Jump to content

Мишель де Гельдерод

Мишель де Гельдерод
Рожденный
Адемар-Адольф-Луи Мартенс

3 апреля 1898 г. ( 03.04.1898 )
Умер 1 апреля 1962 г. ( 1962-05 ) (63 года)
Брюссель , Бельгия
Национальность бельгийский
Другие имена Филостен Костенобль
Жак Нолан
Вавилас
Занятие драматург
Супруг Жанна-Франсуаза Жерар (ум. 1980)

Мишель де Гельдероде (урожденный Адемар Адольф Луи Мартенс; 3 апреля 1898 — 1 апреля 1962) был -авангардистом бельгийским драматургом из Фландрии, который говорил и писал по-французски. Его работы часто затрагивали крайности человеческого опыта, от смерти и деградации до религиозной экзальтации. Он писал пьесы и рассказы, а также был известным писателем. [1]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Мишель де Гельдероде родился в Брюсселе , Бельгия, в 1898 году. [2] Отец Гельдероде, Анри-Луи Мартенс, работал королевским архивариусом, и эту работу позже продолжил молодой Гельдероде. Мать автора, урожденная Жанна-Мари Ранс, в прошлом была кандидатом на священный сан; даже после того, как родила четверых детей, из которых Гелдероде был самым младшим. Она сохранила очевидные следы своего прежнего призвания, которые сильно повлияли на драматическое творчество зрелого Гельдероде: одна из запоминающихся «духовных историй» г-жи Мартенс о ребенке, ошибочно похороненном заживо, который остался странным образом отмеченным смертью даже после ее спасения, вдохновила большую часть сюжета. Гельдероде и персонажи «Мадемуазель Жэр» (1934), написанные, когда автору было около тридцати лет.

Он также служил в армии с 1919 по 1921 год, а в 1924 году женился на Жанне-Франсуазе Жерар (ум. 1980).

С 1930 года Гелдероде стал все более затворником и, когда ему было под тридцать, заболел хронической астмой. Часто страдая от плохого здоровья, около шестнадцати лет во время учебы в Институте Сен-Луи в Брюсселе он тяжело заболел тифом. На всю оставшуюся жизнь он сохранил видение «Леди», которая материализовалась у его постели, чтобы произнести эти слова; «Не сейчас, шестьдесят три». На самом деле Гельдероде умер за два дня до своего шестьдесят четвертого дня рождения в 1962 году. Он похоронен на кладбище Лакен в Брюсселе.

Дулле Грит, Питер Брейгель

Идеи и видение театра Гельдероде находятся в удивительном соответствии с идеями Антонена Арто, выраженными в его манифесте «Театр и его двойник» , который был первоначально опубликован 1 февраля 1938 года. [3] Оба мужчины видели в театре потенциал выражения человеческого бессознательного с его сказочными галлюцинаторными образами и динамичными аппетитами. И Арто, и Гельдероде черпали вдохновение в фантастических, сказочных образах и идеях, найденных в работах фламандских художников Босха и Брейгеля . [4] Гельдероде называл Брейгеля своим «père nourricier» (приемным отцом), писал пьесы, основанные на картинах Брейгеля, [5] » Брейгеля и сказал о « Dulle Griet , что это «не только замечательная картина, но и предлагающее видение мира, философию». [6] Арто независимо подробно обсуждает ту же самую картину («Dulle Griet» Брейгеля) в «Театре и его двойнике» , чтобы проиллюстрировать свои собственные идеи относительно театра жестокости , ссылаясь на «кошмары фламандской живописи». [7]

Гельдероде, родившийся во Фландрии, выразил большую признательность фламандским народным традициям и культуре, которые пронизывают его пьесы и рассказы. [8] Гельдероде сказал: «Фламандец живет в галлюцинаторном мире… Но наш взгляд остается тщательно реалистичным; острое осознание поверхности и великих тайн за ее пределами – вот вам Флеминг еще до Брейгеля. … Нелепость снаружи и жалкое, возвышенное, вечное затруднение души… Я не революционер; я просто пишу в традициях своей расы». [9]

На Гельдероде оказали влияние кукольный театр, итальянская комедия дель арте , средневековый мир Фландрии, фламандские художники Босх , Брейгель , Якоб Йорданс и Тенирс , а также бельгийский художник Джеймс Энсор , художник жуткого, и писатель Жорж Экхуд .

