Jump to content

Роберт Хелпманн

сэр Роберт Хелпманн
Хелпманн, гр. 1945 год
Рожденный
Роберт Мюррей Хелпман

( 1909-04-09 ) 9 апреля 1909 г.
Умер 28 сентября 1986 г. ) ( 1986-09-28 ) ( 77 лет
Сидней , Новый Южный Уэльс, Австралия
Занятия
  • Артист балета
  • актер
  • театральный режиссер
  • хореограф
Годы активности 1927−1986

Сэр Роберт Мюррей Хелпманн CBE ( урожденный Хелпман , 9 апреля 1909 — 28 сентября 1986) — австралийский артист балета, актёр, режиссёр и хореограф. После ранней работы в Австралии он переехал в Великобританию в 1932 году, где присоединился к балету Вик-Уэллса (ныне Королевский балет) под руководством его создательницы Нинетт де Валуа . Он стал одним из ведущих людей компании, сотрудничая с Алисией Марковой , а затем с Марго Фонтейн . Когда Фредерик Эштон , главный хореограф труппы, был призван на военную службу во время Второй мировой войны , Хелпманн сменил его, продолжая работать солистом труппы.

Хелпманн с самого начала своей карьеры был не только танцором, но и актером, а в 1940-х годах он все чаще стал играть в пьесах в «Олд Вик» и в Вест-Энде . Большинство его ролей были в пьесах Шекспира , но он также появлялся в произведениях Шоу , Кауарда , Сартра и других. Как режиссер его диапазон был широк: от Шекспира до оперы, мюзиклов и пантомимы.

В 1965 году Хелпманн стал соруководителем Австралийского балета , для которого создал несколько новых балетов. Он стал единоличным директором в 1975 году, но разногласия с советом директоров компании привели к его увольнению год спустя. Он руководил австралийской оперой и играл в постановках до 1980-х годов. Хотя в первую очередь он был артистом театра, в период с 1942 года (« Один из наших самолетов пропал ») по 1984 год ( «Второй раз повезло ») он снялся в пятнадцати фильмах, в том числе «Красные туфли» , «Сказки Гофмана» , киноверсии балетной драмы Игоря Стравинского «Солдатский солдат». Сказка («L'Histoire du солдата»), в которой Хелпманн сыграл Дьявола и Ловец детей в «Читти-Читти-бэнг-бэнг» .

Хелпманн умер в Сиднее, и его похороны прошли в соборе Святого Андрея . Премьер министр - Боб Хоук отдал дань уважения в парламенте Австралии , и было принято выражение соболезнования – редкая дань уважения для неполитического деятеля. Хелпманн удостоен награды Helpmann Awards в области австралийского исполнительского искусства, учрежденной в его честь в 2001 году.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]
черно-белая фотография молодого мужчины и женщины в автомобиле с открытым верхом начала 20-го века, с маленьким ребенком между ними.
Хелпманн и его родители в 1911 году.

Хелпманн родился в Маунт-Гамбье, Южная Австралия , и был старшим из троих детей Джеймса Мюррея Хелпмана (1881–1927), биржевого агента и аукциониста, и его жены Мэри, урожденной Гардинер (1883–1970). [1] Мэри Хелпман страстно любила театр, и ее энтузиазм передался всем троим ее детям. Младший брат Хелпманна Макс (1914–1987) и их сестра Шейла (1916–1994) сделали свою карьеру на сцене, телевидении и экране. [2]

Будучи тем, кого его биограф Кэтрин Сорли Уокер называет «незаинтересованным и непокорным ученым» в колледже принца Альфреда в Аделаиде , Хелпманн был принят в ученики Анной Павловой во время ее турне по Австралии в 1926 году. [1] Его тренировал Алексис Долинофф, ее ведущий танцор. [3] Затем он присоединился к театральным продюсерам JC Williamson Ltd в качестве ведущего танцора мюзиклов, ревю и пантомим, начиная с Франца Легара в «Фраскиты» 1927 году. [2] Позже он появился в фильмах «Катинка» , «Веселая вдова» , «Новолуние» , «Высшая школа королевы» , «Этот год благодати» и «На цыпочках» , появляясь с такими звездами, как Глэдис Монкрифф , Мари Берк и Мэйси Гей . Сорли Уокер пишет: «Его энергичность и бравурная подача танцев останавливали различные шоу». [4]

Роберт Хелпманн называет эксцентричную мельбурнскую косметологу, радиоведущую, актера и танцовщицу Стефани Десте одной из тех, кто оказал влияние на его танцевальную и актерскую карьеру. [5]

Балет Вик-Уэллс

[ редактировать ]

Английская актриса Маргарет Роулингс , гастролировавшая по Австралии, была впечатлена Хелпманном. Она призвала его продолжить карьеру в Великобритании и познакомила его с Нинетт де Валуа, директором балета Вик-Уэллса (позже названного балетом Сэдлера Уэллса). Хелпманн покинул Австралию в 1932 году и вернулся только в 1955 году. [6] Де Валуа приняла его в свою компанию. Он произвел на нее впечатление - позже она написала: «Все в нем говорит о том, что он родился художником». [7] – хотя она отмечала не только его сильные, но и слабые стороны: «талантливый, восторженный, чрезвычайно умный, большой ловкости, остроумный, милый, как обезьяна, быстрый, как белка, чувство театра и свои возможные достижения в нем», но «академически технически слаб, ему не хватает концентрации, он слишком любит хорошо проводить время и слишком занят этим». [8] В середине 1930-х годов, вероятно, по предложению Роулингса, он добавил к своей фамилии вторую букву «н», чтобы придать ей более иностранный и экзотический вид. [n 1]

