Эса-Пекка Салонен
Эса-Пекка Салонен | |
---|---|
![]() Салонен в 1997 году репетирует с Хельсинкским филармоническим оркестром. | |
Рожденный | Хельсинки , Финляндия | 30 июня 1958 г.
Занятия |
|
Годы активности | 1979 – настоящее время |
Организации | |
Супруги | Джейн Прайс Каарина Гулд |
Дети | 3 |
Веб-сайт | салон красоты |
Подпись | |
![]() |
Эса-Пекка Салонен КБЕ ( произносится [ˈesɑˌpekːɑ ˈsɑlonen] ; родился 30 июня 1958) — финский дирижёр и композитор . Он является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сан-Франциско и дирижером-лауреатом Филармонического оркестра Лос-Анджелеса , Филармонического оркестра в Лондоне и Симфонического оркестра Шведского радио . В 2024 году он объявил о своем уходе из Симфонического оркестра Сан-Франциско по истечении срока его контракта в 2025 году.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]Салонен родился в Хельсинки , Финляндия, в 1977 году окончил Helsingin Suomalainen Yhteikoulu (SYK), одну из лучших средних школ Финляндии. [1] а затем пошел изучать валторну и композицию в Академии Сибелиуса в Хельсинки, а также дирижировать у Йормы Панулы . Среди его одноклассников-дирижеров были Юкка-Пекка Сарасте и Осмо Вянска .Еще одним одноклассником по композиции был композитор Магнус Линдберг , и вместе они сформировали группу новой музыки Korvat auki («Уши открыты» на финском языке ) и экспериментальный ансамбль Toimii (букв. «Это работает»). Позже Салонен учился у композиторов Франко Донатони , Никколо Кастильони и Эйноюхани Раутаваара .
Его первый опыт дирижирования пришелся на 1979 год с Симфоническим оркестром Финского радио , хотя он все еще считал себя главным образом композитором; Фактически Салонен заявил, что занялся дирижированием прежде всего для того, чтобы кто-то дирижировал его собственными произведениями. Однако в 1983 году он заменил нездорового Майкла Тилсона Томаса , чтобы он дирижировал исполнением Малера Симфонии № 3 с Филармоническим оркестром в Лондоне в очень короткие сроки, даже не изучив партитуру, и это положило начало его карьере дирижера. . [2] Впоследствии он был главным приглашенным дирижером Филармонии с 1985 по 1994 год.
Салонен был главным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио с 1984 по 1995 год. В 2003 году он стал одним из основателей Фестиваля Балтийского моря вместе с Михаэлем Тайденом и Валерием Гергиевым . Этот летний музыкальный фестиваль представляет новую классическую музыку и направлен на объединение стран Балтийского моря и повышение осведомленности об ухудшении состояния окружающей среды Балтийского моря. Он продолжает проводиться ежегодно в одной из стран региона. [3]
Филармония Лос-Анджелеса
[ редактировать ]Салонен дебютировал в США как дирижёр в составе Филармонического оркестра Лос-Анджелеса в 1984 году. Он сказал:
Я понятия не имел, чего ожидать. Но одного я не ожидал, когда после первого концерта ко мне подошел пожилой музыкант и сказал: «Считай это своим будущим домом». Что-то происходило, потому что я чувствовал то же самое. Я с абсолютной уверенностью чувствовал, что этот оркестр, в любом случае, станет очень важной частью моей жизни. Всегда. [4]
предложил ему звание главного приглашенного дирижера, В 1989 году исполнительный вице-президент Эрнест Флейшманн и он должен был взять оркестр в турне по Японии; однако разногласия возникли, когда с Андре Превеном , тогдашним музыкальным руководителем оркестра, не проконсультировались ни по поводу назначения главного гостя, ни по поводу тура, и он возражал против того и другого. Продолжающиеся трения между Флейшманном и Превеном привели к отставке Превена в апреле 1989 года. [5] Четыре месяца спустя Салонен был назначен десятым музыкальным руководителем оркестра, официально заняв этот пост в 1992 году и занимая его до 2009 года.
Работа Салонена в оркестре началась с выступления на Зальцбургском фестивале 1992 года с концертными выступлениями и в качестве пит-оркестра в постановке оперы « Святой Франсуа д'Ассиз Оливье Мессиана » ; это был первый раз, когда американскому оркестру была предоставлена такая возможность. Позже Салонен возил оркестр во многие другие турне по Соединенным Штатам, Европе и Азии, а также выступал с резиденциями на Люцернском фестивале в Швейцарии , The Proms в Лондоне, в Кёльне на фестивале собственных произведений Салонена и в 1996 году в Театре дю Шатле в Париже на фестивале Стравинского под управлением Салонена и Пьера Булеза ; именно во время этой парижской резиденции ключевые члены правления филармонии услышали выступление оркестра с улучшенной акустикой и воодушевились, чтобы возглавить усилия по сбору средств для завершения строительства Концертного зала Уолта Диснея .
Под руководством Салонена филармония стала чрезвычайно прогрессивным и уважаемым оркестром. Алекс Росс из The New Yorker сказал следующее:
Эпоха Салоненов в Лос-Анджелесе может стать поворотным моментом в новейшей истории классической музыки в Америке. Это история не об индивидууме, волшебным образом запечатлевающем свою личность в учреждении (то, что Салонен назвал «пустой шумихой» поклонения дирижеру), а о человеке и учреждении, раскрывающих друг в друге непредвиденные способности и тем самым доказывающих, насколько много жизни остается в самом оркестре, одновременно самом консервативном и самом мощном из музыкальных организмов. [6]
В 2007 году Салонен и оркестр объявили о завершении своего поста музыкального директора в 2009 году, и его место занял Густаво Дудамель . [7] [8] [9] [10]
Перед последним концертом Салонена в качестве музыкального руководителя Филармонии Лос-Анджелеса 19 апреля 2009 года оркестр объявил о его назначении своим первым дирижером- лауреатом . [11] Кроме того, Филармония Лос-Анджелеса создала Комиссионный фонд Эсы-Пекки Салонена «с конкретной целью поддержки ввода в эксплуатацию и исполнения новых произведений» как способ почтить его поддержку современной классической музыки во время его пребывания на посту музыкального руководителя. На момент создания фонду было выделено 1,5 миллиона долларов. [12] [13]
За время пребывания Салонена на посту музыкального руководителя оркестр представил 120 произведений в рамках мировых или американских дебютов и заказал более 54 новых произведений. К моменту своего ухода он проработал музыкальным руководителем дольше, чем кто-либо другой в истории оркестра, проведя с оркестром 973 концерта и 23 тура. [14] [15]
Филармония и последующая карьера
[ редактировать ]В ноябре 2006 года Филармонический оркестр объявил о назначении Салонена главным дирижером и художественным консультантом в начале сезона 2008–2009 годов. [16] Его первоначальный контракт был рассчитан на 3 года. Салонен провел несколько коммерческих записей с Филармонией, в том числе музыку Берлиоза и Шенберга. [17] В ноябре 2010 года Филармония объявила о продлении контракта Салонена до 2014 года. [18] В сентябре 2013 года оркестр объявил о дальнейшем продлении контракта Салонена на сезон 2016–2017 годов. [19] В декабре 2018 года Филармония объявила, что Салонен завершит свое основное дирижерство оркестром после сезона 2020–2021 годов. [20]
Салонен дебютировал в Метрополитен-опера в ноябре 2009 года в Патриса Шеро постановке Леоша Яначека » «Из мертвого дома . [21]
В 2012 году его скрипичный концерт , написанный для Лейлы Йозефович, получил премию Гравемейера в области музыкальной композиции . [22] В марте 2014 года он был награжден премией Майкла Людвига Неммерса в области музыкальной композиции при Музыкальной школой Генри и Ли Бинен Северо -Западном университете . Награда включает в себя денежный приз в размере 100 000 долларов, проживание в школе в течение четырех недель подряд в течение следующих двух лет, а также выступление Чикагского симфонического оркестра . [23] Той же весной ему также была вручена первая творческая кафедра Цюрихского оркестра Тонхалле на сезон 2014–2015 годов. Этот пост включал в себя лекции, семинары, но, что наиболее важно, запуск « Караване» , новой пьесы для оркестра и хора, основанной на -поэзии Хьюго Болла , дада а также исполнение девяти других произведений Салонена в течение сезона. [24]
