Роберт Хелпманн
сэр Роберт Хелпманн | |
---|---|
![]() Хелпманн, гр. 1945 год | |
Рожденный | Роберт Мюррей Хелпман 9 апреля 1909 г. Маунт-Гамбье, Южная Австралия , Австралия |
Умер | 28 сентября 1986 г. Сидней , Новый Южный Уэльс, Австралия | ( 77 лет
Занятия |
|
Годы активности | 1927−1986 |
Сэр Роберт Мюррей Хелпманн CBE ( урожденный Хелпман , 9 апреля 1909 — 28 сентября 1986) — австралийский артист балета, актёр, режиссёр и хореограф. После ранней работы в Австралии он переехал в Великобританию в 1932 году, где присоединился к балету Вик-Уэллса (ныне Королевский балет) под руководством его создательницы Нинетт де Валуа . Он стал одним из ведущих людей компании, сотрудничая с Алисией Марковой , а затем с Марго Фонтейн . Когда Фредерик Эштон , главный хореограф труппы, был призван на военную службу во время Второй мировой войны , Хелпманн сменил его, продолжая работать солистом труппы.
Хелпманн с самого начала своей карьеры был не только танцором, но и актером, а в 1940-х годах он все чаще стал играть в пьесах в «Олд Вик» и в Вест-Энде . Большинство его ролей были в пьесах Шекспира , но он также появлялся в произведениях Шоу , Кауарда , Сартра и других. Как режиссер его диапазон был широк: от Шекспира до оперы, мюзиклов и пантомимы.
В 1965 году Хелпманн стал соруководителем Австралийского балета , для которого создал несколько новых балетов. Он стал единоличным директором в 1975 году, но разногласия с советом директоров компании привели к его увольнению год спустя. Он руководил австралийской оперой и играл в постановках до 1980-х годов. Хотя в первую очередь он был артистом театра, в период с 1942 года (« Один из наших самолетов пропал ») по 1984 год ( «Второй раз повезло ») он снялся в пятнадцати фильмах, в том числе «Красные туфли» , «Сказки Гофмана» , киноверсии балетной драмы Игоря Стравинского «Солдатский солдат». Сказка («L'Histoire du солдата»), в которой Хелпманн сыграл Дьявола и Ловец детей в «Читти-Читти-бэнг-бэнг» .
Хелпманн умер в Сиднее, и его похороны прошли в соборе Святого Андрея . Премьер министр - Боб Хоук отдал дань уважения в парламенте Австралии , и было принято выражение соболезнования – редкая дань уважения для неполитического деятеля. Хелпманн удостоен награды Helpmann Awards в области австралийского исполнительского искусства, учрежденной в его честь в 2001 году.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Хелпманн родился в Маунт-Гамбье, Южная Австралия , и был старшим из троих детей Джеймса Мюррея Хелпмана (1881–1927), биржевого агента и аукциониста, и его жены Мэри, урожденной Гардинер (1883–1970). [1] Мэри Хелпман страстно любила театр, и ее энтузиазм передался всем троим ее детям. Младший брат Хелпманна Макс (1914–1987) и их сестра Шейла (1916–1994) сделали свою карьеру на сцене, телевидении и экране. [2]
Будучи тем, кого его биограф Кэтрин Сорли Уокер называет «незаинтересованным и непокорным ученым» в колледже принца Альфреда в Аделаиде , Хелпманн был принят в ученики Анной Павловой во время ее турне по Австралии в 1926 году. [1] Его тренировал Алексис Долинофф, ее ведущий танцор. [3] Затем он присоединился к театральным продюсерам JC Williamson Ltd в качестве ведущего танцора мюзиклов, ревю и пантомим, начиная с Франца Легара в «Фраскиты» 1927 году. [2] Позже он появился в фильмах «Катинка» , «Веселая вдова» , «Новолуние» , «Высшая школа королевы» , «Этот год благодати» и «На цыпочках» , появляясь с такими звездами, как Глэдис Монкрифф , Мари Берк и Мэйси Гей . Сорли Уокер пишет: «Его энергичность и бравурная подача танцев останавливали различные шоу». [4]
Роберт Хелпманн называет эксцентричную мельбурнскую косметологу, радиоведущую, актера и танцовщицу Стефани Десте одной из тех, кто оказал влияние на его танцевальную и актерскую карьеру. [5]
Балет Вик-Уэллс
[ редактировать ]Английская актриса Маргарет Роулингс , гастролировавшая по Австралии, была впечатлена Хелпманном. Она призвала его продолжить карьеру в Великобритании и познакомила его с Нинетт де Валуа, директором балета Вик-Уэллса (позже названного балетом Сэдлера Уэллса). Хелпманн покинул Австралию в 1932 году и вернулся только в 1955 году. [6] Де Валуа приняла его в свою компанию. Он произвел на нее впечатление - позже она написала: «Все в нем говорит о том, что он родился художником». [7] – хотя она отмечала не только его сильные, но и слабые стороны: «талантливый, восторженный, чрезвычайно умный, большой ловкости, остроумный, милый, как обезьяна, быстрый, как белка, чувство театра и свои возможные достижения в нем», но «академически технически слаб, ему не хватает концентрации, он слишком любит хорошо проводить время и слишком занят этим». [8] В середине 1930-х годов, вероятно, по предложению Роулингса, он добавил к своей фамилии вторую букву «н», чтобы придать ей более иностранный и экзотический вид. [n 1]

В апреле 1934 года де Валуа создал новый балет «Бальный зал с привидениями» с Хелпманном и Алисией Марковой в главных ролях. The Times отметила, что из солистов Хелпманн «обладал наибольшими возможностями и прекрасно ими воспользовался». [12] Он снимался с Марковой в «Лебедином озере» , танцевал в операх, выступал в Театре под открытым небом в Риджентс-парке . [1] В 1935 году он был ведущим танцором в ревю Stop Press на музыку Ирвинга Берлина . [13] В Sadler's Wells он танцевал главную роль в другом новом балете Валуа, «Прогресс граблей» , а в 1936 году Фредерик Эштон поставил очень романтический балет «Явления » на музыку Листа с участием Хелпманна и юной Марго Фонтейн . Сорли Уокер пишет, что он и Фонтейн были «идеально подобранным партнерством», примером чего является «их превосходное исполнение па-де-де Авроры в «Спящей красавице ». [1] Помимо романтических главных ролей, Хелпманн прославился своим комедийным даром. Сорли Уокер выделяет свои роли в «Коппелии» Эштона , «Свадебном букете» де Валуа и «Перспективе перед нами» . [1] Характерные роли включали в себя хитроумного Красного Короля в « Мат » де Валуа , который он впервые станцевал в возрасте 28 лет и последний раз танцевал в 1986 году, когда ему было 77 лет. [1]
