Роберт Уилсон (режиссер)
Роберт Уилсон | |
---|---|
![]() Уилсон в 2014 году | |
Рожденный | Уэйко, Техас , США | 4 октября 1941 г.
Образование | Институт Пратта ( BFA ) |
Род занятий | Театральный режиссер, художник |
Годы активности | 1960-е – настоящее время |
Веб-сайт | Робертуилсон |
Роберт Уилсон (родился 4 октября 1941 года) - американский режиссер экспериментального театра описала Нью-Йорк Таймс» как «[Американского] – или даже в мире – передового «театрального художника» авангарда » . и драматург, которого газета « [1] Он также работал хореографом, перформером, художником, скульптором, видеохудожником , а также дизайнером звука и освещения .
Уилсон наиболее известен своим сотрудничеством с Филипом Глассом и Люсиндой Чайлдс в фильме «Эйнштейн на пляже» , а также своим частым сотрудничеством с Томом Уэйтсом . В 1991 году Уилсон основал The Watermill Center , «лабораторию перформансов» в Ист-Энде Лонг-Айленда , штат Нью-Йорк, регулярно сотрудничая с оперными и театральными труппами, а также с культурными фестивалями. Уилсон «развился как художник-авангардист именно в Европе, среди ее современных поисков, в ее наиболее значимых культурных центрах, галереях, музеях, оперных театрах и театрах, а также на фестивалях». [2]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Уилсон родился в Уэйко, штат Техас , в семье Лори Велмы (урожденной Гамильтон) и Д. М. Уилсона, юриста. [3] У него была трудная юность, когда он был сыном-геем из консервативной семьи. [4] «Когда я рос, ходить в театр было грехом. Грехом было, если женщина носила брюки. В школе была молитвенная будка, и если ты видел, как кто-то согрешает, ты мог написать его имя в молитвенной будке». , а по пятницам все молились за тех людей, чьи имена были в молитвенной коробке». [5] Он заикался, и его отвели к местному преподавателю танцев по имени Берд «Бэби» Хоффман, который помог ему преодолеть заикание. [6] После посещения местных школ он изучал деловое администрирование в Техасском университете с 1959 по 1962 год.
Он переехал в Бруклин , Нью-Йорк, в 1963 году, чтобы сменить сферу деятельности, изучать искусство и архитектуру. В какой-то момент он поехал в Аризону, чтобы изучать архитектуру у Паоло Солери в его комплексе в пустыне. [7] Уилсон обнаружил, что его привлекает работа хореографов-новаторов Джорджа Баланчина , Мерса Каннингема и Марты Грэм , среди других. [8] Он занимался терапевтической театральной работой с детьми с черепно-мозговыми травмами и детьми-инвалидами в Нью-Йорке. Он получил степень бакалавра архитектуры в Институте Пратта в 1965 году. [9] Он поставил «балет для пациентов с железом легких, где участники перемещали ртом флуоресцентную ленту, в то время как уборщица танцевала, одетая как Мисс Америка». [6] В этот период он также посещал лекции Сибиллы Мохой-Надя (вдовы Ласло Мохой-Надя ) и учился живописи у художника Джорджа Макнила . [ нужна ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]Театр
[ редактировать ]
В 1968 году он основал экспериментальную труппу Byrd Hoffman School of Byrds (названную в честь учителя, который помог ему справиться с заиканием, когда он был подростком). С этой труппой он поставил свои первые крупные работы, начиная с «Короля Испании» 1969 года и «Жизни и времен Зигмунда Фрейда» . Он начал работать в опере в начале 1970-х годов, создав постановку «Эйнштейн на пляже» с композитором Филипом Глассом и хореографом Люсиндой Чайлдс . Эта работа принесла художникам мировую известность. Вслед за Эйнштейном Вильсон все активнее сотрудничал с крупными европейскими театрами и оперными театрами. [10] Для дебюта его первой оперы в Нью-Йорке Метрополитен-опера разрешила Уилсону арендовать дом в воскресенье, когда у них не было постановки, но не ставило произведение. [11]
В 1970 году Уилсон и группа его сотрудников, в том числе хореограф Энди де Гроат , а также танцовщица и актриса Шерил Саттон, [12] разработал «немую оперу» « Взгляд глухого » в Айова-Сити , где ее премьера состоялась в Центре новых исполнительских искусств 15 декабря. В большой состав премьерной постановки « Взгляда глухого» входили Рэймонд Эндрюс и Ана Мендьета . Впоследствии шоу побывало на фестивале в Нанси во Франции и в Бруклинской музыкальной академии . Позже он открылся в Париже при поддержке дизайнера Пьера Кардена . [11] Поэту-сюрреалисту Луи Арагону это понравилось, и он опубликовал письмо поэту-сюрреалисту Андре Бретону (умершему в 1966 году): [11] в котором он похвалил Уилсона так: «То, о чем мы, родившиеся сюрреализм, мечтали, придет после нас и выйдет за пределы нас». [13] В 1975 году Уилсон распустил Byrds и начал использовать профессиональных актеров. [6]
В 1983/84 году Уилсон запланировал выступление на летних Олимпийских играх 1984 года « ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ : Дерево лучше всего измерить, когда оно упало »; Вся работа должна была длиться 12 часов и состоять из 6 частей. Производство было завершено лишь частично; Фестиваль олимпийских искусств полностью отменил мероприятие из-за недостаточности средств. [14] В 1986 году жюри Пулитцеровской премии единогласно выбрало «ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ» в качестве премии в области драмы, но наблюдательный совет отклонил этот выбор и в том году не вручил награду в области драмы. [15]
» Шекспира Только в 1990 году Уилсон поставил четыре новые постановки в четырех разных городах Западной Германии: «Король Лир во Франкфурте, «Лебединая песня» Чехова в Мюнхене, адаптацию « Орландо» Вирджинии Вульф в Западном Берлине и «Черный всадник» — совместная работа Уилсона, Тома Уэйтса и Уильям С. Берроуз в Гамбурге. [14]
В 1997 году ему была вручена Театральная премия Европы . [16]
Августа Стриндберга В 1998 году Уилсон поставил «Пьесу мечты » в Стокгольмском городском театре, Швеция. Позже он стал хедлайнером фестивалей в Реклингхаузене, Ницце, Перте, Бонне, Москве, Нью-Йорке и Лондоне. [17] [18]
В 2010 году Уилсон работал над новым мюзиклом вместе с композитором (и давним соавтором) Томом Уэйтсом и ирландским драматургом Мартином МакДонахом . [19] Его театральная постановка « Лекция Джона Кейджа ни о чем» , заказанная к празднованию столетия Кейджа на Руртриеннале 2012 года , [20] Премьера в США состоялась в Ройс-холле , Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, в Центре искусства исполнения. [21] Уилсон исполнил «Лекции ни о чем» на австралийской премьере на фестивале Supersense 2019 года в Центре искусств Мельбурна . [22]
В 2013 году Уилсон в сотрудничестве с Михаилом Барышниковым в главной роли и с Уиллемом Дефо разработал «Старуху» — экранизацию произведения российского писателя Даниила Хармса . Премьера спектакля состоялась на MIF13, Манчестерском международном фестивале. [23] Уилсон писал, что они с Барышниковым в течение многих лет обсуждали создание пьесы, возможно, на основе русского текста. [24] Финальная постановка включала танец, свет, пение и двуязычный монолог.
