Jump to content

Мануэль Розенталь

Мануэль Розенталь (18 июня 1904 — 5 июня 2003) — французский композитор и дирижёр , занимавший ведущие позиции в музыкальных организациях Франции и Америки. Он дружил со многими современными композиторами, и, несмотря на значительный список сочинений, больше всего запомнился тем, что он оркестровал популярную балетную партитуру « Парижанка» на основе фортепианных партитур оперетт Оффенбаха, а также своими дирижерскими записями.

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Розенталь родился в Париже в семье Анны Деворсоски, русско-еврейского происхождения, и отца-француза, которого он никогда не встречал. [ 1 ] Его фамилия была взята от отчима Бернара Розенталя.

Он начал заниматься музыкой на скрипке в возрасте 6 лет, на которой играл в кафе и кинотеатрах после смерти отчима в 1918 году, чтобы поддержать свою мать и сестер. [ 2 ] [ 3 ] В 1920 году он поступил в консерваторию в Париже, но в конце концов покинул ее, не сумев получить ожидаемую первую премию. [ 1 ] Помимо продолжения обучения игре на скрипке у Альтермана и Жюля Бушери и игры в коллективах театра и кино, он также изучал композицию. Примерно в это же время он встретил Лео Сира , изобретателя струнных инструментов, известных как дикстуор, и его уговорили играть на сурсопрано (на 4 ступень выше скрипки) и найти композиторов, которые могли бы писать для этого нового инструмента. Благодаря этому Розенталь познакомился с выдающимися молодыми парижскими композиторами, среди которых Дариус Мийо и Артюр Онеггер , а также представил свою собственную музыку на сольном концерте в Париже в октябре 1921 года. наиболее выдающимися были [ 4 ]

Его Сонатина для двух скрипок и фортепиано, написанная для экзамена по чтению с листа, получила признание после ее исполнения на 99-м концерте Независимого музыкального общества в Париже в конце октября 1924 года, на котором присутствовали Надя Буланже и Алексис Роланд-Мануэль . После службы в армии он стал учеником Мориса Равеля , видясь с ним один или два раза в месяц. [ 5 ] а также брал уроки контрапункта и фуги у Жана Юре . [ 4 ] продолжая играть на скрипке в оркестрах кафе «Мулен Руж» и «Казино де Пари» . Поддержка Равеля в конечном итоге привела к тому, что он выиграл премию Блюменталя (стоимостью 20 000 франков) в 1928 году. [ 6 ] Равель убедил директоров Комической оперы , чтобы в июне 1930 года там была исполнена одноактная опера Розенталя « Район вечеров» . [ 4 ] Он также организовал дирижерский дебют Розенталя на концерте, составленном из собственной музыки Розенталя в 1928 году. [ 3 ]

Дирижерская карьера

[ редактировать ]

Его дирижерская карьера началась всерьез в 1934 году, когда он стал перкуссионистом и помощником дирижера Национального оркестра Франции под руководством Дезире-Эмиля Ингельбрехта . В 1936 году Жорж Мандель пригласил его дирижировать Оркестром радио PTT. По мере того, как его слава как дирижера росла, в «Action Française» в 1937 году он подвергся нападкам со стороны Люсьена Ребате , который потребовал его исключения из должности радиодирижера. В том же году Серж Кусевицкий в Париже во время выставки пригласил Розенталя стать помощником дирижера Бостонского симфонического оркестра под его руководством - предложение было повторено после концерта в Зале Плейеля накануне войны в 1939 году. [ 7 ] После смерти Равеля в 1937 году и после успеха « Парижского веселья » он стал близким коллегой великого русского композитора-эмигранта Игоря Стравинского . [ 7 ]

Музыкальная карьера Розенталя была прервана Второй мировой войной, когда в мае 1940 года, будучи капралом 300-го пехотного полка, дислоцированного в 1939 году в Эльзасе недалеко от Рейна, он попал в плен к немцам. организовал концерты в лагере, в котором находился, и даже написал оперетту по пьесе Жоржа Куртелина . Включенный в обмен военнопленных, он был отправлен обратно в оккупированную зону , вернулся в Париж в марте 1941 года и бежал в Марсель в Zone libre с помощью Ролана-Мануэля (свободная зона) . Но он был арестован в Безансоне в сентябре 1941 года при попытке увидеться с сыном и приговорен к шести месяцам принудительных работ. Однако с помощью немецкого офицера он получил необходимые документы для побега обратно в Марсель. Позже в 1942 году он вернулся в Париж и мужественно присоединился к Сопротивлению, работая с выдающимися музыкальными коллегами Дезормьером , Дюрей , Дельвинкуром , Шарлем Мунком и другими. [ 7 ]

После освобождения в 1944 году он вернулся в Национальный оркестр Франции , чтобы стать их главным дирижером, и занимал эту должность до 1947 года. Первый концерт состоял из произведений каждой из стран-союзниц, включая « Гимн а-ля Справедливость Маньяра » . Он позаботился о том, чтобы звучала самая разнообразная современная музыка, и первый сезон включал полный цикл Стравинского. [ 7 ] В свой последний год работы с оркестром он привез его в Англию, чтобы присоединиться к сэру Томасу Бичему и Королевскому филармоническому оркестру на концерте, организованном Джеком Хилтоном , который заполнил Харрингей-арену 13 500 слушателями. [ 8 ]

