Jump to content

Кукольный театр

Кукольный театр
Кукольный спектакль Джоппино и Бригеллы в Бергамо, Италия.
Искусство предков Театр
Начальная эпоха 3000 г. до н.э.

Кукольный театр — это форма театра или представления, которая включает в себя манипулирование марионетками неодушевленными объектами, часто напоминающими фигуры человека или животного, которые оживляются или управляются человеком, называемым кукловодом . Такое представление еще называют кукольной постановкой. Сценарий кукольной постановки называется кукольным спектаклем. Кукловоды используют движения рук и рук для управления такими устройствами, как стержни или веревки, для перемещения тела, головы, конечностей, а в некоторых случаях рта и глаз марионетки. Кукловод иногда говорит голосом персонажа марионетки, а иногда выступает под записанную фонограмму.

Существует множество разновидностей кукол, и они изготавливаются из самых разных материалов, в зависимости от их формы и назначения. Они могут быть чрезвычайно сложными или очень простыми по своей конструкции. Самыми простыми куклами являются пальчиковые куклы , представляющие собой крошечные куклы, которые помещаются на один палец, и куклы из носков , которые изготавливаются из носка и управляются путем помещения руки внутрь носка, при этом раскрытие и закрытие руки имитирует движение руки. «рот» куклы. или Ручная марионетка перчаточная марионетка управляется одной рукой, которая занимает внутреннюю часть марионетки и перемещает ее. Марионетки Панча и Джуди — знакомые примеры. Другие куклы для рук или перчаток больше, и для каждой куклы требуется два кукловода. Японские куклы Бунраку являются примером этого. Марионетки подвешиваются и управляются с помощью нескольких веревок, а иногда и центрального стержня, прикрепленного к стержню управления, который держит сверху кукловод. Стержневые куклы изготавливаются из головы, прикрепленной к центральному стержню. Над стержнем находится форма тела с прикрепленными руками, управляемая отдельными стержнями. Как следствие, у них больше возможностей движения, чем у простой куклы в руках или перчатках.

Кукольный театр — очень древняя форма театра, впервые зарегистрированная в V веке до нашей эры в Древней Греции . Некоторые формы кукольного театра, возможно, возникли еще за 3000 лет до нашей эры . [1] Кукольный театр принимает множество форм, но все они объединяют процесс оживления неодушевленных объектов, чтобы рассказать историю. Кукольный театр встречается почти во всех человеческих обществах, где куклы используются с целью развлечения посредством представлений, в качестве священных объектов в ритуалах , в качестве символических изображений на праздниках, таких как карнавалы , и в качестве катализатора социальных и психологических изменений в преобразующем искусстве . [2]

История [ править ]

Ваянг Голек Спектакль (деревянная 3D-марионетка), Индонезия

Кукольный театр — очень древний вид искусства, возникший около 4000 лет назад. [1] Куклы использовались с древнейших времен для оживления и передачи идей и потребностей человеческого общества. [3] Некоторые историки утверждают, что они появились раньше актеров театра. [4] Есть свидетельства того, что они использовались в Египте еще в 2000 году до нашей эры, когда с помощью деревянных фигурок, приводимых в движение веревкой, выполняли действия по замешиванию хлеба. [ нужна ссылка ] [5] Шарнирные куклы, управляемые проволокой, сделанные из глины и слоновой кости, также были найдены в египетских гробницах. [5] Иероглифы также описывают «ходячие статуи», используемые в древнеегипетских религиозных драмах. [1] Кукольный театр практиковался в Древней Греции , и самые старые письменные упоминания о кукольном театре можно найти в трудах Геродота и Ксенофонта , датируемых V веком до нашей эры. [6] [7] [8]

Африка [ править ]

Африка к югу от Сахары, возможно, унаследовала некоторые марионеточные традиции Древнего Египта. [1] Конечно, тайные общества многих африканских этнических групп до сих пор используют марионеток (и маски ) в ритуальных драмах, а также в церемониях исцеления и охоты. [ нужна ссылка ] Сегодня кукольный театр продолжает оставаться популярной формой, часто в церемониальном контексте, а также как часть широкого спектра народных форм, включая танцы, рассказывание историй и представления в масках . [ нужна ссылка ] В 2010-е годы по всей сельской Африке кукольный театр все еще выполнял функцию передачи культурных ценностей и идей, которую в крупных африканских городах все чаще выполняют формальное образование, книги, кино и телевидение. [ нужна ссылка ]

Азия [ править ]

Восточная Азия [ править ]

Ганеша: марионетка из Непала.

Есть свидетельства существования кукольного театра в цивилизации долины Инда . Археологи раскопали одну терракотовую куклу со съемной головой, которой можно манипулировать с помощью веревки, датируемую 2500 годом до нашей эры. [9] Другая фигурка — терракотовая обезьяна, которой можно манипулировать палкой вверх и вниз, добиваясь минимальной анимации в обоих случаях. [9] Марионетки описаны в эпосе «Махабхарата» , тамильской литературе эпохи Сангама и различных литературных произведениях, датируемых поздними веками до нашей эры — ранними веками нашей эры, включая « Эдикты Ашоки» . [10] Такие произведения, как « Натья Шастра» и « Камасутра», довольно подробно описывают кукольный театр. [11]

Китай имеет историю кукольного театра, насчитывающую 3000 лет, первоначально в Пи-Юнг Си , «театре теней фонарей», или, как его сегодня более широко называют, китайском театре теней . Во времена династии Сун (960–1279 гг. н. э.) марионетки играли перед всеми социальными классами, включая дворы, однако кукловоды, как и в Европе, считались выходцами из низшего социального слоя. [1] На Тайване . кукольные представления будайси , чем-то похожие на японские бунраку, проводятся с участием кукольников, работающих на заднем плане или под землей Некоторые очень опытные кукловоды могут манипулировать своими марионетками, выполняя различные трюки, например, сальто в воздухе.

В Японии существует множество форм кукольного театра, в том числе бунраку. Бунраку развился из синтоистских храмовых обрядов и постепенно превратился в весьма сложную форму кукольного театра. Чикамацу Мондзаэмон , которого многие считают величайшим драматургом Японии, отказался от написания пьес кабуки и сосредоточился исключительно на кукольных пьесах бунраку. Первоначально состоявший из одного кукловода, к 1730 году три кукловода управляли каждой куклой на виду у публики. [1] Кукловоды, одетые во все черное, становились невидимыми, стоя на черном фоне, а факелы освещали только резных, раскрашенных и одетых деревянных марионеток.

