Инструментарий (музыка)
В музыке используемых инструментарий — это определенная комбинация музыкальных инструментов, в композиции, и свойства этих инструментов по отдельности. Инструментарий иногда используется как синоним оркестровки . Такое сопоставление двух терминов было впервые сделано в 1843 году Гектором Берлиозом в его «Великой черте инструментов и современных оркестровок» , и с тех пор предпринимались различные попытки дифференцировать их. Инструментация — это более общий термин, обозначающий выбор инструментов оркестратором, композитором или аранжировщиком в различных комбинациях или даже выбор, сделанный исполнителями для конкретного исполнения, в отличие от более узкого смысла оркестровки, который представляет собой акт партитуры для оркестра — произведение, первоначально написанное для сольного инструмента или небольшой группы инструментов. [1]
Инструментальные свойства
[ редактировать ]Для написания любого инструмента композитор или аранжировщик должен знать свойства инструмента, такие как:
- инструмента конкретный тембр или диапазон тембров;
- диапазон высоты звука, доступный на инструменте, а также его динамический диапазон;
- ограничения техники игры, такие как длина дыхания, возможные аппликатуры или выносливость среднего игрока;
- относительная сложность конкретной музыки на этом инструменте (например, повторяющиеся ноты гораздо легче играть на скрипке , чем на фортепиано ; в то время как трели относительно легко даются на флейте , но чрезвычайно трудно на тромбоне );
- наличие специальных эффектов или расширенных техник, таких как кольно игра , трепетание языка или глиссандо ;
- условные обозначения для инструмента.
Инструментальные комбинации
[ редактировать ]В то время как « оркестровка » относится к расположению и сочетанию инструментов в больших ансамблях, «инструментация» - это более широкий термин, который также охватывает изобретательность композиторов и аранжировщиков в обращении с небольшими ансамблями. На протяжении всей своей композиторской жизни И.С. Бах экспериментировал с множеством инструментальных групп. Ярким примером является группа, которую он выбрал для аккомпанемента сольному бас-певцу в движении «Куониам» из его мессы си минор .

По словам Джорджа Стауффера, «Quoniam» — одна из самых необычных арий Баха. Обстановка — бас, валторна, два фагота и континуо — уникальна в его творчестве. Действительно, трудно найти эту комбинацию где-либо еще в произведениях Баха. Барочный репертуар». [2]
Вступительные такты для Сонаты Бетховена скрипки и фортепиано, соч. 96 демонстрируют, как работают контраст и смешение тембров при сочинении инструментов. В тактах 1–10 «скрипка и фортепиано повторяют мотивы друг друга». [3] подчеркивая контраст между их звуками. Однако в следующем отрывке (такты 11–20) два инструмента прекрасно сочетаются, поскольку они «объединяют свои усилия в длинных, высоких, арпеджированных линиях в параллельном движении». [3] Здесь скрипичная линия «зажата» между двумя фортепианными партиями. «Сотрудничая, инструменты гениально проходят согласованный путь: они придерживаются одного мнения; ни один из них не нуждается в разработке отдельной точки зрения, не говоря уже о защите конкурирующего взгляда на опыт. Вместо этого внешнее согласие находит внутреннее подтверждение, когда каждый инструмент завершает, ратифицирует, и усиливая другого». [3]

Захватывающая вторая часть ми Трио Шуберта -бемоль мажор иллюстрирует разнообразие и интерес, которые возможны всего с тремя инструментами. Написав об этом движении, Чарльз Розен говорит о том, как Шуберт «часто концентрировался не на мотиве, а на пространстве, очерченном мотивом, переставляя элементы внутри этого пространства в различных перестановках». [4] Часть открывается основной темой, исполняемой на виолончели под аккомпанемент фортепиано, состоящий из повторяющихся аккордов:

Когда через несколько тактов тема повторяется, роли меняются. Фортепиано играет мелодию по октавам , а скрипка и виолончель играют аккомпанемент:

Позже в части фортепиано играет как тему правой рукой, так и аккомпанемент левой рукой, оставляя скрипку и виолончель свободными для создания декоративных контрмелодий :

Заключительные такты части еще раз отражают изменения в инструментах, добавляя дополнительные идеи, такие как фигура падающей октавы в первом и последнем тактах, одновременно изменяя и обогащая гармонию и инструментальный цвет . Струнные здесь аккомпанируют игре пиццикато на фортепиано , прежде чем вернуться к своим смычкам для глубоко выразительных финальных тактов:

