Jump to content

Женский концерт

Вторая страница O dolcezz'amarissime d'amore , написанная для концерта Луццаско Луццаски . Отрывок демонстрирует стремительные виртуозные пассажи, на которых специализировалась группа.

Женский концерт [ а ] ( букв. « супруг дам » ) — ансамбль профессиональных певиц музыки позднего Возрождения в Италии. Этот термин обычно относится к первой и самой влиятельной группе в Ферраре , существовавшей между 1580 и 1597 годами. [ б ] Основными участниками феррарской группы, известной своей технической и артистической виртуозностью, были сопрано Лаура Певерара , Ливия д'Арко и Анна Гуарини .

Герцог Феррары Альфонсо II д'Эсте основал группу, состоящую в основном из женщин-певиц, для своей эксклюзивной камерной музыки серии musica secreta ( букв. « тайная музыка » ). Этими певицами были исключительно знатные женщины, такие как Лукреция и Изабелла Бендидио . В 1580 году Альфонсо официально учредил Концерт делле Донне как для своей жены Маргариты Гонзага д'Эсте, так и из соображений престижа. В новую группу вошли профессиональные певцы высшего сословия, но не благородного происхождения, под руководством композиторов Луццаско Луццаски и Ипполито Фиорини . Их фирменный стиль витиеватого, богато украшенного пения принес Ферраре престиж и вдохновил композиторов того времени, таких как Лодовико Агостини , Карло Джезуальдо и Клаудио Монтеверди .

Concerto delle donne произвел революцию в роли женщин в профессиональной музыке и продолжил традицию двора Эсте как музыкального центра. Слух о женском ансамбле распространился по Италии, вызывая подражания при дворах Медичи и Орсини . Основание Concerto delle donne было одним из важнейших событий в светской музыке Италии конца шестнадцатого века. Музыкальные инновации, установленные при дворе, сыграли важную роль в развитии мадригала и , в конечном итоге, Seconda Pratica .

Северная Италия была ведущим центром музыки эпохи Возрождения , которая широко охватывала Европу XV и XVI веков. [ 5 ] Региональные суды, управляемые конкурирующими семьями, такими как Эсте , Дом Гонзага и Медичи, чрезвычайно покровительствовали светской музыке, заказывая композиции и формируя большие ансамбли. [ 6 ] Хотя стиль фроттола его быстро вытеснил мадригал . рано завоевал популярность, в 1520-х годах [ 7 ] Мадригал стал важнейшим светским жанром Италии XVI века, а возможно, и всего Возрождения ; по словам Дж. Питера Буркхолдера , «благодаря мадригалу Италия впервые в истории стала лидером европейской музыки». [ 7 ] В отличие от фроттолы, сочиненной исключительно коренными итальянцами, первыми ведущими композиторами мадригала были иностранные франко-фламандские музыканты , называемые Ольтремонтани (от букв . « над горами» ) , такие как Филипп Вердело и Жак Аркадель . [ 8 ] [ 9 ]

При дворе в Ферраре герцог Альфонсо II д'Эсте по крайней мере к 1577 году сформировал группу, состоящую в основном из женщин-певиц. [ 10 ] [ 11 ] Они исполняли мадригалы в рамках продолжающейся герцогской Musica Secreta ( букв. « Тайная музыка » ), регулярной серии концертов камерной музыки , проводимых для частной публики. [ 12 ] [ 13 ] Хотя неясно, были ли члены группы музыкантами-любителями или профессиональными, они были дворянками и в любом случае присутствовали бы при дворе. [ 11 ] Среди этих певиц были сестры Лукреция и Изабелла Бендидио , а также Леонора Санвитале и Виттория Бентивольо . [ 11 ] профессиональный бас-певец Джулио Чезаре Бранкаччо . К ансамблю присоединился и [ 11 ]

Формирование

[ редактировать ]

