Простак с неожиданных островов
Простак с неожиданных островов | |
---|---|
Написал | Джордж Бернард Шоу |
Дата премьеры | 18 февраля 1935 г. |
Место премьеры | Гильдия театра, Театральная гильдия Нью-Йорка |
Язык оригинала | Английский |
Предмет | Жители новообразованного острова экспериментируют с многоженством. |
Жанр | аллегория ; комедия |
Параметр | полинезийский остров |
«Дурачок с неожиданных островов: Видение суда» — пьеса Джорджа Бернарда Шоу , написанная в 1934 году . Пьеса представляет собой сатирическую аллегорию о попытке создать утопическое общество на недавно вышедшем из моря полинезийском острове.
Пьеса разделила критиков. Эдмунд Уилсон назвал ее единственной «глупой пьесой» Шоу, в которой действие кажется чисто причудливым. Напротив, Фредерик Макдауэлл писал, что Шоу создал «символическую басню», чтобы изложить свои собственные «глубоко прочувствованные идеи». [1] Предисловие, в котором Шоу, по-видимому, выступает за убийство бесполезных людей в будущем обществе, было сочтено некоторыми комментаторами неприятным.
Создание
[ редактировать ]Шоу написал пьесу в 1934 году, первоначально озаглавив ее «Конец простака». Шоу написал своему секретарю записку, в которой предположил, что «окончательное название… вероятно, будет «Неожиданные острова» или что-то в этом роде». Впервые он был поставлен Театральной гильдией Нью-Йорка в Театре Гильдии 18 февраля 1935 года под руководством Ромни Брента . Спектакль в Англии последовал на фестивале в Малверне 29 июля 1935 года. [2]
Сюжет
[ редактировать ]Восточноазиатская принцесса Прола и священник Пра решают объединиться с двумя европейскими парами в сексуально-общинную «суперсемью», чтобы создать утопическое сообщество на необитаемом острове, только что вышедшем из моря, в малоизвестном форпосте Британской империи. У них рождаются двое детей смешанной расы, Майя и Вашти, которые призваны сочетать в себе качества Востока и Запада. У детей идеальная утонченная чувствительность, но отсутствует здравый смысл.
Исси, британский священнослужитель, прибывает на остров, высаженный пиратами. Его втягивают в его своеобразные нравы, и в конце концов он с энтузиазмом принимает полигамный образ жизни, спариваясь с Майей и Вашти и производя на свет двоих детей. Это вызывает скандал в Британии, что приводит к предложению вторжения на остров с целью навязать общепринятую мораль. Однако английские политики решают, что лучше всего для Англии провозгласить свою независимость от Британской империи. В этот момент появляется Ангел Господень, объявляет, что наступил Страшный Суд, и заставляет исчезнуть большинство персонажей, поскольку они бесполезны. Из Британии приходят новости о том, что большое количество британских политиков также исчезли, а также большинство врачей.
Прола и Пра остаются одни. Прола говорит, что они заново начнут принимать будущее и саму силу жизни, поскольку теперь весь мир представляет собой «неожиданный остров».
Предисловие
[ редактировать ]Пьеса была опубликована вместе с «Шестеркой Кале» и «Миллионершей» в 1936 году. Позже трио получило общее название «Экстравагантные пьесы». Опубликованная версия включала предисловие, в котором Шоу, по-видимому, выступал за эффективные массовые убийства «бесполезных» людей. Шоу говорит о создании ЧК в Советском Союзе, которая, по его утверждению, была необходима для борьбы с контрреволюционерами и устранения «ленивых» личностей. Он говорит, что отвращение к страданиям, связанным с наказаниями, можно преодолеть, придумав эффективную и безболезненную смерть для людей, которые бесполезны для общества:
нам нужна значительно возросшая нетерпимость к социально вредному поведению и бескомпромиссный отказ от наказаний и их жестокости, а также достаточное школьное привитие социальной ответственности, чтобы каждый гражданин осознал, что, если его жизнь стоит больше, чем она стоит обществу, сообщество может безболезненно погасить его.... Любой умный и опытный администратор уголовного права скажет вам, что есть люди, которые снова и снова приходят к наказанию за одно и то же преступление, и что наказывать их - жестокая трата времени. Всегда должна быть Инквизиция, которая сможет решить, следует ли избавиться от этих человеческих неприятностей из-за их боли или из-за их радости, в зависимости от обстоятельств. [3]
Шоу говорит, что он представил фантазию о Судном Дне как драматический способ переосмысления логики того, что происходило в «великих русских переменах или любых реальных политических изменениях, которые угрожают поднять их в национал-социалистической и фашистской системе». странах и вернуться к старому видению дня расплаты по божественной справедливости для всего человечества».
