ЕСМ
  • Пярт : Симфония № 4 «Лос-Анджелес».
Нет такого
Ундина
Филипс Классика
Сони Классик

Другие оркестры

[ редактировать ]
Записи филармонии
Записи симфонического оркестра Сан-Франциско
Записи филармонии Осло
Записи Берлинского филармонического оркестра
Записи Симфонического оркестра Финского радио
Записи Симфонического оркестра Шведского радио
Аванти! Записи камерного оркестра
Записи Лондонской симфониетты
Записи Стокгольмского камерного оркестра
Записи Стокгольмской симфониетты
Записи Государственной капеллы Дрездена
Записи Финской национальной оперы
Другие записи произведений Салонена
  • Лейла Йозефович , скрипка, играет Салонена: Смех забыт
  • Глория Ченг, фортепиано, играет Салонен: Yta II , Три прелюдии и Дихотомия.
  • Линь Цзян , валторна, и Бенджамин Мартин, фортепиано, играют Салонен: Hornmusic 1
  1. ^ «Секретное оружие дирижера Эсы-Пекки Салонена – умение сочинять – календарь дней рождения музыки» . yle.fi. 30 июня 2019 г.
  2. ^ Николас Роу (27 января 2007 г.). «ЛА-вариация» . Хранитель . Проверено 13 апреля 2007 г.
  3. ^ «Фестиваль: Фестиваль Балтийского моря» . Бахтрек . Проверено 15 августа 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Марк Свед (28 сентября 2008 г.). «Как Эса-Пекка Салонен и филармония Лос-Анджелеса росли вместе» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 17 сентября 2008 г.
  5. ^ Мартин Бернхаймер (8 октября 1989 г.). «Тиран филармонии». Лос-Анджелес Таймс .
  6. ^ Перейти обратно: а б Росс, Алекс (30 апреля 2007 г.). «Антимаэстро; Как Эса-Пекка Салонен изменил филармонию Лос-Анджелеса». Житель Нью-Йорка .
  7. ^ Марк Свед (8 апреля 2007 г.). «Из архива: Маэстро передаст эстафету новичку 2009 года» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 июня 2024 г.
  8. ^ Мэтью Вестфаль (8 апреля 2007 г.). «Густаво Дудамель заменит Эсу-Пекку Салонен в филармонии Лос-Анджелеса в 2009 году» . Афиша искусств . Проверено 13 апреля 2007 г.
  9. ^ Дайан Хейтман (9 апреля 2007 г.). «Филармония Лос-Анджелеса согревает Густаво Дудамеля» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 года . Проверено 13 апреля 2007 г.
  10. ^ Дэвид Мермельштейн (9 апреля 2007 г.). «Салонен передает эстафету Фила Лос-Анджелеса Дудамелю» . Лос-Анджелес Дейли Ньюс. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 13 апреля 2007 г.
  11. ^ «Филармония Лос-Анджелеса создает новую честь для Эсы-Пекки Салонена» . Филармония Лос-Анджелеса. 19 апреля 2009 года . Проверено 26 августа 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  12. ^ «Комиссионный фонд Эса-Пекка Салонен» . Филармония Лос-Анджелеса. Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года . Проверено 26 августа 2009 г.
  13. ^ Алекс Росс (4 мая 2009 г.). «Прощание: Эса-Пекка Салонен заканчивает свое правление в Филармонии Лос-Анджелеса» . Житель Нью-Йорка . Проверено 26 августа 2009 г.
  14. ^ «Филармония Лос-Анджелеса чествует Салонена, завершающего свой срок на посту музыкального руководителя, пятью мировыми премьерами, включая его собственный скрипичный концерт и последние выходные произведений Стравинского» . Филармония Лос-Анджелеса. 7 апреля 2009 года . Проверено 26 августа 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  15. ^ Тимоти Раттен (20 апреля 2009 г.). «Эса-Пекка Салонен уходит на высокой ноте» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 августа 2009 г.