В начале 1946 года Розенталь впервые дирижировал в США с Симфоническим оркестром Сент-Луиса . Приняв должность постоянного композитора в колледже Пьюджет-Саунд , он был приглашен стать музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сиэтла , которым он дирижировал в 1948–1951 годах, одновременно выступая с гостевыми выступлениями в Сан-Франциско и Буэнос-Айресе . Затем он отправился в Алжир, чтобы дирижировать там и в Тунисе зимой 1952–53 годов. [ 7 ]

Он был музыкальным руководителем Симфонического оркестра Льежа с 1964 по 1967 год и профессором дирижирования в Парижской консерватории с 1962 по 1974 год, где он установил более требовательный график для своих студентов, среди которых были Ян Паскаль Тортелье , Элиау ​​Инбаль , Жак Мерсье. , Марк Сустро и Жан-Клод Казадезюс . [ 7 ] Он дирижировал одними из первых современных представлений Жана-Филиппа Рамо » «Зороастра в Большом театре Бордо и Комической опере в 1964 году. В 1973 году BBC в Манчестере пригласила его дирижировать оперой по его выбору, что оказалось это будет Эммануэля Шабрие » «Король злого короля , для которого он выбрал французский актерский состав. [ 1 ]

В феврале 1981 года Розенталь дебютировал в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в смешанной программе французских сценических произведений 20-го века, вернувшись в 1983 году с оперным шедевром Франсиса Пуленка 1957 года «Диалоги кармелиток» и для дальнейших выступлений в 1986-87 годах. [ 9 ] Он вернулся в Сиэтл в 1986 году, чтобы дирижировать циклом Рихарда Вагнера « Кольцо» в Сиэтлской опере . [ 10 ]

Он дирижировал первым исполнением радикального оперного шедевра Клода Дебюсси 1902 года «Пеллеас и Мелизанда» в России, в Москве в 1988 году, а позже в том же году состоялась премьера того же произведения в Каракасе, Венесуэла. В 1992 году он дирижировал постановкой « Падмавати» Альбера Русселя в Опере Бастилии. [ 7 ]

Композитор

[ редактировать ]

Розенталь много сочинял во многих классических жанрах, включая оперы, оперетты, балеты, 13 произведений для оркестра, хоровые произведения как с оркестром, так и а капелла , произведения для сольного голоса и оркестра, камерную музыку, музыку для голоса и фортепиано, а также для сольного исполнения. фортепиано. [ 2 ] [ 3 ] Широкое разнообразие его работ, как с точки зрения жанров, так и с точки зрения тона, отражает его отказ принять стилистическую раздробленность, преобладавшую в Париже 1920-х годов . [ 11 ]

Его репутация как композитора была закреплена во Франции с Жанной д'Арк , впервые исполненной в 1936 году, хотя за этим последовала постановка беззаботной одноактной оперетты La Poule Noire 1937 года. [ 4 ]

Его самая известная композиционная работа не была его собственной: балет 1938 года «Парижское веселье», оркестрованный на основе отрывков из оперетты Жака Оффенбаха (скопированных вручную ассистентами, которые выбирали их из фортепианных партитур, которые они быстро читали в музыкальной библиотеке Гарвардского университета , наиболее полном хранилище известные на тот момент партитуры Оффенбаха). Заказ Леонида Мясина изначально был поручен Роже Дезормьеру , но из-за нехватки времени Дезормьер попросил своего друга Розенталя взять на себя проект. Розенталь поначалу сопротивлялся, но выполнил поручение. Мясин отклонил партитуру, но после арбитража Игоря Стравинского наконец принял работу и поставил балет, который имел большой успех. [ 2 ] Он также оркестровал произведения Федерико Момпу и Равеля. [ 11 ]

Он свободно писал хоровые и духовные произведения, такие как «Авиньонская Пьета» (1943), «Три литургических пьесы» (1944) и «Missa Deo gratias» (1953). [ 11 ] Части его «Святого Франсуа Ассизского», возможно, повлияли на Оливье Мессиана . [ 11 ] написавший обширную оперу на ту же тему.

В 1965 году вышла его серьезная опера «Гоп, синьор!» было разочарованием в Тулузе и в Комической опере .

Работает

[ редактировать ]

Сценические работы

[ редактировать ]
  • Район шелковистых , 1923–1926, опера-буфф в одном действии. [ 12 ]
  • Поцелуй ни за что, или Сумасшедшая в доме , 1928–1929, балет в одном действии
  • Les Bootleggers , 1932, музыкальная комедия в одном действии.
  • «Черная курица» , 1933–1937, музыкальная комедия в одном действии.
  • Gaîté Parisienne , 1938, одноактный балет по Оффенбаху.
  • «Пусть восторжествует дьявол» , 1948, балет в одном действии
  • Женщины у гроба , 1956, лирическая драма в одном действии.
  • Хоп, синьор! 1957–1961, лирическая драма в трёх действиях.