Хелпманн и Марго Фонтейн в Фредерика Эштона » фильме «Фасад

В апреле 1934 года де Валуа создал новый балет «Бальный зал с привидениями» с Хелпманном и Алисией Марковой в главных ролях. The Times отметила, что из солистов Хелпманн «обладал наибольшими возможностями и прекрасно ими воспользовался». [12] Он снимался с Марковой в «Лебедином озере» , танцевал в операх, выступал в Театре под открытым небом в Риджентс-парке . [1] В 1935 году он был ведущим танцором в ревю Stop Press на музыку Ирвинга Берлина . [13] В Sadler's Wells он танцевал главную роль в другом новом балете Валуа, «Прогресс граблей» , а в 1936 году Фредерик Эштон поставил очень романтический балет «Явления » на музыку Листа с участием Хелпманна и юной Марго Фонтейн . Сорли Уокер пишет, что он и Фонтейн были «идеально подобранным партнерством», примером чего является «их превосходное исполнение па-де-де Авроры в «Спящей красавице ». [1] Помимо романтических главных ролей, Хелпманн прославился своим комедийным даром. Сорли Уокер выделяет свои роли в «Коппелии» Эштона , «Свадебном букете» де Валуа и «Перспективе перед нами» . [1] Характерные роли включали в себя хитроумного Красного Короля в « Мат » де Валуа , который он впервые станцевал в возрасте 28 лет и последний раз танцевал в 1986 году, когда ему было 77 лет. [1]

Небалетная работа Хелпманна в конце 1930-х годов включала его «Оберон» в Тайрона Гатри постановке «Сон в летнюю ночь в Олд Вик», в котором также снимались Вивьен Ли в роли Титании и Ральф Ричардсон в роли Боттома. [14] Драматический критик The Times писал:

В будущем г-ну Роберту Хелпману будет бесполезно притворяться, что он исключительно танцор первого ранга. Конечно, его танец придает силу его Оберону; он скользит в воображаемую невидимость; но это еще не все: его стихи поют его мыслью, его Оберон сверкает силой и руководит, что Обероны делают редко, всей магией леса. [14]

Старейшина лондонских критиков Джеймс Агат назвал «Оберон» Хелпмана «в своем роде лучшим, что я когда-либо видел или когда-либо увижу». [15] В «Олд Вик Хелпманн» познакомился с режиссером Майклом Бенталлом ; они сформировали личное партнерство на всю жизнь и часто работали вместе в театре. [1]

1940-е годы

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны балет Сэдлера Уэллса внес заметный вклад в поднятие общественного духа, проводя лондонские сезоны, перемежаемые насыщенной программой гастролей по провинциям. [16] Рабочая нагрузка Хелпманна часто требовала, чтобы он танцевал ведущие партии в трех спектаклях за один день, и когда Эштона призвали на действительную службу в 1941 году, [17] Хелпманн взял на себя дополнительную роль хореографа труппы. [18] [n 2] Эштон, во время своего вынужденного отсутствия в компании, наблюдал за восхождением Хелпманна к превосходству с чувством зависти, и их отношения стали острыми со стороны Эштона. [20] Балетами, которые Хелпманн создал для труппы военного времени, были «Комус» (1942, по мотивам Мильтона ), «Птицы» (1942, на » Респиги «Gli uccelli ), «Чудо в горбалах» (1944, история искупления на сюжет Бенталла и музыку Артура). Блаженство ), [21] и версия « Гамлета» на музыку Чайковского . Находясь в отпуске из Королевских ВВС в 1943 году, Эштон создал для Хелпманна новый балет «Поиски» , патриотическую сказку о Святом Георгии , на музыку Уильяма Уолтона , который отметил, что Хелпманн в главной роли «больше походил на Дракона, чем на Святого Георгия». " [22] Музыка сохранилась, а балет – нет. [22]

Я поняла, что надо продолжать идти, чтобы, когда настанет момент, когда я вообще уйду из балета, это не было бы для людей таким шоком, чтобы они не сказали: «О, просто танцор, который постарел».

Хелпманн об игре в Шекспире. [23]

Хелпманн вернулся в «Гамлет» в 1944 году в главной роли оригинальной пьесы с труппой «Олд Вик». После хвалебных рецензий на «Оберон» рецензии на «Гамлета» были более неоднозначными. Айвор Браун счёл это «нетерпеливым, умным и захватывающим». [24] Агат назвала принца Хелпманна «самым душераздирающим» [25] а молодой Питер Брук нашел быстрое выступление Хелпманна очень захватывающим. [26] но другие критики сочли это легкомысленной интерпретацией, и мнения о качестве стихов Хелпманна разошлись. [27] Во время войны Хелпманн сыграл свои первые роли в кино: высокомерного предателя Де Йонга в фильме « Пропал один из наших самолетов» (1942) и комично суетливого епископа Эли в фильме Лоуренса Оливье « Генрих V» (1944). [28]

В конце войны Дэвид Вебстер был назначен исполнительным директором Королевского оперного театра , которому было поручено вновь открыть его для оперы и балета после его закрытия во время войны. [29] Он пригласил де Валуа и ее труппу обосноваться там, чтобы дополнить новую оперную труппу, которую он создавал. [30] Со временем труппы стали Королевским балетом и Королевской оперой . [31] Хелпманн и Фонтейн руководили балетной труппой на открытии гала-спектакля «Спящая красавица» . [30] Первой новой работой, поставленной во вновь открывшемся доме, был « Адам Зеро» (1946) на либретто Бенталла и музыку Блисс, хореографию и главную роль в котором сыграл Хелпманн в роли обывателя . [32] Произведение было хорошо принято и в следующем году было возобновлено, но не заняло места в репертуаре. [33] [34]

В 1947 году вместе с Бенталлом Хелпманн взял на себя художественное руководство Театром «Дюшес» в Вест-Энде . лондонском [35] Они представили возрождение Джона Вебстера трагедии «Белый дьявол» с Хелпманном в роли злодейского Фламинео и Роулингсом в роли его столь же злодейской сестры. [36] Это было хорошо принято, но их следующая постановка, возрождение оперы Леонида Андреева « Тот, кого бьют» , быстро закрылась. [37] В том же году Хелпманн работал над фильмом «Красные туфли» , в котором он и Леонид Мясин поставили хореографию и снялись в нем. [37] Хелпманн присоединился к труппе Мемориального театра Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне в сезоне 1948 года, сыграв главные роли в «Короле Джоне» , Шейлоке в «Венецианском купце» и попеременно с Полом Скофилдом в новой постановке « Гамлета» . [35]

1950-е годы

[ редактировать ]
Хелпманн и Фонтейн в «Спящей красавице» , 1953 год.

