Конькобежцы (балет)
Les Patineurs ( Конькобежцы ) — балет в постановке Фредерика Эштона на музыку Джакомо Мейербера и аранжировке Константа Ламберта . С декорациями и костюмами, разработанными Уильямом Чаппеллом , он был впервые представлен балетом Вик-Уэллса в театре Сэдлерс-Уэллс в Лондоне 16 февраля 1937 года. [ 1 ] Его назвали «парадигмой балета Эштона, идеально созданного со сложной структурой под искрометной поверхностью». [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Балет в одном действии изображает викторианскую вечеринку на коньках, которая проходит на замерзшем пруду зимним вечером. Полукруг арочных решеток, выкрашенных в белый цвет, отделяет пруд от заснеженного леса позади. Над ним подвешены разноцветные китайские фонарики, проливающие свет на белое холстовое покрытие сцены, имитируя лед и тускло освещая темные деревья, силуэты которых вырисовываются на фоне звездного ночного неба. Первыми выйдут четыре пары, одетые в одинаковые коричневые куртки. Вскоре к ним присоединяются другие: две девочки в синих куртках и шляпках, две девочки в красных куртках и шляпках, девочка и мальчик, одетые во все белое, и одинокий мальчик в синем. Эта счастливая группа молодых людей танцует вместе в различных комбинациях, скользя, прыгая и кружась по льду, пока не начнет падать снег, и одинокий мальчик, наконец, не останется один, кружащийся, как волчок, посреди пруда.
Оригинальный состав
[ редактировать ]В актерском составе всего пятнадцать человек, «Патинёры» — это балет в форме дивертисмента , а не сюжетный балет: танцы просто идут последовательно от начала до конца, без какого-либо повествовательного развития. На премьере ведущими танцорами «Белой пары» были Марго Фонтейн и Роберт Хелпманн . «Синими девочками» были Мэри Хонер и Элизабет Миллер; «Красными девочками» были Джун Брей и Памела Мэй ; а Гарольд Тернер был Blue Boy, солистом-виртуозом в группе. «Коричневыми девочками» были Гвенит Мэтьюз, Джой Ньютон, Пегги Меллус и Венда Хорсбург, партнерами которых в роли «коричневых мальчиков» были Ричард Эллис, Лесли Эдвардс , Майкл Сомес и Пол Рэймонд. [ 3 ]
Развлечение
[ редактировать ]Последовательность развлечений , на исполнение которых уходит около двадцати пяти минут, такова: вход и па-де-катр (Коричневые пары), па-де-конькобежцы (Синие девушки и коричневые пары), па Сыль (Синий мальчик), па-де двое (Белая пара), вместе, подряд на группу (весь актерский состав), па-де-труа (Синий мальчик и Синие девочки), па-де-де фем (Красные девочки), па-де-шесть (Коричневые мальчики и Красные девочки), па две девушки (Blue Girls) и финал (весь актерский состав).
Несмотря на присутствие Фонтейна и Хелпманна в романтическом па-де-де Белой пары, настоящей звездой балета стал Гарольд Тернер в роли Синего мальчика. Главной целью Эштона при создании «Les Patineurs» было создание великолепного экспоната, который мог бы конкурировать по популярности с работами, представленными в Лондоне «Русским балетом» полковника де Базиля прошлым летом. В лице Тернера у него был необычайно одаренный танцор, и он в полной мере использовал свое техническое мастерство. Роль «Синего мальчика» исключительно трудна для исполнения, а роль «Синих девочек» не менее сложна. Кроме того, «Коричневым мальчикам» дают хореографию, чаще исполняемую солистами, чем членами кордебалета , поскольку их прыгающие, плавные танцы требуют значительного подъема и выносливости.
История
[ редактировать ]Вдохновением для создания работы послужил Констант Ламберт , который был музыкальным руководителем балета Вик-Уэллс в 1930-х годах и оказал большое влияние как на художественное, так и на музыкальное направление труппы. [ 4 ] Во время своих исследований он случайно наткнулся на старую программу балета Поля Тальони 1849 года под названием Les Plaisirs de l'Hiver, ou, Les Patineurs , которая натолкнула его на идею нового фигурного балета. Для создания партитуры он выбрал вокальные и танцевальные номера из двух опер Мейербера, «Пророк» и «Этуаль дю Нор» , и соединил их в неотразимо веселую партитуру, которая начинается с вальса, открывающего второй акт «Этуаль дю Нор» . Первоначально предполагалось, что Нинетт де Валуа станет хореографом, но Фредерик Эштон услышал, как Ламберт играет партитуру на фортепиано, и спросил, может ли он взять на себя эту роль. Он мало что знал о катании на коньках, но одна из его танцовщиц, Элизабет Миллер, знала это, и она продемонстрировала ему некоторые движения и трюки. Преобразовав их в балетный словарь, он задался целью создать балет, который раскрыл бы виртуозность растущего английского балета и завоевал бы одобрение публики. [ 5 ]
Ему удалось превзойти все его самые смелые надежды. После триумфальной премьеры «Патинёры» исполнялись в Лондоне каждый сезон с 1937 по 1968 год (кроме 1960 года) по очереди балетом Вик-Уэллса, балетом Сэдлера Уэллса и Королевским балетом. Гастрольные компании исполняли его во многих британских городах с 1950-х по 1980-е годы. К 2011 году только в Королевском оперном театре Ковент-Гарден его исполняли более 350 раз. Производство также было установлено в США, Канаде, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Франции и Турции. В постановке, поставленной для Американского театра балета в 1946 году, были новые декорации и костюмы, разработанные Сесилом Битоном , которые повсеместно считались неудачным отходом от оригинального декора Чаппелла.
Записи
[ редактировать ]«Les Patineurs» был одним из первых балетов, которые когда-либо транслировались по телевидению. Однако передача BBC от 3 мая 1937 года из Александра Палас не была записана и сохранена. Аудиозаписи партитуры были сделаны Константом Ламбертом с оркестром Сэдлера Уэллса в 1939 году, а позже многими другими дирижерами, включая Жана Мартинона , Чарльза Маккерраса , Юджина Орманди , Антала Дорати , Роберта Ирвинга и Хьюго Риньольда . Ни одна из этих известных записей сегодня коммерчески не доступна. В декабре 2010 года была сделана видеозапись выступления Королевского балета в Королевском оперном театре Ковент-Гарден и выпущена на DVD издательством Opus Arte в 2011 году. Пол Мёрфи дирижирует Симфонией Королевского балета, в актёрский состав входят Стивен МакРей , Сара Лэмб , Руперт Пеннефатер , Лаура Морера , Саманта Рейн , Рёичи Хирано , Лиам Скарлетт и Андрей Успенский .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Александр Бланд, Королевский балет: первые пятьдесят лет (Лондон: Threshold Books, 1981).
- ^ Джули Кавано, Тайные музы: Жизнь Фредерика Эштона (Лондон: Faber & Faber, 1996), стр. 197–98.
- ^ Дэвид Воган, Фредерик Эштон и его балеты , исправленное издание (Лондон: Dance Books, 1999), стр. 485.
- ^ Дебра Крейн и Джудит Макрелл, «Ламберт, Констант», в Оксфордском танцевальном словаре (Oxford University Press, 2000), стр. 285.
- ^ Кавано, Тайные музы (1996), с. 198.