С 1999 года Уилсон представил в Берлине девять театральных постановок. Напротив, по состоянию на 2013 год его последняя комиссия в США была 21 год назад. [25]
По состоянию на 2010 год он продолжал руководить возрождением своих самых знаменитых постановок, в том числе «Черного всадника» в Лондоне, Сан-Франциско, Сиднее, Австралии и Лос-Анджелесе; «Искушение святого Антония» в Нью-Йорке и Барселоне; Erwartung в Берлине; «Мадам Баттерфляй» в Большом оперном театре в Москве; Вагнера и «Кольцо Нибелунгов» в Театре Шатле в Париже. [10]
Уилсон также руководит всеми операми Монтеверди для оперных театров Ла Скала в Милане и Дворца Гарнье в Париже. [26]
В 2021 году Уилсон поставил возрождение пьесы Шекспира « Буря» в Национальном театре Ивана Вазова в Софии , Болгария . [27]
В 2022 году он поставил театральное представление UBU , премьера которого состоялась в Es Baluard Museu в Пальме . [28]
Визуальное искусство и дизайн
[ редактировать ]Помимо работы на сцене, Уилсон создавал скульптуры, рисунки и дизайн мебели. Выставленные в декабре 1976 года в галерее Паулы Купер раскадровки Уилсона были описаны одним критиком как «серийное искусство, эквивалентное замедленному темпу театрального стиля [Уилсона]. усовершенствованный, переопределенный, перемещенный по различным позициям». [29] Он выиграл Золотого льва на Венецианской биеннале 1993 года за скульптурную инсталляцию. [ нужна ссылка ] В 2004 году Али Хоссаини предложил Уилсону резиденцию на телеканале LAB HD . [30] С тех пор Уилсон вместе с продюсером Эстер Гордон, а затем с Мэтью Шаттуком, выпустил десятки видеороликов высокого разрешения, известных как « Портреты Voom» . В число сотрудников этого хорошо принятого проекта входили композитор Майкл Галассо , покойный художник и дизайнер Юджин Цай, модельер Кевин Сантос и художник по свету Урс Шёнебаум. Помимо знаменитостей, натурщиками были члены королевской семьи, животные, лауреаты Нобелевской премии и бродяги. [31]
В 2011 году Уилсон спроектировал арт-парк, посвященный финскому дизайнеру Тапио Вирккала (1915–1985), расположенный в районе Арабианранта в Хельсинки. В его планах прямоугольного парка центральная площадь разделена на девять полей одинакового размера, разделенных кустами. На каждом поле будут установлены объекты, связанные с домом. Например, один блок будет состоять из небольшого камина, окруженного камнями, которые служат местом для сидения. Парк будет освещаться большими светильниками в виде лайтбоксов, вмонтированных в землю, и светильниками поменьше, выполненными по образцу обычных торшеров. [32]
В 2013 году американская поп-певица Леди Гага объявила, что будет сотрудничать с Уилсоном в рамках своего проекта ARTPOP. Впоследствии он разработал декорации для ее выступления на MTV Video Music Awards 2013 . [33] Уилсон также предложил Гаге позировать для его портретов Voom. [33] Зная, что ему предстоят резиденции в качестве приглашенного куратора в Лувре , Уилсон выбрал темы из коллекции музея, все из которых связаны со смертью. Видео они снимали в лондонской студии в течение трёх дней, причем Гага стояла по 14 или 15 часов за раз. [33] Получившаяся выставка под названием «Гостиные» включала в себя две видеоработы: одну, вдохновленную Жака-Луи Давида » «Смертью Марата , висящую в картинных галереях, и другую, в которой Леди Гага воплощает в жизнь картину Энгра . [11] В зале Лувра Уилсон устроил и принял участие в серии представлений, бесед, кинопоказов и дискуссий. [34] Центральным элементом резиденции является комната, наполненная предметами из личной коллекции художника в Нью-Йорке, включая африканские маски, кресло-шейкер, древнюю китайскую керамику, туфли Марлен Дитрих и фотографию Уилсона и Гласса, сделанную в начале 1980-х годов фотографом. Роберт Мэпплторп . [11]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Уилсон живет в Нью-Йорке. По его оценкам, по состоянию на 2000 год он «проводит 10 дней в году в своей квартире в Нью-Йорке». [35] На протяжении многих лет у него были романтические отношения с Энди де Гроатом , танцором и хореографом, с которым он сотрудничал в 1970-х годах. [36]
Стиль
[ редактировать ]Уилсон известен тем, что раздвигает границы театра. Его работы отличаются строгим стилем, очень медленным движением и зачастую крайним масштабом в пространстве или во времени. «Жизнь и времена Иосифа Сталина» представляли собой 12-часовой спектакль, а «КА ГОРА» и «ГАРДения Терраса» ставились на вершине горы в Иране и длились семь дней. [ нужна ссылка ]
Язык
[ редактировать ]Язык – один из наиболее важных элементов театра, и Роберт Уилсон чувствует себя как дома, владея им разными способами. Влияние Уилсона только на эту часть театра огромно. Артур Холмберг, профессор театра в Университете Брандейса , говорит: «В театре никто не драматизировал кризис языка с таким свирепым гением, как Роберт Уилсон». [37] : 41 В своей работе Уилсон ясно показывает, что «что» и «почему» языка чрезвычайно важны и их нельзя упускать из виду. Том Уэйтс , известный автор песен и соратник Уилсона, так сказал об уникальных отношениях Уилсона со словами:
Слова для Боба — как гвозди на кухонном полу в темноте ночи, а ты босиком. Итак, Боб расчищает путь, по которому он может пройти через слова, не поранившись. Боб меняет значения и формы слов. В каком-то смысле они приобретают большее значение; в некоторых случаях меньше. [37] : 43
Уилсон показывает важность языка во всех своих работах и разными способами. Он считает, что чтение работ Гертруды Стайн и прослушивание записей ее выступлений «навсегда изменило [его] образ мышления». [38] Уилсон поставил три работы Штейна в 1990-е годы: «Доктор Фауст зажигает свет» (1992), «Четыре святых в трех действиях» (1996) и «Святые и пение» (1998).
