Артур Шнабель
Артур Шнабель | |
---|---|
![]() Шнабель ок. 1906 год | |
Рожденный | Кунцендорф , Австро-Венгрия (ныне Липник, Польша) | 17 апреля 1882 г.
Умер | 15 августа 1951 г. Аксенштайн, Швейцария | (69 лет)
Место отдыха | Швиц , Швейцария |
Род занятий | Пианист и композитор |
Артур Шнабель (17 апреля 1882 — 15 августа 1951) — австрийско-американский классический пианист, композитор и педагог . Шнабель был известен своей интеллектуальной серьезностью как музыкант, избегая чистой технической бравуры. Среди наиболее уважаемых и выдающихся пианистов 20-го века его игра продемонстрировала заметную живость, глубину и духовность в австро-немецкой классике, особенно в произведениях Бетховена и Шуберта .
Музыкальный критик Гарольд К. Шенберг описал Шнабеля как «человека, который изобрел Бетховена». [1] Между 1932 и 1935 годами он произвел первую запись полного собрания сонат Бетховена для фортепиано . В 2018 году Библиотека Конгресса выбрала эту запись для включения в Национальный реестр звукозаписей из-за ее исторического значения. [2]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Аарон Шнабель родился в Липнике (Кунцендорф) недалеко от Бельско-Бялы , Австро-Венгерская империя (сегодня часть Польши ), [3] [4] он был младшим из троих детей, рожденных в семье Исидора Шнабеля, торговца текстилем, и его жены Эрнестины Таубе (урожденной Лабин). У него было две сестры, Клара и Фрида. [4] [5] Его семья была еврейской. [6]
Когда мальчику было два года, родители Шнабеля перевезли семью в Вену в 1884 году в пользу юного Шнабеля, который, по воспоминаниям его матери, проявлял природный дар к музыке. [7] Шнабель начал учиться игре на фортепиано в четыре года, когда он спонтанно заинтересовался уроками игры на фортепиано своей старшей сестры Клары. В возрасте шести лет он начал уроки игры на фортепиано у профессора Ганса Шмитта из Венской консерватории (сегодня Венский университет музыки и исполнительских искусств ). Три года спустя он начал учиться у Теодора Лешетицкого . [4] [5] [8] Однажды учитель сказал ему: «Ты никогда не будешь пианистом, ты музыкант». Он позволил Шнабелю оставить и Листа «Венгерские рапсодии» вместо этого сосредоточиться на сонатах Шуберта , которыми до этого момента широко пренебрегали. [9]
Лешетицкие годы
[ редактировать ]Шнабель учился под опекой Лешетицкого в течение семи лет, с 1891 по 1897 год. Среди однокурсников Лешетицкого в этот период были Осип Габрилович , Марк Гамбург и Игнац Фридман .
Первоначально, в течение первого года обучения под руководством Лешетицкого, Шнабель проходил тщательное подготовительное техническое обучение у Анны Есиповой (второй жены Лешетицкого и самой известной пианистки), а также у Малвин Бри, которая была помощницей Лешетицкого. [5] С десяти лет он посещал все занятия Лешетицкого. [3]
После неудачного первоначального подхода к Антону Брукнеру , Шнабель изучал теорию музыки и композицию у Евсевия Мандичевского . Мандичевский был помощником Иоганна Брамса , и через него Шнабель был введен в круг Брамса. Он часто бывал в присутствии великого композитора. Молодой Шнабель однажды услышал игру Брамса в исполнении своего первого фортепианного квартета ; несмотря на все пропущенные ноты, сказал Шнабель, это было «в истинно величественной манере». [3]
Официальный концертный дебют Шнабеля состоялся в 1897 году в зале Bösendorfer-Saal в Вене. Позже в том же году он дал серию концертов в Будапеште , Праге и Брно . [4]
Берлинские годы
[ редактировать ]Шнабель переехал в Берлин в 1898 году, дебютировав там с концертом в Бехштайн-Зале . [4] После Первой мировой войны Шнабель также много гастролировал, посетив США, Россию и Англию.
Первоначальную известность он получил благодаря оркестровым концертам, которые он давал под управлением Артура Никиша , а также игре в камерной музыке и аккомпанированию своей будущей жене, контральто Терезе Бер , в Lieder .
В области камерной музыки он основал Трио Шнабеля вместе со скрипачом Альфредом Виттенбергом и виолончелистом Антоном Хеккингом ; они играли вместе между 1902 и 1904 годами. В 1905 году он сформировал второе трио Шнабеля с Карлом Флешем (с которым он также играл сонаты для скрипки ) и виолончелистом Жаном Жерарди . В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Жерарди (бельгиец) покинул трио, так как больше не мог оставаться в Германии. Его заменил Хьюго Беккер , и это стало третьим трио Шнабеля.