Считается, что корейская традиция кукольного театра пришла из Китая. Самое старое историческое свидетельство о кукольном театре в Корее содержится в письме Чхве Сын Ро королю, написанном в 982 году нашей эры. [12] По-корейски марионетка — Ккоктугакши . [12] Гагси означает «невеста» или «молодая женщина», и это была наиболее распространенная форма, которую принимали куклы. Кукольный спектакль «ккоктугакши» состоит из восьми сцен. [12]

Юго-Восточная Азия [ править ]

Шоу Ваянг кулит кулит состоит из трех основных компонентов, . Шоу Ваянг включая Даланг , Гамелан (музыка и синдхен ) и Ваянг кулит . сам

Индонезийский индийских ваянг находился под влиянием театр традиций. [13] Некоторые ученые связывают происхождение марионеток с Индией 4000 лет назад, где главный герой санскритских пьес был известен как Сутрадхара , «держатель веревочек». [3] Ваянг – это сильная традиция кукольного искусства, родом из Индонезии , особенно на Яве и Бали . На Яве очень популярен ваянг кулит , сложная форма теневого кукольного театра. Яванские куклы-палки имеют долгую историю и используются для рассказа небылиц из яванской истории. Еще одна популярная форма кукольного театра в Индонезии — ваянг голек .

В Таиланде есть хун крабок , популярная форма кукольного театра.

Во Вьетнаме форма искусства кукольного театра на воде была разработана уникальная для этой страны . Куклы сделаны из дерева, а представления проходят в бассейне высотой по пояс. Большой стержень под водой используется кукловодами для поддержки и управления марионетками, создавая видимость движения марионеток по воде. Эта форма кукольного театра возникла семьсот лет назад, когда рисовые поля затоплялись, и жители деревни развлекали друг друга. Конкурсы кукольных представлений между вьетнамскими деревнями в конечном итоге привели к созданию секретных и эксклюзивных кукольных обществ.

Филиппины . впервые развили свое кукольное искусство во время испанского колониального периода Самый старый известный филиппинский кукольный театр – каррильо , также известный как кикимут , титире и потеи . Впервые оно было зарегистрировано в 1879 году. Оно включает в себя небольшие тележки, используемые в кукольных спектаклях, и картонные фигурки, используемые для теневых представлений. [14] [15] В конце 1800-х годов возник еще один филиппинский кукольный театр. Хигантес — гигантские куклы из папье-маше , которых насчитывается более сотни, маршируют по городу во время фестиваля Хигантес . Эти марионетки созданы как посвящение Сан-Клементе и как насмешка над землевладельцами колониальной эпохи, дискриминировавшими филиппинцев. связаны различные традиции С хигантесами . [16] [17] С 20-го века на Филиппинах развивалось множество кукольных искусств. [14] Известный филиппинский кукольник - Амелия Лапенья Бонифачо. [18]

В Бирме сложная форма кукольных представлений под названием Yoke thé , сегодня называемой Мьянмой, под покровительством королевской семьи возникла . Вероятная дата происхождения бирманских марионеток датируется примерно 1780 годом, во время правления короля Сингу Мина , а их появление приписывают министру королевских развлечений У Тау. С момента своего появления марионетки пользовались большой популярностью при дворах династии Конбаунгов . Мало что изменилось с момента создания рисунка У Тау, и разработанный им набор персонажей используется до сих пор.

Индия [ править ]

Кукольник Катпутли из Раджастана , Индия.

Индия имеет давнюю традицию кукольного искусства. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» есть упоминания о марионетках. Еще одно древнее упоминание о кукольном театре можно найти в классической тамильской книге «Силаппадикаарам», написанной примерно в I или II веке до нашей эры. [19] Катпутли , форма представления кукол на струнах, родом из Раджастана , примечательна, и здесь работает много индийских чревовещателей и кукольников. Первый индийский чревовещатель, профессор Ю. К. Падхе , представил эту форму кукольного театра в Индии в 1920-х годах, а его сын Рамдас Падхе впоследствии популяризировал чревовещание и кукольный театр. Почти все типы марионеток встречаются в Индии. [20]

Струнные куклы
Сакхи Кандхей (Струнные куклы Одиши)

В Индии существует богатая и древняя традиция изготовления кукол на веревках или марионеток. Марионетки с шарнирными конечностями, управляемыми веревками, обеспечивают гораздо большую гибкость и поэтому являются наиболее подвижными из кукол. Раджастхан, Орисса, Карнатака и Тамил Наду — одни из регионов, где процветает эта форма кукольного театра. Традиционные марионетки Раджастхана известны как Катпутли . Вырезанные из цельного куска дерева, эти куклы похожи на больших кукол, которые красочно одеты. Веревочные куклы Ориссы известны как Кундхей . Струнные куклы Карнатаки называются Гомбеятта . Марионетки из Тамилнада , известные как Боммалаттам , сочетают в себе технику использования стержневых и веревочных кукол.

Теневые куклы
Сцена из спектакля теней Толпавакуту .

Теневые куклы — древняя часть культуры и искусства Индии, особенно на региональном уровне, такие как килу бомме и толу боммалата в Андхра-Прадеше , тогалу гомбеяата в Карнатаке , чарма бахули натья в Махараштре , Равана чхая в Одише , толпавакуту в Керале и Тхоль Боммалатта в Тамил Наду . Кукольные игры теней также встречаются в изобразительных традициях Индии, таких как храмовые фрески, росписи с вкладными листами и повествовательные картины. [21] Танцевальные формы, такие как Чхау Одиши , буквально означают «тень». [22] Танцевальный драматический театр театра теней обычно проводится на сценах-платформах, прикрепленных к индуистским храмам , и в некоторых регионах их называют Koothu Madams или Koothhambalams . [23] Во многих регионах кукольный спектакль разыгрывается семьями странствующих артистов на временных сценах во время крупных храмовых фестивалей. [24] В их репертуаре доминируют легенды из индуистских эпосов Рамаяна и Махабхарата . [24] Однако детали и истории различаются в зависимости от региона. [25] [26]

В 19-м и начале 20-го века колониальной эпохи индологи считали, что театры теней в Индии вымерли, хотя они упоминаются в ее древних санскритских текстах. [24] В 1930-х годах и позже, как утверждает Стюарт Блэкберн, эти опасения по поводу его исчезновения оказались ложными, поскольку появились доказательства того, что теневой кукольный театр оставался энергичной сельской традицией в горах центральной Кералы, большей части Карнатаки, северном Андхра-Прадеше, некоторых частях Тамил Наду, Одиша и южная Махараштра. [24] Народ маратхи, особенно представители низших каст, сохранил и активно исполнял легенды индуистского эпоса как народную традицию. О важности художников-маратхи свидетельствуют, утверждает Блэкберн, кукольники, говорящие на маратхи как на родном языке во многих штатах Индии, где не говорят на маратхи. [24]

По словам Бет Оснес, кукольный театр теней толу боммалата возник в III веке до нашей эры и с тех пор пользуется покровительством. [27] Марионетки, используемые в представлении толу боммалата , по словам Филлис Диркс, представляют собой «полупрозрачные, ярко разноцветные кожаные фигурки высотой от четырех до пяти футов с одной или двумя шарнирными руками». [28] Процесс изготовления кукол представляет собой тщательно продуманный ритуал, во время которого семьи художников в Индии молятся, уединяются, создают необходимые произведения искусства, а затем празднуют «метафорическое рождение куклы» с цветами и благовониями. [29]