Уилсон считает язык и слова, вплоть до их составляющих, своего рода «социальным артефактом». [37] : 44 Со временем меняется не только язык, но и человек, культура. Использование своего опыта работы с умственно отсталыми детьми и сотрудничество с Кристофером Ноулзом , известным поэтом-аутистом, позволило Уилсону атаковать язык с разных точек зрения. Уилсон использует это, часто «сопоставляя уровни дикции - милтоновское богатство и современную речь, шпаргалку и предвербальные крики», пытаясь показать своей аудитории, насколько неуловим на самом деле язык и насколько он постоянно меняется. [37] : 44 Визуальное отображение слов — еще один метод, который Уилсон использует, чтобы показать красоту языка. Часто его декорации, обложки программ и плакаты украшены граффити со словами. Это позволяет аудитории смотреть на «сам язык», а не на «объекты и значения, к которым он относится». [37] : 45
Отсутствие языка также важно для работы Уилсона. Точно так же, как художник использует позитивное и негативное пространство, Уилсон использует шум и тишину. Работая над постановкой « Короля Лира» , Уилсон нечаянно описывает необходимость молчания:
Здесь готовят актеров неправильно. Все, о чем они думают, это интерпретация текста. Они беспокоятся о том, как произносить слова, и ничего не знают о своем теле. Вы видите это по тому, как они ходят. Они не понимают веса жеста в космосе. Хороший актер может управлять публикой, двигая одним пальцем. [37] : 49
Этот акцент на тишине полностью раскрыт в некоторых его работах. «Взгляд глухого» — пьеса без слов, а его адаптация Хайнера Мюллера пьесы «Квартет содержала пятнадцатиминутный бессловесный пролог. Хольмберг описывает эти работы, заявляя:
Язык делает многое, и делает это хорошо. Но мы склонны закрывать глаза на то, с чем язык не справляется. Несмотря на высокомерие слов – традиционным театром они правят железной рукой – не весь опыт можно перевести в языковой код. [37] : 50
Знаменитый драматург двадцатого века Эжен Ионеско сказал, что Уилсон «превзошел Беккета », потому что «молчание [Уилсона] - это молчание, которое говорит». [37] : 52 Эта тишина на сцене может нервировать зрителей, но ее отсутствие служит цели показать, насколько важен язык. Это способ Уилсона ответить на свой собственный вопрос: «Почему никто не смотрит? Почему никто не знает, как смотреть? Почему никто ничего не видит на сцене?» [37] : 52
Другой метод, который использует Уилсон, - это определение того, что слова могут означать для конкретного персонажа. В его пьесе « Я сидел во внутреннем дворике, появился этот парень, я думал, что у меня галлюцинации » есть только два персонажа, оба из которых произносят один и тот же монолог потока сознания. В первой постановке пьесы один персонаж был «отчужденным, холодным и [и] точным», в то время как другой «привносил эксцентричную комедию… теплоту и цвет… игривость». [37] : 61 Различные акценты и подачи придавали монологу два разных значения; «зрителям было трудно поверить, что они услышали один и тот же монолог дважды». [37] : 61 Вместо того, чтобы рассказывать своей аудитории, что слова должны означать, он открывает их для интерпретации, представляя идею о том, что «значения не привязаны к словам, как лошади к коновязи». [37] : 61
Движение
[ редактировать ]Движение — ключевой элемент в работе Уилсона. Как танцор, он видит важность того, как актер движется на сцене, и знает, какую нагрузку несут эти движения. Говоря о своей «игре без слов» в исполнении Ибсена « Когда мы, мертвые, пробуждаемся» , Уилсон говорит:
Я делаю движения до того, как мы работаем над текстом. Позже мы объединим текст и движение. Сначала я делаю движение, чтобы убедиться, что он достаточно силен, чтобы стоять на ногах без слов. Движение должно иметь собственный ритм и структуру. Оно не должно следовать за текстом. Он может усилить текст, не иллюстрируя его. То, что вы слышите и то, что видите, — это два разных слоя. Когда вы соединяете их вместе, вы создаете другую текстуру. [37] : 136
Учитывая такой акцент на движении, Уилсон даже адаптирует свои прослушивания к необходимости этого движения. На своих прослушиваниях «Уилсон часто демонстрирует сложную последовательность движений» и «просит актера повторить ее». [37] : 136 Томас Дерра , актер «Гражданских войн» , нашел процесс прослушивания сбивающим с толку: «Когда я вошел, [Уилсон] попросил меня пройти через комнату на счет 31, сесть на счет 7, положить приложил руку ко лбу на счет 59. Я был озадачен всем процессом». [37] : 137 Чтобы еще больше подчеркнуть важность движения в работах Уилсона, Сет Гольдштейн , еще один актер ГРАЖДАНСКИХ войн , заявил, что «каждое движение с момента, как я вышел на платформу, до момента, когда я ушел, было с точностью до секунды поставлено. Во время сцены за столом все, что я делал был подсчет движений. Все, о чем я думал, это расчет времени». [37] : 137
Когда придет время добавить текст с движением, предстоит еще много работы. Уилсон уделяет пристальное внимание тексту и при этом следит за тем, чтобы вокруг текста было достаточно «пространства», чтобы аудитория могла его усвоить. [37] : 139 На этом этапе актеры знают свои движения и время их выполнения, что позволяет Уилсону привязывать действия к конкретным фрагментам текста. Его общая цель — добиться того, чтобы ритм текста отличался от ритма движения, чтобы аудитория могла видеть их как два совершенно разных произведения, видя каждое таким, какое оно есть. На этапе текста/движения Уилсон часто прерывает репетицию, говоря что-то вроде: «Что-то не так. Нам нужно проверить ваши сценарии, чтобы увидеть, правильно ли вы поставили цифры». [37] : 139 Далее он объясняет важность этого:
Я знаю, что это ад — разделять текст и движение и поддерживать два разных ритма. Требуется время, чтобы научиться работать языком и телом друг против друга. Но с телом происходят вещи, не имеющие ничего общего с тем, что мы говорим. Интереснее, если разум и тело находятся в двух разных местах, занимая разные зоны реальности. [37] : 139
Эти ритмы держат разум в напряжении, сознательно и подсознательно улавливая смыслы движений и то, как они сочетаются с языком.
