Jump to content

Клаудио Монтеверди

Монтеверди Бернардо Строцци ( ок. 1630 г. )
подпись Монтеверди

Клаудио Джованни Антонио Монтеверди [n 1] (крещение 15 мая 1567 — 29 ноября 1643) — итальянский композитор, хормейстер и струнный исполнитель . Композитор как светской , так и духовной музыки , а также пионер развития оперы , он считается важной переходной фигурой между эпохами Возрождения и Барокко в истории музыки.

Родившийся в Кремоне , где он предпринял свои первые музыкальные исследования и сочинения, Монтеверди развивал свою карьеру сначала при дворе Мантуи ( ок. 1590–1613 ), а затем до своей смерти в Венецианской республике , где он был маэстро ди капелла в базилике. Сан - Марко . Его сохранившиеся письма дают представление о жизни профессионального музыканта в Италии того периода, включая проблемы доходов, покровительства и политики.

Большая часть произведений Монтеверди , в том числе многие сценические произведения, была утеряна . Его сохранившаяся музыка включает девять книг мадригалов , масштабные религиозные произведения, такие как его » « Вечерня Пресвятой Богородицы 1610 года, и три полные оперы . Его опера «Орфей» (1607) — самая ранняя опера этого жанра, которая до сих пор широко исполняется; к концу своей жизни он написал произведения для Венеции , в том числе «Il ritorno d'Ulisse in patria» и «L'incoronazione di Poppea» .

Хотя он много работал в традициях полифонии раннего Возрождения , о чем свидетельствуют его мадригалы, он предпринял большие изменения в форме и мелодии и начал использовать технику бассо континуо , характерную для барокко. Не привыкший к противоречиям, он защищал свои иногда новые методы как элементы второй практики , контрастируя с более ортодоксальным более ранним стилем, который он называл prima pratica . Его работы, почти забытые в восемнадцатом и большей части девятнадцатого веков, были вновь открыты примерно в начале двадцатого века. Сейчас он признан как оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную историю, так и как композитор, произведения которого регулярно исполняются и записываются.

Кремона: 1567–1591 гг.

[ редактировать ]

Монтеверди был крещен в церкви СС Назаро и Селсо в Кремоне 15 мая 1567 года. В реестре его имя записано как «Клаудио Суан Антонио», сын «мессера Бальдасара Мондевердо». [5] Он был первым ребенком аптекаря Бальдассаре Монтеверди и его первой жены Маддалены (урожденной Зиньяни); они поженились в начале прошлого года. Брат Клаудио Джулио Чезаре Монтеверди (р. 1573) также должен был стать музыкантом; было еще два брата и две сестры от брака Бальдассаре с Маддаленой и его последующего брака в 1576 или 1577 году. [6] Кремона находилась недалеко от границы Венецианской республики и недалеко от земель, контролируемых герцогством Мантуя , в обоих из которых Монтеверди впоследствии сделал свою карьеру. [5]

Кремонский собор, где учитель Монтеверди Инджегнери был маэстро ди капелла.

Нет четких данных о раннем музыкальном образовании Монтеверди или свидетельств того, что (как иногда утверждают) он был членом соборного хора или учился в Университете Кремоны. Первое опубликованное произведение Монтеверди, сборник мотетов ( Sacrae cantiunculae Священные песни) для трех голосов, было издано в Венеции в 1582 году, когда ему было всего пятнадцать лет. В этой и других своих первоначальных публикациях он описывает себя как ученика Марка Антонио Инджегнери , который с 1581 (и, возможно, с 1576) по 1592 год был маэстро ди капелла в соборе Кремоны . Музыковед Тим Картер приходит к выводу, что Инджегнери «дал ему прочную основу в контрапункте и композиции», и что Монтеверди также учился игре на скрипичных инструментах и ​​пению. [6] [7] [8] [9]

Первые публикации Монтеверди также свидетельствуют о его связях за пределами Кремоны, даже в ранние годы. Его вторая опубликованная работа, Madrigali Spiritali (Духовные Мадригалы, 1583), была напечатана в Брешии . Его следующими произведениями (его первыми опубликованными светскими сочинениями) были наборы пятичастных мадригалов , по словам его биографа Паоло Фаббри : «неизбежный испытательный полигон для любого композитора второй половины шестнадцатого века... светский жанр по преимуществу ». . Первая книга мадригалов (Венеция, 1587 г.) была посвящена графу Марко Верите Веронскому ; вторая книга мадригалов (Венеция, 1590 г.) была посвящена председателю миланского сената Джакомо Рикарди, для которого он играл на виоле да браччо в 1587 г. [6] [8] [10]

Мантуя: 1591–1613 гг.

[ редактировать ]

Придворный музыкант

[ редактировать ]
Герцог Винченцо I Гонзага в коронационном одеянии (1587, автор Жаннен Бауэ [ оно ] )

В посвящении своей второй книги мадригалов Монтеверди описал себя как играющего на вивуоле (что могло означать либо виолу да гамба , либо виолу да браччо). [9] [11] [n 2] В 1590 или 1591 году он поступил на службу к герцогу Винченцо I Гонзаге Мантуанскому; в посвящении герцогу своей третьей книги мадригалов (Венеция, 1592 г.) он вспоминал, что «самое благородное упражнение вивуолы открыло мне счастливый путь на вашу службу». [13] В том же посвящении он сравнивает свою инструментальную игру с «цветами», а свои композиции — с «фруктами», которые по мере созревания «могут более достойно и совершеннее служить вам», что указывает на его намерения утвердиться как композитор. [14]

Герцог Винченцо стремился превратить свой двор в музыкальный центр и стремился нанять ведущих музыкантов. Когда Монтеверди прибыл в Мантую, маэстро ди капелла придворным был фламандский музыкант Гиаш де Верт . Среди других известных музыкантов при дворе в этот период были композитор и скрипачка Саломона Росси , сестра Росси, певица Мадам Европа и Франческо Раси . [15] Монтеверди женился на придворной певице Клаудии де Каттане в 1599 году; у них должно было быть трое детей, два сына (Франческо, 1601 г. р. и Массимилиано, 1604 г. р.) и дочь, которая умерла вскоре после рождения в 1603 г. [9] Брат Монтеверди Джулио Чезаре присоединился к придворным музыкантам в 1602 году. [16]

Когда Верт умер в 1596 году, его пост был отдан Бенедетто Паллавичино , но Монтеверди явно пользовался большим уважением Винченцо и сопровождал его в его военных кампаниях в Венгрии (1595 год), а также во время визита во Фландрию в 1599 году. [9] Здесь, в городе Спа, его брат Джулио Чезаре сообщает, что он встретил и привез обратно в Италию canto alla francese . (Значение этого, буквально «песни во французском стиле», является спорным, но может относиться к поэзии Габриэлло Кьябреры , находящейся под французским влиянием , часть которой была изложена Монтеверди в его «Мюзиклах Скерци » и которая отходит от традиционного итальянского стиль строк из 9 или 11 слогов). [17] [18] Монтеверди, возможно, был членом свиты Винченцо во Флоренции в 1600 году на свадьбе Марии Медичи и Генриха IV Французского , на которых Якопо Пери состоялась премьера оперы « Эвридика» (самая ранняя из сохранившихся опер). После смерти Паллавичино в 1601 году Монтеверди был утвержден в качестве нового маэстро ди капелла . [17]

Споры об Артузи и вторая практика

[ редактировать ]
Единственный достоверный портрет Клаудио Монтеверди с титульного листа Fiori Poetici , сборника памятных стихов 1644 года, посвященного его похоронам. [19]

На рубеже 17 века Монтеверди оказался объектом музыкальных споров. Влиятельный болонский теоретик Джованни Мария Артузи подверг критике музыку Монтеверди (не называя композитора) в своей работе «L'Artusi, overo Delle imperfettioni della Moderna Musica» («Артуси, или О несовершенстве современной музыки») 1600 года, за которой последовало продолжение в 1603 году. Артузи цитировал отрывки из еще не опубликованных произведений Монтеверди (позже они вошли в состав его четвертой и пятой книг мадригалов 1603 и 1605 годов), осуждая использование ими гармонии и новаторство в использовании музыкальных ладов по сравнению с ортодоксальной полифонической практикой шестнадцатого века. век. [17] Артузи пытался переписываться с Монтеверди по этим вопросам; Композитор отказался отвечать, но нашел защитника в лице сторонника под псевдонимом «L'Ottuso Academico» («Тупой академик»). [20] В конце концов Монтеверди ответил в предисловии к пятой книге мадригалов, что его обязанности при дворе не позволяют ему дать подробный ответ; но в заметке для «прилежного читателя» он заявил, что вскоре опубликует ответ Seconda Pratica, overo Perfettione della Moderna Musica («Второй стиль, или совершенство современной музыки») . [21] Эта работа так и не появилась, но более поздняя публикация брата Клаудио Джулио Чезаре прояснила, что вторая практика , которую защищал Монтеверди, не рассматривалась им как радикальное изменение или его собственное изобретение, а была эволюцией предыдущих стилей ( prima pratica ), которые был их дополнением. [22]

