Jump to content

Соната

Людвига ван Бетховена Рукописный набросок к Сонате для фортепиано № 1. 28 , Часть IV Быстро, но не слишком и решительно ( Аллегро ), собственным почерком. Работа была завершена в 1816 году.

Соната ( / s ə ˈ n ɑː t ə / ; итальянский: [soˈnaːta] , мн. sonate ; от латыни и итальянского: sonare [архаичный итальянский; заменено в современном языке на suonare ], «звучать»), в музыке , произведение буквально означает сыгранное , в отличие от кантаты (латинское и итальянское cantare , «петь»), спетого произведения . [1] : 17  Этот термин развивался на протяжении истории музыки , обозначая различные формы до классической эпохи, когда он приобретал все большее значение. Соната — расплывчатый термин, имеющий разные значения в зависимости от контекста и периода времени. К началу 19 века он стал представлять собой принцип создания крупномасштабных произведений. Он применялся к большинству инструментальных жанров и считался — наряду с фугой — одним из двух фундаментальных методов организации, интерпретации и анализа концертной музыки. Хотя музыкальный стиль сонат изменился со времен классической эпохи, большинство сонат 20-го и 21-го веков по-прежнему сохраняют ту же структуру.

Термин сонатина , мн. Сонатина , уменьшительная форма сонаты, часто используется для обозначения короткой или технически простой сонаты.

Инструментарий [ править ]

В период барокко соната была для одного или нескольких инструментов почти всегда с континуо . После периода барокко большинство произведений, обозначенных как сонаты, исполняются именно на сольном инструменте, чаще всего клавишном, или на сольном инструменте в сопровождении клавишного инструмента.

Были сочинены сонаты для сольного инструмента, отличного от клавишных, а также сонаты для других комбинаций инструментов.

История [ править ]

Барокко [ править ]

Отдельные ноты сонаты, написанной в период барокко. [2]

В произведениях Арканджело Корелли и его современников были установлены два широких класса сонат, которые впервые были описаны Себастьяном де Броссаром в его «Музыкальном словаре» (третье издание, Амстердам, ок. 1710 г.): соната да кьеза (т. е. подходящую для использования в церкви), которая была типом, «по праву известным как сонаты », и соната да камера (подходящая для использования при дворе), которая состоит из прелюдии, за которой следует последовательность танцев, все в одной и той же тональности. [1] : 21, 40  Хотя четыре, пять или шесть частей сонаты да кьеза также чаще всего находятся в одной тональности, одна или две внутренние части иногда имеют контрастную тональность. [3]

Соната да кьеза, обычно для одной или двух скрипок и бассо континуо , обычно состояла из медленного вступления, свободно фугированного аллегро , медленной части кантабиле и живого финала в некоторой бинарной форме, предполагающей родство с танцевальными мелодиями сюиты . . Эта схема, однако, не была очень четко определена до работ Арканджело Корелли, когда она стала основной сонатой и сохранилась как традиция итальянской скрипичной музыки.

Соната да камера почти полностью состояла из идеализированных танцевальных мелодий. С другой стороны, черты сонаты да кьеза и сонаты да камеры тогда имели тенденцию свободно смешиваться. Хотя почти половина из Иоганна Себастьяна Баха представляют собой инструментальные произведения, лишь около 4% составляют сонаты. 1100 сохранившихся сочинений, аранжировок и транскрипций [4]

Термин «соната» также применяется к серии из более чем 500 произведений для клавесина соло, а иногда и для других клавишных инструментов, Доменико Скарлатти первоначально опубликованных под названием Essercizi per il gravicembalo (Упражнения для клавесина). Большинство этих пьес состоят только из одной части бинарной формы, с двумя частями, которые находятся в одном темпе и используют один и тот же тематический материал, хотя иногда в разделах могут быть изменения темпа. Они часто виртуозны и используют более отдаленные гармонические переходы и модуляции, чем это было характерно для других произведений того времени. Они восхищались своим разнообразием и изобретательностью.