Брейгеля «Притча о слепых» вдохновила Гельдероде на создание пьесы «Слепые».

Ряд пьес Гельдероде поставлен по мотивам картин Брейгеля. Его пьеса «Слепые» ( Les Aveugles , 1933) взята из «Притчи о слепых» Брейгеля , «Сорока на виселице» (La Pie sur le Gibet, 1935) взята из «Веселого пути к виселице» Брейгеля и «Странного всадника». ( «Le Cavalier Bizarre» , 1920) не основан на конкретной картине, но, как сказано в предисловии, вдохновлен Брейгелем. [10]

Плодовитый писатель, Гелдероде написал более 60 пьес, сотню рассказов, ряд статей по искусству и фольклору и более 20 000 писем.

Он начал писать пьесы на французском языке в 1916 году. « Смерть смотрит в окно » была поставлена ​​в 1918 году, за ней в 1919 году была поставлена ​​« Трапеза зверей ». В 1921 и 1922 годах он был профессор Института Дюпюиша, но подал в отставку по состоянию здоровья. В следующем году он работал продавцом книг. В 1923 году Гельдероде получил должность редактора архива «Коммунале де Схарбек», где работал на различных должностях до 1945 года. В 1924 году он начал сотрудничать с такими изданиями, как «Литературная фландра» и «Западный ренессанс» , а также писал пьесы для марионеток. театр «Марионетки де ла Ренессанс Запада» . Гельдероде снова начал ставить пьесы в 1925 году, работая с голландским продюсером Йоханом де Мейстером, сотрудничество, которое продлилось до 1930 года. «Эскуриал» (1927) - одна из его наиболее часто исполняемых пьес. Широко признанное одним из его лучших достижений, оно демонстрирует влияние немецкого экспрессионизма и символизма . Он написал «Пантаглейз» (1929) специально для фламандского комика Ренаата Верхейена, который умер в возрасте двадцати шести лет, вскоре после появления в главной роли.

Гельдероде полностью отказался от написания пьес в 1939 году. В период с 1946 по 1953 год он писал для Le Journal de Bruges . В Париже в 1949 году постановки пьес Гедероде, особенно Fastes d'enfer («Хроники ада»), вызвали огромный резонанс. Некоторые зрители были взволнованы, некоторые были в ярости. Это принесло Гелдероде скандальный успех . [11]

Темы и стиль

[ редактировать ]

Гельдероде — создатель фантастического и тревожного, часто жуткого, гротескного и жестокого мира, наполненного манекенами , марионетками, дьяволами, масками, скелетами, религиозными атрибутами и загадочными старухами. Его работы создают жуткую и тревожную атмосферу, хотя в них редко содержится что-то откровенно пугающее.

Сильная антиклерикальная направленность пронизывает многие пьесы Гелдероде, смягчаемая духовностью, не доходящей до истинной веры. Во всей театральной вселенной Гелдероде религию чаще почитают, чем соблюдают. Чувственность - еще одна доминирующая характеристика, заметная почти во всех пьесах Гелдероде, часто в непривлекательных формах. Чревоугодие и пьянство имеют большое значение, как и похоть, которую часто представляют женские персонажи, похожие на ведьм, с многообещающими именами.

По мнению Оскара Дж. Брокетта, работы Гельдероде напоминают работы Альфреда Жарри , сюрреалистов и экспрессионистов, а его теории схожи с теориями Антонена Арто . Почти через все его пьесы проходит его восприятие людей как существ, чья плоть побеждает дух. «Коррупция, смерть и жестокость всегда находятся на поверхности [работ Гелдероде], хотя за ними скрывается подразумеваемая критика деградации и материализма и призыв к покаянию». [12]

Гелдероде был одним из первых драматургов, использовавших идею тотального театра, то есть драмы, в которой все виды обращений к глазу, уху и эмоциям, чтобы возбудить интеллект. Будучи пионером тотального театра, Гельдероде оказал мощное влияние на историю французского театра. Хотя многие из его пьес с тех пор были переведены на английский язык, его произведения нечасто исполняются в англоязычных странах. В октябре 1957 года по случаю премьеры своей пьесы, которая была публично показана в Англии, Гелдероде заявил:

