Прелюдии (Шопен)

Фредерик Шопен написал ряд прелюдий для фортепиано соло . Его цикл из 24 прелюдий , соч. 28, охватывает все мажорные и минорные тональности . Кроме того, Шопен написал еще три прелюдии: прелюдию до ♯ минор, соч. 45; пьеса ля ♭ мажор 1834 года; и незаконченная пьеса ми ♭ минор. Иногда их называют номерами 25, 26 и 27 соответственно.
24 прелюдии, соч. 28
[ редактировать ]24 прелюдии Шопена, соч. 28 — набор коротких пьес для фортепиано, по одной в каждой из двадцати четырёх клавиш , первоначально опубликованный в 1839 году.
Шопен написал их между 1835 и 1839 годами, в основном в Париже, но частично в Вальдемосе на Майорке , где он провел зиму 1838–1839 годов и куда он, Жорж Санд и ее дети отправились, спасаясь от сырой парижской погоды. [1] На Майорке у Шопена была копия « Баха Хорошо темперированного клавира» Баха , и, как и в каждом из двух наборов прелюдий и фуг , его соч. 28 набор включает в себя полный цикл мажорных и минорных тональностей, хотя и в другом порядке. [2] Большинство его прелюдий было уже закончено еще до того, как он ступил на Майорку, однако он завершил их там, о чем он упоминал в своих письмах к Плейелю: «Я закончил свои прелюдии здесь, на вашем маленьком пианино [...]»
Рукопись, которую Шопен тщательно подготовил к публикации, несет в себе посвящение немецкому пианисту и композитору Йозефу Кристофу Кесслеру . [3] Французское и английское издания (Catelin, Wessel) были посвящены пианисту и издателю Камилю Плейелю , заказавшему работу за 2000 франков (что эквивалентно почти 6500 евро в современной валюте). [4] [5] Немецкое издание ( Breitkopf & Härtel ) было посвящено Кесслеру, который десятью годами ранее посвятил свой собственный сборник из 24 прелюдий, соч. 31, Шопену.
В то время как термин «прелюдия» до сих пор использовался для описания вступительной пьесы, пьесы Шопена представляют собой самостоятельные единицы, каждая из которых передает определенную идею или эмоцию . Таким образом, он придал новый смысл названию жанра, которое в то время часто ассоциировалось с импровизационной «прелюдией». [2] [n 1] Опубликовав 24 прелюдии вместе как единое произведение, состоящее из миниатюр, которые можно было использовать либо для представления другой музыки, либо как самостоятельные произведения, Шопен бросил вызов современным взглядам на ценность малых музыкальных форм. [7]
В то время как Бах расположил свою коллекцию из 48 прелюдий и фуг в соответствии с тональностью, разделенной восходящими полутонами , выбранная Шопеном последовательность клавиш представляет собой круг из квинт , где за каждой мажорной тональностью следует относительный минор и так далее (т. е. до мажор, ля минор). , соль мажор, ми минор и др.). Поскольку эта последовательность связанных тональностей намного ближе к обычной гармонической практике, считается, что Шопен мог рассматривать цикл как единое целое для непрерывного исполнения. [6] Противоположная точка зрения состоит в том, что набор никогда не предназначался для непрерывного исполнения и что отдельные прелюдии действительно были задуманы как возможные вступления к другим произведениям. [7]

Сам Шопен ни на одном публичном выступлении никогда не играл более четырех прелюдий. [5] Это не практиковалось и в течение 25 лет после его смерти. Первой пианисткой, запрограммировавшей полный набор на сольном концерте, вероятно, была Анна Есипова для концерта в 1876 году. [8] В настоящее время полный комплект Op. «28 прелюдий» стали репертуарной традицией, и многие концертирующие пианисты записали весь сет, начиная с Ферруччо Бузони в 1915 году, когда он делал фортепианные ролики для лейбла Duo-Art. Альфред Корто был следующим пианистом, записавшим полные прелюдии в 1926 году.
Как и в случае с другими своими произведениями, Шопен сам не давал названий или описаний ни одному из соч. 28 прелюдий, в отличие от многих Роберта Шумана и Ференца Листа пьес .
