Вальс
La valse , poème chorégraphique pour orchester (хореографическая поэма для оркестра) — произведение, написанное Морисом Равелем в период с февраля 1919 по 1920 год; Впервые оно было исполнено 12 декабря 1920 года в Париже. Оно было задумано как балет , но сейчас чаще звучит как концертное произведение.
Произведение было описано как дань уважения вальсу ; Композитор Джордж Бенджамин в своем анализе «Вальса » резюмировал дух произведения: «Независимо от того, было ли оно задумано как метафора затруднительного положения европейской цивилизации после Великой войны , его одночастный замысел изображает сюжет рождение, упадок и разрушение музыкального жанра: вальса». [1] Сам Равель, однако, отрицал, что это отражение Европы после Первой мировой войны , говоря: «В то время как некоторые обнаруживают попытку пародии, даже карикатуры, другие категорически видят в ней трагический намек – конец Второй Империи, ситуация в Вене после войны и т. д. Этот танец может показаться трагическим, как и всякое другое чувство... доведенное до крайности. Но в нем следует видеть только то, что выражает музыка: восходящую прогрессию звучности, к которой стремится. появляется сцена, чтобы добавить света и движения». [2] году он также заметил, что «это не имеет ничего общего с нынешней ситуацией в Вене и не имеет никакого символического значения в этом отношении В 1922 . танец смерти или борьба между жизнью и смертью (Год хореографической постановки — 1855 — опровергает такое предположение.)» [3]
В своей дани Равелю после смерти композитора в 1937 году Поль Ландорми описал это произведение как «самое неожиданное из произведений Равеля, открывающее нам прежде неожиданные глубины романтизма, силы, энергии и восторга в этом музыканте, выражение которого обычно ограничивается проявлениями по существу классического гения». [4]
Творение и смысл
[ редактировать ]Идея «Вальса » возникла сначала с названия «Вена», затем «Вена» (по-французски и по-немецки « Вена » соответственно) еще в 1906 году, когда Равель намеревался оркестровать пьесу, посвященную форме вальса и Иоганну Штраусу II. . Более раннее влияние другого композитора оказал вальс из Эммануэля Шабрие оперы «Король злого короля» . [5] В собственных композиционных произведениях Равеля предшественником «Вальса» был его «Вальсы благородные и сентиментальные» 1911 года , который содержит мотив , который Равель повторно использовал в более поздних работах. После службы во французской армии Равель вернулся к первоначальному замыслу симфонической поэмы « Вена» . Равель следующим образом описал свое влечение к ритму вальса Жану Марнольду, когда писал «Вальс» :
Вы знаете мое сильное влечение к этим чудесным ритмам и то, что я ценю радость жизни, выраженную в танце, гораздо глубже, чем франкистское пуританство. [5]
Равель полностью переработал свою идею Вены в то, что стало «Вальсом» , который должен был быть написан по заказу Сержа Дягилева как балет. Однако балет он так и не поставил. [6] Услышав редукцию для двух фортепиано в исполнении Равеля и Марсели Мейер , Дягилев назвал это «шедевром», но отверг произведение Равеля как «не балет. Это портрет балета». Равель, задетая этим комментарием, разорвала отношения. [7] [8] Впоследствии это произведение стало популярным концертным произведением, и когда в 1925 году они снова встретились, Равель отказался пожать руку Дягилеву. Дягилев вызвал Равеля на дуэль , но друзья уговорили Дягилева отречься. Мужчины больше никогда не встречались. [9] Премьера балета состоялась в Антверпене в октябре 1926 года в Королевском фламандском оперном балете, а позже были поставлены балетами Иды Рубинштейн в 1928 и 1931 годах с хореографией Брониславы Нижинской . [10] Музыка также использовалась в одноименных балетах: один Джорджа Баланчина , ставившего танцы для Дягилева, в 1951 году, а другой Фредерика Эштона в 1958 году.
Равель описал «Вальс» следующим предисловием к партитуре:
Сквозь кружащиеся облака едва различимы вальсирующие пары. Тучи постепенно рассеиваются: на букве А виден огромный зал, заполненный кружащейся толпой. Сцена постепенно освещается. Свет люстры отражается на букве фортиссимо Б. Установлен в императорском дворе, около 1855 года.
Описание
[ редактировать ]Начало начинается тихо (туман), с грохота контрабасов с последующим присоединением виолончели и арф. Тихо и постепенно инструменты играют фрагментированные мелодии, постепенно перерастающие в приглушенный мотив на фаготах и альтах. В конце концов, арфы сигнализируют о начале кульминации инструментов в изящной мелодии. Под руководством скрипок оркестр начинает главную тему вальса.
