Джеймс Энсор
Джеймс Энсор | |
---|---|
![]() Автопортрет Джеймса Энсора у мольберта, 1890 г. | |
Рожденный | Джеймс Сидни Энсор 13 апреля 1860 г. |
Умер | 19 ноября 1949 г. Остенде, Бельгия | (89 лет)
Национальность | бельгийский |
Образование | Королевская академия изящных искусств , Брюссель (Бельгия) |
Известный | Живопись , графика |

Джеймс Сидни Эдуард, барон Энсор (13 апреля 1860 - 19 ноября 1949) [1] был бельгийским художником и гравером , оказавшим большое влияние на экспрессионизм и сюрреализм, проживший в Остенде большую часть своей жизни . Он был связан с художественной группой Les XX .
Биография
[ редактировать ]Отец Энсора, Джеймс Фредерик Энсор, родился в Брюсселе в семье англичан . [2] был культурным человеком, изучавшим инженерное дело в Англии и Германии. [3] Мать Энсора, Мария Катерина Хэгеман, была бельгийкой. Сам Энсор не интересовался академическим обучением и бросил школу в возрасте пятнадцати лет, чтобы начать свое художественное обучение у двух местных художников. С 1877 по 1880 год он посещал Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе , где одним из его сокурсников был Фернан Кнопф . [4] Энсор впервые выставил свои работы в 1881 году. С 1880 по 1917 год у него была мастерская на чердаке родительского дома. Его путешествий было очень мало: три кратких поездки во Францию и две в Нидерланды в 1880-х годах. [5] и четырехдневная поездка в Лондон в 1892 году. [6]
В конце XIX века большая часть работ Энсора была отвергнута как скандальная, особенно его картина « Въезд Христа в Брюссель» 1889 года (1888–89). Бельгийский искусствовед Октав Маус резюмировал реакцию современных искусствоведов на новаторскую (и зачастую резко политическую) работу Энсора: «Энсор — лидер клана. Энсор — в центре внимания. Энсор подводит итог и концентрирует определенные принципы, которые считаются быть анархистом.Короче, Энсор - опасный человек, у которого большие перемены... Именно на него нацелены все аркебузы.Именно на его голову сбрасываются самые ароматные тары . так называемых серьезных критиков». [ нужна ссылка ] Некоторые из современных работ Энсора демонстрируют его дерзкую реакцию на эту критику. Например, на гравюре 1887 года «Писсер» изображен художник, мочащийся на стену с граффити и заявляющий (голосом искусствоведа): «Ensor est un fou» или «Ensor — сумасшедший». [7]
Картины Энсора продолжали выставляться, и постепенно он завоевал признание и признание. В 1895 году его картина «Мальчик с лампой» (1880) была приобретена Королевским музеем изящных искусств Бельгии в Брюсселе, и в Брюсселе состоялась его первая персональная выставка. [8] К 1920 году он стал предметом крупных выставок; присвоил ему титул барона в 1929 году король Альберт и стал героем композитора Флора Альпаертса бельгийского сюиты «Джеймс Энсор» ; а в 1933 году он был награжден орденом Почетного легиона . Альфред Х. Барр-младший , директор-основатель Музея современного искусства в Нью-Йорке, рассмотрев картину Энсора 1887 года «Скорби святого Антония» (сейчас находится в коллекции МоМА), объявил Энсора самым смелым художником, работавшим в то время. [9]
Однако даже в первое десятилетие 20-го века производство новых произведений Энсором уменьшалось, и он все больше концентрировался на музыке - хотя у него не было музыкального образования, он был одаренным импровизатором на фисгармонии и много времени проводил, выступая перед посетителями. . [10] Вопреки советам друзей, он остался в Остенде во время Второй мировой войны, несмотря на риск бомбардировки. В старости он был почетной фигурой среди бельгийцев, а его ежедневные прогулки сделали его привычным зрелищем в Остенде . [11] Он умер там после непродолжительной болезни 19 ноября 1949 года в возрасте 89 лет.