Эти дебаты, похоже, в любом случае повысили авторитет композитора, что привело к переизданию его более ранних книг мадригалов. [9] Некоторые из его мадригалов были опубликованы в Копенгагене в 1605 и 1606 годах, а поэт Томмазо Стильяни (1573–1651) опубликовал хвалебную речь в своем стихотворении 1605 года «O sirene de' fiumi». [17] Композитор мадригальных комедий и теоретик Адриано Банкьери писал в 1609 году: «Не могу не упомянуть и благороднейшего из композиторов, Монтеверди... его выразительные качества поистине заслуживают высочайшей похвалы, и мы находим в них бесчисленные примеры бесподобных декламация... усиленная сопоставимыми гармониями». [23] Историк современной музыки Массимо Осси поместил проблему Артузи в контекст художественного развития Монтеверди: «Если кажется, что спор определяет историческую позицию Монтеверди, то, похоже, речь идет также о стилистических изменениях, которые к 1600 году Монтеверди уже перерос». [24]

Непоявление обещанного Монтеверди пояснительного трактата могло быть преднамеренной уловкой, поскольку к 1608 году, по подсчетам Монтеверди, Артузи полностью примирился с современными тенденциями в музыке, и вторая практика к тому времени уже прочно утвердилась; Монтеверди не было необходимости возвращаться к этому вопросу. [25] С другой стороны, письма Джованни Баттиста Дони 1632 года показывают, что Монтеверди все еще готовил защиту второй практики в трактате, озаглавленном «Мелодия» ; возможно, он все еще работал над этим на момент своей смерти десять лет спустя. [26]

Опера, конфликт и отъезд

[ редактировать ]
Герцог Франческо IV Гонзага, мастерская Франса Поурбуса Младшего.

В 1606 году наследник Винченцо Франческо заказал Монтеверди оперу «Орфей» на либретто Алессандро Стриджио для карнавального сезона 1607 года. В феврале и марте 1607 года было дано два представления; Среди певцов в главной роли был Раси, который пел в первом исполнении « Эвридики», свидетелем которого был Винченцо в 1600 году. За этим последовала в 1608 году опера «Арианна» (либретто Оттавио Ринуччини ), предназначенная для празднования Дня Рождения. Брак Франческо с Маргаритой Савойской . Вся музыка к этой опере утрачена, кроме «Плача Ариадны» , ставшего чрезвычайно популярным. [n 3] К этому же периоду относится и балетное зрелище Il ballo delle ingratate . [17] [28] [29]

Напряжение тяжелой работы, которую Монтеверди вложил в эти и другие композиции, усугублялось личными трагедиями. Его жена умерла в сентябре 1607 года, а молодая певица Катерина Мартинелли , игравшая главную роль Арианны , умерла от оспы в марте 1608 года. Монтеверди также возмущался его все более плохим финансовым обращением со стороны Гонзага. Он удалился в Кремону в 1608 году, чтобы выздороветь, и в ноябре того же года написал горькое письмо министру Винченцо Аннибале Кьеппио с просьбой (безуспешно) «почетного увольнения». [30] Хотя герцог увеличил жалование и пенсию Монтеверди, и Монтеверди вернулся, чтобы продолжить свою работу при дворе, он начал искать покровительства в другом месте. После публикации в 1610 году своей «Вечерни» , посвященной папе Павлу V , он посетил Рим, якобы надеясь поместить своего сына Франческо в семинарию , но, очевидно, также ища альтернативную работу. В том же году он, возможно, с той же целью посетил Венецию, где печаталось большое собрание его церковной музыки. [17] [31]

Герцог Винченцо умер 18 февраля 1612 года. Когда Франческо стал его преемником, придворные интриги и сокращение расходов привели к увольнению Монтеверди и его брата Джулио Чезаре, которые оба вернулись почти без гроша в Кремоне. Несмотря на смерть Франческо от оспы в декабре 1612 года, Монтеверди не смог вернуть благосклонность своего преемника, своего брата кардинала Фердинандо Гонзаги . В 1613 году, после смерти Джулио Чезаре Мартиненго , Монтеверди прошел прослушивание на должность маэстро в базилике Сан-Марко в Венеции, для чего он представил музыку для мессы. Он был назначен в августе 1613 года и получил 50 дукатов на свои расходы. (из которого он был ограблен вместе с другим имуществом разбойниками в Сангинетто по возвращении в Кремону). [17] [32]

Венеция: 1613–1643 гг.

[ редактировать ]

Зрелость: 1613–1630 гг.

[ редактировать ]
Базилика Сан-Марко , Венеция.

Мартиненго перед смертью некоторое время болел, и музыка Сан-Марко осталась в хрупком состоянии. Хором пренебрегали, а администрация игнорировала. [32] Когда Монтеверди прибыл, чтобы занять свой пост, его основной обязанностью было набирать, обучать, дисциплинировать и управлять музыкантами Сан-Марко ( капелла ), численность которых составляла около 30 певцов и шесть инструменталистов; для крупных мероприятий их число может быть увеличено. [33] Среди новобранцев хора был Франческо Кавалли , присоединившийся к нему в 1616 году в возрасте 14 лет; он оставался связанным с Сан-Марко на протяжении всей своей жизни и установил тесные связи с Монтеверди. [34] Монтеверди также стремился расширить репертуар, включая не только традиционный репертуар а капелла римских и фламандских композиторов, но и образцы современного стиля, который он предпочитал, включая использование континуо и других инструментов. [33] Помимо этого, конечно, от него ожидалось, что он будет сочинять музыку для всех главных церковных праздников. Это включало новую мессу каждый год ко Дню Святого Креста и сочельнику, кантаты в честь венецианского дожа и множество других произведений (многие из которых утеряны). [35] Монтеверди также мог свободно получать доход, предоставляя музыку для других венецианских церквей и других покровителей, и ему часто поручали создавать музыку для государственных банкетов. Прокуроры Сан-Марко , которым непосредственно подчинялся Монтеверди, выразили удовлетворение его работой в 1616 году, повысив его годовое жалованье с 300 дукатов до 400. [36]

Относительная свобода, которую предоставила ему Венецианская республика, по сравнению с проблемами придворной политики в Мантуе, отражена в письмах Монтеверди к Стриджио, особенно в его письме от 13 марта 1620 года, когда он отклоняет приглашение вернуться в Мантую, превознося свое нынешнее положение. положение и финансы в Венеции, а также речь идет о пенсии, которую ему все еще должна Мантуя. [37] Тем не менее, оставаясь гражданином Мантуи, он принял поручения от нового герцога Фердинандо, который формально отказался от своего поста кардинала в 1616 году, чтобы взять на себя государственные обязанности. К ним относятся балли Тирси и Клори (1616 г.) и Аполлон (1620 г.), опера «Андромеда» (1620 г.) и интермедио « Свадьба Тетида » для брака Фердинандо с Катериной Медичи (1617 г.). Создание большинства этих сочинений сильно задерживалось – отчасти, как показывает сохранившаяся переписка, из-за нежелания композитора расставлять их приоритеты, а отчасти из-за постоянных изменений в требованиях суда. [n 4] Сейчас они утеряны, за исключением «Тирси э Клори» , вошедшего в седьмую книгу мадригалов (издана в 1619 году) и посвященного герцогине Катерине, за что композитор получил от герцогини жемчужное ожерелье. [31] [36] [39] Последующий крупный заказ, опера «La finta pazza Licori » на либретто Джулио Строцци , была завершена для преемника Фернандо Винченцо II , унаследовавшего герцогство в 1626 году. Из-за болезни последнего (он умер в 1627 году) она так и не была написана. выполнено, и теперь оно тоже утеряно. [31]

Письмо Монтеверди Энцо Бентивольо в Феррару, 18 сентября 1627 г. ( Британская библиотека , MS Mus. 1707 г.), в котором обсуждается интермеццо композитора «Дидона и Эней». [40]