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Серенада , 1927 год.
  • Жанна д'Арк , 1934–36.
  • Маленькие промыслы , 1933 (Кузарь, Травник, Кукольный душ, Ночной сторож, Почтальон Деодат, Цирюльник, Торговец ублями, Точильщик, Няня, Маленькая телеграфистка)
  • Настольная музыка , 1941 (Гостевая закуска, Русский салат, Мателоте из угря, Лионские фрикадельки, Филе говядины, Огородник, Оленья ножка, Салат сезонный, Горный сыр, Ледяная бомбочка, Корзина с фруктами, Кофе, Ликеры, Сигары, Послеобеденные беседы)
  • Деревенская свадьба , 1941 год.
  • Рождественские симфонии , 1947 год.
  • Волшебный Манхэттен , 1948 год.
  • Симфония до мажор, 1949 г.
  • Оффенбахиана , 1953 год.
  • Французские раунды , 1955 год.

Вокал, хорал

[ редактировать ]
  • Святой Франциск Ассизский , 1936–39.
  • Три бурлеска , 1941 год.
  • Пьета Авиньон , 1943 год.
  • Кантата к Рождеству , 1943–44.
  • Два сонета Жана Кассу , 1944 год.
  • Доблестный хор , 1952–53.
  • Месса Слава Богу , 1953 год.
  • Три литургические пьесы , 1958 год.

Инструментальный

[ редактировать ]
  • Сонатина для двух скрипок и фортепиано, 1922 г.
  • Саксофон-Мармелад , 1929 год.
  • Les Soirées du Petit Juas , струнный квартет, 1942 год.
  • Банкет Эзопа (скрипка, фортепиано, оркестр), 1947–1948 гг.

Избранные записи

[ редактировать ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Розенталь был женат дважды. Его первый брак был на хористке мадемуазель. Трусье, в 1927 году. Он начал отношения с сопрано Клодин Верней, еще будучи женатым на своей первой жене, но во время своего пребывания в Сиэтле представил Клодин как свою жену, хотя он и не развелся с Трусье. Его неспособность раскрыть истинный статус Вернея привела к его задержанию на шесть недель на острове Эллис на обратном пути в Сиэтл в октябре 1951 года. [ 7 ] и его контракт в Сиэтле был расторгнут после того, как стало известно о его первом браке. В 1952 году он наконец развелся и женился на Верней. У него было два сына: Ален 1933 года рождения и Клеман 1956 года рождения. [ 3 ] [ 7 ]

Он был удостоен звания кавалера Почетного легиона в 1961 году и командующего в 1991 году. [ 7 ]

Принявший католицизм , [ 11 ] в 1999 году он опубликовал небольшую книгу «Crescendo vers Dieu». [ 13 ] в котором он исследовал религиозные убеждения, вплетенные в историю его жизни.

Он умер в Париже, незадолго до своего 99-летия.

  1. ^ Перейти обратно: а б с Николс Р. Мануэль Розенталь: Некролог. The Guardian , 9 июня 2003 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Андерсон, Мартин, «Век в музыке: Мануэль Розенталь в разговоре» (апрель 2000 г.). Темп (Новая серия) (212): стр. 31–37.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Мартин Андерсон (11 июня 2003 г.). «Мануэль Розенталь» . Независимый . Проверено 1 января 2008 г. [ мертвая ссылка ]
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Ландорми П. Французская музыка по Дебюсси . Париж: Галлимар, 1943.
  5. Его воспоминания были опубликованы под названием «Равель: Сувениры Мануэля Розенталя » под редакцией Марселя Марната , Париж: Хазан, 1995.
  6. ^ "РОЗЕНТАЛЬ МАНУЭЛЬ (1904-2003)" . Universalis.fr. 19 января 1999 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Саудинос Д. Мануэль Розенталь – Жизнь. Париж: Mercure de France, 1992.
  8. The Independent, некролог, 11 июня 2003 г. [ мертвая ссылка ]
  9. ^ Архив Метрополитен-опера - http://archives.metoperafamily.org/archives/frame.htm
  10. ^ Жирардо А. Мануэль Розенталь. В: Оперный словарь New Grove. (Лондон и Нью-Йорк: Макмиллан, 1997)
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Марнат, Марсель. «Розенталь, Мануэль» . Гроув Музыка онлайн . Oxford Music Online, Oxford University Press . Проверено 11 февраля 2014 г. (требуется подписка)
  12. ^ По заказу Galeries Lafayette «Мультимедийная энциклопедия театрально-музыкальной комедии во Франции (1918-1940)» ( http://comedie-musicale.jgana.fr/index.htm ) [ постоянная мертвая ссылка ] , обращение 14.09.10.
  13. ^ Опубликовано Дескле Де Брауэр: Passerelles.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a4e52a94513bb958818f249c5cb81b1__1722408600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/b1/7a4e52a94513bb958818f249c5cb81b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manuel Rosenthal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)