Jump to content

Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор (Равель)

Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор
Морис Равель
Чисто выбритый белый мужчина с полной головой седых или седых волос, элегантно одетый.
Равель ок. 1925 год
Каталог М. 83
Составленный 1929  ( 1929 ) –1931
Преданность Маргарита Лонг
Движения 3

Мориса Равеля был Фортепианный концерт соль мажор написан между 1929 и 1931 годами. Фортепианный концерт состоит из трех частей, общая продолжительность исполнения немногим более 20 минут. Равель сказал, что в этом произведении он стремился не к глубине, а к развлечению в манере Моцарта и Сен-Санса . Среди других его влияний - джаз и баскская народная музыка .

Первое исполнение было дано в Париже в 1932 году пианисткой Маргаритой Лонг под управлением оркестра Ламуре под управлением композитора. Уже через несколько месяцев произведение было услышано в крупных городах Европы и США. Его много раз записывали пианисты, оркестры и дирижеры со всего мира.

Предыстория и первое выступление

[ редактировать ]

Концерт был предпоследним произведением Равеля. В 1906 году он задумал фортепианный концерт на баскские темы; [ 1 ] он вернулся к этой идее в 1913 году, но отказался от работы над произведением в 1914 году. [ 2 ] [ н 1 ] Прошло пятнадцать лет, прежде чем он снова обратился к идее написания концерта. Он начал рисовать его в 1929 году, но на протяжении всей своей карьеры работал медленно и кропотливо. [ 3 ] и прошло почти три года, прежде чем концерт был закончен. Ему пришлось отложить его в сторону, пока он работал до крайнего срока, чтобы написать еще один концерт, ре мажор , для левой руки по заказу Пауля Витгенштейна . [ 4 ]

Биограф Арби Оренштейн пишет, что во время турне по США в 1928 году Равель был «впечатлен их джазом , негритянскими спиричуэлами и мастерством оркестров». [ 5 ] Джаз был популярен в Париже с начала десятилетия: Равель впервые услышал его и получил удовольствие от него в 1921 году, а его влияние заметно в скрипичной сонате , завершенной в 1927 году, и в фортепианном концерте ре мажор. [ 6 ] [ н 2 ] Баскская тема, обсуждавшаяся в 1906 и 1913 годах, не была полностью заброшена. Его коллега Гюстав Самазей считал, что Равель опирался на свои более ранние идеи относительно внешних частей концерта соль мажор, а Оренштейн отмечает баскское влияние во вступительной теме произведения. [ 9 ]

В интервью музыкальному критику Пьеру Леруа, опубликованном в октябре 1931 года, Равель сказал:

Единственным моим желанием... было написать настоящий концерт, то есть гениальное произведение, ярко подчеркивающее виртуозность солиста, не стремящееся к показу глубины. В качестве модели я взял двух музыкантов, которые, на мой взгляд, лучше всего иллюстрировали этот тип композиции: Моцарта и Сен-Санса . Вот почему концерт, который я первоначально думал назвать «Дивертисмент» , содержит три обычных части: за начальным Аллегро, компактной классической структурой, следует Адажио, в котором я хотел воздать особое почтение «схоластике», и в который я старался написать настолько хорошо, насколько мог; в заключение — живое движение в форме рондо, также задуманное в соответствии с самыми непреложными традициями. [ 10 ]

Он намеревался быть солистом при первом публичном исполнении нового произведения, но усталость, слабое здоровье и напряженная работа заставили его предложить премьеру Маргарите Лонг , которой он посвятил концерт. Лонг, известная исполнением произведений Форе и Дебюсси , ранее просила Равель о новом произведении. Она получила законченную партитуру 11 ноября 1931 года и сыграла концерт в Зале Плейель 14 января 1932 года под управлением Равеля Оркестра Ламуре . [ 11 ]

