Jump to content

Джеймс Энсор

Джеймс Энсор
Автопортрет Джеймса Энсора у мольберта, 1890 г.
Рожденный
Джеймс Сидни Энсор

( 1860-04-13 ) 13 апреля 1860 г.
Умер 19 ноября 1949 г. (1949-11-19) (89 лет)
Остенде, Бельгия
Национальность бельгийский
Образование Королевская академия изящных искусств , Брюссель (Бельгия)
Известный Живопись , графика
Джеймс Сидни Эдуард, барон Энсор перед «Въездом Христа в Брюссель» в своем доме в Остенде, 1940-е годы, фотография Альберта Лилара.
Энсор перед «Въездом Христа в Брюссель» в своем доме в Остенде , 1940-е годы, фото Альберта Лилара

Джеймс Сидни Эдуард, барон Энсор (13 апреля 1860 - 19 ноября 1949) [1] был бельгийским художником и гравером , оказавшим большое влияние на экспрессионизм и сюрреализм, проживший в Остенде большую часть своей жизни . Он был связан с художественной группой Les XX .

Биография

[ редактировать ]

Отец Энсора, Джеймс Фредерик Энсор, родился в Брюсселе в семье англичан . [2] был культурным человеком, изучавшим инженерное дело в Англии и Германии. [3] Мать Энсора, Мария Катерина Хэгеман, была бельгийкой. Сам Энсор не интересовался академическим обучением и бросил школу в возрасте пятнадцати лет, чтобы начать свое художественное обучение у двух местных художников. С 1877 по 1880 год он посещал Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе , где одним из его сокурсников был Фернан Кнопф . [4] Энсор впервые выставил свои работы в 1881 году. С 1880 по 1917 год у него была мастерская на чердаке родительского дома. Его путешествий было очень мало: три кратких поездки во Францию ​​и две в Нидерланды в 1880-х годах. [5] и четырехдневная поездка в Лондон в 1892 году. [6]

В конце XIX века большая часть работ Энсора была отвергнута как скандальная, особенно его картина « Въезд Христа в Брюссель» 1889 года (1888–89). Бельгийский искусствовед Октав Маус резюмировал реакцию современных искусствоведов на новаторскую (и зачастую резко политическую) работу Энсора: «Энсор — лидер клана. Энсор — в центре внимания. Энсор подводит итог и концентрирует определенные принципы, которые считаются быть анархистом.Короче, Энсор - опасный человек, у которого большие перемены... Именно на него нацелены все аркебузы.Именно на его голову сбрасываются самые ароматные тары . так называемых серьезных критиков». [ нужна ссылка ] Некоторые из современных работ Энсора демонстрируют его дерзкую реакцию на эту критику. Например, на гравюре 1887 года «Писсер» изображен художник, мочащийся на стену с граффити и заявляющий (голосом искусствоведа): «Ensor est un fou» или «Ensor — сумасшедший». [7]

Картины Энсора продолжали выставляться, и постепенно он завоевал признание и признание. В 1895 году его картина «Мальчик с лампой» (1880) была приобретена Королевским музеем изящных искусств Бельгии в Брюсселе, и в Брюсселе состоялась его первая персональная выставка. [8] К 1920 году он стал предметом крупных выставок; присвоил ему титул барона в 1929 году король Альберт и стал героем композитора Флора Альпаертса бельгийского сюиты «Джеймс Энсор» ; а в 1933 году он был награжден орденом Почетного легиона . Альфред Х. Барр-младший , директор-основатель Музея современного искусства в Нью-Йорке, рассмотрев картину Энсора 1887 года «Скорби святого Антония» (сейчас находится в коллекции МоМА), объявил Энсора самым смелым художником, работавшим в то время. [9]

Однако даже в первое десятилетие 20-го века производство новых произведений Энсором уменьшалось, и он все больше концентрировался на музыке - хотя у него не было музыкального образования, он был одаренным импровизатором на фисгармонии и много времени проводил, выступая перед посетителями. . [10] Вопреки советам друзей, он остался в Остенде во время Второй мировой войны, несмотря на риск бомбардировки. В старости он был почетной фигурой среди бельгийцев, а его ежедневные прогулки сделали его привычным зрелищем в Остенде . [11] Он умер там после непродолжительной болезни 19 ноября 1949 года в возрасте 89 лет.

Искусство

[ редактировать ]
Вход Христа в Брюссель в 1889 году (1888), холст, масло, 256,8 × 378,4 см, Музей Гетти .