Мораль этой печальной истории (а история человека всегда печальна, абсурдна и лишена смысла, как писал Шекспир) заключается в том, что в наш атомный и самораспавшийся век, век, из которого мечты и мечтатели изгоняются в пользу В научном кошмаре и бенефициарах будущего ужаса такой человек, как Пантаглейз, остается архетипом , образцовым человеком и прекрасным примером, который не имеет ничего общего с такой опасной вещью, как интеллект, и во многом связан с этим спасителем, инстинктом. . Он человек в эпоху, когда все становится дегуманизированным. Он — последний поэт, а поэт — это тот, кто верит в небесные голоса, в откровение, в наше божественное происхождение. Это человек, который сохранил сокровище своего детства в своем сердце и который проходит через все катастрофы со всей простотой. Его чистота связана с Парсифалем , а с Дон Кихотом - мужеством и святым безумием. и если он умрет, то это потому, что особенно в наше время следует убивать невинных: таков закон со времен Иисуса. Аминь!.... [13]

В 1957 году Люк де Хойш и Жан Рейн сняли 22-минутный фильм о Гельдероде. Он появляется ближе к его концу, на месте Королевского театра Туне , шестого и последнего в династии театров марионеток в Брюсселе.

Псевдонимы

[ редактировать ]

Гельдероде родился под именем Адемар-Адольф-Луи Мартенс и сменил имя на Ройал Дид. Он также писал под псевдонимами Филостен Костенобль, Жак Нолан и Вавилас.

Адаптации

[ редактировать ]

Гельдероде «Балада великой смерти» (1934) послужила либретто к Дьёрдя Лигети опере «Великая смерть» (1974–77. Пересмотренная в 1996 году).