Позже Шнабель также играл в квартете со скрипачом Брониславом Губерманом , композитором/альтистом Паулем Хиндемитом и виолончелистом Грегором Пятигорским (с которым он также играл и записывал сонаты для виолончели ). Шнабель также играл с рядом других известных музыкантов, включая скрипача Джозефа Сигети и виолончелистов Пабло Казальса и Пьера Фурнье .
Он дружил и играл с самыми выдающимися дирижерами того времени, включая Вильгельма Фуртвенглера , Бруно Вальтера , Отто Клемперера , Джорджа Селла , Виллема Менгельберга и Адриана Боулта .
С 1925 года Шнабель преподавал в Берлинской государственной академии, где его мастер-классы принесли ему большую известность. Информацию о его учениках по игре на фортепиано см.: Список студентов-музыкантов по учителю: от R до S#Артур Шнабель .
Спустя годы
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Шнабель, который был евреем , покинул Берлин в 1933 году после того, как нацистская партия взяла власть в свои руки. Некоторое время он жил в Англии, давая мастер-классы в Тремеццо на озере Комо в Италии , а затем переехал в Соединенные Штаты в 1939 году. В 1944 году он стал натурализованным гражданином Соединенных Штатов. Там он занял преподавательскую должность в Мичиганском университете . Среди его учеников в Мичигане был композитор Сэм Рафлинг . В конце Второй мировой войны он вернулся в Европу, поселившись в Швейцарии.
Его мать Эрнестина Таубе осталась в Вене после аншлюса и в возрасте 83 лет, в августе 1942 года, была депортирована в концлагерь Терезиенштадт , где умерла через два месяца. Артур Шнабель так и не вернулся в Германию или Австрию после войны. Он до конца жизни продолжал давать концерты по обе стороны Атлантики, а также сочинять и продолжать записывать пластинки, хотя весь студийный процесс ему никогда не нравился. Он умер в Аксенштайне, Швейцария , и был похоронен в Швице , Швейцария. Шнабель был награжден орденом князя Данило I. [10]
Семья
[ редактировать ]В 1899 году, когда Шнабелю было 17, дочь Элизабет Ростра у него родилась в чешском городе Брно . Результат юношеского романа, Элизабет стала пианисткой и педагогом по игре на фортепиано, вышла замуж за психоаналитика и умерла в Швейцарии в 1995 году.

В 1905 году Артур Шнабель женился на певице контральто и лидер Терезе Бер (1876–1959). У них было два сына: Карл Ульрих Шнабель (1909–2001), который также стал классическим пианистом и известным учителем игры на фортепиано, и Стефан Шнабель (1912–1999), который стал уважаемым актером. Семья Шнабелей на протяжении всей жизни поддерживала близкие отношения с дочерью Артура Шнабеля от его подростковых отношений, Элизабет Ростра.
Его жена, сын Карл Ульрих и его жена Хелен, урожденная Фогель (1911–1974), пианистка из США, и их внук Клод Ален Моттье (1972–2002), который также был пианистом и погиб как невинная жертва дорожно-транспортное происшествие, [11] тоже были похоронены в могиле Артура. В 2006 году муниципалитет города Швиц объявил могилу памятником. Это освобождает место захоронения от правил, предусматривающих вывоз останков по истечении определенного периода времени. [12]
Репертуар
[ редактировать ]Шнабель был наиболее известен своей преданностью основным немецким композиторам, особенно венской классике Моцарта , Бетховена и Шуберта. Он также был известен своим исполнением произведений Брамса и Шумана , а также играл и записывал произведения Баха .