Толу пава куту в Керале использует кожаных кукол, изображения которых проецируются на экран с подсветкой. Тени используются для творческого выражения персонажей и историй Рамаяны . Полное исполнение эпоса может занять сорок одну ночь, а сокращенное — всего семь дней. [30] Одной из особенностей шоу толу пава куту является то, что это командное представление кукловодов, в то время как другие пьесы теней, такие как ваянг в Индонезии, исполняются одним кукловодом по той же истории Рамаяны . [30] В Индии существуют региональные различия в кукольном искусстве. Например, женщины играют важную роль в театре теней в большинстве частей Индии, за исключением Кералы и Махараштры. [24] Почти везде, кроме Одиши, куклы изготавливаются из дубленой оленьей шкуры, раскрашиваются и шарнирно-сочлененные. Полупрозрачные кожаные куклы типичны для Андхра-Прадеша и Тамил Наду, а непрозрачные куклы типичны для Кералы и Одиши. Труппы художников обычно берут с собой более сотни кукол для своих представлений в сельской Индии. [24]

Родовые куклы

Жезловые куклы являются продолжением перчаточных марионеток, но зачастую они намного крупнее, поддерживаются стержнями снизу и управляются ими. Эта форма кукольного театра сейчас встречается в основном в Западной Бенгалии и Ориссе . Традиционная марионеточная форма Западной Бенгалии известна как Путул Наутч . Они вырезаны из дерева и соответствуют различным художественным стилям определенного региона. Традиционная марионетка Бихара известна как Ямпури .

Перчаточные куклы

Перчаточные куклы также известны как рукавные, ручные или ладонные куклы. Голова сделана из папье-маше , ткани или дерева, а две руки выходят чуть ниже шеи. Остальная часть фигуры состоит из длинной струящейся юбки. Эти куклы похожи на безвольных кукол, но в руках умелого кукловода способны совершать самые разнообразные движения. Техника манипуляции проста: движения контролируются рукой человека, первый палец вставлен в голову, а средний и большой пальцы в обе руки куклы. С помощью этих трёх пальцев перчаточная кукла оживает.

Традиция изготовления перчаточных кукол в Индии популярна в Уттар-Прадеше, Ориссе, Западной Бенгалии и Керале. В Уттар-Прадеше перчаточные кукольные спектакли обычно представляют социальные темы, тогда как в Ориссе такие пьесы основаны на историях Радхи и Кришны. В Ориссе кукловод одной рукой играет на дхолаке (ручном барабане), а другой манипулирует куклой. Подача диалогов, движения марионетки и ритм дхолака хорошо синхронизированы и создают драматическую атмосферу. В Керале традиционный перчаточный кукольный спектакль называется Павакуту .

Афганистан [ править ]

В Афганистане возникла форма кукольного театра, известная как «буз-баз» . Во время спектакля кукольник одновременно управляет марионеткой мархура и одновременно играет на дамбуре (лютне с длинной шеей).

Западная Азия [ править ]

Карагез, турецкий театр теней.

Ближневосточный кукольный театр, как и другие формы театра, находится под влиянием исламской культуры. Карагоз , турецкий театр теней, оказал широкое влияние на кукольный театр в регионе и, как полагают, пришел из Китая через Индию. Позже оно было отнято монголами у китайцев и перешло к тюркским народам Средней Азии. Искусство театра теней было привезено в Анатолию тюрками, эмигрировавшими из Средней Азии. Другие ученые утверждают, что театр теней пришел в Анатолию в 16 веке из Египта . Сторонники этой точки зрения утверждают, что театр теней проник в османские дворцы, когда Явуз Султан Селим завоевал Египет в 1517 году. Он видел театр теней во время вечеринки в его честь и, как говорят, был настолько впечатлен им, что взял Кукольник вернулся в свой дворец в Стамбуле, где его 21-летний сын, впоследствии султан Сулейман Великолепный , проявил интерес к пьесам. [31]

В других регионах до сих пор сохранился стиль теневого кукольного театра, известный как хайял аз-зилл , метафора, переводимая как «тени воображения» или «тень фантазии». Это спектакль теней с живой музыкой, «под аккомпанемент барабанов, бубнов и флейт… а также…» спецэффекты» – дым, огонь, гром, грохот, скрипы, удары и все, что еще может вызвать смех или смех. содрогание у его аудитории» [32]

Известно, что в Иране куклы существовали гораздо раньше 1000 года нашей эры, но первоначально были популярны только перчаточные и верёвочные куклы. [33] Другие жанры кукольного театра возникли в эпоху Каджара (18 и 19 века), когда влияние Турции распространилось на регион. Хейме Шаб-Бази — это традиционное персидское кукольное представление, которое разыгрывается в небольшом зале музыкальным исполнителем и рассказчиком, которого называют моршед или нагхал . Эти шоу часто проходят параллельно с рассказыванием историй в традиционных чайных и кофейнях ( Гахве-Хане ). Диалог происходит между моршедом и марионетками. Недавним примером кукольного театра в Иране является гастрольная опера «Ростам и Сохраб» .

Европа [ править ]

Древняя Греция и Рим [ править ]

Древнегреческие терракотовые куклы-марионетки, V-IV века до нашей эры, Национальный археологический музей, Афины.

Хотя сохранилось мало примеров марионеток из Древней Греции , историческая литература и археологические находки свидетельствуют о существовании кукольных кукол. Греческое слово , переведенное как «марионетка», — «νευρόσπαστος» ( nevrospastos ), что буквально означает «натянутый за веревочки, дергающий за веревочки». [34] от «νεῦρον» ( неврон ), что означает либо «сухожилие, сухожилие, мышца, струна», либо «проволока», [35] и «σπάω» ( спаō ), что означает «тянуть, тянуть». [36] [37] Аристотель говорил о дергании за ниточки, позволяющие контролировать голову, руки и глаза, плечи и ноги. [38] . Работы Платона также содержат упоминания о кукольном театре « Илиада » и « Одиссея» были представлены с использованием кукольного театра. Корни европейского кукольного театра, вероятно, уходят корнями в греческие пьесы с марионетками, которые разыгрывали перед «простыми людьми» в V веке до нашей эры. К 3 веку до нашей эры эти пьесы появятся в Театре Диониса в Акрополе . [1]

В Древней Греции и Древнем Риме в детских гробницах были найдены глиняные куклы и несколько кукол из слоновой кости, датированные примерно 500 годом до нашей эры. У этих кукол были шарнирные руки и ноги, а в некоторых случаях железный стержень, идущий вверх от макушки их голов. Этот стержень использовался для манипулирования куклой сверху, как это делается сегодня в сицилийском кукольном театре. У некоторых из этих кукол вместо стержней были веревки. Некоторые исследователи полагают, что эти древние фигурки были просто игрушками, а не марионетками из-за их небольшого размера. [39]

Италия [ править ]

Средневековье и Возрождение
Освещенная рамка с изображением кукольного спектакля, 1338–1344 гг.