В 1950 году Хелпманн впервые поставил оперу — постановку «Мадам Баттерфляй» в Ковент-Гардене с Элизабет Шварцкопф в главной роли. Спектакль пережил своего режиссера: после многих возрождений его последние выступления в Королевском оперном театре состоялись в 1993 году. [38] В следующем году он присоединился к Оливье и Вивьен Ли в театре Сент-Джеймс Шекспира , где они представили «Антония и Клеопатру» и Шоу « Цезаря и Клеопатру» . Хелпманн сыграл Октавия Цезаря в первом и Аполлодора во втором. [35] постановки были перенесены на Бродвей, он сыграл те же роли. Когда в конце года [35] В следующем году он появился в другой пьесе Шоу в роли Доктора в главной мужской роли вместе с Кэтрин Хепберн в роли Эпифании в «Миллионерше» . [39] Между этими пьесами Хелпманн снялся в Пауэлла и Прессбургера фильме «Сказки Гофмана » под управлением сэра Томаса Бичема и хореографии Эштона. Хелпманн сыграл всех четырех злодеев в различных историях оперы, его певческий голос озвучил валлийский бас Брюс Даргавел. [40]

В 1953 году Хелпманн вернулся в «Олд Вик», сняв новую постановку « Убийства в соборе» с Робертом Донатом в роли Бекета. [41] В ночь коронации в июне 1953 года Хелпманн вернулся в Ковент-Гарден в качестве приглашенного артиста, чтобы станцевать принца Зигфрида в «Лебедином озере» . [35] В следующем году он снова поставил и поставил там оперу «Золотой петушок» с актерским составом, в который входили Маттивильда Доббс , Хьюг Куэно и Герайнт Эванс . [42] Следующий год принес две противоположные режиссерские работы: первой была «Буря в Олд Вик» с Майклом Хордерном в роли Просперо, Ричардом Бертоном в роли Калибана и Клэр Блум в роли Миранды. [43] Затем последовал Ноэля Кауарда мюзикл «После бала» , основанный на произведении Оскара Уайльда « Веер леди Уиндермир» . Хелпманн обнаружил, что комбинация Кауарда и Уайльда не увенчалась успехом: «Все, что прислал Ноэль, Уайльд был сентиментален, и все, что Уайльд прислал, Ноэль был сентиментален. Это были две разные точки зрения, и это не сработало. ." [44]

В мае 1955 года Хелпманн вернулся в Австралию, возглавив турне по стране компании Old Vic с Хепберн в качестве приглашенной артистки. Он играл Петручио в «Укрощении строптивой» , Анджело в «Мере за меру» и Шейлока. [2] В «Олд Вик» в 1956 году он поставил Джона Невилла и Клэр Блум в «Ромео и Джульетте» . [45] постановка позже была показана на Бродвее. [35] Позже в том же году он присоединился к труппе в качестве актера, сыграв Шейлока, Лонса в «Двух веронских джентльменах» , Сатурния в «Тите Андронике» и главную роль в «Ричарде III» . [35]

В 1957 году Хелпманн сыграл главную роль в Жана-Поля Сартра «Некрасове» . [46] а затем взял на себя главную роль Себастьяна в комедии Кауарда « Обнаженная со скрипкой» в Лондоне. Роль была создана Джоном Гилгудом , которого сменил, хотя и не совсем удовлетворительно, Майкл Уилдинг . [47] Энергия Хелпмана возродила настроение труппы, и спектакль продолжился и в следующем году. [48] Хелпманн гастролировал по Австралии в этом спектакле в 1958–59, после того как он вернулся на сезон в балет в Ковент-Гарден в «Продвижении повесы» , «Гамлете» , «Коппелии» , «Чуде в горбалах» и «Петрушке» . [35] Его выступление в последнем из них не было хорошо встречено: в роли страдающей от любви марионетки его считали слишком откровенно человечным и умным. [49]

1960-е годы

[ редактировать ]

В начале 1960-х годов Хелпманн работал в основном в небалетном театре, отказавшись от возможности создать роль вдовы Симоны в «Долой предосторожности» Эштона в пользу постановки Вивьен Ли и Мэри Юр в Жана Жироду пьесе «Дуэль ангелов». на Бродвее. [50] В 1962 году он снова выступил перед австралийской публикой в ​​другой труппе Old Vic, на этот раз возглавляемой Вивьен Ли, которая выступала на Дальнем Востоке, в Южной Америке и Австралии. [2] [35] В 1963 году он поставил свою шестую работу для Королевского балета, недолговечную и проклятую критиками «Электру» , на музыку Малкольма Арнольда и с участием Нади Нерины , Дэвида Блэра , Моники Мейсон и Дерека Ренчера . [51] новой постановки « Лебединого озера» с важным новым хореографическим вкладом Эштона. Он также руководил постановкой для компании [52] В том же году он сыграл принца Туана в фильме « 55 дней в Пекине» . [35]