Репутация и наследие
[ редактировать ]Краткость и кажущееся отсутствие формальной структуры в Op. 28-й набор вызвал некоторое испуг среди критиков на момент публикации. [ нужна ссылка ] Ни одна прелюдия не длиннее 90 тактов (№ 17), а самая короткая (№ 7) - ок. 45 сек. а № 9 — всего 12 тактов (но 1 минута 25 секунд). Шуман говорил: «[т]они — наброски, начала этюдов или, так сказать, руины, отдельные перья орла, весь беспорядок и дикая путаница». [9] Мнение Листа , однако, было более позитивным: «Прелюдии Шопена — это произведения совершенно особого порядка... это поэтические прелюдии, аналогичные прелюдиям великого современного поэта, убаюкивающего душу золотыми мечтами...» [9]
Среди более поздних оценок музыковед Генри Финк сказал, что «если вся фортепианная музыка в мире будет уничтожена, за исключением одного сборника, мой голос должен быть отдан за прелюдии Шопена». [10] Биограф Джереми Николас пишет, что «[даже] сами по себе 24 прелюдии гарантировали бы притязание Шопена на бессмертие». [11]
В подробном анализе музыковед Анатоль Лейкин выделяет ряд цитат и скрытых тем, сосредоточенных вокруг эпизода Dies Irae, средневекового эпизода заупокойной мессы. При этом ученый подчеркивает единую концепцию сборника, который представляет собой глубокую медитацию на тему смерти. С этой точки зрения прелюдии будут задуманы парами (первая со второй, третья с четвертой и т. д.), где первая будет служить «прелюдией» ко второй. [12]
Несмотря на отсутствие формальной тематической структуры, мотивы встречаются более чем в одной прелюдии. Ученый Джеффри Крески утверждал, что сочинение Шопена. 28 больше, чем сумма его частей:
По отдельности они кажутся самостоятельными пьесами... Но каждая лучше всего работает вместе с другими и в заданном порядке... Прелюдии Шопена кажутся сразу двадцатью четырьмя маленькими пьесами и одной большой. Когда мы отмечаем или ощущаем в начале каждого произведения различные связи с предыдущим произведением и изменения по сравнению с ним, мы затем чувствуем себя свободными вовлекать себя – как слушателей, как исполнителей, как комментаторов – только с новым удовольствием.
- Джеффри Крески в «Путеводителе для читателей по прелюдиям Шопена». [13]
Описания
[ редактировать ]Нет. | Маркировка темпа | Ключ | Описание | Примечания |
---|---|---|---|---|
1 | взволнованный | До мажор | Вступительную прелюдию объединяет триоль шестнадцатых нот, когда руки скользят по клавишам. | |
2 | Этот | Несовершеннолетний | Медленная мелодия под фиксированный аккомпанемент из четырехнотных аккордов воспроизводила две восьмые ноты одновременно . | |
3 | Живой | соль мажор | на шестнадцатой ноте На протяжении всей композиции присутствует басовое остинато . | |
4 | Длинный | Он несовершеннолетний | Это произведение исполнялось на похоронах композитора на органе . [14] Он состоит из медленной мелодии в правой руке, которая продлевает тоническое разрешение, и повторяющихся блок-аккордов в левой руке, спускающихся хроматически . | |
5 | Очень веселый | ре мажор | Содержит буйное упрямство . | |
6 | Очень медленно | си минор | Эта прелюдия исполнялась на органе на похоронах Шопена. [14] Его меланхоличная мелодия преимущественно отдана левой руке. | |
7 | Андантино | майор | В стиле мазурки . | Используется Федерико Момпу для его «Вариаций на тему Шопена » и Зигмунтом Носковским для « Из жизни нации: Необычные образы на фоне мажорной прелюдии Фридерика Шопена» . |
8 | Очень взволнован | Фа ♯ минор | Виртуозная прелюдия, отличающаяся полиритмией , непрерывными фигурами тридцатисекундных нот в правой руке и триолями шестнадцатых (чередующихся с восьмыми) в левой руке. | |