Небалетная работа Хелпманна в конце 1930-х годов включала его «Оберон» в Тайрона Гатри постановке «Сон в летнюю ночь в Олд Вик», в котором также снимались Вивьен Ли в роли Титании и Ральф Ричардсон в роли Боттома. [14] Драматический критик The Times писал:
- В будущем г-ну Роберту Хелпману будет бесполезно притворяться, что он исключительно танцор первого ранга. Конечно, его танец придает силу его Оберону; он скользит в воображаемую невидимость; но это еще не все: его стихи поют его мыслью, его Оберон сверкает силой и руководит, что Обероны делают редко, всей магией леса. [14]
Старейшина лондонских критиков Джеймс Агат назвал «Оберон» Хелпмана «в своем роде лучшим, что я когда-либо видел или когда-либо увижу». [15] В «Олд Вик Хелпманн» познакомился с режиссером Майклом Бенталлом ; они сформировали личное партнерство на всю жизнь и часто работали вместе в театре. [1]
1940-е годы
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны балет Сэдлера Уэллса внес заметный вклад в поднятие общественного духа, проводя лондонские сезоны, перемежаемые насыщенной программой гастролей по провинциям. [16] Рабочая нагрузка Хелпманна часто требовала, чтобы он танцевал ведущие партии в трех спектаклях за один день, и когда Эштона призвали на действительную службу в 1941 году, [17] Хелпманн взял на себя дополнительную роль хореографа труппы. [18] [n 2] Эштон, во время своего вынужденного отсутствия в компании, наблюдал за восхождением Хелпманна к превосходству с чувством зависти, и их отношения стали острыми со стороны Эштона. [20] Балетами, которые Хелпманн создал для труппы военного времени, были «Комус» (1942, по мотивам Мильтона ), «Птицы» (1942, на » Респиги «Gli uccelli ), «Чудо в горбалах» (1944, история искупления на сюжет Бенталла и музыку Артура). Блаженство ), [21] и версия « Гамлета» на музыку Чайковского . Находясь в отпуске из Королевских ВВС в 1943 году, Эштон создал для Хелпманна новый балет «Поиски» , патриотическую сказку о Святом Георгии , на музыку Уильяма Уолтона , который отметил, что Хелпманн в главной роли «больше походил на Дракона, чем на Святого Георгия». " [22] Музыка сохранилась, а балет – нет. [22]
Я поняла, что надо продолжать идти, чтобы, когда настанет момент, когда я вообще уйду из балета, это не было бы для людей таким шоком, чтобы они не сказали: «О, просто танцор, который постарел».
Хелпманн об игре в Шекспире. [23]
Хелпманн вернулся в «Гамлет» в 1944 году в главной роли оригинальной пьесы с труппой «Олд Вик». После хвалебных рецензий на «Оберон» рецензии на «Гамлета» были более неоднозначными. Айвор Браун счёл это «нетерпеливым, умным и захватывающим». [24] Агат назвала принца Хелпманна «самым душераздирающим» [25] а молодой Питер Брук нашел быстрое выступление Хелпманна очень захватывающим. [26] но другие критики сочли это легкомысленной интерпретацией, и мнения о качестве стихов Хелпманна разошлись. [27] Во время войны Хелпманн сыграл свои первые роли в кино: высокомерного предателя Де Йонга в фильме « Пропал один из наших самолетов» (1942) и комично суетливого епископа Эли в фильме Лоуренса Оливье « Генрих V» (1944). [28]
В конце войны Дэвид Вебстер был назначен исполнительным директором Королевского оперного театра , которому было поручено вновь открыть его для оперы и балета после его закрытия во время войны. [29] Он пригласил де Валуа и ее труппу обосноваться там, чтобы дополнить новую оперную труппу, которую он создавал. [30] Со временем труппы стали Королевским балетом и Королевской оперой . [31] Хелпманн и Фонтейн руководили балетной труппой на открытии гала-спектакля «Спящая красавица» . [30] Первой новой работой, поставленной во вновь открывшемся доме, был « Адам Зеро» (1946) на либретто Бенталла и музыку Блисс, хореографию и главную роль в котором сыграл Хелпманн в роли обывателя . [32] Произведение было хорошо принято и в следующем году было возобновлено, но не заняло места в репертуаре. [33] [34]
В 1947 году вместе с Бенталлом Хелпманн взял на себя художественное руководство Театром «Дюшес» в Вест-Энде . лондонском [35] Они представили возрождение Джона Вебстера трагедии «Белый дьявол» с Хелпманном в роли злодейского Фламинео и Роулингсом в роли его столь же злодейской сестры. [36] Это было хорошо принято, но их следующая постановка, возрождение оперы Леонида Андреева « Тот, кого бьют» , быстро закрылась. [37] В том же году Хелпманн работал над фильмом «Красные туфли» , в котором он и Леонид Мясин поставили хореографию и снялись в нем. [37] Хелпманн присоединился к труппе Мемориального театра Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне в сезоне 1948 года, сыграв главные роли в «Короле Джоне» , Шейлоке в «Венецианском купце» и попеременно с Полом Скофилдом в новой постановке « Гамлета» . [35]
1950-е годы
[ редактировать ]