Многие считают Италию родиной марионеток из-за влияния римского кукольного театра. Ксенофонт и Плутарх ссылаются на них. [40] Христианская церковь использовала марионеток для разыгрывания моральных пьес . [40] Считается, что слово марионетка происходит от маленьких фигурок Девы Марии , отсюда и слово «марионетка» или «кукла Мэри». [41] Со временем в пьесах появилась комедия, что в конечном итоге привело к церковному указу, запрещающему кукольный театр. Кукольники в ответ установили сцены возле соборов и стали еще более грубыми и фарсовыми . Из этого выросла итальянская комедия под названием Commedia dell'arte . Иногда в этом виде театра использовались куклы, а иногда пьесы Шекспира ставились с использованием марионеток вместо актеров. [42] Раннее изображение кукольного спектакля в замке (показано справа) иллюстрирует фол. 54v Li romans du boin roi Alixandre («Роман о добром короле Александре»), фламандской рукописи, иллюминированной мастерской Жана де Гриза между 1338 и 1344 годами. [43]

Сицилийский кукольный театр

На Сицилии борта повозок с ослами украшены замысловатыми нарисованными сценами из франкских романтических поэм, таких как « Песнь о Роланде» . Те же самые сказки разыгрываются в традиционных кукольных театрах с участием деревянных марионеток ручной работы. По-сицилийски это называется « Opera dei pupi », или «Опера кукол». «Opera dei pupi» и сицилийская традиция cantastorie, слово, обозначающее рассказчика, уходят корнями в провансальскую традицию трубадура , существовавшую на Сицилии во времена правления Фридриха II, императора Священной Римской империи , в первой половине 13 века.

18 и 19 века

XVIII век был важным периодом в развитии всего итальянского театра , в том числе театра марионеток. Жезловая кукла имела в основном низшее сословное происхождение, но театр марионеток был популярен в аристократических кругах как праздник эпохи Просвещения . Эффекты, искусная и сложная конструкция кукол, кукольные театры и кукольные повествования были популярны, особенно в Венеции. [44] В XIX веке марионетки Пьетро Радильо стали более сложными, и вместо стержня и двух струн марионетки Радильо управлялись целыми восемью струнами, что увеличивало контроль над отдельными частями тела марионеток. [ нужна ссылка ]

Франция [ править ]

Гиньоль — главный герой французского кукольного спектакля, носящего его имя. Хотя его часто считают развлечением для детей, острый ум и лингвистический талант Гиньоля всегда ценились и взрослыми, о чем свидетельствует девиз известной лионской труппы: «Гиньоль развлекает детей… и остроумных взрослых». Лоран Мурге , создатель Гиньоля, переживал тяжелые времена во время Французской революции, и в 1797 году начал заниматься стоматологией , которая в те времена сводилась к простому выдергиванию зубов. Чтобы привлечь пациентов, он начал устраивать кукольный спектакль перед креслом своего дантиста.

Гиньоль из Лиона

В его первых выступлениях участвовала Полишинель , персонаж, заимствованный из итальянской комедии дель арте . К 1804 году успех был настолько велик, что он вообще отказался от стоматологии и стал профессиональным кукольником, создавая свои собственные сценарии, опираясь на интересы своей рабочей аудитории и импровизируя отсылки к новостям дня. Он разработал персонажей, более близких к повседневной жизни своей лионской аудитории: сначала Гнафрона, любящего вино сапожника, а в 1808 году — Гиньоля. Вскоре последовали и другие персонажи, в том числе жена Гиньоля Мадлон и жандарм Флажоле, но они никогда не были чем-то большим, чем фоном для двух героев. Неизбежная победа Гиньоля — это всегда торжество добра над злом.

Великобритания [ править ]

Британский кукольный театр (стиль Панча и Джуди), ок. 1770 г.

Традиционный британский кукольный театр «Панч и Джуди» уходит своими корнями в 16 век, в итальянскую комедию дель арте . [45] Персонаж «Панча» происходит от персонажа Пульчинеллы , который был англизирован как «Пунчинелло» . Он является проявлением Повелителя Беспорядка и Обманщика , фигур глубоко укоренившихся мифологий. Женой Панча изначально была «Джоан», но позже она стала «Джуди». В конце 18 — начале 19 веков знакомый существовавший в Британии кукольный спектакль «Панч и Джуди» разыгрывался в легко переносимой будке . Гильдия Британского театра кукол и моделей в начале 20 века спровоцировала возрождение кукольного театра. Двое основателей Гильдии, Х.В. Ванслав и Уолдо Ланчестер , оба работали над продвижением и развитием кукольного искусства, публикуя книги и литературу, в основном уделяя особое внимание искусству марионеток. Ланчестер имел гастрольный театр и постоянную площадку в Малверне, Вустершир , регулярно принимая участие в Малвернском фестивале и привлекая внимание Джорджа Бернарда Шоу . Одна из последних пьес Шоу, «Шейкс против Шава» , была написана для труппы и впервые исполнена в 1949 году. [ нужна ссылка ]

С 1957 по 1969 год Джерри Андерсон продюсировал множество телесериалов с марионетками в главных ролях, начиная с Роберты Ли » «Приключений Твизла и заканчивая «Секретной службой» . Во многих из этих сериалов (самой известной из которых была «Громовые птицы ») использовалась техника под названием «Супермарионация» , которая автоматически синхронизировала заранее записанный диалог персонажей с движениями рта марионеток. Андерсон вернулся к кукольному театру в 1983 году с «Террахоксом» и невышедшим в эфир пилотным фильмом «Космическая полиция» в 1987 году.

Текущие британские кукольные театры включают Театр «Маленький ангел» в Ислингтоне , Лондон, Кукольный театр «Баржа» в Лондоне, Норвичский кукольный театр , Кукольный театр «Арлекин» , Рос-он-Си , Уэльс, и Кукольный театр Биггар, Биггар, Ланаркшир , Шотландия . Британский кукольный театр сейчас охватывает широкий спектр стилей и подходов. Есть также ряд британских театральных компаний, в том числе Horse and Bamboo Theater и Green Ginger , которые интегрируют кукольный театр в высоконаглядные постановки. С 1984 по 1996 год кукольный театр использовался как средство политической сатиры в британском телесериале Spitting Image . Кукольный театр также оказал влияние на основной театр, и несколько недавних постановок сочетают в себе кукольный театр с живыми действиями, в том числе «Боевой конь » в Королевском национальном театре и «Мадам Баттерфляй» в Английской национальной опере . [ нужна ссылка ]

, Румыния и Россия Нидерланды, Дания

Многие региональные варианты Пульчинеллы были разработаны по мере распространения этого персонажа по Европе. В Нидерландах — Ян Клаассен (а Джуди — Катрин ); в Дании Местер Джекель ; в России Петрушка ; и в Румынии Василаче . В России Центральный театр кукол в Москве и его филиалы во всех частях страны повысили репутацию кукольника и кукольного искусства в целом. [46]

Германия и Австрия [ править ]

В Германии и Австрии существует давняя традиция кукольного искусства. Во многом это происходит из традиции итальянской комедии дель арте XVI века . [45] Немецкую версию британского персонажа «Панч» зовут Касперле из Каспара, а Джуди зовут Грета . [45] В XVIII веке оперы сочинялись специально для марионеток. Глюк , Гайдн , [47] де Фалья и Респиги сочиняли оперы для взрослых для марионеток.