9 | Длинный | Ми мажор | Гармонично плотный, с низкой «тягучей» басовой партией. Это самая короткая из прелюдий, всего 12 тактов . | |
10 | Очень веселый | До ♯ минор | Короткий и легкий, с чередованием триольных и нетриольных шестнадцатых нот в правой руке и арпеджированных аккордов в левой. | |
11 | Живой | си мажор | В 6 8-й раз, оживленная прелюдия с непрерывными восьмыми нотами. | |
12 | Скоро | Соль ♯ минор | Представляет собой техническую задачу из-за быстрого удержания и отпускания восьмых нот против четвертных в правой руке, включая хроматическое движение. | |
13 | Этот | Фа ♯ мажор | Длинная прелюдия, имеющая структуру A–B–A с непрерывным движением восьмых нот в левой руке и аккордами и мелодией, напоминающей ноктюрн , в правой. | |
14 | Аллегро | Ми ♭ минор | Напоминает № 1 своей краткостью и текстурной однородностью. Шопена Напоминает четвертую часть второй сонаты своей краткостью и быстрыми аккордами лишь с паузой в конце прелюдии. | |
15 | Поддерживается | Ре ♭ мажор | Основная мелодия повторяется трижды; мелодия в разделе B гораздо более мрачная и драматичная. Тональность переключается между D ♭ мажор и C ♯ минор A ♭ / G ♯ , а на протяжении всей прелюдии звучит . | Самый длинный и один из самых известных из двадцати четырех. Обычно называется «Прелюдия к капле дождя». |
16 | Скоро с огнем | B ♭ минор | Начинается с шести аккордов с сильным акцентом, а затем переходит в виртуозный импровизированный отрывок. | Владимир де Пахманн сказал об этом: «Шестнадцатая — моя самая любимая! Это le plus grand Tour de Force у Шопена. Технически это самая сложная из всех прелюдий, возможно, за исключением девятнадцатой. В этом случае престо недостаточно . . Ее следует играть prestissimo или, еще лучше, vivacissimo». |
17 | Аллегретто | А ♭ мажор | Это одна из самых длинных прелюдий длиной 90 тактов, бросающая вызов пианисту множеством маневров с перекрещиванием рук. В средней части клавиатуры ритмичный 6 8 аккордов будут воспроизводиться обоими большими пальцами, и во время этих переходов необходимо соблюдать осторожность, чтобы обеспечить легато и певческую мелодию. | Сам Шопен, обычно не склонный сочинять с учетом конкретных образов, рассказал своей ученице мадам. Дюбуа утверждает, что прелюдия основана на звуке старых часов, которые бьют одиннадцатый час, и как часы не меняют громкости своего боя, так и одиннадцать басовых нот в конце следует играть без diminuendo . [15] Пианисты широко игнорировали эту инструкцию. Любимица Клары и Роберта Шуманов . Мендельсон писал об этом: «Я люблю это! Я не могу сказать вам, насколько и почему; за исключением, возможно, того, что я вообще никогда не смог бы написать это». [16] |
18 | Очень веселый | Фа минор | Технические проблемы заключаются главным образом в неравномерности времени трех партий, каждая из которых быстрее, чем предыдущая, и одновременно исполняется каждой рукой с интервалом в одну октаву. финалом аккорда Пятоктавное арпеджио фортиссимо отзывается эхом в глубине басовых регистров, где происходит финальная борьба и завершается двойного фортиссимо . | |
19 | Живой | Ми ♭ мажор | Виртуозная прелюдия состоит из широко расположенных, непрерывных движений тройных восьмых нот в обеих руках, которые растягиваются до четырнадцати нот. | |
20 | Длинный | До минор | Часто называют прелюдией «Аккорд». Короткий, с преобладанием больших медленных четвертных аккордов в правой руке и четвертных октав в левой. Первоначально он был написан в двух частях по четыре такта, хотя позже Шопен добавил повтор последних четырех тактов на более мягком уровне, с выразительным нарастанием перед финальным каденсом . | Используется в качестве темы для вариаций Ферруччо Бузони , а позже, без повторных тактов, Сергея Рахманинова в его «Вариациях на тему Шопена» , наборе из 22 вариаций в широком диапазоне тональностей, темпов и длин. |