Хотя ранние работы Энсора, такие как «Русская музыка» (1881) и «Пьяницы» (1883), изображают реалистичные сцены в мрачном стиле, впоследствии его палитра стала ярче, и он отдавал предпочтение все более причудливым сюжетам. На таких картинах, как «Скандальные маски» (1883 г.) и «Скелеты, сражающиеся из-за повешенного» (1891 г.), изображены фигуры в гротескных масках, вдохновленных теми, которые продавались в сувенирном магазине его матери для ежегодного карнавала в Остенде. такие сюжеты, как карнавалы , маски , кукольные представления , скелеты и фантастические аллегории В зрелом творчестве Энсора доминируют . Энсор одевал скелеты в своей студии и размещал их на холсте в красочные загадочные картины, а в своих натюрмортах использовал маски как театральный аспект . Привлеченный пластическими формами масок, яркими красками и потенциалом психологического воздействия, он создал формат, в котором мог рисовать с полной свободой. [12]

Четыре года между 1888 и 1892 годами стали поворотным моментом в творчестве Энсора. Он обращался к религиозным темам, часто к мукам Христа. [13] Энсор интерпретировал религиозные темы как личное отвращение к бесчеловечности мира. [13] Только в 1888 году он создал сорок пять гравюр, а также свою самую амбициозную картину — огромную картину « Въезд Христа в Брюссель в 1889 году» . [14] Также известный как «Въезд Христа в Брюссель », он считается «предшественником экспрессионизма двадцатого века ». [15] В этой композиции, развивающей тему, затронутую Энсором в рисунке «Орел Христа» 1885 года, к зрителю приближается огромная карнавальная толпа в гротескных масках. В толпе можно идентифицировать бельгийских политиков, исторических деятелей и членов семьи Энсора. [16] В многолюдной толпе почти затерялся Христос на своем осле; хотя Энсор был атеистом, он отождествлял себя со Христом как жертвой насмешек. [17] Деталь, измеряющая 99 + 1 2 на 169 + 1 2 дюйма, был отвергнут Les XX и не выставлялся на всеобщее обозрение до 1929 года. [15] После скандального экспорта в 1960-х годах картина сейчас находится в музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе . [15]

Поскольку Энсор добился запоздалого признания в последние годы 19 века, его стиль смягчился, и в 20 веке он меньше писал. Историки обычно рассматривают последние сорок или пятьдесят лет творчества Энсора как длительный период упадка, хотя и отмечают несколько оригинальных «превосходных и острых» композиций его более позднего периода. [14] Один автор выделил важные работы Энсора позднего периода, такие как «Мать художника в смерти» (1915), приглушенная картина смертного одра его матери с натюрмортом с выдающимися бутылочками с лекарствами на переднем плане, и «Отвратительные вивисекторы» (1925), яростная атака. на лиц, ответственных за использование животных в медицинских экспериментах. [14] Другой заявил: «Он по-прежнему будет писать великолепно энергичные и смелые картины, но они будут скорее исключением, чем правилом», отметив такие работы, как « Два наших портрета» (1905), «Освобождение Андромеды» (1925), «Порт Остенде» (1933) и «Энсор» . в Гармониуме (1933). [18] Агрессивный сарказм, который характеризовал его творчество с середины 1880-х годов, был менее очевиден в его немногих новых сочинениях, и большая часть его произведений состояла из умеренных повторений более ранних работ. [19] Среди его более поздних работ выделяются несколько натюрмортов, лишенных социального, политического или интроспективного содержания. В последние годы жизни Энсор все больше обращался к музыке, играл на фисгармонии и даже сочинил одноактную балет-пантомиму « Шкала любви » (1907) с оригинальным либретто, декорациями и костюмами. Известно, что в последующие годы он заявил, что пошел по неправильному жизненному пути, чувствуя, что ему следовало посвятить себя музыке. [20] [21]

Ранние работы (1879–1884)

Зрелая работа (1885–1899)

Более поздние работы (1900–1949)

Энсор был плодовитым и опытным гравером. За свою карьеру он создал 133 гравюры и сухие иглы, 86 из них были созданы между 1886 и 1891 годами, в разгар самого творческого периода Энсора. [22] Сам Энсор признал, что гравюры были ключевой частью его художественного наследия, заявив в письме Альберту Крокесу в 1934 году: «Да, я намерен продолжать работать еще долгое время, чтобы будущие поколения могли меня услышать. намерение состоит в том, чтобы выжить, и я думаю о твердой медной пластине, неизменяемых чернилах, легком воспроизведении, точных отпечатках и принимаю гравюру как средство выражения». [23]