  16. ^ «Филармонический оркестр объявляет Салонена главным дирижером» . Проверено 17 июня 2007 г.
  17. ^ Тим Эшли (9 октября 2009 г.). «Шенберг: Гуррельедер: Исокоски/Группа/Сукова/Андерсен/Хор CBSO/Голоса Филармонии/Филармония/Салонен» . Хранитель . Проверено 6 ноября 2010 г.
  18. ^ Мартин Кеттл (2 ноября 2010 г.). «Эса-Пекка Салонен: «Начни заново. Это было отвратительно» » . Хранитель . Проверено 6 ноября 2010 г.
  19. ^ «Эса-Пекка Салонен: контракт отмечает 30-летие с филармоническим оркестром» (PDF) (пресс-релиз). Филармонический оркестр. 26 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2014 г. . Проверено 30 сентября 2013 г.
  20. ^ «Эса-Пекка Салонен и Филармонический оркестр объявляют 2020/21 последний сезон Салонена в качестве главного дирижера и художественного консультанта» (пресс-релиз). Филармонический оркестр. 4 декабря 2018 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
  21. ^ Энтони Томмазини (13 ноября 2009 г.). «Два дебюта, запоздалый и ошеломляющий» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 мая 2010 г.
  22. ^ «Скрипичный концерт Салонена получил музыкальную премию Гравемейера» . Премия Гравемейера . Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 12 августа 2014 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Аллан Козинн (10 марта 2014 г.). «Эса-Пекка Салонен выигрывает премию за композицию в размере 100 000 долларов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 мая 2014 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Аллан Козинн (1 апреля 2014 г.). «Салонен услышит много своей собственной музыки в New Zurich Post» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 мая 2014 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Резиденция Салонен стартует с вариациями в Лос-Анджелесе 25–26 сентября» . Нью-Йоркская филармония . Проверено 27 октября 2021 г.
  26. ^ «Проект Sync добавил в свой совет четырех музыкантов, включая Питера Гэбриэла» . БостИнно . Проверено 28 сентября 2016 г.
  27. ^ «Национальный балет оперы и балета Финляндии назначает Салонена артистом ассоциации – Rhinegold» . Проверено 28 сентября 2016 г.
  28. ^ «Эса-Пекка Салонен назначен следующим музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сан-Франциско» (пресс-релиз). Симфонический оркестр Сан-Франциско. 5 декабря 2018 года . Проверено 5 декабря 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  29. ^ Перейти обратно: а б Джошуа Косман (5 декабря 2018 г.). «Эса-Пекка Салонен сменит Майкла Тилсона Томаса на посту музыкального руководителя SF Symphony» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 5 декабря 2018 г.
  30. ^ Эрнандес, Хавьер К. (14 марта 2024 г.). «Маэстро Симфонического оркестра Сан-Франциско уйдет в отставку, ссылаясь на раскол с правлением» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 14 марта 2024 г.
  31. ^ Вельтман, Хлоя (14 марта 2024 г.). «Музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско Эса-Пекка Салонен уходит в отставку» . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года . Проверено 22 мая 2024 г.
  32. ^ Кукура, Джо (2 июля 2024 г.). «Члену аудитории SF Symphony угрожают запретом посещать концертный зал за то, что он держит вульгарную вывеску (на финском языке)» . СФист . Проверено 2 июля 2024 г.
  33. ^ «Тканые слова» . Филармонический оркестр . Проверено 15 августа 2014 г.
  34. ^ Перинг, Эмма (1 июня 2014 г.). «iOrchestra представляет… перезапись» . Что происходит . Проверено 15 августа 2014 г.
  35. ^ Коутс, Энн (2 июня 2012 г.). «В Музее науки проходит Вселенная звука: виртуальный филармонический оркестр» . Воспитание без слез . Проверено 15 августа 2014 г.
  36. ^ «2012: Аудитория и взаимодействие» . Музыкальная премия Королевского филармонического общества . Проверено 15 августа 2014 г.
