Jump to content

София Губайдулина

София Губайдулина
Губайдулина в Сортавале , 1981 год.
Рожденный ( 1931-10-24 ) 24 октября 1931 г. (92 года)
Заметная работа

Sofia Asgatovna Gubaidulina (Russian: Софи́я Асгáтовна Губaйду́лина listen , татарка : дочь Софии Асгат Гобайдуллина ; [1] родился 24 октября 1931) — советско -российский композитор и признанный международный деятель. Крупнейшие оркестры мира заказывали и исполняли ее произведения. [2] Ее считают одним из крупнейших русских композиторов второй половины ХХ века. [3] вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым . [4]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Губайдулина родилась в Чистополе Татарской АССР (ныне Республика Татарстан ), РСФСР , в этнически смешанной семье, отец — волжский татарин , а мать — русская . Ее отец, Асгат Масгудович Губайдулин, был инженером, а мать, Федосия Федоровна (урожденная Елхова), была учительницей. Открыв для себя музыку в 5 лет, Губайдулина с головой погрузилась в композиторские идеи . Учась в Детской музыкальной школе у ​​Рувима Полякова, Губайдулина открыла для себя духовные идеи и нашла их в произведениях таких композиторов, как Бах , Моцарт и Бетховен . Губайдулина быстро научилась скрывать свои духовные интересы от родителей и других взрослых, поскольку Советский Союз был враждебен религии. [5] Этот ранний опыт работы с музыкой и духовными идеями побудил ее относиться к этим двум областям мысли как к концептуально схожим и объясняет ее позднее стремление писать музыку, выражающую и исследующую духовные концепции.

Она была замужем трижды. [6]

Губайдулина изучала композицию и фортепиано в Казанской консерватории, которую окончила в 1954 году. В первые годы ее обучения в консерватории западная современная музыка была почти полностью запрещена для изучения, необычным исключением был Барток . Облавы проводились даже в общежитиях, где проводились обыски в поисках запрещенных партитур, из которых Стравинский самым скандально известным и востребованным был . Тем не менее Губайдулина и ее коллеги добывали и изучали современные западные партитуры. «Мы знали Айвза , Кейджа , мы на самом деле знали все потихоньку». [7] В Москве она продолжила обучение в консерватории у Николая Пейко до 1959 года, а затем у Виссариона Шебалина до 1963 года. Ей была присуждена Сталинская стипендия. [8] России ее музыку считали «безответственной» Во время учебы в Советской из-за исследования альтернативных строев . Однако ее поддержал Дмитрий Шостакович , который, оценивая ее выпускной экзамен, призвал ее продолжать свой путь, несмотря на то, что другие называли его «ошибочным». [9] Ей было позволено выразить свой модернизм в различных музыкальных произведениях, которые она написала для документальных фильмов, в том числе в постановке 1963 года « На подводных скутерах» — 70-миллиметровом фильме, снятом в уникальном широкоэкранном формате «Кинопанорама» . Она также написала музыку к известному российскому мультфильму « Приключения Маугли » (экранизации « Книги джунглей » Редьярда Киплинга ).

В середине 1970-х годов Губайдулина «Астрея» основала народно-инструментальную импровизационную группу вместе с коллегами-композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым . [10] она была внесена в черный список в числе « хренниковской семерки В 1979 году на VI съезде Союза советских композиторов » за написание «шумной грязи вместо музыкального новаторства, не связанного с реальной жизнью». [11]

Губайдулина стала более известна за рубежом в начале 1980-х годов благодаря поддержке Гидоном Кремером ее скрипичного концерта Offertorium . «Она приобрела международную известность в конце 1980-х». [12] Позже она сочинила дань уважения Т. С. Элиоту поэта , используя текст из «Четырех квартетов» . В 2000 году Губайдулина вместе с Тан Дуном , Освальдо Голийовым и Вольфгангом Римом получила заказ от Международной Бачакадемии Штутгарта на написание произведения для проекта «Страсти 2000» в память об Иоганна Себастьяна Баха . Ее вкладом стали « Страсти по Йоханнесу» . В 2002 году она последовала за этим с Йоханнесом-Остерном («Пасха по Иоанну»), заказанным Ганноверским Рундфунк. Эти две работы вместе образуют «диптих» о смерти и воскресении Христа, ее самую большую работу на сегодняшний день. По приглашению Уолтера Финка она стала 13-м композитором, представленным в ежегодном Komponistenporträt Музыкального фестиваля в Рейнгау в 2003 году, первой женщиной-композитором этой серии. [13] Ее работа «Свет в конце» Бетховена предшествовала Симфонии № 9 на выпускном вечере 2005 года. В 2007 году ее второй скрипичный концерт In Tempus Praesens был исполнен на Люцернском фестивале Анн-Софи Муттер . Его создание было изображено в Яна Шмидт-Гарре фильме «София – Биография скрипичного концерта» .

