Jump to content

Франц Шуберт

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Шуберта )

Франц Шуберт
Рожденный ( 1797-01-31 ) 31 января 1797 г.
Умер 19 ноября 1828 г. (1828-11-19) (31 год)
Вена
Занятие Композитор
Работает Список произведений Франца Шуберта
Подпись
Подпись Франца Шуберта

Франц Петер Шуберт (англ. Немецкий: [fʁants ˈpeːtɐ ˈʃuːbɐt] ; 31 января 1797 — 19 ноября 1828) — австрийский композитор эпохи позднего классицизма и раннего романтизма . Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт оставил после себя обширное творчество , в том числе более 600 светских вокальных произведений (в основном «Лидер» ), семь полных симфоний , духовную музыку , оперы , эпизодическую музыку , а также большое количество фортепианной и камерной музыки . Его основные произведения включают авторские песни « Erlkönig », « Gretchen am Spinnrade » и « Ave Maria »; Форелевой квинтет ; Симфония № 8 си минор ( Неоконченная ); Симфония № 9 до мажор ( Великая ); Струнный квартет № 14 ре минор ( «Смерть и дева »); Струнный квинтет до мажор ; Экспромт ; для фортепиано соло последние три фортепианные сонаты ; Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки ; опера Фьеррабрас ; музыкальное сопровождение к пьесе «Розамунде» ; и песенные циклы Die schöne Müllerin , Winterreise и Schwanengesang .

Шуберт родился в Химмельпфортгрунд пригороде Вены и с раннего возраста проявлял незаурядные музыкальные способности. Его отец дал ему первые уроки игры на скрипке, а старший брат дал ему уроки игры на фортепиано, но вскоре Шуберт превзошел их способности. В 1808 году, в возрасте одиннадцати лет, он стал учеником школы Stadtkonvikt, где познакомился с оркестровой музыкой Йозефа Гайдна , Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена . Он покинул Stadtkonvikt в конце 1813 года и вернулся домой, чтобы жить со своим отцом, где начал учиться на школьного учителя. Несмотря на это, он продолжил обучение композиции у Антонио Сальери и по-прежнему плодотворно сочинял. В 1821 году Шуберт был принят в Общество друзей музыки в качестве исполнительного члена, что помогло утвердить его имя среди венских граждан. В марте 1828 года он дал концерт своих произведений, получивший признание критиков, единственный раз в своей карьере. Он умер восемь месяцев спустя в возрасте 31 года, причина, официально приписываемая брюшной тиф , но некоторые историки считают его сифилисом .

Признание музыки Шуберта при его жизни было ограничено относительно небольшим кругом поклонников в Вене, но интерес к его творчеству значительно возрос в течение десятилетий после его смерти. Феликс Мендельсон , Роберт Шуман , Ференц Лист , Иоганнес Брамс и другие композиторы XIX века открыли и пропагандировали его произведения. Сегодня Шуберт считается одним из величайших композиторов в истории западной классической музыки , и его музыка продолжает широко исполняться.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Франц Петер Шуберт родился в Химмельпфортгрунде (ныне часть Альзергрунда ), Вена, Эрцгерцогство Австрийское , 31 января 1797 года и на следующий день был крещен в католической церкви. [1] Он был двенадцатым ребенком в семье Франца Теодора Флориана Шуберта (1763–1830) и Марии Элизабет Катарины Виц (1756–1812). [2] Непосредственные предки Шуберта были родом из провинции Цукмантель в австрийской Силезии . [3] Его отец, сын моравского крестьянина, был известным приходским учителем , а в его школе в Лихтентале Вены ( девятом районе ) обучалось множество учеников. [4] Он приехал в Вену из Цукмантеля в 1784 году и два года спустя был назначен школьным учителем. [3] Его мать была дочерью силезского мастера -слесаря ​​и до замужества работала горничной в венской семье. Из четырнадцати детей Франца Теодора и Элизабет (один из них внебрачный, родился в 1783 году) [5] девять умерли в младенчестве.

Дом, в котором родился Шуберт , сегодня Nußdorfer Straße 54.

В пятилетнем возрасте Шуберт начал получать регулярные уроки от отца, а через год был зачислен в отцовскую школу. [6] Хотя точно неизвестно, когда он получил свое первое музыкальное образование, его брат Игнац давал ему уроки игры на фортепиано, но они длились очень недолго, поскольку Шуберт превзошел его за несколько месяцев. [7] Позже Игнац вспоминал:

Я был поражен, когда через несколько месяцев после того, как мы начали, Франц сказал мне, что ему не нужны никакие дальнейшие инструкции от меня и что в будущем он пойдет своим путем. И действительно, его успехи за короткий период были так велики, что я вынужден был признать в нем мастера, совершенно отдалившегося и опередившего меня, которого я отчаялся догнать. [8]

Его отец дал ему первые уроки игры на скрипке, когда ему было восемь лет, обучая его до такой степени, что он мог умело играть легкие дуэты. [9] Вскоре после этого Шуберт получил первые уроки вне семьи у Михаэля Хольцера, органиста и хормейстера местной приходской церкви в Лихтентале. Хольцер часто со слезами на глазах уверял отца Шуберта, что у него никогда не было такого ученика, как Шуберт. [8] и уроки, возможно, в основном состояли из разговоров и выражений восхищения. [10] Хольцер обучал молодого Шуберта игре на фортепиано и органе, а также фигурному басу . [8] Однако, по словам Хольцера, он не дал ему никаких реальных инструкций, поскольку Шуберт уже знал все, чему он пытался его научить; скорее, он смотрел на Шуберта с «удивлением и молчанием». [9] Мальчик, казалось, получил больше пользы от знакомства с дружелюбным учеником столяра , который отвел его на соседний склад фортепиано , где Шуберт мог попрактиковаться на инструментах получше. [11] Он также играл на альте в семейном струнном квартете со своими братьями Фердинандом и Игнацем на первой и второй скрипке, а его отец - на виолончели . Шуберт написал для этого ансамбля свои первые струнные квартеты. [12]

Молодой Шуберт впервые привлек внимание Антонио Сальери , тогда ведущего музыкального авторитета Вены, в 1804 году, когда его вокальный талант был признан. [12] В ноябре 1808 года он стал учеником Stadtkonvikt (Императорской семинарии) по хоровой стипендии. В Stadtkonvikt он познакомился с увертюрами и симфониями Моцарта, симфониями Йозефа Гайдна и его младшего брата Михаэля Гайдна , а также увертюрами и симфониями Бетховена , композитора, которым он восхищался. [13] [14] Его знакомство с этими и другими произведениями в сочетании с периодическими посещениями оперы заложило основу для более широкого музыкального образования. [15] Одно важное музыкальное влияние пришло из песен Иоганна Рудольфа Цумстега , важного композитора Lieder . не по годам развитый молодой студент «хотел модернизировать» песни Цумстега . По словам Йозефа фон Спауна , друга Шуберта, [16] Дружба Шуберта со Спауном началась в Штадтконвикте и продолжалась всю его короткую жизнь. В те первые дни финансово обеспеченный Спаун снабжал обедневшего Шуберта большей частью рукописной бумаги. [15]

Тем временем талант Шуберта начал проявляться в его сочинениях; Сальери решил начать его частное обучение теории музыки и композиции. По словам Фердинанда, первым произведением мальчика для фортепиано была Фантазия в четыре руки ; его первая песня, Klagegesang der Hagar , была написана годом позже. [17] Шуберту иногда разрешалось руководить оркестром Штадтконвикта. [18] первый оркестр, для которого он написал. Большую часть своего времени в Stadtkonvikt он посвятил сочинению камерной музыки, нескольких песен, фортепианных пьес и, что более амбициозно, литургических хоровых произведений в форме «Salve Regina» (D 27), «Kyrie» (D 27). 31), в дополнение к незаконченному «Октету для духовых инструментов» (D 72, посвященному смерти его матери в 1812 году), [19] кантата We ist groß? для мужских голосов и оркестра (Д 110, ко дню рождения отца в 1813 году) и его первую симфонию (Д 82). [20]

Учитель в школе своего отца

[ редактировать ]
Возможный портрет молодого Франца Шуберта ок. 1814 г. , приписывается Йозефу Абелю.