Подобно тому, как Уилсон использует отсутствие языка в своих работах, он также видит важность, которую может иметь отсутствие движения. В своей постановке «Медеи » Уилсон организовал сцену, в которой солистка стояла неподвижно во время всей своей арии, в то время как многие другие двигались вокруг нее. Уилсон вспоминает, что «она жаловалась, что, если я не буду давать ей никаких движений, никто ее не заметит. Я сказал ей, что если она умеет стоять, все будут на нее смотреть. Я сказал ей стоять, как мраморная статуя богини». который стоял на одном и том же месте тысячу лет». [37] : 147 Позволить актеру так держаться на сцене, даже не сказав ни слова, очень провокационно, и именно этого Уилсон хочет добиться любым ощущением движения, которое он демонстрирует на сцене.
Освещение
[ редактировать ]Уилсон считает, что «самая важная часть театра» — свет. [37] : 121 Его волнует то, как образы определяются на сцене, и это связано со светом объекта или картины. Он считает, что дизайн освещения действительно может оживить постановку. Художник-постановщик фильма Уилсона «Гражданские войны » Том Камм описывает свою философию: «Декорация Уилсона — это холст, на котором свет падает, как краска». [37] : 121 Он объясняет: «Если вы умеете освещать, вы можете заставить дерьмо выглядеть как золото. Я рисую, строю, сочиняю со светом. Свет — это волшебная палочка». [37] : 121
Уилсон - «единственный крупный режиссер, получивший счет как художник по свету», и некоторые признают его «величайшим художником по свету нашего времени». [37] : 122 Он проектирует свет так, чтобы он струился, а не периодически включался, что делает его освещение «похожим на музыкальную партитуру». [37] : 123 Проекты освещения Уилсона имеют «плотные, ощутимые текстуры» и позволяют «людям и объектам выпрыгивать из фона. [37] : 123 В своем дизайне для «Квартета» Уилсон использовал четыреста световых сигналов всего за девяносто минут. [37] : 122
Он перфекционист, упорно стремящийся достичь каждого аспекта своего видения. На то, чтобы написать пятнадцатиминутный монолог в «Квартете», ему потребовалось два дня, а на один жест рукой потребовалось почти три часа. [37] : 126 Такое внимание к деталям выражает его убежденность в том, что «свет — самый важный актер на сцене». [37] : 128 В разговоре с театральным экспертом Октавианом Саю Уилсона спросили, не беспокоит ли его тот факт, что его стилю часто подражают. Он ответил, что «мир — это библиотека», и поэтому каждый художник волен брать что-то у других художников. [39]
Реквизит
[ редактировать ]Интерес Уилсона к дизайну распространяется и на реквизит в его постановках, который он проектирует, а иногда и участвует в создании. Будь то мебель, лампочка или гигантский крокодил, Уилсон рассматривает каждое из них как отдельное произведение искусства. Он требует, чтобы перед изготовлением окончательного реквизита была построена полномасштабная модель каждого реквизита, чтобы «проверить пропорции, баланс и визуальные взаимоотношения» на сцене. [37] : 128 После того, как он утвердил модель, команда собирает реквизит, и Уилсон «известен тем, что отправляет их обратно снова, снова и снова, пока они его не удовлетворят». [37] : 128 Он настолько строг в своем внимании к деталям, что, когда Джефф Московин, его технический директор Quartett , предложил использовать алюминиевый стул с деревянной обшивкой, а не полностью деревянный стул, Уилсон ответил:
Нет, Джефф, я хочу деревянные стулья. Если мы сделаем их из алюминия, они не будут звучать правильно, когда упадут на пол. Они будут звучать как металл, а не как дерево. Это будет звучать фальшиво. Просто убедитесь, что у вас прочная древесина. И никаких узлов. [37] : 129
Такое внимание к деталям и перфекционизм обычно приводили к созданию дорогой коллекции реквизита. «Кураторы считают их скульптурами» [37] : 129 а реквизит был продан по цене от «4500 до 80 000 долларов». [40] : 113
Выставки
[ редактировать ]Обширные ретроспективы были представлены в Центре Жоржа Помпиду в Париже (1991) и Бостонском музее изящных искусств (1991). Он представил инсталляции в Музее Стеделик в Амстердаме , Музее Бойманс-ван Бенинген, Роттердам (1993), лондонских хранилищах Clink Street (1995), Новой национальной галерее (2003), а также Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и Музее Гуггенхайма в Бильбао. . [41] Его дань памяти Исаму Ногучи была выставлена в Художественном музее Сиэтла , а его выставка «Портреты Voom» побывала в Гамбурге, Милане, Майами и Филадельфии. [10] В 2012 году Times Square Arts пригласила Уилсона показать отрывки из его трехминутных видеопортретов на более чем двадцати цифровых экранах, расположенных вдоль Таймс-сквер. [41] [42] В 2013 году он участвовал в биеннале Белого дома / Биеннале 4 в Салониках. Он сотрудничал с художницей Беттиной ВиттеВин в создании выставочного пространства на основе ее фотокниги «Священная сестра». Книга состояла из фотографий женщин, которые ВиттеВин запечатлел в Индонезии и Юго-Восточной Азии в 1995 году. Выставочное пространство было создано в 2003 году в Art Basel Miami Beach и также состояло из слоев осенних листьев на полу студии. [43]
Уилсон представлен эксклюзивно и по всему миру компанией RW Work, Ltd. (Нью-Йорк), а его галеристом в Нью-Йорке является галерея Паулы Купер .