Осенью 2015 года Салонен приступил к работе на три сезона в качестве постоянного композитора Нью-Йоркской филармонии . [25] Он является советником The Sync Project, глобального сотрудничества, стремящегося понять и использовать влияние музыки на здоровье мозга. [26] В августе 2016 года Салонен был назван первым артистом Финской национальной оперы и балета . [27]
Салонен впервые дирижировал Симфоническим оркестром Сан-Франциско (SFS) в 2004 году. Он вернулся для выступлений в качестве приглашенного дирижера в 2012 и 2015 годах. В декабре 2018 года SFS объявил о назначении Салонена своим следующим музыкальным руководителем, начиная с сезона 2020–2021 годов. с первоначальным контрактом на пять сезонов. [28] [29]
В марте 2024 года Салонен объявил, что покинет Симфонический оркестр Сан-Франциско, когда истечет его контракт в 2025 году, заявив, что «я не разделяю тех же целей в отношении будущего учреждения, что и Совет управляющих». [30] [31] Некоторые покровители SFS выразили поддержку Салонену и недовольство решением совета директоров. [32]
Цифровые проекты
[ редактировать ]Салонен и Филармонический оркестр вместе работали над междисциплинарными фестивалями, в том числе «Woven Words: Музыка начинается там, где заканчиваются слова», в честь столетия со дня рождения Витольда Лютославского , наставника Салонена. [33] Они также создали отмеченную наградами инсталляцию RE-RITE, которая впервые была выставлена в Лондоне в 2009 году и с тех пор побывала в Португалии, Китае, Турции, Германии и Австрии. Цифровая резиденция позволяет представителям публики дирижировать, играть и входить в состав филармонического оркестра с Салоненом посредством аудио- и видеопроекций музыкантов, исполняющих «Весну священную» . [34] Затем они выпустили еще одну инсталляцию « Вселенная звука» , основанную на произведении Густава Холста « Планеты », дебютировавшем в лондонском Музее науки. [35] и выиграл Премию Королевского филармонического общества 2012 года за аудиторию и вовлеченность. [36] Салонен и Филармонический оркестр в партнерстве с Music Sales Group , Rite Digital и Touch Press выпустили успешное для iPad приложение «The Orchestra» . Slate назвал интерактивный тур по истории оркестра «идеальным приложением для классической музыки». [37] Осенью 2016 года Филармонический оркестр начал цифровое поглощение Southbank Center , представив первую крупную постановку в виртуальной реальности британского симфонического оркестра. [38]
Кампания Apple
[ редактировать ]В 2014 году Салонен участвовал в международной телевизионной и интернет-кампании Apple по продвижению iPad Air . [39] Кампания включала в себя не только само объявление, [40] но и дискуссии с Салоненом о классической музыке, [41] вдохновение, [42] и сочинять. [43] Салонена, удостоенного премии Гравемейера Apple также предложила новую и, в течение ограниченного времени, бесплатную запись скрипичного концерта , с участием скрипачки Лейлы Йозефович и Филармонического оркестра, 20 композиций классической музыки Салонена на в iTunes Store странице классической музыки , 15 композиций Салонена. Выбор приложений для iPad в магазине приложений и гостевая диджейская станция на iTunes Radio.
Реклама была отмечена «новизной появления современного классического композитора в основной рекламе». [44] за синхронизацию монтажа видео с партитурой, а также за позитивное изображение классической музыки по сравнению с ее типичным имиджем в поп-культуре. [45] Салонен также провел концерт со скрипачкой Лейлой Йозефович и Филармоническим оркестром в магазине Apple в Берлине и рассказал о смешении музыки и технологий. Впервые в магазине Apple выступил полный оркестр. [46]
Летом 2015 года Салонен рассказал об использовании технологий в музыкальном образовании группе выдающихся преподавателей Apple. [47]
Личная жизнь
[ редактировать ]Салонен женился на Каарине Гулд в 2021 году. [48] Салонен ранее был женат на Джейн Прайс, бывшей музыкантше филармонического оркестра, от которой у него было трое детей: дочери Элла Анейра и Аня София, а также сын Оливер. [4] [49] Пара рассталась в 2017 году. [29] и подали на развод в июне 2018 года после 26 лет брака. [50] [51]
Когда резиденция Игоря Стравинского бывшая в Беверли-Хиллз по адресу 1260 North Wetherly Drive была выставлена на продажу, Салонен твердо подумывал о ее покупке. Однако он заявил, что, посетив дом и заметив, что на ковре все еще видны вмятины от фортепиано Стравинского, он был слишком напуган перспективой пытаться сочинять музыку в том же доме, где Стравинский написал такие произведения, как «Симфония в трех частях». , Концерт ре мажор для струнных , Прогресс граблей , Орфей , Агон , Кантата и Месса . [52] [53] [6]
Почести и награды
[ редактировать ]В апреле 2010 года Салонен был избран иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук . [54] В мае 2010 года ему была присвоена степень почётного доктора Университета Южной Калифорнии , а позже в тот же день он выступил на выпускной церемонии Музыкальной школы Торнтона Университета Южной Калифорнии . [55] Салонен нес олимпийский огонь 26 июля 2012 года в рамках эстафеты огня Летних Олимпийских игр 2012 года . [56] В декабре 2020 года он был назначен почетным кавалером Ордена Британской империи (KBE) за заслуги перед музыкой и британско-финляндские отношения. [57] Он был дирижером Королевского Стокгольмского филармонического оркестра на концерте, посвященном Нобелевской премии 2023 года . [58] В 2024 году он был удостоен премии Polar Music Prize вместе с Найлом Роджерсом . [59]
Основные моменты карьеры
[ редактировать ]- 1981 – Завершена первая масштабная работа, ...на первый взгляд и не зная...
- 1983 – Соучредитель Avanti! Камерный оркестр в Финляндии с Юкка-Пекка Сарасте
- 1985 – Назначен главным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио.
- 1992 - Выиграл Международную трибуну композиторов ЮНЕСКО.
- 1992 - Стал музыкальным руководителем филармонии Лос-Анджелеса.
- 1993 – Стал первым дирижером, получившим престижную Сиенскую премию Академии Киджиана.
- 1995 – Назначен художественным руководителем Хельсинкского фестиваля.
- 1997 - Дирижировал Лигети оперой «Великая смерть » на Зальцбургском фестивале с оркестром филармонии .
- 1997 – Дал мировую премьеру « Лос-Анджелесских вариаций » в Лос-Анджелесе.
- 1999 – Музыкальный руководитель музыкального фестиваля в Охай.
- 2000 – Взял творческий отпуск, чтобы сосредоточиться на сочинении музыки.
- 2001 – Был музыкальным руководителем музыкального фестиваля в Охай.
- 2003 - Дал концерты открытия в Концертном зале Уолта Диснея с Филармонией Лос-Анджелеса, которые впоследствии транслировались по телевидению в США на канале PBS Great Performances.
- 2005 - Выступал с филармонией Лос-Анджелеса в Лос-Анджелесе и Кельне на фестивалях собственных сочинений.
- 2006 - назван «Музыкантом года» по версии Musical America.
- 2007 – «Проект Тристан», концерт в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
- 2007 – Мировая премьера Фортепианного концерта с Ефимом Бронфманом (фортепиано) и Нью-Йоркской филармонией.
- 2008 г. - начал работать главным дирижером и художественным руководителем Филармонического оркестра.
- 2009 - Мировая премьера его скрипичного концерта с Лейлой Йозефович (скрипка) и Филармонией Лос-Анджелеса.
- 2011 - выиграл премию Университета Луисвилля Гравемейера 2012 года за музыкальную композицию за свой скрипичный концерт. [60] [61]
- 2014 – Получил премию Неммерса в области музыкальной композиции. [23]
- 2014 – назначен творческим председателем оркестра Тонхалле в Цюрихе. [24]
- 2015 - Назначена Мари-Жозе Кравис постоянным композитором Нью-Йоркской филармонии. [25]
- 2017 – Мировая премьера концерта для виолончели с Йо-Йо Ма (виолончель) и Чикагским симфоническим оркестром .
- 2018 - Школа Колберна назначила Салонена руководителем программы дирижирования Негауни. [62]
- 2020 г. - начал работать музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сан-Франциско .