В конце 1813 года Шуберт покинул Stadtkonvikt и вернулся домой для прохождения педагогической подготовки в Педагогической школе Святой Анны . В 1814 году он поступил в школу своего отца учителем младших учеников. Более двух лет молодой Шуберт переносил тяжелую тяжелую работу. [21] Однако за это время он нашел компенсационные интересы. Например, Шуберт продолжал брать частные уроки композиции у Сальери, который дал ему больше технической подготовки, чем любой из его других учителей, пока их пути не разошлись в 1817 году. [18]

В 1814 году Шуберт познакомился с молодой сопрано по имени Тереза ​​Гроб , дочерью местного производителя шелка, и написал для нее несколько своих литургических произведений (в том числе «Salve Reginа» и «Tantum Ergo»); она также была солисткой на премьере его мессы № 1 (Д. 105) в сентябре. [22] 1814. [21] Шуберт хотел жениться на ней, но ему помешал суровый закон о согласии на брак 1815 года. [23] требование от начинающего жениха показать, что у него есть средства для содержания семьи. [24] В ноябре 1816 года, не сумев получить музыкальную должность в Лайбахе (ныне Любляна , Словения ), Шуберт послал брату г-жи Гроб Генриху сборник песен, который семья сохранила до двадцатого века. [25]

Одним из самых плодотворных лет Шуберта стал 1815 год. Он сочинил более 20 000 музыкальных тактов, более половины из которых были для оркестра, в том числе девять церковных произведений (хотя он был агностиком ) , [26] [27] симфония и около 140 песен. [28] В том же году его также познакомили с Ансельмом Хюттенбреннером и Францем фон Шобером , которые стали его друзьями на всю жизнь. Другой друг, Иоганн Майрхофер , был представлен ему Спауном в 1815 году. [29]

Весь 1815 год Шуберт жил дома со своим отцом. Он продолжал преподавать в школе и давать частные уроки музыки, зарабатывая достаточно денег для своих основных нужд, включая одежду, рукописную бумагу, ручки и чернила, но практически совсем не оставляя денег на предметы роскоши. [30] Спаун был хорошо осведомлен, что Шуберт был недоволен своей жизнью в школе, и беспокоился об интеллектуальном и музыкальном развитии Шуберта. В мае 1816 года Спаун переехал из своей квартиры на Ландскронгассе (в центре города) в новый дом в пригороде Ландштрассе ; Одним из первых дел, которые он сделал после того, как обосновался в новом доме, было приглашение Шуберта провести с ним несколько дней. Вероятно, это был первый визит Шуберта вдали от дома или школы. [31] Несчастье Шуберта в годы его работы школьным учителем, возможно, свидетельствовало о ранних признаках депрессии , и практически наверняка Шуберт страдал циклотимией на протяжении всей своей жизни. [32]

В 1989 году музыковед Мейнард Соломон предположил, что Шуберта эротически привлекали мужчины. [33] тезис, который вызвал горячие споры. [34] [35] Музыковед и эксперт по Шуберту Рита Стеблин сказала, что он «гнался за женщинами». [36] Теория сексуальности Шуберта или «Шуберт как другой» продолжает влиять на современные исследования. [37] Биограф Лоррейн Бирн Бодли скептически относится «... к «прогулке» Соломона с Шубертом, говоря, что это неверно истолковывает страстную «гомосоциальную» дружбу Европы XIX века». [38]

Поддержка друзей

[ редактировать ]
Карикатура на Иоганна Михаэля Фогля и Франца Шуберта работы Франца фон Шобера (1825 г.)

Значительные перемены произошли в жизни Шуберта в 1816 году, когда Шобер, студент из богатой семьи, пригласил его поселиться в доме матери. Это предложение было особенно удачным, поскольку Шуберт только что подал безуспешное заявление на должность капельмейстера в Лайбахе, а также решил не возобновлять преподавательскую деятельность в школе своего отца. К концу года он стал гостем в квартире Шобера. [39] Какое-то время он пытался пополнить семейные ресурсы, давая уроки музыки, но вскоре отказался от них и посвятил себя композиции. [40] «Я сочиняю каждое утро, и когда одно произведение готово, я начинаю другое». [41] В течение этого года он сосредоточился на оркестровых и хоровых произведениях, хотя также продолжал писать «Лидер». [42] Большая часть этой работы не была опубликована, но рукописи и копии распространялись среди друзей и поклонников. [43]

В начале 1817 года Шобер познакомил Шуберта с Иоганном Михаэлем Фоглем , выдающимся баритоном на двадцать лет старше Шуберта. Фогль, для которого Шуберт написал множество песен, стал одним из главных сторонников Шуберта в венских музыкальных кругах. Шуберт также встретил Йозефа Хюттенбреннера (брата Ансельма), который также сыграл роль в продвижении его музыки. [44] Они, а также растущий круг друзей и музыкантов стали ответственными за продвижение, коллекционирование и, после его смерти, сохранение его работ. [45] Генрих Аншютц писал в своих мемуарах, что Шуберт был активным членом Unsinnsgesellschaft ( Общества глупостей) 1817–1818 годов, и с этим согласны различные ученые. [46] [47] [48]

Калейдоскоп . и Дрезина , Леопольда Купельвизера Карикатура на самого себя и Франца Шуберта для Общества чепухи (16 июля 1818 г.) [49] [48] [47] [50]

В конце 1817 года отец Шуберта получил новую должность в школе в Россау , недалеко от Лихтенталя. Шуберт воссоединился со своим отцом и неохотно приступил к преподаванию там. В начале 1818 года он подал заявку на членство в престижном Gesellschaft der Musikfreunde , намереваясь получить допуск в качестве концертмейстера, а также чтобы его музыка, особенно песни, могла исполняться на вечерних концертах. Ему было отказано на том основании, что он «не любитель», хотя в то время он работал школьным учителем и среди членов общества уже были профессиональные музыканты. [51] [52] Однако он стал получать больше внимания в прессе, и первое публичное исполнение светского произведения — увертюры, исполненной в феврале 1818 года, — получило похвалу прессы в Вене и за рубежом. [53]

Лето 1818 года Шуберт провёл учителем музыки в семье графа Иоганна Карла Эстерхази в их замке в Желизе (ныне Железовце , Словакия). Зарплата была относительно хорошей, а его обязанности по обучению игре на фортепиано и пению двух дочерей, Мари и Кэролайн , были относительно легкими, что позволяло ему с удовольствием сочинять музыку. Шуберт, возможно, написал свои «Военные марши» ре мажор (D. 733 № 1) для Мари и Кэролайн, а также для других фортепианных дуэтов. [54] По возвращении из Желиза он поселился у своего друга Майрхофера. [52]

В начале 1820-х годов Шуберт был частью сплоченного круга художников и студентов, которые устраивали общественные собрания, которые стали известны как Шубертиады . Многие из них происходили в большой квартире Игнаца фон Зоннляйтнера в Гундельхофе (Brandstätte 5, Вена). Узкому кругу друзей, которым окружал себя Шуберт, в начале 1820 года был нанесен удар. Шуберт и четверо его друзей были арестованы австрийской полицией, которая после Французской революции и наполеоновских войн была настороже против революционной деятельности. и с подозрением относится к любому собранию молодежи или студентов. Один из друзей Шуберта, Иоганн Сенн , был отдан под суд, заключен в тюрьму на срок более года, а затем ему навсегда запретили въезд в Вену. Остальные четверо, включая Шуберта, получили «строгий выговор», отчасти за «оскорбительные и уничижительные высказывания в отношении [должностных лиц]». [55] Хотя Шуберт больше никогда не видел Сенна, он положил на музыку некоторые из своих стихотворений, «Селиге Вельт» (Д. 743) и «Шваненгезанг» (Д. 744). Этот инцидент, возможно, сыграл роль в ссоре с Майрхофером, с которым он в то время жил. [56]

Шуберт, ростом чуть больше пяти футов, [57] друзья прозвали его «Шваммерль», что, по описанию Гиббса, переводится как «Табби» или «Маленький гриб». [58] «Швамм» — «гриб» в австрийском и баварском диалектах немецкого языка; окончание «-erl» делает его уменьшительным. Гиббс также утверждает, что, возможно, иногда он чрезмерно напивался, отмечая, что упоминания о пьянстве Шуберта «... встречаются не только в более поздних отчетах, но и в документах, датируемых его жизнью». [59]