Герцог официально учредил Концерт донне. [ а ] ( букв. « супруга дамы » ) в 1580 году. [ 14 ] Он не объявил о создании профессионального чисто женского ансамбля; вместо этого группа проникла и постепенно доминировала на концертах Musica Secreta . [ 15 ] [ 16 ] Этот новый ансамбль был создан герцогом отчасти для того, чтобы развлечь свою молодую жену Маргариту Гонзага д'Эсте , которая сама была склонна к музыке, а отчасти для того, чтобы помочь герцогу достичь своих творческих целей перед двором. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Влияние Маргариты на церковь через ее зятя, кардинала Луиджи д'Эсте , позволило концерту использовать церковные активы, такие как монастырь Сан-Вито в Ферраре. [ 20 ] [ 21 ] Первое записанное выступление профессиональных дам состоялось 20 ноября 1580 года; Бранкаччо присоединился к новой группе в следующем месяце. [ 11 ] К карнавальному сезону 1581 года они регулярно выступали вместе. [ 22 ]

Этот новый «супруг дам» считался необычайным и новым явлением; большинство свидетелей не связывали Concerto delle Donne с более ранней женской группой 1570-х годов. [ 23 ] Однако современные музыковеды теперь рассматривают более раннюю группу как важнейшую часть создания и развития социального и вокального жанра Concerto delle Donne . [ 23 ] [ 15 ] Культура итальянских дворов того времени имела политическое измерение, поскольку семьи стремились продемонстрировать свое величие ненасильственными средствами. [ 24 ]

Состав и обязанности

[ редактировать ]

Самой заметной участницей нового ансамбля стала Лаура Певерара , музыкальные способности которой побудили герцога специально попросить герцогиню привезти ее из Мантуи в составе ее свиты. [ 16 ] Ее особенно хвалили за умение аккомпанировать сольному пению. [ 25 ] К Певераре присоединились Ливия д'Арко и Анна Гуарини , дочери плодовитого поэта Джованни Баттиста Гуарини . [ 11 ] Последний написал стихи для многих мадригалов , исполнявшихся ансамблем. [ 26 ] и написал тексты для балета «Дель Донне ». [ 27 ] В состав группы входила известная певица Тарквиния Молца , однако современные ученые расходятся во мнениях относительно того, пела ли она с ними или выступала исключительно в качестве советчика и инструктора. [ 28 ] [ 29 ] [ с ] Независимо от того, выступала ли Мольца когда-либо с ними или нет, она была отстранена от любой роли в группе после того, как о ее романе с композитором Гиашем де Вертом . в 1589 году стало известно [ 30 ] После увольнения Бранкаччо за неподчинение в 1583 году в «Секретную музыку» больше не нанимались постоянные члены мужского пола; [ 16 ] однако иногда ансамбль пел с певцами-мужчинами. [ 14 ]

Певицы « Донного концерта» официально были фрейлинами герцогини Маргариты, но нанимались в основном как певцы. [ 11 ] [ 17 ] Несмотря на свое происхождение из высшего сословия, певцы не были бы приняты в ближайшее окружение двора, если бы они не были такими искусными исполнителями. [ 31 ] Д'Арко принадлежал к знати, но только к мелкой семье. Певерара была дочерью богатого торговца, а Мольца происходила из известной семьи художников. [ 32 ] Музыковед Томазен ЛаМэй утверждает, что женщины из Concerti delle donne оказывали сексуальные услуги членам суда. [ 33 ] но доказательств этому нет, а обстоятельства их браков и приданое свидетельствуют против такой интерпретации. Женщинам платили зарплату и получали другие льготы, такие как приданое и апартаменты в герцогском дворце. Певерара получала 300 скуди в год и проживание в герцогском дворце для себя, своего мужа и матери, а также приданое в размере 10 000 скуди после замужества. [ 34 ]

Новые певцы играли на инструментах, в том числе на лютне , арфе и скрипке . [ 35 ] но сосредоточили свою энергию на развитии вокальной виртуозности. [ 36 ] Это умение стало высоко цениться в середине шестнадцатого века, начиная с таких басов, как Бранкаччо, но к концу века виртуозное басовое пение вышло из моды, и в моду вошли более высокие голоса. [ 37 ] Композитор Луццаско Луццаски поставил и написал музыку для выступления ансамбля. [ 35 ] [ 38 ] и аккомпанировал им на клавесине . Композитор и лютнист Ипполито Фиорини был маэстро ди капелла , отвечавшим за всю музыкальную деятельность двора. [ 39 ] Помимо своих обязанностей при дворе, Фиорини аккомпанировал концерту на лютне . [ 40 ]

