Интродукция и Аллегро (Равель)
«Интродукция и аллегро для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета» ( фр . «Introduction et allegro pour harpe, flûte, clarinette et quatuor» ) — камерное произведение Мориса Равеля . Это короткая пьеса, длительность исполнения которой обычно составляет от десяти до одиннадцати минут. Он был заказан в 1905 году производителями арф Эрара для демонстрации своих инструментов и описывался как миниатюрный концерт для арфы. Премьера состоялась в Париже 22 февраля 1907 года.
Произведение аранжировано для фортепиано и большого оркестрового состава, но обычно исполняется версия для семи инструментов, которая неоднократно записывалась. В число арфистов, участвовавших в записях, входят Лили Ласкин , Никанор Сабалета , Осиан Эллис , Маркус Клинко , Лавиния Мейер и Мари-Пьер Лангламе .
Фон
[ редактировать ]Чтобы продемонстрировать свою новую хроматическую арфу , компания «Плейель» поручила Клоду Дебюсси в 1904 году написать его «Танцы священные и светские» для арфы и оркестра. [ 1 ] Конкурирующая компания Érard в ответ поручила Морису Равелю написать произведение, демонстрирующее выразительный диапазон ее педальной арфы двойного действия. [ 2 ] [ н 1 ]
Равель завершил свое «Вступление» и «Аллегро» для септета арфы, флейты , кларнета и струнного квартета в июне 1905 года, посвятив его Альберту Блонделю, директору Maison Érard. [ 2 ] Для Равеля композиция в целом была медленной и кропотливой. [ 5 ] но он написал Введение и Аллегро с головокружительной скоростью, чтобы закончить их перед тем, как отправиться в путешествие на лодке с друзьями. Он писал тогда:
Премьера и ранние выступления
[ редактировать ]Премьера состоялась 22 февраля 1907 года на концерте Равеля, представленном Cercle Musical в Hôtel de la Société française de Photography в Париже. [ н 2 ] Играли Мишлин Кан (арфа), Филипп Гобер (флейта), Эрнест Пишар (кларнет) и квартет Firmin Touche; Спектакль дирижировал Чарльз Домерг. [ 7 ] [ 8 ]
Британская премьера состоялась 4 сентября 1907 года на концерте Генри Вуд-Променад с Альфредом Кастнером в роли солиста на арфе. [ 9 ] Позже Равель дирижировал работой в Великобритании, сначала в Бехштейн-холле в Лондоне, в декабре 1913 года, с Гвендолен Мейсон в качестве арфистки. [ 10 ] и на концертах его произведений как в Эолийском зале в Лондоне, так и в ратуше Оксфорда в октябре 1928 года. [ 11 ]
Американская премьера состоялась в Эолийском зале в Нью-Йорке 3 декабря 1916 года на концерте с участием арфиста Карлоса Сальседо » Дебюсси , который дал американскую премьеру « Танцев священных и светских в той же программе. [ 12 ] На первом исполнении в Австралии, в Консерватории Сиднея, в ноябре 1917 года, пьеса была принята с таким энтузиазмом, что ее пришлось немедленно повторить. [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]Полное название произведения в опубликованной партитуре отдает первенство арфе: «Интродукция и аллегро для арфы в сопровождении струнного квартета, флейты и кларнета». [ 14 ] Хотя некоторые комментаторы подчеркивали камерный характер произведения и оспаривали мнение о нем как о концертном произведении, [ 15 ] Ученый Равеля Арби Оренштейн пишет: «Равель, очевидно, хотел подчеркнуть привилегированное положение арфы, и поэтому композицию следует считать миниатюрным концертом для арфы, а не септетом». [ 16 ]
Структура
[ редактировать ]
Произведение соль-бемоль мажор . [ 17 ] Обычно он играет от десяти до одиннадцати минут. [ н 3 ] Начало отмечено Très lent и expressif , метка метронома ♩ = 40, время 4
4 . [ 17 ] Во вступлении из 26 тактов представлены три темы – первые две для деревянных духовых инструментов и третья для виолончели, которые вновь появляются в аллегро. Пьеса открывается пианиссимо- дуэтом для флейты и кларнета. Струнные вступают в третий такт, пианиссимо, а арфа вступает в четвертый с широким арпеджио . [ 18 ]