Музыкальная зрелость

[ редактировать ]

Композиции Шуберта 1819 и 1820 годов демонстрируют заметный прогресс в развитии и зрелости стиля. [40] В феврале 1820 года он начал окончательно незаконченную ораторию «Лазарь » (Д. 689). Позже за ней последовал гимн «Дер 23. Псалом» (Д. 706), октет « Gesang der Geister über den Wassern » (Д. 714). , Квартетсац до минор (D. 703), « Странник-фантазия» до мажор для фортепиано (D. 760) и дополнительные произведения меньшего размера. В 1820 году были поставлены две оперы Шуберта: «Цвиллингсбрюдер» (Г. 647) появилась в Театре на Кернтнерторе 14 июня, а «Зауберхарфе» (Г. 644) появилась в Театре ан дер Вин 21 августа. [60] До сих пор его более крупные сочинения (кроме месс) ограничивались любительским оркестром Гундельхофа (Brandstätte 5, Вена), обществом, выросшим из квартетных вечеринок в его доме. Теперь он стал занимать более заметную позицию, обращаясь к более широкой публике. [60] Издатели, однако, держались на расстоянии, и Антон Диабелли нерешительно согласился напечатать некоторые из своих работ на заказ. [61] Первые семь номеров опусов, все песни, появились на этих условиях; затем комиссия прекратила свое существование, и он начал получать скромные гонорары. [62] Ситуация несколько улучшилась в марте 1821 года, когда Фогль исполнил песню « Erlkönig » (Д. 328), которая была очень хорошо принята. на концерте [63] В том же месяце Шуберт написал Вариацию на тему вальса Диабелли (D 718), будучи одним из пятидесяти композиторов, внесших вклад в публикацию Vaterländischer Künstlerverein .

Акварель Франца Шуберта работы Вильгельма Августа Ридера (1825 г.)

Постановка двух опер еще сильнее, чем когда-либо, привлекла внимание Шуберта к сцене, где по ряду причин он потерпел почти полный успех. Всего он взялся за двадцать сценических проектов, каждый из которых оказался неудачным, но быстро забытым. В 1822 году «Альфонсо и Эстрелла» была отвергнута, отчасти из-за либретто, написанного другом Шуберта Францем фон Шобером . [64] В 1823 году Фьеррабрас (D 796) был отвергнут: Доменико Барбайя , импресарио придворных театров, в значительной степени потерял интерес к новой немецкой опере из-за популярности Россини и итальянского оперного стиля, а также провала Карла Марии фон Вебера . «Эврианты» . [65] Die Verschworenen ( «Заговорщики» , D 787) была запрещена цензурой, очевидно, из-за ее названия: [66] а пьеса «Розамунде, Фюрстин фон Циперн» , к которой Шуберт написал музыку (D 797), была снята с производства через два вечера из-за плохого качества пьесы. [62]

Несмотря на его оперные неудачи, репутация Шуберта неуклонно росла на других фронтах. В 1821 году Общество друзей музыки наконец приняло его в качестве исполнителя, и количество исполнений его музыки значительно выросло. [67] Эти выступления помогли репутации Шуберта быстро вырасти среди членов Gesellschaft. [67] и установил свое имя. [64] Некоторые члены Общества, в первую очередь Игнац фон Зоннляйтнер и его сын Леопольд фон Зоннляйтнер , имели значительное влияние на дела общества, и в результате этого, а также растущей репутации Шуберта, его произведения были включены в три основных концерты Общества в 1821 году. В апреле был исполнен один из его мужских квартетов, а в ноябре впервые публично исполнена его Увертюра ми минор (D. 648); [67] на другом концерте в тот же день, что и премьера Увертюры, его песня «Странник» (Д. 489). была исполнена [64]

В 1822 году Шуберт познакомился и с Вебером, и с Бетховеном, но в обоих случаях из этого ничего не вышло; [62] однако, как говорят, Бетховен несколько раз признавал дары молодого человека. Говорят, что на смертном одре Бетховен просмотрел некоторые произведения молодого человека и воскликнул: «Воистину, в этом Шуберте живет искра божественного гения!» Сообщается, что Бетховен также предсказал, что Шуберт «произведет в мире большую сенсацию», и выразил сожаление, что не был с ним более знаком ранее; он хотел посмотреть свои оперы и произведения для фортепиано, но тяжелая болезнь помешала ему это сделать. [68]

Последние годы и шедевры

[ редактировать ]
Франц Шуберт работы Йозефа Крихубера (1846 г.)

Несмотря на свою озабоченность сценой и последующие официальные обязанности, Шуберт за эти годы написал значительное количество музыки. [62] Он завершил Месса ля-бемоль мажор (D. 678) в 1822 году, а позже в том же году внезапно приступил к работе, которая более решительно, чем любое другое в те годы, продемонстрировала его зрелое личное видение, - Симфонию си минор. , известная как Неоконченная симфония (Д. 759). [69] Причина, по которой он оставил ее незавершенной (написав две части и наброски где-то в третьей), продолжает обсуждаться и писать, и примечательно также, что он не упомянул об этом никому из своих друзей, хотя, как сказал Брайан Ньюбоулд отмечает, он, должно быть, был в восторге от того, чего достиг. [70] В 1823 году Шуберт написал свой первый масштабный песенный цикл « Die Schöne Müllerin» (Г. 795), поставив стихи Вильгельма Мюллера . [71] Эта серия, вместе с более поздним циклом «Зимний путь» (D. 911, также содержащий тексты Мюллера в 1827 году), широко считается одной из вершин Лидера. [72] Он также сочинил песню «Du bist die Ruh» ( «Ты — покой и мир» , [73] Д. 776) в течение этого года. В том же году впервые появились симптомы сифилиса . [74]

В 1824 году он написал «Вариации ми минор» для флейты и фортепиано; Trockne Blumen , песня из цикла Die schöne Müllerin ; и несколько струнных квартетов. Он также написал Сонату ля минор для арпеджионе и фортепиано (D. 821) в то время, когда этим инструментом было небольшое увлечение. [75] Весной того же года он написал Октет фа мажор (Д. 803), набросок к «Большой симфонии», а летом вернулся в Желиз . Там его привлекла венгерская музыкальная идиома, и он написал « Дивертисмент à la hongroise» соль минор для фортепианного дуэта (D. 818) и Струнный квартет ля минор «Розамунде» (D. 804). [62] Говорили, что он питал безнадежную страсть к своей ученице, графине Каролине Эстерхази . [76] но единственное произведение, посвященное ей, - это его Фантазия фа минор для фортепианного дуэта (Д. 940). Шуберта Однако это посвящение можно найти только в первом издании, а не в автографе . [77] [78] [79] Его друг Эдуард фон Бауэрнфельд написал следующий стих, который, по-видимому, отсылает к безответным чувствам Шуберта:

Влюблен в графиню юношеской грации,
— Ученик Галта; в отчаянном случае
Молодой Шуберт отдается другому,
И Файн бы избегал такой ласковой речи [80]

Неудачи предыдущих лет были компенсированы процветанием и счастьем 1825 года. Публикации продвигались быстрее, стресс бедности на время ослабел, а летом он провел приятный отпуск в Верхней Австрии , где его встретили с энтузиазмом. . [62] Именно во время этого турне он продюсировал цикл из семи песен Fräulein am See , основанный на Вальтера Скотта » «Леди озера и включающий « Ellens Gesang III » («Гимн Богородице») (D. 839, Op. .52, №6); текст немецкого перевода стихотворения Скотта Адама Сторка теперь часто заменяется полным текстом традиционной римско-католической молитвы « Радуйся, Мария» ( Ave Maria на латыни), но для которой мелодия Шуберта не является оригинальной обстановкой. Оригинал открывается только приветствием «Аве Мария», которое также повторяется только в припеве. [81] В 1825 году Шуберт также написал Сонату для фортепиано ля минор (D 845, впервые опубликована как соч. 42) и начал Симфонию до мажор ( Великая до мажор , D. 944), которая была завершена в следующем году. [82]

Вильгельм Август Ридер : Картина маслом, 1875 г., по мотивам акварельной картины Ридера 1825 г.