Монтеверди также получал заказы от других итальянских государств и их общин в Венеции. В их число входила для миланской общины в 1620 году музыка к празднику святого Карла Борромео , а для флорентийской общины — Реквиемная месса по Козимо II Медичи (1621). [36] Монтеверди действовал от имени Паоло Джордано II, герцога Браччано , чтобы организовать публикацию произведений кремонского музыканта Франческо Петратти. [41] Среди частных венецианских покровителей Монтеверди был дворянин Джироламо Мочениго, в доме которого в 1624 году состоялась премьера драматического спектакля « Битва Танкреди и Клоринды» , основанного на эпизоде ​​из Торквато Тассо » «Освобожденного Иерусалима . [42] В 1627 году Монтеверди получил крупный заказ от Одоардо Фарнезе , герцога Пармского , на серию работ и получил разрешение от прокураторов провести там время в 1627 и 1628 годах. [31]

Музыкальное направление Монтеверди привлекло внимание иностранных гостей. Голландский дипломат и музыкант Константин Гюйгенс на вечерне в церкви СС. Джованни и Люсия писал, что он «слышал самую совершенную музыку, которую я когда-либо слышал в своей жизни. Режиссером ее был самый знаменитый Клаудио Монтеверди… который также был композитором, и его сопровождали четыре теорба , два корнетто , два фагота. , один бассо де альт огромных размеров, органы и другие инструменты...». [43] Монтеверди написал мессу и обеспечил другие музыкальные развлечения для визита в Венецию в 1625 году наследного принца Польши Владислава , который, возможно, стремился возобновить попытки, предпринятые несколькими годами ранее, заманить Монтеверди в Варшаву. [36] Он также предоставил камерную музыку Вольфгангу Вильгельму, графу Палатину Нойбургскому , когда последний нанес инкогнито визит в Венецию в июле 1625 года. [44]

Переписка Монтеверди в 1625 и 1626 годах с мантуанским придворным Эрколе Мариглиани обнаруживает интерес к алхимии , которую, по-видимому, Монтеверди рассматривал как хобби. Он обсуждает эксперименты по превращению свинца в золото, проблемы получения ртути и упоминает о вводе в эксплуатацию специальных сосудов для своих экспериментов на стекольном заводе в Мурано . [45]

Несмотря на в целом удовлетворительное положение в Венеции, Монтеверди время от времени сталкивался с личными проблемами. Однажды он стал объектом анонимного доноса венецианским властям, вероятно, из-за его широкой сети контактов, в котором утверждалось, что он поддерживает Габсбургов. Он также беспокоился о своих детях. Его сын Франческо, будучи студентом юридического факультета в Падуе в 1619 году, по мнению Монтеверди, проводил слишком много времени с музыкой, и поэтому он перевел его в Болонский университет . Эта перемена не возымела желаемого результата, и, похоже, Монтеверди смирился с музыкальной карьерой Франческо – он присоединился к хору Сан-Марко в 1623 году. Другой его сын Массимилиано, получивший медицинское образование, был арестован инквизицией в Мантуе. в 1627 году за чтение запрещенной литературы . Монтеверди был вынужден продать ожерелье, которое он получил от герцогини Катерины, чтобы заплатить за защиту своего сына (в конечном итоге успешную). Монтеверди тогда написал Стриджио, прося его о помощи и опасаясь, что Массимилиано может подвергнуться пыткам; похоже, вмешательство Стриджио было полезным. Денежные проблемы в это время также побудили Монтеверди посетить Кремону, чтобы обеспечить себе церковь. каноника . [36] [46]

Пауза и священство: 1630–1637 гг.

[ редактировать ]

Ряд тревожных событий потряс мир Монтеверди примерно в 1630 году. В 1630 году в Мантую вторглись армии Габсбургов , которые осадили пораженный чумой город , а после его падения в июле разграбили его сокровища и рассеяли художественное сообщество. Чума была занесена в союзницу Мантуи, Венецию, посольством, возглавляемым доверенным лицом Монтеверди Стриджио, и за 16 месяцев она привела к гибели более 45 000 человек, в результате чего население Венеции в 1633 году составило чуть более 100 000 человек, что является самым низким уровнем примерно за 150 лет. Среди жертв чумы был помощник Монтеверди в Сан-Марко и известный композитор Алессандро Гранди . Чума и последствия войны оказали неизбежное пагубное влияние на экономику и художественную жизнь Венеции. [47] [48] [49] Младший брат Монтеверди Джулио Чезаре также умер в это время, вероятно, от чумы. [16]

К этому времени Монтеверди было уже за шестьдесят, и скорость его сочинения, кажется, замедлилась. Он написал постановку «Прозерпина рапита» Строцци ( «Похищение Прозерпины» ) , ныне утерянную, за исключением одного вокального трио, для свадьбы Мочениго в 1630 году, а также поставил мессу избавления от чумы для Сан-Марко, которая была исполнена в ноябре 1631 года. Его сборник «Музыкальных скерций» был опубликован в Венеции в 1632 году. [36] В 1631 году Монтеверди был принят в постриг , а в 1632 году рукоположен в сан диакона , а затем и священника . Хотя эти церемонии проходили в Венеции, он был назначен членом Кремонской епархии ; это может означать, что он намеревался уйти на пенсию там. [48] [49]

Поздний расцвет: 1637–1643 гг.

[ редактировать ]
Могила Монтеверди в церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.

Открытие оперного театра Сан-Кассиано в 1637 году, первого публичного оперного театра в Европе, стимулировало музыкальную жизнь города. [49] и совпало с новым всплеском деятельности композитора. В 1638 году была опубликована восьмая книга мадригалов Монтеверди и переработанный вариант « Бала неблагодарных» . Восьмая книга содержит балл «Volgendi il ciel», который, возможно, был написан для императора Священной Римской империи Фердинанда III , которому посвящена книга. В 1640–1641 годах было опубликовано обширное собрание церковной музыки «Selva моральная и духовная» . Среди других заказов Монтеверди написал музыку в 1637 и 1638 годах для «Академии унисонов» Строцци в Венеции, а в 1641 году — балет « Виттория д'Аморе » для двора Пьяченцы . [50] [51]

Монтеверди еще не был полностью свободен от своих обязанностей перед музыкантами Сан-Марко. 9 июня 1637 года он написал прокуратору жалобу на одного из своих певцов: «Я, Клаудио Монтеверди... прихожу смиренно... чтобы рассказать вам, как Доменикато Альдегати... бас вчера утром... в момент наибольшего скопления людей... произнес именно эти слова... "Музыкальный директор происходит из выводка головорезов, вор, ебучий козел... и я на него нагадил" и кто защитит его... ' ». [52] [n 5]

Вклад Монтеверди в оперу этого периода примечателен. Он переработал свою более раннюю оперу «Арианна» в 1640 году и написал три новых произведения для коммерческой сцены: Il ritorno d'Ulisse in patria ( «Возвращение Улисса на родину» , 1640, впервые исполнено в Болонье с венецианскими певцами), Le nozze d «Энея и Лавиния» ( «Брак Энея и Лавинии» , 1641 г., музыка ныне утеряна) и «L'incoronazione di Poppea» ( «Коронация Поппеи» , 1643 г.). [54] Во введении к печатному сценарию «Свадьбы Энеи» , написанному неизвестным автором, признается, что Монтеверди принадлежит заслуга возрождения театральной музыки и что «о нем будут вздыхать в более поздние века, поскольку его сочинения наверняка переживут разрушительное воздействие времени». [55]

В своем последнем сохранившемся письме (20 августа 1643 г.) Монтеверди, уже больной, все еще надеялся на урегулирование давно оспариваемой пенсии из Мантуи, и просил венецианского дожа вмешаться от его имени. [56] Он умер в Венеции 29 ноября 1643 года после краткого визита в Кремону и похоронен в церкви Фрари . У него остались сыновья; Масимиллиано умер в 1661 году, Франческо — после 1677 года. [31]

Предыстория: от Возрождения до барокко

[ редактировать ]
Музыканты эпохи позднего Возрождения/раннего барокко ( Жерар ван Хонтхорст , Концерт , 1623)

Среди историков музыки существует согласие в том, что период, простирающийся с середины 15 века примерно до 1625 года, характеризующийся, по выражению Льюиса Локвуда , «существенным единством мировоззрения и языка», следует идентифицировать как период « музыки Возрождения ». [57] Музыкальная литература также определила последующий период (охватывающий музыку примерно с 1580 по 1750 годы) как эпоху « музыки барокко ». [58] Именно в конце 16-го - начале 17-го века, когда эти периоды перекрывались, большая часть творчества Монтеверди процветала; он выступает как переходная фигура между Ренессансом и Барокко . [59]

В эпоху Возрождения музыка развивалась как формальная дисциплина, «чистая наука о взаимоотношениях», по словам Локвуда. [57] В эпоху барокко она стала формой эстетического выражения, все чаще используемой для украшения религиозных, общественных и праздничных торжеств, в которых, в соответствии с идеалом Платона , музыка была подчинена тексту. [60] сольное пение с инструментальным сопровождением, или монодия , приобрело большее значение, заменив полифонию как основное средство драматического музыкального выражения. К концу 16 в. [61] Это был меняющийся мир, в котором действовал Монтеверди. Перси Скоулз в своем «Оксфордском справочнике по музыке» описывает «новую музыку» следующим образом: «[Композиторы] отвергли хоровую полифонию стиля мадригала как варварскую и установили диалог или монолог для отдельных голосов, более или менее имитируя интонации речи и сопровождающие ее голоса. голос, играя лишь поддерживающие аккорды, перемежался короткими припевами, но они тоже были скорее гомофонными , чем полифоническими». [62]

Годы новичка: книги Мадригала 1 и 2.

