Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор (Равель)
Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор | |
---|---|
Морис Равель | |
![]() Равель ок. 1925 год | |
Каталог | М. 83 |
Составленный | 1929 | –1931
Преданность | Маргарита Лонг |
Движения | 3 |
Мориса Равеля был Фортепианный концерт соль мажор написан между 1929 и 1931 годами. Фортепианный концерт состоит из трех частей, общая продолжительность исполнения немногим более 20 минут. Равель сказал, что в этом произведении он стремился не к глубине, а к развлечению в манере Моцарта и Сен-Санса . Среди других его влияний - джаз и баскская народная музыка .
Первое исполнение было дано в Париже в 1932 году пианисткой Маргаритой Лонг под управлением оркестра Ламуре под управлением композитора. Уже через несколько месяцев произведение было услышано в крупных городах Европы и США. Его много раз записывали пианисты, оркестры и дирижеры со всего мира.
Предыстория и первое выступление
[ редактировать ]Концерт был предпоследним произведением Равеля. В 1906 году он задумал фортепианный концерт на баскские темы; [ 1 ] он вернулся к этой идее в 1913 году, но отказался от работы над произведением в 1914 году. [ 2 ] [ н 1 ] Прошло пятнадцать лет, прежде чем он снова обратился к идее написания концерта. Он начал рисовать его в 1929 году, но на протяжении всей своей карьеры работал медленно и кропотливо. [ 3 ] и прошло почти три года, прежде чем концерт был закончен. Ему пришлось отложить его в сторону, пока он работал до крайнего срока, чтобы написать еще один концерт, ре мажор , для левой руки по заказу Пауля Витгенштейна . [ 4 ]
Биограф Арби Оренштейн пишет, что во время турне по США в 1928 году Равель был «впечатлен их джазом , негритянскими спиричуэлами и мастерством оркестров». [ 5 ] Джаз был популярен в Париже с начала десятилетия: Равель впервые услышал его и получил удовольствие от него в 1921 году, а его влияние заметно в скрипичной сонате , завершенной в 1927 году, и в фортепианном концерте ре мажор. [ 6 ] [ н 2 ] Баскская тема, обсуждавшаяся в 1906 и 1913 годах, не была полностью заброшена. Его коллега Гюстав Самазей считал, что Равель опирался на свои более ранние идеи относительно внешних частей концерта соль мажор, а Оренштейн отмечает баскское влияние во вступительной теме произведения. [ 9 ]
В интервью музыкальному критику Пьеру Леруа, опубликованном в октябре 1931 года, Равель сказал:
Он намеревался быть солистом при первом публичном исполнении нового произведения, но усталость, слабое здоровье и напряженная работа заставили его предложить премьеру Маргарите Лонг , которой он посвятил концерт. Лонг, известная исполнением произведений Форе и Дебюсси , ранее просила Равель о новом произведении. Она получила законченную партитуру 11 ноября 1931 года и сыграла концерт в Зале Плейель 14 января 1932 года под управлением Равеля Оркестра Ламуре . [ 11 ]
Через несколько дней после премьеры Равель и Лонг начали с концерта европейское турне, сыграв в шестнадцати городах, начиная с Антверпена и включая Брюссель, Вену, Бухарест, Прагу, Лондон, Варшаву, Берлин, Амстердам и Будапешт. [ 11 ] Первые выступления в Северной Америке состоялись 22 апреля 1932 года в Бостоне и Филадельфии . [ н 3 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Равель говорил Леруа: «Чтобы не утяжелять без нужды оркестровую структуру, я призвал к сокращенному оркестру: к обычным струнным присоединяются только одна флейта, пикколо, гобой, английский рожок, два фагота, две валторны, одна труба и одна тромбон". [ 10 ] Оренштейн указывает, что Равель или Леруа забыл упомянуть два кларнета и обширный набор ударных инструментов. [ 14 ] Полный список инструментов, кроме фортепиано, включает , флейту , гобой , английский рожок , E ♭ кларнет , кларнет трубу B ♭ и A , 2 фагота , 2 валторны F, тромбон C, пикколо , литавры , треугольник , малый барабан , тарелки , большой барабан , тамтам , деревянный блок , кнут , арфа , 16 скрипок , 6 альтов , 6 виолончелей и 4 контрабаса .