С 1826 по 1828 год Шуберт постоянно проживал в Вене, за исключением краткого визита в Грац , Австрия, в 1827 году. В 1826 году он посвятил симфонию (D. 944, которая позже стала известна как Большая до мажор ) Gesellschaft der Musikfreunde и получил взамен гонорар. [83] Струнный квартет № 14 ре минор (D. 810) с вариациями на тему «Смерть и дева » был написан зимой 1825–1826 годов и впервые сыгран 25 января 1826 года. Позже в том же году появился струнный квартет. № 15 соль мажор (D 887, впервые опубликовано как соч. 161), Рондо си минор для скрипки и фортепиано (D. 895), блестящее Рондо и Соната для фортепиано соль мажор (D 894, первая опубликовано как «Фантазия в G» , соч. 78). Он также написал в 1826 году три шекспировские песни, из которых « Ständchen » (ум. 889) и « Сильвия » (ум. 891) были якобы написаны в один и тот же день: первая — в таверне, где он прервал дневную прогулку, вторая — в таверне, где он прервал дневную прогулку. последний по возвращении домой вечером. [84]

Произведения последних двух лет свидетельствуют о выходе композитора на новый профессиональный и композиторский этап. [85] Хотя на некоторые черты личности Шуберта повлияли его друзья, в одиночестве он взрастил очень личное измерение; именно вне этого измерения он написал свою величайшую музыку. [86] Смерть Бетховена глубоко потрясла Шуберта. [87] и, возможно, побудили Шуберта достичь новых творческих вершин. В 1827 году Шуберт написал песенный цикл «Зимний путь» (Д. 911), «Фантазию до мажор» для скрипки и фортепиано (Д. 934, впервые опубликовано как соч. пост. 159), « Экспромт» для фортепиано и два фортепианных трио (Д. 934, впервые опубликовано как ор. пост. 159). первый си-бемоль мажор (D. 898), а второй ми-бемоль мажор (D. 929); [88] в 1828 году кантата Mirjams Siegesgesang ( Победная песня Мириам , D 942) на текст Франца Грильпарцера , Месса ми-бемоль мажор (Д. 950), Тантум Эрго (Д. 962) в той же тональности, Струна Квинтет до мажор (Д. 956), второй «Бенедикт» к мессе до мажор (Д. 961), три последние фортепианные сонаты (Д. 958, Д. 959 и Д. 960) и сборник 13 Lieder nach Gedichten von Rellstab und Heine для голоса и фортепиано, также известная как Schwanengesang ( «Лебединая песня» , Д. 957). [89] (Этот сборник, включающий набор слов Генриха Гейне , Людвига Реллстаба и Иоганна Габриэля Зайдля , не является настоящим песенным циклом, таким как Die Schöne Müllerin или Winterreise . [90] ) Большая симфония до мажор датирована 1828 годом, но ученые Шуберта полагают, что эта симфония была в основном написана в 1825–1826 годах (упоминается, когда он был на отдыхе в Гаштайне в 1825 году - это произведение, когда-то считавшееся утерянным, теперь обычно рассматривается как ранняя стадия его симфонии до мажор) и был переработан для будущего исполнения в 1828 году. Сообщается, что оркестр Общества прочитал симфонию на репетиции, но так и не запланировал ее публичное исполнение. Причины по-прежнему неизвестны, хотя возможным объяснением является сложность симфонии. [91] В последние недели своей жизни он начал набрасывать три части новой симфонии ре мажор (D 936A); [92] В этой работе он предвидит использование Малером гармоник, подобных народным песням, и голых звуковых ландшафтов. [93] Шуберт выразил желание, если он переживет свою последнюю болезнь, и дальше развивать свои знания о гармонии и контрапункте, и фактически записался на уроки к мастеру контрапункта Саймону Зехтеру . [94]

26 марта 1828 года, в годовщину смерти Бетховена, Шуберт впервые в своей карьере дал публичный концерт своих произведений. [95] Концерт имел успех как в народном, так и в финансовом отношении. [95] хотя вскоре после этого его затмили Никколо Паганини в Вене. первые выступления [96]

очки Шуберта

Последняя болезнь и смерть

[ редактировать ]
Мемориал в церкви Кальвариенберг, Хернальс
Место первой могилы Шуберта в Веринге

В разгар этой творческой деятельности его здоровье ухудшилось. К концу 1820-х годов здоровье Шуберта ухудшилось, и он признался некоторым друзьям, что опасается, что находится на грани смерти. В конце лета 1828 года он посетил врача Эрнста Ринну, который, возможно, подтвердил подозрения Шуберта о том, что он неизлечимо болен и, вероятно, скоро умрет. [97] Некоторые из его симптомов соответствовали симптомам отравления ртутью ( в то время ртуть была обычным средством лечения сифилиса, что снова позволяет предположить, что Шуберт страдал от нее). [98] В начале ноября он снова заболел: появились головные боли, повышение температуры, опухание суставов, рвота. Как правило, он не мог употреблять твердую пищу, и его состояние ухудшалось. его друг скрипач Карл Хольц За пять дней до смерти Шуберта к нему приехал и его струнный квартет. Последним музыкальным произведением, которое он хотел услышать, был струнный квартет № 14 до-диез минор Бетховена, соч. 131 ; Хольц прокомментировал: «Король Гармонии послал Королю Песни дружеское приглашение на переправу». [99]

Шуберт умер в Вене в возрасте 31 года 19 ноября 1828 года в квартире своего брата Фердинанда. Причиной его смерти официально был диагностирован брюшной тиф, хотя были предложены и другие теории, в том числе третичная стадия сифилиса . [97] Хотя есть свидетельства его друзей, которые косвенно подразумевают, что он ранее заразился сифилисом, симптомы его последней болезни не соответствуют третичному сифилису. За шесть недель до смерти он прошел 42 мили за три дня, исключив скелетно-мышечный сифилис. В месяц своей смерти он написал свою последнюю работу « Der Hirt auf dem Felsen », что сделало нейросифилис маловероятным. А менинговаскулярный сифилис маловероятен, поскольку он представляет собой прогрессирующую картину, подобную инсульту, и у Шуберта не было неврологических проявлений до его финального бреда, который начался всего за два дня до его смерти. Наконец, его последняя болезнь характеризовалась желудочно-кишечными симптомами (а именно рвотой). Все эти проблемы заставили Роберта Л. Ролда утверждать, что (хотя он считал, что Шуберт болен сифилисом), последней смертельной болезнью было желудочно-кишечное заболевание, такое как сальмонелла или даже брюшной тиф. Рольд также отметил, что, когда Шуберт был на последней стадии болезни, его близкий друг Шобер избегал навещать его «из-за страха заразиться». Однако Шобер знал о возможном сифилисе ранее и никогда в прошлом не избегал Шуберта. [100] Ева М. Цибульска идет дальше и говорит, что сифилис Шуберта — это предположение. По ее словам, его мультисистемные признаки и симптомы могут указывать на ряд различных заболеваний, таких как лейкемия , анемия или тиреоидит Хашимото , а также на многие характерные признаки сифилиса — шанкр , слизистые бляшки, сыпь на грудной клетке, зрачках. аномалии, дисграфия — отсутствовали. Она утверждает, что диагноз сифилис был поставлен биографом Шуберта Отто Дойчем в 1907 году на основе вышеупомянутых косвенных упоминаний его друзей и с тех пор некритически повторяется. [101]

Шуберт был похоронен по его собственному желанию рядом с могилой Бетховена, которым он восхищался всю свою жизнь, на деревенском кладбище Веринг на опушке Венского леса . [102] Годом ранее он был факелоносцем на похоронах Бетховена .В 1872 году был установлен памятник Францу Шуберту в венском Городском парке . [102] В 1888 году могилы Шуберта и Бетховена были перенесены в Центральный Фридхоф , где они находятся рядом с более поздними могилами Иоганна Штрауса II и Иоганна Брамса. [103] Антон Брукнер присутствовал на обеих эксгумациях, залез в оба гроба и взял в руки почитаемые черепа. [104] Кладбище в Веринге было преобразовано в парк в 1925 году, названный Парком Шуберта, а на месте его бывшей могилы был установлен бюст. Его эпитафия, написанная его другом, поэтом Францем Грилпарцером , гласит: « Музыкальное искусство похоронило здесь богатое имущество, но еще более прекрасные надежды («Музыкальное искусство похоронило здесь драгоценное сокровище, но еще более справедливые надежды»). .