В 1962 году Пегги ван Прааг , ранее работавшая в Sadler's Wells, основала новую труппу, Австралийский балет , которая, как пишет Сорели Уокер, неуклонно завоевывала позиции как «компания, полная ярких молодых австралийских талантов, которым помогали звезды мирового уровня, такие как Эрик Брюн , Рудольф Нуриев и Соня Арова ». [53] Ван Прааг обратился к Хелпманну с просьбой создать новую работу для компании и предложил историю, основанную на коренном австралийском лирохводе . Он стремился продвигать австралийские таланты и нанял Сидни Нолана для разработки костюмов и декораций, а также Малкольма Уильямсона для написания музыки. Премьера работы под названием «Дисплей » состоялась на фестивале в Аделаиде в марте 1964 года с Кэтлин Горэм в главной роли и была встречена восторженно. [54] он появился в телешоу « Полчаса» с Робертом Хелпманном . [55]

Вернувшись в Лондон, Хелпманн поставил и поставил первую британскую постановку Лернера и Лоу мюзикла «Камелот» в 1964 году. Авторы фильма предложили ему сыграть Мерлина в оригинальной бродвейской постановке, но из этого предложения ничего не вышло. В лондонской постановке он стремился вернуть больше, чем это удалось американской постановке, дух « Короля прошлого и будущего» , книги, на которой был основан сериал. [56] Мюзикл получил прохладные отзывы, но постановка Хелпмана по дизайну Джона Траскотта была оценена как «ослепительное» и «великолепное зрелище»; Шоу длилось больше года. [57]

Хелпманн в роли ловца детей в художественном фильме United Artists Chitty Chitty Bang Bang .

Успех «Дисплей» привел к назначению Хелпманна соруководителем Австралийского балета в 1965 году. Его биограф Кристофер Секстон отмечает, что Хелпманн и ван Прааг «дополняли друг друга своими разными личностями и навыками: она педагог, учитель и администратор; он неугомонная звезда «реактивного мира», которая проводила шесть месяцев в году за границей и привлекала к выступлениям с труппой международные имена». [2] Его балетами для труппы до конца 1960-х были «Юген» (1965); расширенная версия Elektra (1966) и Sun Music (1968). [2] Хелпманн снял еще два фильма в 1960-х годах. В 1966 году он сыграл Венга в «Меморандуме Квиллера» , а в 1968 году он сыграл Ловца детей в «Читти, Читти, Bang Bang »; на съемках последнего фильма он был противоположностью своего персонажа, так как любил детей, был очень добр и заботлив к детям-актерам, часто защищая их от вспыльчивости и ненормативной лексики режиссера. Эта роль остается его самой известной и признанной работой. Один критик заметил: «Он будет вечно пугать детей как сумасшедший ловец детей»; [58] другие назвали выступление Хелпманна «самым зловещим присутствием, которое я когда-либо видел в кино», [59] и «разрушительный поворот», который вызовет у детей кошмары. [60]

В 1968 году Хелпманн был назначен художественным руководителем Аделаидского фестиваля 1970 года и потратил много времени на поиск исполнителей для него. Помимо демонстрации австралийских талантов, он стремился привлечь всемирно престижных исполнителей. [61]

1970-е годы

[ редактировать ]

Под руководством Хелпманна состав участников фестиваля в Аделаиде 1970 года, по общему мнению, был исключительно впечатляющим. [62] [63] Среди тех, кто появился, была Королевская шекспировская труппа во главе с Джуди Денч и Дональдом Синденом в «Зимней сказке» и «Двенадцатой ночи» ; Бенджамин Бриттен и Питер Пирс привели Английскую оперную труппу ; проходили художественные выставки из Помпеи и Мексики. Танец был представлен не только Австралийским балетом, но и Королевским тайским балетом, Балийской танцевальной труппой и Грузинской государственной танцевальной труппой . Нуриев был приглашенным артистом Австралийского балета в возрожденной постановке « Гамлета» Хелпмана , новой для репертуара труппы и вызывавшей большое восхищение. [62] [63] Нуреев также представил свою версию Мариуса Петипа « классического балета Дон Кихот» , станцевав романтическую партию Базилио с Хелпманном в главной роли обманутого рыцаря. Это был первый раз, когда два танцора работали вместе; они с энтузиазмом приняли друг друга и продолжили плодотворные профессиональные отношения. Нуриев продолжал играть старую роль Гамлета Хелпмана в возрождении балета 1942 года, и они вместе снялись в фильме « Дон Кихот» с австралийской труппой в 1973 году, показанном на международном уровне и впоследствии опубликованном на DVD. [62]

К 1970-м годам сочетание Хелпманна и Эштона в комических образах «Уродливых сестер» в «Золушке » Эштона стало очень любимым в Ковент-Гардене в различных возрождениях с момента его премьеры в 1948 году. [64] [65] В 1972 году Хелпманну удалось уговорить Эштона присоединиться к нему в постановке Австралийского балета, но, несмотря на настойчивые настояния Хелпманна, Эштон так и не создал новую работу для труппы, хотя и переставил для них свою «Долгую предусмотрительность» . [66]

Биограф Хелпмана Элизабет Солтер отмечает, что 1974 год стал «годом катастрофы» для обоих директоров Австралийского балета. [67] Ван Прааг был вынужден уйти в отставку из-за артрита, а партнер Хелпманна, Майкл Бенталл, умер. Эти двое мужчин жили вместе в Лондоне с 1940-х годов, и хотя у обоих были внеклассные дела, они оставались преданными друг другу, и Хелпманн глубоко переживал эту потерю. [68]

