Федерико Момпу
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Фредерик Момпу Денкос (англ. Каталанский: [fɾəðəˈɾiɡ mumˈpow] ), или Федерико Момпу (16 апреля 1893 — 30 июня 1987), был испанским композитором и пианистом.
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Момпу родился в Барселоне в семье адвоката Фредерика Момпу и его жены Жозефины Денкос, французского происхождения. [ 1 ] Его брат Хосеп Момпу (1888–1968) стал художником. Его эскиз простого фермерского дома появился на обложках всех музыкальных произведений Фредерика. [ 2 ]
Момпу учился игре на фортепиано у Педро Серры. [ 3 ] в Высшей консерватории музыки дель Лисеу перед поездкой в Париж, чтобы учиться в Парижской консерватории , которую возглавлял Габриэль Форе . Момпу услышал выступление Форе в Барселоне, когда ему было девять лет. [ 3 ] а его музыка и исполнительский стиль произвели на него сильное и неизгладимое впечатление. [ 1 ] У него было рекомендательное письмо к Форе от Энрике Гранадоса , но оно так и не дошло до адресата. [ 2 ] Он поступил в консерваторию (с другим испанцем, Хосе Итурби ), но учился у Исидора Филиппа , заведующего отделением фортепиано. Он также брал частные уроки игры на фортепиано у Фердинанда Мотт-Лакруа. [ 2 ] и уроки гармонии и композиции с Марселем Самуэлем-Руссо . [ 3 ] Его крайняя застенчивость, самоанализ и самоуничижение означали, что он не мог продолжить сольную карьеру, а вместо этого решил посвятить себя композиции. В 1917 году он вернулся в Барселону, спасаясь от войны . [ 3 ] Его первая опубликованная работа «Cants Magics » появилась в 1920 году, главным образом благодаря поддержке его друга Агустина Кинтаса. [ 3 ]
1920–1950-е годы
[ редактировать ]Момпу вернулся в Париж в 1921 году, и к тому времени его музыка регулярно исполнялась публично его бывшим учителем Мотт-Лакруа и другими, и он оказался любимцем Парижа. [ 2 ] В 1921 году его «Детские сцены » (1915–18) в исполнении Мотта-Лакруа вдохновили французского критика Эмиля Вильермо провозгласить Момпу «единственным учеником и преемником» Клода Дебюсси . [ 1 ] Сам Момпу часто исполнял свои сочинения, но только на частных вечерах, а не публично. [ 3 ] Однако время его пребывания в Париже было нелегким. Он не публиковал музыку в период с 1931 по 1941 год, когда уехал в родную Каталонию , спасаясь от немецкой оккупации Парижа . В это время умер его отец, а брат серьезно заболел. Гражданская война в Испании сильно беспокоила его, хотя поначалу он поддерживал фалангистов . [ нужна ссылка ] Его личное финансовое положение часто было достаточно тяжелым, чтобы увести его от музыки и заняться различными деловыми начинаниями, включая попытку возродить традиционное семейное производство колоколов . [ 2 ]
Кеннета Макмиллана Балет «La Casa de los Pájaros» ( «Дом птиц »), поставленный Джоном Ланчбери на оркестровки различных фортепианных пьес Момпу, был представлен впервые в Сэдлерс-Уэллс в Лондоне в 1955 году, а также был поставлен на 4-м Фестивале музыки и музыки. Данца в Гранаде.
В 1956 году появился «Дон Перлимпин» (также известный как «Дон Перлимпинада »), балет, написанный в сотрудничестве Момпу и Ксавье Монсальватге по пьесе Федерико Гарсиа Лорки . Большая часть музыки была написана Момпоу, но Монсальватге помог с оркестровкой и соединением отрывков, а также добавил два своих собственных номера. [ 4 ]
В 1957 году в возрасте 64 лет Момпу женился на пианистке Кармен Браво. [ 5 ] который был на 30 лет моложе его. Для них обоих это был первый брак, детей у них не было.