И сольная, и трио-соната Вивальди демонстрируют параллели с концертами , которые он писал в то же время. Он сочинил более 70 сонат, подавляющее большинство из которых сольные; большая часть остальных — трио-сонаты и очень небольшое количество — многоголосного типа. [5]

Сонаты Доменико Паради — мягкие и продолговатые произведения, включающие изящную и мелодичную вторую часть.

Классический период [ править ]

Практика классического периода стала решающей для сонаты; этот термин превратился из одного из многих терминов, обозначающих жанры или формы, в обозначение фундаментальной формы организации крупномасштабных произведений. Эта эволюция растянулась на пятьдесят лет. Этот термин стал применяться как к структуре отдельных частей (см. «Сонатная форма» и «История сонатной формы» ), так и к расположению частей в многочастном произведении. При переходе к классическому периоду многочастным произведениям было дано несколько названий, в том числе дивертисмент , серенада и партита , многие из которых сейчас фактически считаются сонатами. Использование сонаты как стандартного термина для таких произведений началось где-то в 1770-х годах. Гайдн называет свою первую сонату для фортепиано таковой в 1771 году, после чего в его произведениях термин дивертисмент используется редко. Термин «соната» все чаще применялся либо к произведению только для клавишных инструментов (см. Соната для фортепиано ), либо к клавишным инструментам и еще одному инструменту, часто к скрипке или виолончели. Его все реже и реже применяли к произведениям с участием более чем двух инструменталистов; например, фортепианные трио не часто обозначались соната для фортепиано, скрипки и виолончели.

Изначально наиболее распространенной схемой движений была:

  1. Аллегро, под которым в то время понимали не только темп, но и некоторую степень «проработки» или развития темы. [6] [7]
  2. Средняя часть, чаще всего медленная : Анданте , Адажио или Ларго ; или реже - форма Менуэта или Темы с вариациями .
  3. Заключительной частью обычно было Аллегро или Престо, часто называемое Финалом . Форма часто была рондо или менуэт.

Однако встречаются и двухчастные макеты - практику, которую Гайдн использует еще в 1790-х годах. В ранний классический период также существовала возможность использования четырех частей, с танцевальной частью, вставленной перед медленной частью, как в фортепианных сонатах Гайдна № 6 и № 8. Сонаты Моцарта также были в основном трехчастными. Из произведений, которые Гайдн назвал фортепианной сонатой , дивертисментом или партитой в Hob XIV , семь состоят из двух частей, тридцать пять - из трех и три - из четырех; и есть несколько из трех или четырех движений, подлинность которых отмечена как «сомнительная». Такие композиторы, как Боккерини, публиковали сонаты для фортепиано и инструмента облигато с дополнительной третьей частью - в случае Боккерини, 28 сонат для виолончели.

Но все чаще инструментальные произведения были разбиты на четыре, а не на три части, практика, впервые замеченная в струнных квартетах и ​​симфониях , и достигшая собственно сонаты в ранних сонатах Бетховена . Однако двух- и трехчастные сонаты продолжали писаться на протяжении всего классического периода: пара опусов 102 Бетховена состоит из двухчастной сонаты до мажор и трехчастной сонаты ре мажор. Тем не менее, произведения с меньшим или более чем четырьмя движениями все чаще воспринимались как исключения; на них были помечены «пропущенные» движения или «лишние» движения.

Таким образом, четырехчастная компоновка на тот момент была стандартной для струнного квартета и в подавляющем большинстве случаев наиболее распространенной для симфонии . Обычный порядок четырех движений был:

  1. Аллегро, которое к этому моменту имело так называемую сонатную форму , дополненное экспозицией, развитием и перепросмотром.
  2. , Медленная часть Анданте, Адажио или Ларго.
  3. Танцевальное движение, часто менуэт и трио или — особенно в более поздний классический период — скерцо и трио .
  4. Финал в более быстром темпе, часто в форме сонаты-рондо .

Когда части появлялись в другом порядке, их описывали как «перевернутые», например, скерцо, идущее перед медленной частью в 9-й симфонии Бетховена. Это использование было отмечено критиками в начале 19 века, и вскоре после этого оно было систематизировано в преподавании.