Работает

[ редактировать ]
  • Смерть смотрит в окно (1918)
  • Трапеза зверей (1918)
  • Пит Бутей (или Уде Пит) (1920), продюсер, Брюссель, Королевский театр дю Пар, 2 апреля. 1931 год
  • Le Cavalier bizarre (Странный всадник) (1920 или 1924)
  • Болваны (1924)
  • Чудо в пригороде (1924, без редакции)
  • La Farce de la Mort qui faillit trépasser (Фарс смерти, которая почти умерла) (1925), продюсер Брюссель, Vlaamse Volkstoneel, 19 ноября 1925 года.
  • Старики (1925)
  • Смерть доктора Фауста (1926), постановка Париж, Théâtre Art et Action, 27 января. 1928 год
  • Образы из жизни святого Франциска Ассизского (1926). Производство Брюссель, фламандский Volkstoneel, 2 февраля. 1927 год
  • Венера (1927)
  • Эскуриал (1927), поставлен Брюсселем, Театр Фламан, 12 января 1929 года.
  • Христофор Колумб (1927), поставлен Париж, Théâtre Art et Action, 25 октября 1929 года.
  • Преображение в цирке (1927)
  • Мечты тонут (1928)
  • Ночь жалости (1928)
  • Три актера, драма... (1928) Производство Брюссель, Королевский театр дю Парк, 2 апреля. 1931 год
  • Дон Жуан (1928)
  • Варавва (1928) Производство Брюссель, Vlaamse Volkstoneel, 21 марта. 1928 год; и Брюссель, Театр Резиденс, 8 января. 1934 год
  • Fastes d'enfer (Хроники ада) (1929), продюсер Париж, Театр де л'Ателье, 11 июля 1949 года.
  • Pantagleize (1929) Производство Брюссель, Vlaamse Volkstoneel, 24 апреля 1930 года; и Брюссель, Королевский театр дю Парк, 25 октября 1934 г.
  • Атлантика (1930)
  • Фарс «Тот, кто продал висячую веревку» в трех действиях (1930)
  • Godelieve (1930, неотредактированный), произведено в Остенде, 1932 г.
  • Le Ménage de Caroline (Дом Кэролайн) (1930), продюсер Брюссель, Театр де л'Экспозиция, 26 октября 1935 г.
  • Сон разума (1930), продюсер Ауденарде, 23 декабря 1934 г.
  • Клуб лжецов (1931)
  • «Куронна де фер-блан» («Оловянная корона») Фарс, два действия и три картины. (1931)
  • Magie rouge (Red Magic) (1931), продюсер Брюссель, Estaminet Barcelone, 30 апреля 1934 года.
  • Les Aveugles (1933) (Слепые) Производство Париж, Théatre de Poche, 5 июля 1956 г.
  • Le Voleur d'étoiles (Звездный вор) (1931), продюсер Брюссель, Vlaamse Volkstoneel, 7 апреля. 1932 год
  • Огорчение Гамлета (Печаль Гамлета) (1932)
  • Общественная жизнь Пантаглеза 1932(?)
  • Великое искушение святого Антония . Бурлеск-кантата (1932)
  • Анатомическая щука (Анатомическая пьеса) (1932)
  • Псевдодрама Торговца реликвиями (1932)
  • Казимир де л'Академия... (Казимир Академии) Псевдодрама (1932)
  • Paradis presque perdu (Почти потерянный рай) Тайна. (1932)
  • Генеалогия (Генеалогия) Псевдодрама (1932)
  • Радуга (1933)
  • Слепые (1933)
  • Осада Остенде (1933)
  • Лебедь Лесная легенда, Опера (1933) по рассказу Стейна Стревелса , музыка Мориса Шомейкера
  • Удовольствие любви (1933)
  • Солнце садится (1933) (The Sun Sets) Постановка Брюссель, Королевский фламандский театр, 23 января. 1951 год
  • Адриан и Хусемина (1934), продюсер Брюссель, Театр-резиденция, 19 января. 1952 год
  • Попугай Карла V (1934)
  • Маски Остенде (1934)
  • Маленькая драма (1934)
  • La Balade du Grand Macabre (1934) Производство Париж, Студия Елисейских полей, 30 октября 1953 года.
  • Сир Халевин (1934), продюсер Брюссель, Коммунальный театр, 21 января 1938 года.
  • Мисс Жайре (1934)
  • Солнце садится (1934)
  • Хоп, синьор! (1935)
  • Выход актера (1935)
  • Кантата Le Vieux Soudard (Старый солдат) (1935)
  • Необычная смерть мессира Уленшпигеля Пьеса, восемь картин (1935)
  • Фарс теней (1936)
  • La Pie sur le gibet (Сорока на виселице) (1937)
  • Pantagleize est un ange (Пантаглейз - ангел) (1938, черновик)
  • La Petite Fille aux mains de bois (Маленькая девочка с деревянными руками) (с Жаном Барлейгом). Сказка, три действия. (1939)
  • Сцены из жизни богемца: Франц Шуберт (1941)
  • Школа Бюффонов (1942)
  • Легенда о ризнице (1942, черновик)
  • Торжествующий Папегей (1943, неотредактированный)
  • Ибо они не знают, что делают (1950, неотредактированный)
  • La folie d'Hugo van der Goes (Безумие Гуго ван дер Гуса), пьеса, три сцены (1951)
  • Мария Несчастная (1952)
  • Трогательная и весьма нравственная небесная скорбь... (полное название: Трогательная и весьма нравственная небесная скорбь Петруса ин Еремо, пастора тощего прихода в тучную землю Фландрии), (1960, незаконченная)
  • Ангельский хор (1962, неотредактированный)

Пьесы для марионеток

[ редактировать ]
  • Тайна Страстей Господа нашего Иисуса Христа (1924, для кукол) Производство Брюссель,
Кукольный театр Туна, 30 марта 1934 года.
  • Расправа над невинными (1926, для кукол)
  • Duvelor ou la Farce du diable vieux (Дювелор, или Фарс старого дьявола) (1925, для марионеток)
  • La ronde de nuit (Ночной дозор). Псевдодрама для марионеток. (1932)
  • La nuit de mai (Майская ночь). Драма для марионеток. (1932)
  • Женщины у гробницы (1933, для кукол)
  • D'un diable qui prêcha merveilles (О дьяволе, проповедовавшем чудеса) Тайна для марионеток, 3 действия. (1934)
  • La Corne d'Abondance (Рог изобилия) (1925)
  • Путешествие по моей Фландрии (или Квибе-Квибус) (1921)
  • Комическая история Кайзера Карела (1922)
  • Католическая остановка (1922)
  • Человек под униформой (1923)
  • L'Homme à la mustache d'or (Человек с золотыми усами) (1931)
  • Заклинания (1941)
  • Статуи Меса (1943)
  • Вещи и люди из дома (1943, 2 тома)
  • Фландрия - мечта (1953)
  • Интервью в Остенде (1956)