Однако его репертуар был шире. В молодые виртуозные годы в Берлине он исполнял произведения других композиторов, включая Листа , Шопена и Вебера . Во время своих первых туров по Америке он программировал такие произведения, как « Прелюдии Шопена» и «Фантазия Шумана до мажор» . [13] Среди других произведений, которые он играл, по воспоминаниям таких, как Клаудио Аррау и Владимир Горовиц , которые слышали Шнабеля в 1920-х годах, были Концерт для фортепиано с оркестром ми минор Шопена и Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор , а также Концертштюк Вебера в Фа минор , Соната № 2 для фортепиано и Приглашение на танец . [14] [15] Сам Шнабель упоминал, что он «очень часто» играл Сонату Листа си минор , а также Концерт Листа для фортепиано с оркестром ми-бемоль . [3]
Непонятно, почему Шнабель исключил их из своего исполнительского репертуара в 1930-х годах, после своего окончательного отъезда из Германии. Он утверждал, что это произошло потому, что он решил, что хочет играть только «музыку, которая лучше, чем она может быть исполнена». [3] Однако некоторые высказали предположение, что «Шнабель, оторванный от своего родного наследия, возможно, цеплялся за великих немецких композиторов, пытаясь сохранить свое культурное происхождение». [16]
Шнабель был известен тем, что пропагандировал тогда забытые сонаты Шуберта и, тем более, Бетховена, включая его более сложные поздние произведения. Во время гастролей по Испании Шнабель написал жене, что во время исполнения « Вариаций Диабелли» Бетховена он начал жалеть публику. "Я здесь единственный человек, которому это нравится, и я получаю деньги; они платят и страдают", - написал он. [17] Шнабель много сделал для популяризации фортепианной музыки Бетховена, сделав первую полную запись сонат и завершив набор для британского лейбла HMV в 1935 году. В марте 2018 года это была одна из 25 записей, которые Библиотека Конгресса выбрала для размещения в Национальный реестр звукозаписи за его культурное и историческое значение. [2] Этот комплект записей никогда не распродавался и многие считают его пробным камнем интерпретаций сонат Бетховена, хотя недостатки в технике пальцев портят многие исполнения быстрых движений ( Сергей Рахманинов , предположительно, называл его «великим адажио»). пианист"). Говорили, что во время записи он сильно нервничал; в более приватной обстановке его техника была безупречна. Клаудио Аррау сказал, что живые выступления Шнабеля в 1920-е годы были технически «безупречными». [18] Бетховена Он также записал все фортепианные концерты .
Стиль исполнения
[ редактировать ]Шнабель был прагматичным исполнителем. Например, Шнабель никогда не играл на бис, полагая, что это удешевит выступление. Его цитируют: «Я всегда считал аплодисменты квитанцией, а не счетом». [7] Американский композитор Милтон Бэббит сказал о Шнабеле: «Он был пианистом мыслящего человека и, несмотря на это, был очень популярен». [7]
Композиционный стиль
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Несмотря на то, что его исполнительский репертуар сосредоточен в основном на произведениях Бетховена, Шуберта, Моцарта и Брамса, почти все его собственные сочинения (ни одно из которых не находится в активном репертуаре) атональны . (Интересно в этой связи отметить, что Шнабель был близким другом Арнольда Шенберга , его австрийско-американского соотечественника, который был известен как композитор-новатор атональной и двенадцатитоновой музыки.)
Это «трудные», но увлекательные и сложные произведения, отличающиеся подлинным своеобразием стиля. Композиторы Эрнст Кренек и Роджер Сешнс отмечали, что они демонстрируют признаки несомненного гения (см. биографию Шнабеля Цезаря Зерхингера). В список сочинений Шнабеля в конечном итоге вошли три симфонии , фортепианный концерт, рапсодия для оркестра, фортепианная соната (премьера Эдуарда Эрдмана на Венецианском фестивале ISCM 1925 года). [19] ) и пять струнных квартетов , а также различные небольшие произведения.
В последние годы ряд его сочинений (особенно поддерживаемых скрипачом Полем Зукофски ) были записаны и доступны на компакт-дисках, в том числе три его струнных квартета, три симфонии, рапсодия для оркестра и четыре сольных фортепианных произведения: его Соната, Танцевальная сюита, Пьеса в семи частях (1935–37) и Семь пьес (1947). Пианистка Дженни Лин выпустила запись полной клавишной музыки Шнабеля для лейбла Steinway and Sons в 2019 году. [20]
Композиции
[ редактировать ]Композиции Артура Шнабеля публикуются издательством Peermusic Classical, а партитуры Артура Шнабеля распространяется Хэлом Леонардом.