Трудно переоценить важность сонат Бетховена: 32 сонаты для фортепиано, а также сонаты для виолончели и фортепиано или скрипки и фортепиано, образующие большой массив музыки, который со временем будет все больше считаться необходимым для освоения любым серьезным инструменталистом.

Романтический период [ править ]

нынешнее употребление термина «соната» В начале XIX века утвердилось как в отношении формы как таковой , так и в том смысле, что полностью разработанная соната служит нормой для концертной музыки вообще, по отношению к которой рассматриваются другие формы. . С этого момента слово «соната» в теории музыки обозначает не только абстрактную музыкальную форму, но и отдельные произведения. Отсюда и упоминания о симфонии как о сонате для оркестра . называет это Уильям Ньюман идеей сонаты .

Среди произведений, явно обозначенных сонатами для фортепиано, есть три Фредерика Шопена , те Феликса Мендельсона , три Роберта Шумана , Ференца Листа Соната си минор , а позже сонаты Иоганна Брамса и Сергея Рахманинова .

В начале 19 века форма сонаты была определена на основе сочетания предыдущей практики и произведений важных композиторов-классиков, особенно Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также таких композиторов, как Клементи. Именно в этот период различия между трехчастной и четырехчастной компоновкой стали предметом комментариев, с упором на то, что концерт состоит из трех частей, а симфония - из четырех.

Эрнест Ньюман писал в эссе «Брамс и змей»:

Это, возможно, и будет идеалом инструментальной музыки будущего; действительно, путь к ней, кажется, наконец-то открывается перед современными композиторами по мере того, как они отбрасывают последние утомительные остатки сонатной формы. Это, будучи тем, чем оно было первоначально, естественным способом выражения определенного образа мышления в музыке восемнадцатого века, стало в девятнадцатом веке тормозом как индивидуального мышления, так и свободного раскрытия внутренней жизненной силы идеи, и теперь это просто магазинный прием, с помощью которого плохой композитор может убедить себя и невинного читателя учебников, что он хороший. [8]

После периода романтизма [ править ]

Роль сонаты как чрезвычайно важной формы расширенного музыкального аргумента вдохновила таких композиторов, как Хиндемит , Прокофьев , Шостакович , Тайлефер , Уствольская и Уильямс , на сочинение в сонатной форме, а произведения с традиционными сонатными структурами продолжают сочиняться и исполняться.

и музыковедение Стипендия

или сонаты принцип Идея

Исследование практики и значения формы, стиля и структуры сонаты послужило мотивацией для важных теоретических работ Генриха Шенкера , Арнольда Шенберга и Чарльза Розена , среди других; и музыкальная педагогика продолжала основываться на понимании и применении правил сонатной формы, поскольку почти два столетия развития практики и теории ее систематизировали.

Развитие классического стиля и его композиционных норм легло в основу большей части теории музыки XIX и XX веков. Как всеобъемлющий формальный принцип, соната получила тот же центральный статус, что и фуга в стиле барокко ; Поколения композиторов, инструменталистов и публики руководствовались этим пониманием сонаты как непреходящего и доминирующего принципа в западной музыке. Идея сонаты зародилась еще до того, как этот термин приобрел свое нынешнее значение, наряду с эволюцией меняющихся норм классического периода. Причины этих изменений и то, как они связаны с развивающимся смыслом нового формального порядка в музыке, являются предметом исследования. Были отмечены некоторые общие факторы: смещение акцента с вокальной музыки на инструментальную; изменения в практике исполнения, включая потерю континуо . [9]

Решающее значение для большинства интерпретаций сонатной формы имеет идея тонального центра; и, как говорится в Кратком музыкальном словаре Гроува : «Основная форма группы, воплощающая «сонатный принцип», самый важный принцип музыкальной структуры от классического периода до 20-го века: этот материал впервые изложен в дополнительной тональности. быть переопределены в исходном ключе".( [10]

Идея сонаты была тщательно исследована Уильямом Ньюманом в его монументальном трехтомном труде «Соната в классическую эпоху» («История идеи сонаты») , начатом в 1950-х годах и опубликованном в стандартном издании всех трех томов в 1972 году. .