1974 год стал также годом последнего балета, созданного Хелпманном, — бессюжетного «Перисинтиона» . Он заказал партитуры последовательно двум австралийским композиторам, но, не найдя ни одного удовлетворительного, в последнюю минуту обратился к Первой симфонии Сибелиуса . Поздние изменения привели к тому, что танцорам не хватило времени на подготовку, и произведение не было хорошо принято. [69] В следующем году разногласия между Хелпманном и правлением Австралийского балета достигли апогея. Он откровенно заявлял о недостаточности бюджета компании и отказывался сокращать расходы на том основании, что это нанесет художественный и технологический ущерб. Он публично дал понять, что, по его мнению, в совете директоров «доминируют финансисты, не имеющие опыта или понимания вопросов искусства». [70] Правление решило, что он должен уйти, и попыталось незаметно его облегчить. Он не стал сотрудничать и сообщил, что его уволили: «Я хочу, чтобы публика и танцоры знали, что я не решал их покидать. Я бы оставался с ними, пока не упаду замертво». [70]

В 1977 году Питер Райт , директор Королевского балета Сэдлерс-Уэллс , пригласил Хелпманна выступить с труппой в двух своих старых главных ролях: Красного короля в «Мат» и доктора Коппелиуса в «Коппелии» . Британская балетная публика в течение нескольких лет мало видела его в главных ролях, и его возвращение было встречено с энтузиазмом. Балетный критик The Times назвал своего «Коппелиуса» «ожившей легендой». [71] и его коллега из Financial Times написала о «буйном и чудесном контроле Хелпманна», заключив: «Британский балет в огромном долгу перед Хелпманном - его нынешние выступления в «Коппелии» и «Шах и мат» еще больше увеличивают его». [72]

1980-е годы

[ редактировать ]

В 1981 году Хелпманн поставил еще одно возрождение своего балета «Гамлет» , на этот раз с участием Энтони Доуэлла . Спектакль сначала был показан в Ковент-Гардене, а затем перевезен в Нью-Йорк. [73] В Сиднее Хелпманн поставил и поставил « оперу Генделя Альцина» , а в США он поставил Лилли Палмер в моноспектакле о Саре Бернар « Сара в Америке» . [73] В следующем году он появился с Дайаной Ригг в Харви Шмидта мюзикле « Колетт» , который открылся в Сиэтле, но закрылся, не дойдя до Бродвея. [73] Затем он в последний раз появился в Великобритании в актерской роли, сыграв кардинала Пирелли в возрождении « Сэнди Уилсон » Вальмута на фестивале в Чичестере . Ирвинг Уордл написал в «Таймс» : «Это не так уж и много, но скрытые улыбки и зловещие реплики Хелпманна, его способность выражать элегантную порочность кончиками пальцев с кольцами создают один нетленный образ». [74]

В 1983 году Хелпманн поставил Гуно оперу «Ромео и Джульетта» в Сиднее, а позже в том же году появился там в роли пожилого Бози в Джастина Флеминга пьесе об Оскаре Уайльде « Кобра » с Марком Ли в роли молодого Бози. [73] В 1984 году вместе с Гуги Уизерс и Джоном МакКаллумом он гастролировал в Теда Уиллиса пьесе «Звездная пыль» , а также присоединился к своей сестре Шейле для записи двух эпизодов австралийской мыльной оперы «Деревенская практика» , которые были показаны в 1985 году. [73] В начале того же года он был в США, руководя возрожденной опереттой «Веселая вдова» для оперы Сан-Диего . В июне в Сиднейском оперном театре он поставил Джоан Сазерленд в опере Беллини « Пуритане» . Его последние выступления на сцене были в роли Красного Короля в «Шах и мат » с Австралийским балетом в Мельбурне и Сиднее в мае 1986 года. [73]

Хелпманн умер от эмфиземы в Сиднее 28 сентября 1986 года. [73] Ему была оказана редкая дань уважения - государственные похороны, состоявшиеся 2 октября в соборе Святого Андрея в Сиднее . [75] Дань памяти была высказана в обеих палатах парламента Австралии . [75] В Сенате все присутствующие сенаторы стояли молча. Это было отмечено как редкость, и было зафиксировано, что «только в исключительных обстоятельствах выражаются соболезнования выдающимся австралийцам, которые не заседали в парламенте». [75] Сенатор Стэн Коллард сказал:

Он всегда считал себя австралийцем, хотя большую часть своей жизни провел вдали от этих берегов... Его любовь к театру и умение использовать его как средство общения и самовыражения не знали границ. Он обозначил эту страну на культурной арене... Он всегда искал новые вызовы и никогда не довольствовался прошлыми успехами... Он был одним из наших великих послов. [75]

В Палате представителей премьер министр - Боб Хоук заявил: «Никто не должен недооценивать роль сэра Роберта Хелпмана в развитии растущей зрелости австралийского искусства и культуры. ... Он продемонстрировал миру разнообразие талантов этой страны. и возможности». [75] В Лондоне поминальная служба прошла в соборе Святого Павла в Ковент-Гардене (известном как «церковь актеров»); Эштон представлял принцессу Маргарет , Фонтейн произнес речь, де Валуа зачитал дань уважения, а британский балет и театр представляли некоторые из их самых известных участников. [76]

Почести, репутация и наследие

[ редактировать ]

В 1954 году Хелпманн был награжден Королевским орденом Полярной звезды (Швеция), а в 1957 году ему присвоено звание Рыцаря Кедра (Ливан). [2] Он был назначен CBE в 1964 году, назван австралийцем года в 1965 году, а в 1968 году ему было присвоено звание рыцаря-холостяка . [2]

В The Daily Telegraph де Валуа написал некролог-дань:

Работа с Робертом Хелпманном всегда была источником вдохновения. Здесь действовал бдительный интеллект с острым чувством восприятия. ... У Бобби было чувство юмора, которое преодолевало все. Иногда это выражалось устно, иногда - вспышкой «мима»; в других случаях просто взглядом – и последний мог оказаться самым могущественным из всех, поскольку его расчет в таких случаях был столь же безупречным, сколь и фатальным. [77]

