Венецианская школа (музыка)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2019 г. ) |
Часть серии о |
музыка эпохи Возрождения |
---|
Обзор |
В истории музыки Венецианская школа была объединением композиторов, работавших в Венеции примерно с 1550 по 1610 год, многие из которых работали в венецианском полихоральном стиле . Венецианские полихоральные произведения конца XVI века входили в число самых известных музыкальных произведений Европы, а их влияние на музыкальную практику других стран было огромно. Новшества, внесенные венецианской школой, наряду с современным развитием монодии и оперы во Флоренции , вместе определяют конец музыкального Возрождения и начало музыкального барокко .
История
[ редактировать ]Несколько основных факторов сошлись вместе, чтобы создать Венецианскую школу. Первый был политическим: после смерти Папы Льва X в 1521 году и разграбления Рима в 1527 году долгое время доминирующее музыкальное учреждение в Риме было затменено: многие музыканты либо переехали в другое место, либо предпочли не ехать в Рим, а Венеция была одним из несколько мест, где есть среда, способствующая творчеству. [1]
Другим фактором, возможно, самым важным, было существование великолепной базилики Святого Марка с ее уникальным интерьером и противоположными хорами. Из-за просторной архитектуры этой базилики необходимо было разработать музыкальный стиль, который бы использовал задержку звука с пользой, а не боролся с ней: так был разработан венецианский полихоральный стиль , великий антифонный стиль, в котором группы певцов и инструменты, играемые то встречно, то вместе, объединенные звуком органа. Первым композитором, прославившим этот эффект, был Адриан Виллаерт , который стал маэстро ди капелла собора Святого Марка в 1527 году и оставался на этой должности до своей смерти в 1562 году. Джозеффо Зарлино , один из самых влиятельных музыкальных писателей того времени, назвал Виллаерта «новым Пифагором », и влияние Виллаерта было глубоким не только как композитора, но и как учителя, поскольку большинство последующих венецианцев учились у него.
Еще одним фактором, способствовавшим богатому периоду музыкального творчества, было книгопечатание . В начале 16 века Венеция, процветающая и стабильная, стала важным центром музыкального издательства; композиторы приезжали со всех концов Европы, чтобы воспользоваться новой технологией, которой тогда было всего несколько десятилетий. Композиторы из Северной Европы, особенно из Фландрии и Франции , уже были известны как самые опытные композиторы Европы, и многие из них приехали в Венецию. Международный колорит музыкального общества города сохранялся и в 17 веке.
В 1560-х годах внутри венецианской школы сложились две отдельные группы: прогрессивная группа во главе с Бальдассаре Донато и консервативная группа во главе с Зарлино, который тогда был маэстро ди капелла . Разногласия между двумя группами достигли апогея в 1569 году, когда произошел драматический публичный конфликт между Донато и Зарлино во время праздника Святого Марка . Члены консервативной ветви, как правило, следовали стилю франко-фламандской полифонии, в их число входили Сиприано де Роре , Зарлино и Клаудио Меруло ; членами прогрессивной группы были Донато, Джованни Кроче , а позже Андреа и Джованни Габриэли . Дополнительный предмет разногласий между двумя группами заключался в том, следует ли венецианцам — или, по крайней мере, итальянцам — давать высшую должность маэстро ди капелла в соборе Святого Марка. В конце концов группа, отдающая предпочтение местным талантам, взяла верх, положив конец доминированию иностранных музыкантов в Венеции; в 1603 году на эту должность был назначен Джованни Кроче, а в 1609 году - Джулио Чезаре Мартиненго .
Пик развития венецианской школы пришелся на 1580-е годы, когда Андреа и Джованни Габриэли сочинили огромные произведения для множества хоров, духовых, струнных инструментов и органа. Эти работы являются первыми, включающими динамику , и одними из первых, включающими конкретные инструкции по ансамблевой инструментовке . В то же время работали органисты Клаудио Меруло и Джироламо Дирута ; они начали определять инструментальный стиль и технику, которые в последующих поколениях распространились на Северную Европу, достигнув кульминации в произведениях Свелинка , Букстехуде и, в конечном итоге, И.С. Баха .
Термин «венецианская школа» иногда используется, чтобы отличить ее от современной и обычно более консервативной в музыкальном отношении римской школы . Другими важными центрами музыкальной деятельности Италии в то же время были Флоренция (родина оперы), Феррара , Неаполь , Падуя , Мантуя , Милан .
Композиторы
[ редактировать ]Основные члены венецианской школы включают:
- Адриан Виллаерт (около 1490–1562)
- Жак Бюс (около 1500–1565)
- Андреа Габриэли (около 1532–1585)
- Никола Вичентино (1511–1576)
- Чиприано де Роре (около 1515–1565)
- Джузеппе Зарлино (1517–1590)
- Бальдассаре Донато (1525–1603)
- Аннибале Падовано (1527–1575)
- Костанцо Порта (около 1529–1601)
- Клаудио Меруло (1533–1604)
- Джозеффо Гуами (около 1540–1611)
- Винченцо Беллавере (ум. 1587)
- Джироламо Дирута (ок. 1554 – после 1610 г.)
- Джироламо Далла Каса (ум. 1601)
- Джованни Габриэли (ок. 1555–1612)
- Джованни Кроче (ок. 1557–1609)
- Джованни Бассано (около 1558–1617)
- Джулио Чезаре Мартиненго (около 1561–1613)
См. также
[ редактировать ]Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Различные статьи, в том числе «Венеция», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Манфред Букофцер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Элеонора Селфридж-Филд , Венецианская инструментальная музыка, от Габриэли до Вивальди. Нью-Йорк, Dover Publications, 1994. ISBN 0-486-28151-5
- Денис Арнольд , Монтеверди. Лондон, JM Dent & Sons Ltd, 1975 г. ISBN 0-460-03155-4
- Бланш Гангвере, История музыки в период Возрождения, 1520–1550 гг . Вестпорт, Коннектикут, издательство Praeger Publishers. 2004 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гангвере, с. 246.