Мануэль Розенталь
Мануэль Розенталь (18 июня 1904 — 5 июня 2003) — французский композитор и дирижёр , занимавший ведущие позиции в музыкальных организациях Франции и Америки. Он дружил со многими современными композиторами, и, несмотря на значительный список сочинений, больше всего запомнился тем, что он оркестровал популярную балетную партитуру « Парижанка» на основе фортепианных партитур оперетт Оффенбаха, а также своими дирижерскими записями.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Розенталь родился в Париже в семье Анны Деворсоски, русско-еврейского происхождения, и отца-француза, которого он никогда не встречал. [ 1 ] Его фамилия была взята от отчима Бернара Розенталя.
Он начал заниматься музыкой на скрипке в возрасте 6 лет, на которой играл в кафе и кинотеатрах после смерти отчима в 1918 году, чтобы поддержать свою мать и сестер. [ 2 ] [ 3 ] В 1920 году он поступил в консерваторию в Париже, но в конце концов покинул ее, не сумев получить ожидаемую первую премию. [ 1 ] Помимо продолжения обучения игре на скрипке у Альтермана и Жюля Бушери и игры в коллективах театра и кино, он также изучал композицию. Примерно в это же время он встретил Лео Сира , изобретателя струнных инструментов, известных как дикстуор, и его уговорили играть на сурсопрано (на 4 ступень выше скрипки) и найти композиторов, которые могли бы писать для этого нового инструмента. Благодаря этому Розенталь познакомился с выдающимися молодыми парижскими композиторами, среди которых Дариус Мийо и Артюр Онеггер , а также представил свою собственную музыку на сольном концерте в Париже в октябре 1921 года. наиболее выдающимися были [ 4 ]
Его Сонатина для двух скрипок и фортепиано, написанная для экзамена по чтению с листа, получила признание после ее исполнения на 99-м концерте Независимого музыкального общества в Париже в конце октября 1924 года, на котором присутствовали Надя Буланже и Алексис Роланд-Мануэль . После службы в армии он стал учеником Мориса Равеля , видясь с ним один или два раза в месяц. [ 5 ] а также брал уроки контрапункта и фуги у Жана Юре . [ 4 ] продолжая играть на скрипке в оркестрах кафе «Мулен Руж» и «Казино де Пари» . Поддержка Равеля в конечном итоге привела к тому, что он выиграл премию Блюменталя (стоимостью 20 000 франков) в 1928 году. [ 6 ] Равель убедил директоров Комической оперы , чтобы в июне 1930 года там была исполнена одноактная опера Розенталя « Район вечеров» . [ 4 ] Он также организовал дирижерский дебют Розенталя на концерте, составленном из собственной музыки Розенталя в 1928 году. [ 3 ]
Дирижерская карьера
[ редактировать ]Его дирижерская карьера началась всерьез в 1934 году, когда он стал перкуссионистом и помощником дирижера Национального оркестра Франции под руководством Дезире-Эмиля Ингельбрехта . В 1936 году Жорж Мандель пригласил его дирижировать Оркестром радио PTT. По мере того, как его слава как дирижера росла, в «Action Française» в 1937 году он подвергся нападкам со стороны Люсьена Ребате , который потребовал его исключения из должности радиодирижера. В том же году Серж Кусевицкий в Париже во время выставки пригласил Розенталя стать помощником дирижера Бостонского симфонического оркестра под его руководством - предложение было повторено после концерта в Зале Плейеля накануне войны в 1939 году. [ 7 ] После смерти Равеля в 1937 году и после успеха « Парижского веселья » он стал близким коллегой великого русского композитора-эмигранта Игоря Стравинского . [ 7 ]
Музыкальная карьера Розенталя была прервана Второй мировой войной, когда в мае 1940 года, будучи капралом 300-го пехотного полка, дислоцированного в 1939 году в Эльзасе недалеко от Рейна, он попал в плен к немцам. организовал концерты в лагере, в котором находился, и даже написал оперетту по пьесе Жоржа Куртелина . Включенный в обмен военнопленных, он был отправлен обратно в оккупированную зону , вернулся в Париж в марте 1941 года и бежал в Марсель в Zone libre с помощью Ролана-Мануэля (свободная зона) . Но он был арестован в Безансоне в сентябре 1941 года при попытке увидеться с сыном и приговорен к шести месяцам принудительных работ. Однако с помощью немецкого офицера он получил необходимые документы для побега обратно в Марсель. Позже в 1942 году он вернулся в Париж и мужественно присоединился к Сопротивлению, работая с выдающимися музыкальными коллегами Дезормьером , Дюрей , Дельвинкуром , Шарлем Мунком и другими. [ 7 ]