В 1889 году Энсор создал две острополитические гравюры. Первая, озаглавленная «Доктринальное питание» (или «Доктринер питания» ), изображает ключевые фигуры Бельгии — епископа, короля и т. д. — испражняющихся на массы Бельгии. На втором, озаглавленном «Бельгия в XIX веке» или «Король Диндон» , изображен король Леопольд II, наблюдающий, как военные жестоко подавляют протест. Эти гравюры сегодня очень редки, потому что Энсор попытался изъять их из обращения после того, как получил имя Барона, а многие другие были потеряны во время войны. [24]

Семь смертных грехов

Влияние и наследие

[ редактировать ]
гипсовая посмертная маска Джеймса Энсора
Посмертная маска Джеймса Энсора
Ежегодный Бал Мертвых Крыс проводится в Остенде.
Ежегодный Bal du Rat mort (Бал мертвых крыс) проводится в Остенде.

Энсора считают новатором в искусстве XIX века. Хотя он и стоял особняком от других художников своего времени, он существенно повлиял на таких художников 20 века, как Пауль Клее , Эмиль Нольде , Георг Гросс , Альфред Кубин , Вольс , Феликс Нуссбаум. [26] и другие художники-экспрессионисты и сюрреалисты 20 века. Как генеральный директор Музея искусств округа Лос-Анджелес и директор Уоллис Анненберг Майкл Гован объяснил : «Фирменный стиль Джеймса Энсора — его радикальное искажение формы, его двусмысленное пространство, его буйные цвета, его запутанные поверхности и его склонность к причудливому — оба ожидаемы. и повлиял на модернистские движения от символизма и немецкого экспрессионизма до дадаизма и сюрреализма ». [27]

Работы Энсора находятся во многих публичных коллекциях, в частности в современного искусства Музее Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе, Королевском музее изящных искусств в Антверпене и Mu.ZEE в Остенде . Основные работы Энсора также находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке , Музее Орсе в Париже, Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе и Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне . Коллекция его писем хранится в Архиве современного искусства Королевских музеев изящных искусств в Брюсселе. [28] Все коллекции Энсора фламандских музеев изобразительного искусства можно увидеть в Онлайн-музее Джеймса Энсора. [29]

Энсору отдали дань уважения современные художники. [30] и художники в других средствах массовой информации. Бельгийский художник Пьер Алешинский (род. 1927) и известный член COBRA нарисовал «Могилу Энсора» (1961) в честь Энсора, которая сейчас находится в коллекции Музея изящных искусств в Хьюстоне . [31] Он является героем песни «Знакомьтесь с Джеймсом Энсором». [32] записан в 1994 году альтернативным рок- дуэтом They Might Be Giants . Бельгийский фильм 1996 года «Кемпинг «Космос» был вдохновлен рисунками Джеймса Энсора, в частности «Карнавал на пляже» (1887), «Смерть для человеческой труппы» (1896) и «Фантастический бал» (1889). Режиссер фильма Жан Буккуа также является автором комикса « Бал смерти Крысы». [33] вдохновленный Энсором.

Выставка, состоящая примерно из 120 работ Джеймса Энсора, была показана в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 2009 году, а затем в Музее Орсе в Париже с октября 2009 года по февраль 2010 года. Гетти организовал аналогичную выставку с июня по сентябрь. 2014. [34] С ноября 2014 года по январь 2015 года в Институте искусств Чикаго выставлялся шедевр Энсора 1887 года «Искушение святого Антония», а также другие важные картины и гравюры. [35] С октября 2016 года по январь 2017 года в Королевской академии художеств в Лондоне прошла крупная выставка картин и офортов Энсора, куратором которой выступил бельгийский художник Люк Тюйманс . [36] Чернокожая художница Кара Уокер в 2017 году написала скандальную работу «Вход Христа в журналистику», вдохновленную Энсором. [37]

Ежегодный благотворительный « Bal du Rat mort » (Бал мертвых крыс) в Остенде продолжает традицию, начатую Энсором и его друзьями в 1898 году.

В фильме «Хэллоуин» (1978) плакат с одним из автопортретов Энсора появляется на стене комнаты в доме Лори Строуд (Джейми Ли Кертис).