Искусство
[ редактировать ]
Хотя ранние работы Энсора, такие как «Русская музыка» (1881) и «Пьяницы» (1883), изображают реалистичные сцены в мрачном стиле, впоследствии его палитра стала ярче, и он отдавал предпочтение все более причудливым сюжетам. На таких картинах, как «Скандальные маски» (1883 г.) и «Скелеты, сражающиеся из-за повешенного» (1891 г.), изображены фигуры в гротескных масках, вдохновленных теми, которые продавались в сувенирном магазине его матери для ежегодного карнавала в Остенде. такие сюжеты, как карнавалы , маски , кукольные представления , скелеты и фантастические аллегории В зрелом творчестве Энсора доминируют . Энсор одевал скелеты в своей студии и размещал их на холсте в красочные загадочные картины, а в своих натюрмортах использовал маски как театральный аспект . Привлеченный пластическими формами масок, яркими красками и потенциалом психологического воздействия, он создал формат, в котором мог рисовать с полной свободой. [12]
Четыре года между 1888 и 1892 годами стали поворотным моментом в творчестве Энсора. Он обращался к религиозным темам, часто к мукам Христа. [13] Энсор интерпретировал религиозные темы как личное отвращение к бесчеловечности мира. [13] Только в 1888 году он создал сорок пять гравюр, а также свою самую амбициозную картину — огромную картину « Въезд Христа в Брюссель в 1889 году» . [14] Также известный как «Въезд Христа в Брюссель », он считается «предшественником экспрессионизма двадцатого века ». [15] В этой композиции, развивающей тему, затронутую Энсором в рисунке «Орел Христа» 1885 года, к зрителю приближается огромная карнавальная толпа в гротескных масках. В толпе можно идентифицировать бельгийских политиков, исторических деятелей и членов семьи Энсора. [16] В многолюдной толпе почти затерялся Христос на своем осле; хотя Энсор был атеистом, он отождествлял себя со Христом как жертвой насмешек. [17] Деталь, измеряющая 99 + 1 ⁄ 2 на 169 + 1 ⁄ 2 дюйма, был отвергнут Les XX и не выставлялся на всеобщее обозрение до 1929 года. [15] После скандального экспорта в 1960-х годах картина сейчас находится в музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе . [15]
Поскольку Энсор добился запоздалого признания в последние годы 19 века, его стиль смягчился, и в 20 веке он меньше писал. Историки обычно рассматривают последние сорок или пятьдесят лет творчества Энсора как длительный период упадка, хотя и отмечают несколько оригинальных «превосходных и острых» композиций его более позднего периода. [14] Один автор выделил важные работы Энсора позднего периода, такие как «Мать художника в смерти» (1915), приглушенная картина смертного одра его матери с натюрмортом с выдающимися бутылочками с лекарствами на переднем плане, и «Отвратительные вивисекторы» (1925), яростная атака. на лиц, ответственных за использование животных в медицинских экспериментах. [14] Другой заявил: «Он по-прежнему будет писать великолепно энергичные и смелые картины, но они будут скорее исключением, чем правилом», отметив такие работы, как « Два наших портрета» (1905), «Освобождение Андромеды» (1925), «Порт Остенде» (1933) и «Энсор» . в Гармониуме (1933). [18] Агрессивный сарказм, который характеризовал его творчество с середины 1880-х годов, был менее очевиден в его немногих новых сочинениях, и большая часть его произведений состояла из умеренных повторений более ранних работ. [19] Среди его более поздних работ выделяются несколько натюрмортов, лишенных социального, политического или интроспективного содержания. В последние годы жизни Энсор все больше обращался к музыке, играл на фисгармонии и даже сочинил одноактную балет-пантомиму « Шкала любви » (1907) с оригинальным либретто, декорациями и костюмами. Известно, что в последующие годы он заявил, что пошел по неправильному жизненному пути, чувствуя, что ему следовало посвятить себя музыке. [20] [21]
Галерея
[ редактировать ]Ранние работы (1879–1884)
- Женщина с вздернутым носом (1879), холст, масло на дереве, 54 × 45 см, Королевский музей изящных искусств Антверпена
- Конек (ок. 1880 г.), холст, масло, 79 × 98,3 см, Королевский музей изящных искусств Антверпена.