Центр водяной мельницы
[ редактировать ]В 1991 году Уилсон основал Центр водяной мельницы на месте бывшей лаборатории Western Union в Ист-Энде Лонг-Айленда , штат Нью-Йорк. Первоначально созданный как «лаборатория перформанса», Центр «Водяная мельница» круглый год организует резиденции художников, программы общественного образования, выставки и представления. Центр расположен на территории кампуса площадью десять акров (4,0 га), окруженного садами и ландшафтным дизайном, и содержит многочисленные произведения искусства, собранные Уилсоном. [35]
Европейская театральная премия
[ редактировать ]В 1997 году он был удостоен V Европейской театральной премии в Таормине со следующей мотивацией:
Жюри пятой Европейской театральной премии единогласно присудило премию Роберту Уилсону в знак признания его тридцатилетней работы, направленной на создание личного переосмысления сценического искусства, перевернувшего временное измерение и восстановившего пространственное. Он отказывался воспроизводить простое производство реальности и предлагал абстрактное или неформальное видение текста, а также переопределял роли, когда это было возможно, путем глобального вмешательства в создание своих перформансов, где он был автором, режиссером, исполнителем, сценографом и волшебным светом. дизайнер. Архитектор по профессии, художник придерживался недисциплинарного языка, не игнорировавшего изобразительное искусство в повышении значимости образа, и, восстановив опору музыки, он подошел к танцу и одновременно попытался найти чистую гармоническую ценность в устном слове, в идеальное стремление к форме тотального театра.
Было сказано, что его произведения можно считать частью единого произведения, находящегося в непрерывной эволюции и образующего синтез. За свою карьеру Уилсон сталкивался с разными жанрами и сближал их благодаря единообразию языка. Он написал классические произведения и специально написанные произведения, и по этой причине он стимулировал интерес выдающихся писателей, таких как Уильям Берроуз и Хайнер Мюллер, установив с ним особую связь.
Он посвятил себя преподаванию нетеатральных литературных произведений, часто адаптированных в виде монологов в интерпретации выдающихся актеров, таких как Мадлен Рено и Марианна Хоппе . Он рискнул заняться постановкой оперы и балета, создал уникальные мюзиклы в сотрудничестве с выдающимися начинающими личностями, продвигал спектакли, особенно с Кристофером Ноулзом , руководил захватывающими показами мод. Его плодотворную деятельность как дизайнера и художника можно увидеть в его картинах, скульптурах, инсталляциях, графических работах, выставках. Он был удостоен главной премии Венецианской биеннале .
Ничего нового невозможно достичь без изменения концепции организации. Он был решительным пропагандистом совместного производства фестивалей с 70-х годов, создания прототипов спектаклей, которые можно было переводить в разных странах с новым составом, а также создания серийных произведений, которые позже будут завершены в продюсерских студиях. Ему спасибо за объятия разных народов, языков, стилей и традиций.
Даже используя все больше и больше и все больше и больше международных команд сотрудников, Уилсон никогда не отказывался оставить свой собственный отпечаток перфекциониста в развивающейся опере. Он должен быть аккредитован в Центре «Водяная мельница» , центре экспериментов и обучения, где его работа преподавателя помогла ему сохранить неиссякаемый поток свежих идей от общения с молодежью. [44]
Наследие и награды
[ редактировать ]- Награды стипендии Гуггенхайма 1971 и 1980 годов.
- 1971 года Премия Drama Desk за выдающийся режиссер фильма «Взгляд глухого»
- 1975 года Фонда Рокфеллера Стипендия
- 1981 года. Азиатского культурного совета Стипендия
- 1986 Номинация на Пулитцеровскую премию в области драмы. [45]
- 1987 Сюжет документального фильма «Роберт Уилсон и гражданские войны» , режиссер Говард Брукнер. [46]
- Золотой лев 1993 года за скульптуру Венецианской биеннале. [47]
- 1996 Премия Дороти и Лилиан Гиш [47]
- 1997 года. Европейская театральная премия [16]
- 2000 Выборы в Американскую академию искусств и литературы. [45]
- Национальная премия в области дизайна 2001 года за заслуги перед жизнью [47]
- 2002 Коммандер искусств и литературы [47]
- 2005 г. Почетный доктор Университета Торонто. [45]
- Премия Хайна Хекрота 2009 г. - заслуги в области сценического дизайна [45]
- 2009 Медаль за искусство и науку города Гамбурга. [48]
- Премия Trophée des Arts 2009, Французский Альянс [10]
- 2013 г. Почетный доктор Городского университета Нью-Йорка. [45]
- 2013 Премия Оливье : лучшая новая опера «Эйнштейн на пляже» [49]
- 2013 Медаль искусств Паеса от VAEA [50]
Работает
[ редактировать ]- Король Испании , 1969 год.
- Жизнь и времена Зигмунда Фрейда , 1969 г.
- Deafman Glance (фильм) (с Рэймондом Эндрюсом), 1970
- ГОРА КА И ТЕРРАСА ГАРДЕНИЯ: история о семье и изменении некоторых людей , 1972 г.
- Жизнь и времена Иосифа Сталина , 1973 г.
- Письмо королеве Виктории , 1974 год.
- Эйнштейн на пляже (с Филипом Глассом ), 1976 г.
- Я сидел в своем патио, появился этот парень, я думал, что у меня галлюцинации (с Люсиндой Чайлдс ), 1977
- Смертельное разрушение и Детройт , 1979 г.
- Эдисон (спектакль), 1979 г.
- Золотые окна , 1979 год.
- Диалог/Любопытный Джордж (пьеса), 1980
- Станции (спектакль), 1982
- Медея (опера с Гэвином Брайарсом ), Лион, 1984 г.
- Гражданские войны: дерево лучше всего измерить, когда оно упало , 1 984
- Шекспира «Король Лир» , 1985 год.
- Хайнера Мюллера » «Машина Гамлета , 1986 год.
- Еврипид « Алкестида » , 1986–1987 гг. [51]
- Смертельное разрушение и Детройт II , 1987 г.
- Хайнера Мюллера [ Квартет 1987
- Мученичество святого Себастьяна , 1988 г.
- Орландо (адаптация Дэррила Пинкни по роману Вирджинии Вулф ), 1989 г.
- Луи Андриссена » «De Materie , 1989 год.
- Черный всадник (с Уильямом С. Берроузом и Томом Уэйтсом ), 1990 г.
- » Рихарда Вагнера , « Парсифаль Гамбург , 1991 год. [52]
- Алиса (мюзикл с Томом Уэйтсом и Полом Шмидтом), 1992 г.
- Гертруды Стайн , «Доктор Фауст зажигает свет» Театр Хеббель (Берлин), 1992 г.
- Кожа, мясо, кость (совместно с Элвином Люсье ), 1994 г.