Неподписанный некролог в «Таймс» вызвал возмущение, назвав Хелпманна «гомосексуалистом, обращающимся в свою веру, [который] мог направить молодых людей на пограничный путь на свой путь». [78] Было быстро отмечено, что Хелпманн строго разделял свою профессиональную и личную жизнь. [79] По оценке The Guardian, он был признан способным в «княжеских» ролях в классических балетах, но «бесподобным» в драматических ролях, а лучше всего в комических. [80] Австралийский биографический словарь (ADB) описывает Хелпманна как «совершенного человека театра», но добавляет, что, по мнению некоторых людей, он работал в слишком многих областях, чтобы добиться превосходства в любой из них. Малкольм Уильямсон заметил: «Он никогда не стал Гилгудом, Оливье или Редгрейвом, или Эштоном, Баланчиным или Пети, потому что он был самым плюралистическим из всех»; АБР цитирует танцовщицу Мойру Ширер : «Он не был великим танцором – он не был великим актером – но он, безусловно, был великим мимом, идеальным мостом между ними». [2] The New York Times сказала о нем:

Хотя некоторые критики сомневаются, сможет ли он соответствовать сегодняшним жестким стандартам великих классических танцоров, сэр Роберт был танцором, который умел играть, и актером, который умел танцевать. Его личность и талант сыграли жизненно важную роль в создании молодого британского балета. [81]

Академия Хелпманна в Южной Австралии была названа в его честь; это партнерство крупнейших образовательных и учебных заведений в области изобразительного и исполнительского искусства в Южной Австралии, предлагающих премиальные курсы для людей, стремящихся к профессиональной карьере в искусстве. [82] Премия Helpmann Awards была учреждена в 2001 году и признает выдающиеся художественные достижения и выдающиеся достижения в сфере живого исполнительского искусства Австралии. [83] Театр сэра Роберта Хелпмана назван в его честь на месте его рождения в Маунт-Гамбье. [84] На сцене Хелпманн был отмечен в пьесе LyreBird («Сказки о Хелпманне») Тайлера Коппина . [85]

Балеты в постановке Хелпманна

[ редактировать ]
  • Бизнес по-русски . Драматическая труппа Роулингса/Тойна, Театр Критерион, Сидней, апрель 1932 г.
  • Данс, Ла Венди Той ). Постановочный клуб Королевской академии танца, Рудольф Штайнер-холл, Лондон, 23 марта 1939 года; Ballet de la Jeunesse Anglais, Кембриджский театр, Лондон, 9 мая 1939 г.
  • Комус . Музыка Генри Перселла в аранжировке Константа Ламберта , Sadler's Wells Ballet, Новый театр, Лондон, 14 января 1942 года.
  • Гамлет . Музыка Чайковского (Увертюра-фантазия), Sadler's Wells Ballet, Новый театр, Лондон, 19 мая 1942 г.
  • Птицы . Музыка Респиги, балет Сэдлера Уэллса, Новый театр, Лондон, 24 ноября 1942 г.
  • Чудо в Горбалах . Музыка Артура Блисса, балет Сэдлерс Уэллс, Princes Theater, Лондон, 26 октября 1944 г.
  • Адам Зеро . Музыка Блисс, Sadler's Wells Ballet, ROHCG, 10 апреля 1946 г. (отредактировано 16 декабря 1947 г.)
  • Электра . Музыка Малкольма Арнольда, Королевский балет, ROHCG, 26 марта 1963 года. Переработанная версия, Австралийский балет, Театр Ее Величества, Аделаида, 15 марта 1966 года.
  • Дисплей . Музыка Малкольма Уильямсона, Австралийский балет, Театр Ее Величества, Аделаида, 14 марта 1964 г.
  • Юген . Музыка Юзо Тояма , Австралийский балет, Театр Ее Величества, Аделаида, 18 февраля 1965 г.
  • Солнечная музыка . Музыка Питера Скалторпа , Австралийский балет, Театр Ее Величества, Сидней, 2 августа 1968 г.
  • Перисинтион . Музыка Жана Сибелиуса (Симфония № 1), Австралийский балет, Театр Ее Величества, Аделаида, 21 марта 1974 г.

Фильмография

[ редактировать ]
Год Заголовок Роль Примечания
1942 Один из наших самолетов пропал Де Йонг Кинодебют
1944 Henry V Епископ Эли
1946 Караван Уайкрофт
1948 Красные туфли Иван Болеславский
1951 Сказки Гофмана Линдорф/Коппелиус/Дапертутто/Др. Чудо
1956 Железная нижняя юбка Майор Иван Кропоткин
Большие деньги Преподобный
1963 55 дней в Пекине Принц сэр
1964 Солдатская сказка Дьявол
1966 Меморандум Квиллера Венг
1968 Читти-Читти-бэнг-бэнг Ловец детей
1972 Приключения Алисы в стране чудес Безумный Шляпник
1973 Дон Кихот Дон Кихот
1977 Манговое дерево Профессор
1978 Патрик Доктор Роже
Головоломка Пасти телефильм
1984 Второй раз повезло Дьявол Финальный фильм
1987 Дон Кихот Ламанчский Дон Кихот (голос) телефильм