С 1992 года Губайдулина живет в Гамбурге , Германия. [14] Она является членом музыкальных академий Франкфурта, Гамбурга и Шведской королевской музыкальной академии .

Эстетический

[ редактировать ]

Для Губайдулиной музыка была бегством от общественно-политической атмосферы Советской России. [15] По этой причине она ассоциировала музыку с человеческой трансцендентностью и мистическим спиритуализмом, который проявляется как стремление души человечества найти свое истинное существо, стремление, которое она постоянно пытается уловить в своих работах. [16] Эти абстрактные религиозно-мистические ассоциации реализуются в сочинениях Губайдулиной по-разному, например, в смычковом письме, заставляющем исполнителя рисовать распятие в финальной части «Семи слов» для виолончели, баяна и струнных. [17] Губайдулина – набожная прихожанка Русской православной церкви. [18]

Влияние электронной музыки и импровизационных техник проявляется в ее необычном сочетании контрастных элементов, новых инструментах и ​​использовании традиционных русских народных инструментов в ее сольных и камерных произведениях, таких как De profundis для баяна , Etexpo , соната для баяна. и In croce для виолончели и органа или баяна. Кото и , традиционный японский инструмент, представлен в ее работе «В тени дерева» , в которой один соло играет на трёх разных инструментах — кото, бас-кото чжэн . « Песнь Солнца» — концертно-хоровой гибрид для виолончели, посвященный Мстиславу Ростроповичу . Использование на виолончели самых низких регистров открывает для инструмента новые возможности. [19]

Дальнейшее влияние техник импровизации можно найти в ее увлечении ударными инструментами. Неопределенную природу ударных тембров она связывает с мистической тоской и потенциальной свободой человеческой трансцендентности. [20] В интервью современному британскому композитору Ивану Муди Губайдулина объясняет, как в ее произведениях перкуссия используется для проявления спиритизма. Она говорит:

... вокруг перкуссии есть акустическое облако, облако, которое невозможно проанализировать. Эти инструменты находятся на границе между осязаемой реальностью и подсознанием, потому что у них есть такая акустика. Их чисто физические характеристики, литавры, мембранофоны и т. д., реагируют на вибрацию кожи или прикосновение к дереву. Они входят в тот слой нашего сознания, который нелогичен, они находятся на границе между сознанием и подсознанием. [21]

Ее также занимали эксперименты с нетрадиционными методами звукопроизводства и, как уже упоминалось, с необычными сочетаниями инструментов, например, Концерт для фагота и низких струнных (1975), Детто – I , соната для органа и ударных (1978), «Сад радости и печали» для флейты, арфы и альта (1980) и «Десенсио» для 3-х тромбонов, 3-х ударников, арфы, клавесина/челесты и челесты/фортепиано (1981). [22]

Губайдулина отмечает, что двумя композиторами, к которым она испытывает постоянную преданность, являются И. С. Бах и Антон Веберн , хотя у нее были периоды преданности Вагнеру , Второй венской школе и музыке XVI века, в первую очередь Джезуальдо да Веноза и Жоскину де Пре . [7] Среди некоторых немузыкальных влияний, оказавших значительное влияние, - Карл Юнг (швейцарский мыслитель и основатель аналитической психологии) и Николай Бердяев (русский религиозный философ, чьи произведения были запрещены в СССР, но тем не менее найдены и изучены композитором). [23]

Глубоко духовный человек, Губайдулина определяет «re-ligio» как re- legato («пересвязывание») или как восстановление связи между собой и Абсолютом. [20] Как она объясняет:

Я религиозный русский православный человек и под «религией» понимаю в буквальном смысле слова, как «re-ligio», то есть восстановление связей, восстановление «legato» жизни. Для музыки нет более серьезной задачи, чем эта. [4]

Эту связь она находит в творческом процессе и разработала ряд музыкальных символов для выражения своих идеалов. Делает она это через более узкие средства интервальных и ритмических отношений внутри основного материала своих произведений, стремясь раскрыть глубину и мистичность звука, а также в более широком масштабе, через тщательно продуманную архитектуру музыкальной формы. [24]

Для музыки Губайдулиной характерно использование необычных инструментальных сочетаний. В Erwartung сочетаются ударные инструменты ( бонго , гуиро , храмовые блоки, тарелки и там-тамы и др.) и саксофонов квартет .