В 1855 году граф Франц Поччи основал Мюнхенский театр марионеток . Немецкий драматург, поэт, художник и композитор Поччи написал для своего театра 40 кукольных пьес. Альбрехт Розер оказал значительное влияние своими марионетками в Штутгарте . Его персонажи Клоун Густав и Бабушка хорошо известны. [48] Бабушка , внешне обаятельная, с диким юмором высказывает замечания обо всех сторонах жизни общества и нелепостях жизни.

В Линдау . Опера марионеток Линдау была основана Бернардом Лейсмюллером и Ральфом Хехельманом в 2000 году Труппа исполняет большое количество опер, а также марионеточный балет « Лебединое озеро» .

В Аугсбурге исторический Аугсбургский театр марионеток был основан в 1943 году Вальтером Омихеном . Он существует и по сей день вместе с прилегающим к нему музеем марионеток, принадлежащим внукам основателя Клаусу Маршаллу и Юргену Маршаллу .

Намного раньше в соседнем Зальцбурге , Австрия, Зальцбургский театр марионеток был основан в 1913 году профессором Антоном Айхером и пользуется всемирной известностью. Зальцбургский театр марионеток до недавнего времени продолжает традицию представления полнометражных опер с использованием марионеток в собственном специально построенном театре под руководством Гретль Айхер . Он исполняет в основном оперы, такие как «Летучая мышь» и «Волшебная флейта» , а также небольшое количество балетов, таких как «Щелкунчик» . [49] Спектакли Зальцбургского театра марионеток рассчитаны на взрослых, хотя дети, конечно, приветствуются.

Во дворце Шенбрунн в Вене также есть театр марионеток, основанный Кристиной Хирцер-Ридлер и Вернером Хирцером более 40 лет назад. [50] Театр марионеток ставит всемирно известные оперы, мюзиклы и сказки.

Чехия и Словакия [ править ]

Театр марионеток в Праге
Кукольный театр в Остраве

Театр марионеток имеет очень долгую историю развлечений в Праге и других местах бывшей Чехословакии , а затем в Чехии и Словакии . Его можно проследить глубоко в раннем средневековье. [51] Впервые марионетки появились примерно во времена Тридцатилетней войны . [51] Первым известным чешским кукольником был Ян Иржи Брат, родившийся в 1724 году. Он был сыном местного плотника и создал собственный кукольный театр. [51] Матей Копецкий был самым известным чешским кукольником XIX века. [51] и отвечал за распространение идей национального самосознания. [51]

В 1911 году Йиндржих Веселый стал соучредителем Чешской ассоциации друзей театра кукол, а в 1912 году выступил за издание старейшего специализированного журнала о театре кукол, издаваемого до сих пор, «Loutkář» . [52] Веселый сыграл ключевую роль в основании UNIMA (Международной ассоциации кукольного искусства) в 1929 году и был избран ее первым президентом. [53]

В 1920 и 1926 годах Йозеф Скупа создал своих самых знаменитых кукольных персонажей: Спейбла и Гурвинека , комического отца и его сына-негодяя. [54] В 1930 году он создал первый современный профессиональный театр кукол. [55] Важная кукольная организация — Национальный театр марионеток в Праге. В его репертуаре главным образом марионеточная постановка Моцарта оперы «Дон Жуан» . В постановке использованы старинные костюмы и обстановка XVIII века. Есть множество других компаний, в том числе Buchty a Loutky («Торты и куклы»), основанная Мареком Бечкой . [51] Марионетки широко используются в анимационных фильмах с 1946 года. [51] Иржи Трнка был признанным лидером в этой области. [51] Мирослав Трейтнар — мастер-кукловод и преподаватель традиционного чешского мастерства изготовления марионеток. [56]

В 2016 году чешский и словацкий кукольный театр был включен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [57] [58]

19 век [ править ]

На протяжении всего этого периода кукольный театр развивался отдельно от формировавшегося мейнстрима актерских театров, а «оборванные» кукловоды выступали за пределами театральных зданий на ярмарках, рынках и т. д., продолжая классифицироваться наряду с бандитами и цыганами. [1] В 19 веке кукольный театр столкнулся с конкуренцией со стороны других форм театра, таких как водевиль и мюзик-холл , но он адаптировался к этим вызовам, например, путем разработки сценических номеров и участия в новых формах популярного театра или заново изобретая себя другими способами. и найти публику на модных морских курортах.

Северная Америка [ править ]

В культуре Теотиуакана (Центральная Мексика) 600 г. н.э. в рамках погребальных обрядов изготавливались фигурки с подвижными руками и ногами. Коренные американцы также использовали церемониальные куклы. [1] В 1519 году два кукольника сопровождали Эрнандо Кортеса в его первом путешествии в Мексику. Европейцы принесли с собой свои собственные кукольные традиции, но постепенно в Северной Америке развивались своеобразные стили, формы и характеры кукол . [2]

Во время Великой депрессии народные кукольники путешествовали по карнавалам, работая по собственным сценариям, а также с диорамами и марионетками собственного изготовления.

Некоторые достижения в кукольном театре 20-го века возникли в Соединенных Штатах . Кукольный театр марионеток был объединен с телевидением еще в 1940-х годах, и Хауди Дуди из США был известной марионеткой в ​​этой области. Бил Бэрд работал над возрождением театра марионеток и кукольного театра в Соединенных Штатах. У него и его жены Коры Айзенберг был собственный театр марионеток в Нью-Йорке. Чревовещатель Эдгар Берген также внес большой вклад. [59] Питера Шумана В 1960-х годах «Театр хлеба и кукол» развил политические и художественные возможности театра кукол своеобразным, мощным и сразу узнаваемым способом. Примерно в то же время Джим Хенсон создавал мягкие куклы из поролона и ткани, которые стали известны под общим названием « Маппеты» . Первоначально в детском телешоу « Улица Сезам» , а затем в «Маппет-шоу» и в кино они вдохновили множество подражателей и сегодня признаны почти повсюду (Хенсон также занялся аниматроникой , создав свой «Магазин существ» , как показано в его фильмы «Темный кристалл» и «Лабиринт» ). Вэйланд Флауэрс также внес большой вклад в кукольный театр для взрослых, создав свою сатирическую марионетку Мадам .