Несмотря на то, что Альфонсо II женился трижды в надежде произвести на свет наследника, он умер в 1597 году, не оставив потомства, законного или иного. Его двоюродный брат Чезаре унаследовал герцогство, но город Феррара, который по закону был папским феодальным владением, был присоединен к Папской области в 1598 году в результате сочетания «твёрдой дипломатии и беспринципного давления» Папы Климента VIII . [ 12 ] [ 41 ] Суду Эсте пришлось покинуть Феррару в беспорядке, а ее музыкальное заведение было расформировано. [ 42 ] Хотя о существовании « Донного концерта» было широко известно, его подробная история была в значительной степени утеряна и разбросана по архивным записям. [ 2 ] до начала 20 века, когда итальянский литературный критик Анджело Солерти обратил внимание на придворную культуру Феррары 16 века. [ 43 ]

Производительность

[ редактировать ]

Concerto delle Donne преобразил серию Musica Secreta . Раньше исполнители и зрители чередовали роли. [ 44 ] поскольку собрания представляли собой «социальную музыку для удовольствия самих певцов». [ 14 ] С появлением «concerto delle donne» роли в секретной музыке стали фиксированными, в результате чего появилась «концертная музыка для удовольствия публики». [ 14 ] У выступлений была ограниченная аудитория; только избранные сановники и немногие придворные видели концерт делле Донне ; [ 45 ] одним из таких сановников мог быть российский посол Истома Шевригин в 1581 году. [ 46 ]

Артисты были тщательно обучены и отрепетированы в своей работе, вплоть до всех жестов и мимики. [ 47 ] Женщины выступали до шести часов в день, либо распевая свой витиеватый репертуар по памяти, читая с ноты из тетрадей , либо участвуя в балетах в качестве певиц и танцовщиц. [ 48 ] В музыкальные обязанности дам входило выступление с Balletto delle donne герцогини , группой танцовщиц, которые часто переодевались . [ 49 ] [ 50 ]

За исключением Бранкаччо, все певицы в концерте были женщинами- сопрано . [ 51 ] , нет Данных о том, что в ансамбле использовались фальцетисты . [ 52 ] Этот факт удивителен, учитывая, что кастратам вскоре предстояло стать крупнейшими звездами нового вида искусства — оперы . [ 53 ] Монтеверди В 1607 году во влиятельном «Орфее» было четыре роли кастрата из девяти, что продемонстрировало новое доминирование этого вокального типа. [ 54 ] [ д ] Это также контрастирует со двором отца Маргариты, где Гульельмо Гонзага активно разыскивал евнухов . [ 56 ]

Элитные, тщательно отобранные зрители, которым было предоставлено право допуска на выступления Concerto delle donne, требовали развлечений и развлечений, помимо удовольствия только от красивой музыки. Во время концертов зрители концерта иногда играли в карты . Посол великого герцога Тосканы Орацио Урбани, прождавший несколько лет, чтобы увидеть концерт , жаловался, что его заставляли не только играть в карты, отвлекая его от выступления, но и одновременно восхищаться и восхвалять женскую музыку их покровителю Альфонсо. . [ 57 ] После хотя бы одного концерта, чтобы продолжить развлечение, гномов . танцевала пара [ 58 ] Альфонсо не особо интересовали эти второстепенные развлечения; в одном случае он извинился и ушел с вечеринки, чтобы посидеть под деревом, чтобы послушать концерт и прослушать тексты мадригалов и партитуры , которые были доступны слушателям. [ 58 ]

Величайшим музыкальным нововведением Concerto delle donne был переход от одного голоса, исполняющего уменьшенные звуки под инструментальным аккомпанементом, к двум или трем богато украшенным голосам, исполняющим различные уменьшения одновременно. [ 59 ] Такие орнаменты тщательно записывались композиторами, оставляя подробную запись Concerto delle donne . исполнительской практики [ 60 ] Хотя традиционно такие украшения импровизировались во время исполнения, нотация использовалась для координации и репетиции нескольких голосов; певцы, возможно, продолжили импровизированные сокращения в своем сольном репертуаре. [ 61 ]