В мелодическом отношении Губайдулиной характерно частое использование интенсивных хроматических мотивов, а не длинных мелодических фраз. Она часто трактует музыкальное пространство как средство достижения единства с божественным – прямой линии к Богу, что конкретно проявляется в отсутствии полос в звуковом пространстве. Она достигает этого за счет использования микрохроматизма (т. е. четвертей тонов ) и частого глиссанди , иллюстрируя отсутствие «ступеней» к божественному. Этому представлению способствует ее крайняя дихотомия, характеризующаяся хроматическим пространством и диатоническим пространством, рассматриваемым как символы тьмы и света и человеческого/мирского против божественного/небесного. [25] Кроме того, использование коротких мотивных фрагментов позволяет ей создать музыкальное повествование, которое на первый взгляд кажется открытым и разрозненным, а не гладким. Наконец, еще один важный мелодический прием можно увидеть в использовании ею гармоник. Говоря о ее произведении, радуйтесь! , соната для скрипки и виолончели, - поясняет Губайдулина, -

Возможность струнных инструментов извлекать звуки разной высоты в одном и том же месте струны можно воспринимать в музыке как переход на другой план существования. И это радость. [26]

Радуйтесь! использует гармоники, чтобы представить радость как возвышенное состояние духовной мысли. [27]

Гармонично музыка Губайдулиной противостоит традиционным тональным центрам и триадическим структурам в пользу тональных кластеров и интервального рисунка, возникающего в результате контрапунктического взаимодействия мелодических голосов. [28] Например, в Concerto Detto-2 для виолончели (1972) она отмечает, что происходит строгий и прогрессивный интервальный процесс, в котором во вступительной части используются последовательно более широкие интервалы, которые сужаются к последней части. [22]

В отношении ритмики Губайдулина делает существенный акцент на том, что временные соотношения, т. е. ритмические структуры, не должны ограничиваться локальной фигурацией; скорее, временность музыкальной формы должна быть определяющей чертой ритмического характера. Как утверждает Джерард Макберни :

В разговоре она больше всего подчеркивает, что не может принять идею (часто постсериальную) ритма или длительности как материал произведения. ... Для нее ритм сегодня является порождающим принципом, как, например, каденция была для тональных композиторов классического периода; поэтому он не может быть поверхностным материалом произведения. ... [S] он выражает свое нетерпение по отношению к Мессиану , чье использование ритмических режимов для создания локальных образов, по ее мнению, ограничивает эффективность ритма как основного формального уровня музыки. [29]

Для этого Губайдулина часто придумывает длительные соотношения, чтобы создать временные формы своих композиций. В частности, она часто использует элементы последовательности Фибоначчи или золотого сечения , в которых каждый последующий элемент равен сумме двух предыдущих элементов (т. е. 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8 и т. д.). . Это числовое расположение отражает сбалансированную природу ее музыки через ощущение размножения клеток между живыми и неживыми веществами. Она считает, что эта абстрактная теория является основой ее личного музыкального самовыражения. Золотое сечение между разделами всегда отмечено каким-либо музыкальным событием, и композитор полностью раскрывает свою фантазию, артикулируя этот момент. [30]

Первая работа, в которой Губайдулина экспериментирует с этой концепцией пропорциональности, - «Восприятие для сопрано, баритона и семиструнных инструментов» (1981, ред. 1983–86). 12-я часть, «Монтис Тод» («Смерть Монти»), в своей ритмической структуре использует ряд Фибоначчи, при этом количество четвертных нот в отдельных эпизодах соответствует числам из ряда Фибоначчи. [31]

В начале 1980-х годов она начала использовать последовательность Фибоначчи как способ структурирования формы работы. [30] Использование ею последовательности Фибоначчи для определения длины фразы и ритма заменяет традиционную форму, создавая новую форму, которая для нее более духовно созвучна. Губайдулина также экспериментировала с другими подобными сериями, включая серию Лукаса , которая начинается с добавления 2 вместо 1 к начальному значению; единственное, что отличает его от Фибоначчи. [7] Эти формы все еще подвижны, поскольку все остальные движения в ее симфонии «Стиммен… Верстуммен…» следуют форме Фибоначчи. «Это игра!» — утверждала она. [7] были добавлены серии «Лукас и Евангелист», основанные на последовательностях Фибоначчи Позже к ее репертуару .

Валентина Холопова, близкая подруга и коллега Губайдулиной, подробно изложила приемы формы композитора. Помимо использования числовых последовательностей, Холопова описывает использование Губайдулиной «параметров выражения»; это артикуляция , мелодия , ритм , текстура и композиция. Название предполагает немедленное воздействие каждого параметра на слушателя. Каждый из них существует на шкале от созвучия к диссонансу , вместе образуя «комплекс параметров». Например, она описывает согласную артикуляцию как легато, а диссонансную — как стаккато, но каждое из них может меняться от произведения к произведению. [17]