Сид и Марти Кроффт - два самых известных кукловода Америки, которые были в основном известны своими детскими телесериалами с живыми актерами в 60-х и 70-х годах, а именно HR Pufnstuf и Lidsville .

Марионетки также использовались в фильмах «Звездные войны» , особенно с персонажем Йоды . Его голос и манипуляции были предоставлены Фрэнком Озом .

Австралия [ править ]

У аборигенов Австралии есть давняя традиция устного рассказывания историй, насчитывающая многие тысячи лет. Они использовали маски и другие предметы, чтобы передать глубокие и значимые темы морали и природы. Маски вырезались из дерева и обильно украшались красками и перьями.

В Австралии в 1960-х годах Питер Скривен основал Австралийский театр марионеток и поставил прекрасные марионеточные постановки, такие как «Тинтуки» , «Маленький парень Бинди» , [60] Исследователи и водные дети .

Филип Эдмистон, который работал вместе с Питером Скривеном в Австралийском театре марионеток, в 1977 году поставил роскошную марионеточную постановку « Большого приключения» под эгидой своей собственной компании Theatrestrings. Спектакль стоимостью 120 000 австралийских долларов со 127 марионетками открылся в Намбуре в Гражданском зале 28 мая 1977 года, а затем гастролировал в Сиднее, Мельбурне и Брисбене. Мюзикл был написан Эриком Гроссом по книге и текстам Хэла Сондерса. В общих чертах история рассказывает о капитана Джеймса Кука путешествии по островам Южного моря вместе с ботаником Джозефом Бэнксом на корабле HMS Endeavour . Эдмистон продолжал гастролировать по Квинсленду на протяжении 1980-х и 1990-х годов с многочисленными постановками со своей новой труппой Queensland Marionette Theater. [61] [62]

Кукольный театр Билбара, основанный Барбарой Тернбулл и ее мужем Биллом Тернбуллом, много гастролировал по Австралии под эгидой Совета искусств Квинсленда в 1970-х и 1980-х годах. Их шоу включали The Lucky Charm , Funnybone , оперу Моцарта «Бастьен и Бастьен» и «Ленивую Лизу» . Куклы Театра кукол Билбара теперь хранятся в исполнительских искусств Квинсленда Центре в Брисбене . Дэвид Поултон вместе со своей женой Салли много лет, начиная с конца 1970-х, гастролировал по шоу марионеток через Совет искусств Квинсленда со своей «Струнами и вещами». [63] Гвен и Питер Илифф также гастролировали с Puppet People. Одним из их шоу было Bees Hey на музыку Бизе. Еще одной успешной группой были Ehmer Puppets. [64]

Дэвид Гамильтон, один из последних оставшихся кукольников-марионеток в Австралии, гастролирует самостоятельно, а раньше гастролировал под эгидой Совета искусств Квинсленда. [65] Некоторые из его кукол были представлены на специальной выставке кукол, организованной в Комплексе исполнительских искусств Квинсленда в 2018 году. [66]

Комик и радиоведущий Джейми Данн был известен своим персонажем в стиле Маппет, Агро , который появлялся в нескольких телевизионных программах Seven Network на протяжении 1980-х и 1990-х годов.

Официально обучался в США у кукольников из компании Джима Хенсона , Бретта Хансена и его Брисбене. компании Larrikin Puppets, расположенной в [67] - один из немногих кукольников в стиле Маппет, активно выступающих в Австралии. Театр кукол-кабаре, расположенный в районе Редлендс в Брисбене, также гастролирует с постановками для детей и взрослых. [68]

В Мельбурне Театр Handspan (1977–2002) превратился из скромного коллективного начала в большой, богатый дизайном театральный формат, получивший название «Визуальный театр», и стал рассадником инновационных проектов и мультимедийного сотрудничества в Австралии и во всем мире.

Аспирантура существовала в искусств Викторианском колледже Мельбурнского университета в конце 1990-х годов, но с тех пор была прекращена.

Австралийский кукловод Норман Хетерингтон прославился своей марионеткой « Мистер Сквиггл» , которая появлялась в телевизионной программе Австралийской радиовещательной комиссии с 1 июля 1959 года по 9 июля 1999 года. В каждом эпизоде ​​он создавал несколько картинок из «закорючек», присланных детьми со всего мира. страна.

Ричард Брэдшоу ОАМ – еще один известный австралийский кукольник. Он бывший президент UNIMA Australia, бывший художественный руководитель австралийской труппы театра марионеток. [69] занимается теневым кукольным представлением и пишет в полевых условиях.

Род Халл также внес свой вклад, создав свою марионетку Эму . В 1960-х годах Халл представил в Австралии телевизионную программу детского завтрака.

Snuff Puppets — одна из современных трупп австралийского театра кукол. Их работы, базирующиеся в Мельбурне , полны дикого черного юмора, политической и сексуальной сатиры и эстетики ручной работы. Snuff Puppets выступили более чем в 15 странах, включая туры на крупные фестивали в Азии, Южной Америке и Европе.

Ежегодно в Мельбурне ArtPlay и на площади Федерации в Мельбурне проводится зимний фестиваль кукол.

В Сиднее компания Jeral Puppets, основанная Джоном и Джеки Льюисами в 1966 году, регулярно выступает в кукольном театре Puppeteria и гастролирует. [70]

Кукольный театр «Запасные части» во Фримантле, Западная Австралия, был основан Питером Уилсоном. [71] Кэтрин Робинсон и Беверли Кэмпбелл-Джексон в 1981 году. [72] в рамках программы резидентуры художников, инициированной Технологическим институтом штата Вашингтон (ныне Технологический университет Кертина ). Первым проектом компании была кукольная адаптация Кристофера Марло » «Доктора Фауста для Пертского фестиваля 1981 года . [72]

Современная эпоха [ править ]

С начала XIX века кукольный театр стал вдохновлять художников традиций «высокого искусства». В 1810 году Генрих фон Клейст написал эссе «О театре марионеток», восхищаясь «отсутствием самосознания» куклы. Кукольный театр развивался на протяжении ХХ века по-разному. Благодаря параллельному развитию кино, телевидения и других средств массовой информации, он теперь достигает более широкой аудитории, чем когда-либо. Еще одним событием, начавшимся в начале века, стала вера в то, что кукольный театр, несмотря на свои популярные и народные корни, может говорить со взрослой аудиторией взрослым и экспериментальным голосом и возродить высокие художественные традиции актерского театра. [73]

Сергей Образцов исследовал концепцию кукольности («марионетки»), несмотря на Иосифа Сталина настойчивость на реализме. Другие пионеры, в том числе Эдвард Гордон Крейг и Эрвин Пискатор, в своем крестовом походе по оживлению мейнстрима испытали влияние кукольного театра. Метерлинк , Шоу , Лорка и другие писали кукольные пьесы, а такие художники, как Пикассо , Жарри и Леже, начали работать в театре. [1] Концепция Крейга «сверхмарионетки», в которой режиссер обращается с актерами как с объектами, оказала большое влияние на современный «предметный театр» и « физический театр ». [ нужна ссылка ] Тадеуш Кантор часто заменял марионеток актерами или комбинировал их и дирижировал каждым спектаклем с края сцены, в чем-то подобно кукловоду.