Через несколько дней после премьеры Равель и Лонг начали с концерта европейское турне, сыграв в шестнадцати городах, начиная с Антверпена и включая Брюссель, Вену, Бухарест, Прагу, Лондон, Варшаву, Берлин, Амстердам и Будапешт. [ 11 ] Первые выступления в Северной Америке состоялись 22 апреля 1932 года в Бостоне и Филадельфии . [ н 3 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Равель говорил Леруа: «Чтобы не утяжелять без нужды оркестровую структуру, я призвал к сокращенному оркестру: к обычным струнным присоединяются только одна флейта, пикколо, гобой, английский рожок, два фагота, две валторны, одна труба и одна тромбон". [ 10 ] Оренштейн указывает, что Равель или Леруа забыл упомянуть два кларнета и обширный набор ударных инструментов. [ 14 ] Полный список инструментов, кроме фортепиано, включает , флейту , гобой , английский рожок , E кларнет , кларнет трубу B и A , 2 фагота , 2 валторны F, тромбон C, пикколо , литавры , треугольник , малый барабан , тарелки , большой барабан , тамтам , деревянный блок , кнут , арфа , 16 скрипок , 6 альтов , 6 виолончелей и 4 контрабаса .

Структура

[ редактировать ]
Плакат к премьере фортепианного концерта 1932 года.

Концерт обычно длится около 22 минут. [ н 4 ]

Я. Весело

[ редактировать ]

Первая часть соль мажор находится в 2
2
раза. Он открывается одним резким щелчком хлыста, за которым следует экспозиция , содержащая пять различных тем. Оренштейн говорит о них, что первый предполагает баскскую народную мелодию, второй — влияние Испании, а три других происходят от джазовой идиомы. [ 16 ] За развивающим разделом - «оживленной возней» - следует каденциальный отрывок, ведущий к перепросмотру. Там, где в такой части концерта можно было бы ожидать каденции, Равель пишет три: сначала для арфы, затем для деревянных духовых инструментов и, наконец, для фортепиано; последний из них опирается на пятую тему экспозиции. Расширенная кода завершает часть, возвращая часть материала из развивающего раздела, и завершается серией нисходящих мажорных и минорных трезвучий . [ 16 ]

II. Очень медленно

[ редактировать ]

Медленная часть ми мажор находится в 3
4
раз. В отличие от предыдущей части, это спокойная тема моцартовской безмятежности, написанная в тройной форме . Равель сказала об этом: «Эта плавная фраза! Как я работала над ней такт за тактом! Она чуть не убила меня!» [ 17 ] Первая тема представлена ​​фортепиано без аккомпанемента. Равель сказал, что взял за модель тему из Ларгетто Моцарта Кларнетового Квинтета , но в анализе произведения, опубликованном в 2000 году, Майкл Расс отмечает, что, хотя мелодия Моцарта разворачивается в 20 тактах, Равель строит еще более длинную – 34-тактную – мелодия, не повторяя ни одного такта. [ 18 ] Музыковед Мишель Флери называет начало «расширенным монологом в стиле величественной Сарабанды » и отмечает, что «свой любопытный гипнотический характер» оно черпает из ритмического несоответствия между 3
4
размера мелодии в правой руке и 3
8
подписей аккомпанемента. [ 19 ] После тридцати тактов – около трех минут в обычном исполнении. [ n 5 ] - соло флейты вступает с нотой C , а гобой, кларнет и флейта переносят мелодию во вторую тему. [ 19 ] Далее следует более противоречивый эпизод, наполненный тем, что Флери называет легким чувством трепета; оркестр играет медленно восходящие последовательности аккордов, а партия фортепиано состоит из «радужных гармоний». Английский рожок вновь вводит вступительную тему под «нежную филигрань в высоком регистре» фортепиано. [ 19 ]

III. Скоро

[ редактировать ]

Финал соль мажор находится в 2
4
раз. Обычное исполнение длится чуть менее четырех минут, и это самая короткая из трех минут. [ n 6 ] Четыре оживленных аккорда в начале запускают то, что Флери описывает как «неостановимый натиск, подстегиваемый воплями кларнета и пикколо, ослиным ревом тромбона и случайными фанфарами, расцветающими в медных духовых инструментах». [ 19 ] Оренштейн считает, что начало напоминает карнавальную атмосферу « или » Стравинского Петрушки « Сати » Парада . Сольная партия начинается серией полумикваверов , предназначенных для игры на фортепиано – технически сложная комбинация. [ 20 ] Музыка проходит несколько ладов , прежде чем завершиться теми же четырьмя аккордами, с которых начинается движение. [ 19 ] Рецензируя премьеру произведения, Анри Пруньер написал: «Дух джаза действительно оживляет эту последнюю часть… но с крайней осторожностью». [ 21 ]