По словам Холоповой, музыка до ХХ века оставляла ответственность за артикуляцию на исполнителе, а теперь просит композитора более подробно ее иллюстрировать. Она также цитирует работы Виктора Бобровского о его исследованиях макротем или центральных идей, которые могут занимать более широкие временные рамки, например, целые разделы произведения. В этом масштабе такие произведения, как ее Конкорданца, принимают мозаичную форму, скрепленную группировками параметров выражения, полученными из Фибоначчи, « модулируя » между созвучием и диссонансом. Эта техника наиболее отчетливо проявляется в ее «Десяти прелюдиях для виолончели соло», поскольку шесть ее частей названы в честь модуляции между параметрами, а две являются отдельными параметрами. Холопова предположила, что эту шкалу можно использовать для анализа музыки любого композитора ХХ века, ориентированного на текстуру, тембр и цвет, и что это всего лишь один из способов анализа музыки, сигнализирующий о продолжающемся прогрессе, катализируемом, по словам Губайдулиной, Веберном. [17]

Фортепианная музыка

[ редактировать ]

Все фортепианное творчество Губайдулиной относится к ее раннему композиционному периоду и состоит из следующих произведений: «Чакона» (1962), «Соната для фортепиано» (1965), «Музыкальные игрушки» (1968), «Токката-Тронката» (1971), « Инвенция » (1974) и фортепианный концерт «Introitus». (1978). Некоторые названия раскрывают ее интерес к жанрам барокко и влияние И.С. Баха .

Соната для фортепиано посвящена Генриетте Мирвис, пианистке, которой композитор очень восхищался. Произведение следует классической формальной структуре в трёх частях: Аллегро ( сонатная форма ), Адажио и Аллегретто . используются четыре мотива (набора высоты звука) На протяжении всей сонаты , которые также составляют циклические элементы, на которых строится риторика произведения. Каждому мотиву дано особое название: «весна», «борьба», «утешение», «вера».

В основном тематическом комплексе первой части есть два элемента: (1) «качающаяся» тема, характеризующаяся синкопами и пунктирными ритмами, и (2) последовательность аккордов, сопоставляющая минорные и мажорные секунды в остинато в левой руке. . Более медленная второстепенная тема вводит мелодический элемент, связанный с элементом остинато предыдущей темы.

В разделе разработки эти наборы исследуются мелодически, при этом пунктирная ритмическая фигура приобретает еще большее значение. В репризе аккордовая последовательность первого тематического комплекса переводится в высшие регистры, подготавливая коду на основе кантабильного элемента второстепенной темы, который постепенно расширяется.

Вторая часть переходит в другой выразительный мир. Простая троичная форма с каденцией-AB ( cadenza ) A, секция B представляет собой акустическое отклонение, поскольку хроматические фигуры в левой руке, берущие начало в секции A, приглушены.

В каденции исполнитель импровизирует в рамках, заданных композитором, приглашая к более глубокому исследованию тайн звука. Он состоит из двух чередующихся элементов — открытого звучания струн, ударов пальцами без определения высоты тона и приглушенной артикуляции струн в басовом регистре, — разделенных паузами, отмеченными ферматами .

Третья часть построена из 7 эпизодов, в которых происходит непрерывное высвобождение энергии, накопленной за время предыдущей части.

Два различных аспекта сонаты — движущая сила и медитативное состояние — можно увидеть в архитектуре произведения как изображения креста. Первое движение связано с «горизонтальной» линией, которая символизирует человеческий опыт, тогда как второе движение отражает «вертикальную» линию, которая представляет стремление человека к полной реализации в Божественном. Точка встречи этих двух линий в музыке происходит в конце второй части, что отражает трансформацию человеческого существа при пересечении этих двух измерений. Третья часть «празднует вновь обретенную свободу духа». [32]

Рояль Steinway , который стоит у нее дома, был подарком Ростроповича. [33]

Награды и признание

[ редактировать ]

В 2001 году стала почетным профессором Казанской консерватории . В 2005 году она была избрана иностранным почётным членом Американской академии искусств и литературы . [44] В 2009 году она стала почетным доктором. [45] Йельского университета.

В 2011 году ей была присвоена почетная степень доктора гуманитарных наук Чикагского университета. [46]

4 октября 2013 года Губайдулина стала лауреатом Золотого льва за выдающиеся достижения в музыкальной секции Венецианской биеннале . [47]

Она выиграла премию BBVA Foundation Frontiers of Knowledge (2016) в категории современной музыки. Жюри в своем отзыве высоко оценило "выдающиеся музыкальные и личные качества" российской композиторки, а также "духовность" ее творчества. [48]

27 февраля 2017 года Губайдулина была удостоена звания почетного доктора музыки Консерватории Новой Англии в Бостоне.

Ее 90-летие в октябре 2021 года было отмечено оркестром Гевандхауса выпуском трех ее произведений Лейпцигским . Ее также отметили неделей камерной и оркестровой музыки. [33] В ноябре, чтобы отметить это событие, она была выбрана Композитором недели в многолетнем одноименном шоу на BBC Radio 3 .