Другие произведения с характерными инструментами
[ редактировать ]- Россини , Маленькая месса соленнель (1863): двенадцать певцов, два фортепиано и фисгармония;
- Сен-Санс , «Карнавал животных» (1886): флейта, кларнет, глокеншпиль, ксилофон, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас и два фортепиано;
- Дебюсси , Соната для флейты, альта и арфы (1915);
- Стравинский , «Солдатская повесть» (1918): корнет, тромбон, кларнет, фагот, скрипка, контрабас и ударные;
- Шёнберг , Herzgewächse , соч. 20: песня для высокого голоса в сопровождении челесты, фисгармонии и арфы; Серенада , соч. 24: кларнет, бас-кларнет, мандолина, гитара, скрипка, альт и виолончель.
- Вилла-Лобос , Хорос № 4 (1926): три валторны и тромбон;
- Барток , Соната для двух фортепиано и ударных (1937);
- Мессиан , Фестиваль прекрасных вод (1937): шесть волн Мартено ; Квартет на конец времени (1941): кларнет, скрипка, виолончель и фортепиано;
- Штокхаузен , Кройцшпиль (1951): гобой, бас-кларнет, фортепиано и четыре перкуссиониста;
- Клетка , Воображаемый пейзаж № 4 (мартовский № 2) (1951): 12 радиоприемников, 24 проигрывателя;
- Булез , Le Marteau sans maître (1955): альтовая флейта, альт, вибрафон, ксилоримба, гитара и перкуссия; Sur Incisions (1996–98): три фортепиано, три арфы и три перкуссиониста;
- Гойвартс , Де Занг ван Водолей (Песня Водолея, 1984): восемь бас-кларнетов.
См. также
[ редактировать ]- Концертная группа
- Латунная секция
- Раздел клавиатуры
- Секция ударных инструментов
- Строковый раздел
- Секция деревянных духовых инструментов
- Сокращение оркестровых инструментов
- Хорнбостеля – Сакса Система классификации инструментов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крейтнер и др. 2001 г.
- ^ Стауффер 2003 , с. 89
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Соломон 2003 , с. 76
- ^ Розен 1997 , с. 92
Библиография
[ редактировать ]- Крейтнер, Кеннет; Тери-Смит, Мэри; Веструп, Джек А .; Холоман, Д. Керн ; Хопкинс, Джордж У .; Гриффитс, Пол А .; Конрад, Джон Алан (2001). «Инструменты и оркестровка». В Сэди, Стэнли Дж .; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.20404 . ISBN 1-56159-239-0 .
- Розен, Чарльз В. (1997). «Шубертовские флексии классической формы». В Гиббсе, Кристофер Х. (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 72–98. дои : 10.1017/CCOL9780521482295.006 . ISBN 9781139002172 .
- Соломон, Мейнард Э. (2003). Поздний Бетховен: музыка, мысль, воображение . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520243392 .
- Стауффер, Джордж Б. (2003). Бах, Месса си минор: великая католическая месса . Йельские музыкальные шедевры. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300099669 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Берлиоз, Гектор (1948). Трактат об инструментах , расширенный и переработанный Рихардом Штраусом, включая эссе Берлиоза «О дирижировании» , перевод Теодора Фронта. Нью-Йорк: Э. Ф. Калмус.
- Блаттер, Альфред (1997). Инструментарий и оркестровка (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 9780028645704 .
- Борх, Гастон (1918). Практическое руководство по приборостроению . Бостон, Массачусетс: Бостонская музыкальная компания.
- Пероне, Джеймс Э. (1996). Теория оркестровки: Библиография . Музыкальный справочный сборник. Том. 52. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press . ISBN 0-313-29596-4 . LCCN 95-52948 .
- Праут, Эбенезер (1877). Инструментарий . Лондон; Бостон: Новелло, Эвер и Ко; Дитсон. OCLC 1019663 . (Перепечатка Нью-Йорка: Haskell House, 1969)
- Рэндел, Дон Майкл , изд. (1986) [1944]. «Приборка» . Новый Гарвардский музыкальный словарь (3-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. п. 397 . ISBN 0-674-61525-5 . LCCN 86-4780 .
- Роуз, Кристофер (1986) [1944]. «Приборка» . В Рэнделе, Дон Майкл (ред.). Новый Гарвардский музыкальный словарь (3-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. п. 575 –577. ISBN 0-674-61525-5 . LCCN 86-4780 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео на YouTube ; Шуберт: Фортепианное трио № 2 ми-бемоль мажор , Трио Странник