- Натюрморт с китайскими рядами (1880), холст, масло, 100 × 78 см, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
- Полдень в Остенде (1881), холст, масло, 108 × 133 см, Королевский музей изящных искусств Антверпена
- «Едок устриц» (1882), холст, масло, 207 × 150 см, Королевский музей изящных искусств Антверпена.
- Луговые цветы (1883), холст, масло, 113 × 97,5 см, Институт искусств Миннеаполиса.
- Гребец (1883), Королевский музей изящных искусств Антверпена
- Скандалированная маска (1883), холст, масло, 135 × 112 см, Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель
Зрелая работа (1885–1899)
- Адам и Ева, изгнанные из рая (1887), холст, масло, 205 × 245 см, Королевский музей изящных искусств Антверпена
- Скорбь святого Антония (1887), холст, масло, 117,8 × 167,6 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк
- Удивление женщины-маски (1889), холст, масло, 131,5 × 109 см, Королевский музей изящных искусств Антверпена
- Скелеты греются (1889), холст, масло, 74,8 × 60 см, Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт
- Атрибуты мастерской (1889), холст, масло, 83 × 113,5 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Интрига (1890), холст, масло, 90 × 150 см, Королевский музей изящных искусств Антверпена.
- Убийство (1890), холст, масло, размеры неизвестны, Художественный музей Колумбуса (по мотивам смерти Антуана Б. Фуальдеса )
- Добрые судьи (1891), масло, панель, 38 × 46 см, частное собрание.
- Натюрморт с лучом (1892), холст, масло, 80 × 100 см, Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель
- Опасные повара (1896), дерево, масло, 38 × 46 см, частное собрание.
- Цветы и овощи (1896), холст, масло, 79 × 98 см; коллекция Королевского музея изящных искусств Антверпена
- Великий судья (1898), холст, масло, размеры неизвестны, частное собрание.
- Автопортрет с масками (1899), холст, масло, 117 × 82 см, Художественный музей Менара, Комаки
Более поздние работы (1900–1949)
- Натюрморт с китайскими рядами (ок. 1906), холст, масло, 85 × 105 см, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
- Фантастический натюрморт (ок. 1917), холст, масло, 16 × 21,5 см, Австрийская галерея Бельведер, Вена
- Натюрморт с капустой (1921), холст, масло, размеры неизвестны, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.
- Девушка с масками или Евхаристия (1921), холст, масло, 57,2 × 52,5 см, Städelsches Art Institute и Urban Gallery, Франкфурт
- Нахождение Моисея (1924), холст, масло, 119 × 128 см, частное собрание.
- Мерзкие вивисекторы (1925), холст, масло, размеры и коллекция неизвестны.
- Энсор в фисгармонии (1933), холст, масло, размеры и коллекция неизвестны.
Эстамп
[ редактировать ]Энсор был плодовитым и опытным гравером. За свою карьеру он создал 133 гравюры и сухие иглы, 86 из них были созданы между 1886 и 1891 годами, в разгар самого творческого периода Энсора. [22] Сам Энсор признал, что гравюры были ключевой частью его художественного наследия, заявив в письме Альберту Крокесу в 1934 году: «Да, я намерен продолжать работать еще долгое время, чтобы будущие поколения могли меня услышать. намерение состоит в том, чтобы выжить, и я думаю о твердой медной пластине, неизменяемых чернилах, легком воспроизведении, точных отпечатках и принимаю гравюру как средство выражения». [23]
В 1889 году Энсор создал две острополитические гравюры. Первая, озаглавленная «Доктринальное питание» (или «Доктринер питания» ), изображает ключевые фигуры Бельгии — епископа, короля и т. д. — испражняющихся на массы Бельгии. На втором, озаглавленном «Бельгия в XIX веке» или «Король Диндон» , изображен король Леопольд II, наблюдающий, как военные жестоко подавляют протест. Эти гравюры сегодня очень редки, потому что Энсор попытался изъять их из обращения после того, как получил имя Барона, а многие другие были потеряны во время войны. [24]
- Офорт «Собор» (1886 г.), 25 × 19 см, Музей изящных искусств, Гент.