Источники

[ редактировать ]
  • Джордж Хаугер (1960) Введение и пер. Семь пьес ( «Женщины у гроба» , «Варавва» , «Три актера и их драма» , «Пантаглез» , «Слепые» , «Хроники ада» , «Лорд Хэлевин» и «Интервью в Остенде» ) МакГиббон ​​и Ки
  • Парселл, Дэвид Б. (1993) Мишель де Гелдерод . Нью-Йорк: Издательство Туэйн. 0-8057-43030
  • Гельдероде, Мишель де (под редакцией Р. Бейена) (1991–1962) Переписка Мишеля де Гельдероде . Брюссель: Архивы будущего (тома 1–10) [14]
  • Режиссерам и актерам: письма, 1948–1959 гг. [15]
  • Виллингер, Дэвид (2000) Гелдероде . Остин, Техас: Принимающие издательства, включая переводы на английский язык пьес: «Осада Остенде», «Преображение в цирке» и «Актер уходит».
  • Виллингер, Дэвид (2002) Театральные жесты бельгийского модернизма . Нью-Йорк: Peter Lang Publishing, Inc. 0-8204-5503-2, включая переводы на английский язык пьес: «Венера» , «Утопление снов » и «Болваны».
  1. ^ Беде, Жан Альбер. Эджертон, Уильям Бенбоу. «Гельдероде, Мишель де». Колумбийский словарь современной европейской литературы . Издательство Колумбийского университета (1980), стр. 302–303. ISBN   9780231037174
  2. ^ Гедероде, Мишель де. Гельдероде: Семь пьес . Хилл и Ван. 1960. с. viii.
  3. Эсслин, Мартин (1 января 2018 г.). Антонен Арто . Книги Альмы. п. 51. ISBN   9780714545622
  4. ^ Хеллман, Хелен. «Галлюцинации и жестокость в Арто и Гельдероде». Французский обзор . Том. 41, № 1 (октябрь 1967 г.), стр. 1–10.
  5. ^ [1] Хаугер, Джордж. Гельдероде, Мишель де. «Интервью в Остенде». Обзор драмы Тулейна (1959). Том. 3, № 3 (март 1959 г.), стр. 3-23.
  6. ^ [2] Хаугер, Джордж. Гельдероде, Мишель де. «Интервью в Остенде». Обзор драмы Тулейна (1959). Том. 3, № 3 (март 1959 г.), с. 15
  7. ^ Арто, Антонен. Театр и его двойник . Гроув Пресс (1994) ISBN   978-0802150301 стр. 71 и 102
  8. ^ Хеллман, Хелен. «Галлюцинации и жестокость в Арто и Гельдероде». Французский обзор . Том. 41, № 1 (октябрь 1967 г.), стр. 1–10.
  9. ^ Хеллман, Хелен. «Галлюцинации и жестокость в Арто и Гельдероде». Французский обзор . Том. 41, № 1 (октябрь 1967 г.), стр. 1–10.
  10. ^ [3] Веллварт, Джордж И. «Театр гротеска Гелдероде». Обзор драмы Тьюлейна , Vol. 8, № 1 (Осень 1963 г.), с. 15
  11. ^ Гедероде, Мишель де. Гельдероде: Семь пьес . Хилл и Ван. 1960. стр. VII и IX.
  12. ^ Брокетт, Оскар Гросс, История театра , Оскар Г. Брокетт, Франклин Дж. Хильди. 9-е изд. 2003, Pearson Education Group, Inc.
  13. ^ Семь пьес, включая «Пантаглейз» , в переводе Джорджа Хаугера и с введением. МакГиббон ​​и Ки, 1960 г.
  14. ^ Гельдероде, Мишель де. Переписка Мишеля де Гельдерода . Серия: Archives du futur (французское издание) Издательство: Editions Labor (1991). ISBN   9782804008154
  15. ^ Гельдероде, Мишель де. Кнапп, Беттина, переводчик. Режиссерам и актерам: Письма, 1948–1959 . Обзор драмы Тьюлейна . Том. 9, № 4 (лето 1965 г.), стр. 41-62.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 638c93dbac17ae07815843b0cdec5e83__1698688680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/83/638c93dbac17ae07815843b0cdec5e83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Michel de Ghelderode - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)