В 1950 году Хелпманн впервые поставил оперу — постановку «Мадам Баттерфляй» в Ковент-Гардене с Элизабет Шварцкопф в главной роли. Спектакль пережил своего режиссера: после многих возрождений его последние выступления в Королевском оперном театре состоялись в 1993 году. [38] В следующем году он присоединился к Оливье и Вивьен Ли в театре Сент-Джеймс Шекспира , где они представили «Антония и Клеопатру» и Шоу « Цезаря и Клеопатру» . Хелпманн сыграл Октавия Цезаря в первом и Аполлодора во втором. [35] постановки были перенесены на Бродвей, он сыграл те же роли. Когда в конце года [35] В следующем году он появился в другой пьесе Шоу в роли Доктора в главной мужской роли вместе с Кэтрин Хепберн в роли Эпифании в «Миллионерше» . [39] Между этими пьесами Хелпманн снялся в Пауэлла и Прессбургера фильме «Сказки Гофмана » под управлением сэра Томаса Бичема и хореографии Эштона. Хелпманн сыграл всех четырех злодеев в различных историях оперы, его певческий голос озвучил валлийский бас Брюс Даргавел. [40]
В 1953 году Хелпманн вернулся в «Олд Вик», сняв новую постановку « Убийства в соборе» с Робертом Донатом в роли Бекета. [41] В ночь коронации в июне 1953 года Хелпманн вернулся в Ковент-Гарден в качестве приглашенного артиста, чтобы станцевать принца Зигфрида в «Лебедином озере» . [35] В следующем году он снова поставил и поставил там оперу «Золотой петушок» с актерским составом, в который входили Маттивильда Доббс , Хьюг Куэно и Герайнт Эванс . [42] Следующий год принес две противоположные режиссерские работы: первой была «Буря в Олд Вик» с Майклом Хордерном в роли Просперо, Ричардом Бертоном в роли Калибана и Клэр Блум в роли Миранды. [43] Затем последовал Ноэля Кауарда мюзикл «После бала» , основанный на произведении Оскара Уайльда « Веер леди Уиндермир» . Хелпманн обнаружил, что комбинация Кауарда и Уайльда не увенчалась успехом: «Все, что прислал Ноэль, Уайльд был сентиментален, и все, что Уайльд прислал, Ноэль был сентиментален. Это были две разные точки зрения, и это не сработало. ." [44]
В мае 1955 года Хелпманн вернулся в Австралию, возглавив турне по стране компании Old Vic с Хепберн в качестве приглашенной артистки. Он играл Петручио в «Укрощении строптивой» , Анджело в «Мере за меру» и Шейлока. [2] В «Олд Вик» в 1956 году он поставил Джона Невилла и Клэр Блум в «Ромео и Джульетте» . [45] постановка позже была показана на Бродвее. [35] Позже в том же году он присоединился к труппе в качестве актера, сыграв Шейлока, Лонса в «Двух веронских джентльменах» , Сатурния в «Тите Андронике» и главную роль в «Ричарде III» . [35]
В 1957 году Хелпманн сыграл главную роль в Жана-Поля Сартра «Некрасове» . [46] а затем взял на себя главную роль Себастьяна в комедии Кауарда « Обнаженная со скрипкой» в Лондоне. Роль была создана Джоном Гилгудом , которого сменил, хотя и не совсем удовлетворительно, Майкл Уилдинг . [47] Энергия Хелпмана возродила настроение труппы, и спектакль продолжился и в следующем году. [48] Хелпманн гастролировал по Австралии в этом спектакле в 1958–59, после того как он вернулся на сезон в балет в Ковент-Гарден в «Продвижении повесы» , «Гамлете» , «Коппелии» , «Чуде в горбалах» и «Петрушке» . [35] Его выступление в последнем из них не было хорошо встречено: в роли страдающей от любви марионетки его считали слишком откровенно человечным и умным. [49]
1960-е годы
[ редактировать ]В начале 1960-х годов Хелпманн работал в основном в небалетном театре, отказавшись от возможности создать роль вдовы Симоны в «Долой предосторожности» Эштона в пользу постановки Вивьен Ли и Мэри Юр в Жана Жироду пьесе «Дуэль ангелов». на Бродвее. [50] В 1962 году он снова выступил перед австралийской публикой в другой труппе Old Vic, на этот раз возглавляемой Вивьен Ли, которая выступала на Дальнем Востоке, в Южной Америке и Австралии. [2] [35] В 1963 году он поставил свою шестую работу для Королевского балета, недолговечную и проклятую критиками «Электру» , на музыку Малкольма Арнольда и с участием Нади Нерины , Дэвида Блэра , Моники Мейсон и Дерека Ренчера . [51] новой постановки « Лебединого озера» с важным новым хореографическим вкладом Эштона. Он также руководил постановкой для компании [52] В том же году он сыграл принца Туана в фильме « 55 дней в Пекине» . [35]
В 1962 году Пегги ван Прааг , ранее работавшая в Sadler's Wells, основала новую труппу, Австралийский балет , которая, как пишет Сорели Уокер, неуклонно завоевывала позиции как «компания, полная ярких молодых австралийских талантов, которым помогали звезды мирового уровня, такие как Эрик Брюн , Рудольф Нуриев и Соня Арова ». [53] Ван Прааг обратился к Хелпманну с просьбой создать новую работу для компании и предложил историю, основанную на коренном австралийском лирохводе . Он стремился продвигать австралийские таланты и нанял Сидни Нолана для разработки костюмов и декораций, а также Малкольма Уильямсона для написания музыки. Премьера работы под названием «Дисплей » состоялась на фестивале в Аделаиде в марте 1964 года с Кэтлин Горэм в главной роли и была встречена восторженно. [54] он появился в телешоу « Полчаса» с Робертом Хелпманном . [55]
Вернувшись в Лондон, Хелпманн поставил и поставил первую британскую постановку Лернера и Лоу мюзикла «Камелот» в 1964 году. Авторы фильма предложили ему сыграть Мерлина в оригинальной бродвейской постановке, но из этого предложения ничего не вышло. В лондонской постановке он стремился вернуть больше, чем это удалось американской постановке, дух « Короля прошлого и будущего» , книги, на которой был основан сериал. [56] Мюзикл получил прохладные отзывы, но постановка Хелпмана по дизайну Джона Траскотта была оценена как «ослепительное» и «великолепное зрелище»; Шоу длилось больше года. [57]