21 | Кантабиле | Б ♭ мажор | В то время как правая рука поет простую мелодию, левая играет непрерывные удвоенные восьмые ноты, характеризующиеся хроматическим движением, включая хроматические негармонические тоны . [17] подхватывается правой рукой и во второй половине произведения. | |
22 | Очень взволнован | соль минор | В 6 В восьмом разе он начинается с характерного точечного ритма с октавами в левой руке (восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая ноты), который Скрябин позже перенял в своих ранних прелюдиях в стиле Шопена. | |
23 | Умеренный | Фа мажор | Мелодичная левая рука, украшенная трелями и поддерживаемая шестнадцатыми нотами в правой. | |
24 | Веселый и страстный | Ре минор | Начинается громким паттерном из пяти нот в левой руке. На протяжении всего произведения левая рука продолжает этот образец, а мелодия правой руки акцентируется трелями , гаммами (включая быструю нисходящую хроматическую гамму в терциях ) и арпеджио . Пьеса завершается тремя громкими низкими ре на фортепиано без аккомпанемента. Произведение используется в конце реконструированного фильма о Варшавском восстании 1944 года в Музее Варшавского восстания. |
Первые четыре такта Прелюдии № 21 показаны ниже. [17]
Сравнения
[ редактировать ]Шопен, соч. 28 прелюдий сравнивают с Иоганна Себастьяна Баха прелюдиями в «Хорошо темперированном клавире» . Однако каждая из прелюдий Баха приводит к фуге в одной и той же тональности, и пьесы Баха расположены в каждом из двух томов произведения в восходящем хроматическом порядке (с мажорным предшествующим параллельным минором ), а пьесы Шопена расположены по кругу квинт. (причем мажор предшествует относительному минору ). Известно, что Шопен изучал музыку Баха, хотя неизвестно, исполнял ли он ее публично.
Гарольд К. Шенберг в книге «Великие пианисты » пишет: «Трудно также отказаться от мысли, что Шопен был хорошо знаком с ныне забытой опусом 67 Гуммеля , написанным в 1815 году – совокупностью из двадцати четырех прелюдий». мажорную и минорную тональности, начиная с до мажор». Как говорит Шенберг: «Начала концертов Гуммеля ля минор и Шопена ми минор слишком близки, чтобы быть случайными». [18] Посвященный набору Шопена Йозеф Кристоф Кесслер также использовал квинтовый круг в своих 24 этюдах, соч. 20, посвященных Хуммелю.
Другие прелюдии Шопена
[ редактировать ]

Шопен написал еще три прелюдии.
Прелюдия № 25 (соч. 45)
[ редактировать ]Прелюдия до ♯ минор, соч. 45 (иногда называемая Прелюдией № 25), была написана в 1841 году. [19] Он был посвящен княгине Е. Чернишевой (Елизавета Чернышева) и содержит широко распространенные басы и весьма выразительные и эффективные хроматические модуляции на довольно единой тематической основе.
Прелюдия № 26
[ редактировать ]Безымянное произведение Presto con leggierezza ля мажор было написано в 1834 году как подарок Пьеру Вольфу и опубликовано в Женеве в 1918 году. [20] [21] Произведение, иногда известное как Прелюдия № 26, очень короткое и, как правило, яркое по тону.
Прелюдия (№ 27)
[ редактировать ]Еще одна прелюдия существует в ми ♭ минор и имеет подзаголовок «Три дьявола» Джеффри Каллберга , профессора истории музыки в Пенсильванском университете . Каллберг дал ей это прозвище из-за ее сходства со Джузеппе Тартини скрипичной сонатой , известной как «Три дьявола» , причем Тартини, вероятно, оказал влияние на Шопена. Оригинальная подпись была нацарапана наспех (в большей степени, чем обычно в оригинальных рукописях Шопена).