[ редактировать ]
Лука Маренцио , раннее влияние на Монтеверди

Марк'Антонио Инджегнери , первый наставник Монтеверди, был мастером вокального стиля musica reservata , который включал использование хроматических прогрессий и рисования слов ; [63] Ранние композиции Монтеверди были основаны на этом стиле. [6] Ингегнери был традиционным композитором эпохи Возрождения, «что-то вроде анахронизма», по словам Арнольда: [64] но Монтеверди также изучал творчество более «современных» композиторов, таких как Лука Маренцио , Луццаско Луццаски и чуть позже Джачес де Верт, у которых он научился искусству выражения страсти. [65] Он был не по годам развитым и продуктивным учеником, о чем свидетельствуют его юношеские публикации 1582–1583 годов. Марк Рингер пишет, что «эти подростковые усилия демонстрируют ощутимые амбиции, сочетающиеся с убедительным владением современным стилем», но на данном этапе они демонстрируют скорее компетентность своего создателя, чем какую-либо поразительную оригинальность. [66] Джеффри Чу классифицирует их как «не самые современные для того времени», приемлемые, но устаревшие. [67] Чу оценивает сборник Canzonette 1584 года гораздо выше, чем более ранние ювенилии: «Эти краткие трехголосные пьесы основаны на воздушном, современном стиле вильянелл Маренцио , [опираясь на] обширный словарный запас текстовых мадригализмов». [67]

Форма канцонетты широко использовалась композиторами того времени в качестве технического упражнения и является заметным элементом в первой книге мадригалов Монтеверди, опубликованной в 1587 году. В этой книге игривая пасторальная обстановка снова отражает стиль Маренцио, а влияние Луццаски Это очевидно в использовании Монтеверди диссонанса . [67] Вторая книга (1590 г.) начинается с сеттинга, созданного по образцу современного стиха Маренцио, «Non si levav 'ancor» Торквато Тассо, и завершается текстом, написанным 50 годами ранее: Пьетро Бембо «Cantai un tempo» . Последнего Монтеверди положил на музыку в архаичном стиле, напоминающем давно умершего Чиприано де Роре . Между ними находится «Ecco mormorar l'onde», написанный под сильным влиянием де Верта и названный Чу величайшим шедевром второй книги. [68]

Нитью, общей для всех этих ранних произведений, является использование Монтеверди техники имитации , общей практики среди композиторов того периода, когда материалы более ранних или современных композиторов использовались в качестве моделей для их собственных произведений. Монтеверди продолжал использовать эту процедуру даже после того, как был учеником, и этот фактор, по мнению некоторых критиков, поставил под угрозу его репутацию оригинального человека. [69]

Мадригалы 1590–1605: книги 3, 4, 5.

[ редактировать ]

Первые пятнадцать лет службы Монтеверди в Мантуе отмечены его публикациями третьей книги мадригалов в 1592 году, а также четвертой и пятой книг в 1603 и 1605 годах. Между 1592 и 1603 годами он внес незначительный вклад в другие антологии. [70] Сколько он сочинил в этот период, остается только догадываться; его многочисленные обязанности при дворе Мантуи, возможно, ограничивали его возможности, [71] но некоторые из мадригалов, которые он опубликовал в четвертой и пятой книгах, были написаны и исполнены в 1590-х годах, некоторые из них сыграли заметную роль в споре об Артузи. [72]

Третья книга убедительно показывает возросшее влияние Верта. [72] к тому времени он был непосредственным руководителем Монтеверди в качестве маэстро де капелла в Мантуе. В сборнике доминируют два поэта: Тассо, чья лирическая поэзия занимала видное место во второй книге, но здесь представлена ​​в более эпических, героических стихах из « Освобожденного Иерусалима» ; [73] и Джованни Баттиста Гуарини , стихи которого время от времени появлялись в более ранних публикациях Монтеверди, но составляют около половины содержания третьей книги. Влияние Верта отражено в откровенно современном подходе Монтеверди, а также в его выразительной и хроматической постановке стихов Тассо. [72] О сеттинге Гуарини Чу пишет: «Эпиграмматический стиль... близко соответствует поэтическому и музыкальному идеалу того периода... [и] часто зависит от сильных, заключительных каденциальных последовательностей, с усилением или без усиления, обеспечиваемого цепочками приостановленных диссонансы». Чу называет постановку «Stracciami pur il core» «ярким примером нерегулярной практики диссонанса Монтеверди». [72] Тассо и Гуарини были постоянными посетителями мантуанского двора; Связь Монтеверди с ними и поглощение их идей, возможно, помогли заложить основы его собственного подхода к музыкальным драмам, которые он создаст десять лет спустя. [73]

По мере развития 1590-х годов Монтеверди приближался к форме, которую он со временем назовет второй практикой . Клод В. Палиска цитирует мадригал Ohimè, se tanto amate , опубликованный в четвертой книге, но написанный до 1600 года (он входит в число произведений, подвергшихся критике со стороны Артузи), как типичный пример развития изобретательских способностей композитора. В этом мадригале Монтеверди снова отходит от устоявшейся практики использования диссонанса с помощью вокального орнамента, который Палиска описывает как échappé . Смелое использование этого устройства Монтеверди, по словам Палиски, «похоже на запретное удовольствие». [74] В этом и других случаях образы поэта были безупречны, даже в ущерб музыкальной последовательности. [75]

Четвертая книга включает мадригалы, против которых Артузи возражал на основании их «модернизма». Однако Осси описывает ее как «антологию разрозненных произведений, уходящих корнями в 16 век». [76] по своему характеру ближе к третьей книге, чем к пятой. Помимо Тассо и Гуарини, Монтеверди положил на музыку стихи Ринуччини, Маурицио Моро ( «Сихио умрет ») и Ридольфо Арлотти ( «Люси безмятежный и ясный »). [77] Есть свидетельства знакомства композитора с произведениями Карло Джезуальдо школы, и композиторами феррарской такими как Луццаски; Книга была посвящена феррарскому музыкальному обществу Accademici Intrepidi . [78]

Пятая книга больше смотрит в будущее; например, Монтеверди использует стиль концертато с бассо континуо (прием, который должен был стать типичной чертой зарождающейся эпохи барокко) и включает симфонию (инструментальную интерлюдию) в финальную пьесу. Свою музыку он представляет через сложные контрапункты и смелые гармонии, хотя порой сочетает выразительные возможности новой музыки с традиционной полифонией. [76]

Акилино Коппини почерпнул большую часть музыки для своих священных контрафактов 1608 года из 3-й, 4-й и 5-й книг мадригалов Монтеверди. В письме другу в 1609 году Коппини заметил, что пьесы Монтеверди «во время исполнения требуют более гибких пауз и тактов, которые не являются строго регулярными, теперь продвигаются вперед или отказываются замедляться [...] В них есть поистине чудесная способность трогать чувства». [79]

Опера и духовная музыка: 1607–1612 гг.

[ редактировать ]

За последние пять лет службы Монтеверди в Мантуе он завершил оперы «Орфей» (1607 г.) и «Арианна» (1608 г.), а также написал множество духовной музыки, в том числе « Messa in illo tempore» (1610 г.), а также сборник, известный как «Веспро». делла Беата Верджине , которую часто называют « Вечерней Монтеверди » (1610 г.). Он также опубликовал Scherzi musice a tre voci (1607), постановку стихов, написанных с 1599 года и посвященных наследнику Гонзаги Франческо. Вокальное трио в Скерци состоит из двух сопрано и баса в сопровождении простых инструментальных ритурнелей . По словам Бауэрса, музыка «отражала скромность ресурсов принца; тем не менее, это была самая ранняя публикация, в которой голоса и инструменты ассоциировались именно таким образом». [80]

Фронтиспис оперы Монтеверди «Орфей» , венецианское издание, 1609 год.

