Миллионерша (спектакль)
Миллионерша | |
---|---|
Написал | Джордж Бернард Шоу |
Дата премьеры | 4 января 1936 г. |
Место премьеры | Бургтеатр, Вена |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Комедия |
«Миллионерша» — пьеса, написанная в 1936 году Джорджем Бернардом Шоу . В нем рассказывается история Эпифании, избалованной наследницы, и ее поисков жениха.
Шоу написал пьесу в 1936 году специально для Эдит Эванс . [1] Эванс отверг эту роль, назвав ее «слишком ледяной». Тем не менее, она сыграла эту роль в 1940 году во время предлондонского турне по провинции.
Сюжет
[ редактировать ]Акт первый
[ редактировать ]Эпифания Огнисанти ди Парерга, самая богатая женщина в Англии (и, возможно, Европе), врывается в офис адвоката Джулиуса Сагамора, желая, чтобы он составил завещание, оставляющее все ее мужу Алистеру Фитцфассендену (чемпиону по теннису и боксу среди любителей), и заявляет, что после подписания завещания она намерена покончить с собой. Сагамору удается успокоить ее, и она объясняет свои обстоятельства: прежде чем ее отец умер и оставил ей тридцать миллионов фунтов, он взял с нее обещание, что, если какой-либо мужчина захочет на ней жениться, она должна дать ему сто пятьдесят фунтов и шесть месяцев, чтобы превратить его в пятьдесят тысяч; если мужчина потерпит неудачу, она никогда больше его не увидит. Алистер добился успеха (став со-продюсером популярной пьесы), но с тех пор брак распался до такой степени, что Алистер завязал отношения с Патрицией Смит (по прозвищу «Полли Потрепанные Чулки»), а Эпифания проводит время с Адрианом Блендерблэндом (самостоятельным актером). интеллектуальный и заядлый гурман ). Алистер и Полли прибывают в офис Сагамора, в то время как там находится Эпифания, желающая обсудить возможное разделение между Алистером и Эпифанией, а также появляется Блендербланд, также желающий проконсультироваться с Сагамором. После запутанной консультации, в ходе которой ничего не было решено, Эпифания уезжает с Блендером, чтобы пообедать где-нибудь в стране, а Алистер и Полли уходят вместе (при этом Полли говорит Сагамору, что она полностью намерена оставить Алистера себе).
Акт второй
[ редактировать ]Эпифания и Блендербланд находятся в довольно ветхом заведении на берегу реки, только что закончив обед. Эпифания весел, но Блендербленд совершенно «вышел из себя» из-за ужасной еды, которую ему только что пришлось пережить. Его плохое настроение приводит к резким словам между ними, и когда Блендербланд делает пренебрежительные замечания в адрес покойного отца Эпифании (которого она до сих пор боготворит), она использует свои знания и навыки в дзюдо, чтобы швырнуть его не только через всю комнату, но и вниз по лестнице. . после чего она впадает в истерику. В таком состоянии ее находит египетский врач, который, видя, что ее припадок утих, бросается на помощь Блендерблэнду вместо того, чтобы остаться с ней (к ее большому удивлению), а позже возвращается, чтобы сообщить ей, что домовладелец отвозит Блендербленд в местную больницу. больницу в своей машине. Она очарована доктором и настаивает, чтобы он стал ее врачом, но тот отказывается. Ее женские ухищрения также не действуют на него, так как «Женщины мне не интересны и не привлекательны, кроме тех случаев, когда они больны. Я слишком много знаю о них, внутри и снаружи», а он полностью отдается своей работе; однако в данном случае она его интересует. Пока они разговаривают, Эпифания чрезвычайно интересуется доктором и прямо говорит ему, что хочет выйти за него замуж. Она начинает рассказывать ему о тесте своего отца, но он прерывает ее, чтобы сообщить, что его покойная мать заставила его пообещать наложить подобное испытание на любую женщину, желающую выйти за него замуж: он должен дать женщине двести пиастров (приблизительно тридцать шиллингов или полтора фунта), и ей предстоит шесть месяцев зарабатывать на жизнь только этими деньгами и одеждой, которую она сейчас носит. Эпифания принимает вызов (хотя ему приходится одолжить у нее двести пиастров ) и принимает меры, чтобы он получил сто пятьдесят фунтов. Она уходит, оставляя доктора задаваться вопросом, не является ли она одной из шуток Аллаха над человечеством (и над ним в частности).