Виолончель представляет широкую мелодию на фоне мерцающего пианиссимо скрипок, флейты и кларнета. Через десять тактов время меняется на 3
4 и маркировка одолжена . [ 19 ] Движение становится быстрее и громче и снова переходит в пианиссимо, завершая вступление. [ 18 ]
Аллегро в форме сонаты следует без перерыва. [ 20 ] [ 21 ] Он открывается соло арфы. Флейта берет мелодию под аккомпанемент скрипки пиццикато и других струнных арко . Мелодия передается от одного инструмента к другому; музыка постепенно становится громче, пока фортиссимо . не достигается кульминация [ 22 ] Темы развиваются или сжимаются с помощью каденции для арфы. [ 23 ] который предшествует перепросмотру . [ 21 ]
Арфа возвращается к первой теме раздела аллегро под аккомпанемент трелей струнных и деревянных духовых инструментов. Мелодия переходит от инструмента к инструменту, музыка снова становится громче и тише, с короткими перерывами для соло арфы. Основная мелодия исполняется в вариационной форме на арфе в сопровождении струн пиццикато, что приводит к оживленному завершению фортиссимо. [ 18 ] [ 24 ]
Распоряжения
[ редактировать ]При жизни Равеля его издатель Durand et cie помимо оригинальной партитуры выпустил еще [ 25 ] обработки Интродукции и Аллегро для фортепиано соло (Ж. Шарло), [ 26 ] фортепиано в четыре руки (Л.Рокес), [ 27 ] два фортепиано (композитора), [ 28 ] и арфа и фортепиано (композитора). [ 29 ] Равель был не прочь, чтобы пьесу исполняли более крупные ансамбли, чем септет. в письме Дезире-Эмилю Ингельбрехту в феврале 1911 года он писал:
В некоторых записях произведения струнные партии расширены от квартета до полноценного струнного оркестра. [ 31 ] [ 32 ]
Критический прием
[ редактировать ]По чистому дружелюбию и непринужденной чувственности ни одно произведение Равеля не превосходит его «Введение и аллегро» .
Голосуйте Марк,
Кембриджский компаньон Равеля , 2011 г. [ 33 ]
Дебюсси 1904 года Сравнивая «Танцы священные и светские» с пьесой Равеля, заказанной в ответ, критик Марк де Вото отмечает, что первые «сдержанны и даже строги, но не менее чувственны в своей тонкости, без малейшего намека на наиболее характерный жест арфы». глиссандо», тогда как произведение Равеля — «блестящее виртуозное произведение» с «богатством цвета» и «замечательным полное инструментальное звучание». [ 34 ]
В исследовании 2011 года Роджер Николс отмечает, что, хотя Равель назвал произведение законченным «к лучшему или к худшему», музыкальная публика «давно решила, что оно было« к лучшему »». [ 35 ] По мнению Николса, произведение с эстетической точки зрения является второстепенным, но обитает в «оригинальном и прекрасном звуковом мире» и технически представляет собой прогресс по сравнению со струнным квартетом, премьера которого состоялась за год до композиции «Введение» и «Аллегро». [ 36 ]
В своем романе «Равель-декадент» 2012 года Майкл Пури интерпретирует Введение и Аллегро как «сцену реанимации». [ 37 ] – по словам другого аналитика Джесси Филлеруп, «рассвет, который предвещает обновление, одновременно указывая на неизбежные сумерки». [ 38 ] Пури считает музыку в творчестве Равеля ближайшим родственником балета «Дафнис и Хлоя» , поставленного в 1909 году. [ 39 ]
Записи
[ редактировать ]Композитор руководил ранней записью произведения в Лондоне в 1923 году с ансамблем, в который входили Гвендолен Мейсон, арфа; Роберт Мерчи, флейта; Гайдн Дрейпер, кларнет; и струнный квартет под руководством Джорджа Вудхауса. [ 40 ] Комментатор Роберт Филип отмечает, что запись длится девять с половиной минут, что значительно меньше, чем у большинства более поздних записей, и «Аллегро звучит очень быстро для современных слушателей (для сравнения, например, запись 1938 года Лили Ласкин и квартета Кальве) длится чуть меньше одиннадцати минут)». [ н 4 ]
Среди множества последующих записей:
Год | Арфа | Флейта | Кларнет | Струны | Дирижер | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|