- Кроткая девочка (по рассказу Федора Достоевского ), 1994
- Timerocker (с Лу Ридом ), 1997 г.
- Персефона (тексты Гомера , Брэда Гуча , Майты ди Нишеми, музыка Джоаккино Россини и Филипа Гласса ), Таормина , 1997 [53]
- О Корво Бранко (с Филипом Глассом ), Театр Камоэнс (Лиссабон), 1998 г.
- Монстры благодати (с Филипом Глассом ), 1998
- Лоэнгрин для Метрополитен-опера , 1998 год.
- «Крылья на скале» для театра делла Фортуна , Фано , 1998 г. [54]
- Бертольт Брехт « Полет через океан для берлинского ансамбля» , 1998 год. [55]
- The Days Before – Death Destruction & Detroit III (с Рюичи Сакамото ), Линкольн-центр, 1999 г.
- Рихарда Вагнера » «Кольцо Нибелунга , Цюрихская опера
- ПОЭТРИЯ (совместно с Лу Ридом ), 2000 г.
- 14 станций (инсталляция), 2000 г.
- Горячая вода (мультимедийный концерт), (совместно с Цимоном Барто ), 2000 г.
- Войцек (с Томом Уэйтсом ), 2000 г.
- Персефона , 2001
- Рихарда Штрауса » « Женщина без тени , Парижская национальная опера ( Опера Бастилия ), 2002 г.
- Белый город, дань уважения Арне Якобсену в Bellevue Teatret, Копенгаген, 2002 г.
- Выставка Исаму Ногучи , 2003 г.
- Искушение Святого Антония (с Бернис Джонсон Рейгон ) Парижской национальной оперы , 2003 г.
- Аида , Королевский оперный театр (Ковент-Гарден), 2003 г. [56]
- Я Галичанин , 2004
- Жана де Лафонтена » «Басни , 2005 г.
- Ибсена «Пер Гюнт» , 2005 (в Норвегии )
- Бюхнера Леонсе и Лена
- Портреты VOOM, выставка, 2007 г. в галерее ACE в Лос-Анджелесе, Калифорния.
- Брехта Трехгрошовая опера , Берлинский ансамбль , 2007 г.
- , Беккета Счастливые дни 2008 г.
- Руми , Польская национальная опера , 2008 г.
- Фауст для Польской национальной оперы, 2008 г.
- Сонеты (по мотивам сонетов Шекспира на музыку Руфуса Уэйнрайта ), Berliner Ensemble , 2009
- [KOOL — Танцы в моей голове], (спектакль/портрет хореографа и танцовщицы Сузуши Ханаяги ), 2009 г.
- Карла Марии фон Вебера , «Вольный стрелок» Festspielhaus Baden-Baden , дирижер Томас Хенгельброк , 2009 г.
- , Беккета Последняя запись Крэппа 2009 г.
- «Орфей» , Клаудио Монтеверди , Ла Скала , Милан, 2009 г.
- Катя Кабанова , реж. Леош Яначек , Национальный театр , Прага, 2010 г.
- «Дело Макропулоса» , Карел Чапек , Estate Theater , Прага, 2010 г.
- 2010: О, прекрасные дни , Сэмюэля Беккета Театр Атене Луи-Жуве
- Жизнь и смерть Марины Абрамович , с Мариной Абрамович , Манчестерский международный фестиваль , 9–16 июля 2011 г., Лоури , Манчестер, Великобритания
- Возвращение Улисса на родину , Клаудио Монтеверди , Ла Скала , Милан 2011
- Клода Дебюсси « Пеллеас и Мелизанда» , Мадридский Реал , 2011 г.
- Выставка Mind Gap , Норвежский музей науки и технологий , 2011 г.
- Питер Пэн с CocoRosie в Berliner Ensemble , апрель 2013 г.
- Жизнь и смерть Марины Абрамович с Мариной Абрамович, фестиваль Luminato, Bluma Appel Theater , Торонто, 14–17 июня 2013 г.
- «Старуха » (спектакль) с Уиллемом Дефо и Михаилом Барышниковым , Манчестерский международный фестиваль, Palace Theater , Манчестер, Великобритания, июль 2013 г.
- 1914 , по мотивам «Последних дней человечества» и Карла Крауса « Благого солдата Швейка» , Ярослава Гашека Сословный театр , Прага, Чехия, апрель 2014 г.
- Носорог , Эжен Ионеско , Национальный театр Марина Сореску , Крайова, Румыния, июль 2014 г. [57]
- Фауст I и II с Гербертом Грёнемайером в Берлинском ансамбле , апрель 2015 г.
- Страсти Адама с Арво Пяртом , Литейный завод Ноблесснер, Таллинн, Эстония, май 2015 г.
- Сказки Пушкина (спектакль) (совместно с CocoRosie ), Театр Наций , Москва, Россия, июнь 2015 г.
- «Травиата» с Теодором Курентзисом , Пермский театр оперы и балета , Пермь , Россия, ноябрь 2016 г.