Спустя годы
[ редактировать ]
В 1975 и 1976 годах он был членом жюри первого Международного конкурса пианистов Паломы О'Ши в Сантандере . [ 6 ] В Барселоне он стал членом Королевской академии Сант-Жорди; он жил там до своей смерти в 1987 году в возрасте 94 лет от дыхательной недостаточности. Он похоронен на кладбище Монжуик в Барселоне.
Открытия
[ редактировать ]После смерти его вдовы в 2007 году в файлах Момпу в его доме, а также в файлах Национальной библиотеки Каталонии было обнаружено около 80 неопубликованных и до сих пор неизвестных произведений . Некоторым из них в 2008 году в Барселоне давали выступления Хорди Масо и Мак МакКлюр. Премьерные выступления многих других в 2009 году дал Марсель Вормс . [ 7 ]
Награды
[ редактировать ]За свою карьеру Момпу получил множество наград, в том числе: Кавалер искусств и литературы (Франция), Национальная премия музыки (Испания), Почетный доктор Университета Барселоны (1979) и Золотая медаль Генералитета Каталонии (1980). .
Стиль
[ редактировать ]Момпоу наиболее известен [ кем? ] как миниатюрист, пишущий короткую, относительно импровизационную музыку, которую часто называют «нежной» или «интимной». [ нужна ссылка ] Его основное влияние оказали французский импрессионизм , Эрик Сати и Габриэль Форе , что привело к созданию стиля, в котором музыкальное развитие сведено к минимуму, а выражение сконцентрировано в очень маленьких формах. Он увлекался фигурками остинато , имитацией колоколов (семья его матери владела литейным заводом по производству колоколов в Денкоссе, а дедушка был колокольным мастером), [ 1 ] [ 3 ] и своего рода заклинательный, медитативный звук, наиболее полное выражение которого можно найти в его шедевре Musica Callada (или Голосе Безмолвия ), основанном на мистической поэзии Святого Иоанна Креста . На него также повлияли звуки и запахи морского квартала Барселоны, крики чаек, звуки играющих детей и популярная каталонская культура. Он часто обходился без тактовых линий и тональных подписей. Его музыка основана на аккорде G ♭ –C–E ♭ –A ♭ –D, который он назвал Barri de plaja (Пляжный квартал). [ 1 ]

Избранные работы
[ редактировать ]Соло фортепиано
[ редактировать ]- Интимные впечатления , 9 миниатюр, написаны 1911–1914 гг.
- Пессебрес (1914–1917) ( Вертеги )
- Scènes d'enfants (1915–1918) ( Детские сцены ; позже оркестрован Александром Тансманом )
- Suburbis (1916–1917) ( «Пригороды» ; позже оркестрован Мануэлем Розенталем )
- Волшебные песни (1920) ( Волшебные песни )
- торжества (1920–1921 Далекие )
- Чармы (1920–1921)
- Cançons i danses (1921–1979) ( Песни и танцы )
- Диалоги (1923)
- Прелюдии (1927–1960)
- Вариации на тему Шопена (1938–1957) (по мотивам Шопена Прелюдии № 7 ля мажор )
- Пейзажи (1942–1960) ( Пейзажи )
- Мост (1947)
- Колыбельная (1951) ( Колыбельная )
- Música calla ( Тихая музыка или Голоса тишины ) (Первая тетрадь – 1959 г., Вторая тетрадь – 1962 г., Третья тетрадь – 1965 г., Четвертая тетрадь – 1967 г.)
