Марко да Гальяно

Марко да Гальяно (1 мая 1582 — 25 февраля 1643) — итальянский композитор эпохи раннего барокко . Он сыграл важную роль в ранней истории оперы и развитии сольного и концертного мадригала .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился во Флоренции и прожил там большую часть своей жизни. После учебы в религиозном братстве и у Луки Бати в церкви Сан-Лоренцо он в течение шести лет с 1602 года работал преподавателем пения . В 1607 году он отправился в Мантую , где написал музыку для семьи Гонзага , в том числе впечатляющую оперную постановку «Дафны» . В 1609 году он вернулся во Флоренцию, чтобы стать маэстро ди капелла в Compagnia dell'Arcangelo Raffaello , организации, в которой он получил музыкальное образование в детстве. Позже в том же году Медичи назначили его маэстро ди капелла придворным , и эту должность он занимал 35 лет.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Гальяно написал для Медичи огромное количество музыки, как духовной, так и светской; кроме того, он был певцом и инструменталистом, развлекавшим их в частном порядке. Его произведения включают четырнадцать опубликованных опер, из которых сохранились две: «Флора» (1628 г.) на либретто Андреа Сальвадори и «Дафна» (1608 г.). «Дафна» была оценена как лучшая постановка либретто Ринуччини , даже Якопо Пери , первым написавший оперу на этот текст. Между тем Гальяно или кто-то другой так тщательно переработал стихи Ринуччини для либретто, что в некоторых местах невозможно найти и следов оригинала. Пери указал, что способ наложения текста на музыку Гальяно был ближе к реальной речи, чем любой другой, тем самым достигая цели Флорентийской камерыты десятилетий назад, которая стремилась вернуть этот (предполагаемый) аспект древнегреческой музыки .
Другая музыка Гальяно включает светские монодии и многочисленные мадригалы . Если монодия была стилистическим нововведением в стиле барокко, то большинство мадригалов представляют собой а капелла и написаны в стиле, напоминающем эпоху позднего Возрождения (в первые десятилетия 17 века континуо мадригал становится преобладающим; например, в произведениях Монтеверди ) . Эту смесь прогрессивных и консервативных тенденций можно увидеть во всей его музыке: некоторые из его духовных произведений представляют собой а капелла , опять же в стиле prima prattica прошлого века, в то время как другие произведения демонстрируют влияние венецианской школы .
Гальяно пользовался огромным влиянием в свое время, чего и следовало ожидать от главы Медичи, отвечавшего за всю музыкальную деятельность при их дворе; однако после его смерти его популярность пошла на убыль, и с тех пор его музыку затмили такие современники, как Монтеверди.
Ссылки
[ редактировать ]- «Марко да Гальяно». Словарь музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди . Лондон: Издательство Macmillan. 1980. ISBN 1-56159-174-2 .
- Арнольд, Денис (1975). Монтеверди . Лондон: JM Dent & Sons. ISBN 0-460-03155-4 .