Работает

[ редактировать ]

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Сказочная поэма для оркестра (1971)
  • Ревю Музыка для симфонического оркестра и джаз-бэнда (1976, ред. 1995, 2002)
  • Te Salutant , каприччио для большого оркестра (1978)
  • Голоса... замолкают... симфония в двенадцати частях (1986)
  • Pro et Contra для большого оркестра (1989)
  • Коллаж «Незаданный ответ» для трех оркестров (1989)
  • Штуфен для оркестра и 7 чтецов (1992)
  • Figures of Time (Фигуры времени) for large orchestra (1994)
  • «Всадник на белом коне» для большого оркестра и органа (2002)
  • Свет конца (Свет конца) для большого оркестра (2003)
  • «Пир во время чумы» для большого оркестра (2006)
  • Гнев Божий для оркестра (2020)

концертанте

[ редактировать ]
  • Детто II для виолончели и ансамбля (1972)
  • Концерт для фагота и низких струнных (1975)
  • Вступительный концерт для фортепиано и камерного оркестра (1978)
  • Offertorium (Жертвоприношение) concerto for violin and orchestra (1980, rev. 1982, 1986)
  • Семь слов для виолончели, баяна и струнных (1982)
  • And: The Feast is in Full Procession (И: Празднество в разгаре) for cello and orchestra (1993)
  • Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)
  • Экспромт для флейты (флейты и альтовой флейты), скрипки и струнных (1996)
  • Концерт для альта с оркестром (1996)
  • Песнь Солнца святого Франциска Ассизского для виолончели, камерного хора и ударных (1997)
  • Два пути: Посвящение Марии и Марфе для двух альтов соло и оркестра (1998)
  • Im Schatten des Baumes (В тени под деревом) for koto, bass koto, zheng, and orchestra (1998)
  • Варианты «Под знаком Скорпиона» на шести гексахордах для баяна и большого оркестра (2003)
  • ...Обманчивый лик надежды и отчаяния для флейты с оркестром (2005)
  • In Tempus Praesens , концерт для скрипки с оркестром (2007)
  • Glorious Percussion , концерт для ударных с оркестром (2008)
  • Фахверк , концерт для баяна, ударных и струнных (2009)
  • Варум? для флейты, кларнета и струнного оркестра (2014)
  • Концерт для скрипки, виолончели и баяна (2017)
  • Диалог: Я и Ты , концерт для скрипки с оркестром (2018)

Вокал/хор

[ редактировать ]
  • Фацелия , вокальный цикл для сопрано и оркестра по Михаила Пришвина (1956) поэме
  • Ночь в Мемфисе , кантата для меццо-сопрано, оркестра и мужского хора на пленке (1968)
  • Рубайят , кантата для баритона и камерного ансамбля (1969)
  • Розы для сопрано и фортепиано (1972)
  • Считая рифмы для голоса и фортепиано (1973)
  • Стихотворение Марины Цветаевой «Час души» для большого духового оркестра и меццо-сопрано/контральто (1974), для ударных, меццо-сопрано и большого оркестра (1976)
  • Laudatio Pacis , оратория для сопрано, альта, тенора, баса, оратора, 3 смешанных хоров и большого оркестра без струн (1975)
  • Восприятие для сопрано, баритона (говорящих голосов) и 7-струнных инструментов (1981, редакция 1983, 1986)
  • Посвящение Марине Цветаевой для хора а капелла (1984)
  • Письмо поэтессе Римме Дало для сопрано и виолончели (1985)
  • «Пасс вальса» по Иоганну Штраусу для сопрано и октета в переложении для фортепиано и струнного квинтета (1987)
  • Hommage à TS Eliot для сопрано и октета (1987)
  • Две песни на тему немецкой народной поэзии для (меццо-)сопрано, флейты, клавесина и виолончели (1988)
  • Jauchzt vor Gott для смешанного хора и органа (1989)
  • Аллилуйя для смешанного хора, мальчика-сопрано, органа и большого оркестра (1990)
  • Aus dem Stundenbuch на текст Райнера Марии Рильке для виолончели, оркестра, мужского хора и женщины-дикторши (1991)
  • Лауда для альта, тенора, баритона, чтеца, смешанного хора и большого оркестра (1991)
  • Jetzt immer Schnee (Теперь всегда снега) on verses of Gennadi Aigi for chamber ensemble and chamber choir (1993)
  • Эйн Энгель для контральто и контрабаса (1994)
  • Из видений Хильдегард фон Бинген для контральто (1994)
  • Galgenlieder à 3 пятнадцать пьес для меццо-сопрано, ударных и контрабаса (1996)
  • Galgenlieder à 5 четырнадцать пьес для меццо-сопрано, флейты, ударных, баяна и контрабаса (1996)
  • Зонненгезанг , «Песнь Солнца» Св. Франциска Ассизского для виолончели, смешанного хора и ударных (1997)
  • Йоханнес-Страсти для сопрано, тенора, баритона, баса, двух смешанных хоров, органа и большого оркестра (2000)
  • Йоханнес-Остерн для сопрано, тенора, баритона, баса, двух смешанных хоров, органа и большого оркестра (2001)
  • O Come, Holy Spirit для сопрано, баса, смешанного хора и оркестра (2015)
  • Über Liebe und Hass для сопрано, тенора, баритона, баса, двух смешанных хоров и оркестра, в 9 частях (2015, ред. 2016 г.) и в 15 частях (2016, ред. 2018 г.)