Шуберт был необычайно плодовитым: за свою короткую карьеру он написал более 1500 произведений. Его композиционный стиль быстро развивался на протяжении всей его жизни. [105] Наибольшее количество его сочинений — песни для сольного голоса и фортепиано (около 630). [106] Шуберт также сочинил немалое количество светских произведений для двух и более голосов, а именно партийных песен , припевов и кантат. Он завершил восемь оркестровых увертюр и семь полных симфоний, а также фрагменты шести других. Хотя он не сочинял концертов, он написал три концертных произведения для скрипки с оркестром. Шуберт написал большую часть музыки для фортепиано соло, в том числе одиннадцать неопровержимо завершенных сонат и еще как минимум одиннадцать в разной степени завершенности. [а] множество разных произведений и множество коротких танцев, а также большой набор произведений для фортепиано в четыре руки . Он также написал более пятидесяти камерных произведений, в том числе несколько фрагментарных. Священное творчество Шуберта включает семь месс, одну ораторию и один реквием, а также другие массовые движения и множество небольших композиций. [107] Он завершил только одиннадцать из двадцати своих сценических работ. [108]

В июле 1947 года австрийский композитор Эрнст Кренек обсуждал стиль Шуберта, смущенно признавая, что поначалу он «разделял широко распространенное мнение о том, что Шуберт был удачливым изобретателем приятных мелодий... ему не хватало драматической силы и проницательного ума, которые отличали таких «настоящих» мелодий. ' мастера, как И. С. Бах или Бетховен". Кренек писал, что пришел к совершенно иной оценке после внимательного изучения произведений Шуберта по настоянию своего друга и коллеги-композитора Эдуарда Эрдмана . Кренек указал на фортепианные сонаты как на «весьма убедительное доказательство того, что [Шуберт] был гораздо большим, чем просто простым мастером мелодий, который не знал и не заботился о композиционном ремесле». По словам Кренека, каждая соната, находившаяся в то время в печати, демонстрировала «большое богатство технического совершенства» и показала, что Шуберт «далеко не удовлетворился воплощением своих очаровательных идей в обычные формы; напротив, он был мыслящим художником с острым аппетитом к экспериментам». ." [109]

Инструментальная музыка, сценические произведения и церковная музыка

[ редактировать ]

Эта «тяга к экспериментам» неоднократно проявляется в творчестве Шуберта в самых разных формах и жанрах, включая оперу, литургическую музыку , камерную и сольную фортепианную музыку, а также симфонические произведения. Пожалуй, наиболее знакомо то, что его авантюрность отражается в его особенно оригинальном чувстве модуляции; например, вторая часть Струнного квинтета (D. 956), написанная в ми мажоре, имеет центральную часть в отдаленной тональности фа минор. [110] Это также проявляется в необычном выборе инструментов, как, например, в Сонате ля минор для арпеджионе и фортепиано (D. 821) или в нетрадиционной партитуре Форельного квинтета (D. 667) для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса. бас, тогда как обычные фортепианные квинтеты оцениваются для фортепиано и струнного квартета .

Хотя на Шуберта явно повлияли классические сонатные формы Бетховена, Гайдна и Моцарта, его формальные структуры и его разработки имеют тенденцию создавать впечатление скорее мелодического развития, чем гармонической драмы. [111] Это сочетание классической формы и глубокой романтической мелодии иногда придает им дискурсивный стиль: его Великую симфонию до мажор описал Роберт Шуман как «небесную длину». [112]

Лидер и авторские песни

[ редактировать ]

Именно в жанре лжи Шуберт оставил свой самый неизгладимый след. Леон Плантинга отмечает, что «в своих более чем шестистах Лидерах он исследовал и расширил возможности жанра, как ни один композитор до него». [113] До влияния Шуберта Лидер имел тенденцию к строфической , слоговой трактовке текста, вызывая качества народной песни, порожденные волнениями романтического национализма . [114]

Автограф The собак Sun из Winterreise

Среди трактовок Шуберта поэзии Гете его постановки « Гретхен ам Спиннраде » (Д. 118) и « Der Erlkönig » (Д. 328) особенно поражают своим драматическим содержанием, дальновидным использованием гармонии и использованием красноречивые живописные клавишные фигурки, такие как изображение прялки и педали фортепиано в «Гретхен» и яростный и непрерывный галоп в « Эрлкониге ». [115] Он сочинял музыку, используя стихи множества поэтов, из которых были Гете, Майрхофер и Шиллер наиболее частыми , а также другие, в том числе Генрих Гейне , Фридрих Рюкерт и Йозеф Фрайхерр фон Эйхендорф . Особого внимания заслуживают два его песенных цикла на стихи Вильгельма Мюллера , Die schöne Müllerin и Winterreise , которые помогли утвердиться в жанре и его потенциале для музыкального, поэтического и почти оперно-драматического повествования. Его последний сборник песен, Schwanengesang , опубликованный в 1828 году после его смерти, также является новаторским вкладом в немецкую литературу Lieder, поскольку в нем представлены стихи разных поэтов, а именно Людвига Реллштаба , Гейне и Иоганна Габриэля Зайдля . Газета Wiener Theaterzeitung , писавшая в то время о Winterreise , отметила, что это произведение «никто не может петь или слышать, не испытывая глубокого волнения». [116]

Антонин Дворжак писал в 1894 году, что Шуберт, которого он считал одним из поистине великих композиторов, явно оказал влияние на более короткие произведения, особенно на «Лидер» и более короткие фортепианные произведения: «Романтическая школа имела тенденцию к коротким формам, и хотя Вебер помог показать путь, Шуберту принадлежит главная заслуга в создании коротких моделей фортепианных пьес, которые предпочтительно культивировала романтическая школа.... Шуберт создал новую эпоху с «Песнью».... Все другие авторы песен пошли по его стопам ." [117]

Публикация – каталог

[ редактировать ]
Интерьер музея на месте рождения Шуберта, Вена, 1914 год.

Когда Шуберт умер, у него было опубликовано около 100 номеров опусов , в основном песни, камерная музыка и небольшие фортепианные композиции. [118] Продолжалась публикация небольших произведений (включая опусы с номерами до 173 в 1860-х годах, 50 выпусков с песнями, опубликованными Диабелли , и десятки первых публикаций Петерса ), [119] но рукописи многих более длинных произведений, о существовании которых не было широко известно, оставались спрятанными в шкафах и папках семьи Шуберта, друзей и издателей. [120] Даже некоторые из друзей Шуберта не знали всего масштаба того, что он написал, и в течение многих лет его признавали прежде всего «принцем песни», хотя некоторые из его более масштабных усилий были признаны. [121] В 1838 году Роберт Шуман во время визита в Вену нашел пыльную рукопись Симфонии до мажор (D. 944) и отвез ее обратно в Лейпциг, где она была исполнена Феликсом Мендельсоном и прославлена ​​в Neue Zeitschrift . Важным шагом на пути к возвращению забытых произведений стала поездка в Вену, которую историк музыки Джордж Гроув и композитор Артур Салливан совершили в октябре 1867 года. [62] Путешественники обнаружили рукописи шести симфоний, части музыки к «Розамунде» , мессу № 1 фа мажор (Д. 105) и оперы «Тойфелс Люстшлосс» (Д. 84), «Фернардо» (Д. 220). ), Der vierjährige Posten (Д. 190), и Die Freunde von Salamanka (Д. 326), а также несколько других безымянных произведений. Благодаря этим открытиям Гроув и Салливан смогли сообщить общественности о существовании этих произведений; кроме того, они смогли скопировать четвертую и шестую симфонии, музыку к «Розамунде» и увертюру к «Die Freunde von Salamanka» . [120] Это привело к более широкому общественному интересу к работам Шуберта. [122]

Полные издания

[ редактировать ]
Литография Франца Шуберта Йозефа Крихубера (1846 г.)