Камерные работы
[ редактировать ]- 3 Fantasiestücke (3 пьесы-фантазии) для скрипки, альта и фортепиано (1898)
- Фортепианный квинтет (1914)
- Соната для скрипки соло (1918)
- Струнное трио (1929)
- Соната для виолончели соло (1931)
- Соната для скрипки и фортепиано (1935)
- Струнный квартет № 1 (1915/16)
- Струнный квартет № 2 (1921)
- Струнный квартет № 3 (1922)
- Струнный квартет № 4 (1930)
- Струнный квартет № 5 (1940)
- Duodecimet , камерный оркестр (1950, Рене Лейбовиц завершил композицию после смерти Артура Шнабеля)
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром ре минор (Интермеццо и Рондо) (1901)
- Рапсодия для оркестра (1946)
- Симфония № 1 (1938/39)
- Симфония № 2 (1941/43)
- Симфония № 3 (1948/49)
Хоровые произведения
[ редактировать ]- Танец и секрет
- Радость и мир
Песни
[ редактировать ]- Десять ранних песен, соч. 11 (1901) (Ранние песни) , средний голос и фортепиано
- Семь ранних песен, соч. 14 (1899-1902) (Ранние песни) , средний голос и фортепиано
- Ноттурно , соч. 16 (ок. 1910), средний голос.
Только медленно
[ редактировать ]Из: Хронологический список композиций Артура Шнабеля. Архивировано 16 июня 2019 г. в Wayback Machine.
- Три фортепианные пьесы (1898)
- «Три пьесы-фэнтези (1898)»
- Танцевальная сюита (1919)
- Соната для фортепиано (1923)
- Пьеса в семи частях (1936–1937)
- Семь фортепианных пьес (1947)
Сочинения
[ редактировать ]- Моя жизнь и музыка . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. Перепечатано в 1988 году. ISBN 0-486-25571-9 . Стенограммы двенадцати лекций, прочитанных Шнабелем в Чикагском университете в 1945 году.
- Музыка, Остроумие и Мудрость. Эд. Вернер Грюнцвейг и Линн Мэтисон. Хофхайм: Облако, 2009. ISBN 978-3-936000-53-5 . Новое издание « Моей жизни и музыки» , переработанное на основе источников, хранящихся в Музыкальном архиве Академии искусств в Берлине.
- Музыка и линия наибольшего сопротивления. Преподобный и изд. версия. Эд. Линн Мэтисон и Энн Шнабель Моттье. Хофхайм: Вольке, 2007. ISBN 978-3-936000-51-1 . Впервые опубликовано Princeton University Press, 1942. Стенограммы лекций, которые Шнабель читал в Гарвардском университете и Чикагском университете.
Возрождение 2016 г. и документальный фильм 2018 г.
[ редактировать ]11 сентября 2016 года крупное международное возрождение композиций Шнабеля началось с концерта в Großer Sendesaal des rbb im Haus des Rundfunks, представленного в рамках Musikfest Berlin. [21] В программе приняли участие пианист Маркус Павлик (который также был куратором), струнный квартет Шимановского, баритон Дитрих Хеншель и кинопроекции Мэтью Мишори . Немецкий актер Удо Самель прочитал отрывок из писем Артура Шнабеля Мэри Вирджинии Форман. Программа была повторена в среду, 14 сентября 2016 года, в RadioKulturhaus в Вене и еще раз в четверг, 30 августа 2018 года, в Зале конгрессов в Межеве , Франция, при этом запланированы дальнейшие выступления. [22] Берлинский концерт 2016 года полностью транслировался на радио Rundfunk Berlin-Brandenburg и был снят для Arte документального фильма «Артур Шнабель: Нет места изгнанию» режиссера Мэтью Мишори. Премьера фильма состоялась на канале Arte 4 февраля 2018 года. [23] Фильм снимался в Швейцарии, Италии, Вене и Берлине с использованием неожиданных текстур (Super8, кадры с дрона, обратная проекция) и актера Удо Самеля, чтобы наметить курс Шнабеля через эмоциональные и физические ландшафты Европы 20-го века. В него также вошли выступления с концерта Haus des Rundfunks 2016 года.
В мае 2019 года лейбл Steinway & Sons выпустил первое полное фортепианное произведение с пианисткой Дженни Лин . В ноябре 2019 года премьера фильма в Лос-Анджелесе состоялась на вилле Аврора в Пасифик-Палисейдс. Вилла служила важным местом встречи немецко-еврейских интеллектуалов и художников во время и после Второй мировой войны. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шенберг, Гарольд К. Великие пианисты , 1987 (исправленное издание)
- ^ Jump up to: а б «Национальный реестр звукозаписи достиг 500» . Библиотека Конгресса. 21 марта 2018 года . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Шнабель, Артур (1988) [1961]. Моя жизнь и музыка . Нью-Йорк и Лондон: Дувр/Смайт.
- ^ Jump up to: а б с д и Артур Шнабель: Музыкант 1882–1951, Архив Академии художеств, Берлин . Берлин: Издательство Cloud. 2001.
- ^ Jump up to: а б с Зерхингер, Сезар (1957). Артур Шнабель: Биография . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания.