Специфическими орнаментами, использованными в концерте делле донне , упомянутом в источнике 1581 года, были такие популярные в XVI веке приемы, как пассаджи (деление длинной ноты на множество более коротких, обычно ступенчатое ), каденция (украшение предпоследней ноты, иногда довольно сложные) и тират (быстрые гаммы). Акценты (соединение двух более длинных нот с использованием пунктирных ритмов), основной элемент музыки раннего барокко , в списке отсутствуют. [ 57 ] В 1592 году Джулио Каччини утверждал, что Альфонсо попросил его научить своих дам новым стилям акценти и пассаджи . [ 62 ] [ 63 ]

Репертуар

[ редактировать ]
Луццаски Quinto libro dei madrigals для пяти голосов (Феррара, 1595) признает печать Витторио Бальдини и покровительство Альфонсо II д'Эсте.

Многие итальянские композиторы эпохи Возрождения писали музыку либо по мотивам « Донного концерта» , либо специально для них. Особенно между 1581 и 1586 годами двор Альфонсо пережил свой самый «яркий и продуктивный в культурном отношении период, в течение которого его литературные и музыкальные таланты были сосредоточены наиболее остро на создании репертуара для женских представлений, как в приватно и в рамках придворного зрелища». [ 64 ]

Продукция герцогского печатника Витторио Бальдини в основном состояла из музыки, написанной для Concerto delle Donne . [ 65 ] Первой публикацией Бальдини для герцога была «Il lauro secco» (1582 г.), за которой последовала «Il lauro verde» (1583 г.), обе содержали музыку ведущих композиторов Рима и Северной Италии . [ 66 ] Музыка в честь концерта была напечатана даже в Венеции , включая Паоло Вирки , «Первую книгу № 5» изданную Джакомо Винченти и Риккардо Амадино, содержащую мадригал, который начинается с SeGU'ARINAscer LAURA и принимает LARCO / Amor soave e dolce / Ch. каждое твердое сердце - это ТАКОЕ наше [ 67 ] В оригинале используется заглавная буква, четко обозначающая эквивалент имен Анны Гуарини, Лауры Певерара, Ливии д'Арко и Тарквинии Мольца. [ 67 ]

В музыкальном плане их репертуар был написан так, чтобы продемонстрировать мастерство певцов с высоким голосом; часто их контрастно сопровождали более низкие статичные голоса. [ 3 ] Для таких произведений характерна высокая тесситура , виртуозный и витиеватый стиль, широкий вокальный диапазон . [ 68 ] Было два отдельных стиля мадригалов, написанных для Concerto delle donne и вдохновленных ими . Первый - это «роскошный» стиль 1580-х годов, который определил поэзию уроженцев Феррара, таких как Тассо и Дж. Б. Гуарини, которые, как правило, были короткими и остроумными, состоящими из отдельных разделов. [ 69 ] Вторая — музыка в стиле Seconda Pratica , написанная в 1590-х годах, трактовала гармонию с большей свободой, чем предшествующий ей стиль prima pratica . [ 70 ]

Конкретные личности

[ редактировать ]
» Луццаски Титульный лист « Мадригали a uno, e'doi, e'tre' sopranos с изображением знака Верови и признания Альфонсо.

Главным композитором « Донного концерта» был их руководитель Луццаско Луццаски . [ 71 ] написавший произведения как в «роскошном», так и в втором стиле. [ 70 ] Книга мадригалов Луццаски для одного, двух и трех сопрано с клавишным сопровождением, изданная в 1601 году под известным названием Madrigali per cantare e sonare , включает в себя произведения, написанные на протяжении 1580-х годов. [ 72 ] [ 73 ] [ и ] Ньюкомб считает это издание образцом фирменного женского музыкального стиля. [ 73 ]

В музыкальном плане произведения Луццаски сильно разделены и основаны на мелодических темах, а не на гармонических структурах. Луццаски уменьшает секционирующий эффект своих композиционных техник за счет ослабления ритма . Его музыка включает в себя прогрессивные и консервативные элементы: хотя использование им имитации вокала создает плотные полифонические текстуры, сродни композициям более ранних 16-го века, его индивидуалистическое использование резких мелодических скачков и гармонического диссонанса противоречит более старым традициям. [ 74 ] Это более свободное использование диссонансов было тесно связано со стилем Concerto delle Donne . [ 75 ] [ ж ]

