Сонаты для фортепиано №№ 19 и 20 (Бетховен)
Соната для фортепиано № 19 соль минор , соч. 49, № 1 и Соната для фортепиано № 20 соль мажор , соч. 49, № 2 — короткие сонаты Людвига ван Бетховена , опубликованные в 1805 году (хотя на самом деле произведения были написаны десятилетием раньше, в начале-середине 1797 года). [ 1 ] ). Оба произведения продолжительностью около восьми минут разделены на две части. Эти сонаты называются Leichte Sonaten и предназначены для раздачи его друзьям и ученикам.
Соната для фортепиано № 20, возможно, была написана примерно в то же время, когда Бетховен сочинил Третью и Четвертую сонаты, но поскольку она была опубликована в Вене в 1805 году, почти через десять лет после того, как она была фактически написана, ей были присвоены текущие на тот момент номера опусов и сонат: что отнесло его к произведениям среднего периода творчества композитора. Бетховена Очень похожие обстоятельства привели к тому, что Фортепианный концерт № 2 стал его вторым, хотя он и предшествовал первому.
В ранние годы Бетховен часто подавлял произведения, либо пересматривая их позже для публикации, либо определяя, что они не подходят. Фактически, он пожизненно отказывался от публикации многих ранних работ. В случае с этими двумя сонатами именно Каспар ван Бетховен , брат композитора, решил, что они достойны публикации. Против воли композитора он подарил их издательству, позволив тем самым потомкам услышать произведения, которые в противном случае могли бы быть утеряны или уничтожены.
Соната № 19
[ редактировать ]Чарльз Розен , отмечая отсутствие технических проблем в сонате, заявляет, что это «глубоко трогательное и выдающееся произведение». [ 2 ]
Движения
[ редактировать ]Первое движение
[ редактировать ]Первая часть написана в стандартной форме сонаты-аллегро. После первой и второй темы она переходит в перепросмотр с очень небольшим развитием. После повторения темы в басу с новым контрапунктом в дисканте произведение завершается короткой кодой, заканчивающейся пикардийской терцией .
Второе движение
[ редактировать ]Бетховен пропускает медленную часть и танцевальную часть и переходит непосредственно к финалу, который представляет собой модифицированное рондо соль мажор. В нем есть несколько контрастирующих эпизодов соль минор, си-бемоль мажор и соль мажор. Эту сонату особенно исполняли Святослав Рихтер и Даниэль Баренбойм .
Соната № 20
[ редактировать ]Эта соната представляет собой относительно простое произведение, менее сложное, чем большинство других фортепианных сонат. Как ни странно, ни в автографе, ни в первом издании нет никаких динамических указаний. Она считается самой легкой из двух «легких сонат», а также самой легкой из всех фортепианных сонат Бетховена. [ 3 ]
Движения
[ редактировать ]Обе части исполняются соль мажор, что делает сонату гомотональной .
- Веселый, но не слишком , 2
2 - Темпо ди Менуэтто , 3
4
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть включает в себя две темы: начиная с величественной темы, основанной в значительной степени на триаде соль мажор, и переходя к более игривой и живой второй теме ре мажор, также основанной на трезвучии ре мажор. Обе темы подвергаются лишь минимальному развитию в тональности ре минор, ля минор и ми минор перед перепросмотром с темами, представленными в тонике соль мажор и ее субдоминанте до мажор, что создает упрощенную сонатную форму. Для пианиста это произведение представляет собой экстремальную технику игры тройками в обеих руках, и баланс между руками имеет решающее значение.
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть Сонаты для фортепиано № 20 разделяет мелодическую тему с Менуэтом соч. 20 сентября . Поскольку Септет был более поздним произведением (1799–1800), отказ Бетховена от сонаты и повторное использование одной из ее тем предполагает, что он, возможно, планировал полностью отказаться от фортепианного произведения. Но известно, что композитор переписывал мелодии, в некоторых случаях несколько раз (например, « Героические вариации »). Это движение выполнено в форме рондо, основной темой рондо которого, по сути, является менуэт; менуэт представляет собой очаровательную мелодию, которая вместе с сопровождающим ее материалом повторяется несколько раз, несколько меняясь по внешнему виду, но оставаясь простой и бесхитростной.
Ссылки
[ редактировать ]- Вудстра, Крис; Джеральд Бреннан; Аллен Шротт (2005). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: Полное руководство по классической музыке в Google Книгах , стр. 111. Корпорация Хэл Леонард. ISBN 0-87930-865-6 .
- ^ Купер, Барри (2017). Создание 35 фортепианных сонат Бетховена . Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 45. ИСБН 978-1-317-03709-5 . OCLC 980304744 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Розен, Чарльз (2002). Фортепианные сонаты Бетховена: краткий спутник, том 1 . Издательство Йельского университета. п. 178. ИСБН 0300090706 .
- ^ Список сонат Бюлова/Леберта по сложности
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 19 , Соната для фортепиано № 20 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Лекция Андраша Шиффа о фортепианной сонате Бетховена, соч. 49, № 1.
- Лекция Андраша Шиффа о фортепианной сонате Бетховена, соч. 49, № 2.
- Общедоступная запись этих сонат в Мусопене.
- Запись сонаты № 1 для фортепиано. 19 Паавали Юмппанена, фортепиано из музея Изабеллы Стюарт Гарднер.
- Запись сонаты для фортепиано No. 20 Паавали Юмппанена, фортепиано из музея Изабеллы Стюарт Гарднер.