1928 | Джон Кокерилл | Роберт Мурсия | Чарльз Дрейпер | Виртуозный квартет [ n 5 ] | [ 40 ] | |
1931 | Дениз Хербрехт | безымянный ансамбль |
Пьеро Коппола | [ 42 ] | ||
1938 | Лилия Калькулятор | Марсель Мойзе | Улисс Делеклюз | Четыре Балвета | [ 43 ] | |
1952 | Фиа Бергут | Амстердамское общество камерной музыки |
[ 44 ] | |||
1955 | Энн Мейсон Стоктон | Артур Клегхорн | Митчелл Лурье | Голливудский струнный квартет | [ 45 ] | |
1955 | Лилия Калькулятор | Жан-Пьер Рампаль | Улисс Делеклюз | Струнный квартет Паскаля | [ 46 ] | |
1958 | Никанор Сабалета | Ференц Фриксай | [ 47 ] | |||
1962 | Осиан Эллис | Ричард Адени | Жервас де Пейер | Melos Ensemble Струнный квартет [ n 6 ] | [ 31 ] | |
1965 | Никанор Сабалета | Кристиан Ларде | Гай Деплюс | Моник Фраска-Коломбье, Маргерит Видаль, Анка Моравер, Хамиса Дор | [ 48 ] | |
1968 | Эдвард Друзинский | Дональд Пек | Кларк Броуди | Чикагский симфонический оркестр | Жан Мартинон | [ 49 ] |
1969 | Осиан Эллис | Ричард Адени | Жервас де Пейер | Струнный квартет Melos Ensemble [ n 6 ] | [ 50 ] | |
1970 | Мариса Роблес | Кристофер Хайд-Смит | Тея Кинг | Дельме Квартет | [ 31 ] | |
1978 | Дэвид Уоткинс | Уильям Беннетт | Том Келли | Национальный филармонический оркестр | Чарльз Герхардт | [ 31 ] |
1983 | Мариса Роблес | Кристофер Хайд-Смит | Тея Кинг | Аллегри Квартет | [ 31 ] | |
1987 | Скайла Канга | Камерный ансамбль Академии Святого Мартина в Полях |
[ 51 ] | |||
1989 | Ева Марос | Золтан Дьёндьёши | Бела Ковач | Кодай квартет | [ 52 ] | |
1989 | Адельхайд Бловски-Миллер | Вольфганг Дюншеде | Карл Лейстер | Ансамбль Вена-Берлин | [ 53 ] | |
1992 | Эрика Гудман | Сюзанна Шульман | Стэнли Маккартни | Ансамбль Амадей | [ 54 ] | |
1993 | Маркус Клинко | Бенуа Фромангер | Морис Габай | Солисты оркестра Парижской оперы Бастилии [ н 7 ] | [ 55 ] | |
1994 | Хайди Левальдер | Джеймс Голуэй | Ричард Штольцман | Токийский струнный квартет | [ 56 ] | |
1994 | Джон Джонс | Уильям Беннетт | Джеймс Кэмпбелл | Аллегри Квартет | [ 57 ] | |
1995 | Изабель Моретти | Мишель Морагес | Паскаль Морагес | Парижский квартет | [ 58 ] | |
2004 | Джиллиан Тингей | Анна Ноукс | Джулиан Фаррелл | Последовательность Фибоначчи | [ 59 ] | |
2015 | Лавиния Мейер | Амстердамская симфониетта |
[ 60 ] | |||
2020 | Мари-Пьер Лангламе | Эммануэль Паю | Венцель Фукс | Кристоф Орак, Симон Ротюрье, Игнаций Мечниковски, Брюно Делепелэр | [ 61 ] |
Аранжировка произведения Равеля для двух фортепиано была записана (1990) Луи Лорти и Элен Мерсье . [ 62 ] и (2009) Тициана Монета и Габриэле Рота. [ 63 ] Аранжировка Рокеса для четырех рук записана (2019) Валентиной Форнари и Альберто Носе .
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам доктора Кальвокоресси , другой заказ Эрара примерно в то же время был для Форе D ♭ Экспромт для арфы, соч. 86; [ 3 ] В своем исследовании Форе 1991 года Жан-Мишель Некту не упоминает Эрара в связи с произведением. [ 4 ]
- ^ Другие произведения включали Струнный квартет и «Histoires naturallles» . [ 6 ]
- ^ Репрезентативное время из версий, перечисленных в разделе «Записи»: Стоктон: 10 минут: 42 секунды; Канга: 10:34; Клинко: 10:58; Джонс: 10:20
- ↑ Запись, очевидно, отражает предпочтительный темп Равеля, а не ограничения времени воспроизведения пластинок со скоростью 78 об / мин : Филип отмечает, что на дисках было достаточно неиспользованного места, чтобы приспособить более медленный темп, если бы Равель этого пожелал. [ 41 ]
- ^ Марджори Хейворд , Эдвин Вирго, Рэймонд Джереми , Седрик Шарп
- ^ Перейти обратно: а б Эмануэль Гурвиц , Айвор МакМахон , Сесил Ароновиц , Теренс Вейл
- ^ Фредерик Ларок, Жерар Торгомян, Пьер Ленерт, Сирил Лакру
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Валлас, с. 167
- ^ Перейти обратно: а б с Оренштейн (2003), с. 68
- ^ Кальвокоресси, доктор медицины «Когда Равель сочинил заказ» , Music & Letters , vol. 22, нет. 1, 1941, с. 56 (требуется подписка)
- ^ Некту, стр. 310 и 516.