Кантор оказал влияние на новое поколение режиссеров-формалистов, таких как Ричард Форман и Роберт Уилсон , которые были озабочены «объектом» в театральных терминах, «поставив его на сцену и найдя разные способы взглянуть на него» (Формен). Кукловоды-новаторы, такие как Тони Сарг , Уолдо Ланчестер, Джон Райт, Бил Бэрд , Джоан Байшас, Сергей Обратцов, Филип Жанти, Питер Шуман , Даттатрея Араликатте , Маленькие игроки , Джим Хенсон , Дади Пудумджи и Джули Теймор, также продолжали развивать формы и содержание кукольного театра, так что словосочетание «кукольный театр» больше не ограничивается традиционными формами марионеток, перчаточных или стержневых кукол. Режиссеры и компании, такие как Питер Шуман из Театра хлеба и кукол , Боб Фрит из Театра лошадей и бамбука и Сэнди Спайлер из Театра кукол и масок «В сердце зверя» , также объединили театр масок и кукол, в котором исполнитель, куклы и предметы интегрированы. в преимущественно визуальном театральном мире, который сводит к минимуму использование устной речи. [74]

Фонд Джима Хенсона , основанный кукольником и кукол создателем Джимом Хенсоном , — это филантропическая благотворительная организация, созданная для продвижения и развития кукольного искусства в США. Он предоставил 440 грантов художникам-новаторам кукольного театра. [75] Кукольные труппы начала XXI века, такие как HomeGrown Theater в Бойсе, штат Айдахо, продолжают авангардную сатирическую традицию для миллениалов . [76] [77]

События [ править ]

Международный фестиваль кукол (PIF) проводится ежегодно в середине сентября в Загребе , Хорватия . с 1968 года. [78]

Фестиваль кукол в Миссиссоге проводится ежегодно в марте в Миссиссоге, Онтарио , Канада , с 2020 года. [79]