- 2022 – Берлинская филармония назначила Салонена постоянным композитором на сезон 2022/23. [63]
- 2024 — Обладатель премии Polar Music Prize . [59]
Составление
[ редактировать ]Среди сочинений Салонена — его Концерт для альт-саксофона с оркестром ( auf den ersten Blick und ohne zu wissen ) (1980, название взято из Франца Кафки » «Процесса ), Floof для сопрано и ансамбля (1982, на тексты Станислава Лема ) и оркестровые LA Variations (1996).
Салонен заявил, что время, проведенное в Калифорнии, помогло ему быть более «свободным» в своих композициях. Марк Свед, главный музыкальный критик Los Angeles Times , описал это так:
Когда [Салонен] приехал в Лос-Анджелес, ему по-прежнему нравилось считать себя композитором-дирижером, но правда заключалась в том, что он перестал писать музыку. «Очевидное и простое объяснение, которое я мог дать людям, когда они спрашивали, почему какое-то время не было никаких новых произведений, заключалось в том, что я так много дирижировал, что у меня не было времени», - сказал он. «Но это была только половина объяснения».
Как европейский модернист, сказал Салонен, ему прививали негативные идеи, такие как стремление избегать мелодии, гармонической идентичности и ритмического пульса. Однако втайне его привлекал Джон Адамс , которого затем за границей отвергли как упрощенца. «Только через пару лет здесь я начал понимать, что европейский канон, который я слепо принял, не был единственной истиной», - сказал он. «Здесь я смог подумать об этом правиле, запрещающем мелодию. Это безумие. Безумие!»
Без европейской музыкальной элиты, которая оглядывалась ему через плечо, Салонен начал чувствовать, что иметь свои собственные идеи — это нормально. «Мой фокус переместился с идеологического принципа на принцип удовольствия», — так он описал композицию своего революционного произведения «ЛА-вариации», премьера которого состоялась в филармонии в 1997 году.
Несмотря на то, что «LA Variations» представляет собой произведение огромной сложности и виртуозности, которое не игнорирует модернистскую подготовку Салонена, оно основано на ритмических новаторствах, более близких к Адамсу. Пьеса сразу же стала хитом, настолько, что Салонен был ошеломлен реакцией, а затем и продолжающимся успехом партитуры: ее подхватили несколько других дирижеров, и было дано более 80 представлений по всему миру. [4]
Чтобы уделять больше времени композиции, Салонен в 2000 году взял годовой творческий отпуск от дирижирования, за это время он написал произведение для валторны соло ( Concert Étude , конкурсная пьеса для Lieksa Brass Week), «Дихотомию» для пианистки Глории Ченг, «Манию для виолончелист Ансси Карттунен и симфониетта, а также «Гамбит» — оркестровая пьеса, ставшая подарком на день рождения коллеге-композитору и другу Магнусу Линдбергу .
В 2001 году Салонен написал «Foreign Bodies» , свою крупнейшую с точки зрения оркестровки работу, в которую вошла музыка из вступительной части «Dichotomie» . Еще одно оркестровое произведение, «Бессонница» , последовало в 2002 году, а еще одно, «Крыло на крыле », в 2004 году. «Крыло на крыле» включает в себя партии для двух сопрано и искаженные семплы голоса архитектора Фрэнка Гери , а также рыбу.
Как видно из его интерпретаций таких авангардных произведений, как «Мотобайк-Одиссея» Яна Сандстрема , Салонен выражает отвращение к идеологическим и догматическим подходам к композиции и считает создание музыки глубоко физическим. В примечаниях к от Deutsche Grammophon выпуску альбома Wing On Wing он цитируется: «Музыкальное выражение - это телесное выражение, по моему мнению, не существует абстрактного мозгового выражения. Все это исходит из тела». Постоянной темой в его музыке является слияние или взаимосвязь механического и органического. [64]
Среди предполагаемых композиторских проектов Салонена есть предложенная опера по роману Женщина и обезьяна» « Питера Хёга .
Избранные композиции
[ редактировать ]Подробности мировой премьеры показаны там, где это возможно, Салонен дирижирует, если не указано иное. [65]
- Оркестр
- Джиро (1982, ред. 1997), премьера состоялась Филармоническим оркестром Тампере ; Финляндия, 27 ноября 1981 года.
- «LA Variations» (1996), премьера которого состоялась в филармонии Лос-Анджелеса; Лос-Анджелес, 16 января 1997 г.
- «Инородные тела» (2001), премьера состоялась Симфоническим оркестром Финского радио, Юкка-Пекка Сарасте ; Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль, Киль, 12 августа 2001 г.
- «Бессонница» (2002), премьера состоялась симфоническим оркестром NHK; Токио, 1 декабря 2002 г.
- «Стокгольмский дневник» (2004), премьера которого состоялась Стокгольмским королевским филармоническим оркестром; Стокгольм, Фестиваль композиторов, 27 октября 2004 г.
- «Спираль» (2005), премьера – Всемирный оркестр мира, Валерий Гергиев ; Лондон, 29 августа 2005 г.
- «Никс» (2010), премьера которого состоялась Филармоническим оркестром Радио Франции; Париж, 19 февраля 2011 г.
- «Близнецы» (2018/2019), премьера которого состоится в филармонии Лос-Анджелеса; Лос-Анджелес, 26 октября 2019 г. (состоит из двух изначально независимых пьес «Полукс и Кастор» )
- Концерты
- Концерт для альт-саксофона и оркестра ( ... на первый взгляд и не зная... ) (1980), премьера Симфонического оркестра Финского радио, Пекка Савийоки, саксофон; Хельсинки, 22 сентября 1981 г.
- «Мимо II» для гобоя и оркестра (1992), премьера Симфонического оркестра Финского радио, Йорма Вальякка, гобой; Хельсинки, 14 декабря 1992 г.
- Мания для виолончели с оркестром (2002), оркестровая версия «Мании для виолончели и камерного ансамбля»
- «Крыло на крыле» для двух сопрано и оркестра (2004), премьера которого состоялась в филармонии Лос-Анджелеса; Джейми Чемберлин и Хила Плитманн , сопрано; 5 июня 2004 г.
- Фортепианный концерт (2007), премьера Нью-Йоркской филармонии, Ефим Бронфман , фортепиано; Нью-Йорк, 1 февраля 2007 г.
- Концерт для скрипки с оркестром (2009), премьера – филармония Лос-Анджелеса, Лейла Йозефович , скрипка; Лос-Анджелес, 9 апреля 2009 г.
- Концерт для виолончели (2017), премьера Чикагского симфонического оркестра, Йо-Йо Ма , виолончель; Чикаго, 15 марта 2017 г.
- Концертная симфония для органа с оркестром (2022), премьера Симфонического оркестра Польского национального радио, Ивета Апкална , орган; Катовице, 13 января 2023 г.
- Хор
- Dona Nobis Pacem (2011) для хора SATB, премьера в театре Шатле, 4 февраля 2011 г.
- «Караван» (2014), премьера которого состоялась Цюрихским оркестром Тонхалле и Цюрихской певческой академией, Лайонел Брингье ; Тонхалле Цюрих , 10 сентября 2014 г.
- Камерный ансамбль
- Floof (Песни гомеостатического Гомера) (1988) для сопрано и камерного ансамбля, премьера - ансамбль Тоимии, Ану Комси, сопрано; Хельсинки, 27 августа 1988 г.
- «Пять образов после Сафо» (1999) для сопрано и камерного ансамбля, премьера которого состоялась в Лос-Анджелесской филармонической группе новой музыки, Лаура Клейкомб , сопрано; Охай, Калифорния, 4 июня 1999 г.
- «Дихотомия» (2000) для фортепиано соло, премьера – Глория Ченг, фортепиано; Лос-Анджелес, 4 декабря 2000 г.
- Мания (2000) для виолончели и камерного ансамбля, премьера Avanti! Камерный оркестр, Ансси Карттунен, виолончель, Summer Sounds; Порвоо, 2 июля 2000 г.
- Lachen verlernt (2002) для скрипки соло, премьера — Чо-Лян Линь , скрипка; Ла-Хойя , Калифорния, Летний фестиваль в Ла-Хойе, 10 августа 2002 г.