Среди других композиторов, написавших концерт , - Лодовико Агостини , чья третья книга мадригалов является одной из первых публикаций, полностью посвященных новому стилю пения. Он посвящал песни Гуарини, Певераре и Луццаски. [ 76 ] Карло Джезуальдо также писал музыку для группы во время посещения Феррары в 1594 году, чтобы жениться на племяннице герцога Леоноре д'Эсте ; [ 77 ] большая часть музыки Джезуальдо для группы не сохранилась. [ 78 ] Де Верта Другие публикации включают Седьмую книгу мадригалов № 5 и Первую книгу Маренцио № 6 . [ 37 ] в то время как Монтеверди , Canzonette a tre voci вероятно, возникла под влиянием группы. [ 68 ] Некоторые мадригалы из двух книг «Мадригалетти и неаполитанские» Джованни де Мака были написаны с учетом Concerto delle donne из-за их технически сложного содержания. [ 79 ]

Произведения, написанные для концерта делле Донне, не ограничивались музыкой: поэты Торквато Тассо и Джованни Баттиста Гуарини написали произведения, посвященные дамам концерта , некоторые из которых позже были поставлены композиторами. Только Певераре Тассо написал более семидесяти пяти стихотворений. [ 80 ]

Арфа L'Arpa di Laura [ it ] Лауры Пеперара , хранящаяся в Galleria Estense.

Хотя они не были ни первой, ни единственной женщиной-музыкантом в Ферраре, [ 2 ] Концерт делле Донне был революционным музыкальным учреждением, которое помогло изменить роль женщин в музыке ; его успех вывел женщин из безвестности на «вершину профессии». [ 81 ] Женщин открыто привлекали в суд для обучения профессиональным музыкантам. [ 82 ] и к 1600 году женщина могла сделать успешную карьеру музыканта, независимую от мужа или отца. [ 83 ] [ 81 ] Новые женские ансамбли, вдохновленные Концертом делле Донне, привели к увеличению числа позиций женщин в качестве профессиональных певцов и увеличению количества музыки для их исполнения. [ 29 ] Концерт делле Донне оспаривал точку зрения некоторых современников о том, что женщины неспособны совершать примечательные дела. [ 84 ]

Несмотря на то, что Альфонсо не публиковал написанную музыку. [ 85 ] и роспуск двора в 1597 году, музыкальный стиль, вдохновленный концертом донне, распространился по всей Европе и оставался популярным в течение почти пятидесяти лет. [ 42 ] [ 60 ] Концерт делле донне имел такое влияние, что другие суды разработали подобные концерты , и он стал клише в дворах Северной Италии. [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] иметь его было признаком престижа. [ 89 ] Это сильно повлияло на развитие мадригала и, в конечном итоге, второй практики . [ 90 ] Группа принесла Альфонсо и его двору международный престиж, поскольку репутация женщин распространилась по всей Италии и южной Германии; в 1619 году немецкий композитор Михаэль Преториус описал его как «последний новый итальянский стиль для достижения хорошей манеры пения». [ 91 ] Он функционировал как мощный инструмент пропаганды , создавая образ силы и богатства. [ 86 ] [ 92 ]

Увидев « Донный концерт» в Ферраре, Каччини создал конкурирующую группу, состоящую из своей семьи и ученика. Этот ансамбль спонсировался Медичи , и он путешествовал даже за границу, вплоть до Парижа, чтобы выступать перед Марией Медичи . [ 93 ] Франческа Каччини имела большой успех в сочинении и пении в стиле « Донного концерта» . [ 93 ] Соперничающие группы были запланированы во Флоренции Медичи, Риме в Орсини и Мантуе Гонзагой в . [ 94 ] [ 95 ] В Ферраре существовала даже конкурирующая группа, базировавшаяся в Кастелло Эстенсе, том самом дворце, где проходил концерт «Донне» . Эту группу сформировала сестра Альфонсо Лукреция д'Эсте , герцогиня Урбино . Она жила при дворе Эсте с 1576 года, и вскоре после свадьбы Маргариты с Альфонсо в 1579 году Альфонсо и его приспешники убили любовника Лукреции. Лукреция была недовольна тем, что Маргарита заменила ее на посту хозяйки дома, и расстроена убийством своего возлюбленного, что привело к ее желанию быть отдельно от остальной семьи во время вечерних развлечений. [ 96 ] [ 97 ]

