Испанская рапсодия
Испанская рапсодия | |
---|---|
Морис Равель | |
Английский | Испанская рапсодия |
На основе | в Гавану |
Составленный | 1907 |
Выполненный | 15 марта 1908 г. |
Опубликовано | 1908 |
Подсчет очков | Оркестр |
«Испанская рапсодия» — оркестровая рапсодия, написанная Морисом Равелем . написанная между 1907 и 1908 годами, «Рапсодия», является одним из первых крупных произведений Равеля для оркестра. Впервые оно было исполнено в Париже в 1908 году и быстро вошло в международный репертуар. Произведение основано на испанском наследии композитора и является одним из нескольких его произведений, действие которых происходит в Испании или отражает ее.
Фон
[ редактировать ]Родоначальником « Рапсодии» стала «Хабанера» для двух фортепиано, которую Равель написал в 1895 году. Она не была опубликована как отдельное произведение, и в 1907 году он сочинил три сопутствующих пьесы. Версия для двух фортепиано была завершена к октябрю того же года, а в феврале следующего года сюита была полностью оркестрована. [1] Примерно в это же время в произведениях Равеля появился отчетливо испанский тон, возможно, отражающий его собственное испанское происхождение. [2] Его опера «Испанский час» была завершена в 1907 году. [3] как и песня "Vocalise-Etude en forme de habanera". [4]
В промежутке между сочинением оригинальной «Хабанеры» и завершением четырехчастной «Рапсоди » Клод Дебюсси опубликовал фортепианную сюиту « Эстамп» (1903), средняя часть которой, «Soirée dans Grenade», имела испанскую тему. [2] Чтобы опровергнуть любые обвинения в плагиате, Равель позаботился о том, чтобы дата 1895 года была четко напечатана для его «Хабанеры» в опубликованной партитуре « Рапсодии» . [n 1]
Премьера «Рапсодии » в исполнении Оркестра концертов Колонны под управлением Эдуарда Колонна . в Театре Шатле состоялась 15 марта 1908 года [1] Критика в целом была положительной. Несогласными были голоса Пьера Лало , который обычно не любил музыку Равеля, и Гастона Карро , который назвал партитуру «стройной, непоследовательной и беглой». В остальном много хвалили за тонкую и свежую оркестровку и живописность музыки. [6] Вскоре эта работа получила международное признание. Генри Вуд дал британскую премьеру в октябре 1909 года перед большой публикой на Променаде . [7] а в следующем месяце работа была впервые представлена в Нью-Йорке. [8]
Музыка
[ редактировать ]Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для оркестра из 2 пикколо , 2 флейт , 2 гобоев , английского рожка , 2 кларнетов-сопрано , бас-кларнета , 3 фаготов , саррусофона (в современных исполнениях обычно используется контрафагот ), 4 валторн , 3 труб , 3 тромбонов и тубы. , литавры , большой барабан , тарелки , кастаньеты , бубен , гонг , малый барабан , ксилофон , челеста , 2 арфы и струны .
Структура
[ редактировать ]В « Рапсоди» четыре части; Полное выступление обычно длится около 15 минут.
1. Прелюдия к ночи
[ редактировать ]Движение отмечено как très modéré ; тактовый размер 3
4 и тональность ля мажор. Все движения тихие, никогда не поднимающиеся выше mezzo forte ; струны повсюду приглушены. Как и в струнном квартете тремя годами ранее, Равель помещает во вступительную часть темы, которые повторяются в последующих разделах, особенно настойчивую вступительную тему F–E–D–C ♯ . [9]
2. Малагенья
[ редактировать ]Это самая короткая из четырех частей, отмеченная ассе виф («довольно оживленная»). Малагенья — это танец фламенко из южной испанской провинции Малага , но музыка Равеля здесь имеет только 3
4 метра общего с аутентичным танцем. [9] Вместо этого критик Ноэль Гудвин называет это движение «скорее романтическим воплощением места и настроения». [10] Как и первая часть, она написана в тональности ля, хотя неясно, мажор она или минор. Движение тихо заканчивается повторением четырехнотной фразы, открывающей первую часть. [9]
3. В Гавану
[ редактировать ]Движение, в 2
4 и переключение между F ♯ мажором и минором отмечено assez lent et d'un rythme las («довольно медленно и с усыпляющим ритмом»). [9] Гудвин описывает его как «обманчивое и тонкое выражение чисто испанского характера и духа». [11]
4. Ярмарка
[ редактировать ]Ферия (Фестиваль), в 6
8 и до мажор отмечены assez animé («довольно оживленный»). Это самая длинная из четырех частей и первый момент в партитуре, в котором Равель, по выражению Николса, позволяет вырваться на свободу «порыву , который до сих пор намеренно подавлялся». Шумная карнавальная атмосфера имеет нотки ностальгии, но торжествует изобилие, и произведение завершается радостным взрывом оркестровых красок. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Если и был какой-либо плагиат, то все было наоборот: после первого исполнения «Хабанеры» Дебюсси попросил Равеля одолжить ему партитуру, и ее влияние можно ясно услышать в пьесе Дебюсси, «с ее ритмом хабанеры и гармониями, а также столкновение с настойчивым до-диезом», как выразился исследователь Равеля Роджер Николс. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Оренштейн, с. 57
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин, с. 4
- ^ Килпатрик, Эмили. «Карбоновая копия: по следам премьеры L'Heure Espagnole » , Revue de Musicologie , 2009, стр. 97–135 (требуется подписка)
- ^ Оренштейн, с. 54
- ^ Николс, с. 96
- ^ Оренштейн, с. 58
- ^ «Прогулочные концерты», The Times , 22 октября 1909 г., стр. 11
- ^ «Филармоническое общество» , The New York Times , 22 сентября 1909 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Николс, стр. 96–97; и Оренштейн, стр. 166–168.
- ^ Гудвин, стр. 4–5.
- ^ Гудвин, с. 5
Источники
[ редактировать ]- Гудвин, Ноэль (1990). Примечания к компакт-диску Chandos Chan 8850 . Колчестер: Chandos Records. OCLC 24272132 .
- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Испанская рапсодия : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур