Франческа Каччини

Франческа Каччини ( [franˈtʃeska katˈtʃiːni] ; 18 сентября 1587 года — скорее всего, между 1641 и 1645 годами; или она могла снова выйти замуж. [ 1 ] ) — итальянский композитор, певец, лютнист , поэт и педагог музыки эпохи раннего барокко . Она также была известна под прозвищем «Ла Чеккина» [la tʃekˈkiːna] , данным ей флорентийцами и , вероятно, уменьшительным от «Франческа». [ 2 ] Она была дочерью Джулио Каччини . Ее единственное сохранившееся сценическое произведение, «Освобождение Руджеро» , широко считается старейшей оперой женщины-композитора. [ 3 ] Как женщина-композитор, она помогла укрепить агентство, а также культурные и политические программы своей покровительницы. [ 4 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Каччини родилась во Флоренции и получила гуманистическое образование (латинский, немного греческий, а также современные языки и литература, математика) в дополнение к раннему музыкальному обучению у своего отца. По мнению Лилианы Панеллы, первое обоснованное свидетельство о деятельности певицы Франчески вместе с сестрой Сеттимией при дворе Медичи относится к 1602 году: в своем дневнике Чезаре Тинги отмечает, что 3 апреля 1602 года церковь Св. Николая в Пизе, где суд переезжал каждый год во время Великого поста, полихоральную музыку ставил «Джулио Романо [Джулио Каччини], жена (вторая жена, Маргарита) и две дочери хорошо пели». [ 5 ]
В молодости Каччини выступала со своими родителями, сводным братом Помпео, сестрой Сеттимией и, возможно, другими неназванными учениками Каччини в ансамбле, который современники называли le donne di Giulio Romano . После того, как ее нанял суд, она продолжала выступать с семейным ансамблем до тех пор, пока брак Сеттимии и последующий переезд в Мантую не привели к его распаду. До начала 1627 года Каччини служила при дворе Медичи учительницей, камерной певицей, тренером по репетициям и композитором как камерной, так и сценической музыки. К 1614 году она была самым высокооплачиваемым музыкантом при дворе, в немалой степени потому, что ее музыкальная виртуозность так хорошо иллюстрировала идею. о женском совершенстве, спроектированном де-факто регентшей Тосканы, великой герцогиней Кристиной Лотарингской . К 1623 году она заработала 240 скуди . [ 6 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После того, как первый муж Каччини (Джованни Баттиста Синьорини, от которого в 1622 году у нее родилась дочь Маргарита) умер в декабре 1626 года, она быстро договорилась снова выйти замуж в октябре 1627 года, на этот раз за любящего музыку дворянина из Лукки Томмазо Рафаэлли. Хотя ее официальное имя осталось Франческа де Джулио Каччини, только обнаружение документов с участием Франчески Рафаэлли позволяет найти свидетельства ее жизни с 1627 по 1634 год. [ 7 ] Она жила в домах Рафаэлли в Луккезе, очевидно, родила сына (также Томмазо в 1628 году) и имела некоторое музыкальное родство с семьей Буонвизи в Лукке до своей смерти в 1630 году. [ 8 ] Хотя как жена дворянина она отклонила по крайней мере одну просьбу выступить (в Парме в 1628 году), как только она овдовела, Каччини немедленно попытался вернуться, чтобы служить при дворе Медичи. Ее возвращение было отложено из-за эпидемии чумы 1630–1633 годов, и к 1634 году Каччини вернулась во Флоренцию со своими двумя детьми, работая учителем музыки не только у своей дочери Маргариты, но и у принцесс Медичи, которые жили или часто посещали монастырь Ла Крочетта. а также сочинение и исполнение камерной музыки и небольших развлечений для женского двора. Каччини прекратил служить Медичи 8 мая 1641 года и исчез из публичных источников. [ 9 ]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Считается, что Каччини была быстрым и плодовитым композитором, равным по продуктивности своим придворным коллегам Якопо Пери и Марко да Гальяно . Из ее музыки сохранилось очень мало. Большая часть ее сценической музыки была написана для исполнения в комедиях поэта Микеланджело Буонарроти Младшего (внучатого племянника художника), таких как «Танка» (1613 г.), «Пассатемпо» (1614 г.) и «Фьера» (1619 г.). В 1618 году она опубликовала сборник из тридцати шести сольных песен и дуэтов сопрано и баса ( Il primo libro delle musiche ). [ 8 ] это сборник современных стилей: от трогательных, гармонически приключенческих плачей до радостных священных песен на итальянском и латинском языках, до остроумных строфических песен о радостях и опасностях романтической любви. [ 10 ]
Зимой 1625 года Каччини сочинил всю музыку к 75-минутному «комедийному балету» под названием « Освобождение Руджеро на острове д'Альчина» , который был исполнен для приехавшего к нам наследного принца Польши Ладислава Сигизмондо (позже Владислава IV ). Сочетая остроумные пародии на стандартные сцены ранних опер и самоуверенных персонажей с моментами удивительного эмоционального напряжения, партитура показывает, что Каччини в свое время освоила весь спектр музыкально-театральных приемов и что у нее было сильное чувство масштабности. музыкальное оформление. «Освобождение» настолько понравилось князю, что он поставил ее в Варшаве в 1628 году. Это также широко считается первой оперой, написанной женщиной. [ 11 ] Однако нет никаких свидетельств того, что Каччини написала какие-либо сопутствующие стихи, а написали ее современники Микеланджело Буонарроти, Андреа Сальвадори и Франческо Гуалтеротти. [ 12 ]
Композиционный стиль
[ редактировать ]Музыкальный и композиционный стиль Каччини сравнивают со стилем Монтеверди и Якопо Пери , и она начала сочинять музыку после завершения периода Возрождения , сыграв ключевую роль в развитии барокко . музыкального стиля [ 13 ] Она сочиняла в очень новаторском музыкальном контексте. [ 14 ] Ко многим своим песням она была автором сопроводительных стихов, которые также имели комедийный характер. [ 15 ]
Каччини Известно, что Primo libro использует саморефлексивность. Это потому, что многие из ее песен в этом сборнике имеют названия, которые, кажется, «отвечают» друг другу. Например песня «Че фай?» что означает «что ты делаешь?» за ним следует «Ардо», что переводится как «Я горю». Песни также продвинуты с точки зрения контроля дыхания, необходимого для исполнения, координации рук и голоса, а также вокального диапазона. Каччини использует романески в этих песнях уникальным и нетрадиционным способом. [ 12 ] Песни в этом сборнике сопровождаются инструментальными произведениями, над которыми каждый исполнитель может импровизировать. Хотя в музыкальных произведениях не обозначался конкретный инструмент для игры аккомпанемента, вполне вероятно, что теорба будет широко использоваться. [ 16 ]
Работает
[ редактировать ]Франческа Каччини написала часть или всю музыку как минимум к шестнадцати постановочным произведениям. Все, кроме «Освобождения Руджеро» и некоторых отрывков из «Танки» и «Пассатемпо», опубликованных в сборнике 1618 года, считаются утерянными. Из ее сохранившихся партитур видно, что Каччини проявляла исключительную заботу о нотной записи своей музыки, уделяя особое внимание ритмическому расположению слогов и слов, особенно внутри орнаментов, фразировке, обозначаемой лигатами, а также точному обозначению часто очень длинных, мелодически плавные вокальные мелизмы. Хотя ее музыка не особенно примечательна выразительными диссонансами, введенными в моду ее современником Монтеверди , Каччини была мастером драматического гармонического сюрприза: в ее музыке именно гармония, а не контрапункт, наиболее мощно передает аффект.
Оперные и сценические произведения:
- Ла Стьява (исполнение 1607 г.) [ 8 ] (потерянный) [ 3 ]
- «Маскарад нимф Сенны» , балет , Палаццо Питти , Флоренция , 1611 г. [ 3 ]
- La tancia , музыкальное сопровождение , Палаццо Питти, Флоренция, 1611 г. [ 3 ]
- Il Pastitempo , музыка к балету, Палласо Питти, Флоренция, 1614 г. [ 3 ]
- «Танец цыган» , балет, Палаццо Питти, Флоренция, музыка потеряна, 1615 г. [ 3 ]
- Первая книга музыки для 1–2 голосов и континуо (1618) [ 3 ]
- Ярмарка , музыкальное сопровождение, Палаццо Питти, Флоренция, 1619 г. [ 3 ]
- Мученичество святой Агаты , Флоренция, 1622 год. [ 3 ]
- Освобождение Руджеро с острова Альчина , музыкальная комедия , Вилла Поджио Императоре , Флоренция (1625) [ 3 ]
- Ринальдо инаморато , по заказу польского князя Владислава, 1626 год. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Кьюсик, Сюзанна Г. «Каччини, Франческа». Гроув Музыка онлайн. 2001 г.; По состоянию на 17 октября 2023 г. https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-90000380256 .
- ^ Александр и Савино 1997 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Маквикер, Мэри Фреч (2011). Женщины-композиторы классической музыки: 369 биографий с 1550 по 20 век . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 978-0-7864-4397-0 . OCLC 630498292 .
- ^ Ребекка Сайпесс (14 сентября 2023 г.). «Франческа Каччини» .