Опера открывается краткой токкатой трубы . Пролог La musica (фигура, изображающая музыку) начинается с ритурнели струнных, часто повторяемой для обозначения «силы музыки» - одного из самых ранних примеров оперного лейтмотива . [81] Первый акт представляет собой пасторальную идиллию, жизнерадостное настроение которой продолжается и во втором акте. Смятение и горе, возникающие после известия о смерти Эвридики, музыкально отражаются резкими диссонансами и сопоставлением тональностей. Музыка остается в этом духе до тех пор, пока действие не закончится утешительными звуками ритурнели. [82]

В третьем акте доминирует ария Орфея «Possente spirto e formidabil nume», в которой он пытается убедить Каронте позволить ему войти в Аид. Вокальные украшения и виртуозное сопровождение Монтеверди обеспечивают то, что Тим Картер назвал «одним из самых убедительных визуальных и слуховых представлений» ранней оперы. [83] В четвертом акте теплота пения Прозерпины от имени Орфея сохраняется до тех пор, пока Орфей фатально не «оглядывается назад». [84] Краткий заключительный акт, в котором происходит спасение и метаморфоза Орфея, обрамлен финальным появлением ритурнели и оживленной морской , возвращающей зрителей в повседневный мир. [85]

На протяжении всей оперы Монтеверди новаторски использует полифонию, выходя за рамки условностей, которые обычно соблюдали композиторы, верные Палестрине . [86] Он сочетает в себе элементы традиционного мадригала XVI века с новым монодическим стилем, где текст доминирует над музыкой, а симфонии и инструментальные ритурнели иллюстрируют действие. [87]

Л'Арианна

[ редактировать ]

Музыка к этой опере утрачена, за исключением « Ламенто д'Арианны» , опубликованного в шестой книге в 1614 году как пятиголосный мадригал; отдельная монодическая версия была опубликована в 1623 году. [88] В оперном контексте плач изображает различные эмоциональные реакции Арианны на ее заброшенность: печаль, гнев, страх, жалость к себе, отчаяние и чувство тщетности. На протяжении всего произведения негодование и гнев перемежаются нежностью, пока нисходящая линия не приводит произведение к тихому завершению. [89]

Музыковед Сюзанна Кьюсик пишет, что Монтеверди «создал [редактировал] плач как узнаваемый жанр вокальной камерной музыки и как стандартную сцену в опере… которая стала решающей, почти определяющей жанр для полномасштабных публичных опер Венеция 17 века». [90] Кьюсик наблюдает, как Монтеверди удается сопоставить в музыке «риторические и синтаксические жесты» текста Оттавио Ринуччини. [90] Вступительные повторяющиеся слова «Lasciatemi morire» («Позволь мне умереть») сопровождаются доминантным септаккордом , который Рингер описывает как «незабываемый хроматический удар боли». [89] Рингер предполагает, что эта жалоба определяет новаторское творчество Монтеверди так же, как Прелюдия и Либестод в «Тристане и Изольде» возвещают Вагнером новых границ выразительности. об открытии [89]

Полное либретто Ринуччини, которое сохранилось, было создано в наше время Александром Гёром ( «Арианна» , 1995), включая версию « Плача» Монтеверди . [91]

Две страницы нот, слева партия альта, справа соответствующая бассо континуо, справа названия других инструментов.
Страницы из печатного Магнификата Вечерни (слева) и , страница из партбука альта соответствующая страница из партбука континуо (справа)

«Веспро делла Беата Верджине» , первая опубликованная Монтеверди духовная музыка после « Мадригали спиритуали» 1583 года, состоит из 14 компонентов: вступительного стиха и ответа, пяти псалмов, перемежающихся пятью «священными концертами» (термин Монтеверди), [92] гимн и две настройки Магнификата. В совокупности эти предметы соответствуют требованиям к вечерне в любой праздник Богородицы . Монтеверди использует множество музыкальных стилей; более традиционные черты, такие как cantus Firmus , фальсобордоне и венецианская канцона , смешаны с новейшим стилем мадригала, включая эффекты эха и цепочки диссонансов. Некоторые использованные музыкальные особенности напоминают L'Orfeo , написанную немного раньше с аналогичными инструментальными и вокальными силами. [72]

В этом произведении «священные концерты» выполняют роль антифонов , разделяющих псалмы в регулярных вечерних службах. Их нелитургический характер заставил писателей задаться вопросом, должны ли они присутствовать на службе и действительно ли это было намерением Монтеверди. » Монтеверди В некоторых вариантах «Вечерни (например, Дениса Стивенса ) концерты заменены антифонами, связанными с Богородицей, хотя Джон Уэнэм в своем анализе произведения утверждает, что сборник в целом следует рассматривать как единое литургическое и художественная сущность. [92]

Все псалмы и Магнификат основаны на мелодически ограниченных и повторяющихся тонах григорианских песнопений , вокруг которых Монтеверди строит ряд новаторских текстур. Этот стиль концертато бросает вызов традиционному cantusfirmus. [93] и наиболее очевидно в «Сонате сопра Санкта Мария», написанной для восьми струнных и духовых инструментов плюс бассо континуо и одного голоса сопрано. Монтеверди использует современные ритмы, частую смену метра и постоянно меняющиеся текстуры; [93] тем не менее, по словам Джона Элиота Гардинера , «несмотря на всю виртуозность инструментального письма и очевидную тщательность, употребленную на сочетания тембра», главной заботой Монтеверди было решение правильного сочетания слов и музыки. [94]

Фактические музыкальные составляющие Вечерни не были чем-то новым для Мантуи – концерт использовал Лодовико Гросси да Виадана . [95] бывший хормейстер собора Мантуи, [96] в то время как Соната-сопра была предвосхищена Арканджело Кротти в его «Святой Марии» , опубликованной в 1608 году. Именно, пишет Денис Арнольд , сочетание различных элементов Монтеверди делает музыку уникальной. Арнольд добавляет, что Весперы добились известности и популярности только после своего повторного открытия в 20 веке; во времена Монтеверди их не особо ценили. [95]

Мадригалы 1614–1638: книги 6, 7 и 8.

[ редактировать ]

Шестая книга

[ редактировать ]

За годы пребывания в Венеции Монтеверди опубликовал свои шестую (1614 г.), седьмую (1619 г.) и восьмую (1638 г.) книги мадригалов. Шестая книга состоит из произведений, написанных до отъезда композитора из Мантуи. [97] Ганс Редлих рассматривает это как переходное произведение, содержащее последние композиции мадригала Монтеверди в манере prima pratica , а также музыку, типичную для нового стиля выражения, который Монтеверди продемонстрировал в драматических произведениях 1607–08 годов. [98] Центральная тема коллекции — утрата; Самым известным произведением является пятиголосная версия «Ламенто д'Арианны» , которая, по словам Массимо Осси, дает «наглядный урок тесной связи между монодическим речитативом и контрапунктом». [99] Книга содержит первые настройки Монтеверди на стихи Джамбаттисты Марино и две настройки Петрарки , которые Осси считает самыми необычными произведениями в сборнике, обеспечивающими несколько «потрясающих музыкальных моментов». [99]

Седьмая книга

[ редактировать ]

Хотя в шестой книге Монтеверди оглянулся назад, в седьмой книге он отошел от традиционной концепции мадригала и монодии в пользу камерных дуэтов. Есть исключения, например, два сольных письма amorose (любовные письма) «Se i languidi miei sguardi» и «Se pur destina e vole», написанные для исполнения Genere Rapresentativo - исполнялись так же, как и исполнялись. Из дуэтов, которые являются основными особенностями тома, Чу выделяет «Ohimé, dov'è il mio ben, dov'è il mio core», романеску , в которой два высоких голоса выражают диссонансы над повторяющимся басовым паттерном. [97] В книгу также вошли масштабные ансамблевые произведения и балет «Тирси и Клори» . [100] Это был разгар «периода Марино» Монтеверди; шесть пьес в книге представляют собой постановки на стихи поэта. [101] По словам Картера, Монтеверди «принимал мадригалийские поцелуи и любовные укусы Марино с… энтузиазмом, типичным для того периода». [102] Некоторые комментаторы считали, что у композитора должен был быть лучший поэтический вкус. [102]

Восьмая книга

[ редактировать ]

Восьмая книга с подзаголовком Madrigali guerrieri, et amorosi ... («Мадригалы войны и любви») состоит из двух симметричных частей: одна посвящена «войне», а другая - «любви». Каждая половина начинается с шестиголосной постановки, за ней следует столь же масштабная постановка Петрарки, затем серия дуэтов преимущественно для теноровых голосов и завершается театральным номером и финальным балетом. [97] «Военная» половина содержит несколько предметов, написанных как дань уважения императору Фердинанду III, унаследовавшему габсбургский трон в 1637 году. [103] В декорациях представлены многие известные поэты Монтеверди – Строцци, Ринуччини, Тассо, Марино, Гуарини. [104]

Трудно определить, когда были написаны многие пьесы, хотя балет «Маскарата неблагодарных» , завершающий книгу, относится к 1608 году, к празднованию свадьбы Гонзаги и Савойи. [103] Combattimento di Tancredi e Clorinda , центральная часть «военных» декораций, была написана и исполнена в Венеции в 1624 году; [105] после публикации в восьмой книге Монтеверди явно связал его со своей концепцией concitato родов (иначе stile concitato - «возбужденный стиль»), которая «достойно имитировала бы речь и акцент храброго человека, участвующего в войне», и подразумевал, что, поскольку он придумал этот стиль, другие начали его копировать. [106] В работе впервые использовались инструкции по использованию струнных аккордов пиццикато , а также отсылки к фанфарам и другим звукам боя. [107]

Критик Эндрю Клементс описывает восьмую книгу как «заявление о художественных принципах и композиционном авторитете», в котором Монтеверди «сформировал и расширил форму мадригала, чтобы она соответствовала тому, что он хотел сделать… части, собранные в восьмой книге, составляют сокровищницу». того, что могла выразить музыка первой половины 17 века». [108]

Другая венецианская музыка: 1614–1638 гг.