- ^ «Биография Артура Шнабеля - жизнь, семья, дети, имя, история, жена, мать, рождение, рост, время» . Notablebiographys.com .
- ^ Jump up to: а б с «Познакомьтесь с жизнью, вдохновением и культовыми записями пианиста Артура Шнабеля» . АВС . 15 декабря 2020 г. Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ 88 нот для фортепиано соло , Жан-Пьер Тиолле , Neva Editions, 2015, с. 356. ISBN 978-2-3505-5192-0
- ^ Уильям Глок и Стивен Плейстоу. «Шнабель, Артур». Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 1 июля 2016 г.
- ^ Акович, Драгомир (2012). Слава и почет: Ордена среди сербов, Сербы среди наград . Белград: Официальный вестник. стр. 364.
- ^ «Клод Ален Мотье» . Музыкальный фонд Шнабеля . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ «Где находится могила Шнабеля» . Музыкальный фонд Шнабеля . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (1963). Великие пианисты . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 426.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (1992). Горовиц: его жизнь и музыка . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- ^ Аррау в разговоре с Питером Уориком, 31 июля 1976 г.
- ^ Харрис Голдсмит, Артур Шнабель: парадигма или парадокс? , Основной доклад 3, март 1982 г.
- ^ «Бетховен: Вариации Диабелли, соч. 120, Багатели, соч. 126 и Рондо а-каприччио, соч. 129. Классический инструментальный Наксос» . Чандос Рекордс . Примечания . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Горовиц, Джозеф; Аррау, Клаудио (17 апреля 1999 г.). Аррау о музыке и исполнении . Дуврские публикации. стр. 90. ИСБН 978-0-486-40846-0 – через Google Книги.
- ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува, 5-е изд., 1954, Эрик Блом . ред.
- ^ «Био» . Дженнилин.нет .
- ^ «КОНЦЕРТ» . Артур Шнабель: Нет места изгнанию . Проверено 28 сентября 2018 г.
- ^ «Посетить Фестиваль Савойских трюфелей в Межеве» . Фестиваль в Межеве Савойский трюфель . Проверено 28 сентября 2018 г.
- ^ «Премьера фильма о пианисте «Бехштейн» Артуре Шнабеле состоится на канале ARTE в феврале» (Пресс-релиз). С Бехштейн. 4 февраля 2018 года . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ «Премьерный показ в Лос-Анджелесе: Артур Шнабель. Нет места изгнанию - фильм Мэтью Мишори - VTMH (en)» . Vatmh.org . Проверено 11 июня 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зерхингер, Цезарь. Артур Шнабель. Биография . Лондон: Касселл, 1957 (с диском).
- Швед, Марк (июнь 1989 г.). «Шнабель Композитор». Музыкальные времена . 130 (1756): 332–335. дои : 10.2307/966028 . JSTOR 966028 .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]

Внешний звук | |
---|---|
![]() |
- Артур Шнабель: Нет места изгнанию . Фильм по заказу телеканала «Арте» о жизни и творчестве Шнабеля как композитора и пианиста.
- Музыкальный фонд Шнабеля
- Peermusic Classical: Артур Шнабель. Архивировано 29 мая 2010 года в издательстве и биографии Wayback Machine Composer.
- послушать лунную сонату Бетховена «Лунная соната» в исполнении Артура Шнабеля
- Музыкальный онлайн-обзор La Folia, заархивированный 20 августа 2008 года на Wayback Machine, содержит статью о композициях Шнабеля и избранных записях.
- «Артур Шнабель: Нет места изгнанию» — «Концерт»
- Трейлер фильма «Артур Шнабель: Нет места изгнанию» [ постоянная мертвая ссылка ]
- Мировая премьера Дженни Лин полного собрания фортепианных сочинений Дженни Лин на лейбле Steinway & Sons
- Бесплатные партитуры Артура Шнабеля в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Коллекция Артура Шнабеля, 1899–1950 гг., Хранится в Библиотеке Конгресса.
- Коллекция Мэри Вирджинии Форман Ле Гаррек материалов Артура Шнабеля, 1893–1996 гг., Хранится в Библиотеке Конгресса.
- 1882 рождения
- 1951 смертей
- Австрийские композиторы-классики
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские классические пианисты
- Австрийские музыкальные преподаватели
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические пианисты
- Австрийские классические пианисты-мужчины
- Преподаватели фортепиано
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Люди из Австрийской Силезии
- Факультет Мичиганского университета
- Ученики Теодора Лешетицкого
- Ученики Анны Есиповой
- Музыканты-мужчины 20-го века