После освобождения в 1944 году он вернулся в Национальный оркестр Франции , чтобы стать их главным дирижером, и занимал эту должность до 1947 года. Первый концерт состоял из произведений каждой из стран-союзниц, включая « Гимн а-ля Справедливость Маньяра » . Он позаботился о том, чтобы звучала самая разнообразная современная музыка, и первый сезон включал полный цикл Стравинского. [ 7 ] В свой последний год работы с оркестром он привез его в Англию, чтобы присоединиться к сэру Томасу Бичему и Королевскому филармоническому оркестру на концерте, организованном Джеком Хилтоном , который заполнил Харрингей-арену 13 500 слушателями. [ 8 ]
В начале 1946 года Розенталь впервые дирижировал в США с Симфоническим оркестром Сент-Луиса . Приняв должность постоянного композитора в колледже Пьюджет-Саунд , он был приглашен стать музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сиэтла , которым он дирижировал в 1948–1951 годах, одновременно выступая с гостевыми выступлениями в Сан-Франциско и Буэнос-Айресе . Затем он отправился в Алжир, чтобы дирижировать там и в Тунисе зимой 1952–53 годов. [ 7 ]
Он был музыкальным руководителем Симфонического оркестра Льежа с 1964 по 1967 год и профессором дирижирования в Парижской консерватории с 1962 по 1974 год, где он установил более требовательный график для своих студентов, среди которых были Ян Паскаль Тортелье , Элиау Инбаль , Жак Мерсье. , Марк Сустро и Жан-Клод Казадезюс . [ 7 ] Он дирижировал одними из первых современных представлений Жана-Филиппа Рамо » «Зороастра в Большом театре Бордо и Комической опере в 1964 году. В 1973 году BBC в Манчестере пригласила его дирижировать оперой по его выбору, что оказалось это будет Эммануэля Шабрие » «Король злого короля , для которого он выбрал французский актерский состав. [ 1 ]
В феврале 1981 года Розенталь дебютировал в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в смешанной программе французских сценических произведений 20-го века, вернувшись в 1983 году с оперным шедевром Франсиса Пуленка 1957 года «Диалоги кармелиток» и для дальнейших выступлений в 1986-87 годах. [ 9 ] Он вернулся в Сиэтл в 1986 году, чтобы дирижировать циклом Рихарда Вагнера « Кольцо» в Сиэтлской опере . [ 10 ]
Он дирижировал первым исполнением радикального оперного шедевра Клода Дебюсси 1902 года «Пеллеас и Мелизанда» в России, в Москве в 1988 году, а позже в том же году состоялась премьера того же произведения в Каракасе, Венесуэла. В 1992 году он дирижировал постановкой « Падмавати» Альбера Русселя в Опере Бастилии. [ 7 ]
Композитор
[ редактировать ]Розенталь много сочинял во многих классических жанрах, включая оперы, оперетты, балеты, 13 произведений для оркестра, хоровые произведения как с оркестром, так и а капелла , произведения для сольного голоса и оркестра, камерную музыку, музыку для голоса и фортепиано, а также для сольного исполнения. фортепиано. [ 2 ] [ 3 ] Широкое разнообразие его работ, как с точки зрения жанров, так и с точки зрения тона, отражает его отказ принять стилистическую раздробленность, преобладавшую в Париже 1920-х годов . [ 11 ]
Его репутация как композитора была закреплена во Франции с Жанной д'Арк , впервые исполненной в 1936 году, хотя за этим последовала постановка беззаботной одноактной оперетты La Poule Noire 1937 года. [ 4 ]
Его самая известная композиционная работа не была его собственной: балет 1938 года «Парижское веселье», оркестрованный на основе отрывков из оперетты Жака Оффенбаха (скопированных вручную ассистентами, которые выбирали их из фортепианных партитур, которые они быстро читали в музыкальной библиотеке Гарвардского университета , наиболее полном хранилище известные на тот момент партитуры Оффенбаха). Заказ Леонида Мясина изначально был поручен Роже Дезормьеру , но из-за нехватки времени Дезормьер попросил своего друга Розенталя взять на себя проект. Розенталь поначалу сопротивлялся, но выполнил поручение. Мясин отклонил партитуру, но после арбитража Игоря Стравинского наконец принял работу и поставил балет, который имел большой успех. [ 2 ] Он также оркестровал произведения Федерико Момпу и Равеля. [ 11 ]
Он свободно писал хоровые и духовные произведения, такие как «Авиньонская Пьета» (1943), «Три литургических пьесы» (1944) и «Missa Deo gratias» (1953). [ 11 ] Части его «Святого Франсуа Ассизского», возможно, повлияли на Оливье Мессиана . [ 11 ] написавший обширную оперу на ту же тему.
В 1965 году вышла его серьезная опера «Гоп, синьор!» было разочарованием в Тулузе и в Комической опере .