[ редактировать ]
Мантуя во время ее разграбления в 1630 году.

За этот период своего пребывания в Венеции Монтеверди сочинил множество духовной музыки. Многочисленные мотеты и другие короткие произведения были включены в антологии местных издателей, таких как Джулио Чезаре Бьянки (бывший ученик Монтеверди) и Лоренцо Кальви, а другие были опубликованы в других местах в Италии и Австрии. [109] [110] [111] Стилевой диапазон мотетов широк: от простых строфических арий со струнным аккомпанементом до полномасштабных декламаций с финалом-аллилуйя. [109]

Монтеверди сохранил эмоциональную и политическую привязанность к мантуанскому двору и написал для него или взялся написать большое количество сценической музыки, включая как минимум четыре оперы. Балет «Тирси и Клори» сохранился благодаря включению в седьмую книгу, но остальная часть мантуанской драматической музыки утеряна. Многие из пропавших без вести рукописей, возможно, исчезли во время войн, охвативших Мантую в 1630 году . [112] Самым значительным аспектом их утраты, по мнению Картера, является то, в какой степени они могли обеспечить музыкальные связи между ранними мантуанскими операми Монтеверди и теми, которые он написал в Венеции после 1638 года: «Без этих связей... трудно создать последовательный отчет о его развитии как сценического композитора». [113] Точно так же Джанет Бит сожалеет, что 30-летний разрыв мешает изучению того, как развивалась оперная оркестровка в те критические ранние годы. [114]

Помимо книг мадригалов, единственным опубликованным сборником Монтеверди в этот период был том « Музыкального скерци» 1632 года. По неизвестным причинам имя композитора не фигурирует в надписи, посвящение подписано венецианским печатником Бартоломео Магни; Картер предполагает, что недавно рукоположенный Монтеверди, возможно, хотел держаться подальше от этой светской коллекции. [102] Он смешивает строфические песни континуо для сольного голоса с более сложными произведениями, в которых используются непрерывные вариации повторяющихся басовых паттернов. Чу выбирает чакону для двух теноров Zefiro Torna e di Soavi Accenti как выдающийся экземпляр в сборнике: «Большая часть этой пьесы состоит из повторений басового паттерна, который обеспечивает тональное единство простого типа, благодаря к тому, что его оформляют как простую каденцию тонального типа соль мажор: на фоне этих повторений изобретательные вариации разворачиваются в виртуозных пассажах». [97]

Поздние оперы и последние произведения

[ редактировать ]

Основные статьи : Возвращение Улисса на родину ; Коронация Поппеи ; Моральная и духовная пустыня

Поппея, изображенная на картине XVI века.

Последние годы жизни Монтеверди были заняты оперой для венецианской сцены. Ричард Тарускин в своей «Оксфордской истории западной музыки » дал главе, посвященной этой теме, название «Опера от Монтеверди до Монтеверди». Эта формулировка, первоначально предложенная с юмором итальянским историком музыки Нино Пирроттой , Тарускин серьезно интерпретирует ее как указание на то, что Монтеверди несет значительную ответственность за превращение оперного жанра из частного развлечения знати (как в случае с Орфеем в 1607 году) в то, что стал основным коммерческим жанром, примером чему является его опера «Инкоронационе ди Поппеа» (1643). [115] Два его сохранившихся оперных произведения этого периода, Il ritorno d'Ulisse in patria и L'incoronazione, считаются Арнольдом первыми «современными» операми; [116] «Иль риторно» — первая венецианская опера, отошедшая от того, что Эллен Розанд называет «мифологической пасторалью». [117] Однако Дэвид Джонсон в журнале «North American Review» предупреждает аудиторию, что не следует ожидать немедленной близости с Моцартом , Верди или Пуччини : «Вы должны подчиняться гораздо более медленному темпу, гораздо более целомудренной концепции мелодии, вокальному стилю, который сначала просто как сухая декламация и только при повторном слушании начинает приобретать необыкновенное красноречие». [118]

«Иль риторно» , говорит Картер, явно находится под влиянием более ранних работ Монтеверди. Плач Пенелопы в первом акте по своему характеру близок плачу из «Арианны» , а боевые эпизоды напоминают Il Battletimento . Stile concitato занимает видное место в сценах борьбы и убийства женихов Пенелопы . В «L'incoronazione » Монтеверди передает настроения и ситуации с помощью особых музыкальных приемов: тройной размер означает язык любви; арпеджио демонстрируют конфликт; stile concitato символизирует ярость. [119] Продолжаются споры о том, какая часть дошедшей до нас музыки L'incoronazione является оригиналом Монтеверди, а какая — работой других (например, есть следы музыки Франческо Кавалли). [34] [120]

« Selva мораль и духовность» 1641 года и посмертная «Messa et salmi», опубликованная в 1650 году (под редакцией Кавалли), представляют собой отрывки из духовной музыки, которую Монтеверди написал для Сан-Марко во время своего 30-летнего пребывания в должности; вероятно, было написано и многое другое, но не опубликовано. [34] [121] Том о морали Сельвы открывается серией мадригалов, посвященных моральным текстам, в которых рассматриваются такие темы, как «преходящая природа любви, земное положение и достижения, даже само существование». [122] За ними следует месса в консервативном стиле ( stile antico ), кульминацией которой является расширенная семиголосная «Глория». Ученые полагают, что это могло быть написано в честь окончания чумы 1631 года . Остальная часть тома состоит из многочисленных настроек псалмов, двух Магнификатов и трех Салве Регин . [123] Том Messa et salmi включает в себя стильную антико- мессу для четырех голосов, полифоническую настройку псалма Laetatus Sum и версию Литании Ларето , которую Монтеверди первоначально опубликовал в 1620 году. [121] [124]

Посмертная девятая книга мадригалов была опубликована в 1651 году и представляла собой сборник, датируемый началом 1630-х годов, причем некоторые произведения представляли собой повторы ранее опубликованных произведений, таких как популярный дуэт O sia quietlo il mare 1638 года. [125] [126] В книгу включено трио для трех сопрано «Come dolce oggi l'auretta», которое является единственной сохранившейся музыкой из утраченной оперы 1630 года «Прозерпина рапита» . [97]

Историческая перспектива

[ редактировать ]

При жизни Монтеверди пользовался значительным авторитетом среди музыкантов и публики. Об этом свидетельствует масштаб его похоронных обрядов: «[С] поистине королевской пышностью катафалк в церкви Падрини Минори де Фрари был воздвигнут , украшенный весь в трауре, но окруженный таким количеством свечей, что церковь напоминала ночное небо. сияющий звездами». [127] Это прославление было временным; Картер пишет, что во времена Монтеверди музыка редко выживала за пределами обстоятельств ее первоначального исполнения и быстро забывалась вместе со своим создателем. [128] В этом отношении Монтеверди добился лучших результатов, чем большинство других. Его оперные произведения были возрождены в нескольких городах через десять лет после его смерти; [129] По словам Северо Бонини , писавшего в 1651 году, в каждом музыкальном доме в Италии имелся экземпляр Lamento d'Arianna . [130]

Немецкий композитор Генрих Шюц , который учился в Венеции у Джованни Габриэли незадолго до прибытия туда Монтеверди, владел копией Il Battletimento и сам усвоил элементы stile concitato . Арнольд считает, что во время своего второго визита в Венецию в 1628–1629 годах Шюц впитал в себя концепции бассо континуо и выразительности словесного набора, но он полагает, что на Шюца более непосредственное влияние оказал стиль молодого поколения венецианских композиторов, в том числе Гранди. и Джованни Роветта (конечный преемник Монтеверди в Сан-Марко). [131] Шютц опубликовал первую книгу Symphoniae Sacrae , настройки библейских текстов в стиле Seconda Pratica , в Венеции в 1629 году. Es steh Gott auf из его Symphoniae Sacrae II , опубликованного в Дрездене в 1647 году, содержит конкретные цитаты из Монтеверди. [132]

После 1650-х годов имя Монтеверди быстро исчезает из современных источников, его музыка вообще забывается, за исключением « Ламенто» , прототипа жанра, который просуществовал вплоть до 18 века. [129]

Писатель Габриэле Д'Аннунцио , поклонник Монтеверди начала 20 века.