Акт третий
[ редактировать ]Эпифания пытается устроиться на работу в потогонную мастерскую где-то в Лондоне, но владелец и его жена боятся, что она на самом деле инспектор труда, и пытаются ее подкупить. В ходе разговора Эпифания узнает не только о работе потогонного цеха, но и об условиях, в которых приходится существовать большинству работниц. Она начинает предлагать определенные идеи, как избавиться от посредников, с которыми приходится иметь дело владельцу и его жене, и как можно модернизировать предприятие, чтобы сделать его более прибыльным для всех. Эпифания уходит (не находя здесь особых проблем), чтобы найти работу в другом месте, но обещает время от времени возвращаться, чтобы все шло гладко (по сути, перенимая контроль над бизнесом у владельца и его жены); ее интеллект и сила воли настолько сильны, что владельцу и его жене ничего не остается, кроме как подчиниться.
Акт четвертый
[ редактировать ]Алистер и Полли наслаждаются тихим выходным в гостинице на берегу реки из второго акта, которая была перестроена и переоборудована в первоклассный отель. Управляющий рассказывает им историю о том, как недавно нанятая посудомойка взяла под свой контроль старую гостиницу, все модернизировала и в конце концов взяла на себя управление, вытеснив старых владельцев (его родителей), но дав ему хорошо оплачиваемую работу и сделав бизнес прибыльным. крупный успех. Алистер с ужасом обнаруживает, что Эпифания - судомойка из этой истории, и собирается поспешно отступить вместе с Полли, когда прибывает Сагамор с Блендерблэндом, который все еще восстанавливается после травм, нанесенных ему Эпифанией во втором акте. Блендербленд намерен подать в суд на Эпифанию о возмещении ущерба и расходов на больницу, от чего Сагамор надеется, что Алистер и Полли смогут его отговорить. Прибывает Эпифания и, узнав о плане Блендерблэнда, приказывает Сагамору начать встречный иск против Блендерблэнда, настаивая на том, что она не поддастся шантажу. Сагамор наконец-то заставляет Блендербланд понять, что подавать в суд на Эпифанию было бы пустой тратой времени; Мало того, что ее финансовые возможности переживут его, но и присяжные (предположительно, состоящие исключительно из мужчин) не проявят симпатии к мужчине, которого избила женщина. Покончив с этим вопросом, Эпифания наконец решает развестись с Алистером на основании супружеского насилия (он случайно нокаутировал ее ударом удар солнечного сплетения во время ссоры во время их медового месяца) и объявляет о своем намерении найти мужчину, действительно достойного ее. В этот момент входит египетский врач, вызванный для посещения Блендерблэнда, и Эпифания объявляет о своем намерении выйти за него замуж, с легкостью выполнив условия испытания своей матери. Однако врач НЕ выполнил условия теста ее отца; он использовал деньги, чтобы помочь вдове своего старого учителя медицины. Оказывается, учитель изобрел новый тип нити, но так и не подал на нее патент, а врач заставил компанию, использующую нить, выплатить компенсацию вдове изобретателя, тем самым (оглядываясь назад) инвестируя в открытие и зарабатывая больше чем требуемые пятьдесят тысяч фунтов. Блендербланд предупреждает доктора, что, женившись на Эпифании, его ждут неприятности, но Эпифания возражает: «Что знают неженатые об этой бесконечно опасной, разрывающей сердце, постоянно меняющейся жизни, полной приключений, которую мы называем браком? Примите это так, как если бы вы столкнулись с опасной операцией: разве вы не выполнили сотни таких операций?» Тот факт, что доктор влюбился в пульс Эпифании (самый сильный и устойчивый, с которым он когда-либо сталкивался), решает вопрос, и Эпифания поручает Сагамору организовать как ее развод, так и бракосочетание.
Спектакли
[ редактировать ]«Миллионерши» Мировая премьера Зигфрида Требича состоялась в немецком переводе под названием «Миллионерка» 4 января 1936 года в Венском академическом театре с Марией Эйс в роли Эпифании. [2]
Первая постановка на английском языке состоялась в Королевском театре в Мельбурне , Австралия, 7 марта 1936 года в постановке Грегана МакМэхона . Шоу предоставил МакМахону разрешение поставить пьесу раньше, чем любой английский театр, в благодарность за то, что МакМахон продвигал свои пьесы в Австралии в течение предыдущих 25 лет.