Успех « Донного концерта» также привел к повышению профессионализации придворной музыки. [ 98 ] Барбара Строцци была среди последних композиторов и исполнителей этого стиля, который к середине семнадцатого века считался архаичным. [ 35 ] По крайней мере, один инструмент, используемый в концерте делле донне , арфа L'Arpa di Laura в Galleria Estense художественной галерее , стал знаменитым. [ 99 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Также известен как концерт донне или концерт делле (или ди ) дамы . [ 1 ] [ 2 ]
  2. ^ Concerto delle donne может относиться к любому из профессиональных женских певческих ансамблей по всей Италии в эпоху позднего Возрождения ; однако чаще всего речь идет об ансамбле в Ферраре , который был самым ранним и выдающимся. [ 3 ] Музыковед Лори Страс описывает их как группу, «группу, наиболее широко известную как Concerto delle Dame». [ 4 ]
  3. Музыковед Джудит Тик певица Тарквиния Молза считает, что с группой пела , но Энтони Ньюкомб говорит, что она участвовала исключительно в качестве консультанта и инструктора. [ 28 ] [ 29 ] Музыковед Карин Пендл лишь говорит, что Молца «присоединился к ансамблю». [ 11 ]
  4. Помимо ансамбля, Альфонсо нанял как минимум двух кастратов, вероятно, испанских братьев Доменико и Эрнандо Бустаменте. Тем не менее, музыковед Нина Тредуэлл отмечает, что феррарцы «привлечение кастратов к концу века уменьшилось из-за возросшего интереса к женщинам-сопрано». [ 55 ]
  5. Публикация этой музыки могла быть отложена, чтобы сохранить секретность Musica Secreta Альфонсо и сохранить контроль над ней. Ньюкомб считает это издание образцом фирменного женского музыкального стиля. [ 72 ] [ 73 ]
  6. В диалоге Джованни Артузи сократическом . персонаж, защищающий Монтеверди, связывает бессистемное обращение с диссонансом с декоративным пением [ 75 ]
  1. ^ Яррис 2022 , с. 4.
  2. ^ Jump up to: а б с Страс 2018 , с. 2.
  3. ^ Jump up to: а б Май 2005 г. , с. 367.
  4. ^ Страс 2018 , с. 218.
  5. ^ Шуленберг 2000 , стр. 99, 103–104.
  6. ^ Stolba 1994 , p. 190.
  7. ^ Jump up to: а б Буркхолдер, Grout & Palisca 2014 , стр. 208.
  8. ^ Тарускин 2010 , § «Жанры народных песен: Италия».
  9. ^ Буркхолдер, Grout & Palisca 2014 , стр. 210.
  10. ^ Фенлон 1980 , с. 125.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пендл 2001 , с. 80.
  12. ^ Jump up to: а б Мортон 2022 , с. 156.
  13. ^ Ньюкомб 1980 , с. 4.
  14. ^ Jump up to: а б с д Буркхолдер, Grout & Palisca 2014 , стр. 216.
  15. ^ Jump up to: а б Старк 1999 , с. 190.
  16. ^ Jump up to: а б с Ньюкомб 1986 , с. 96.
  17. ^ Jump up to: а б Уголини 2020 , с. 71.
  18. ^ Яррис 2022 , с. 6.
  19. ^ Ньюкомб 1980 , стр. 7, 106, 120.
  20. ^ Яррис 2022 , стр. 9, 10.
  21. ^ Страсс 2018 , стр. 229–230.
  22. ^ Ньюкомб 1980 , стр. 20–21.
  23. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 1980 , с. 20.
  24. ^ Страс 2018 , с. 140.
  25. ^ Ньюкомб 1980 , с. 56.
  26. ^ Арнольд 1982 , стр. 253–254.
  27. ^ Тредвелл 2002 , с. 28.