С 1884 по 1897 год компания Breitkopf & Härtel опубликовала «Сочинения Франца Шуберта» — критическое издание, включавшее, среди прочего, вклад Иоганнеса Брамса , редактора первой серии, содержащей восемь симфоний. [123] Публикация « Neue Schubert-Ausgabe» началась Беренрайтера во второй половине 20 века. [124]

Немецкий каталог

[ редактировать ]

Поскольку при его жизни было опубликовано относительно небольшое количество произведений Шуберта, лишь небольшому числу из них присвоены номера опусов , и даже в этих случаях последовательность номеров не дает хорошего указания на порядок композиции. Австрийский музыковед Отто Эрих Дойч (1883–1967) известен тем, что составил первый полный каталог произведений Шуберта. Впервые он был опубликован на английском языке в 1951 году ( Тематический каталог Шуберта ) и впоследствии переработан для нового издания на немецком языке в 1978 году ( Франц Шуберт: Thematisches Verzeichnis seiner Werke в хронологическом порядке – Франц Шуберт: Тематический каталог его произведений в хронологическом порядке). [125]

Проблемы с нумерацией

[ редактировать ]

Довольно рано возникла путаница по поводу нумерации поздних симфоний Шуберта . Последней завершенной симфонии Шуберта, Большой до мажор D 944 , были присвоены номера 7, 8, 9 и 10, в зависимости от публикации. Аналогичным образом, незавершенный D 759 был обозначен номерами 7, 8 и 9. [126]

В англоязычных источниках для этих поздних симфоний обычно используется следующий порядок:

Еще более широкая путаница возникла по поводу нумерации фортепианных сонат : системы нумерации варьировались от 15 до 23 сонат.

Инструменты

[ редактировать ]

Среди фортепиано, к которым имел доступ Шуберт, было фортепиано Бенигнуса Зейднера (ныне выставленное в Доме Шуберта Гебуртсхаус в Вене) и фортепиано Anton Walter & Sohn (сегодня в коллекции Венского музея истории искусств ). Шуберт также был знаком с инструментами венского мастера по изготовлению фортепиано Конрада Графа . [127]

Признание

[ редактировать ]

Чувство сожаления об утрате потенциальных шедевров, вызванное ранней смертью Шуберта в 31 год, выражено в эпитафии на его большом надгробии, написанной Грильпарцером: «Здесь музыка похоронила сокровище, но еще более справедливые надежды». [128] Некоторые выдающиеся музыканты разделяют схожую точку зрения, в том числе пианист Раду Лупу , который сказал: «[Шуберт] — композитор, которому мне действительно очень жаль, что он умер таким молодым… Незадолго до своей смерти, когда он написал свою прекрасную Струнный квинтет с двумя виолончелями до мажор, он очень скромно сказал, что пытается узнать немного больше о контрапункте, и он был совершенно прав. Мы никогда не узнаем, в каком направлении он шел или пошел бы». [129] Однако другие выразили несогласие с этой ранней точкой зрения. Например, Роберт Шуман сказал: «Бессмысленно гадать, чего еще [Шуберт] мог бы достичь. Он сделал достаточно; и пусть будут удостоены чести те, кто стремился и достиг того, что он сделал». [130] а пианист Андраш Шифф сказал, что: «Шуберт прожил очень короткую жизнь, но это была очень концентрированная жизнь. За 31 год он прожил больше, чем другие люди прожили бы за 100 лет, и нет нужды размышлять о том, что он мог бы иметь написано, прожил бы он еще 50 лет. Неважно, как и с Моцартом: это два природных гения музыки». [131]

Памятник Шуберту

Wiener Schubertbund , одно из ведущих хоровых обществ Вены, было основано в 1863 году, во время Gründerzeit проведения . Шубертбунд быстро стал объединяющим фактором для школьных учителей и других представителей венского среднего класса, которые чувствовали себя все более обеспокоенными во время Gründerzeit и последствий паники 1873 года . открытие Шуберта Денкмаля, подарка городу от ведущего мужского хора Вены, Wiener Männergesang-Verein В 1872 году состоялось ; на мероприятии выступил хор. [132] Denkmal был спроектирован австрийским скульптором Карлом Кундманном и расположен в Венском городском парке .

Камерная музыка Шуберта продолжает пользоваться популярностью. В опросе, проведенном радиостанцией ABC Classic FM в 2008 году, камерные произведения Шуберта доминировали: первое место занял Форельный квинтет , второе место - струнный квинтет до мажор , а Ноттюрно ми-бемоль мажор для фортепианного трио третье место - . . Кроме того, еще восемь его камерных произведений вошли в число 100 рейтинговых произведений: оба фортепианных трио, Струнный квартет № 14 ( «Смерть и дева ») , Струнный квартет № 15 , Соната Арпеджионе , Октет , Фантазия фа мажор. минор для фортепиано в четыре руки и Концертное Адажио и Рондо для фортепианного квартета . [133]

The New York Times Энтони Главный музыкальный критик Томмазини , который назвал Шуберта четвертым величайшим композитором, писал о нем:

Вы должны любить парня, который умер в 31 год, больной, обедневший и заброшенный, за исключением круга друзей, которые трепетали перед его гением. Одни только его сотни песен – включая захватывающий цикл «Зимний путь» , который никогда не ослабит своей цепкой власти над певцами и публикой – Шуберт занимает центральное место в нашей концертной жизни... Первые несколько симфоний Шуберта, возможно, находятся в стадии разработки. Но « Неоконченная» и особенно Большая симфония до мажор поразительны. Последний прокладывает путь Брукнеру и является прообразом Малера . [134]

Дань уважения другим музыкантам

[ редактировать ]
Шуберт за фортепиано Густава Климта (1899)

С 1830-х по 1870-е годы Ференц Лист переписал и аранжировал несколько произведений Шуберта, особенно песни. Лист, сыгравший важную роль в распространении творчества Шуберта после его смерти, сказал, что Шуберт был «самым поэтичным музыкантом из когда-либо живших». [135] Симфонии Шуберта представляли особый интерес для Антонина Дворжака . Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признали влияние Большой симфонии до мажор . [136] Роберт Шуман, увидев рукопись симфонии в Вене в 1838 году, обратил на нее внимание Мендельсона. Затем Мендельсон дирижировал первым исполнением симфонии, хотя и в сильно сокращенной версии, в Лейпциге в 1839 году. [137]

В 20-м веке композиторы, в том числе Рихард Штраус , Антон Веберн , Бенджамин Бриттен , Джордж Крамб и Ганс Зендер , отстаивали или отдавали дань уважения Шуберту в некоторых своих произведениях. Бриттен, опытный пианист, аккомпанировал многим Лидерам Шуберта и исполнил множество фортепианных сольных и дуэтных произведений. [136] Немецкая группа электронной музыки Kraftwerk имеет трек под названием «Franz Schubert» на своем альбоме Trans-Europe Express 1977 года . [138]

Памятники

[ редактировать ]

В 1897 году 100-летие со дня рождения Шуберта было отмечено в музыкальном мире фестивалями и выступлениями, посвященными его музыке. В Вене прошли десять дней концертов, и император Франц Иосиф произнес речь, в которой признал Шуберта создателем авторской песни и одним из любимых сыновей Австрии. [139] [140] В Карлсруэ состоялась первая постановка его оперы «Фьеррабрас» . [141]

В 1928 году в Европе и США прошла Неделя Шуберта, посвященная столетию со дня смерти композитора. Произведения Шуберта исполнялись в церквях, концертных залах и на радиостанциях. Конкурс с главным призом в размере 10 000 долларов США при спонсорской поддержке Columbia Phonograph Company был проведен за «оригинальные симфонические произведения, представленные как апофеоз лирического гения Шуберта и посвященные его памяти». [142] Победившей песней стала Курта Аттерберга . Шестая симфония [142]

В кино и на телевидении

[ редактировать ]

Шуберт появлялся в качестве персонажа в нескольких фильмах, включая «Сон Шуберта о весне» (1931), «Осторожно просят мои песни» (1933), «Серенада» (1940), «Великое пробуждение» (1941), сюжет которых основан на вымышленном эпизоде, в котором он бежит из Вены. в Венгрию, чтобы избежать призыва в армию [143] «Это всего лишь любовь» (1947), «Франц Шуберт» (1953), «Das Dreimäderlhaus» (1958) и «С моими горячими слезами» (1986).