Работает
[ редактировать ]Сценические работы
[ редактировать ]- Район шелковистых , 1923–1926, опера-буфф в одном действии. [ 12 ]
- Поцелуй ни за что, или Сумасшедшая в доме , 1928–1929, балет в одном действии
- Les Bootleggers , 1932, музыкальная комедия в одном действии.
- «Черная курица» , 1933–1937, музыкальная комедия в одном действии.
- Gaîté Parisienne , 1938, одноактный балет по Оффенбаху.
- «Пусть восторжествует дьявол» , 1948, балет в одном действии
- Женщины у гроба , 1956, лирическая драма в одном действии.
- Хоп, синьор! 1957–1961, лирическая драма в трёх действиях.
Оркестровый
[ редактировать ]- Серенада , 1927 год.
- Жанна д'Арк , 1934–36.
- Маленькие промыслы , 1933 (Кузарь, Травник, Кукольный душ, Ночной сторож, Почтальон Деодат, Цирюльник, Торговец ублями, Точильщик, Няня, Маленькая телеграфистка)
- Настольная музыка , 1941 (Гостевая закуска, Русский салат, Мателоте из угря, Лионские фрикадельки, Филе говядины, Огородник, Оленья ножка, Салат сезонный, Горный сыр, Ледяная бомбочка, Корзина с фруктами, Кофе, Ликеры, Сигары, Послеобеденные беседы)
- Деревенская свадьба , 1941 год.
- Рождественские симфонии , 1947 год.
- Волшебный Манхэттен , 1948 год.
- Симфония до мажор, 1949 г.
- Оффенбахиана , 1953 год.
- Французские раунды , 1955 год.
Вокал, хорал
[ редактировать ]- Святой Франциск Ассизский , 1936–39.
- Три бурлеска , 1941 год.
- Пьета Авиньон , 1943 год.
- Кантата к Рождеству , 1943–44.
- Два сонета Жана Кассу , 1944 год.
- Доблестный хор , 1952–53.
- Месса Слава Богу , 1953 год.
- Три литургические пьесы , 1958 год.
Инструментальный
[ редактировать ]- Сонатина для двух скрипок и фортепиано, 1922 г.
- Саксофон-Мармелад , 1929 год.
- Les Soirées du Petit Juas , струнный квартет, 1942 год.
- Банкет Эзопа (скрипка, фортепиано, оркестр), 1947–1948 гг.
Избранные записи
[ редактировать ]- Дебюсси: Оркестровые произведения — Прелюдия к «После полудня фавна» , «Образы для оркестра» , «Игры» , «Ноктюрны» , «Море» ; Оркестр Парижской оперы под управлением Мануэля Розенталя. ВЕГА
- Равель: «Дафнис и Хлоя» , «Испанская рапсодия» , «Альборада дель грациозо», «Вальсы благородные и сентиментальные» ; Оркестр Парижской оперы под управлением Мануэля Розенталя. ВЕГА
- Равель : «Испанский час» — Георги Буэ (Консепсьон), Роже Бурден (Рамиро), Национальный оркестр Франции, дирижер: Мануэль Розенталь. Париж, 28 декабря 1944 года. IMV 027.
- Иберт: Концертино да камера для альт-саксофона и одиннадцати инструментов , Дебюсси: Рапсодия, Леффлер: Поэма paien d'apres Вергилия - Марсель Мюл , Парижский филармонический оркестр, дирижер Мануэль Розенталь. Париж, 1952 г., 2-EMI 85240.
- Глазунов: Сюита из оперы «Раймонда» - Парижский филармонический оркестр, дирижер Мануэль Розенталь. Париж, 1952 г., 2-EMI 85240.
- Скрябин: Поэма экстаза - Парижский филармонический оркестр, дирижер Мануэль Розенталь. Париж, 1952 г., 2-EMI 85240.
- Соге : Каприсы Марианны - Андре Эспозито (Марианна), Мишель Сенешаль (Коэлио), Камиль Моран (Октава), Оркестр Radio-Lyrique, дирижер: Мануэль Розенталь. Париж, 27–28 мая 1959 г. SOCD 98/99.
- Бизе : Les pêcheurs de perles - Жанин Мишо (Лейла), Ален Ванзо (Надир), Габриэль Бакье (Зурга), Люсьен Ловано (Нурабад), Хор RTF, Радио-лирический оркестр, дирижер: Мануэль Розенталь. Париж, 25 июня 1959 г. GALA GL 100.504.
- Мессиан : Хронохромия – Национальный оркестр Франции, дирижер Мануэль Розенталь. Адес 14122.
- Лало : Испанская симфония , Камиль Сен-Санс , Концерт для скрипки № 3 . Артюр Грюмио (скрипка), Оркестр концертов Ламуре, дирижер: Мануэль Розенталь. Красноречие 462 579-2 (1963).