Избранные мировые премьеры спектаклей
[ редактировать ]Помимо дирижирования собственных композиций, Салонен активно пропагандировал музыку других композиторов, в первую очередь Андерса Хиллборга , Магнуса Линдберга , Кайи Саариахо и Стивена Стаки . Салонену даже посвящено немало примечательных композиций. Ниже приведен список некоторых мировых премьер, которые он дирижировал:
- Наивная и сентиментальная музыка , Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (19 февраля 1999 г.)
- Дхарма в Биг-Суре , Трейси Сильверман (электрическая скрипка), Филармония Лос-Анджелеса (24 октября 2003 г.)
- Камерный концерт, Карен Гомио (скрипка), Чикагский симфонический оркестр (май 2018 г.)
- Haags Hakkûh (The Hague Hacking) - Концерт для двух фортепиано, Катя и Мариэль Лабек (фортепиано), Филармония Лос-Анджелеса (16 января 2009 г.)
- Within Her Arms для струнного оркестра Филармонии Лос-Анджелеса (7 апреля 2009 г.) [66]
- Красная скрипка (партитура к фильму), Джошуа Белл (скрипка), Филармонический оркестр
- Это (в Cauda V) , Филармония Лос-Анджелеса (16 февраля 2001 г.)
- Концерт для скрипки с оркестром , Жанин Янсен, Парижский оркестр (17 декабря 2008 г.)
- Clang and Fury , Симфонический оркестр Шведского радио [67]
- Небесная механика Стокгольмский камерный оркестр (31 октября 1986 г.) [68] [69]
- Жидкий мрамор , Orkester Norden, (Тампере, 1995 г.).
- Meltdown Variations , Новая музыкальная группа филармонии Лос-Анджелеса (1999)
- Dreaming Rivers , Королевская Стокгольмская филармония (1999)
- Фортепианный концерт (переработанная версия) Роланд Пёнтинен и AVANTI! Камерный оркестр
- Eleven Gates , Филармония Лос-Анджелеса (4 мая 2006 г.)
- Flood Dreams , Симфонический оркестр Шведского радио (Брюссель, 2009)
- Сирены , Энн Софи фон Оттер и Филармония Лос-Анджелеса (2011)
- The Grand Encounter , Концерт для английского рожка, Кэролин Хоув (английская валторна), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (16 января 2003 г.)
- Neruda Songs , Лоррейн Хант Либерсон (меццо-сопрано), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (20 мая 2005 г.), победитель: Премия Гравемейера 2008 г. (музыкальная композиция)
- Крафт для сольного ансамбля и оркестра, оркестра Финского радио и ансамбля Toimii (4 сентября 1985 г.)
- Кампана в арии для валторны с оркестром, Ганс Дуллаерт (валторна), Филармонический оркестр Радио Голландии (июнь 1998 г.)
- Фреска для оркестра Филармонии Лос-Анджелеса (1998)
- Концерт для виолончели №. 1 , Ансси Карттунен (виолончель), Парижский оркестр (май 1999 г.)
- Хорал для оркестра Филармонии (2002)
- Парада для оркестра Филармонии (6 февраля 2002 г.) [70]
- Скульптура для оркестра Филармонии Лос-Анджелеса (6 октября 2005 г.)
- Концерт для виолончели №. 2 , Ансси Карттунен (виолончель), Филармония Лос-Анджелеса (18 октября 2013 г.)
- Ларри Липкис
- «Арлекин» для бас-тромбона и оркестра, Джеффри Рейнольдс (бас-тромбон), Дэвид Вайс, Филармония Лос-Анджелеса (23 мая 1997 г.)
- "Сделка" для электрогитары и большого ансамбля, Билл Фризелл (гитара), Джои Бэрон (ударные), New Music Group филармонии Лос-Анджелеса (17 апреля 1995 г.)
- Концерт для валторны, Ричард Уоткинс (валторна), Филармонический оркестр (апрель 2001 г.)
- Сказки из 1001 ночи с фильмом Ёситаки Амано , Филармония Лос-Анджелеса (30 апреля 1998 г.)
- Altar de Piedra , концерт для ансамбля ударных инструментов и оркестра, Крумата (ударные), Филармония Лос-Анджелеса, январь 2003 г.
- Симфония № 4, Лос-Анджелес , Филармония Лос-Анджелеса (10 января 2009 г.)
- Rivers to the Sea , Филармонический оркестр (22 июня 2012 г.) [71]
- Симфонический оркестр Лос-Анджелеса (24 февраля 1994 г.)
- Симфония ( Этапы жизни ), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (29 апреля 1993 г.)
- Du Cristal , Симфонический оркестр Финского радио (сентябрь 1990 г.)
- «...a la fumée», Петри Аланко (альтовая флейта) и Ансси Карттунен (виолончель), Симфонический оркестр Финского радио (март 1991 г.)
- Театр Грааль для скрипки с оркестром, Гидон Кремер (скрипка), Симфонический оркестр BBC (сентябрь 1995 г.)
- Адриана Матер , оркестр и хор Парижской оперы (апрель 2006 г.)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 5, Олли Мустонен (фортепиано), Филармония Лос-Анджелеса (21 октября 1999 г.)
- Пролог к Оранго (аранжировка Джерарда Макберни), Райан МакКинни (Весельчак, бас-баритон), Джордан Биш (Голос толпы/Бас, бас), Майкл Фабиано (Зоолог, тенор), Юджин Бранковяну (Оранго, баритон), Юлия Ван Дорен (Сюзанна, сопрано), Тимур Бекбосунов (Пол Маш, тенор), Los Angeles Master Chorale ( Грант Гершон , музыкальный руководитель), Лос-Анджелесский филармонический оркестр (2 декабря 2011 г.)
- "Con madera, metal y cuero" для солистки-ударника и оркестра Эвелин Гленни (ударные), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (21 января 1999 г.)
- Музыка к похоронам королевы Марии (по мотивам Перселла ), для духового ансамбля (февраль 1992 г.)
- Концерт для двух флейт с оркестром , Анн Динер-Центнер (fka Энн Динер-Джайлс) и Джанет Фергюсон (флейты), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (23 февраля 1995 г.) [72]
- Анкора , Филармония Лос-Анджелеса (5 октября 1995 г.)
- American Muse , Сэнфорд Сильван (баритон), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (29 октября 1999 г.)
- Второй концерт для оркестра , Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (12 марта 2004 г.) (Лауреат: Пулитцеровская премия 2005 г. в области музыки ) [73] [74]
- Radical Light , Филармония Лос-Анджелеса (18 октября 2007 г.) [75]
- Canticle Weaving: Концерт для тромбона № 2 , Ральф Зауэр (тромбон), Филармонический оркестр Лос-Анджелеса (29 марта 2003 г.)
- From the Wreckage для трубы с оркестром, Хокан Харденбергер (труба), Хельсинкский филармонический оркестр (5 сентября 2005 г.)
- Со всех сторон , Чикагский симфонический оркестр и Хаббард-стрит Дэнс, Чикаго (25 января 2007 г.)
Записи
[ редактировать ]Салонен известен своей преданностью исполнению и записи современной музыки . Его запись Витольда Лютославского в Симфонии № 3 1985 году получила премию «Граммофон» 1985 года , премию «Грэмми» и премию Цецилии за лучшую современную запись. Лютославского Позже он записал Симфонию № 4 с филармонией Лос-Анджелеса , один раз для Sony Classical , а затем в концертной записи в Концертном зале Уолта Диснея для Deutsche Grammophon . Он также работал с Филармоническим оркестром над записью полного собрания сочинений Дьёрдя Лигети для Sony Classical, но проект остался незавершенным из-за отсутствия финансирования.