Голос и фортепиано
[ редактировать ]- L'hora grisa (1916) ( Серый час )
- Четыре мелодии (1925) ( Четыре мелодии )
- Детские стишки (1926–1943) ( Детские стишки )
- Бой мечты 1942–1948 ( )
- Песня души (1951) ( Песня души )
- Беккерские песни (1971) ( Песни по Беккеру )
Балеты
[ редактировать ]- Дон Перлимпин (1956; написано с Ксавье Монсальватже )
Хоровой
[ редактировать ]- Los Improperios ( Оскорбления ), для хора и оркестра (1964; написано памяти Фрэнсиса Пуленка )
- L'Ocell daurat ( Золотая птица ), кантата для детского хора (1970)
Гитара
[ редактировать ]- Suite Compostelana для гитары (1962; сочинено для Андреса Сеговии )
- "Cançó i dansa No. 10 " (Sobre dos Cantigas del Rei Alfonso X), первоначально для фортепиано (1953), переписанная для гитары композитором (рукопись без даты) [ 8 ]
- "Cançó i dansa No. 13" (Песня: Песня птиц; Танец (Добрый охотник)) для гитары (1972) [ 9 ]
Записи
[ редактировать ]Сам Момпу записал несколько своих фортепианных пьес для EMI в 1950 году, а затем гораздо большую часть своих фортепианных произведений, включая Musica callada , для Ensayo в 1974 году. Более поздние записи были переизданы в коробочном наборе из 4 компакт-дисков компанией Brilliant Classics. . На протяжении десятилетий другие пианисты редко записывали его произведения. [ нужна ссылка ] такие крупные фигуры, как Артур Рубинштейн , Гиомар Новаес , Магда Тальяферро и Артуро Бенедетти Микеланджели , записали лишь несколько его произведений. В конце 1950-х годов жена Момпу, Кармен Браво, записала некоторые из его произведений для EMI.
Алисия де Ларроша записала более широкий выбор (для Decca в Европе и Лондона в США). После смерти Момпоу его работам стало уделяться больше внимания. Такие пианисты, как Стивен Хаф в 1997 году и Аркадий Володос в 2013 году, выпустили альбомы, посвященные его музыке. Хорди Масо записал цикл фортепианных произведений Момпу для Naxos Records . Среди других современных пианистов, записавших произведения Момпоу, — Даниил Трифонов , Александр Таро , Герберт Хенк, Клелия Ирузун, Дженни Лин , Аарон Кристер Джонсон , [ 10 ] и Хавьер Перианес . Британский пианист Мартин Джонс записал для Нимбуса все фортепианные сочинения Момпу, в том числе неопубликованные при жизни Момпу, многие из которых были обнаружены, когда в 2008 году была очищена его квартира. Испанское сопрано Виктория де лос Анхелес записала цикл песен Момпу «Эль бой сомни». ; в 1971 году был записан фильм, в котором она поет одну из этих песен в своей гостиной с композитором в качестве аккомпаниатора.
Гитарист Андрес Сеговия Момпу записал сюиту «Компостелана» , посвященную ему.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Эстап, Виктор. «Классика онлайн: Фредерик Момпу - Фортепианная музыка, Том 1 (Хорди Масо)» . Перевод Ютсума, Пола. Об этом альбоме. Архивировано из оригинала 26 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и PRODigital Records – Примечания к программе
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эрнандес-Банучи, Альберто; Роулинз, Джозеф Томас (1 декабря 2006 г.). «Федерико Момпу: великолепный каталонский композитор» . Американский учитель музыки . Национальная ассоциация учителей музыки, Inc. – через бесплатную библиотеку.
- ^ Наксос Наксос [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Марсель Вормс» . Архивировано из оригинала 10 января 2010 г. Проверено 23 апреля 2010 г.
- ^ «Победители, жюри, оркестры и приглашенные артисты - II Международный конкурс 1975 года» , Конкурс пианистов в Сантандере
- ^ «Марсель Вормс, пресс-релиз, 11 сентября 2009 г.» . Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 23 апреля 2010 г.
- ^ Опубликовано Бербеном, Анкона, 2002 г.
- ^ Издано EMEC, Мадрид, 1986–1988 гг.
- ^ Sonic Hermit Records, 2016
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Солтер, Лайонел (1980). «Федерико Момпу». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. xii (1-е изд.). Лондон: Макмиллан. п. 476.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография, каталог, дискография, галерея – на испанском, французском и английском языках.
- Фортепианное общество: Фредерик Момпу
- Личные документы Фредерика Момпу в Библиотеке Каталонии.
- Федерико Момпу из AllMusic
- 1893 рождения
- 1987 смертей
- Композиторы Каталонии
- Каталонские пианисты
- Музыканты из Барселоны
- Похороны на кладбище Монжуик
- Выпускники музыкальной школы консерватории
- Испанские композиторы-классики
- Испанские композиторы-классики мужского пола
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы для фортепиано
- Ученики Исидора Филиппа
- Испанские музыканты 20 века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века