  37. ^ Уоллс, Сет Колтер (21 декабря 2012 г.). «Идеальное приложение для классической музыки» . Сланец . Проверено 15 августа 2014 г.
  38. ^ Тилден, Имоджен (28 января 2016 г.). «Жизнь, вселенная и виртуальная реальность: Southbank представляет классический сезон» . Хранитель . Проверено 15 июля 2016 г.
  39. ^ «Эса-Пекка Салонен оркеструет новое звучание» . Яблоко . Проверено 30 июня 2014 г.
  40. ^ «Стих Эсы ​​Пекки» . Ютуб . Проверено 30 июня 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  41. ^ «Эса-Пекка о классической музыке» . Ютуб . Проверено 30 июня 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  42. ^ «Эса-Пекка о вдохновении» . Ютуб . Проверено 30 июня 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  43. ^ «Эса-Пекка о сочинении» . Ютуб . Проверено 30 июня 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  44. ^ Пэджет, Клайв (30 мая 2014 г.). «Реклама приложения Эсы-Пекки Салонена стала вирусной» . Всеобщее внимание . Архивировано из оригинала 31 мая 2014 года . Проверено 30 июня 2014 г.
  45. ^ Росс, Алекс (26 мая 2014 г.). «Реклама Apple Эсы-Пекки Салонена» . Житель Нью-Йорка . Проверено 30 июня 2014 г.
  46. ^ Каллингфорд, Мартин (20 июня 2014 г.). «Может ли последняя реклама Apple охватить классическую аудиторию завтрашнего дня?» . Граммофон . Проверено 30 июня 2014 г.
  47. ^ «Эса-Пекка Салонен | Чикагский симфонический оркестр» . Познакомьтесь с Чикагским симфоническим оркестром . Проверено 15 июня 2024 г.
  48. ^ Общество (9 апреля 2022 г.). «Детские новости! У Туули Маттила и Лаури Нурксе ребенок родится в начале лета – Отцовство повышает чувствительность: «Я чувствую, что меня больше беспокоят вещи» [ Детские новости! Ребенок Туули Маттила и Лаури Нурксе родится в начале лета – отцовство сенсибилизирует: «Я чувствую, что меня больше беспокоят вещи»]. Seura.fi (на финском языке) . Проверено 20 мая 2024 г. Эса-Пекка Салонен, впервые написавший музыку к фильму, прибыл на премьеру вместе со своей женой Каариной Гулд. «Мы женаты с прошлого года», — сказал Салонен, который в основном работает в Сан-Франциско.
  49. ^ Энтони Томмазини (2 июня 2005 г.). «Звезда классической музыки захватывает и удерживает воображение непостоянного Лос-Анджелеса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 апреля 2007 г.
  50. ^ «САЛОНЕН, ЭЛИЗАБЕТ ДЖЕЙН VS САЛОНЕН, ЕСА-ПЕККА» . ЮниКорт .
  51. ^ «Только что: Эса-Пекка Салонен разводится» . 17 января 2018 г.
  52. ^ Бернард Холланд (11 марта 2001 г.). «Стравинский, редкая птица среди пальм; композитор в Калифорнии, если не дома, то спокойно». Нью-Йорк Таймс .
  53. ^ Ричард С. Джиннелл (1 июля 2001 г.). «Фестиваль Стравинского в Лос-Анджелесе». Американский гид по рекордам .
  54. ^ «Новая Американская Академия объявляет класс научных сотрудников и иностранных почетных членов 2010 года» (пресс-релиз). Американская академия искусств и наук. 19 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2010 года . Проверено 2 мая 2010 г.
  55. ^ Дэвид Нг (14 мая 2010 г.). «Эса-Пекка Салонен получает почетную степень Университета Южной Калифорнии» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 22 мая 2010 г.
  56. ^ «Эса-Пекка Салонен». Архивировано 28 июля 2012 г. в Wayback Machine , london2012.com.