Самые известные записи
[ редактировать ]- Эса-Пекка Салонен: Концерт для саксофона-альта; Флуф; встреча; Нахтлайдер; Мимо II; Yta I; Юта II; Yta IIb; Юта III – Пекка Савиоки; Ану Комси; Кари Крикку; Юкка Тиенсуу; Йорма Вальякка; Микаэль Хеласуо; Туйя Хаккила; Ансси Карттунен; Симфонический оркестр Финского радио; Открыть! Камерный оркестр; Эса-Пекка Салонен – Финляндия 0927 43815 2
- Барток : Фортепианные концерты 1, 2 и 3 ( Ефим Бронфман , фортепиано) ( Премия Грэмми ); Sony Classic SBK89732
- Эса-Пекка Салонен: Пять образов после Сафо; Гамбит; Жиро; Лос-Анджелесские вариации; Мания – Дон Апшоу ; Ансси Карттунен; Филармонический оркестр Лос-Анджелеса; Лондонская симфониетта; Эса-Пекка Салонен — Sony SK89158
- Эса-Пекка Салонен: Инородные тела; Бессонница; Крыло на крыле – Ану Комси; Пия Комси; Симфонический оркестр Финского радио ; Эса-Пекка Салонен – Deutsche Grammophon 477 5375
- Джон Корильяно : Красная скрипка – Джошуа Белл, скрипка соло; Филармонический оркестр; Сони Классик SK63010
- Арнольд Шёнберг : Концерт для скрипки с оркестром ре минор, Жан Сибелиус : Концерт для скрипки с оркестром – Хилари Хан , скрипка соло; Симфонический оркестр Шведского радио – Deutsche Grammophon B0011WMWUW – Премия Грэмми за лучшее инструментальное исполнение солистов (с оркестром) [76]
- Анри Дютийе : Переписка ; Целый далекий мир ; Тени времени – Барбара Ханниган ; Ансси Карттунен; Филармонический оркестр Радио Франции – Deutsche Grammophon 0289 479 1180 7
- Эса-Пекка Салонен: Из ниоткуда; Никс и Концерт для скрипки; Лейла Йозефович ; Симфонический оркестр Финского радио ; Эса-Пекка Салонен; Дойче Граммофон B008W5TDP8
С филармонией Лос-Анджелеса
[ редактировать ]- Немецкий граммофон
- Барток : Сюита, «Чудесный мандарин»
- Мусоргский : Иоаннова ночь на Голой горе (оригинальная версия)
- Салонен: Хеликс
- Салонен: Фортепианный концерт ( Ефим Бронфман , фортепиано)
- Шостакович (оркестровка Джерарда Макберни ): Пролог к Оранго — Райан МакКинни (Весельчак, бас-баритон), Джордан Биш (Голос толпы/Бас, бас), Майкл Фабиано (Зоолог, тенор), Юджин Бранковяну (Оранго, баритон) , Юлия Ван Дорен (Сюзанна, сопрано), Тимур Бекбосунов (Пол Маш, тенор), Los Angeles Master Choral ( Грант Гершон , музыкальный руководитель) (запись мировой премьеры)
- Шостакович: Симфония № 4 до минор, соч. 43
- Стравинский : Весна священная.
- DG Concerts - записано вживую в Концертном зале Уолта Диснея
- Бетховен : Симфония № 5.
- Бетховен: Симфония № 7
- Бетховен: Симфония № 8
- Бетховен: Увертюра, Леонора № 2
- Дебюсси : Море.
- Ошибка : Ведьминская любовь.
- Андерс Хиллборг : Одиннадцать ворот (запись мировой премьеры)
- Хиндемит : Симфонические метаморфозы на темы Вебера.
- Хуса : Музыка для Праги, 1968 г.
- Лигети : румынский концерт
- Лютославский : Концерт для оркестра.
- Лютославский: Симфония No. 4
- Мосолов : Чугунолитейный завод
- Пярт : Симфония № 4 «Лос-Анджелес» (запись мировой премьеры)
- Прокофьев : Сюита из оперы «Ромео и Джульетта».
- Равель : Моя Матушка Гусыня
- Равель: Фортепианный концерт для левой руки ре мажор ( Жан-Ив Тибоде , фортепиано)
- Салонен: Хеликс
- Сибелиус : Симфония № 2 ре мажор для оркестра, соч. 43
- Шостакович : Музыка из оперы «Леди Макбет Мтенского уезда».
- Шостакович: Сюита из оперы «Нос».
- Стравинский : Жар-птица.
- Вагнер : Нюрнбергские мейстерзингеры , Прелюдия.
- Вагнер: Нюрнбергские мейстерзингеры , «Какой аромат сирени» ( Брин Терфель , бас-баритон)
- Вагнер: «Валькирия» , «Полет валькирий».
- Вагнер: Die Walküre , Прощание Вотана и Волшебная музыка огня (Брин Терфель, бас-баритон)
- Вагнер: Лоэнгрин , Прелюдия к третьему действию.
- Вагнер: Тангейзер , « О ты, моя прекрасная Абендштерн » (Брин Терфель, бас-баритон)
- ЕСМ
- Пярт : Симфония № 4 «Лос-Анджелес».
- Нет такого
- Ундина
- Саариахо : Дю Кристал...
- Саариахо : ... à la fumée (Петри Аланко, альтовая флейта; Ансси Карттунен , виолончель)
- Филипс Классика
- Барток : Концерт № 2 для скрипки с оркестром ( Виктория Муллова , скрипка)
- Стравинский : Концерт для скрипки с оркестром ( Виктория Муллова , скрипка)
- Сони Классик
- Бах : Транскрипции ( Элгар , Малер , Шёнберг , Стоковский , Веберн )
- Барток : Концерт для оркестра.
- Барток: Музыка для струнных, ударных и челесты.
- Барток: Концерт для фортепиано № 1, Sz. 83 ( Ефим Бронфман , фортепиано)
- Барток: Концерт для фортепиано № 2, Sz. 95 ( Ефим Бронфман , фортепиано)
- Барток: Концерт для фортепиано № 3, Sz. 119 ( Ефим Бронфман , фортепиано)
- Брукнер : Симфония № 4, «Романтическая».
- Дебюсси : Прелюдия к «Послеполуденного дня фавна» (Джанет Фергюсон, флейта)
- Дебюсси: Море
- Дебюсси: Образы для оркестра.
- Дебюсси: «Три ноктюрна» (Женщины из мастер-хорала Лос-Анджелеса )
- Дебюсси: Мученичество святого Себастьяна (Симфонические фрагменты)
- Дебюсси: «Элю Дамуазель» ( Доун Апшоу , сопрано; Паула Расмуссен, меццо-сопрано; Женщины из Лос-Анджелесского мастер-хорала)
- Goldmark : Концерт для скрипки с оркестром ( Джошуа Белл , скрипка)
- Герман : Отрывки, Порванный занавес
- Герман: Увертюра, Север через северо-запад
- Герман: Прелюдия, Человек, который слишком много знал
- Герман: Сюита, Психо
- Герман: Сюита, Марни
- Герман: Сюита, Головокружение
- Герман: Сюита, 451 градус по Фаренгейту.
- Герман: Сюита, Таксист
- Хиндемит : Матис Художник (симфония)
- Хиндемит: Симфонические метаморфозы на темы Вебера
- Хиндемит: Четыре темперамента ( Эмануэль Акс , фортепиано)
- Лютославский : Симфония No. 1
- Лютославский: Симфония No. 2
- Лютославский: Симфония No. 3
- Лютославский: Симфония No. 4
- Лютославский: Концерт для фортепиано с оркестром ( Пол Кроссли , фортепиано)
- Лютославский: Chantefleurs et Chantefables ( Доун Апшоу , сопрано)
- Лютославский: Фанфары для филармонии Лос-Анджелеса.
- Лютославский: Пространства сна ( Джон Ширли-Квирк , баритон)
- Малер : Симфония № 3 ( Анна Ларссон , контральто; Ральф Зауэр , тромбон; Дональд Грин , валторна; Мартин Шалифур, скрипка; Хористы мальчиков-паулистов из Калифорнии, Женщины из Мастер-хорала Лос-Анджелеса)
- Малер: Симфония № 4 ( Барбара Хендрикс , сопрано)
- Малер: «Песнь фон дер Эрде» ( Пласидо Доминго , тенор; Бо Сковхус , баритон)
- Уинтон Марсалис : All Rise (Уинтон Марсалис, труба; Джазовый оркестр Линкольн-центра ; певцы Пола Смита; певцы Нортриджа из Калифорнийского государственного университета; хор государственного университета Моргана)
- Прокофьев : Концерты для скрипки №№ 1 и 2 ( Чо-Лян Линь , скрипка)
- Восстания : дань уважения Федерико Гарсиа Лорке
- Восстания: Ночь майя
- Восстания: восемь на радио.