- «Гамлетмашина» , Хайнер Мюллер и Роберт Уилсон (с исполнителями Национальной академии драматического искусства Сильвио Д'Амико ), Auditorium Parco della Musica , Рим , 2017 [58]
- Мэри сказала то, что сказала, с Изабель Юппер , Wiener Festwochen , Вена, Австрия, май 2019 г. [59] [60]
- Мессия (2020)
- «Буря» , Национальный театр имени Ивана Вазова , София, Болгария, ноябрь 2021 г. [27]
DVD (Оперы)
[ редактировать ]- Орфей и Эвридика Кристофа Виллибальда Глюка . Театр дю Шатле , Париж, 1999. Революционно-романтический оркестр и хор Монтеверди, Джон Элиот Гардинер , дир.; Магдалена Кожена (Орфей); Мэдлин Бендер (Эвридика); Патрисия Петибон (Любовь); Arthaus Musik # 100062 (2000) / Warner Classics # 16577 (2009)
- Альцеста Кристофа Виллибальда Глюка . Театр дю Шатле , Париж, 1999. Солисты английского барокко и хор Монтеверди, Джон Элиот Гардинер , дир.; Анн Софи фон Оттер (Альцеста), Поль Гроувс (Адмет), Дитрих Хеншель (Первосвященник и Геракл), Ян Бойрон (Эвандр), Людовик Тезье (Вестник и Аполлон), Фредерик Катон (Оракул и Адский Бог), Йордис Тебо ( Корифея). Image Entertainment ID9307RADVD (2000) / Warner Classics # 16570 (2009)
- «Мадам Баттерфляй» , Джакомо Пуччини 2003. Хор Нидерландской оперы , Нидерландский филармонический оркестр Эдо де Ваарт , дир.; Ричард Стилвелл (Шарплесс), Кэтрин Кин (Сузуки), Мартин Томпсон (Пинкертон), Шерил Баркер (Баттерфляй), Питер Бланше (Горо), Аннелин Бийнен (Кейт Пинкертон). Культур Видео #937 (2003)
- «Орфей» , Клаудио Монтеверди Ла Скала , Милан 2009. Оркестр Миланского театра «Ла Скала», Concerto Italiano, Ринальдо Алессандрини, конд.; Георг Нигль (Орфей); Роберта Инверницци («Музыка/Эвридика/Эко»); Сара Мингардо (Сильвия/Сперанца); Луиджи де Донато (Харон); Рафаэлла Миланези (Прозерпина); Джованни Баттиста Пароди (Плутон); Ярость. ОПУС АРТ 1044
- Пеллеас и Мелизанда Клода Дебюсси . Париж, 2012. Оркестр Парижской национальной оперы , Филипп Жордан , дир.; Хор Парижской национальной оперы, Патрик Мари Обер. Стефан Дегу (Пеллеас); Елена Цаллагова (Мелизанда); Винсент Ле Тексье (Голо); Анн Софи фон Оттер (Женевьева); Франц-Йозеф Зелиг (Аркель); Джули Матеве (Маленький Иниольд); Жером Варнье (Пастух, врач). Наивный #2159
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Роквелл (15 ноября 1992 г.). «Постановка живописных видений» . Нью-Йорк Таймс . п. 23 (раздел 6).
- ^ Кортенская, Мирослава (2015). «Американский художник-авангардист Роберт Уилсон в Европе и на Балканах» . Проблемы постмодернизма . 5 (2): 119–130.
- ^ "Роберт Уилсон" , Справочник по фильму
- ^ Каппель, Лаура (30 ноября 2021 г.). «В 80 лет Роберт Уилсон придерживается уникального видения сцены» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ «Роберт Уилсон на сцене, словом, если не делом» . Нью-Йорк Таймс . 3 мая 1998 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтт и Андрей Коймаски (2008). «Знаменитый GLTB — Роберт Уилсон» . andrejkoymasky.com . Проверено 16 января 2022 г.
- ↑ Рима Суки (21 сентября 2011 г.), «Роберт Уилсон, директор, о своей страсти к стульям» , The New York Times .
- ^ Роберт Уилсон , Американский центр во Франции.
- ^ Академия художеств (2020). «Уилсон» . www.adk.de (на немецком языке) . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Роберт Уилсон, Взгляд глухого »: видеоинсталляция, 24 сентября – 13 ноября 2010 г. Галерея Паулы Купер , Нью-Йорк.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рэйчел Донадио (3 января 2014 г.), «Париж обнимает Эйнштейна снова » , The New York Times .
- ^ Андерсон, Джек (24 февраля 1979 г.). «Шерил Саттон рассказывает сказки, танцуя» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Музей дизайна. «Роберт Уилсон: театральный режиссер + дизайнер» . Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Роквелл (20 июня 1990 г.), «Записная книжка критика; Роберт Уилсон завоевал преданных последователей, но это в Европе» , The New York Times
- ^ Мел Гусов (6 января 1994 г.). «Дома с: Робертом Уилсоном; Кларк Кент современного театра». Нью-Йорк Таймс . п. С1.
- ^ Перейти обратно: а б «V ИЗДАНИЕ» . Европейская театральная премия (на итальянском языке) . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Биллингтон, Майкл (30 мая 2001 г.). «Театр: Спектакль мечты» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ Вебер, Брюс (30 ноября 2000 г.). «Театральное обозрение; Стриндберг под влиянием фрейдистского сна» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ «Новый мюзикл Тома Уэйтса на горизонте» . Анти Рекорды. 2 февраля 2010 года . Проверено 3 февраля 2010 г.
- ↑ Роберт Уилсон. Архивировано 24 февраля 2014 года в Wayback Machine Ruhrtriennale .
- ^ Марк Свед (16 октября 2013 г.), «Обзор: Роберт Уилсон находит поэзию в «Лекции ни о чем » » , Los Angeles Times .
- ^ Ханна Фрэнсис (31 мая 2019 г.). «Supersense выйдет под баннер White Night Reimagined» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Янш, Люси (2013). « Старуха Роберт Уилсон, Михаил Барышников, Уиллем Дефо» . Манчестерский международный фестиваль . Архивировано из оригинала 8 июня 2013 года . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Уилсон, Роберт (2014). «Афиша Калифорнийского университета Cal Performances, Беркли» (PDF) . Калифорнийские выступления . Калифорнийский университет в Беркли . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ↑ Патрик Баркхэм (22 августа 2012 г.), «Роберт Уилсон гуляет с ангелами в Норфолке» , The Guardian .
- ^ MIF13: Манчестерский международный фестиваль Роберта Уилсона. Архивировано 22 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Шекспир в Софии: Роберт Уилсон ставит «Бурю»» . 22 октября 2021 г.
- ^ «UBU Роберта Уилсона» . Это Балуард . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Эйнштейн на пляже: Роберт Уилсон, Филип Гласс, Люсинда Чайлдс, Кристофер Ноулз, Эндрю де Гроат, 12 сентября – 20 октября 2012 г. Галерея Паулы Купер , Нью-Йорк.
- ^ Али Хоссаини. «Слияние искусства и телевидения» (PDF) . п. 25 . Проверено 20 апреля 2007 г.
- ^ Боб Колачелло (декабрь 2006 г.). «Субъект как звезда» . Ярмарка тщеславия . п. 318.
- ↑ Клеменс Бомсдорф (28 июня 2011 г.), в Хельсинки появится новый арт-парк The Art Newspaper .
- ^ Перейти обратно: а б с Эми Серафин (12 декабря 2013 г.), «Жуткие видеопортреты Леди Гаги Роберта Уилсона» (12 декабря 2013 г.) Обои .
- ^ Лувр приглашает Роберта Уилсона – Гостиные, 11 ноября 2013 г. – 17 февраля 2014 г. Лувр , Париж.