Структура
[ редактировать ]
Концерт обычно длится около 22 минут. [ н 4 ]
Я. Весело
[ редактировать ]Первая часть соль мажор находится в 2
2 раза. Он открывается одним резким щелчком хлыста, за которым следует экспозиция , содержащая пять различных тем. Оренштейн говорит о них, что первый предполагает баскскую народную мелодию, второй — влияние Испании, а три других происходят от джазовой идиомы. [ 16 ] За развивающим разделом - «оживленной возней» - следует каденциальный отрывок, ведущий к перепросмотру. Там, где в такой части концерта можно было бы ожидать каденции, Равель пишет три: сначала для арфы, затем для деревянных духовых инструментов и, наконец, для фортепиано; последний из них опирается на пятую тему экспозиции. Расширенная кода завершает часть, возвращая часть материала из развивающего раздела, и завершается серией нисходящих мажорных и минорных трезвучий . [ 16 ]
II. Очень медленно
[ редактировать ]Медленная часть ми мажор находится в 3
4 раз. В отличие от предыдущей части, это спокойная тема моцартовской безмятежности, написанная в тройной форме . Равель сказала об этом: «Эта плавная фраза! Как я работала над ней такт за тактом! Она чуть не убила меня!» [ 17 ] Первая тема представлена фортепиано без аккомпанемента. Равель сказал, что взял за модель тему из Ларгетто Моцарта Кларнетового Квинтета , но в анализе произведения, опубликованном в 2000 году, Майкл Расс отмечает, что, хотя мелодия Моцарта разворачивается в 20 тактах, Равель строит еще более длинную – 34-тактную – мелодия, не повторяя ни одного такта. [ 18 ] Музыковед Мишель Флери называет начало «расширенным монологом в стиле величественной Сарабанды » и отмечает, что «свой любопытный гипнотический характер» оно черпает из ритмического несоответствия между 3
4 размера мелодии в правой руке и 3
8 подписей аккомпанемента. [ 19 ] После тридцати тактов – около трех минут в обычном исполнении. [ n 5 ] - соло флейты вступает с нотой C ♯ , а гобой, кларнет и флейта переносят мелодию во вторую тему. [ 19 ] Далее следует более противоречивый эпизод, наполненный тем, что Флери называет легким чувством трепета; оркестр играет медленно восходящие последовательности аккордов, а партия фортепиано состоит из «радужных гармоний». Английский рожок вновь вводит вступительную тему под «нежную филигрань в высоком регистре» фортепиано. [ 19 ]
III. Скоро
[ редактировать ]Финал соль мажор находится в 2
4 раз. Обычное исполнение длится чуть менее четырех минут, и это самая короткая из трех минут. [ n 6 ] Четыре оживленных аккорда в начале запускают то, что Флери описывает как «неостановимый натиск, подстегиваемый воплями кларнета и пикколо, ослиным ревом тромбона и случайными фанфарами, расцветающими в медных духовых инструментах». [ 19 ] Оренштейн считает, что начало напоминает карнавальную атмосферу « или » Стравинского Петрушки « Сати » Парада . Сольная партия начинается серией полумикваверов , предназначенных для игры на фортепиано – технически сложная комбинация. [ 20 ] Музыка проходит несколько ладов , прежде чем завершиться теми же четырьмя аккордами, с которых начинается движение. [ 19 ] Рецензируя премьеру произведения, Анри Пруньер написал: «Дух джаза действительно оживляет эту последнюю часть… но с крайней осторожностью». [ 21 ]
Записи
[ редактировать ]На первой записи концерта, сделанной в 1932 году, Маргарита Лонг выступала в качестве солистки специального оркестра, состоящего из лучших исполнителей Парижа. [ 22 ] под управлением, согласно лейблу, композитора. [ 23 ] Фактически Равель руководил сеансами записи, а более опытный дирижер Педро де Фрейтас Бранко . эстафету принял [ 22 ]
Многие более поздние записи включают:
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Концерт должен был называться Zaspiak-Bat («Семь едины»), состоять из одной части, состоящей из семи эпизодов, в каждом из которых использовалась тема одной из семи баскских провинций. [ 2 ]