Соло-инструментал

[ редактировать ]
  • Серенада для гитары (1960)
  • Чакона для фортепиано (1963)
  • Соната для фортепиано (1965)
  • Токката для гитары (1969)
  • Музыкальные игрушки для фортепиано (1969)
  • Токката-Тронката для фортепиано (1971)
  • Десять прелюдий для виолончели (1974), также версия «Восемь этюдов для контрабаса» (2009)
  • Инвенция для фортепиано (1974)
  • Свет и тьма для органа (1976)
  • Сонатина для флейты (1978)
  • Де Профундис для баяна (1978)
  • Et Especto , соната для баяна (1986)
  • Вечное возвращение для клавесина (1997)
  • Каденция для баяна (2003, ред. 2011 г.)

Палата/ансамбль

[ редактировать ]
  • Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (1957)
  • Аллегро Рустико для флейты и фортепиано (1963)
  • Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965)
  • Пантомима для контрабаса и фортепиано (1966)
  • Музыкальные игрушки четырнадцать пьес для фортепиано для детей (1969)
  • Живое – неживое для электроники (1970)
  • Конкорданца для камерного ансамбля (1971)
  • Струнный квартет № 1 (1971)
  • Музыка для клавесина и ударных инструментов из собрания Марка Пекарского (1971, ред. 1973)
  • Шум и тишина для ударных и клавесина (1974)
  • Кватро для двух труб и двух тромбонов (1974)
  • Соната для контрабаса и фортепиано (1975)
  • Две баллады для двух труб и фортепиано (1976)
  • Точки, линии и зигзаг для бас-кларнета и фортепиано (1976)
  • Трио для трех труб (1976)
  • Lied ohne Worte (Песни без слов) для трубы и фортепиано (1977)
  • На татарские народные темы для домры и фортепиано (1977)
  • Дуэт-соната для двух фаготов (1977)
  • Ламенто для тубы и фортепиано (1977)
  • Мистериозо для 7 перкуссионистов (1977)
  • Квартет для четырех флейт (1977)
  • Детто I , соната для органа и ударных (1978)
  • Звуки леса для флейты и фортепиано (1978)
  • Две пьесы для валторны и фортепиано (1979)
  • In Croce для виолончели и органа (1979), для баяна и виолончели (1991)
  • Jubilatio для 4-х перкуссионистов (1979)
  • Сад радостей и печали для флейты, альта, арфы и рассказчика (1980)
  • Descensio для 3-х тромбонов, 3-х ударников, арфы, клавесина и фортепиано (1981)
  • Радуйтесь! , соната для скрипки и виолончели (1981)
  • Лебедь, Краб и Щука , марш для ансамбля духовых инструментов и ударных (1982)
  • В начале был ритм для семи перкуссионистов (1984)
  • Quasi hoquetus для альта, фагота и фортепиано (1984)
  • Струнный квартет № 2 (1987), появляется в рассказах.
  • Струнный квартет № 3 (1987)
  • Струнное трио (1988)
  • Эйн Вальцерпасс на Иоганна Штрауса для фортепиано и струнного квинтета в переложении для сопрано и октета (1989)
  • Hörst Du uns, Luigi? Schau mal, welchen Tanz eine einfache Holzrassel für Dich vollführt (Слышишь ты нас, Луиджи? Вот танец, который танцует для тебя обыкновенная деревянная трещотка) for six percussionists (1991)
  • Чет и нечет (Чет и нечет) для семи перкуссионистов, включая цимбалы (1991)
  • Тишина для баяна, скрипки и виолончели (1991)
  • Тартарский танец для баяна и двух контрабасов (1992)
  • Танцовщица на канате (Der Seiltänzer) для скрипки и струнного фортепиано (1993)
  • Размышление на хорал Баха «Я предстаю пред троном твоим» для клавесина, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса (1993)
  • ... Рано утром, прямо перед пробуждением ... для трех 17-струнных японских бас-кото и четырех 13-струнных японских кото (1993)
  • Струнный квартет № 4 (тройной квартет для квартета, два записанных на пленку квартета и цветные фонари ad libitum, посвященный квартету «Кронос» ) (1993) [49]
  • In Erwartung (В ожидании) for saxophone quartet and six percussionists (1994)
  • Из видений Хильдегард фон Бинген для альта (1994)
  • Кватернион для квартета виолончелей (1996)
  • Ризонанца для трех труб, четырех тромбонов, органа и шести струн (2001)
  • Размышления на тему B–A–C–H для струнного квартета (2002)
  • Мираж: Танцующее солнце для восьми виолончелей (2002)
  • На краю пропасти для семи виолончелей и двух водяных телефонов (2002)
  • Verwandlung (Трансформация) для тромбона, квартета саксофонов, виолончели, контрабаса и там-тама (2005)
  • Лира Орфея для скрипки, ударных и струнных (2006)
  • Равведименто для виолончели и квартета гитар (2007)
    • Pentimento , аранжировка для контрабаса и трех гитар (2007)
    • Покаяние , переложение для виолончели, контрабаса и трех гитар (2008)
  • Фантазия на тему С-Х-Е-А для двух фортепиано, настроенных на четверть тона друг от друга (2008)
  • Вполголоса, для альта, контрабаса и двух гитар (2010/2013)
  • Лабиринт , для 12 виолончелей (2011)
  • So sei es, для скрипки, контрабаса, фортепиано и ударных (2013)
  • Пилигримы для скрипки, контрабаса, фортепиано и двух ударников (2014)
  • Einfaches Gebet , Low Mass для рассказчика, двух виолончелей, контрабаса, фортепиано и двух ударников (2016)