- Эрнест Руссо (1887) сухая игла, 24 × 18,1 см, Музей изящных искусств, Гент
- Бульвар Анспах (1888 г.), сухая точка, 13,9 × 9,2 см, Музей изящных искусств, Гент
- Сельская ярмарка возле ветряной мельницы (1889 г.), офорт, 13,8 × 17,8 см, Музей изящных искусств, Гент
- Мой портрет в 1960 (1888) году, офорт, 6,9 × 12 см, Музей изящных искусств, Гент.
- Своеобразные насекомые (1888 г.), сухая игла, 11,9 × 15,9 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель.
- Офорт «Доктринер питания» (1889 г.), 17,8 × 24,8 см, Музей Плантена-Моретуса, Антверпен
- Король Пешт (1895 г.), офорт, 10 × 12 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель
- Демоны насмехаются надо мной (1895), офорт, 11,8 × 15,8 см, Музей изящных искусств, Гент
- Христос, мучимый демонами (1895), офорт и сухая игла, 17,9 × 24,2 см, Музей изящных искусств, Гент
- Дьяволы Дзитц и Хиханокс ведут Христа в ад (1895) 13,9 × 17,8 см, офорт и сухая игла, Музей изящных искусств, Гент
- Смерть, преследующая человечество (1896), офорт, 24,1 × 18,2 см, Музей изящных искусств, Гент
- Чума внизу, Чума вверху, Чума повсюду (1904), офорт, 19,7 × 29,8 см, Музей Плантена-Моретуса, Антверпен
Семь смертных грехов
- Смерть, господствующая над смертными грехами (1904), офорт, 9 × 14 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель
- Офорт «Гнев» (1904 г.), 9,8 × 15 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель.
- Офорт Скупость (1904 г.), 9,8 × 15 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель
- Зависть (1904), офорт, 9,8 × 15 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель
- Офорт «Чревоугодие» (1904 г.), 9,8 × 15 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель.
- Офорт « Жажда» (1888 г.), 9,8 × 13,7 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель.
- Офорт «Гордость» (1904 г.), 9,8 × 15 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель.
- Офорт «Лень» (1902 г.), 10 × 14 см, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель.
Честь
[ редактировать ]- 1919: Кавалер ордена Леопольда. [25]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Энсора считают новатором в искусстве XIX века. Хотя он и стоял особняком от других художников своего времени, он существенно повлиял на таких художников 20 века, как Пауль Клее , Эмиль Нольде , Георг Гросс , Альфред Кубин , Вольс , Феликс Нуссбаум. [26] и другие художники-экспрессионисты и сюрреалисты 20 века. Как генеральный директор Музея искусств округа Лос-Анджелес и директор Уоллис Анненберг Майкл Гован объяснил : «Фирменный стиль Джеймса Энсора — его радикальное искажение формы, его двусмысленное пространство, его буйные цвета, его запутанные поверхности и его склонность к причудливому — оба ожидаемы. и повлиял на модернистские движения от символизма и немецкого экспрессионизма до дадаизма и сюрреализма ». [27]
Работы Энсора находятся во многих публичных коллекциях, в частности в современного искусства Музее Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе, Королевском музее изящных искусств в Антверпене и Mu.ZEE в Остенде . Основные работы Энсора также находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке , Музее Орсе в Париже, Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе и Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне . Коллекция его писем хранится в Архиве современного искусства Королевских музеев изящных искусств в Брюсселе. [28] Все коллекции Энсора фламандских музеев изобразительного искусства можно увидеть в Онлайн-музее Джеймса Энсора. [29]
Энсору отдали дань уважения современные художники. [30] и художники в других средствах массовой информации. Бельгийский художник Пьер Алешинский (род. 1927) и известный член COBRA нарисовал «Могилу Энсора» (1961) в честь Энсора, которая сейчас находится в коллекции Музея изящных искусств в Хьюстоне . [31] Он является героем песни «Знакомьтесь с Джеймсом Энсором». [32] записан в 1994 году альтернативным рок- дуэтом They Might Be Giants . Бельгийский фильм 1996 года «Кемпинг «Космос» был вдохновлен рисунками Джеймса Энсора, в частности «Карнавал на пляже» (1887), «Смерть для человеческой труппы» (1896) и «Фантастический бал» (1889). Режиссер фильма Жан Буккуа также является автором комикса « Бал смерти Крысы». [33] вдохновленный Энсором.