- ↑ Равель заметил: «Самая захватывающая часть джаза — это его богатый и увлекательный ритм… Джаз — очень богатый и жизненно важный источник вдохновения для современных композиторов, и я удивлен, что так мало американцев находятся под его влиянием». [ 7 ] Музыкальный критик Джонатан Суэйн предполагает, что тема в первой части, незадолго до цифры 10 в партитуре Дюрана концерта соль мажор 1932 года, напоминает «J'ai deux amours», песню, прославившуюся в Париже Жозефиной Бейкер . [ 8 ]
- ^ Солистом в Бостоне был Хесус Мария Санрома с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого ; [ 12 ] в Филадельфии солистом был Сильван Левин с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского . [ 13 ]
- ^ В записях Кристиана Цимермана , Артуро Бенедетти Микеланджели , Марты Аргерих и Паскаля Роже время воспроизведения составляет 22 минуты 6 секунд, 21 минуту 58 секунд, 22 минуты 14 секунд и 22 минуты 03 секунды соответственно. [ 15 ]
- ↑ В упомянутых выше записях Цимермана, Микеланджели, Аргериха и Роже флейта звучит на 3:2, 3:3, 3:1 и 3:10 соответственно. [ 15 ]
- ^ В записях Цимермана, Микеланджели, Аргериха и Роже, упомянутых выше, движение длится 3 минуты 57 секунд, 3 минуты 58 секунд, 3 минуты 55 секунд и 3 минуты 54 секунды соответственно. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оренштейн (1991), с. 72
- ^ Jump up to: а б Орледж, с. 34
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 607
- ^ Николс, с. 313
- ^ Оренштейн (2003), с. 10
- ^ Оренштейн (1991), стр. 198–199 и 202.
- ^ Роджерс, М. Роберт. «Влияние джаза на французскую музыку» , The Musical Quarterly , январь 1935 г., стр. 64
- ^ «Строительство библиотеки» , BBC Radio 3, 14 февраля 2015 г. Событие происходит в 7:55.
- ^ Николс, с. 328
- ^ Jump up to: а б Цитируется по: Оренштейн (2003), стр. 485–486.
- ^ Jump up to: а б Николс, с. 322
- ^ «Музыка», The Boston Globe , 23 апреля 1932 г., стр. 4
- ^ «Стокски дает любопытный концерт», The Philadelphia Inquirer , 23 апреля 1932 г., стр. 10
- ^ Оренштейн (2003), с. 486
- ^ Jump up to: а б с Генеральный директор CD OCLC 610629801 , компакт-диск ЭМИ OCLC 855933506 , ДГ КОМПАКТНЫЙ ДИСК OCLC 655354721 и компакт-диск Decca ОСЛК 11277617
- ^ Jump up to: а б Оренштейн (1991), с. 204
- ^ Цитируется по Russ, с. 133
- ^ Расс, с. 133
- ^ Jump up to: а б с д и Флери, Мишель. Примечания к Ars CD ARS38178 (2015 г.) ОСЛК 8051028520
- ^ «Строительство библиотеки» , BBC Radio 3, 14 февраля 2015 г. Событие происходит в 34 минуты 10 секунд.
- ^ Пруньер, Генри в La Revue musice , февраль 1932 г., цитируется в Rogers, M. Robert. «Влияние джаза на французскую музыку» , The Musical Quarterly , январь 1935 г., стр. 68
- ^ Jump up to: а б Оренштейн (2003), с. 536
- ^ Реклама Колумбии , Граммофон , Том 10, стр. xv
- ^ "Фортепианный концерт Равеля соль мажор" , WorldCat. Проверено 19 июня 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Оренштейн, Арби (2003) [1989]. Читатель Равеля . Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-43078-2 .
- Орледж, Роберт (2000). «Воспоминания экзотики». В Деборе Мауэр (ред.). Кембриджский компаньон Равеля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64856-1 .
- Расс, Майкл (2000). «Равель и оркестр». В Деборе Мауэр (ред.). Кембриджский компаньон Равеля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64856-1 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард; Десмонд Шоу-Тейлор (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 500373060 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Льюис, Кэри (август 1965 г.). Фортепианные концерты Равеля ( М.Муз. ). Государственный университет Северного Техаса. OCLC 42709867 . Проверено 21 сентября 2017 г.