Интерес к Монтеверди возродился в конце 18 - начале 19 веков среди музыковедов Германии и Италии, хотя он по-прежнему считался по сути историческим диковинкой. [128] Более широкий интерес к самой музыке начался в 1881 году, когда Роберт Эйтнер опубликовал сокращенную версию партитуры «Орфей» . [133] Примерно в это же время Курт Фогель написал мадригалы из оригинальных рукописей, но к операм был проявлен более критический интерес после открытия рукописи L'incoronazione в 1888 году и рукописи Il ritorno в 1904 году. [134] Во многом стараниями Винсента д'Инди все три оперы были поставлены в том или ином виде в течение первой четверти XX века: «Орфей» в мае 1911 года, [135] Коронация в феврале 1913 года и Возвращение в мае 1925 года. [136]

Итальянский националист поэт- Габриэле Д'Аннунцио восхвалял Монтеверди и в своем романе Il fuoco (1900) писал о « il divino Claudio … какая героическая душа, чисто итальянская по своей сути!» Его видение Монтеверди как истинного основателя итальянского музыкального лиризма было перенято музыкантами, работавшими при режиме Бенито Муссолини (1922–1945), в том числе Джан Франческо Малипьеро , Луиджи Даллапиккола и Марио Лаброка [ ит ] , которые противопоставляли Монтеверди декаданс музыки Рихарда Штрауса , Клода Дебюсси и Игоря Стравинского . [137]

В годы после Второй мировой войны оперы начали исполняться в крупнейших оперных театрах и со временем вошли в общий репертуар. [138] Реанимация духовной музыки Монтеверди заняла больше времени; он не получил такой выгоды от возрождения католической церковью музыки эпохи Возрождения в XIX веке, как Палестрина, возможно, как предполагает Картер, потому что Монтеверди рассматривался главным образом как светский композитор. [128] Лишь в 1932 году Вечерня 1610 года была опубликована в современном издании, а два года спустя последовала редакция Редлиха. Современные издания томов «Моральный дух Сельвы» и «Мисса э Салми» были опубликованы соответственно в 1940 и 1942 годах. [139]

Из постановки 1979 года «Инкоронационе ди Поппеа» в Сполето.

Возрождение общественного интереса к музыке Монтеверди набрало обороты во второй половине 20-го века, достигнув полного размаха в общем возрождении ранней музыки 1970-х годов, когда акцент все больше смещался в сторону «аутентичного» исполнения с использованием исторических инструментов. [140] Журнал Gramophone отмечает более 30 записей Вечерни в период с 1976 по 2011 год и 27 записей Il Battletimento di Tancredi e Clorinda в период с 1971 по 2013 год. [141] Сохранившиеся оперы Монтеверди сегодня регулярно исполняются; Веб-сайт Operabase отмечает 555 исполнений опер в 149 постановках по всему миру в сезонах 2011–2016 годов, ставя Монтеверди на 30-е место среди всех композиторов и на 8-е место среди итальянских оперных композиторов. [142] В 1985 году Манфред Х. Статкус опубликовал указатель работ Монтеверди Stattkus-Verzeichnis (пересмотренный в 2006 году), присвоив каждой композиции номер «SV», который будет использоваться для каталогизации и ссылок. [143]