20- века го Теория

Генрих Шенкер утверждал, что существует Urlinie , или основная тональная мелодия, и базовая басовая фигура. Он считал, что когда эти двое присутствовали, существовала базовая структура, и что соната представляла эту базовую структуру во всем произведении с процессом, известным как прерывание . [11]

На практике Шенкер применил свои идеи при редактировании фортепианных сонат Бетховена, используя оригинальные рукописи и свои собственные теории для «исправления» доступных источников. Основная процедура заключалась в использовании теории тона для вывода значения из доступных источников в рамках критического процесса, вплоть до завершения произведений, оставленных их композиторами незавершенными. Хотя многие из этих изменений были и остаются спорными, сегодня эта процедура играет центральную роль в теории музыки и является важной частью теории сонатной структуры, преподаваемой в большинстве музыкальных школ.

сонаты Известные

Барокко (ок. 1600 – ок. 1760) [ править ]

Классика (ок. 1760 – ок. 1830) [ править ]

Романтик (ок. 1795 – ок. 1900) [ править ]

20 век и современность (ок. 1910 – настоящее время )

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньюман, Уильям С. (1983). Соната в эпоху барокко (Четвертое изд.). QQ Нортон и компания. ISBN  0393952754 .
  2. ^ «Соната» . lib.ugent.be . Проверено 27 августа 2020 г.
  3. ^ Ньюман 1972а , 23–24.
  4. ^ Ньюман 1972a , 266.
  5. ^ Ньюман 1972а , 169–70.
  6. ^ Розен 1988 .
  7. ^ Розен 1997 .
  8. ^ Ньюман 1958 , 51.
  9. ^ Розен 1997 , 196.
  10. ^ Сэди 1988 , с. [ нужна страница ] .
  11. ^ Шенкер 1979 , 1:134.
  12. ^ «Рахманинов – Соната для виолончели соль минор: Лучшее концертное произведение недели» . Классический ФМ . Проверено 06 апреля 2021 г.

Источники

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Мангсен, Сандра, Джон Ирвинг, Джон Ринк и Пол Гриффитс. 2001. «Соната». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Ньюман, Уильям С. 1966. Соната в эпоху барокко , переработанное изд. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. LCCN 66-19475.
  • Ньюман, Уильям С. 1972b. Соната в классическую эпоху: второй том истории идеи сонаты , второе издание. История идеи сонаты 2; Библиотека Нортона N623. Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   0-393-00623-9 .
  • Ньюман, Уильям С. 1983a. Соната в эпоху барокко , четвертое издание. История идеи сонаты 1. Нью-Йорк: WW Norton. ISBN   0-393-95275-4 .
  • Ньюман, Уильям С. 1983b. Соната в эпоху классики , третье издание. История идеи сонаты 2. Нью-Йорк: WW Norton. ISBN   0-393-95286-X .
  • Ньюман, Уильям С. 1983c. Соната со времен Бетховена , третье издание. История идеи сонаты 3. Нью-Йорк: WW Norton. ISBN   0-393-95290-8 .
  • Ньюман, Уильям С. 1988. Бетховен о Бетховене: играет свою фортепианную музыку по-своему . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   0-393-02538-1 (ткань) ISBN   0-393-30719-0 (пбк).
  • Розен, Чарльз . 1995. Романтическое поколение . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN   0-674-77933-9 ISBN   0-674-77934-7 (пбк).
  • Зальцер, Феликс . 1962. Структурный слух: тональная согласованность в музыке . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN   9780486222752
  • Шенберг, Арнольд . 1966. Harmonielehre , 7-е издание. Вена: Универсальное издание. ISBN   3-7024-0029-X .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c64c59bc0f4f585e13d85ef18a775344__1719308100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/44/c64c59bc0f4f585e13d85ef18a775344.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sonata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)