Успех «Дисплей» привел к назначению Хелпманна соруководителем Австралийского балета в 1965 году. Его биограф Кристофер Секстон отмечает, что Хелпманн и ван Прааг «дополняли друг друга своими разными личностями и навыками: она педагог, учитель и администратор; он неугомонная звезда «реактивного мира», которая проводила шесть месяцев в году за границей и привлекала к выступлениям с труппой международные имена». [2] Его балетами для труппы до конца 1960-х были «Юген» (1965); расширенная версия Elektra (1966) и Sun Music (1968). [2] Хелпманн снял еще два фильма в 1960-х годах. В 1966 году он сыграл Венга в «Меморандуме Квиллера» , а в 1968 году он сыграл Ловца детей в «Читти, Читти, Bang Bang »; на съемках последнего фильма он был противоположностью своего персонажа, так как любил детей, был очень добр и заботлив к детям-актерам, часто защищая их от вспыльчивости и ненормативной лексики режиссера. Эта роль остается его самой известной и признанной работой. Один критик заметил: «Он будет вечно пугать детей как сумасшедший ловец детей»; [58] другие назвали выступление Хелпманна «самым зловещим присутствием, которое я когда-либо видел в кино», [59] и «разрушительный поворот», который вызовет у детей кошмары. [60]
В 1968 году Хелпманн был назначен художественным руководителем Аделаидского фестиваля 1970 года и потратил много времени на поиск исполнителей для него. Помимо демонстрации австралийских талантов, он стремился привлечь всемирно престижных исполнителей. [61]
1970-е годы
[ редактировать ]Под руководством Хелпманна состав участников фестиваля в Аделаиде 1970 года, по общему мнению, был исключительно впечатляющим. [62] [63] Среди тех, кто появился, была Королевская шекспировская труппа во главе с Джуди Денч и Дональдом Синденом в «Зимней сказке» и «Двенадцатой ночи» ; Бенджамин Бриттен и Питер Пирс привели Английскую оперную труппу ; проходили художественные выставки из Помпеи и Мексики. Танец был представлен не только Австралийским балетом, но и Королевским тайским балетом, Балийской танцевальной труппой и Грузинской государственной танцевальной труппой . Нуриев был приглашенным артистом Австралийского балета в возрожденной постановке « Гамлета» Хелпмана , новой для репертуара труппы и вызывавшей большое восхищение. [62] [63] Нуреев также представил свою версию Мариуса Петипа « классического балета Дон Кихот» , станцевав романтическую партию Базилио с Хелпманном в главной роли обманутого рыцаря. Это был первый раз, когда два танцора работали вместе; они с энтузиазмом приняли друг друга и продолжили плодотворные профессиональные отношения. Нуриев продолжал играть старую роль Гамлета Хелпмана в возрождении балета 1942 года, и они вместе снялись в фильме « Дон Кихот» с австралийской труппой в 1973 году, показанном на международном уровне и впоследствии опубликованном на DVD. [62]
К 1970-м годам сочетание Хелпманна и Эштона в комических образах «Уродливых сестер» в «Золушке » Эштона стало очень любимым в Ковент-Гардене в различных возрождениях с момента его премьеры в 1948 году. [64] [65] В 1972 году Хелпманну удалось уговорить Эштона присоединиться к нему в постановке Австралийского балета, но, несмотря на настойчивые настояния Хелпманна, Эштон так и не создал новую работу для труппы, хотя и переставил для них свою «Долгую предусмотрительность» . [66]
Биограф Хелпмана Элизабет Солтер отмечает, что 1974 год стал «годом катастрофы» для обоих директоров Австралийского балета. [67] Ван Прааг был вынужден уйти в отставку из-за артрита, а партнер Хелпманна, Майкл Бенталл, умер. Эти двое мужчин жили вместе в Лондоне с 1940-х годов, и хотя у обоих были внеклассные дела, они оставались преданными друг другу, и Хелпманн глубоко переживал эту потерю. [68]
1974 год стал также годом последнего балета, созданного Хелпманном, — бессюжетного «Перисинтиона» . Он заказал партитуры последовательно двум австралийским композиторам, но, не найдя ни одного удовлетворительного, в последнюю минуту обратился к Первой симфонии Сибелиуса . Поздние изменения привели к тому, что танцорам не хватило времени на подготовку, и произведение не было хорошо принято. [69] В следующем году разногласия между Хелпманном и правлением Австралийского балета достигли апогея. Он откровенно заявлял о недостаточности бюджета компании и отказывался сокращать расходы на том основании, что это нанесет художественный и технологический ущерб. Он публично дал понять, что, по его мнению, в совете директоров «доминируют финансисты, не имеющие опыта или понимания вопросов искусства». [70] Правление решило, что он должен уйти, и попыталось незаметно его облегчить. Он не стал сотрудничать и сообщил, что его уволили: «Я хочу, чтобы публика и танцоры знали, что я не решал их покидать. Я бы оставался с ними, пока не упаду замертво». [70]
В 1977 году Питер Райт , директор Королевского балета Сэдлерс-Уэллс , пригласил Хелпманна выступить с труппой в двух своих старых главных ролях: Красного короля в «Мат» и доктора Коппелиуса в «Коппелии» . Британская балетная публика в течение нескольких лет мало видела его в главных ролях, и его возвращение было встречено с энтузиазмом. Балетный критик The Times назвал своего «Коппелиуса» «ожившей легендой». [71] и его коллега из Financial Times написала о «буйном и чудесном контроле Хелпманна», заключив: «Британский балет в огромном долгу перед Хелпманном - его нынешние выступления в «Коппелии» и «Шах и мат» еще больше увеличивают его». [72]
1980-е годы
[ редактировать ]В 1981 году Хелпманн поставил еще одно возрождение своего балета «Гамлет» , на этот раз с участием Энтони Доуэлла . Спектакль сначала был показан в Ковент-Гардене, а затем перевезен в Нью-Йорк. [73] В Сиднее Хелпманн поставил и поставил « оперу Генделя Альцина» , а в США он поставил Лилли Палмер в моноспектакле о Саре Бернар « Сара в Америке» . [73] В следующем году он появился с Дайаной Ригг в Харви Шмидта мюзикле « Колетт» , который открылся в Сиэтле, но закрылся, не дойдя до Бродвея. [73] Затем он в последний раз появился в Великобритании в актерской роли, сыграв кардинала Пирелли в возрождении « Сэнди Уилсон » Вальмута на фестивале в Чичестере . Ирвинг Уордл написал в «Таймс» : «Это не так уж и много, но скрытые улыбки и зловещие реплики Хелпманна, его способность выражать элегантную порочность кончиками пальцев с кольцами создают один нетленный образ». [74]