Жизнь Шуберта была освещена в документальном фильме Петер Шуберт: Величайшая любовь и величайшая печаль» Франц Кристофера Нупена « (1994). [144] и в документальном фильме «Шуберт – Странник» Андраша Шиффа и Миши Скорера (1997), оба сняты для BBC . [131] [145] «Великие выступления», «А теперь послушайте: серия «Поколение Шуберта», организованные Скоттом Ю, посвящены комментариям и выступлениям поклонников современных музыкантов. [146]

Музыка Шуберта также звучала во многих фильмах:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ D 537, 568, 575, 664, 784, 845, 850, 894, 958, 959, 960 неопровержимо полные; D 157, 279, 459, 557, 566 как дальнейшие сонаты, полнота которых оспаривается; D 571, 613, 625, 655, 769A, 840 как еще незаконченные сонаты; и многие другие возможные сонатные фрагменты и отдельные части, возможно, связанные с некоторыми из перечисленных выше сонат.
  1. ^ Дункан (1905) , с. 2
  2. ^ Маккей (1996) , с. 2
  3. ^ Перейти обратно: а б Крейссле (1869) , с. 1
  4. ^ Уилберфорс (1866) , с. 2: «Школу очень часто посещали»
  5. ^ Стеблин, Рита (2001). «Франц Шуберт – тринадцатый ребенок», Wiener Geschichteseiten [ de ] , 245–265.
  6. ^ Хадоу 1911 , с. 383.
  7. ^ Маккей (1996) , с. 11
  8. ^ Перейти обратно: а б с Крейссле (1869) , с. 5
  9. ^ Перейти обратно: а б Дункан (1905) , с. 3
  10. ^ Браун (1983) , стр. 2–3.
  11. ^ Уилберфорс (1866) , с. 3
  12. ^ Перейти обратно: а б Гиббс (2000) , с. 26
  13. ^ Маккей (1996) , с. 22
  14. ^ Дункан (1905) , стр. 5–7.
  15. ^ Перейти обратно: а б Дункан (1905) , с. 7
  16. ^ Гиббс (2000) , с. 29
  17. ^ Крейссле (1869) , с. 6
  18. ^ Перейти обратно: а б Дункан (1905) , с. 9
  19. ^ Фрост (1915) , с. 9
  20. ^ Дункан (1905) , с. 10
  21. ^ Перейти обратно: а б Дункан (1905) , стр. 13–14.
  22. ^ Бенедикт, Эрик. «Заметки о мессах Шуберта. С новой датой премьеры мессы фа мажор», австрийский музыкальный журнал 52, 1–2/1997, стр. 64
  23. ^ Стеблин (1998)
  24. ^ Гиббс (2000) , с. 39
  25. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 64
  26. ^ Маккей (1996) , с. 308
  27. ^ Хатчингс (1967) , с. 166: «Елейный стиль, который мы слышим каждое Рождество, можно найти в церковной музыке Шуберта и кавалера Нейкомма, которые в частных письмах известны как агностики».
  28. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 40
  29. ^ Грэм (1997) , с. 108
  30. ^ Маккей (1996) , с. 55
  31. ^ Маккей (1996) , с. 59
  32. ^ Маккей (1996) , с. 138
  33. ^ Соломон, М. (весна 1989 г.): «Франц Шуберт и павлины Бенвенуто Челлини . Музыка 19 века , том 12, стр. 193–206.
  34. ^ «Шуберт: Музыка, сексуальность, культура». Музыка XIX века , 1993, 17:3–101.
  35. ^ "Шуберт в моде" , The New York Review of Books , 20 октября 1994 г.
  36. ^ Стеблин, Рита (1993): «Сказка павлина: новый взгляд на сексуальность Шуберта». Музыка XIX века . Беркли, Калифорния: Univ. из Калифорнии Пресс, ISSN   0148-2076 , ZDB ID 4395712, Т 17., 1, стр. 5–33; Стеблин, Рита (1996), Бабетта и Тереза ​​Кунц: новое исследование круга друзей Франца Шуберта и Леопольда Купельвизера , Вена: Из Паскуалатихауса. ISBN   978-3-901254-16-1 ; Стеблин, Рита (1997): «Нина Шуберта и настоящие павлины». The Musical Times 138, стр. 13–19; Стеблин, Рита (1998): Общество абсурда: Франц Шуберт, Леопольд Купельвизер и их круг друзей . Бёлау. ISBN   978-3-205-98820-5 ; Стеблин, Рита (2001): «Проблемные отношения Шуберта с Иоганном Майрхофером: новые документальные доказательства». Барбара Хагг (редактор): Очерки музыки и культуры в честь Герберта Келлмана . Париж-Тур: Минерв, стр. 465–495; Стеблин, Рита (2008), «Пепи Шуберта: его роман с горничной Йозефой Пекльхофер и ее удивительная судьба». The Musical Times , стр. 47–69.
  37. ^ Хортон, Джулиан (2015). Шуберт . Рутледж, страницы xi–xvii
  38. ^ Хьюитт, Иван. «Забудьте миф об ангельском Шуберте – эта биография рассказывает реальную историю», The Telegraph , 2 июля 2023 г.
  39. ^ Маккей (1996) , с. 68
  40. ^ Перейти обратно: а б Хадоу 1911 , с. 384.
  41. ^ Дункан (1905) , с. 26
  42. ^ Маккей (1996) , с. 56
  43. ^ Гиббс (2000) , с. 44
  44. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 66
  45. ^ Дункан (1905) , стр. 90–93.
  46. ^ « Воспоминания из жизни и творчества: На основе рукописных записей и устных сообщений» - цифровая копия | МДЗ» .
  47. ^ Перейти обратно: а б Стеблин, Рита (1998). Общество нонсенса: Франц Шуберт, Леопольд Купельвизер и их круг друзей (на немецком языке). Эрик Бенедикт. Вена: Бёлау. п. 1. ISBN  3-205-98820-5 . OCLC   40519173 .
  48. ^ Перейти обратно: а б Дюрхаммер, Илия (1999). Литературная родина Шуберта: Поэзия и литературная рецепция друзей Шуберта . Вена: Бёлау. стр. 79–91, 235–245. ISBN  3-205-99051-Х . OCLC   49416312 .
  49. ^ «Венская библиотека» (PDF) . Wienbibliothek.at .
  50. ^ Фрюхауф, Тина (2005). «Шуберт и Дрезин: странная парочка в архиве человеческой чепухи» . Музыка в искусстве . 30 (1/2): 117–119. ISSN   1522-7464 . JSTOR   41818778 .
  51. ^ Маккей (1996) , 75
  52. ^ Перейти обратно: а б Ньюбоулд (1999), стр. 69–72.
  53. ^ Гиббс (2000) , с. 59
  54. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 235
  55. ^ Гиббс (2000) , с. 67
  56. ^ Гиббс (2000) , с. 68
  57. ^ Маккей (1996) , с. 70
  58. ^ Гиббс (2000) , с. 7
  59. ^ Гиббс (2000) , с. 97
  60. ^ Перейти обратно: а б Остин (1873) , стр. 46–47.
  61. ^ Уилберфорс (1866) , стр. 90–92.
  62. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хадоу 1911 , с. 385.
  63. ^ Уилберфорс (1866) , с. 25
  64. ^ Перейти обратно: а б с Ньюбоулд (1999) , с. 173
  65. ^ Денни (1997) , стр. 245–246.
  66. ^ Гиббс (2000) , с. 111
  67. ^ Перейти обратно: а б с Маккей (1996) , с. 101
  68. ^ Тайер (1921) , стр. 299–300.
  69. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 182
  70. ^ Ньюбоулд (1999) , стр. 182–183.
  71. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 215
  72. ^ Дирда, Майкл (4 февраля 2015 г.). Шуберта» Яна Бостриджа « Зимнее путешествие исследует меланхолическое творчество композитора» . Вашингтон Пост . Проверено 8 февраля 2015 г. Франца Шуберта «Зимний путь» — величайшая и самая мрачная меланхолия из всех песенных циклов.
  73. ^ Рид (1997) , стр. 208–209.
  74. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 210
  75. ^ Ньюбоулд (1999) , стр. 221–225.
  76. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 260
  77. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 218
  78. ^ Шуберт, Франц. «Фэнтези ф-Молл» . schubert-online.at . Проверено 27 февраля 2023 г.
  79. ^ Шуберт, Франц (1976). Каль, Вилли (ред.). Фантазия фа минор . Мюнхен: Г. Хенле Верлаг. с. Предисловие. ИСМН 979-0-2018-0180-3.
  80. ^ Дункан (1905) , с. 99
  81. ^ Эммонс (2006) , с. 38
  82. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 228
  83. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 254
  84. ^ Смит и Карлсон (1995) , с. 78
  85. ^ Гиббс (1999) , с. 62
  86. ^ Маккей (1996) , с. 268
  87. ^ Маккей (1996) , с. 276
  88. ^ Ньюбоулд (1999), стр. 261–263.
  89. ^ Ньюбоулд (1999), стр. 270–274.
  90. ^ Маккей (1996) , с. 313: «То, что Шуберт никоим образом не рассматривал песни как цикл, подтверждается его письмом Пробсту от 2 октября, в котором упоминается, что он недавно написал «несколько песен Гейне».
  91. ^ Гриффель (1997) , с. 203
  92. ^ Ньюбоулд (1999) , с. 385
  93. ^ (1999) , с. 385, а также комментарии в примечаниях к записи компакт-диска , выпущенного на Hyperion Records.
  94. ^ Шенберг (1997) , с. 130
  95. ^ Перейти обратно: а б Ньюбоулд (1999) , стр. 265–266.
  96. ^ Гиббс (1997) , с. 44
  97. ^ Перейти обратно: а б Ньюбоулд (1999) , с. 275.
  98. ^ Гиббс (2000) , стр. 168–169.
  99. ^ Немецкий (1998) , с. 300
  100. ^ Ролд, Роберт Л. (1995). «Шуберт и сифилис» . Журнал медицинской биографии . 3 (4): 232–235. дои : 10.1177/096777209500300409 . ПМИД   11616366 .
  101. ^ Цибульская, Ева Мария (2019). «Миф о сифилисе Шуберта: критический подход» . Музыка и медицина . 11 (1): 44–47. дои : 10.47513/mmd.v11i1.647 . S2CID   151254154 .
  102. ^ Перейти обратно: а б Дункан (1905) , стр. 79–80.
  103. ^ Гиббс (2000) , с. 197
  104. Том Сервис, «Секс, смерть и диссонанс: странный, навязчивый мир Антона Брукнера», The Guardian , 1 апреля 2014 г. Проверено 11 августа 2020 г.
  105. ^ Гаммонд (1982) , с. 143, в частности, обсуждая его камерную музыку.
  106. ^ Гиббс (1997) , с. 21
  107. ^ Юэн (2007) , с. 384
  108. ^ Маккей, Элизабет (1997). Франц Шуберт. В: Оперный словарь New Grove . Лондон и Нью-Йорк: Макмиллан
  109. ^ Лев .
  110. ^ Гаммонд (1982) , с. 117
  111. ^ Гаммонд (1982) , стр. 76–81.
  112. ^ Браун (2002) , с. 630
  113. ^ Плантинга (1984) , с. 117
  114. ^ (1984) , стр. 107–117.
  115. ^ Сваффорд (1992) , с. 211
  116. ^ Гаммонд (1982) , стр. 153–156.
  117. ^ Дворжак (1894) , стр. 344–345
  118. ^ Немецкий 1978, с. 668 [ неполная короткая цитата ]
  119. ^ Немецкий 1978, стр. 668–669. [ неполная короткая цитата ]
  120. ^ Перейти обратно: а б Kreissle (1869) , стр. 297–332, в котором Гроув рассказывает о своем визите в Вену.
  121. ^ Гиббс (2000) , стр. 61–62.
  122. ^ См., например, Крейссле (1869) , с. 324, где Гроув описывает текущий (1860-е годы) интерес к работам Шуберта, а Гиббс (1997) , стр. 250–251, описывает размер и масштаб празднований столетия Шуберта в 1897 году.
  123. ^ Немецкий (1995) , с. xiii
  124. ^ «Новое издание Шуберта» . Беренрейтер Верлаг . Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года . Проверено 20 июля 2018 г.
  125. ^ Озеро Немецкое (1995)
  126. ^ См . #Нумерация симфоний.
  127. ^ «Джеффри Дейн - Фортепиано композиторов» . www.collectionscanada.gc.ca . Проверено 5 февраля 2021 г.
  128. ^ Дункан (1905) , с. 80
  129. ^ Монпаркер, Кэрол (май – июнь 1981 г.). «Раду Лупу: Признание вопреки самому себе». Клавир . п. 13.
  130. ^ Гиббс (1997) , с. 18
  131. ^ Перейти обратно: а б «Шуберт — Странник» . Проверено 22 мая 2023 г. - через vimeo.com.
  132. ^ Ботштейн (1997) , с. 35
  133. ^ «Классическая музыка Камерная музыка 100» . Австралийская радиовещательная компания . Проверено 24 августа 2010 г.
  134. ^ Томмазини, Энтони (21 января 2011 г.). «Величайшие композиторы – список 10 лучших» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 августа 2017 г.
  135. ^ Лист (1989) , с. 144
  136. ^ Перейти обратно: а б Ньюбоулд (1999) , стр. 403–404.
  137. ^ Браун (1983) , с. 73
  138. ^ Симпсон, Дэйв (7 мая 2020 г.). «Kraftwerk: их 30 величайших песен в рейтинге!» . Хранитель . Проверено 5 сентября 2022 г.
  139. ^ Роденберг (1900) , с. 118
  140. ^ The Musical Times , февраль 1897 г. , с. 113
  141. ^ Гиббс (1997) , с. 318
  142. ^ Перейти обратно: а б «Шуберт Экстази» . Время . 3 декабря 1928 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2009 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
  143. ^ Лэнгман, Ларри (2000). Направление Голливуд: влияние европейцев на американское кинопроизводство . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 81. ИСБН  978-0-7864-0681-4 .
  144. ^ «Франц Петер Шуберт: Величайшая любовь и величайшая печаль» . BBC Четыре . Проверено 16 июня 2018 г.
  145. ^ Фильм Андраша Шиффа о Шуберте [Андраш Шифф рассказывает о Шуберте] на YouTube
  146. Now Hear This «The Schubert Generation» , PBS , 25 сентября 2020 г. Проверено 16 января 2022 г.
  147. ^ Габлер, Джей. «От «Лысой горы» до «Аве Марии»: кульминация «Фантазии» из ада в рай» . Проверено 5 августа 2018 г.
  148. ^ Шредер (2009) , стр. 272–274.