  28. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 2001 .
  29. ^ Jump up to: а б с Отметьте 2001 год .
  30. ^ Пендл 2001 , с. 40.
  31. ^ Ньюкомб 1980 , с. 7.
  32. ^ Ньюкомб 1980 , с. 11.
  33. ^ Май 2002 г. , с. 49.
  34. ^ Найтон и Фаллоуз 1998 , с. 95.
  35. ^ Jump up to: а б с Спрингфелс .
  36. ^ Ньюкомб 1980 , с. 19.
  37. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 1980 , с. 23.
  38. ^ ХаКоэн 2001 , с. 630.
  39. ^ Фенлон 2001а .
  40. ^ Хаммонд 2004 , с. 156.
  41. ^ Хаскелл 1980 , стр. 25.
  42. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 1980 , с. 153.
  43. ^ Страс 2018 , с. 4.
  44. ^ Ньюкомб 1986 , с. 97.
  45. ^ Саван 2018 , с. 574.
  46. ^ Дженсен и др. 2021 , стр. 49.
  47. ^ МакКлари 2012 , с. 82.
  48. ^ Пендл 2001 , с. 82.
  49. ^ Ньюкомб 1980 , с. 35.
  50. ^ Тредвелл 2002 , с. 29.
  51. ^ Ньюкомб 1980 , с. 183.
  52. ^ Ньюкомб 1980 , с. 170.
  53. ^ Клэптон 2006 .
  54. ^ Уэнэм 2001 .
  55. ^ Тредвелл 2000 , с. 43.
  56. ^ Шерр 1980 .
  57. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 1980 , с. 25.
  58. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 1980 , с. 26.
  59. ^ Ньюкомб 1980 , с. 59.
  60. ^ Jump up to: а б МакКлари 2012 , с. 83.
  61. ^ Ньюкомб 1980 , с. 57.
  62. ^ Ньюкомб 1980 , с. 58.
  63. ^ Старк 1999 , с. 193.
  64. ^ Страс 2018 , с. 241.
  65. ^ Ньюкомб 1986 , с. 106.
  66. ^ Ньюкомб 1980 , стр. 28, 69, 84.
  67. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 1980 , с. 85.
  68. ^ Jump up to: а б Картер и Чу 2001 .
  69. ^ Ньюкомб 1980 , с. 116.
  70. ^ Jump up to: а б Ньюкомб, 1980 , стр. 115–116.
  71. ^ Тредвелл 2000 , с. 78.
  72. ^ Jump up to: а б Старк 1999 , с. 155.
  73. ^ Jump up to: а б с Ньюкомб 1980 , с. 53.
  74. ^ Ньюкомб 1980 , стр. 120–125.
  75. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 1980 , с. 83.
  76. ^ Фенлон 2001b .
  77. ^ Бьянкони 2001 .
  78. ^ Уоткинс 1991 , с. 300.
  79. ^ Шиндл 2001 .
  80. ^ Ньюкомб 1980 , с. 189.
  81. ^ Jump up to: а б Ньюкомб 1986 , с. 93.
  82. ^ Ньюкомб 1986 , с. 98.
  83. ^ Яррис 2022 , с. 3.
  84. ^ Уголини 2020 , с. 72.
  85. ^ Мортон 2022 , с. 157.
  86. ^ Jump up to: а б Ньюкомб, 1986 , стр. 97, 98, 99.
  87. ^ Томлинсон 2017 , с. 4.
  88. ^ Кьюсик 1993 , с. 17.
  89. ^ Тредвелл 2004 , с. 2.
  90. ^ Пендл 2001 , с. 83; Кьюсик 1993 , с. 17; Мортон 2022 , с. 156, подтверждено Ньюкомбом в 1980 году .
  91. ^ Вистрайх 2017 .
  92. ^ Страс 2018 , с. 1.
  93. ^ Jump up to: а б Картер и Хичкок 2001 .
  94. ^ Колуцци 2019 , с. 335.
  95. ^ Яррис 2022 , стр. 8, 9.
  96. ^ Ньюкомб 1980 , с. 101.
  97. ^ Нива 2005 , с. 34.
  98. ^ Яррис 2022 , с. 7.
  99. ^ Кун 2020 , с. 94.

Источники

[ редактировать ]
Книги
Статьи
Гроува Источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44cfec84f9bb69d115f49cc4db1406f3__1723380660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/f3/44cfec84f9bb69d115f49cc4db1406f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Concerto delle donne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)