На первой записи концерта, сделанной в 1932 году, Маргарита Лонг выступала в качестве солистки специального оркестра, состоящего из лучших исполнителей Парижа. [ 22 ] под управлением, согласно лейблу, композитора. [ 23 ] Фактически Равель руководил сеансами записи, а более опытный дирижер Педро де Фрейтас Бранко . эстафету принял [ 22 ]

Многие более поздние записи включают:

Солист Оркестр Дирижер Год
Леонард Бернштейн Филармония Леонард Бернштейн 1948
Моник Хаас Симфонический оркестр НДР Ганс Шмидт-Иссерштедт 1948
Николь Анрио Парижская консерватория Чарльз Мунк 1949
Жаклин Бланкар Оркестр франкоязычной Швейцарии Эрнест Ансерме 1953
Жан Дуайен Концертный оркестр Ламуре Жан Фурне 1955
Владо Перлемутер Рубрика Концерты Яша Горенштейн 1955
Артуро Бенедетти Микеланджели Филармония Этторе Грасис 1957
Леонард Бернштейн Колумбийский симфонический оркестр Леонард Бернштейн 1958
Филипп Антремон Филадельфия Юджин Орманди 1960
Самсон Франсуа Парижская консерватория Андре Клютенс 1961
Юлиус Катчен Лондонский симфонический оркестр Иштван Кертес 1965
Моник Хаас Национальный оркестр Франции Пол Пэрей 1965
Марта Аргерих Берлинская филармония Клаудио Аббадо 1967
Вернер Хаас Национальный оркестр Оперы Монте-Карло Альсео Галлиера 1969
Алисия де Ларроша Лондонская филармония Лоуренс Фостер 1973
Альдо Чикколини Парижский оркестр Жан Мартинон 1974
Ивонн Лефебюр Национальный оркестр ОРТФ Пол Пэрей 1977
Паскаль Роже Монреальский симфонический оркестр Шарль Дютуа 1982
Марта Аргерих Лондонский симфонический оркестр Клаудио Аббадо 1984
Жан-Филипп Коллар Национальный оркестр Франции Лорин Маазель 1986
Луи Лорти Лондонский симфонический оркестр Рафаэль Фрюбек из Бургоса 1989
Сесиль Уссе Симфонический оркестр города Бирмингема Саймон Рэттл 1991
Алисия де Ларроша Симфонический оркестр Сент-Луиса Леонард Слаткин 1991
Элен Гримо Королевская филармония Хесус Лопес Кобос 1992
Жан-Ив Тибоде Монреальский симфонический оркестр Шарль Дютуа 1995
Кристиан Цимерман Кливлендский оркестр Пьер Булез 1995
Паскаль Роже Симфонический оркестр Венского радио Бертран де Билли 2004
Золтан Кочиш Будапештский фестиваль Иван Фишер 2006
Франческо Тристано Шлиме Русский национальный Mikhail Pletnev 2006
Юнди Ли Берлинская филармония Сейджи Одзава 2007
Пьер-Лоран Эмар Кливленд Пьер Булез 2010
Марта Аргерих Оркестр итальянской Швейцарии Яцек Каспшик 2012
Бенджамин Гросвенор Королевская Ливерпульская филармония Джеймс Джадд 2012
Юджа Ван Цюрих Тоннхалле Лайонел Брингье 2015
Франческо Пьемонтези Франкоязычная Швейцария Джонатан Нотт 2022
Источник: WorldCat . [ 24 ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Концерт должен был называться Zaspiak-Bat («Семь едины»), состоять из одной части, состоящей из семи эпизодов, в каждом из которых использовалась тема одной из семи баскских провинций. [ 2 ]
  2. Равель заметил: «Самая захватывающая часть джаза — это его богатый и увлекательный ритм… Джаз — очень богатый и жизненно важный источник вдохновения для современных композиторов, и я удивлен, что так мало американцев находятся под его влиянием». [ 7 ] Музыкальный критик Джонатан Суэйн предполагает, что тема в первой части, незадолго до цифры 10 в партитуре Дюрана концерта соль мажор 1932 года, напоминает «J'ai deux amours», песню, прославившуюся в Париже Жозефиной Бейкер . [ 8 ]