Шопен оставил это произведение незавершенным и, кажется, выбросил его; пока он работал над ней во время своего пребывания на Майорке, прелюдия ми ♭ минор, которая в конечном итоге стала частью соч. 28 комплект не имеет отношения к предмету. Реализация Каллбергом прелюдии из почти неразборчивых набросков Шопена не идет дальше того места, на котором остановился Шопен. Первое публичное исполнение пьесы состоялось в июле 2002 года на музыкальном фестивале в Ньюпорте, штат Род-Айленд, с пианистом Аленом Жаконом. [22] [23]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Пианисты-композиторы, ранее публиковавшие сборники прелюдий для пианистов, не умеющих импровизировать, включают Муцио Клементи , Иоганна Непомука Хуммеля и Игнаца Мошелеса ; по словам Ричарда Тарускина , Шопен, вероятно, знал Прелюдии Мошелеса, соч. 73 (1827) и использовал их в качестве модели вместе с « Хорошо темперированным клавиром» Баха . [6]
Ссылки
- ^ Браун, Морис Дж. Э. (1957). «Хронология прелюдий Шопена». Музыкальные времена . 98 (1374): 423–4. дои : 10.2307/937215 . ISSN 0027-4666 . JSTOR 937215 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Михаловский, Корнель; Самсон, Джим. «Шопен, Фридерик Францишек» . Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 19 января 2014 г. (требуется подписка)
- ^ Бирет, Идил (2007). Уиллард А. Палмер (ред.). Шопен: Прелюдии для фортепиано . Музыкальное издательство Альфреда. п. 6. ISBN 978-0-7390-4754-5 .
- ^ Хунекер, Джеймс . Введение. Прелюдии Шопена для фортепиано . Отредактировано, исправлено и проверено Рафаэлем Джозеффи . Г. Ширмер, Инк.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейер, Мэрилин (1993). Шопен «Двадцать четыре прелюдии», опус 28 (докторская диссертация). Университет Вуллонгонга . Проверено 21 января 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тарускин 2009 , с.333.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каллберг 1994 , с. 143
- ^ Пол Килдеа , Фортепиано Шопена (2018), с. 311н
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прелюдии , Музыка Шопена
- ^ Фред Ю (март 2010 г.). «Полный музыкальный анализ – Прелюдии» . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Николас, Джереми (2007). Шопен: его жизнь и музыка . Нейпервилл, Иллинойс: Справочники MediaFusion. п. 268. ИСБН 978-1-4022-0757-0 .
- ^ Лейкин, Анатолий (2015). Тайна прелюдий Шопена . Рутледж. ISBN 978-1409452249 .
- ^ Крески, Джеффри (1994) Путеводитель по прелюдиям Шопена , Greenwood Press. п. XVIII.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйслер, Бенита. « Похороны Шопена » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Пол Килдеа , Фортепиано Шопена , 2018, стр. 78.
- ^ Ванкуверское общество Шопена: Прелюдии. Архивировано 23 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бенвард и Сакер (2009). Музыка в теории и практике , Том. II, стр. 217–218. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- ^ Гарольд К. Шонберг , Великие пианисты , с. 110 [ нужна полная цитата ]
- ^ «Запись рабочего списка памяти Шопена для опуса 45» . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года . Проверено 19 июля 2007 г.
- ^ «Страница произведений Шопена Фортепианного общества» . Проверено 19 июня 2007 г.
- ^ Рауш, Робин (2017). «Рукопись Шопена: Прелюдия ля-бемоль мажор, соч. пост» . Библиотека Конгресса . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Херруп, Кэтрин. (30 мая 2002 г.) «Дьявольская трель» Шопена реконструирована профессором The Daily Pennsylvanian . Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ «Профессор реконструирует незаконченную прелюдию Шопена по заметкам художника» Кэтрин Люси, Berkeley Daily Planet (11 июня 2002 г.). Проверено 20 декабря 2011 г.
Источники
- Каллберг, Джеффри (1994). «Маленькие «формы»: в защиту прелюдии». В Самсоне, Джим (ред.). Кембриджский компаньон Шопена . Кембриджские спутники музыки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 124–144. ISBN 978-0-521-47752-9 .
- Тарускин, Ричард (24 июня 2009 г.). «Миниатюра Шопена» . Оксфордская история западной музыки: музыка девятнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 333–338. ISBN 978-0-19-979602-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Леонцкий, Ян: Интерпретация Шопена. 24 прелюдии, соч. 28. Анализ, комментарии и варианты интерпретации. Издания Тарнхельма.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Прелюдии соч. 28 : Рукопись с автографом
- Прелюдии соч. 28 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Прелюдия соч. 45 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Прелюдия B. 86 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Прелюдии соч. 28 : Бесплатные результаты в Мусопене
- BBC Discovering Music : аудиопрограмма, посвященная 28 прелюдиям опуса Шопена
- Исполнение прелюдии «Три дьявола» ми-бемоль минор на YouTube , Джеффри Каллберг