Прием
[ редактировать ]Критики на премьерах в Нью-Йорке и Лондоне обычно выражали «замешательство и разочарование» по поводу работы. [2] Шоу был недоволен. В буклете к постановке Малверна он написал:
Мои собственные пьесы, достаточно популярные сейчас, на долгие годы были запрещены цензурой; и даже сегодня, когда мне 79 лет, нью-йоркские критики не видят в моей последней пьесе ничего, кроме обезьяньих выходок. Но со временем они к этому привыкнут; и когда они выкрикнут свою неприязнь к моей следующей пьесе, они будут сожалеть о ней как о позорном падении с высоты, на которой я создал свой шедевр «Просак». Все мои пьесы — шедевры, кроме последней. [4]
Шоу объяснил пьесу как сатиру на духовный утопизм. По словам Бернарда Ф. Дюкора, в шавианской фантазии о суде «ангелы провозглашают, что мир принадлежит тем, кто думает, планирует и работает ради его улучшения». [5]
Эрих Штраус считал пьесу свидетельством упадка Шоу. Он возражал против «использования аллегорических фигур. Это «четыре прекрасных призрака, воплощающих все художественные, романтические и военные идеалы наших культурных пригородов», а именно: «Любовь, Гордость, Героизм и Империя». [6] Другие критики высказали более благоприятную точку зрения. Дэниел Дж. Лири видел в пьесе предвосхищение театра абсурда и аллегорию об объятиях небытия. [1] Родель Вайнтрауб видит в этом фрейдистскую «пьесу сновидений». [7]
Предполагаемая политика
[ редактировать ]Политика, предположительно подразумеваемая в пьесе, подверглась резкой критике, хотя на нее может повлиять не столько предисловие, сколько сама пьеса. [8] В 1936 году рецензент опубликованной версии в «Таймс Литературное приложение» написал: «Во всей пьесе и предисловии не было сказано ничего, кроме того, что ценой кровавой тирании мы можем достичь набора социальных ценностей, отличных от тех, которые существуют сейчас. " [9] Гомера Э. Вудбриджа отталкивала идея о том, что «бесполезных» людей следует выявлять и устранять:
Старая любовь к странностям, которая лежит в основе всех его работ и которую Патер считал сущностью романтического духа, присутствует в причудливой обстановке, в странных и фантастических людях; но сила творческого воображения, способная сделать эти гротески хотя бы на мгновение реальными для нас, ушла. Есть желание проповедовать и пророчествовать; но пророческое послание состоит в том, что мы должны создать ОГПУ [тайную полицию]. Любовь к фарсу присутствует, проявляется в происшествиях и диалогах, особенно в сценах, в которых фигурирует Простак; но фарс скрипит и бормочет, как призрак ранней комедии Шоу». [10]
Биограф Шоу Майкл Холройд отмечает, что, когда пьеса была возрождена в 1990-х годах, многие критики выразили отвращение, а Чарльз Спенсер в Daily Telegraph заявил, что его «тошнит» после прочтения предисловия. Бенедикт Найтингейл в «Таймс» сказал, что пьеса передает «интеллектуальный яд и смерть», а Майкл Ковени в «Обсервере» заявил: «Неудивительно, что пьеса имела успех в нацистской Германии». Холройд говорит, что, хотя спектакль в то время ставился в Германии, большого успеха он не имел. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дэниел Дж. Лири «Ни о чем в пьесе Шоу «Дурачок с неожиданных островов », Educational Theatre Journal , Vol. 24, № 2 (май 1972 г.), стр. 139–148.
- ^ Перейти обратно: а б Арчибальд Хендерсон, Джордж Бернард Шоу: Человек века , Appleton-Century-Crofts, Нью-Йорк, 1956, стр.640.
- ↑ Джордж Бернард Шоу, Предисловие, «Дурачок с неожиданных островов: видение суда» , 1935.
- ^ ГБ Шоу, «Простая истина», Книга фестиваля Малверна, 1935, стр. 8–13.
- ^ Бернард Ф. Дюкор, Бернард Шоу, драматург: Аспекты шавианской драмы : Университет Миссури Press, Колумбия, Миссури. 1973, с.285.
- ^ Э. Штраус, Бернард Шоу: Искусство и социализм , с. 112
- ^ Родель Вайнтрауб, «Остров фантазий Бернарда Шоу», Шоу , Том. 17, Шоу и научная фантастика, (1997), стр. 97–105.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Холройд, «Воинственный романтик», The Guardian , суббота, 16 декабря 2000 г.
- ^ Т.Ф. Эванс (редактор), Джордж Бернард Шоу: критическое наследие , Routledge, 2013, стр.346.
- ^ Гомер Э. Вудбридж, Джордж Бернард Шоу: творческий художник , издательство Южного Иллинойского университета, 1963, стр.141