Источники

[ редактировать ]

Работы Отто Эриха Дойча

  • Дойч, Отто Эрих ; Уэйклинг, Дональд Р. (1995). Тематический каталог Шуберта . Публикации Courier Dover. ISBN  978-0-486-28685-3 .
  • Дойч, Отто Эрих (1998) [1958]. Шуберт: Мемуары его друзей . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-816436-4 .

Стипендия 19-го и начала 20-го века

Современная стипендия

Нумерация симфоний

Следующие источники иллюстрируют путаницу вокруг нумерации поздних симфоний Шуберта. симфония си минор Неоконченная издается под номерами № 7 и № 8 на немецком и английском языках.

  • Шуберт, Франц (1996). Симфония № 7, D 759, си минор, неоконченная (на немецком языке). Беренрайтер. OCLC   39794412 . Публикация на немецком языке партитуры Неоконченной симфонии под номером 7.
  • Шуберт, Франц (2008). Симфония № 7 си минор D 759 Неоконченная симфония . Серия Eulenburg Audio+Score. Эйленбург. ISBN  978-3-7957-6529-3 . Англоязычное издание партитуры Неоконченной симфонии под номером 7.
  • Шуберт, Франц; Райхенбергер, Тереза ​​(1986). Симфония №. 8 си минор, D. 759 Неоконченное (Мягкая обложка). ISBN  978-3-7957-6278-0 . Англоязычное издание партитуры Неоконченной симфонии под номером 8.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67de111b165606fe7d910a4170450b62__1722498480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/62/67de111b165606fe7d910a4170450b62.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Schubert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)