- Сати: Парад , Три фигурки верхом, Сократ, В конской шкуре. Французский национальный оркестр радио и телевидения под управлением Мануэля Розенталя. 1968. Эверест — EVERCD014
- Оффенбах : Pomme d'api , мистер Цветная капуста останется с ним. . . , Месдам де ля Галль — Мади Меспле , Жан-Филипп Лафон, Леонар Пеццино, Шарль Бурль , Мишель Тремпон , Мишель Амель; Филармонический оркестр Монте-Карло, хоровой ансамбль Жана Лафоржа, дирижер: Мануэль Розенталь. Монте-Карло, 21–29 сентября 1982 г. EMI 3952972.
- Пуччини : Тоска - Джейн Роудс , Альберт Лэнс , Габриэль Бакье ; Оркестр Парижской оперы под управлением Мануэля Розенталя. ВЕГА - ВАЛ 18
- Оффенбах: «Прекрасная Элен» — Джейн Роудс, Бернар Планти, Жан Жиродо , Мишель Амель, Жак Дусе, Бернар Деминьи, Андрин Форли; Оркестр и хор Комической оперы в Париже под управлением Мануэля Розенталя. Филипс GL5664
Личная жизнь
[ редактировать ]Розенталь был женат дважды. Его первый брак был на хористке мадемуазель. Трусье, в 1927 году. Он начал отношения с сопрано Клодин Верней, еще будучи женатым на своей первой жене, но во время своего пребывания в Сиэтле представил Клодин как свою жену, хотя он и не развелся с Трусье. Его неспособность раскрыть истинный статус Вернея привела к его задержанию на шесть недель на острове Эллис на обратном пути в Сиэтл в октябре 1951 года. [ 7 ] и его контракт в Сиэтле был расторгнут после того, как стало известно о его первом браке. В 1952 году он наконец развелся и женился на Верней. У него было два сына: Ален 1933 года рождения и Клеман 1956 года рождения. [ 3 ] [ 7 ]
Он был удостоен звания кавалера Почетного легиона в 1961 году и командующего в 1991 году. [ 7 ]
Принявший католицизм , [ 11 ] в 1999 году он опубликовал небольшую книгу «Crescendo vers Dieu». [ 13 ] в котором он исследовал религиозные убеждения, вплетенные в историю его жизни.
Он умер в Париже, незадолго до своего 99-летия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Николс Р. Мануэль Розенталь: Некролог. The Guardian , 9 июня 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Андерсон, Мартин, «Век в музыке: Мануэль Розенталь в разговоре» (апрель 2000 г.). Темп (Новая серия) (212): стр. 31–37.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мартин Андерсон (11 июня 2003 г.). «Мануэль Розенталь» . Независимый . Проверено 1 января 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Ландорми П. Французская музыка по Дебюсси . Париж: Галлимар, 1943.
- ↑ Его воспоминания были опубликованы под названием «Равель: Сувениры Мануэля Розенталя » под редакцией Марселя Марната , Париж: Хазан, 1995.
- ^ "РОЗЕНТАЛЬ МАНУЭЛЬ (1904-2003)" . Universalis.fr. 19 января 1999 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Саудинос Д. Мануэль Розенталь – Жизнь. Париж: Mercure de France, 1992.
- ↑ The Independent, некролог, 11 июня 2003 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Архив Метрополитен-опера - http://archives.metoperafamily.org/archives/frame.htm
- ^ Жирардо А. Мануэль Розенталь. В: Оперный словарь New Grove. (Лондон и Нью-Йорк: Макмиллан, 1997)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Марнат, Марсель. «Розенталь, Мануэль» . Гроув Музыка онлайн . Oxford Music Online, Oxford University Press . Проверено 11 февраля 2014 г. (требуется подписка)
- ^ По заказу Galeries Lafayette «Мультимедийная энциклопедия театрально-музыкальной комедии во Франции (1918-1940)» ( http://comedie-musicale.jgana.fr/index.htm ) [ постоянная мертвая ссылка ] , обращение 14.09.10.
- ^ Опубликовано Дескле Де Брауэр: Passerelles.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Он-лайн биография
- Биография Радио Франции
- Интервью Мануэля Розенталя Брюса Даффи, 9 сентября 1985 г.
- Мануэль Розенталь на data.bnf.fr
- Мануэль Розенталь на IMDb
- 1904 рождения
- 2003 смертей
- Музыканты из Парижа
- Французы еврейского происхождения
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские композиторы оперетты
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Приз Блюменталя
- Командоры Почетного легиона
- Выпускники Парижской консерватории
- Академический состав Парижской консерватории
- Французские композиторы балета
- Переходит в католицизм из иудаизма
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Французские дирижеры ХХ века (музыка)
- Французские музыканты-мужчины 20-го века