- ^ Перейти обратно: а б Калб, Джонатан (13 августа 2000 г.). «ТЕАТР; Академия 21 века Роберта Уилсона» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Салкас, Рослин (23 января 2019 г.). «Энди де Гроат, 71 год, хореограф в центре города, мертв» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Холмберг, Артур (1996) Театр Роберта Уилсона , Кембридж: Cambridge UP ISBN 978-0-52136-492-8
- ^ «Записки режиссера» в программе « Четыре святых в трех действиях» Стайна , цитируется в Саре Бэй-Ченг (2004) Мама Дада: Авангардный театр Гертруды Стайн , стр. 135, Нью-Йорк: Рутледж ISBN 978-0-20350-302-7
- ^ «Международный театральный фестиваль в Сибиу 2020» .
- ^ Гуссов, Мел (1998) Театр на грани , Нью-Йорк: Аплодисменты ISBN 978-1-55783-311-2
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Уилсон: Видеопортреты, 1–31 мая 2012 г., Times Square Arts.
- ↑ Hilton Als (17 сентября 2012), «Медленный человек: Роберт Уилсон и его первый шедевр» , The New Yorker .
- ^ Дэвис, Филипп (апрель 2004 г.). «Что мы видели… в Art Basel Miami Beach» . Журнал Dwell через Google Книги . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Театральная премия Европы – V издание – Причины» . 23 февраля 2015. Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Роберт Уилсон – НАГРАДЫ» . robertwilson.com .
- ^ Кристиансен, Ричард (16 июля 1987 г.). «Изучение сложного мира перформанса Роберта Уилсона» . Чикаго Трибьюн . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Видеопортреты Роберта Уилсона | Тур в мае 2012 года» . www.watermillcenter.org . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Роберт Уилсон получает Гамбургскую медаль за искусство и науку, фото-превью 01900032» . Европейское пресс-фотоагентство . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Денес, Мелисса (29 апреля 2013 г.). «Премия Оливье 2013: победители в полном объеме» . Хранитель . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ «Роберт Уилсон — лауреат Медали искусств Паеса VAEA 2013» . ВААА . Проверено 22 января 2018 г.
- ↑ Спектакль был поставлен в 1986 году в Американском репертуарном театре в Кембридже, штат Массачусетс , и в 1987 году в Государственном театре в Штутгарте . См. Вебер (1989, 94) и Брокетт и Хильди (2003, 550).
- ^ Роберт Уилсон, Парсифаль , Оперы Вагнера
- ^ Программа V издания Европейской театральной премии
- ^ Wings on Rock , подробности , Changeperformingarts.com
- ^ Программа VI издания Европейской театральной премии
- ↑ Классическая музыка и опера , The Guardian , 10 ноября 2003 г.
- ^ «РИНОЦЕРИИ – Национальный театр Марина Сореску» . 2 июля 2014 г.
- ^ ГАМЛЕТМАШИНА , Римский театр
- ^ «Мария Юппер и Изабель Стюарт: Мэри сказала то, что сказала – Wiener Festwochen» . nachtkritik.de . 30 мая 2019 г. Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Роберт Уилсон, Изабель Юппер, Дэррил Пинкни, Людовико Эйнауди: Мэри сказала то, что сказала» . festwochen.at . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Проверено 31 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брехт, Стефан . 1978. Театр видений: Роберт Уилсон . Франкфурт: Зуркамп.
- Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра . Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 0-205-41050-2 .
- Гусов, Мел. 1998. Театр на грани . Нью-Йорк: Аплодисменты.
- Масиан, Хосе Энрике, Сью Джейн Стокер и Йорн Вайсбродт, ред. 2011. Центр водяных мельниц – лаборатория производительности: наследие Роберта Уилсона . Штутгарт: ДАКО-ВЕРЛАГ. ISBN 978-3-87135-054-2 .
- Мори, Мигель и Кармен Пардо. 2002. Роберт Уилсон . Барселона: Edicion Poligrafa SA
- Отто-Бернштейн, Катарина . 2006. Абсолют Уилсон: Биография . Нью-Йорк: Престель.
- Квадри, Франко, Франко Бертони и Роберт Стернс. 1998. Роберт Уилсон . Нью-Йорк: Риццоли.
- Шредер, Джонатан, Стенпорт, Анна В. и Сальцер, Эзстер (ред.) (2019), Август Стриндберг и визуальная культура: появление оптической современности в изображении, тексте и театре , Лондон: Блумсбери.
- Шайер, Лоуренс. 1989. Роберт Уилсон и его сотрудники . Нью-Йорк: Группа театральных коммуникаций.
- Вебер, Карл , изд. 1989. Взрыв памяти: сочинения Хайнера Мюллера . Хайнер Мюллер . Нью-Йорк: Публикации журнала исполнительского искусства. ISBN 1-55554-041-4 .
Кино, театр
[ редактировать ]- Катарина Отто-Бернштейн , Абсолют Уилсон Катарина (2006). Абсолют Уилсон: биография (иллюстрированная ред.). Престель. ISBN 978-3-7913-3450-9 .
- Уилл Бонд Боб. моноспектакль, 1998 «Роберт Уилсон на сцене, словом, если не делом» . Нью-Йорк Таймс . 3 мая 1998 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 17 января 2022 г.
- Карл фон Карстедт Роберт Уилсон, Красота таинственного. Архивировано 16 января 2022 г., в Wayback Machine , ARTE TV, документальный фильм, 52 минуты, 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- RobertWilson.com Официальный сайт
- Роберт Уилсон на IMDb
- Сайт документальных фильмов Absolute Wilson. Архивировано 13 марта 2018 г. в Wayback Machine.
- Интервью Брюса Даффи с Робертом Уилсоном, 6 сентября 1990 г.
- Роберт Уилсон: Видеопортреты Леди Гаги Лувр, Галерея Таддеуса Ропак, Центр водяных мельниц Нью-Йорка, Музей и сад скульптур Хиршхорна, галерея Бернье/Элиадес, 2013–2015 гг., автор искусствовед Костас Прапоглу.
- В поисках помощи для документов Роберта Уилсона в Колумбийском университете. Библиотека редких книг и рукописей.
- 1941 года рождения
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американские дизайнеры по свету
- Американские оперные режиссеры
- Американские театральные режиссеры
- Лауреаты премии Бесси
- Американские писатели-геи
- Американские драматурги и драматурги ЛГБТ
- ЛГБТ из Техаса
- Живые люди
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Люди из Уэйко, штат Техас
- Постмодернистский театр
- Выпускники Института Пратта
- Сценографы
- Писатели из Техаса