  3. ^ Солистом в Бостоне был Хесус Мария Санрома с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого ; [ 12 ] в Филадельфии солистом был Сильван Левин с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского . [ 13 ]
  4. ^ В записях Кристиана Цимермана , Артуро Бенедетти Микеланджели , Марты Аргерих и Паскаля Роже время воспроизведения составляет 22 минуты 6 секунд, 21 минуту 58 секунд, 22 минуты 14 секунд и 22 минуты 03 секунды соответственно. [ 15 ]
  5. В упомянутых выше записях Цимермана, Микеланджели, Аргериха и Роже флейта звучит на 3:2, 3:3, 3:1 и 3:10 соответственно. [ 15 ]
  6. ^ В записях Цимермана, Микеланджели, Аргериха и Роже, упомянутых выше, движение длится 3 минуты 57 секунд, 3 минуты 58 секунд, 3 минуты 55 секунд и 3 минуты 54 секунды соответственно. [ 15 ]
  1. ^ Оренштейн (1991), с. 72
  2. ^ Jump up to: а б Орледж, с. 34
  3. ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 607
  4. ^ Николс, с. 313
  5. ^ Оренштейн (2003), с. 10
  6. ^ Оренштейн (1991), стр. 198–199 и 202.
  7. ^ Роджерс, М. Роберт. «Влияние джаза на французскую музыку» , The Musical Quarterly , январь 1935 г., стр. 64
  8. ^ «Строительство библиотеки» , BBC Radio 3, 14 февраля 2015 г. Событие происходит в 7:55.
  9. ^ Николс, с. 328
  10. ^ Jump up to: а б Цитируется по: Оренштейн (2003), стр. 485–486.
  11. ^ Jump up to: а б Николс, с. 322
  12. ^ «Музыка», The Boston Globe , 23 апреля 1932 г., стр. 4
  13. ^ «Стокски дает любопытный концерт», The Philadelphia Inquirer , 23 апреля 1932 г., стр. 10
  14. ^ Оренштейн (2003), с. 486
  15. ^ Jump up to: а б с Генеральный директор CD OCLC   610629801 , компакт-диск ЭМИ OCLC   855933506 , ДГ КОМПАКТНЫЙ ДИСК OCLC   655354721 и компакт-диск Decca ОСЛК   11277617
  16. ^ Jump up to: а б Оренштейн (1991), с. 204
  17. ^ Цитируется по Russ, с. 133
  18. ^ Расс, с. 133
  19. ^ Jump up to: а б с д и Флери, Мишель. Примечания к Ars CD ARS38178 (2015 г.) ОСЛК   8051028520
  20. ^ «Строительство библиотеки» , BBC Radio 3, 14 февраля 2015 г. Событие происходит в 34 минуты 10 секунд.
  21. ^ Пруньер, Генри в La Revue musice , февраль 1932 г., цитируется в Rogers, M. Robert. «Влияние джаза на французскую музыку» , The Musical Quarterly , январь 1935 г., стр. 68
  22. ^ Jump up to: а б Оренштейн (2003), с. 536
  23. ^ Реклама Колумбии , Граммофон , Том 10, стр. xv
  24. ^ "Фортепианный концерт Равеля соль мажор" , WorldCat. Проверено 19 июня 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-10882-8 .
  • Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN  978-0-486-26633-6 .
  • Оренштейн, Арби (2003) [1989]. Читатель Равеля . Минеола, США: Дувр. ISBN  978-0-486-43078-2 .
  • Орледж, Роберт (2000). «Воспоминания экзотики». В Деборе Мауэр (ред.). Кембриджский компаньон Равеля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-64856-1 .
  • Расс, Майкл (2000). «Равель и оркестр». В Деборе Мауэр (ред.). Кембриджский компаньон Равеля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-64856-1 .
  • Саквилл-Уэст, Эдвард; Десмонд Шоу-Тейлор (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC   500373060 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37f882d9ef3c29ab536f7cb476047d43__1719988800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/43/37f882d9ef3c29ab536f7cb476047d43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto in G major (Ravel) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)