В 1983 году Хелпманн поставил Гуно оперу «Ромео и Джульетта» в Сиднее, а позже в том же году появился там в роли пожилого Бози в Джастина Флеминга пьесе об Оскаре Уайльде « Кобра » с Марком Ли в роли молодого Бози. [73] В 1984 году вместе с Гуги Уизерс и Джоном МакКаллумом он гастролировал в Теда Уиллиса пьесе «Звездная пыль» , а также присоединился к своей сестре Шейле для записи двух эпизодов австралийской мыльной оперы «Деревенская практика» , которые были показаны в 1985 году. [73] В начале того же года он был в США, руководя возрожденной опереттой «Веселая вдова» для оперы Сан-Диего . В июне в Сиднейском оперном театре он поставил Джоан Сазерленд в опере Беллини « Пуритане» . Его последние выступления на сцене были в роли Красного Короля в «Шах и мат » с Австралийским балетом в Мельбурне и Сиднее в мае 1986 года. [73]
Смерть
[ редактировать ]Хелпманн умер от эмфиземы в Сиднее 28 сентября 1986 года. [73] Ему была оказана редкая дань уважения - государственные похороны, состоявшиеся 2 октября в соборе Святого Андрея в Сиднее . [75] Дань памяти была высказана в обеих палатах парламента Австралии . [75] В Сенате все присутствующие сенаторы стояли молча. Это было отмечено как редкость, и было зафиксировано, что «только в исключительных обстоятельствах выражаются соболезнования выдающимся австралийцам, которые не заседали в парламенте». [75] Сенатор Стэн Коллард сказал:
- Он всегда считал себя австралийцем, хотя большую часть своей жизни провел вдали от этих берегов... Его любовь к театру и умение использовать его как средство общения и самовыражения не знали границ. Он обозначил эту страну на культурной арене... Он всегда искал новые вызовы и никогда не довольствовался прошлыми успехами... Он был одним из наших великих послов. [75]
В Палате представителей премьер министр - Боб Хоук заявил: «Никто не должен недооценивать роль сэра Роберта Хелпмана в развитии растущей зрелости австралийского искусства и культуры. ... Он продемонстрировал миру разнообразие талантов этой страны. и возможности». [75] В Лондоне поминальная служба прошла в соборе Святого Павла в Ковент-Гардене (известном как «церковь актеров»); Эштон представлял принцессу Маргарет , Фонтейн произнес речь, де Валуа зачитал дань уважения, а британский балет и театр представляли некоторые из их самых известных участников. [76]
Почести, репутация и наследие
[ редактировать ]В 1954 году Хелпманн был награжден Королевским орденом Полярной звезды (Швеция), а в 1957 году ему присвоено звание Рыцаря Кедра (Ливан). [2] Он был назначен CBE в 1964 году, назван австралийцем года в 1965 году, а в 1968 году ему было присвоено звание рыцаря-холостяка . [2]
В The Daily Telegraph де Валуа написал некролог-дань:
- Работа с Робертом Хелпманном всегда была источником вдохновения. Здесь действовал бдительный интеллект с острым чувством восприятия. ... У Бобби было чувство юмора, которое преодолевало все. Иногда это выражалось устно, иногда - вспышкой «мима»; в других случаях просто взглядом – и последний мог оказаться самым могущественным из всех, поскольку его расчет в таких случаях был столь же безупречным, сколь и фатальным. [77]
Неподписанный некролог в «Таймс» вызвал возмущение, назвав Хелпманна «гомосексуалистом, обращающимся в свою веру, [который] мог направить молодых людей на пограничный путь на свой путь». [78] Было быстро отмечено, что Хелпманн строго разделял свою профессиональную и личную жизнь. [79] По оценке The Guardian, он был признан способным в «княжеских» ролях в классических балетах, но «бесподобным» в драматических ролях, а лучше всего в комических. [80] Австралийский биографический словарь (ADB) описывает Хелпманна как «совершенного человека театра», но добавляет, что, по мнению некоторых людей, он работал в слишком многих областях, чтобы добиться превосходства в любой из них. Малкольм Уильямсон заметил: «Он никогда не стал Гилгудом, Оливье или Редгрейвом, или Эштоном, Баланчиным или Пети, потому что он был самым плюралистическим из всех»; АБР цитирует танцовщицу Мойру Ширер : «Он не был великим танцором – он не был великим актером – но он, безусловно, был великим мимом, идеальным мостом между ними». [2] The New York Times сказала о нем:
- Хотя некоторые критики сомневаются, сможет ли он соответствовать сегодняшним жестким стандартам великих классических танцоров, сэр Роберт был танцором, который умел играть, и актером, который умел танцевать. Его личность и талант сыграли жизненно важную роль в создании молодого британского балета. [81]
Академия Хелпманна в Южной Австралии была названа в его честь; это партнерство крупнейших образовательных и учебных заведений в области изобразительного и исполнительского искусства в Южной Австралии, предлагающих премиальные курсы для людей, стремящихся к профессиональной карьере в искусстве. [82] Премия Helpmann Awards была учреждена в 2001 году и признает выдающиеся художественные достижения и выдающиеся достижения в сфере живого исполнительского искусства Австралии. [83] Театр сэра Роберта Хелпмана назван в его честь на месте его рождения в Маунт-Гамбье. [84] На сцене Хелпманн был отмечен в пьесе LyreBird («Сказки о Хелпманне») Тайлера Коппина . [85]
Балеты в постановке Хелпманна
[ редактировать ]- Бизнес по-русски . Драматическая труппа Роулингса/Тойна, Театр Критерион, Сидней, апрель 1932 г.