- ^ АА. ВВ. (1973). Итальянский институт энциклопедии / Лилиана Паннелла (ред.). Биографический словарь итальянцев . п. 20. Рим
- ^ Каннингем, Кэролайн (1996). Шлейфер, Марта Фурман; Гликман, Сильвия (ред.). Женщины-композиторы: музыка сквозь века . Нью-Йорк: Г. К. Хилл. стр. 226–228.
- ^ Кьюсик, Сюзанна Г. (1993). « Размышления из женской жизни»: Франческа Каччини после 1627 года» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 77 (3): 484–507. дои : 10.1093/mq/77.3.484 . ISSN 0027-4631 . JSTOR 742392 .
- ^ Jump up to: а б с Ребекка Сайпесс: «Франческа Каччини: итальянский композитор и певица» на сайте britannica.com, по состоянию на 2 ноября 2017 г.
- ^ Бриско, Джеймс Р. (1987). Историческая антология женской музыки . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21296-0 .
- ^ Первая книга музыки (Каччини, Франческа) на IMSLP.org, по состоянию на 31 октября 2017 г.
- ^ Зильберт, Дорис (1946). «Франческа Каччини, по прозвищу Чеккина» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 32 (1): 50–62. дои : 10.1093/mq/XXXII.1.50 . ISSN 0027-4631 . JSTOR 739564 .
- ^ Jump up to: а б Кьюсик, Сюзанна Г.; Стимпсон, Кэтрин Р. (2009). Франческа Каччини при дворе Медичи . Издательство Чикагского университета. дои : 10.7208/Чикаго/9780226338101.001.0001 . ISBN 978-0-226-13213-6 .
- ^ «Франческа Каччини, композитор» . ОУПблог . 17 сентября 2013 г. Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Эшнер, Кэт. «Три вещи, которые нужно знать о Франческе Каччини, музыкальном гении эпохи Возрождения, о котором вы никогда не слышали» . Смитсоновский журнал . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ «Профиль композитора: Франческа Каччини, первая женщина-композитор оперы» . Оперный провод . 21 января 2021 г. Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Дункан, Шерил (2018). «Небесная сирена — взгляд на жизнь и творчество Франчески Каччини Джульет Фрейзер (сопрано) и Джейми Акерса (теорба) (обзор)» . Женщины раннего Нового времени . 12 (2): 218–223. дои : 10.1353/emw.2018.0022 . ISSN 2378-4776 . S2CID 194970810 .
Источники
- Александр, Рональд Джеймс и Савино, Ричард (1997). Il Primo Libro Delle Musice 1618 года Франчески Каччини: современное критическое издание светских монодий . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21139-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кьюсик, Сюзанна Г. (июль 2009 г.). Франческа Каччини при дворе Медичи: музыка и циркуляция власти . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-13212-9 .
- Фишер, Кристина, изд. La Liberazione di Ruggiero dall'isola d'Alcina Залы и постановки в балетной опере Франчески Каччини (Флоренция, 1625 г.) . Хронос. ISBN 978-3-0340-1273-7 .
- Харнесс, Келли (2006). Отголоски женских голосов: музыка, искусство и женский покровительство во Флоренции раннего Нового времени . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-31659-9
- Рэйни, Кэролин (1971). Франческа Каччини, Музыкант Медичи и ее первая книга , докторская диссертация . Нью-Йоркский университет.
- Рэйни, Кэролин (1980). «Франческа Каччини». В Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Macmillan Publishers Ltd. Лондон: ISBN 1-56159-174-2 .
- Рэйни, Кэролин (1986). «Франческа Каччини» . В Джеймсе Р. Бриско (ред.). Историческая антология женской музыки . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21296-0 .
- Миранда, Марина Лобато, Франческа Каччини (1587–1641): композитор, исполнитель и профессор, представленные в Первой книге музыки Университета штата Джорджия.
- Буич, Боян; Роуз, Глория (1968). «Франческа Каччини». Музыка и письма . ISSN 0027-4224.
- Рэйни, Кэролин (1967). «Примо Либро» Франчески Каччини. Музыка и письма. ISSN 0027-4224.
- Дункан, Шерил (2018). «Небесная сирена - взгляд на жизнь и творчество Франчески Каччини Джульетты Фрейзер (сопрано) и Джейми Акерса (теорба) (обзор)». Женщины раннего Нового времени . ISSN 2378-4776.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Итальянские женщины-композиторы-классики
- Итальянские оперные композиторы
- 1587 рождений
- Смерти 1640-х годов
- Женщины-оперные композиторы
- Музыканты из Флоренции
- Итальянские композиторы 17 века.
- Итальянские актрисы 17 века.
- Актрисы итальянского театра
- Итальянские женщины-композиторы 17 века.