  57. ^ «Эса-Пекка Салонен удостоен звания почетного рыцаря» . Филармония .
  58. ^ «Концерт Нобелевской премии» . Ютуб . Нобелевская премия. 8 декабря 2023 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б «Эса-Пекка Салонен — Полярная музыкальная премия» . www.polarmusicprize.org . Проверено 21 мая 2024 г.
  60. ^ «Эса-Пекка Салонен получает премию Гравемейера 2012 года» . 27 ноября 2011 г.
  61. ^ «Эса-Пекка Салонен: Биография» . Сайт «Дойче Граммофон» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 года . Проверено 17 сентября 2008 г.
  62. ^ «Школа Колберна в Лос-Анджелесе назначает дирижера Эса-Пекку Салонена на преподавательский факультет» . Канал «Скрипка» . 27 ноября 2018 г.
  63. ^ « Я хочу, чтобы моя музыка была частью общества «Композитор в резиденции Эса-Пекка Салонен» . Берлинская филармония .
  64. ^ Иван Хьюитт (2 ноября 2005 г.). «Принуждение к сочинению» . Телеграф . Проверено 13 апреля 2007 г. [ мертвая ссылка ]
  65. ^ «Композиции» . Сайт Эса-Пекка Салонена . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 21 ноября 2008 г.
  66. ^ Клайн, Анна (2009). «В ее объятиях: программная заметка» . Бузи и Хоукс . Проверено 2 августа 2015 г.
  67. ^ «Новости и пресса» . www.hillborg.com .
  68. ^ «Небесная механика» – через www.youtube.com.
  69. ^ «Небесная механика» – через smcq.qc.ca.
  70. ^ Мэддокс, Фиона (9 февраля 2002 г.). «Это как Южный берег, только там больше бетона» . Наблюдатель . Проверено 16 июля 2016 г.
  71. ^ Премьера: Наковальня, Бейзингсток . Лондонская премьера: Королевский фестивальный зал , 28 июня 2012 г. Интервью: «Джозеф Фиббс: реки к морю (новая комиссия)», видео Филармонического оркестра, 2012 г., Vimeo . Листинг / обзор: Дуглас Кукси, «Филармонический оркестр / Эса-Пекка Салонен в Королевском фестивальном зале - «Реки Фиббса в море» и «Симфония воскресения Малера», Classical Source . Архивировано 2 декабря 2016 года в Wayback Machine, опубликованном Ricordi.
  72. ^ Манган, Тимоти (25 февраля 1995 г.). «Обзоры музыки и танцев: финско-американская программа LA Philharmonic Ventures» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 22 марта 2016 г.
  73. ^ Швед, Марк (15 марта 2004 г.). «Звуки вечной весны: Второй концерт композитора Стивена Стаки — роскошное произведение, идеально подходящее для Диснея» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 мая 2015 г.
  74. ^ Чайлд, Фред (5 апреля 2005 г.). «Стивен Стаки получил Пулитцеровскую премию в области музыки» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 9 мая 2015 г.
  75. ^ Косман, Джошуа (5 декабря 2009 г.). «Radical Light» Stucky — праздник настроения и цвета» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 9 мая 2015 г.
  76. ^ Фотография Хилари Хан. Архивировано 19 февраля 2012 г., в Wayback Machine , Daylife (8 февраля 2009 г.).
[ редактировать ]
Культурные офисы
Предшественник Главный дирижер Симфонического оркестра Шведского радио
1984–1995
Преемник
Предшественник Музыкальный руководитель Филармонического оркестра Лос-Анджелеса
1992–2009
Преемник
Предшественник Главный дирижер Филармонического оркестра
2008–2021
Преемник
Предшественник Музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско
2020 – настоящее время
Преемник
действующий президент
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c75d34eaebfd78e138f24a704cee169__1719967800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/69/7c75d34eaebfd78e138f24a704cee169.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Esa-Pekka Salonen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)