Распоряжения

[ редактировать ]
  • «Большое танго» Астора Пьяццоллы , для скрипки и фортепиано (1995)

Музыка к фильмам (неполный список из более чем 30 фильмов)

[ редактировать ]

Наиболее важными в этом жанре Губайдулина считает следующие четыре произведения: [50]

  • The Circus Tent by Ideya Garanina (1981)
  • Veliki Samoyed by Arkadi Kordon (1981)
  • Кафедра университета Ивана Киасашвили (1982)
  • Пугало Ролана Быкова (1984)

Другие работы включают в себя:

Более полный список ее музыки к анимационным фильмам можно найти в ее профиле на Animator.ru . [51]

Дискография

[ редактировать ]
  1. ^ «Гобәйдуллина, София». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
  2. ^ «София Губайдулина» , Британская энциклопедия . Получено 10 февраля.
  3. ^ Губайдулина, София Асгатовна ( Grove Music Online ). Проверено 12 февраля 2021 г. (требуется подписка)
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Снимок композитора: Софья Губайдулина» . www.boosey.com . Проверено 5 июня 2024 г.
  5. ^ Курц, Майкл, 2007. София Губайдулина: Биография . 1-й английский, ред. и расширить изд. Блумингтон: Издательство Университета Индианы (11–14).
  6. ^ BBC Radio 3 , Дональд Маклауд и Джерард Макберни : «Композитор недели: София Губайдулина (р. 1931)». 5/5 Трансляция 5 ноября 2021 г. Radio Times , 30 октября – 5 ноября 2021 г., с. 132.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лукомский 1999 г.
  8. ^ V. Kholopova. Kompozitor Al'fred Shnitke (Composer Alfred Schnittke) , Publishing House "Arkaim", 2003, p. 40
  9. ^ " Софья Губайдулина: Джоннесстрасти ". theomniscientmusssel.com. Проверено 6 сентября 2008 г.
  10. ^ «2018: София Губайдулина – Композиторы фестиваля – О фестивале – О нас – FiB» . Фестиваль в Бергене . Проверено 6 июля 2018 г.
  11. ^ «Софья Губайдулина: Восприятие | YellowBarn» . www.yellowbarn.org . Проверено 13 июня 2024 г.
  12. ^ Джонатан Уокер, в Oxford Companion to Music , Элисон Лэтэм, изд., Oxford University Press, 2003 г.
  13. ^ Ребека Таварес, Фуртадо (весна 2019 г.). «Аннотированный каталог произведений женщин-композиторов для контрабаса» . Интернет-исследования Айовы – через academia.edu.
  14. Sax , Mule & Co , Жан-Пьер Тиолле , H&D, Париж, 2004. 129
  15. ^ Цитируется в книге «Композитор композитору: Беседы о музыке» , изд. Джозайя Фиск (Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс, Австралия: Allen & Unwin, 1993), 460
  16. ^ Лукомский 1998 , с. 33.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Юэлл, Филип А. (2014). «Параметрический комплекс в музыке Софьи Губайдулиной» . Теория музыки онлайн . 20 (3). дои : 10.30535/mto.20.3.8 . ISSN   1067-3040 .
  18. ^ София Губайдулина: 'Комсомольская увертюра? Нет! Стоит только дать пальчик и... вместе с ним продашь душу' [Sofia Gubaidulina: 'Komsomol Overture? Not! One has only to give a finger and ... with it you will sell your soul']; Губайдулина Софья (София) Азгатовна – считается одним из крупнейших композиторов второй половины ХХ столетия. [Gubaidulina Sofia (Sofia) Azgatovna – is considered one of the greatest composers of the second half of the twentieth century.]
  19. ^ «Губайдулина (Песнь Солнца)» . Граммофон . Проверено 13 июня 2024 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лукомский 1998 , с. 33
  21. ^ Муди, Иван . 2012. «Пространство души»: Интервью с Софьей Губайдулиной». Темп 66 (259): 31.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лукомский 1998 , с. 34.
  23. ^ Лукомский 1999 , с. 27.
  24. ^ Лукомский 1999 , стр. 27–31.