Далее следует серия вальсов, каждый со своим характером, с чередованием громких и тихих сцен.
- Вариации в исполнении гобоя, скрипки и флейты мягкие, слегка робкие, но тем не менее нежные и элегантные.
- Извержение тяжелых духовых инструментов и литавр начинает следующую кипучей и помпезной мелодии. Мелодию поют скрипки под грохот тарелок и беззастенчивый рев медных духовых инструментов.
- Затем скрипки заводят нежную мелодию, сопровождаемую пышным гудением виолончелей и кларнетов. Он исчезает и вновь возвращается к сладким вариациям и экстравагантным духовым инструментам.
- Начните довольно беспокойный эпизод с драматическими скрипками в сопровождении не по годам развитым (но, казалось бы, своенравным) деревянным духовым инструментам. Кастаньеты и пиццикато придают характер довольно беспорядочному произведению. Кончается оно кротко и неуклюже на фаготах.
- Произведение возвращается к предыдущим мелодиям, прежде чем скрипки начинают играть пронзительную и сладкую мелодию. Глиссандо – характерная черта. Нежные скрипки сопровождаются витиеватыми хроматическими покачиваниями виолончелей и глиссандо арф. Мелодию еще раз повторяют деревянные духовые инструменты. Заканчиваясь, он начинает достигать своего рода кульминации, когда его внезапно обрывает сладкая флейта.
- Флейта играет довольно игривую, повторяющуюся мелодию в сопровождении колокольчика и треугольника. В промежутках кажется, что скрипки тоскуют, пока играют арфы и (как ни странно) звучат трели духовых инструментов . И снова, приближаясь к завершению, он пытается перейти к кульминации, но снова погружается в «туман» начала.
Так начинается вторая половина произведения. Каждая мелодия из первого раздела вновь представлена, хотя и по-другому, во втором разделе. Равель изменил каждую пьесу темы вальса неожиданными модуляциями и инструментами (например, там, где обычно играют флейты, их заменяют трубы).
И снова Равель прерывает импульс. Начинается жуткая сцена, постепенно переходящая в сбивающее с толку повторение. Оркестр достигает danse macabre coda, и произведение заканчивается финальным тактом, единственным в партитуре, который не находится в такте вальса.
Произведение рассчитано для 3- х флейт (3-й дабл -пикколо ), 3-х гобоев (3-й дубль английского рожка ), 2-х кларнетов в ля, бас-кларнета в ля, 2-х фаготов , контрафагота , 4-х валторн в фа, 3-х труб в до, 3-х тромбонов , туба , литавры , большой барабан , малый барабан , тарелки , треугольник , бубен , там-там , кроталес , глокеншпиль , кастаньеты , 2 арфы и струны .
Транскрипции
[ редактировать ]Помимо аранжировки для двух фортепиано, которую впервые публично исполнили Равель и Альфредо Казелла , Равель также переписал это произведение для одного фортепиано. Транскрипция для фортепиано соло исполняется нечасто из-за ее сложности. [7] Люсьен Гарбан создал транскрипцию для фортепиано в четыре руки в 1920 году. [11] переписал «Гробницу Куперена» Ранее он аналогичным образом Равеля в 1919 году. Пианист Гленн Гулд , редко исполнявший музыку Равеля, в 1975 году сделал на нее собственную аранжировку . [7] В 2008 году Андрей Каспаров подготовил улучшенную обработку «Вальса» для фортепиано в четыре руки, в которой оригинальная партитура Равеля более эффективно распределялась между исполнителями. [12] [13] Шон Чен записал собственную аранжировку на лейбле Steinway & Sons в 2014 году. [14]
В 2005 году он был переписан для Symphonic Wind Ensemble Доном Паттерсоном для оркестра морской пехоты США и записан на альбоме Symphonic Dances под управлением Майкла Дж. Колберна . [ нужна ссылка ]
Отмечая в 2020 году 100-летие «Вальса» (премьера его в Париже состоялась в 1920 году), бельгийский композитор Тим Мюллеман написал транскрипцию « Филиппа Граффена и друзей» для струнного нонета (4 vn, 2 va, 2 vc, 1 cb). [15] Запись выступления стала возможной благодаря Ларсу Конингсу.
Linos Piano Trio включило транскрипцию пьесы для фортепианного трио в свой альбом Stolen Music 2021 года . [16]
Балет
[ редактировать ]Иды Рубинштейн Труппа впервые исполнила «Вальс» в 1929 году в постановке Брониславы Нижинской . [17] Многое возродилось, например, New York City Ballet , чей соучредитель и хореограф-основатель Джордж Баланчин поставил балет в «Вальсе» в 1951 году.