См. также

[ редактировать ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Альтернативные объяснения изменения написания заключаются в том, что это предложила Павлова и что нумеролог сказал ему, что четырнадцать букв будут для него более удачными, чем тринадцать. Брат и сестра Хелпманна последовали за ним и добавили лишнюю букву. [9] Какое-то время оба варианта написания его фамилии были актуальны. Более длинная форма зафиксирована в прессе уже в марте 1933 года; [10] The Times , The Tatler и The Era были среди изданий, периодически использовавших более короткую версию еще в 1936 году. [11]
  2. Будучи австралийцем, Хелпманн не нес ответственности за призыв. [19]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сорли Уокер, Кэтрин (2011). «Хелпманн, сэр Роберт Мюррей (1909–1986), артист балета и актер» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press. Проверено 19 мая 2019 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Секстон, Кристофер (2007). «Хелпманн, сэр Роберт Мюррей (1909–1986)» , Австралийский биографический словарь , Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет. Проверено 19 мая 2019 г.
  3. Танцовщица из Аделаиды» , The Advertiser , 4 декабря 1926 г., стр. 14.
  4. ^ Сорли Уокер (1998a), с. 7
  5. ^ «Стефани Десте» . Возраст . 28 мая 1996 г. с. 14.
  6. ^ Сорли Уокер (1998a), с. 9
  7. ^ Де Валуа, с. 11
  8. ^ Солтер, стр. 52–53.
  9. ^ Солтер, с. 54; и Сорли Уокер (1998a), с. 5
  10. ^ "Театральная студия Gate", The Stage , 2 марта 1933 г., с. 10
  11. ^ «Опера и балет», The Times , 21 сентября 1936 г., стр. 10; «Заметки отсюда и оттуда», The Tatler , 19 февраля 1936 г., стр. 64; и «Новый Рудольф», The Era , 4 ноября 1936 г., стр. 8 и 9.
  12. ^ "Балет Сэдлера Уэллса", 4 апреля 1934 г., с. 10
  13. ^ "Театр Адельфи", The Times , 22 февраля 1935 г., стр. 12
  14. ^ Перейти обратно: а б «Олд Вик», The Times , 28 декабря 1937 г., стр. 10
  15. ^ Цитируется по Сорли Уокеру (1998a), с. 37
  16. ^ Сорли Уокер (1987), с. 233
  17. ^ Андерсон, с. 78
  18. ^ Сорли Уокер (1987), с. 231
  19. ^ Сорли Уокер (1987), с. 225
  20. ^ Сорли Уокер (1998a), стр. 63–64.
  21. ^ Андерсон, стр. 310–311.
  22. ^ Перейти обратно: а б Палмер, Кристофер (1990). Примечания к компакт-диску Chandos 8871 ОСЛК   45571357
  23. ^ «Роберт Хелпманн: интервью с Рональдом Хейманом» , The Transatlantic Review , № 52 (осень 1975 г.), стр. 79–85 (требуется подписка)
  24. ^ Браун, Айвор. «Театр и жизнь», The Observer , 13 февраля 1944 г., стр. 2
  25. ^ Цитируется в Howard, p. 122
  26. ^ Мазер, с. 98
  27. ^ «Гамлет: Производство мистера Тайрона Гатри», The Manchester Guardian , 14 февраля 1944 г., стр. 3; и «Новый театр», «Таймс» , 12 февраля 1944 г.; п. 6
  28. ^ Сорли Уокер (1998a), стр. 53 и 69.
  29. ^ Халтрехт, стр. 51–52.
  30. ^ Перейти обратно: а б Халтрехт, стр. 60 и 68.
  31. ^ Халтрехт, стр. 210–213 и 303.
  32. ^ Халтрехт, с. 73
  33. ^ Сорли Уокер (1998b), стр. 251–252.
  34. ^ «Адам Зеро» . Архивировано 15 марта 2016 года в Wayback Machine . Архив выступлений Королевского оперного театра. Проверено 27 мая 2019 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гэй, стр. 723–724.
  36. Duchess Theater, The Times , 7 марта 1947 г., стр. 6
  37. ^ Перейти обратно: а б Сорли Уокер (1998b), с. 254
  38. ^ «Мадам Баттерфляй» , архив спектаклей Королевского оперного театра. Проверено 27 мая 2019 г.
  39. ^ «Новый театр», The Times , 28 июня 1952 г., стр. 8
  40. ^ «Сказки Гофмана» (1951). Архивировано 7 января 2019 года в Wayback Machine , Британский институт кино. Проверено 27 мая 2019 г.
  41. ^ «Олд Вик», The Times , 1 апреля 1953 г., стр. 6
  42. ^ "Золотой петушок (1954)" , архив выступлений Королевского оперного театра. Проверено 27 мая 2019 г.
  43. ^ «Олд Вик», The Times , 14 апреля 1954 г., стр. 4
  44. ^ Замок, с. 213
  45. ^ «Олд Вик», The Times , 13 июня 1956 г., стр. 3
  46. ^ Сорли Уокер (1998b), с. 275
  47. ^ Гилгуд, с. 205
  48. ^ Мандер и Митченсон, с. 460; и «Театры», The Times , 1 февраля 1958 г., стр. 2
  49. ^ Сорли Уокер (1998b), с. 276$277
  50. ^ Сорли Уокер (1998b), стр. 278-279.
  51. ^ "Захватывающая танцевальная драма Хелпманна", The Times , 27 марта 1963 г., стр. 15; Кеннеди, Джеймс, «Электра Хелпмана», The Guardian , 27 марта 1963 г., стр. 7; и Бланд, Александер, «Хелпманн целится слишком низко», The Observer , 31 марта 1963 г., стр. 28
  52. ^ Сорли Уокер (1998b), с. 281
  53. ^ Сорли Уокер (1998c), стр. 411–412.
  54. ^ Сорли Уокер (1998c), с. 412
  55. ^ Вагг, Стивен (2023). «Забытые австралийские телевизионные пьесы - полчаса с Робертом Хелпманном» . Фильминк . Проверено 2 августа 2024 г.
  56. ^ «Камелот, сделанный в Англии», The Times , 10 августа 1964 г., стр. 5
  57. ^ «Театры», The Times , 1 ноября 1965 г., стр. 2
  58. ^ Биллман, с. 352