  25. ^ София Губайдулина и Вера Лукомская, «Мое желание всегда бунтовать, плыть против течения», Перспективы новой музыки 36, вып. 1 (зима 1998 г.): 5–41, цитата на с. 11.
  26. ^ «Струнный квартет Шостаковича 15. Губайдулина Радуйтесь! » , Граммофон
  27. ^ «Струнный квартет Шостаковича 15. Губайдулина Радуйтесь!» . Граммофон . Проверено 13 июня 2024 г.
  28. ^ Клэр Полин , «Композитор как провидец, но не пророк», Tempo 190 (сентябрь 1994 г.): 15–16.
  29. ^ Джерард Макберни , «Встреча с Губайдулиной», The Musical Times 129, вып. 1741 (март 1988 г.): 123.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ценова, Валерия (январь 2002 г.). «Магические числа в музыке Софьи Губайдулиной» . www.researchgate.net .
  31. ^ Лукомский 1999 , с. 29.
  32. ^ Предыдущий анализ взят из Иваны Чойбашич, «Фортепианная соната Софии Губайдулиной: формальный анализ и некоторые проблемы интерпретации», Organizacija 15 (2000): 103–117. Более подробное обсуждение см. в диссертации Чойбашича: Содержание и музыкальный язык в «Фортепианной сонате» Софии Губайдулиной , диссертация DMA, Университет Северного Техаса, 1998.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маркус, Дж.С. (20 октября 2021 г.). «В 90 лет композитор все еще шлет взрывные волны» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 октября 2021 г.
  34. ^ «Фонд принца Пьера» . 15 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2013 г.
  35. ^ «Полная хронология» . 24 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2013 г.
  36. ^ «Гейдельбергская художественная премия 1991 года: София Губайдулина» . Архивировано из оригинала 7 августа 2013 года . Проверено 7 августа 2013 г.
  37. ^ «Предыдущие лауреаты премии» . www.braunschweig.de .
  38. ^ «Президент округа отвергает критику» . www.kreis-pinneberg.de .
  39. ^ «Пять художников выиграли Praemium Imperiale» . Джапан Таймс . 9 июля 1998 г.
  40. ^ "Присмодтагер 1999" София Губайдулина, композитор . www.sonningmusik.dk . Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 7 августа 2013 г.
  41. ^ «Фонд Библии и культуры – текущие новости» . www.bibelundkultur.de .
  42. ^ «Бильдерсервис – Гёте-Институт» . www.goethe.de .
  43. ^ «Софья Губайдулина» . www.polarmusicprize.org .
  44. ^ «Текущие участники» . Американская академия искусств и литературы . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 15 августа 2008 г.
  45. ^ «Начало награждения почетными степенями в 2009 г.» . news.yale.edu . 25 мая 2009 г.
  46. ^ «Заметки Гудспида | Информационный бюллетень музыкального факультета Чикагского университета » Легендарному композитору Софии Губайдули присвоена степень почетного доктора» . lucian.uchicago.edu .
  47. ^ «Золотой лев Софьи Губайдулиной за заслуги перед жизнью» . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 15 октября 2013 г.
  48. ^ «Премия «Границы знаний» отдает дань уважения духовности и преобразовательному измерению музыки Софии Губайдулиной» . Новости ББВА . Banco Bilbao Vizcaya Argentaria, SA, 14 февраля 2017 г. Проверено 16 сентября 2017 г.
  49. Информация о Квартете 4 из партитуры Сикорского, издание 8506, опубликовано в 2003 году.
  50. ^ «Софья Губайдулина» (PDF) . www.sikorski.de .
  51. ^ «Губайдулина Софья» , Аниматор.ру

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5ed35294ec25d132ac0b58c621f2e27__1721702280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/27/a5ed35294ec25d132ac0b58c621f2e27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sofia Gubaidulina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)