Современные критики называют Монтеверди «самым значительным композитором Италии позднего Возрождения и раннего барокко»; [144] «один из главных композиторов в истории западной музыки»; [145] и, как правило, как первый великий оперный композитор. [146] Эти оценки отражают современную точку зрения, поскольку его музыка была в значительной степени неизвестна композиторам, которые следовали за ним в течение длительного периода, охватывающего более двух столетий после его смерти. Именно, как отмечали Редлих и другие, именно композиторы 20-го и 21-го веков заново открыли Монтеверди и стремились сделать его музыку основой своей собственной. [147] [148] Возможно, как предполагает Чу, их привлекает репутация Монтеверди как «современника, нарушителя правил, выступающего против Древних, тех, кто подчинялся древним авторитетам». [148] - хотя композитор был, по сути, прагматиком, «демонстрирующим то, что можно описать только как оппортунистическую и эклектичную готовность использовать для этой цели все, что попадалось под руку». [148] В письме от 16 октября 1633 года Монтеверди, похоже, подтверждает взгляд на себя как на «современника»: «Я предпочел бы, чтобы меня умеренно хвалили за новый стиль, чем очень хвалили за обычный». [149] Тем не менее, Чу, в своем окончательном заключении, считает, что композитор исторически смотрит в обе стороны, готов использовать современные методы, но в то же время защищает свой статус компетентного композитора в античном стиле . Таким образом, говорит Чу, «его достижения были одновременно ретроспективными и прогрессивными». Монтеверди представляет эпоху позднего Возрождения, одновременно подводя итог большей части раннего барокко. «И в одном отношении его достижение, в частности, было непреходящим: эффективная проекция человеческих эмоций в музыке, подходящая как для театра, так и для камерной музыки». [148]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Произношение: / ˌ m ɒ n t ɪ ˈ v ɛər d i / , [1] [2] США также /- ˈ v ɜːr d -/ , [3] Итальянский: [клауджо Монтеверди] . Написание Monteuerde также использовалось при его жизни. [4]
  2. ^ Виола да гамба (буквально «скрипка на ноге») держалась вертикально между коленями; виола да браччо («скрипка на руке»), как и современная скрипка, держалась под подбородком. [12]
  3. Еще в 1932 году композитор Франческо Малипьеро заметил, что из всех произведений Монтеверди «только « Плач Ариадны» не позволил нам полностью забыть самого известного композитора семнадцатого века». [27]
  4. В письмах Монтеверди подробно описывается различные промедления и задержки. [38]
  5. Денис Стивенс в своем издании писем Монтеверди отмечает: «Странно, что эти слова, когда-то несправедливо примененные к композитору, теперь могут с некоторым оправданием использоваться для описания наиболее неуправляемых среди его интерпретаторов». [53]
  1. ^ «Монтеверди» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Проверено 10 августа 2019 г.
  2. ^ «Монтеверди, Клаудио» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года.
  3. ^ «Монтеверди» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 10 августа 2019 г.
  4. ^ Артузи, Джованни Мария (16 мая 1608 г.). «Речь по мюзиклу Антонио Браччино [псевд.] от Тоди: За декларацию письма, помещенного в музыкальные шутки г-на Клаудио Монтеуэрде» . Дж. Винченти - через Google Книги.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фаббри (2007), с. 6
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Картер и Чу (й), §1 «Кремона»
  7. ^ Картер (2002), с. 1
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэнэм (2007) «Хронология», с. хв.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Арнольд (1980а), с. 515
  10. ^ Фаббри (2007), с. 15
  11. ^ Бейтс (2002), с. 53
  12. ^ Холман (nd)
  13. ^ Холман (1993), с. 577
  14. ^ Фаббри (1994), стр. 27–28
  15. ^ Стивенс (1995), с. 20
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арнольд (1980b), стр. 534–535.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Картер и Чу (й), §2 «Мантуя»
  18. Вартоло, Серджио (nd), «Об этой записи». Архивировано 9 августа 2017 года в Wayback Machine , аннотации, Монтеверди: Scherzi Musicali a Tre Voci , Naxos Records , каталожный номер 8.553317.
  19. ^ Памела Аскью , «Пересмотр «Портрета актера» Фетти», The Burlington Magazine , vol. 120, нет. 899 (февраль 1978 г.), стр. 59–65. JSTOR   879098 .
  20. ^ Бауэрс (2007), с. 59
  21. ^ Бауэрс (2007), с. 63
  22. ^ Бауэрс (2007), с. 66
  23. ^ Стивенс (1995), с. 214
  24. ^ Осси (2007), стр. 100.
  25. ^ Криссохоидис, Илиас (27 марта 2015 г.). «Спор «Артуси-Монтеверди»: предыстория, содержание и современные интерпретации» . Британский аспирант музыковедения . 6 . Королевский колледж, Лондон. Архивировано из оригинала 31 марта 2021 года . Проверено 9 июля 2017 года .
  26. ^ Стивенс (1995), стр. 420–422.
  27. ^ Малипьеро (1932), с. 383
  28. ^ Уэнэм (2007) «Хронология», с. XVII
  29. ^ Прайер (2007), с. 12
  30. ^ Стивенс (1995), стр. 46–54.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Арнольд (1980а), с. 516
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стивенс (1995), стр. 83–85.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фаббри (2007), стр. 128–129
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уокер и Альм (nd)
  35. ^ Фаббри (2007), стр. 134–135
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Картер и Чу (й), §3 «Венеция»
  37. ^ Стивенс (1995), стр. 188–194.
  38. ^ Стивенс (1995), стр. 106–150.
  39. ^ Арнольд (1980a), с. 531
  40. ^ См. Стивенс (1995), стр. 370–373.
  41. ^ Стивенс (1995), стр. 151–153.
  42. ^ Картер (2007) «Музыкальные источники», с. 29
  43. ^ Вистрайх (2007), с. 261
  44. ^ Стивенс (1995), с. 345
  45. ^ Стивенс (1995), стр. 289–301.
  46. ^ Стивенс (1995), с. 402
  47. ^ Норидж (1983), стр. 537–540.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэнэм (2007) «Хронология», с. хх
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Арнольд (1980c), с. 617.
  50. ^ Уэнам (2007) «Хронология», с. XXI.
  51. ^ Арнольд (1980a), с. 530
  52. ^ Стивенс, (1995), стр. 431–432.
  53. ^ Стивенс (1995), с. 432, примечание к
  54. ^ Арнольд (1980a), с. 517.
  55. ^ Стивенс (1995), с. 434
  56. ^ Стивенс (1995), стр. 435–436.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Локвуд (nd)
  58. ^ Палиска (nd)
  59. ^ Круис (1997), с. 38
  60. ^ Картер и Чу (nd), §4 «Теоретические и эстетические основы произведений»
  61. ^ Круис (1997), с. 37
  62. ^ Уорд (редактор) (1978), стр. 704
  63. ^ Фаббри (2007) с. 8
  64. ^ Арнольд и Форчун (1968), с. 93
  65. ^ Арнольд и Форчун (1968), с. 108
  66. ^ Рингер (2006), с. 4
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Картер и Чу (й), §7 «Ранние произведения»
  68. ^ Чу (2007), стр. 39–43.
  69. ^ Картер и Чу (nd), §6 «Имитация и использование моделей»
  70. ^ Бауэрс (2007), с. 58
  71. ^ Осси (2007), стр. 97.
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Картер и Чу (й), §8 «Произведения мантуанских лет»
  73. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Осси (2007), стр. 98.
  74. ^ Палиска (1980), стр. 10–11.
  75. ^ Палиска (1980), с. 12
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Осси (2007), стр. 102–103
  77. ^ Фаббри (2007), с. 58
  78. ^ Томлинсон (1990), стр. 101–105.
  79. ^ Фаббри (2007), стр. 104–105
  80. ^ Бауэрс (2007), с. 65
  81. ^ Граут (1971), с. 56
  82. ^ Рингер (2006), стр. 63–64.
  83. ^ Картер (1993)
  84. ^ Харнонкур (1969), стр. 24–25
  85. ^ Рингер (2006), с. 89
  86. ^ Халл, Роберт Х. (15 сентября 1929 г.). «Развитие гармонии». Обзор школьной музыки : 111.
  87. ^ Рингер (2006), стр. 27–28.
  88. ^ Whenham (2007) «Каталог и указатель», стр. 322
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рингер (2006), стр. 96–98.
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кьюсик (1994)
  91. ^ Сатклифф (1995), стр. 610–611.
  92. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэнэм (1997), стр. 16–17.
  93. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Курцман 2007, стр. 147–153.
  94. ^ Гардинер, Джон Элиот (1990). Клаудио Монтеверди: Vespro della beata vergine (Примечания СМИ). Гамбург: Deutsche Grammophon. стр. 17–22. Цифровое стерео 429 565–2.
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арнольд и Форчун (1968), стр. 123–124.
  96. ^ Момпеллио (nd)
  97. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Картер и Чу (й), §9 «Работы венецианских лет»
  98. ^ Редлих (1952), с. 76
  99. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Осси (2007), стр. 107–108
  100. ^ Картер (2007) «Венецианская светская музыка», с. 181
  101. ^ Арнольд и Форчун (1968), с. 240
  102. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Картер (2007) «Венецианская светская музыка», стр, 183–184.
  103. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фенлон, Ян. «Мадригалы Монтеверди, книга 8» . Граммофон . Архивировано из оригинала 31 июля 2017 года . Проверено 13 июля 2017 г.
  104. ^ Уэнэм (2007) «Каталог и указатель», стр. 331–132.
  105. ^ Стивенс (1995), с. 229
  106. ^ Картер (2007) «Венецианская светская музыка», с. 185
  107. ^ Вистрайх (2007), с. 275
  108. ^ Клементс, Эндрю (4 ноября 2005 г.). «Рецензия: Монтеверди: Мадригалы, Книга 8, Венексиана» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 года . Проверено 13 июля 2017 г.
  109. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэнэм (2007) «Венецианская духовная музыка», стр. 200–201.
  110. ^ Уэнэм (2007) «Каталог и указатель», стр. 324–330.
  111. ^ Стивенс (1995), с. 79
  112. ^ Редлих (1952), с. 144
  113. ^ Картер (2002), с. 197
  114. ^ Бит (1968), с. 281
  115. ^ Тарускин (2010), стр. 1–2
  116. ^ Арнольд, Денис . «Клаудио Монтеверди: Три десятилетия в Венеции» . Британика Онлайн. Архивировано из оригинала 26 мая 2010 года . Проверено 21 февраля 2010 г.
  117. ^ Розанд (2007), с. 230
  118. ^ Джонсон, Дэвид (май 1965 г.). «Для записи». Североамериканский обзор . 250 (2): 63–64. JSTOR   25116167 . (требуется подписка)
  119. ^ Картер (2002), с. 250
  120. ^ Розанд (1991), с. 220
  121. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клементс, Эндрю (24 марта 2016 г.). «Монтеверди: Messa a Quattro Voci et Salmi 1650 года: обзор компакт-диска» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 15 июля 2017 г.
  122. ^ Уэнхэм (2007) «Венецианская духовная музыка», с. 204
  123. ^ Уэнхэм (2007) «Венецианская духовная музыка», стр. 205–206.
  124. ^ Уэнхэм (2007) «Венецианская духовная музыка», стр. 202–203.
  125. ^ Уэнхэм (2007) «Каталог и указатель», стр. 334–335.
  126. ^ Картер (2007) «Венецианская светская музыка», с. 192
  127. ^ Рингер (2006), с. 308
  128. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Картер (2002), с. 4
  129. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Редлих (1952), стр. 145–148.
  130. ^ Прайер (2007), с. 15
  131. ^ Арнольд (1985), стр. 359, 362–365, 367–374.
  132. ^ Дребес (1992), с. 54
  133. ^ Фортуна (1986), стр. 80–81.
  134. ^ Редлих (1952), с. 146
  135. Fortune и Whenham (1986), стр. 173–181.
  136. ^ Картер (2002), с. 6
  137. ^ дель'Антонио (1996), стр. 272, 274–275, 278–280
  138. ^ Аббате и Паркер (2012), с. 54
  139. ^ Редлих (1952), стр. 147–148.
  140. ^ Вистрайх (2007), стр. 278–279.
  141. ^ Кемп, Линдси, «Вечерня Монтеверди - какая запись лучше?» Архивировано 31 июля 2017 года в Wayback Machine , Граммофон , 9 февраля 2015 года; Кемп, Линдси, «Combattimento Монтеверди – какая запись лучше?» Архивировано 31 июля 2017 года в Wayback Machine , Граммофон , 8 апреля 2016 года; по состоянию на 25 июля 2017 г.
  142. ^ «Статистика оперы: Композиторы. Архивировано 23 июля 2017 года на веб-сайте Wayback Machine в Operabase, по состоянию на 25 июля 2017 года.
  143. Манфред Х. Статкус, «Клаудио Монтеверди: Список дошедших до нас работ (SV), заархивировано 23 апреля 2014 г. в Wayback Machine , по состоянию на 18 августа 2017 г.
  144. ^ Картер (2002), стр. VI.
  145. ^ Граут и Палиска (1981), с. 239
  146. ^ Рингер (2006), с. ix
  147. ^ Редлих (1952), с. 149
  148. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Картер и Чу (й), §10 «Историческое положение»
  149. ^ Прайер (2007), с. 18

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55a1618c3cce090bdfa69171ab7cf8cb__1720026720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/cb/55a1618c3cce090bdfa69171ab7cf8cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Claudio Monteverdi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)