Фредерик Эштон также создал балет «Вальс» в 1958 году для Королевского балета . На премьере Франсис Пуленк похвалил Эштона за то, что, по его мнению, было первой успешной интерпретацией замыслов Равеля в отношении музыки. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бенджамин, Джордж (1992). «Последний танец». Музыкальные времена . 135 (1817): 432–435. дои : 10.2307/1003252 . JSTOR 1003252 .
- ^ Равель, письмо Морису Эммануэлю, 14 октября 1922 г., в Арби Оренштейне (ред.): Читатель Равеля: переписка, статьи, интервью (Нью-Йорк: Columbia University Press, 1990), 229.
- ^ «Французский музыкальный фестиваль: интервью с Равелем», в De Telegraaf , 30 сентября 1922 года, в Арби Оренштейне (ред.): Читатель Равеля: переписка, статьи, интервью (Нью-Йорк: Columbia University Press, 1990), 423 .
- ^ Ландорми (перевод Уиллиса Вейгера), Пол (1939). «Морис Равель». Музыкальный ежеквартальный журнал . XXV (4): 430–441. дои : 10.1093/mq/XXV.4.430 .
- ^ Jump up to: а б Делаж, Роджер (перевод Фрайды Линдеманн) (1975). «Равель и Шабрие». Музыкальный ежеквартальный журнал . 61 (4): 546–552. дои : 10.1093/mq/lxi.4.546 .
- ^ Кальвокоресси, МВ (январь 1941 г.). «Письма Равеля Кальвокоресси с примечаниями и комментариями». Музыкальный ежеквартальный журнал . XXVII (1): 1–19. дои : 10.1093/mq/XXVII.1.1 .
- ^ Jump up to: а б с Настоящий, Джеймс. «Вальс, хореографическая поэма для фортепиано или 2-х фортепиано» . Вся музыка . Проверено 21 декабря 2012 г.
- ^ Оренштейн, Арби. Равель: Человек и музыкант , Дувр, Нью-Йорк, 1991, с. 78, ISBN 0-486-26633-8
- ^ Шенберг, Гарольд К. (1981). Жизнеописания великих композиторов (переработанная ред.). Нью-Йорк, Лондон: WW Norton . п. 486 . ISBN 0-393-01302-2 . OCLC 6278261 .
- ^ Дебора Мавер, Балеты Мориса Равеля: создание и интерпретация (Ashgate, 2006), 157ff.
- ^ Гарбан, Люсьен . «Вальс (Равель, Морис)» . Международный проект библиотеки музыкальных партитур . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ «Исполнение фортепианного дуэта» . Университет Олд Доминион. 20 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 15 января 2013 г.
- ^ Версия фортепианного дуэта на YouTube , Invencia Piano Duo ( Андрей Каспаров и Оксана Луцышин)
- ^ «Шон Чен углубляется в Равеля и Скрябина в «La Valse», своем дебютном альбоме Steinway & Sons — Steinway & Sons» .
- ^ «À La Valse — компакт-диск и фильм Ларса Конингса» . Фестиваль «Следы» . 24 декабря 2021 г. Проверено 5 января 2022 г.
- ^ «Украдено, обработано, модернизировано» . Пиццикато (на французском языке). 17 июня 2021 г. . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Кеглер, Оксфордский словарь балета Конизе (1977), стр.548.
- ^ Дэвид Воган (1999). Фредерик Эштон и его балеты . Лондон, Dance Books Ltd., стр. 288–290.
Библиография
[ редактировать ]- Оренштейн, Арби ; Равель: Человек и музыкант (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1968)
- Мавер, Дебора: «Балеты Мориса Равеля: создание и интерпретация» (Олдершот: Эшгейт, 2006)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- La valse : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Примечания к программе , Чикагский симфонический оркестр
- Запись Вальса в транскрипции для двух фортепиано Нила и Нэнси О'Доан в MP3. формате
- Исполнение «Вальса» в транскрипции для фортепиано соло Жана-Фредерика Нойбургера из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в формате MP3.
- Оркестровая версия на YouTube , Леонард Бернстайн , Национальный оркестр Франции
- Оркестровая версия с анимированной графической партитурой на YouTube, Бенджамин Зандер , Молодежный оркестр Бостонской филармонии
- Соло фортепиано на YouTube, Юджа Ван , Фестиваль Вербье , 2012 г.
- Транскрипция для струнного нонета, Тим Маллеман (2020) на YouTube, Philippe Graffin & Friends , Traces Festival 2020