Выставка, состоящая примерно из 120 работ Джеймса Энсора, была показана в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 2009 году, а затем в Музее Орсе в Париже с октября 2009 года по февраль 2010 года. Гетти организовал аналогичную выставку с июня по сентябрь. 2014. [34] С ноября 2014 года по январь 2015 года в Институте искусств Чикаго выставлялся шедевр Энсора 1887 года «Искушение святого Антония», а также другие важные картины и гравюры. [35] С октября 2016 года по январь 2017 года в Королевской академии художеств в Лондоне прошла крупная выставка картин и офортов Энсора, куратором которой выступил бельгийский художник Люк Тюйманс . [36] Чернокожая художница Кара Уокер в 2017 году написала скандальную работу «Вход Христа в журналистику», вдохновленную Энсором. [37]
Ежегодный благотворительный « Bal du Rat mort » (Бал мертвых крыс) в Остенде продолжает традицию, начатую Энсором и его друзьями в 1898 году.
В фильме «Хэллоуин» (1978) плакат с одним из автопортретов Энсора появляется на стене комнаты в доме Лори Строуд (Джейми Ли Кертис).
Игра «Please, Touch The Artwork 2» 2024 года — это игра в жанре поиска предметов , в которой почти все иллюстрации и даже некоторая музыка в игре созданы Ensor. [38]
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ «Джеймс Энсор» . Нидерландский институт искусств (на голландском языке) . Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ Фермер 1976 , с. 7
- ^ «Информация – Консультативный комитет Ensor» . Jamesensor.org . Проверено 2 июня 2014 г.
- ^ Бекс-Мэлорни 2000 , стр. 12–16.
- ^ Энсор и др. 2005 , с. 21
- ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 94
- ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 10
- ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 95
- ^ Суинборн, 2009 г. [ необходимы страницы ]
- ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 91
- ^ Бекс-Мэлорни 2000 , стр. 91–92.
- ^ ван Гиндертаэль 1975 , с. 114
- ^ Jump up to: а б Арнасон и Калб 2004 , с. 95
- ^ Jump up to: а б с Фермер 1976 , с. 32
- ^ Jump up to: а б с Музей Дж. Пола Гетти. Вход Христа в Брюссель в 1889 году. Архивировано 6 февраля 2012 года в Wayback Machine. Проверено 18 сентября 2008 года.
- ^ Бекс-Мэлорни 2000 , с. 48
- ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 43
- ^ Янссенс, 1978, с. 89-90
- ^ Бекс-Мэлорни 2000 , стр. 87–88.
- ^ Фармер, 1976, с. 31
- ^ "Янссенс, 1978, стр. 91"
- ^ Суинборн 2009 , с. 20
- ^ Таевернье 1999 , с. 8
- ^ Таевернье 1999 , стр. 199–209.
- ↑ Королевский указ Его Величества короля Альберта I от 14 ноября 1919 года.
- ^ Бекс-Малорни 2000 , с. 92
- ^ Папаниколас, Тереза (2008). Доктринальное питание: искусство и анархизм во времена Джеймса Энсора . Лос-Анджелес, Калифорния: Художественный музей округа Лос-Анджелес. п. 7. ISBN 978-0-87587-199-8 .
- ^ «Документация» . Архив современного искусства . 24 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2004 г. Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ «jamesensor.eu» . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ Мохаммед, Ниша. Американские фундаменталисты: въезд Христа в Вашингтон в 2008 году. Интервью с Джоэлом Пеллетье. Архивировано 22 декабря 2007 года в Институте Резерфорда Wayback Machine , 5 июля 2006 года. Проверено 18 сентября 2008 года.
- ^ «Музей изящных искусств, Хьюстон: Пьер Алешинский, Могила Энсора» . Музей изящных искусств, Хьюстон . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Знакомьтесь, Джеймс Энсор» на This Might Be A Wiki
- ↑ Фламандская газета Het Laatste Nieuws , 5 октября 1981, Марк Уилмет: «Ян Буккуа, лауреат комиксов».
- ^ «Огромная угроза Джеймса Энсора, минутные злобные фантазии, демонстрируемые в Гетти | Off-Ramp | 89.3 KPCC» . scpr.org. 16 июня 2014 года . Проверено 26 сентября 2014 г.