- Восстания: Сенсемайя
- Ревуэльтас: Вентаны для большого оркестра
- Revueltas: первая маленькая серьезная пьеса
- Revueltas: Вторая маленькая серьезная пьеса
- Салонен: Гамбит
- Салонен: Джиро
- Салон: LA Variations
- Шостакович : Фортепианный концерт № 1 ( Ефим Бронфман , фортепиано; Томас Стивенс , труба)
- Шостакович: Фортепианный концерт № 2 ( Ефим Бронфман , фортепиано)
- Шостакович: Квинтет для фортепиано и струнных, соч. 57 ( Ефим Бронфман , фортепиано, Джульярдский струнный квартет )
- Сибелиус : Финляндия
- Сибелиус: Лебедь Туонелы
- Сибелиус: Печальный вальс
- Сибелиус: Концерт для скрипки с оркестром ( Чо-Лян Линь , скрипка)
- Сибелиус: Концерт для скрипки с оркестром ( Джошуа Белл , скрипка)
- Сибелиус: Сага
- Сибелиус: Куллерво Симфония , соч. 7 (Марианна Рорхольм, меццо-сопрано; Йорма Хиннинен , баритон; Мужской хор Хельсинкского университета)
- Сибелиус: Легенды Лемминкяйнена , соч. 22 (Четыре легенды из « Калевалы» )
- Стравинский : Концерт для скрипки с оркестром ( Чо-Лян Линь , скрипка)
Другие оркестры
[ редактировать ]- Записи филармонии
- Дмитрий Шостакович : Пролог к «Оранго» (запись мировой премьеры) и Симфонии № 4
- Густав Малер : Симфония № 9.
- Густав Малер: Симфония № 6
- Гектор Берлиоз : Фантастическая симфония , Людвиг ван Бетховен : «Леонора» Увертюра
- Арнольд Шёнберг : Гуррельедер
- Ференц Лист : Концерты для фортепиано с оркестром 1 и 2 и Соната си минор ( Эмануэль Акс , фортепиано)
- Сергей Рахманинов : Фортепианные концерты 2 и 3 ( Ефим Бронфман , фортепиано)
- Магнус Линдберг : Кантигас , Концерт для виолончели, Парада и фреска ( Ансси Карттунен , виолончель)
- Игорь Стравинский : Жар-птица и Весна Священная.
- Дьёрдь Лигети : Великая смерть
- Дьёрдь Лигети: Вокальные произведения ( The King's Singers )
- Арнольд Шёнберг : Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 42, Ференц Лист : Фортепианные концерты 1 и 2 ( Эмануэль Акс , фортепиано)
- Игорь Стравинский : Петрушка и Орфей
- Игорь Стравинский: «Весна священная» и «Симфония в трех частях»
- Андре Жоливе : Концерт № 2 для трубы и Концертино для трубы, струнного оркестра и фортепиано, Анри Томази : Концерт для трубы с оркестром ( Уинтон Марсалис , труба)
- Оливье Мессиан : Турангалила-Симфония , Витольд Лютославский : Симфония № 3 (Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Пол Кроссли , фортепиано, Джон Ширли-Квирк , баритон)
- Ян Сибелиус : Симфония № 5, соч. 82 и «Дочь Похъёлы» , соч. 49
- Записи симфонического оркестра Сан-Франциско
- Бела Барток : Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ( Пьер-Лоран Эмар , фортепиано)
- Бела Барток: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Пьер-Лоран Эмар, фортепиано)
- Бела Барток: Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Пьер-Лоран Эмар, фортепиано)
- Андерс Хиллборг : Вариации Конгсгаарда
- Дьёрдь Лигети : Часы и облака
- Дьёрдь Лигети: Lux Aeterna
- Дьёрдь Лигети: последствия
- Элизабет Огонек : Сон и непамятование
- Отторино Респиги : Римские сосны
- Ян Сибелиус : Симфония № 5
- Игорь Стравинский : Весна священная.
- Записи филармонии Осло
- Григ : Пер Гюнт , с Барбарой Хендрикс , Sony Classical Masters, SK 44528, 1993
- Записи Берлинского филармонического оркестра
- Сергей Прокофьев : Ромео и Джульетта.
- Записи Симфонического оркестра Финского радио
- Кайя Саариахо : La Passion de Simone ( Доун Апшоу , сопрано, Камерный хор Тапиолы)
- Магнус Линдберг : Концерт для фортепиано с оркестром и крафт ( Исполнение ансамбля)
- Кайя Саариахо : Château de l'âme , Graal Théâtre & Amers ( Симфонический оркестр BBC , Камерный оркестр Avanti!, Камерный хор Финского радио, Дон Апшоу , сопрано, Гидон Кремер , скрипка, Ансси Карттунен , виолончель)
- Магнус Линдберг: Кинетика (Пекка Савиёко, альт-саксофон)
- Магнус Линдберг: Металлообработка , процесс , шпагат , кинетика и Жан д'Анш
- Магнус Линдберг: Кинетика , Эса-Пекка Салонен: Концерт для альт-саксофона с оркестром, Йоуни Кайпайнен : Симфония ( Симфонический оркестр BBC , Пекка Савийоки, альт-саксофон)
- Записи Симфонического оркестра Шведского радио
- Игорь Стравинский : Прогресс повесы ( Барбара Хендрикс , сопрано, Хокан Хагегорд , актер, Грег Феддерли , тенор)
- Карл Нильсен : Концерт для скрипки с оркестром, Жан Сибелиус : Концерт для скрипки с оркестром ( Филармонический оркестр , Чо-Лян Линь , скрипка)
- Карл Нильсен: Симфония № 1 и Маленькая сюита (Стокгольмский камерный оркестр)
- Арво Пярт : Кредо ( Элен Гримо , фортепиано)
- Андерс Хиллборг : Концерт для кларнета, Liquid Marble и Концерт для скрипки ( Мартин Фрёст , кларнет, Анна Линдал, скрипка)
- Луиджи Даллапиккола : Узник и тюремные песни
- Магнус Линдберг : Действие , ситуация , значение и крафт ( в исполнении ансамбля)
- Clang & Fury Андерс Хиллборг : Muoocaaeyiywcoum , Lamento , Celestial Mechanics и Haut-Posaune (Стокгольмский камерный оркестр, Камерный хор Эрика Эриксона, Кари Крикку , кларнет, Кристиан Линдберг , тромбон, Анна Линдал, скрипка, Мартин Фрост , кларнет)
- Игорь Стравинский: Царь Эдип (Камерный хор Эрика Эриксона)
- Ларс-Эрик Ларссон : Скрытый Бог , Пасторальная сюита и Концерт для скрипки с оркестром ( Арве Теллефсен , скрипка, Хиллеви Мартинпельто , сопрано, Хокан Хагегорд , баритон)
- Карл Нильсен: Концерт для флейты, Концерт для кларнета, Увертюра «Рапсодия» , «Саул и Давид» и «Весна в Фюне» ( Хокан Розенгрен , кларнет, Пер Флемстрем, флейта)
- Франц Бервальд : Симфонии 3 и 4 (Филармонический оркестр Лос-Анджелеса)
- Вильгельм Стенхаммар : Серенада , соч. 31, Середина зимы , соч. 24, Читра , соч. 43
- Эса-Пекка Салонен: Мимо II (Бенгт Розенгрен, гобой)
- Карл Нильсен: Симфонии 3 и 6 (Пиа-Мари Нильссон, сопрано, Олле Перссон, баритон)
- Северный фестиваль : Хьюго Альфвен : Шведская рапсодия № 1, Мидсоммарвака и Бергакунген , Ян Сибелиус : Вальс Тристе и Финляндия , Эдвард Григ : Сигурд Йорсальфар , Йон Лейфс : Гейсир , Карл Нильсен: Маскарад , Армас Ярнефельт : Бергаузефельт
- Карл Нильсен: Симфония № 4 и «Гелиос» увертюра
- Карл Нильсен: Симфония № 5 и «Маскарад» увертюра
- Аванти! Записи камерного оркестра
- Виртуозный кларнет ( Кари Крикку , кларнет)
- Магнус Линдберг : Де Тартюф , Же Круа , Линия тени , Зона и Портрет
- Аарре Мериканто : 10 пьес для оркестра, Пааво Хейнинен : Musique d'été , соч. 11, Магнус Линдберг: Риттрато (другие дирижеры: Юкка-Пекка Сарасте и Ари Ангерво )
- Записи Лондонской симфониетты
- Магнус Линдберг : В гостях , Рассвет Свободы , Круг Ветра , Богиня , Танец Неба , Аса Дельта , Рапазиада , Ночной Цветок , Спасти Землю ( Эндимион (ансамбль) )
- Пауль Хиндемит : Kammermusik No. 3 , соч. 36, нет. 2, Аарре Мериканто : Konzertstück , Магнус Линдберг: Зона , Бернд Алоис Циммерманн : Canto di Speranza ( Ансси Карттунен , виолончель)
- Тору Такемицу : To the Edge of Dream , Toward the Sea , Vers , L'Arc-en-Ciel , Palma и Folios для гитары
- Игорь Стравинский : Пульчинелла , Октет, Ренар и Рэгтайм
- Оливье Мессиан : От каньонов к звездам , Цвета небесного города и Экзотические птицы ( Пол Кроссли , фортепиано)
- Игорь Стравинский: Концерт для фортепиано и духовых инструментов, Каприччио для фортепиано с оркестром, Части для фортепиано с оркестром и Симфонии духовых инструментов ( Пол Кроссли , фортепиано)
- Записи Стокгольмского камерного оркестра
- Арнольд Шенберг : Преображенная ночь , соч. 4-й и струнный квартет № 2 (Фэй Робинсон, сопрано)
- Пер Линдгрен : «Фрагменты круга» , «Боиджо» , «Тени, обитающие во тьме» , «Гугги-гугги» для тромбона и ленты.