- Данс, Ла (с Венди Той ). Постановочный клуб Королевской академии танца, Рудольф Штайнер-холл, Лондон, 23 марта 1939 года; Ballet de la Jeunesse Anglais, Кембриджский театр, Лондон, 9 мая 1939 г.
- Комус . Музыка Генри Перселла в аранжировке Константа Ламберта , Sadler's Wells Ballet, Новый театр, Лондон, 14 января 1942 года.
- Гамлет . Музыка Чайковского (Увертюра-фантазия), Sadler's Wells Ballet, Новый театр, Лондон, 19 мая 1942 г.
- Птицы . Музыка Респиги, балет Сэдлера Уэллса, Новый театр, Лондон, 24 ноября 1942 г.
- Чудо в Горбалах . Музыка Артура Блисса, балет Сэдлерс Уэллс, Princes Theater, Лондон, 26 октября 1944 г.
- Адам Зеро . Музыка Блисс, Sadler's Wells Ballet, ROHCG, 10 апреля 1946 г. (отредактировано 16 декабря 1947 г.)
- Электра . Музыка Малкольма Арнольда, Королевский балет, ROHCG, 26 марта 1963 года. Переработанная версия, Австралийский балет, Театр Ее Величества, Аделаида, 15 марта 1966 года.
- Дисплей . Музыка Малкольма Уильямсона, Австралийский балет, Театр Ее Величества, Аделаида, 14 марта 1964 г.
- Юген . Музыка Юзо Тояма , Австралийский балет, Театр Ее Величества, Аделаида, 18 февраля 1965 г.
- Солнечная музыка . Музыка Питера Скалторпа , Австралийский балет, Театр Ее Величества, Сидней, 2 августа 1968 г.
- Перисинтион . Музыка Жана Сибелиуса (Симфония № 1), Австралийский балет, Театр Ее Величества, Аделаида, 21 марта 1974 г.
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1942 | Один из наших самолетов пропал | Де Йонг | Кинодебют |
1944 | Henry V | Епископ Эли | |
1946 | Караван | Уайкрофт | |
1948 | Красные туфли | Иван Болеславский | |
1951 | Сказки Гофмана | Линдорф/Коппелиус/Дапертутто/Др. Чудо | |
1956 | Железная нижняя юбка | Майор Иван Кропоткин | |
Большие деньги | Преподобный | ||
1963 | 55 дней в Пекине | Принц сэр | |
1964 | Солдатская сказка | Дьявол | |
1966 | Меморандум Квиллера | Венг | |
1968 | Читти-Читти-бэнг-бэнг | Ловец детей | |
1972 | Приключения Алисы в стране чудес | Безумный Шляпник | |
1973 | Дон Кихот | Дон Кихот | |
1977 | Манговое дерево | Профессор | |
1978 | Патрик | Доктор Роже | |
Головоломка | Пасти | телефильм | |
1984 | Второй раз повезло | Дьявол | Финальный фильм |
1987 | Дон Кихот Ламанчский | Дон Кихот (голос) | телефильм |
См. также
[ редактировать ]Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Альтернативные объяснения изменения написания заключаются в том, что это предложила Павлова и что нумеролог сказал ему, что четырнадцать букв будут для него более удачными, чем тринадцать. Брат и сестра Хелпманна последовали за ним и добавили лишнюю букву. [9] Какое-то время оба варианта написания его фамилии были актуальны. Более длинная форма зафиксирована в прессе уже в марте 1933 года; [10] The Times , The Tatler и The Era были среди изданий, периодически использовавших более короткую версию еще в 1936 году. [11]
- ↑ Будучи австралийцем, Хелпманн не нес ответственности за призыв. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сорли Уокер, Кэтрин (2011). «Хелпманн, сэр Роберт Мюррей (1909–1986), артист балета и актер» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press. Проверено 19 мая 2019 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Секстон, Кристофер (2007). «Хелпманн, сэр Роберт Мюррей (1909–1986)» , Австралийский биографический словарь , Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет. Проверено 19 мая 2019 г.
- ↑ Танцовщица из Аделаиды» , The Advertiser , 4 декабря 1926 г., стр. 14.
- ^ Сорли Уокер (1998a), с. 7
- ^ «Стефани Десте» . Возраст . 28 мая 1996 г. с. 14.
