Страсть, яд и окаменение
«Страсть, яд и окаменение» — короткая пьеса Бернарда Шоу с подзаголовком «Роковой газоген: краткая трагедия для сараев и будок» . Это комическая пародия-мелодрама, написанная с целью сбора средств на благотворительность. Время от времени его возрождали вместе с другими короткими произведениями Шоу или других драматургов.
Фон
[ редактировать ]Шоу начал писать пьесу в мае 1905 года и закончил ее 4 июня. Он был опубликован в Рождественском ежегоднике Гарри Фернисса за 1905 год и в том же году был напечатан в частном порядке в целях защиты авторских прав в США. Впервые оно появилось в виде книги в «Переводах и глупостях» в 1926 году. [1]
Шоу писал об этой пьесе: «Эта трагедия была написана по просьбе г-на Сирила Мод, под руководством которого она неоднократно исполнялась с колоссальным успехом в киоске в Риджентс-парке в пользу Актерского приюта 14-го числа. Июль 1905 года». Брэндон Томас и Лайонел Бро расположились возле палатки, готовя подготовку к шоу. [2]
Бросать
[ редактировать ]- Леди Магнезия ФитцТоллемач – Ирен Ванбру
- Филлис, ее горничная — Нэнси Прайс
- Джордж ФитцТоллемач — Эрик Льюис
- Адольфус Стейпл — Сирил Мод
- Арендодатель — Леннокс Пол
- Полицейский констебль — Артур Уильямс
- Врач – врач общей практики Хантли
- Хор невидимых ангелов - господа Мейсон, Такер, Мэни, Хамфрис
Сюжет
[ редактировать ]Период: «Не на век, а на все времена». Сцена: Гостиная с кроватью в фешенебельном квартале Лондона. [3]
Поздно вечером горничная Филлис расчесывает волосы своей работодательницы, леди Магнезии ФитцТоллемач. Филлис выражает дурное предчувствие и страх, что она никогда больше не увидит свою любимую хозяйку. Магнезия засыпает под серенаду небесного хора, поющего « Ты не придешь домой, Билл Бейли ». Входит убийственная фигура, размахивающая кинжалом. Прежде чем он успевает нанести удар Магнезии, она просыпается и узнает своего мужа. Ее поклонник Адольф требует входа, чтобы показать ей свой новый вечерний костюм из ярко-желтого и черного сукна с жилетом с серебряными блестками и красным платком. [4]
Фитц предлагает Адольфу виски с содовой. Газоген (сифон с содой) содержит яд, и вскоре Адольф корчится на полу. Магнезия заявляет, что после смерти Адольфа ей придется посвятить всю свою энергию любви к своему мужу. Находя эту перспективу ошеломляющей, Фитц сообщает, что существует противоядие от яда, а именно известь , которую они могут получить из штукатурки потолка. Они подбрасывают ботинки, чтобы обрушить куски потолка. Адольф не может засунуть гипс в горло, и вместо этого Магнезия достает свой гипсовый бюст и приказывает Филлис растворить его в горячей воде. Адольф выпивает смесь и, нейтрализовав яд, погружается в глубокий сон. [5]
Появляется домовладелец ФитцТоллемачей и жалуется на шум в комнате. Он считает, что лежащий Адольф мертв, обвиняет остальных в его убийстве и вызывает полицию. Констебль не может разбудить Адольфа и обнаруживает, что внутри него застыл гипс, превратив его в живую статую. Когда разразился сильный шторм, прибывает врач. Молния смертельно поражает врача, полицейского и домовладельца. ФитцТоллемачи поднимают статую вертикально и преклоняют перед ней колени, а небесный хор снова поет «Билл Бейли». Статуя поднимает руки в благословляющем жесте, оркестр играет национальный гимн, а сопровождающие проходят через зал, выталкивая публику. [6]
Более поздние постановки
[ редактировать ]BBC . транслировала радиоверсию пьесы в 1926 году, а первая телевизионная служба BBC транслировала еще одну в 1939 году [7] Спектакль был поставлен в Лондоне в 1945 году. [8] и снова в рамках фестиваля Шоу в Художественном театре в 1951 году. [9] Это была последняя постановка в Лондоне при жизни Шоу. Более поздние постановки включали постановку в Театре «Русалка» в 1967 году, рецензент «Таймс» заметил, что сюжет и каламбур Шоу предвосхитили Спайка Миллигана в его самом сюрреалистическом проявлении. [10] В следующем году пьеса была снова возрождена в «Искусстве» в тройном спектакле с короткими комедиями Мишеля де Гельдероде и Чехова . [11]
Адаптации оперы
[ редактировать ]Пьеса была адаптирована в 1975 году для комической оперы « Леди Магнезия » польско-российского композитора Мечислава Вайнберга (его опус 112). также превратил его в оперы Брюс Тауб (1976). [12] и Филип Хагеманн (1988). [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шоу (1987)
- ^ «Фонд актерского приюта», The Times , 15 июля 1905 г., стр. 8
- ^ Шоу (1934), с. 1113
- ^ Шоу (1934), стр. 1114–1115.
- ^ Шоу (1930), стр. 1115–1117.
- ^ Шоу (1934), стр. 1118–1119.
- ^ «Беспроводное Шоу», The Times , 20 января 1926 г., стр. 10; и «Вещание», The Times , 15 июня 1939 г., стр. 12
- ^ "Театр Шантеклер", The Times , 26 июля 1945 г., стр. 8
- ^ "Фестиваль Шоу", The Times , 22 февраля 1951 г., стр. 8
- ^ «Оживленные мелочи Шоу», The Times , 1 февраля 1967 г., стр. 5
- ^ Биллингтон, Майкл. «Тройной законопроект получил широкое освещение», The Times , 23 февраля 1968 г., стр. 7
- ^ Гриффель, Маргарет Росс (21 декабря 2012 г.). Оперы на английском языке: Словарь . Пугало Пресс. ISBN 9780810883253 – через Google Книги.
- ^ Библиотеки Стэнфордского университета (2019). «Вечер премьеры! Премьеры оперы и оратории - Филип Хагеманн» , по состоянию на 14 апреля 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Шоу, Бернард (1934). Полное собрание пьес Бернарда Шоу . Лондон: Одхамс. ОСЛК 2606804 .
- Бернард, Шоу (1987). «Страсть, яд и окаменение» . В Дэне Х. Лоуренсе (ред.). Избранные короткие пьесы . Хармондсворт и Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 9780141963686 . OCLC 647281428 .