- ^ «Искушение: Демоны Джеймса Энсора» . Институт искусств Чикаго . Проверено 22 июня 2017 г.
- ^ «Интрига: Джеймс Энсор Люка Тюйманса | Выставка» . Королевская академия художеств . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ фон Аркс, Арабелла Хаттер (2 ноября 2017 г.). «Искупление искусства через обезображивание и резню» .
- ^ «Пожалуйста, коснитесь The Artwork 2» в Steam.
- Цитируемые работы
- Арнасон, Х. Гарвард; Калб, Питер (2004). История современного искусства: живопись, скульптура, архитектура, фотография (5-е изд.). Нью-Джерси: ISBN Prentice Hall, Inc. 978-0-13-184069-0 .
- Бекс-Малорни, Ульрике (2000). Джеймс Энсор . Одеколон: Сумки. ISBN 3-8228-5858-7 .
- Энсор, Джеймс; Пфайффер, Ингрид; Холлейн, Макс; Ширн Кунстхалле Франкфурт (2005). Джеймс Энсор . Остфильдерн-Руит: Хатье Канц. ISBN 978-3-7757-1702-1 .
- Фермер, Джон Дэвид (1976). Энсор . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. OCLC 462494050 .
- Суинборн, Энн (2009). Джеймс Энсор . Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 978-0-87070-752-0 .
- Таевернье, Огюст (1999). Джеймс Энсор . Бельгия: Пандора/Snoeck-Ducaju & Son. ISBN 90-5325-135-9 .
- ван Гиндертаэль, Роджер (1975). Энсор . New York Graphic Society Ltd. Бостон: ISBN 978-0-8212-0649-2 .
- Янссенс, Жак (1978). Джеймс Энсор . Crown Publishers, Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-517-53284-0 .
- Дальнейшее чтение
- Берко, Патрик и Вивиан (1981). «Словарь бельгийских художников, родившихся между 1750 и 1875 годами», Кнокке 1981, стр. 272–274.
- Янссенс, Жак (1978). Джеймс Энсор . Нью-Йорк: Crown Publishers Inc.
- Трико, Ксавье (1994). Энсориана . Антверпен: Пандора.
- Трико, Ксавье (2009). Джеймс Энсор, Жизнь и работа. Каталог-резонне его картин . Остфильдерн: HatjeCantz.
- Трико, Ксавье (2010). Джеймс Энсор. Полные отпечатки . Руселаре: Деценинк.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с картинами Джеймса Энсора, на Викискладе?
- Работы Джеймса Энсора или о нем в Internet Archive
- Интернет-музей Джеймса Энсора
- Архив Джеймса Энсора - Публикации Патрика Флоризона или при его сотрудничестве
- Коллекция современного искусства Королевских музеев: символика XIX века: скелеты Энсора сражаются за копченую селедку
- Выставка в Королевском музее изящных искусств Антверпена: «Энсор и современники».
- Музей Гетти: Джеймс Энсор
- «Искушение Святого Антония» Джеймс Энсор: Каталог цифровой выставки
- Коллекция фламандского искусства: Джеймс Энсор, художник-график. Архивировано 27 марта 2009 года в Wayback Machine.
- «Гойя, Редон, Энсор Гротескные картины и рисунки» 2009 Спецвыставка в КМСКА [ постоянная мертвая ссылка ]
- 2009 Выставка Ensor в Музее современного искусства, Нью-Йорк.
- Сэнфорд Шварц, « Тайны Энсора », New York Review of Books , 24 сентября 2009 г.
- 1860 рождений
- 1949 смертей
- Бельгийские художники XIX века.
- Бельгийские художники-мужчины
- Бельгийские художники-мужчины XIX века
- Бельгийские художники 20 века.
- Гравёры 20-го века
- Художники из Остенде
- Выпускники Королевской академии изящных искусств
- Бельгийские бароны
- Бельгийские художники-экспрессионисты.
- Бельгийцы английского происхождения
- Бельгийские граверы
- Бельгийские сатирики
- Бельгийские художники-символисты.
- Члены Королевской академии Бельгии
- Современные художники
- Бельгийские атеисты
- Бельгийские художники-мужчины 20-го века