- ^ Сорли Уокер (1998a), с. 9
- ^ Де Валуа, с. 11
- ^ Солтер, стр. 52–53.
- ^ Солтер, с. 54; и Сорли Уокер (1998a), с. 5
- ^ "Театральная студия Gate", The Stage , 2 марта 1933 г., с. 10
- ^ «Опера и балет», The Times , 21 сентября 1936 г., стр. 10; «Заметки отсюда и оттуда», The Tatler , 19 февраля 1936 г., стр. 64; и «Новый Рудольф», The Era , 4 ноября 1936 г., стр. 8 и 9.
- ^ "Балет Сэдлера Уэллса", 4 апреля 1934 г., с. 10
- ^ "Театр Адельфи", The Times , 22 февраля 1935 г., стр. 12
- ^ Перейти обратно: а б «Олд Вик», The Times , 28 декабря 1937 г., стр. 10
- ^ Цитируется по Сорли Уокеру (1998a), с. 37
- ^ Сорли Уокер (1987), с. 233
- ^ Андерсон, с. 78
- ^ Сорли Уокер (1987), с. 231
- ^ Сорли Уокер (1987), с. 225
- ^ Сорли Уокер (1998a), стр. 63–64.
- ^ Андерсон, стр. 310–311.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер, Кристофер (1990). Примечания к компакт-диску Chandos 8871 ОСЛК 45571357
- ^ «Роберт Хелпманн: интервью с Рональдом Хейманом» , The Transatlantic Review , № 52 (осень 1975 г.), стр. 79–85 (требуется подписка)
- ^ Браун, Айвор. «Театр и жизнь», The Observer , 13 февраля 1944 г., стр. 2
- ^ Цитируется в Howard, p. 122
- ^ Мазер, с. 98
- ^ «Гамлет: Производство мистера Тайрона Гатри», The Manchester Guardian , 14 февраля 1944 г., стр. 3; и «Новый театр», «Таймс» , 12 февраля 1944 г.; п. 6
- ^ Сорли Уокер (1998a), стр. 53 и 69.
- ^ Халтрехт, стр. 51–52.
- ^ Перейти обратно: а б Халтрехт, стр. 60 и 68.
- ^ Халтрехт, стр. 210–213 и 303.
- ^ Халтрехт, с. 73
- ^ Сорли Уокер (1998b), стр. 251–252.
- ^ «Адам Зеро» . Архивировано 15 марта 2016 года в Wayback Machine . Архив выступлений Королевского оперного театра. Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гэй, стр. 723–724.
- ↑ Duchess Theater, The Times , 7 марта 1947 г., стр. 6
- ^ Перейти обратно: а б Сорли Уокер (1998b), с. 254
- ^ «Мадам Баттерфляй» , архив спектаклей Королевского оперного театра. Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Новый театр», The Times , 28 июня 1952 г., стр. 8
- ^ «Сказки Гофмана» (1951). Архивировано 7 января 2019 года в Wayback Machine , Британский институт кино. Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Олд Вик», The Times , 1 апреля 1953 г., стр. 6
- ^ "Золотой петушок (1954)" , архив выступлений Королевского оперного театра. Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Олд Вик», The Times , 14 апреля 1954 г., стр. 4
- ^ Замок, с. 213
- ^ «Олд Вик», The Times , 13 июня 1956 г., стр. 3
- ^ Сорли Уокер (1998b), с. 275
- ^ Гилгуд, с. 205
- ^ Мандер и Митченсон, с. 460; и «Театры», The Times , 1 февраля 1958 г., стр. 2
- ^ Сорли Уокер (1998b), с. 276$277
- ^ Сорли Уокер (1998b), стр. 278-279.
- ^ "Захватывающая танцевальная драма Хелпманна", The Times , 27 марта 1963 г., стр. 15; Кеннеди, Джеймс, «Электра Хелпмана», The Guardian , 27 марта 1963 г., стр. 7; и Бланд, Александер, «Хелпманн целится слишком низко», The Observer , 31 марта 1963 г., стр. 28
- ^ Сорли Уокер (1998b), с. 281
- ^ Сорли Уокер (1998c), стр. 411–412.
- ^ Сорли Уокер (1998c), с. 412
- ^ Вагг, Стивен (2023). «Забытые австралийские телевизионные пьесы - полчаса с Робертом Хелпманном» . Фильминк . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Камелот, сделанный в Англии», The Times , 10 августа 1964 г., стр. 5
- ^ «Театры», The Times , 1 ноября 1965 г., стр. 2
- ^ Биллман, с. 352
- ^ Чепмен, Гэри. «Starchoice», The Times , 26 марта 2005 г., стр. 10
- ^ Симпсон, с. 18
- ^ Сорли Уокер (1998c), стр. 423 и 426.
- ^ Перейти обратно: а б с Сорли Уокер (1998c), с. 426
- ^ Перейти обратно: а б «Гиганты доминируют на фестивале ЮАР» , The Canberra Times , 7 марта 1970 г., стр. 10
- ^ Андерсон, с. 99; Солтер, стр. 217 и 222; и Сорли Уокер (1998c), с. 422
- ^ «Золушка». Архивировано 7 апреля 2016 года в Wayback Machine , архив выступлений Королевского оперного театра. Проверено 29 мая 2019 г.
- ^ Сорли Уокер (1998c), стр. 429–430.
- ^ Солтер, с. 238
- ^ Сорли Уокер (1998c), с. 434; и Солтер, с. 238
- ^ Сорли Уокер (1998c), стр. 432–433.
- ^ Перейти обратно: а б Сорли Уокер (1998c), с. 437
- ^ Персиваль, Джон. «Комическая легенда возвращается», The Times , 3 мая 1977 г., стр. 9
- ^ Крисп, Клемент. «Балет», The Financial Times , 3 мая 1977 г., стр. 17
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сорли Уокер (1998c), стр. 442–443.