  59. ^ Чепмен, Гэри. «Starchoice», The Times , 26 марта 2005 г., стр. 10
  60. ^ Симпсон, с. 18
  61. ^ Сорли Уокер (1998c), стр. 423 и 426.
  62. ^ Перейти обратно: а б с Сорли Уокер (1998c), с. 426
  63. ^ Перейти обратно: а б «Гиганты доминируют на фестивале ЮАР» , The Canberra Times , 7 марта 1970 г., стр. 10
  64. ^ Андерсон, с. 99; Солтер, стр. 217 и 222; и Сорли Уокер (1998c), с. 422
  65. ^ «Золушка». Архивировано 7 апреля 2016 года в Wayback Machine , архив выступлений Королевского оперного театра. Проверено 29 мая 2019 г.
  66. ^ Сорли Уокер (1998c), стр. 429–430.
  67. ^ Солтер, с. 238
  68. ^ Сорли Уокер (1998c), с. 434; и Солтер, с. 238
  69. ^ Сорли Уокер (1998c), стр. 432–433.
  70. ^ Перейти обратно: а б Сорли Уокер (1998c), с. 437
  71. ^ Персиваль, Джон. «Комическая легенда возвращается», The Times , 3 мая 1977 г., стр. 9
  72. ^ Крисп, Клемент. «Балет», The Financial Times , 3 мая 1977 г., стр. 17
  73. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сорли Уокер (1998c), стр. 442–443.
  74. ^ Уордл, Ирвинг. «Театр», The Times , 20 мая 1982 г., стр. 13
  75. ^ Перейти обратно: а б с д и Сорли Уокер (1998c), стр. 443–444.
  76. ^ «Поминальная служба: сэр Роберт Хелпманн». Таймс . 29 ноября 1986 г. с. 18.
  77. ^ Цитируется по Сорли Уокеру (1998c), с. 444
  78. ^ "Сэр Роберт Хелпманн", The Times, 29 сентября 1986 г., стр. 14.
  79. ^ Керсли, Лео, «Сэр Роберт Хелпманн», The Times , 7 октября 1986 г., стр. 17
  80. ^ Кеннеди, Джеймс. «Принц Сэдлерс-Уэллс», The Guardian , 29 сентября 1986 г., стр. 13
  81. ^ Баслер, Барбара. «Сэр Роберт Хелпманн мертв» , The New York Times , 29 сентября 1986 г., стр. 14
  82. ^ «История». Архивировано 6 марта 2019 года в Wayback Machine , Академия Хелпманна. Проверено 1 июня 2019 г.
  83. ^ «О премии Helpmann Awards». Архивировано 25 марта 2019 г. в Wayback Machine , Helpmann Awards. Проверено 1 июня 2019 г.
  84. ^ «Театр сэра Роберта Хелпманна». Архивировано 16 апреля 2018 года в Wayback Machine , Маунт-Гамбье-Пойнт. Проверено 1 июня 2019 г.
  85. ^ "Лировые птицы-рассказы о Хелпманне" , Evening Standard , 5 июля 2000 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Зои (2006). Королевскому балету: 75 лет . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  978-0-571-22795-2 .
  • Биллман, Ларри (1996). Кинохореографы и режиссеры танцев . Джефферсон: МакФарланд. ISBN  978-0-89950-868-9 .
  • Касл, Чарльз (1972). Ноэль . Лондон: WH Аллен. ISBN  978-0-491-00534-0 .
  • Де Валуа, Нинетт (1957). Приходите потанцевать со мной: мемуары, 1898–1956 . Лондон: Хэмиш Гамильтон. OCLC   558068771 .
  • Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC   5997224 .
  • Гилгуд, Джон (2004). Ричард Манган (ред.). Письма Гилгуда . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-0-297-82989-8 .
  • Халтрехт, Монтегю (1975). Тихий шоумен – сэр Дэвид Вебстер и Королевский оперный театр . Лондон: Коллинз. ISBN  978-0-00-211163-8 .
  • Ховард, Тони (2008). Женщины как Гамлет: спектакль и интерпретация в театре, кино и художественной литературе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-86466-4 .
  • Мандер, Раймонд; Митченсон, Джо; Дэй, Барри Дэй; Морли, Шеридан (2000) [1957]. Театральный товарищ труса (второе изд.). Лондон: Оберон. ISBN  978-1-84002-054-0 .
  • Мазер, Кори (2013). Поэл, Грэнвилл Баркер, Гатри, Уонамейкер . Лондон и Нью-Йорк: Блумсбери Арден Шекспир. ISBN  978-1-4725-3950-2 .
  • Солтер, Элизабет (1978). Хелпманн: Официальная биография сэра Роберта Хелпманна, CBE . Брайтон: Ангус и Робертсон. ISBN  978-0-207-95670-6 .
  • Симпсон, Пол (2004). Примерное руководство по детским фильмам . Лондон и Нью-Йорк: Грубые гиды. ISBN  978-1-84353-346-7 .
  • Сорли Уокер, Кэтрин (1987). Нинетт де Валуа: идеалист без иллюзий . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN  978-0-241-12386-7 .
  • Сорли Уокер, Кэтрин (1998a). «Роберт Хелпманн, танцор и хореограф: Часть первая». Танцевальная хроника . 21 (1): 1–72. дои : 10.1080/01472529808569296 . JSTOR   1567998 . (требуется подписка)
  • Сорли Уокер, Кэтрин (1998b). «Роберт Хелпманн, танцор и хореограф: Часть вторая». Танцевальная хроника . 21 (2): 229–283. дои : 10.1080/01472529808569311 . JSTOR   1568039 . (требуется подписка)
  • Сорли Уокер, Кэтрин (1998c). «Роберт Хелпманн, танцор и хореограф: Часть третья». Танцевальная хроника . 21 (3): 441–480. JSTOR   1568030 . (требуется подписка)
[ редактировать ]
Культурные офисы
Предшественник
Консультативный совет
Директор Фестиваля искусств Аделаиды
1970
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ace932b7ca62b6da1d1a3f8bf3bde64__1722649920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/64/8ace932b7ca62b6da1d1a3f8bf3bde64.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Robert Helpmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)