- Игорь Стравинский : Аполлон Мусагет , Концерт ре мажор и Кантата ( Лондонская симфониетта , (оркестр и хор), Ульф Форсберг, скрипка, Ивонн Кенни , сопрано, Джон Алер , тенор)
- Йозеф Гайдн : Симфонии 22, 78 и 82.
- Рихард Штраус : Прелюдия к Каприччио, соч. 85, Концертино для кларнета, фагота и струнного оркестра и «Метаморфозен» ( Пауль Мейер (кларнетист) , Кнут Зонстеволд, фагот)
- Записи Стокгольмской симфониетты
- Шведская серенада : Даг Вирен : Серенада для струнных, соч. 11, Ларс-Эрик Ларссон : Маленькая серенада для струнных, соч. 12, Лилль Брор Седерлунд : Концертино для гобоя и струнных, Ингвар Лидхольм : Музыка для струнных
- Записи Государственной капеллы Дрездена
- Роберт Шуман : Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 54, Клара Шуман : 3 песни, соч. 12 & Am Strande , Иоганнес Брамс : Соната для виолончели и фортепиано, No. 1, соч. 38 и 2 рапсодии, соч. 79 ( Элен Гримо , фортепиано)
- Записи Финской национальной оперы
- Стравинский – Персефона . Эса-Пекка Салонен, Эндрю Стейплс , Полин Шевиллер, Финская национальная опера. ПЕНТАТОН PTC 5186688 (2018)
- Кайя Саариахо : L'Amour de loin ( Питер Селлерс , режиссер, Дон Апшоу , сопрано, Моника Груп , меццо-сопрано, Джеральд Финли , баритон)
- Другие записи произведений Салонена
- Лейла Йозефович , скрипка, играет Салонена: Смех забыт
- Глория Ченг, фортепиано, играет Салонен: Yta II , Три прелюдии и Дихотомия.
- Линь Цзян , валторна, и Бенджамин Мартин, фортепиано, играют Салонен: Hornmusic 1
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Секретное оружие дирижера Эсы-Пекки Салонена – умение сочинять – календарь дней рождения музыки» . yle.fi. 30 июня 2019 г.
- ^ Николас Роу (27 января 2007 г.). «ЛА-вариация» . Хранитель . Проверено 13 апреля 2007 г.
- ^ «Фестиваль: Фестиваль Балтийского моря» . Бахтрек . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Марк Свед (28 сентября 2008 г.). «Как Эса-Пекка Салонен и филармония Лос-Анджелеса росли вместе» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 17 сентября 2008 г.
- ^ Мартин Бернхаймер (8 октября 1989 г.). «Тиран филармонии». Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б Росс, Алекс (30 апреля 2007 г.). «Антимаэстро; Как Эса-Пекка Салонен изменил филармонию Лос-Анджелеса». Житель Нью-Йорка .
- ^ Марк Свед (8 апреля 2007 г.). «Из архива: Маэстро передаст эстафету новичку 2009 года» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Мэтью Вестфаль (8 апреля 2007 г.). «Густаво Дудамель заменит Эсу-Пекку Салонен в филармонии Лос-Анджелеса в 2009 году» . Афиша искусств . Проверено 13 апреля 2007 г.
- ^ Дайан Хейтман (9 апреля 2007 г.). «Филармония Лос-Анджелеса согревает Густаво Дудамеля» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 года . Проверено 13 апреля 2007 г.
- ^ Дэвид Мермельштейн (9 апреля 2007 г.). «Салонен передает эстафету Фила Лос-Анджелеса Дудамелю» . Лос-Анджелес Дейли Ньюс. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 13 апреля 2007 г.
- ^ «Филармония Лос-Анджелеса создает новую честь для Эсы-Пекки Салонена» . Филармония Лос-Анджелеса. 19 апреля 2009 года . Проверено 26 августа 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Комиссионный фонд Эса-Пекка Салонен» . Филармония Лос-Анджелеса. Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ Алекс Росс (4 мая 2009 г.). «Прощание: Эса-Пекка Салонен заканчивает свое правление в Филармонии Лос-Анджелеса» . Житель Нью-Йорка . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ «Филармония Лос-Анджелеса чествует Салонена, завершающего свой срок на посту музыкального руководителя, пятью мировыми премьерами, включая его собственный скрипичный концерт и последние выходные произведений Стравинского» . Филармония Лос-Анджелеса. 7 апреля 2009 года . Проверено 26 августа 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Тимоти Раттен (20 апреля 2009 г.). «Эса-Пекка Салонен уходит на высокой ноте» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ «Филармонический оркестр объявляет Салонена главным дирижером» . Проверено 17 июня 2007 г.
- ^ Тим Эшли (9 октября 2009 г.). «Шенберг: Гуррельедер: Исокоски/Группа/Сукова/Андерсен/Хор CBSO/Голоса Филармонии/Филармония/Салонен» . Хранитель . Проверено 6 ноября 2010 г.
- ^ Мартин Кеттл (2 ноября 2010 г.). «Эса-Пекка Салонен: «Начни заново. Это было отвратительно» » . Хранитель . Проверено 6 ноября 2010 г.
- ^ «Эса-Пекка Салонен: контракт отмечает 30-летие с филармоническим оркестром» (PDF) (пресс-релиз). Филармонический оркестр. 26 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2014 г. . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Эса-Пекка Салонен и Филармонический оркестр объявляют 2020/21 последний сезон Салонена в качестве главного дирижера и художественного консультанта» (пресс-релиз). Филармонический оркестр. 4 декабря 2018 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Энтони Томмазини (13 ноября 2009 г.). «Два дебюта, запоздалый и ошеломляющий» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «Скрипичный концерт Салонена получил музыкальную премию Гравемейера» . Премия Гравемейера . Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 12 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллан Козинн (10 марта 2014 г.). «Эса-Пекка Салонен выигрывает премию за композицию в размере 100 000 долларов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллан Козинн (1 апреля 2014 г.). «Салонен услышит много своей собственной музыки в New Zurich Post» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Резиденция Салонен стартует с вариациями в Лос-Анджелесе 25–26 сентября» . Нью-Йоркская филармония . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «Проект Sync добавил в свой совет четырех музыкантов, включая Питера Гэбриэла» . БостИнно . Проверено 28 сентября 2016 г.
- ^ «Национальный балет оперы и балета Финляндии назначает Салонена артистом ассоциации – Rhinegold» . Проверено 28 сентября 2016 г.