- ^ Уордл, Ирвинг. «Театр», The Times , 20 мая 1982 г., стр. 13
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сорли Уокер (1998c), стр. 443–444.
- ^ «Поминальная служба: сэр Роберт Хелпманн». Таймс . 29 ноября 1986 г. с. 18.
- ^ Цитируется по Сорли Уокеру (1998c), с. 444
- ^ "Сэр Роберт Хелпманн", The Times, 29 сентября 1986 г., стр. 14.
- ^ Керсли, Лео, «Сэр Роберт Хелпманн», The Times , 7 октября 1986 г., стр. 17
- ^ Кеннеди, Джеймс. «Принц Сэдлерс-Уэллс», The Guardian , 29 сентября 1986 г., стр. 13
- ^ Баслер, Барбара. «Сэр Роберт Хелпманн мертв» , The New York Times , 29 сентября 1986 г., стр. 14
- ^ «История». Архивировано 6 марта 2019 года в Wayback Machine , Академия Хелпманна. Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ «О премии Helpmann Awards». Архивировано 25 марта 2019 г. в Wayback Machine , Helpmann Awards. Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ «Театр сэра Роберта Хелпманна». Архивировано 16 апреля 2018 года в Wayback Machine , Маунт-Гамбье-Пойнт. Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ "Лировые птицы-рассказы о Хелпманне" , Evening Standard , 5 июля 2000 г.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Андерсон, Зои (2006). Королевскому балету: 75 лет . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-22795-2 .
- Биллман, Ларри (1996). Кинохореографы и режиссеры танцев . Джефферсон: МакФарланд. ISBN 978-0-89950-868-9 .
- Касл, Чарльз (1972). Ноэль . Лондон: WH Аллен. ISBN 978-0-491-00534-0 .
- Де Валуа, Нинетт (1957). Приходите потанцевать со мной: мемуары, 1898–1956 . Лондон: Хэмиш Гамильтон. OCLC 558068771 .
- Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 5997224 .
- Гилгуд, Джон (2004). Ричард Манган (ред.). Письма Гилгуда . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-82989-8 .
- Халтрехт, Монтегю (1975). Тихий шоумен – сэр Дэвид Вебстер и Королевский оперный театр . Лондон: Коллинз. ISBN 978-0-00-211163-8 .
- Ховард, Тони (2008). Женщины как Гамлет: спектакль и интерпретация в театре, кино и художественной литературе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86466-4 .
- Мандер, Раймонд; Митченсон, Джо; Дэй, Барри Дэй; Морли, Шеридан (2000) [1957]. Театральный товарищ труса (второе изд.). Лондон: Оберон. ISBN 978-1-84002-054-0 .
- Мазер, Кори (2013). Поэл, Грэнвилл Баркер, Гатри, Уонамейкер . Лондон и Нью-Йорк: Блумсбери Арден Шекспир. ISBN 978-1-4725-3950-2 .
- Солтер, Элизабет (1978). Хелпманн: Официальная биография сэра Роберта Хелпманна, CBE . Брайтон: Ангус и Робертсон. ISBN 978-0-207-95670-6 .
- Симпсон, Пол (2004). Примерное руководство по детским фильмам . Лондон и Нью-Йорк: Грубые гиды. ISBN 978-1-84353-346-7 .
- Сорли Уокер, Кэтрин (1987). Нинетт де Валуа: идеалист без иллюзий . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 978-0-241-12386-7 .
Журналы
[ редактировать ]- Сорли Уокер, Кэтрин (1998a). «Роберт Хелпманн, танцор и хореограф: Часть первая». Танцевальная хроника . 21 (1): 1–72. дои : 10.1080/01472529808569296 . JSTOR 1567998 . (требуется подписка)
- Сорли Уокер, Кэтрин (1998b). «Роберт Хелпманн, танцор и хореограф: Часть вторая». Танцевальная хроника . 21 (2): 229–283. дои : 10.1080/01472529808569311 . JSTOR 1568039 . (требуется подписка)
- Сорли Уокер, Кэтрин (1998c). «Роберт Хелпманн, танцор и хореограф: Часть третья». Танцевальная хроника . 21 (3): 441–480. JSTOR 1568030 . (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Роберт Хелпманн на IMDb
- Награды Хелпманна Ежегодные награды Австралийской ассоциации индустрии развлечений названы в честь Хелпманна.
- Роберт Хелпманн (1909–1986) [узурпировал] - Австралия Танцы
- Файлы Helpmann в коллекции NLA PROMPT / Национальная библиотека Австралии
- Рывок Хелпманна – Новости NLA
- Балет Фредерика Эштона «Золушка».
- Йозеф Вайнбергер: Создание балета «Веселая вдова»
- «Дисплей» (1964) [узурпировал] - Австралия Танцы
- 1909 рождений
- 1986 смертей
- Австралийские артисты балета
- Австралийские хореографы
- Австралийские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Австралийские киноактёры-мужчины
- Австралийские актеры мужского пола
- австралийские театральные режиссеры
- Австралийские кавалеры Ордена Британской Империи
- Австралийские актеры-геи
- Австралийские танцоры ЛГБТ
- Актеры удостоены рыцарских званий
- Бакалавр австралийских рыцарей
- Лауреаты премии «Австралиец года»
- Люди, получившие образование в колледже принца Альфреда
- Хореографы Королевского балета
- Прима-танцоры Королевского балета
- Балеты Роберта Хелпмана
- Награды Хелпманна
- Танцоры-геи
- ЛГБТ-хореографы
- Режиссеры ЛГБТ-театров
- ЛГБТ из Южной Австралии
- Австралийские актеры-мужчины 20-го века
- Австралийские ЛГБТ 20-го века
- Жители горы Гамбье, Южная Австралия.
- Артисты балета 20 века
- Смертность от респираторных заболеваний в Новом Южном Уэльсе
- Смертность от эмфиземы