Игра «Please, Touch The Artwork 2» 2024 года — это игра в жанре поиска предметов , в которой почти все иллюстрации и даже некоторая музыка в игре созданы Ensor. [38]

Цитаты
  1. ^ «Джеймс Энсор» . Нидерландский институт искусств (на голландском языке) . Проверено 17 ноября 2018 г.
  2. ^ Фермер 1976 , с. 7
  3. ^ «Информация – Консультативный комитет Ensor» . Jamesensor.org . Проверено 2 июня 2014 г.
  4. ^ Бекс-Мэлорни 2000 , стр. 12–16.
  5. ^ Энсор и др. 2005 , с. 21
  6. ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 94
  7. ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 10
  8. ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 95
  9. ^ Суинборн, 2009 г. [ необходимы страницы ]
  10. ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 91
  11. ^ Бекс-Мэлорни 2000 , стр. 91–92.
  12. ^ ван Гиндертаэль 1975 , с. 114
  13. ^ Jump up to: а б Арнасон и Калб 2004 , с. 95
  14. ^ Jump up to: а б с Фермер 1976 , с. 32
  15. ^ Jump up to: а б с Музей Дж. Пола Гетти. Вход Христа в Брюссель в 1889 году. Архивировано 6 февраля 2012 года в Wayback Machine. Проверено 18 сентября 2008 года.
  16. ^ Бекс-Мэлорни 2000 , с. 48
  17. ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 43
  18. ^ Янссенс, 1978, с. 89-90
  19. ^ Бекс-Мэлорни 2000 , стр. 87–88.
  20. ^ Фармер, 1976, с. 31
  21. ^ "Янссенс, 1978, стр. 91"
  22. ^ Суинборн 2009 , с. 20
  23. ^ Таевернье 1999 , с. 8
  24. ^ Таевернье 1999 , стр. 199–209.
  25. Королевский указ Его Величества короля Альберта I от 14 ноября 1919 года.
  26. ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 92
  27. ^ Папаниколас, Тереза ​​(2008). Доктринальное питание: искусство и анархизм во времена Джеймса Энсора . Лос-Анджелес, Калифорния: Художественный музей округа Лос-Анджелес. п. 7. ISBN  978-0-87587-199-8 .
  28. ^ «Документация» . Архив современного искусства . 24 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2004 г. Проверено 11 марта 2016 г.
  29. ^ «jamesensor.eu» . Проверено 23 августа 2015 г.
  30. ^ Мохаммед, Ниша. Американские фундаменталисты: въезд Христа в Вашингтон в 2008 году. Интервью с Джоэлом Пеллетье. Архивировано 22 декабря 2007 года в Институте Резерфорда Wayback Machine , 5 июля 2006 года. Проверено 18 сентября 2008 года.
  31. ^ «Музей изящных искусств, Хьюстон: Пьер Алешинский, Могила Энсора» . Музей изящных искусств, Хьюстон . Проверено 2 декабря 2020 г.
  32. ^ «Знакомьтесь, Джеймс Энсор» на This Might Be A Wiki
  33. Фламандская газета Het Laatste Nieuws , 5 октября 1981, Марк Уилмет: «Ян Буккуа, лауреат комиксов».
  34. ^ «Огромная угроза Джеймса Энсора, минутные злобные фантазии, демонстрируемые в Гетти | Off-Ramp | 89.3 KPCC» . scpr.org. 16 июня 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
  35. ^ «Искушение: Демоны Джеймса Энсора» . Институт искусств Чикаго . Проверено 22 июня 2017 г.
  36. ^ «Интрига: Джеймс Энсор Люка Тюйманса | Выставка» . Королевская академия художеств . Проверено 9 июня 2017 г.
  37. ^ фон Аркс, Арабелла Хаттер (2 ноября 2017 г.). «Искупление искусства через обезображивание и резню» .
  38. ^ «Пожалуйста, коснитесь The Artwork 2» в Steam.
Цитируемые работы
Дальнейшее чтение
  • Берко, Патрик и Вивиан (1981). «Словарь бельгийских художников, родившихся между 1750 и 1875 годами», Кнокке 1981, стр. 272–274.
  • Янссенс, Жак (1978). Джеймс Энсор . Нью-Йорк: Crown Publishers Inc.
  • Трико, Ксавье (1994). Энсориана . Антверпен: Пандора.
  • Трико, Ксавье (2009). Джеймс Энсор, Жизнь и работа. Каталог-резонне его картин . Остфильдерн: HatjeCantz.
  • Трико, Ксавье (2010). Джеймс Энсор. Полные отпечатки . Руселаре: Деценинк.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с картинами Джеймса Энсора, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 075e90d33c28525927344da224b65f1d__1719605640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/1d/075e90d33c28525927344da224b65f1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
James Ensor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)