- ^ «Эса-Пекка Салонен назначен следующим музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сан-Франциско» (пресс-релиз). Симфонический оркестр Сан-Франциско. 5 декабря 2018 года . Проверено 5 декабря 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Джошуа Косман (5 декабря 2018 г.). «Эса-Пекка Салонен сменит Майкла Тилсона Томаса на посту музыкального руководителя SF Symphony» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Эрнандес, Хавьер К. (14 марта 2024 г.). «Маэстро Симфонического оркестра Сан-Франциско уйдет в отставку, ссылаясь на раскол с правлением» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Вельтман, Хлоя (14 марта 2024 г.). «Музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско Эса-Пекка Салонен уходит в отставку» . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Кукура, Джо (2 июля 2024 г.). «Члену аудитории SF Symphony угрожают запретом посещать концертный зал за то, что он держит вульгарную вывеску (на финском языке)» . СФист . Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ «Тканые слова» . Филармонический оркестр . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Перинг, Эмма (1 июня 2014 г.). «iOrchestra представляет… перезапись» . Что происходит . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Коутс, Энн (2 июня 2012 г.). «В Музее науки проходит Вселенная звука: виртуальный филармонический оркестр» . Воспитание без слез . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ «2012: Аудитория и взаимодействие» . Музыкальная премия Королевского филармонического общества . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Уоллс, Сет Колтер (21 декабря 2012 г.). «Идеальное приложение для классической музыки» . Сланец . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Тилден, Имоджен (28 января 2016 г.). «Жизнь, вселенная и виртуальная реальность: Southbank представляет классический сезон» . Хранитель . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ «Эса-Пекка Салонен оркеструет новое звучание» . Яблоко . Проверено 30 июня 2014 г.
- ^ «Стих Эсы Пекки» . Ютуб . Проверено 30 июня 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Эса-Пекка о классической музыке» . Ютуб . Проверено 30 июня 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Эса-Пекка о вдохновении» . Ютуб . Проверено 30 июня 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Эса-Пекка о сочинении» . Ютуб . Проверено 30 июня 2014 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ Пэджет, Клайв (30 мая 2014 г.). «Реклама приложения Эсы-Пекки Салонена стала вирусной» . Всеобщее внимание . Архивировано из оригинала 31 мая 2014 года . Проверено 30 июня 2014 г.
- ^ Росс, Алекс (26 мая 2014 г.). «Реклама Apple Эсы-Пекки Салонена» . Житель Нью-Йорка . Проверено 30 июня 2014 г.
- ^ Каллингфорд, Мартин (20 июня 2014 г.). «Может ли последняя реклама Apple охватить классическую аудиторию завтрашнего дня?» . Граммофон . Проверено 30 июня 2014 г.
- ^ «Эса-Пекка Салонен | Чикагский симфонический оркестр» . Познакомьтесь с Чикагским симфоническим оркестром . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Общество (9 апреля 2022 г.). «Детские новости! У Туули Маттила и Лаури Нурксе ребенок родится в начале лета – Отцовство повышает чувствительность: «Я чувствую, что меня больше беспокоят вещи» [ Детские новости! Ребенок Туули Маттила и Лаури Нурксе родится в начале лета – отцовство сенсибилизирует: «Я чувствую, что меня больше беспокоят вещи»]. Seura.fi (на финском языке) . Проверено 20 мая 2024 г.
Эса-Пекка Салонен, впервые написавший музыку к фильму, прибыл на премьеру вместе со своей женой Каариной Гулд. «Мы женаты с прошлого года», — сказал Салонен, который в основном работает в Сан-Франциско.
- ^ Энтони Томмазини (2 июня 2005 г.). «Звезда классической музыки захватывает и удерживает воображение непостоянного Лос-Анджелеса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 апреля 2007 г.
- ^ «САЛОНЕН, ЭЛИЗАБЕТ ДЖЕЙН VS САЛОНЕН, ЕСА-ПЕККА» . ЮниКорт .
- ^ «Только что: Эса-Пекка Салонен разводится» . 17 января 2018 г.
- ^ Бернард Холланд (11 марта 2001 г.). «Стравинский, редкая птица среди пальм; композитор в Калифорнии, если не дома, то спокойно». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ричард С. Джиннелл (1 июля 2001 г.). «Фестиваль Стравинского в Лос-Анджелесе». Американский гид по рекордам .
- ^ «Новая Американская Академия объявляет класс научных сотрудников и иностранных почетных членов 2010 года» (пресс-релиз). Американская академия искусств и наук. 19 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2010 года . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Дэвид Нг (14 мая 2010 г.). «Эса-Пекка Салонен получает почетную степень Университета Южной Калифорнии» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «Эса-Пекка Салонен». Архивировано 28 июля 2012 г. в Wayback Machine , london2012.com.
- ^ «Эса-Пекка Салонен удостоен звания почетного рыцаря» . Филармония .
- ^ «Концерт Нобелевской премии» . Ютуб . Нобелевская премия. 8 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Эса-Пекка Салонен — Полярная музыкальная премия» . www.polarmusicprize.org . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ «Эса-Пекка Салонен получает премию Гравемейера 2012 года» . 27 ноября 2011 г.
- ^ «Эса-Пекка Салонен: Биография» . Сайт «Дойче Граммофон» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 года . Проверено 17 сентября 2008 г.
- ^ «Школа Колберна в Лос-Анджелесе назначает дирижера Эса-Пекку Салонена на преподавательский факультет» . Канал «Скрипка» . 27 ноября 2018 г.
- ^ « Я хочу, чтобы моя музыка была частью общества «Композитор в резиденции Эса-Пекка Салонен» . Берлинская филармония .
- ^ Иван Хьюитт (2 ноября 2005 г.). «Принуждение к сочинению» . Телеграф . Проверено 13 апреля 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Композиции» . Сайт Эса-Пекка Салонена . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 21 ноября 2008 г.
- ^ Клайн, Анна (2009). «В ее объятиях: программная заметка» . Бузи и Хоукс . Проверено 2 августа 2015 г.
- ^ «Новости и пресса» . www.hillborg.com .
- ^ «Небесная механика» – через www.youtube.com.
- ^ «Небесная механика» – через smcq.qc.ca.
- ^ Мэддокс, Фиона (9 февраля 2002 г.). «Это как Южный берег, только там больше бетона» . Наблюдатель . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Премьера: Наковальня, Бейзингсток . Лондонская премьера: Королевский фестивальный зал , 28 июня 2012 г. Интервью: «Джозеф Фиббс: реки к морю (новая комиссия)», видео Филармонического оркестра, 2012 г., Vimeo . Листинг / обзор: Дуглас Кукси, «Филармонический оркестр / Эса-Пекка Салонен в Королевском фестивальном зале - «Реки Фиббса в море» и «Симфония воскресения Малера», Classical Source . Архивировано 2 декабря 2016 года в Wayback Machine, опубликованном Ricordi.
- ^ Манган, Тимоти (25 февраля 1995 г.). «Обзоры музыки и танцев: финско-американская программа LA Philharmonic Ventures» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Швед, Марк (15 марта 2004 г.). «Звуки вечной весны: Второй концерт композитора Стивена Стаки — роскошное произведение, идеально подходящее для Диснея» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Чайлд, Фред (5 апреля 2005 г.). «Стивен Стаки получил Пулитцеровскую премию в области музыки» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Косман, Джошуа (5 декабря 2009 г.). «Radical Light» Stucky — праздник настроения и цвета» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Фотография Хилари Хан. Архивировано 19 февраля 2012 г., в Wayback Machine , Daylife (8 февраля 2009 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Эса-Пекка Салонен в AllMusic
- Эса-Пекка Салонен в Sony Classical
- Биография Эса-Пекка Салонен на ChesterNovello
- Эса-Пекка Салонен делится своим взглядом на «Турангалила-Симфонию», включая то, как он впервые услышал это произведение, и то, как вы проводите такую колоссальную работу. Архивировано 2 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- Обложка NewMusicBox: Эса-Пекка Салонен в разговоре с Фрэнком Дж. Отери, 2 июня 2005 г. , Archive.org
- (видеоотрывки из NewMusicBox) на Archive.org
- Небесная симфония
- Los Angeles Times : «Ретроспектива карьеры: Эса-Пекка Салонен» Фотогалерея
- Эса-Пекка Салонен — виртуальная международная филармония
- Интерактивная хронология карьеры Эсы-Пекки Салонена
- с Эсой-Пеккой Салоненом , 16 января 1988 г. Интервью Брюса Даффи
- 1958 рождений
- Живые люди
- Музыканты из Хельсинки
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Дирижеры XXI века (музыка)
- Финские композиторы-классики
- Финские дирижеры (музыка)
- Выпускники Академии Сибелиуса
- Получение писем и искусств
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Почетный кавалер Ордена Британской Империи.
- Финские композиторы-мужчины-классики
- Финские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Финские эмигранты в США
- Финские музыканты ХХ века
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины 21 века
- Финские композиторы ХХ века
- Финские композиторы XXI века