Типы [ править ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ в представлении кукольной труппы Тонда из Нагахамы , Сига , Япония — образец японского кукольного театра бунраку.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Блюменталь, Эйлин, Кукольный театр и куклы , Темза и Гудзон, 2005. ISBN   978-0-500-51226-5
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Струны, руки, тени: история современной марионетки , Джон Белл, Детройтский институт искусств, 2000, ISBN   0-89558-156-6
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дуган, Э.А., Эмоции в движении .
  4. ^ «Кукольный театр» . Британская энциклопедия . Проверено 5 декабря 2019 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таймс, Нью-Йорк (15 декабря 1920 г.). «МАРИОНЕТКИ В ГРОБНИЦЕ ПОКАЗЫВАЮТ ЖИЗНЬ 2000 г. до н.э.: Интересные египетские открытия, представленные на выставке в Метрополитен-музее. ЛЬНО 40 ВЕКОВОЙ СТАРОСТИ Погребальные модели иллюстрируют распорядок дня в поместье древнего сановника. Пролить свет на молодость. Льняные простыни возрастом 4000 лет» . Нью-Йорк Таймс .
  6. ^ Геродот, Истории , 2.48, о Персее. Архивировано 20 июля 2022 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Ксенофонт, Симпозиум , 4.55, о Персее. Архивировано 20 июля 2022 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Логан, Дэвид, Кукольный театр , стр.7
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гош, Мэсси и Банерджи, стр. 14.
  10. ^ Гош, Мэсси и Банерджи, стр. 14–15.
  11. ^ Гош, Мэсси и Банерджи, страницы 15–16.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сан Су, Чхве. «Исследование корейского кукольного спектакля» . п. 43.
  13. ^ Белл, стр. 46.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Филиппины» . 22 апреля 2016 г.
  15. ^ «|Культурный центр Филиппин» . www.culturalcenter.gov.ph . Архивировано из оригинала 10 июля 2020 г.
  16. ^ «Фестиваль Хигантес в Ангоно в Сан-Клементе - ICHCAP» .
  17. ^ «Все одеты как гигантские марионетки | Straits Times» . «Стрейтс Таймс» . 18 ноября 2019 г.
  18. ^ «Национальная комиссия по культуре и искусству» .
  19. ^ «Кукольные формы –» . Центр культурных ресурсов и обучения (CCRT) . Проверено 5 февраля 2024 г.
  20. ^ «Центр культурных ресурсов и обучения (CCRT)» . Ccrtindia.gov.in . Проверено 3 января 2018 г.
  21. ^ Лопес, Руи Оливейра. (2016) «Новый взгляд на тени небесных светил. Индийские теневые куклы: от натюрмортов до кино». Религия и искусство, том. 20, нет. 1–2, стр. 160–196. DOI: 10.1163/15685292-02001008.
  22. ^ Клаус, Питер Дж.; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 108–110. ISBN  0-415-93919-4 .
  23. ^ Бет Оснес (2001). Актерское мастерство: Международная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 152, 179–180. ISBN  978-0-87436-795-9 .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Стюарт Блэкберн (2003). Питер Дж. Клаус, Сара Даймонд и Маргарет Энн Миллс (ред.). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис. стр. 543–544. ISBN  978-0-415-93919-5 .
  25. ^ Арджун Аппадурай; Фрэнк Дж. Кором; Маргарет Энн Миллс (1991). Гендер, жанр и власть в выразительных традициях Южной Азии . Издательство Пенсильванского университета. стр. 379–391. ISBN  0-8122-1337-8 .
  26. ^ Стюарт Блэкберн (1998), Взгляд сквозь контекстуальный разрыв: изучение производительности в Южной Индии , Исследования Южной Азии, Том 18, Выпуск 1, страницы 1-11, Цитата: «Если производительность - это культурная организация поведения, интересно, что эти культурные формы так сильно различаются от региона к региону. Возвращаясь к южной Индии, по всему региону рассказывают сказки и поют песни, но этого нельзя сказать о длинном повествовательном пении (эпическом и тому подобном), танцах или танцах. драма, даже маски, столь широко распространенные в Керале и других частях южной Индии, не имеют значения в тамильской культуре».
  27. ^ Бет Оснес (2001). Актерское мастерство: Международная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 335. ИСБН  978-0-87436-795-9 .
  28. ^ Филлис Т. Диркс (2004). Американский кукольный театр: коллекции, история и представление . МакФарланд. п. 110. ИСБН  978-0-7864-1896-1 .
  29. ^ Джон Белл (1999). Марионетки, маски и исполнительские объекты . МТИ Пресс. стр. 146–147. ISBN  978-0-262-52293-9 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бет Оснес (2001). Актерское мастерство: Международная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 335–336. ISBN  978-0-87436-795-9 .
  31. ^ Мутлу, Хаяли Мустафа, Tradition Folk The Site
  32. ^ Фини, Джон, Saudi Aramco World (статья), 1999.
  33. ^ Флор, Виллем, История театра в Иране , ISBN   0-934211-29-9 : Маг 2005 г.
  34. ^ νευρόσπαστος. Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , на Персее.
  35. ^ νεῦρον. Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , на Персее.
  36. ^ σπάω. Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , на Персее.
  37. Список древнегреческих слов, связанных с кукольным театром . Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее.
  38. ^ Малхолланд, Джон, Практическое кукольное искусство , стр.9.
  39. ^ «Мы переехали» . Sagecraft.com .
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Биньон, Хелен, «Куклы сегодня» , стр.11.
  41. ^ Битон, Мэйбл и Лес, Марионетки: хобби для всех .
  42. ^ Суиб, Леонард Бродман, Мюриэл, Марионетки на сцене! , стр.ix
  43. ^ "Жеан де Гриз" . Всемирная энциклопедия кукольного искусства (онлайн-изд.). Международный союз марионеток. Проверено 30 мая 2023 г.
  44. ^ «Коллекция Марии Синьорелли» . Collezionemariasignorelli.it . Проверено 23 августа 2019 г.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Биньон, Хелен, «Кукольный театр сегодня» , стр.36.
  46. ^ Практическое кукольное искусство / Джон Малхолланд, стр.10.
  47. ^ Практическое кукольное искусство / Джон Малхолланд, стр.9
  48. ^ Полная книга кукол Дэвида Каррелла, стр. 14
  49. ^ Полная книга кукольного театра Дэвида Каррелла, стр.12
  50. ^ «О нас | Театр марионеток во дворце Шёнбрунн» . Marionettentheater.at .
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Чешский театр кукол Алисы Дубской, Яна Новака, Нины Маликовой и Марии Зденьковой, стр.6
  52. ^ «История чешского кукольного театра» . unima.idu.cz . УНИМА . Проверено 12 июня 2021 г.
  53. ^ «Веселый, Генри» . encyklopedie.idu.cz (на чешском языке). Чешская театральная энциклопедия . Проверено 12 июня 2021 г.
  54. ^ Практическое кукольное искусство / Джон Малхолланд, стр.19
  55. ^ Павел Йирасек, «Йозеф Скупа: Рождение современного художника», Theatralia: Обзор современной мысли о театральной культуре [Обзор современной мысли о театральной культуре] 18/2 (2015): 174 [168-230]; онлайн по адресу http://cejsh.icm.edu.pl/cejsh/element/bwmeta1.element.99134286-36e9-4d9d-9de7-a0e94e73a9ea. Архивировано 15 февраля 2020 г. на Wayback Machine.
  56. ^ Марионетки в Праге, www.puppetsinprague.eu.
  57. ^ «Словакия и чешский кукольный театр» . сайт ЮНЕСКО.org . ЮНЕСКО . 17 ноября 2016 года . Проверено 12 июня 2021 г.
  58. ^ «Кукольный театр в Словакии и Чехии» . сайт ЮНЕСКО.org . ЮНЕСКО . Проверено 12 июня 2021 г.
  59. ^ Фунни, Артур, Радиогоды Бергена и Маккарти (Диссертация)
  60. ^ «Кукла-марионетка, 'Tintookies Little Fella Bindi', фигурка аборигена, папье-маше / дерево / хлопок / фетр / перья / металл, дизайн Колина Гарланда для Австралийского театра марионеток, Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия, 1958-1977 годы» . Коллекция.маас.музей .
  61. ^ «Коллекция Филиппа Эдмистона» . Театр кукол «Кабаре» .
  62. ^ Квинслендские марионетки на гастролях, Театр Австралии - апрель 1982 г., стр.6
  63. ^ «Заикание ведет к жизни с марионетками», Sunshine Coast Daily , 10 августа 2013 г.
  64. Ульманн, Л., «Сарай на заднем дворе Берни Эмера», Redland City Bulletin , 6 июня 2013 г.
  65. ^ Стрейкер, Л., «Марионетки и покупки», ABC Radio Brisbane, 20 января 2010 г.
  66. ^ «Люди-марионетки | Галерея Тони Гулда, QPAC» . Qpac.com.au.
  67. ^ «Куклы Ларрикина - Кукольный спектакль | Детский аниматор | Детские развлечения» . Ларрикины Марионетки - Кукольный спектакль | Детские развлечения | Детский аниматор | Развлечения для мероприятий | Корпоративные развлечения .
  68. ^ «Театр кукол-кабаре» . Театр кукол «Кабаре» .
  69. ^ Полная книга кукольного театра Дэвида Каррелла, стр.50
  70. ^ "Дом" . Puppeteria.com . Проверено 23 августа 2019 г.
  71. ^ Рубин, Дон (1998). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия . Том. 5. Тейлор и Фрэнсис. п. 84. ИСБН  978-0-415-05933-6 .
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Милн, Джеффри (2004). Theater Australia (un)limited: австралийский театр с 1950-х годов . Родопи. п. 358. ИСБН  90-420-0930-6 .
  73. ^ Струны, руки, тени: современная история марионеток / Джон Белл / Глава 6 / Детройтский институт искусств / 2000 ISBN   0-89558-156-6
  74. ^ Экспериментальный театр, от Станиславского до Питера Брука / Джеймс Руз-Эванс, 1970 Studio Vista ISBN   0-415-00963-4
  75. ^ "Дом" . Hensonfoundation.org .
  76. ^ Берри, Харрисон (12 декабря 2017 г.). «Ужасное кукольное дело находит юмор в промежутке между Хэллоуином и Рождеством» . Еженедельник Бойсе . Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 г. Проверено 12 декабря 2017 г.
  77. ^ Бертон, Брук (20 декабря 2017 г.). «Кукольный театр, пантомима и проекции: кратчайший путь доморощенного театра к спектаклю» . Департамент искусств и истории города Бойсе . Проверено 20 декабря 2017 г.
  78. ^ «Фестивали и ежегодные мероприятия в Загребе, Хорватия» . Загреб.com . Проверено 14 декабря 2021 г.
  79. ^ Йонг, Евгения Де (07 декабря 2022 г.). «Что такое фестиваль кукол в Миссиссоге? | Crane Creations» . Театральная труппа Crane Creations . Проверено 2 февраля 2023 г.

Книги и статьи [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3d33aa8b2345dc0364ccc2531ae60df__1716367440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/df/c3d33aa8b2345dc0364ccc2531ae60df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Puppetry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)