Первая постановка «Миллионерши» в Великобритании была представлена в ноябре 1936 года местной репертуарной компанией Forsyth Players в Бексхилл-он-Си . [3]
«Миллионерша» открылась на Малвернском драматическом фестивале под открытым небом в Малверне, Вустершир, в 1937 году. [4] с Сибил Торндайк в роли Эпифании. Прием был вялым, и спектакль не поехал в Лондон. [5]
«Миллионерша» Летом 1940 года гастролировала по Великобритании перед запланированным сезоном в Лондоне, который был отменен из-за «Блица». В нем снимались Эдит Эванс в роли Эпифании, Фрэнк Селье (актер) в роли Блендерблэнда, Алан Уэбб (актер) в роли египетского доктора и Рональд Сквайр в роли Сагамора. Алистера, мужа-спортсмена Эпифании, с заразительной радостью сыграл Себастьян Шоу (актер) . [6]
Американская премьера « Миллионерши» состоялась в 1938 году в Westport Country Playhouse в Вестпорте, штат Коннектикут, с Джесси Ройсом Лэндис в главной роли и Онслоу Стивенсом в роли Доктора под руководством Гарри Вагстаффа Гриббла . [7]
Первую постановку «Миллионерши» на Бродвее представила Драматическая мастерская « Новой школы» Президентского театра с Маргрит Уайлер, Вудро Парфри и Леоа Харлоу. [8] и дал 13 выступлений с 6 по 17 апреля 1949 года. [9]
Летом 1952 года Кэтрин Хепберн снялась в «Миллионерши» десятинедельном показе в Новом театре в лондонском Вест-Энде . Спектакль, поставленный Майклом Бенталлом в главных ролях с Робертом Хелпманном и Сирилом Ритчардом , получил широкую оценку. [10] В октябре 1952 года его привезли в Нью-Йорк, где он сыграл в Театре Шуберта десять недель и дал 83 спектакля. [11]
Хорошо принятая постановка была представлена на американском фестивале Шоу в Маунт-Гретна, штат Пенсильвания, июль - август 1986 года, с Джейн Рот-Кассон в роли Эпифании и Салливаном Брауном в роли Доктора.
Фестиваль Шоу в Ниагаре-он-те-Лейк, Онтарио, ставил пьесу несколько раз: в 1965, 1977, 1991 и 2001 годах. Совсем недавно пьеса была представлена Фестивалем Шоу в театре Court House в 2012 году и Режиссер Блэр Уильямс, сценография Кэмерона Портеуса , световой дизайн Луизы Гинар и звуковой дизайн Дмитрия Марина . [12]
Кино и телевидение
[ редактировать ]В 1960 году была снята киноверсия « Миллионерши» режиссера Энтони Асквита с Софи Лорен и Питером Селлерсом в главных ролях . [13] с существенными изменениями, внесенными в текст.
BBC 6 сентября 1959 года воскресный ночной театр транслировал постановку с Доун Аддамс в главной роли в роли Эпифании и Дональдом Плезенсом в роли Доктора.
Спектакль был записан на пленку для сериала BBC «Пьеса месяца » (1972) и транслировался 25 сентября 1972 года с Мэгги Смит в главных ролях в роли Эпифании, Томом Бейкером в роли Доктора и Чарльзом Греем в роли Адриана Блендербланда.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конолли, Леонард. Бернард Шоу и BBC . Университет Торонто Пресс (2009) ISBN 9780802089205 . стр. 120
- ^ Гедье, Германия (5 января 1936 г.). «Венская премьера пьесы Шоу». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. п. 39.
- ^ «Последняя пьеса Шоу, поставленная в Англии». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 18 ноября 1936 г. с. 30.
- ^ «Шоу отмечает 81-й год». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 27 июля 1937 г. с. 19.
- ^ Канин, Гарсон (1971). Трейси и Хепберн: интимные мемуары . Нью-Йорк: Викинг. стр. 161–162 . ISBN 0-670-72293-6 .
- ↑ Manchester Guardian, 13 августа 1940 г.
- ^ «Сплетни о Риальто: Шоу чтит летнюю трассу - мистер Даулинг составляет основу этих шоу». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 31 июля 1938 г. с. 123.
- ^ JPS (7 апреля 1949 г.). «Представлена Шавианская шутка». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. п. 38.
- ^ «IBDB: Официальный источник информации о Бродвее» . www.ibdb.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года.
- ^ Диккенс, Гомер (1990). Фильмы Кэтрин Хепберн . Издательская группа Кэрол. п. 22 . ISBN 0-8065-1175-3 .
- ^ http://www.ibdb.com/production.php?id=2344 [ мертвая ссылка ]
- ^ Пресс-релиз фестиваля Шоу
- ^ Юрген Камм; Биргит Нойманн (26 января 2016 г.). Британские телевизионные комедии: культурные концепции, контексты и противоречия . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 187–. ISBN 978-1-137-55295-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Миллионерша , полный сценарий» . Проект Гутенберг Австралии.