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 607
- ^ Оренштейн (2014), с. 54
- ^ Оренштейн (2014), с. 226
- ^ Виллермоз, с. 95
- ^ «16-й выпускной бал, 1907 г.» , BBC. Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ «Произведения М. Равеля», The Times , 18 декабря 1913 г., стр. 11
- ^ «М. Морис Равель», The Times , 16 октября 1928 г., стр. 14; и 20 октября 1928 г., с. 10
- ^ «Программы недели», The New York Times , 3 декабря 1916 г., стр. 10
- ^ «Общество Мадригал» , The Daily Telegraph, 30 ноября 1917 г., стр. 6
- ^ Равель, титульный лист
- ^ Введение и Аллегро (1907) , Лондонская симфониетта, 2011
- ^ Оренштейн (2014), с. 162
- ^ Перейти обратно: а б Равель, с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Слонимский, с. 497–498
- ^ Равель, с. 4
- ^ Равель, стр. 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б Оренштейн (2014), с. 162
- ^ Равель, стр. 12–13.
- ^ Равель, стр. 26–27.
- ^ Равель, стр. 38–39.
- ^ Дюран, с. 9
- ^ Дюран, с. 5
- ^ Дюран, с. 6
- ^ Дюран, с. 7
- ^ Дюран, с. 8
- ^ Цитируется по Оренштейну (2003), с. 120
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стюарт, Филип. Декка Классикал 1929–2009 . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Празднование Жана Мартинона» , Чикагский симфонический оркестр. Проверено 10 апреля 2022 г.; и ОСЛК 1087399227
- ^ де Вото, с. 102
- ^ де Вото, с. 103
- ^ Николс, с. 67
- ^ Николс, с. 68
- ^ Пури, стр. 56.
- ^ Филлерап, стр. 60.
- ^ Пури, стр. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Оренштейн (2014), с. 256
- ^ Филип, с. 37
- ^ ОСЛК 658930360
- ^ ОСЛК 52201098
- ^ ОСЛК 9600795
- ^ ОСЛК 81774354
- ^ IDIS CD IDIS6671
- ^ ОСЛК 1087399227
- ^ ОСЛК 1226313631
- ^ «Празднование Жана Мартинона» , Чикагский симфонический оркестр. Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ OCLC 156593296 и примечания к HMV LP ASD 2506.
- ^ ОСЛК 871951740
- ^ ОСЛК 872338490
- ^ ОСЛК 742933086
- ^ ОСЛК 858508369
- ^ Примечания к EMI CD HMV 5 73452 2, 1999 г.
- ^ ОСЛК 813342953
- ^ Примечания к набору компакт-дисков Cala CACD 1018, 1994 г.
- ^ ОСЛК 315540273
- ^ Deux-Elles CD DXL 1090
- ^ ОСЛК 938482637
- ^ ОСЛК 1304332287
- ^ Чандос CD CHAN8905
- ^ Компакт-диск La Bottega Discantica 8015203102019
Источники
[ редактировать ]- Де Вото, Марк (24 августа 2000 г.). «Гармония в камерной музыке». В Деборе Мауэр (ред.). Кембриджский компаньон Равеля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64026-8 .
- Дюран и др. (1931). Каталог произведений Мориса Равеля . Париж: Дюран и другие. OCLC 974816803 .
- Филлерап, Джесси (2021). Маг звука: Равель и эстетика иллюзий . Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-37988-6 .
- Некту, Жан-Мишель (1991). Габриэль Форе: Музыкальная жизнь . Роджер Николс (транс). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23524-3 .
- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8 .
- Оренштейн, Арби (2003) [1989]. Читатель Равеля . Минеола: Дувр. ISBN 978-0-486-43078-2 .
- Оренштейн, Арби (2014) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Филип, Роберт (2004). Исполнение музыки в эпоху звукозаписи . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10246-8 .
- Пури, Майкл (2012). Равель Декадент: Память, сублимация и желание . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973537-2 .
- Равель, Морис (1905). Интродукция и Аллегро для арфы в сопровождении струнного квартета, флейты и кларнета (PDF) . Пэрис: Дюран. OCLC 1101935173 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард ; Десмонд Шоу-Тейлор (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 500373060 .
- Слонимский, Николас (2000). Великие композиторы и их произведения . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-864955-9 .
- Валлас, Леон (1973) [1933]. Клод Дебюсси, его жизнь и творчество . Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-22916-4 .
- Вильермоз, Эмиль (1939). «Творчество Мориса Равеля». В Колетт ; Роджер Уайлд (ред.). Морис Равель от некоторых его друзей (на французском языке). Париж: Éditions du Tambourinaire. OCLC 1101253788 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Введение и Аллегро : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур