Jump to content

Хачатур Абовян

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Хачатур Абовян
Хачатур Абовян
Портрет Хачатура Абовяна работы Людвига фон Майделла [ де ] (1831 г.)
Портрет Хачатура Абовяна работы Людвига фон Майделла [ де ] (1831 г.)
Рожденный 15 октября 1809 г.
Канакер , Эриванское ханство , Каджарский Иран.
(современный Ереван , Армения)
Умер 14 апреля 1848 г. (пропал без вести, предположительно мертв)
Занятие прозаик, драматург, педагог, поэт
Язык Армянский
Национальность Армянский
Период Романтизм
Супруг Эмилия Луз (м. 1839)
Дети 2

Хачатур Абовян ( арм .: Хачатур Абовян , латинизированный : Хачатур Абовян ; [1] [2] 15 октября [ OS 3 октября] 1809 г. - 14 апреля [ OS 2 апреля] 1848 г. (пропал без вести)) был армянским эрудитом, педагогом, ученым, философом, писателем, поэтом и сторонником модернизации. [3] Он загадочным образом исчез в 1848 году и в конечном итоге был признан мертвым. Считающийся отцом современной армянской литературы , его больше всего помнят по роману «Раны Армении» . [4] Написанный в 1841 году и опубликованный посмертно в 1858 году, это был первый роман, опубликованный на современном армянском языке, основанном на ереванском диалекте вместо классического армянского . [3]

Абовян намного опередил свое время, и практически ни одно из его произведений не было опубликовано при его жизни. Только после создания Армянской ССР Абовян получил признание и авторитет. [5] Абовян считается одной из выдающихся фигур не только в армянской литературе, но и в истории Армении в целом. [6] Влияние Абовяна на западноармянскую литературу было не таким сильным, как на восточноармянскую, особенно в годы ее становления. [7]

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]
1884 года с Картина Геворга Башинджагяна изображением дома, где родился Абовян.

Абовян родился в 1809 году в селении Канакер , входившем тогда в Каджарский Иран . [8] а ныне район Еревана , Армения . [9] Семья Абовяна была потомками семьи Бегларян [ хи ] мелик из Гулистана , одной из пяти армянских семей, правивших нынешним регионом Нагорный Карабах . Семья Абовянов занимала должность танутера (наследственного светлости) в Канакере; Дядя Абовяна был последним танутером Канакера. Его тетя была женой Саака Агамаляна, последнего мелика Еревана во время российской аннексии в 1828 году. [10] Его социальное происхождение и происхождение с раннего возраста наделили его чувством ответственности перед своим народом. [6] Он родился через шесть лет после свадьбы его родителей Аветика и Такухи. У него был брат Карапет, который умер в трехлетнем возрасте. [4]

В 10 лет Абовяна отец забрал в Эчмиадзин учиться на священника. Через пять лет он бросил учебу и в 1822 году переехал в Тифлис , чтобы изучать арменоведение и языки в школе Нерсисяна под руководством Арутюна Аламдаряна . Абовян окончил учебу в 1826 году и начал готовиться к переезду в Венецию для продолжения образования. Однако начало русско-персидской войны (1826–28) свело его планы. В течение следующих трех лет он некоторое время преподавал в Санаине , а затем работал у Католикоса Епрема Армянского [ ги ] в качестве его клерка и переводчика. [9] Работая на католикоса, двадцатилетний Абовян познакомился со многими знатными иностранцами, в том числе с дипломатом и драматургом Александром Грибоедовым , застрявшим в Эчмиадзине по пути в Тебриз в сентябре 1828 года. [11] Еженедельник Грибоедова «Тифлисские ведомости» стал первой газетой, опубликовавшей статью об Абовяне. [12]

Покорение Арарата

[ редактировать ]

Поворотным моментом в жизни Абовяна стал приезд в Армению в сентябре 1829 года Фридриха Паррота , профессора физики в Дерптского университета Ливонии ( в современном Тарту , Эстония ). Пэррот отправился в Армению, чтобы подняться на гору Арарат для проведения геологических исследований , и для экспедиции ему потребовался местный гид и переводчик. Католикос поручил эти задачи Абовяну. [9] С помощью Абовяна Попугай стал первым исследователем современности, достигшим вершины горы Арарат. Проект получил полное одобрение императора Николая I , обеспечившего экспедицию военным эскортом. [13]

Наставник Абовяна Фридрих Паррот

Абовян и Паррот переправились через реку Аракс в район Сурмали и направились к армянскому селу Ахури, расположенному на северном склоне Арарата на высоте 4000 футов (1200 м) над уровнем моря. По совету Арутюна Аламдаряна из Тифлиса они разбили базовый лагерь в монастыре Святого Акопа примерно на 2400 футов (730 м) выше, на высоте 6375 футов (1943 м). [14] Абовян был одним из последних путешественников, посетивших Ахури и монастырь перед тем, как катастрофическое землетрясение полностью похоронило их в мае 1840 года. [15] Их первая попытка подняться на гору по северо-восточному склону не удалась из-за отсутствия теплой одежды. [15]

Через шесть дней по совету старосты села Ахури Степана Ходжанца была предпринята попытка восхождения с северо-западной стороны. Достигнув высоты 16 028 футов (4885 м), они повернули назад, потому что не достигли вершины до захода солнца. Они достигли вершины с третьей попытки в 15:15 9 октября 1829 года. [16] Абовян выкопал во льду яму и установил деревянный крест, обращенный на север. [17] Абовян подобрал с вершины кусок льда и понес его с собой в бутылке, считая воду святой. 8 ноября Паррот и Абовян поднялись на Малый Арарат. Спустя годы, в 1845 году, немецкий минералог Отто Вильгельм Герман фон Абих поднялся на Арарат вместе с Абовяном. Третье и последнее восхождение Абовяна на Арарат было совершено с англичанином Генри Дэнби ​​Сеймуром в 1846 году. [15]

Дерптские годы

[ редактировать ]
Дерптский университет в середине 19 века.

Впечатленный жаждой Абовяна к знаниям, Попугай добился предоставления Абовяну российской государственной стипендии для обучения в Дерптском университете в 1830 году. [18] Он поступил непосредственно в университет без дополнительной подготовки и учился на философском факультете филолого-исторического отделения с 3 сентября 1830 г. по 18 января 1836 г. [19] Годы в Дерпте (современный Тарту , Эстония ) были очень плодотворными для Абовяна, который изучал общественные и естественные науки, европейскую литературу и философию, освоил немецкий, русский, французский и латынь . [9] В это время Абовян попал под влияние немецкого романтизма . [20] Кроме того, Абовян установил многочисленные контакты с европейскими интеллектуалами того времени. В университете он подружился с сыновьями Николая Карамзина, которые учились вместе с ним. [21] свою кузину Марию (дочь мелика Саака Агамаляна) В 1834 году Абовян посетил в Санкт-Петербурге , которая тогда вышла замуж за грузинского князя Александра . Перед выпуском Абовян узнал, что его мать Такуи умерла. [6]

Вернуться в Армению

[ редактировать ]
Абовяна 1950 года Статуя в Ереване

В 1836 году он вернулся домой, стремясь приступить к просветительской миссии. [22] Усилия Абовяна были сорваны, поскольку он столкнулся с растущей враждебной реакцией со стороны армянского духовенства , а также царских чиновников, во многом вызванной его неприятием догматизма и формализма в школьной системе. Абовян был назначен смотрителем Тифлисского уездного училища и в 1839 году женился на немке по имени Эмилия Лоозе (умерла в 1870 году). [22] В 1840 году к нему обратилась английская путешественница Энн Листер , находившаяся в Тифлисе со своей партнершей Энн Уокер . Она надеялась, что Абовян возглавит ее в еще одной экспедиции на гору Арарат, которая в конечном итоге не состоялась. [23] В 1843 году его уволили из училища и перевели в уездное училище в Ереване, где он столкнулся с апатией и неприязнью со стороны коллег и духовенства. [22]

Летом того же года Абовян посетили два немецких путешественника. профессор Баварский из Мориц Вагнер Мюнхенского университета прибыл в мае и совершил поездку по региону озера Севан вместе с Абовяном, после чего регулярно переписывался с ним. [24] В июле Абовян также сопровождал Вагнера во время первого зарегистрированного восхождения на гору Арагац в Армении. [15]

немецкого барона Августа фон Хакстхаузена . В августе Абовян сопровождал по провинции [25] Они посетили дом семьи Абовянов в Канакере и посетили службу в Голубой мечети . [26] Они также посетили лагерь езидов , где встретились с вождём Тимур-агой и обменялись любезностями с всадником из графа Паскевича гвардии . Он стал надежным другом езидской общины в Армении, и когда вождь вернулся с щедрыми подарками с банкета в Тифлисе, организованного наместником Кавказа Михаилом Семеновичем Воронцовым в 1844 году, он организовал племенной пир, на который был приглашен Абовян. [24] В 1845 году он подал заявление на должность в Эчмиадзинском католикате, но его не приняли. [22] В следующем году он стал сотрудником еженедельной газеты Воронцова « Кавказ» , для которой Абовян написал три статьи. [12]

Исчезновение

[ редактировать ]

14 апреля 1848 года Абовян вышел из дома на утреннюю прогулку, и больше его никто не видел; его исчезновение остается нераскрытым. [22] Его жена Эмилия месяц не заявляла о его пропаже. [4] Их детям, Вардану (1840–1896) и Зармандухту (позже известному как Аделаида; 1843–1909), на момент исчезновения было восемь и пять лет соответственно. [4] [6]

Было предложено множество теорий, пытающихся объяснить его исчезновение: что он покончил жизнь самоубийством, был убит своими персидскими или турецкими врагами или арестован и сослан в Сибирь Особым корпусом жандармов , среди других. [6] Учитывая его любовь к своим детям и их юный возраст, версия о самоубийстве Абовяна обычно не принимается во внимание. [6] Писатель Аксель Бакунц выдвинул теорию, что Абовян находился в Западной Европе, охваченной Революцией 1848 года . [27]

Сочинения

[ редактировать ]

Абовян писал романы, повести, описания, пьесы, научные и художественные сочинения, стихи и басни. Он был первым армянским писателем, сочинившим литературу для детей. [28]

Мемориальная доска Абовяну возле площади Республики в Ереване , на улице Абовяна.

Раны Армении

[ редактировать ]

Исторический роман «Раны Армении» (написан в 1841, впервые опубликован в 1858) — первый армянский светский роман, посвященный судьбе армянского народа и его освободительной борьбе в период русско-персидской войны 1826–1828 годов . В романе речь шла о страданиях армян в условиях персидской оккупации. [28] Основной концепцией романа было утверждение чувства национального достоинства, патриотизма и ненависти к угнетателям. Эти темы оказали глубокое влияние на широкие слои армянского общества. Герой Агаси олицетворяет свободолюбивый национальный дух и его волю к борьбе с иноземными завоевателями. «Отдай свою жизнь, но никогда не отдавай родные земли» — его девиз. [28] История начинается с похищения армянской девушки бандой головорезов, посланных персидским сардаром, что вызывает восстание под предводительством Агаси. [29]

Абовян видел в укреплении дружбы русского и армянского народов залог национального, политического и культурного возрождения родных земель. [30] Однако, когда Абовян писал роман, он уже разочаровался в политике царизма в Армении, особенно в связи с введением в действие Положения (Статута) в 1836 году, которое значительно уменьшило политическую власть Армянского Католикоса, и упразднением Армянской области в 1840 году. [30] В романе переплетаются элементы романтизма и реализма , повествование вытесняется лирическими отступлениями. [28]

Другие работы

[ редактировать ]

Поэзия Абовяна была наполнена сатирой, лучше всего выраженной в «Кувшине для вина» , в котором он критиковал российскую бюрократию. «Досуговое развлечение» было адаптировано Абовяном на основе заметок, которые он делал на общественных собраниях. Произведение представляет собой сборник басен в стихах, карающих порок, несправедливость и нравственное вырождение. [31] Он написал научные и художественные научно-популярные произведения, такие как « Открытие Америки» и «Книга рассказов» . [28] Абовян перевел на армянский язык произведения Гомера , Гете , Фридриха Шиллера , Николая Карамзина, И. А. Крылова и других. Он продолжал пропагандировать светское и всестороннее (умственное, моральное, трудовое, физическое) воспитание, доступность школ, бесплатное образование для малоимущих и равное образование мальчиков и девочек. [28] Педагогические сочинения Абовяна включают книгу для чтения «Введение в образование» (1838 г.), учебник русской грамматики и армяноязычный роман « История Тиграна, или Нравственное руководство для армянских детей» (напечатано в 1941 г.). Он был первым армянином, который изучал научную этнографию: быт и обычаи крестьян коренных поселений вокруг Канакера, жителей Еревана, собирал и изучал армянский и курдский фольклор. [28]

Наследие

[ редактировать ]
Хачатур Абовян на советской марке 1956 года.
Статуя Абовяна возле дома его детства в его родном селе Канакер, ныне часть столицы Еревана.

Жизнь Абовяна хорошо помнят в Армении. В годы советской власти в Армении подчеркивалась его пророссийская позиция. [32] Кеворк Бардакджян утверждает, что, хотя есть много оснований для похвалы Абовяна, его почитание «дошло до крайности, особенно в советские годы, оставив многих достойных современников в тени избранных «отцов» или «хозяев»». Работы Абовяна оказал мало влияния на западноармянскую литературу, особенно в годы ее становления. Бардакджян также предполагает, что степень влияния работ Абовяна, большая часть которых была опубликована спустя десятилетия после его смерти, все еще остается предметом споров. [7] Бардакджян пишет, что Абовяна нельзя считать отцом современной армянской литературы: [33] но что он заслуживает признания как основоположник современной восточноармянской литературы за свой роман « Раны Армении» . [7]

Абовян находился под влиянием прогрессивных педагогических взглядов Жан-Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци . Ара Балиозян написал: [34]

[Абовян] считал, что каждому человеку, даже самому низкому, присущи силы, способные к развитию. Эти либеральные взгляды, а также его настойчивые усилия по реформированию системы образования отдалили его от армянского истеблишмента — духовенства и богатых купцов: альянса, который всегда был на стороне реакции, а не прогресса. В результате он мог покончить жизнь самоубийством или, как мыслитель, которого невозможно заткнуть рот, мог быть тайно убит агентами царя.

Его именем названы школы, улицы, бульвары и парки. [32] Село Элар, расположенное в 10 километрах (6,2 мили) к северо-востоку от Еревана, было названо в его честь в 1961 году. Два года спустя, когда население села увеличилось, Абовяну был присвоен статус города. Его дом в Канакере в 1939 году был превращен в дом-музей, и там сохранились многие из его оригинальных сочинений. Запомнилась работа, проделанная Абовяном в сфере образования. Ереванскому государственному педагогическому институту Его имя присвоено . 28 февраля 1964 года в его честь была названа медаль ( медаль Абовяни анвана ), которой награждались школьные учителя, проявившие исключительные способности в преподавании и воспитании. [35]

Портрет Абовяна — один из исключительнейших экспонатов Музея литературы и искусства имени Чаренца . Это картина маслом размером 20,5 см (8,1 дюйма) на 27,5 см (10,8 дюйма). В 1938 году внуки Абовяна привезли его в музей. Когда сын Абовяна Вардан вернулся на Кавказ, он обнаружил картину в сильно испорченном состоянии. Но по просьбе Вардана армянский художник Геворг Башинджагян восстановил портрет. Он обрезал потертые края, приклеил их к твердой бумаге, а затем заполнил трещины соответствующими цветами. Автором портрета был Людвиг фон Майделл из Дерптского университета. Он написал ее осенью 1830 года, когда Абовяну было всего 20 или 21 год. Этот портрет — единственная картина Абовяна, написанная при его жизни. [36] [37]

Памятник Абовяну в Дилижане

В Ереване стоят две выдающиеся статуи Абовяна. Идея создания первой статуи восходит к 1908 году, когда ряд армянских интеллектуалов в Российской Армении решили отметить 60-летие исчезновения Абовяна и собрать средства на статую. В их число входили Александр Ширванзаде , Оганес Туманян и Геворг Башинджагян . [38] К 1910 году было собрано достаточно средств, чтобы заказать статую. Она была спроектирована М. Григоряном и создана Андреасом Тер-Манукяном в Париже между 1910 и 1913 годами. Статуя высотой 4,5 метра (15 футов) изготовлена ​​из бронзы на гранитном постаменте. В результате недоразумения статую доставили в Ереван лишь в 1925 году и установили сначала на улице Абовяна на месте кинотеатра «Москва» в 1933 году, а затем перенесли в детский парк на берегу реки Раздан . В 1964 году он обрел свой постоянный дом у дома-музея Абовяна в Канакере. [39] Вторая статуя Абовяна в Ереване была установлена ​​на площади Абовяна в 1950 году. Бронзовая статуя высотой 9 метров (30 футов) была спроектирована Геворгом Таманяном (сыном Александра Таманяна ) и создана Суреном Степаняном. [40]

В период с 1948 по 1984 год в Армянской ССР было снято пять документальных фильмов о жизни и творчестве Абовяна. [41] был снят документальный фильм « Путешествие на Арарат на попугае и экспедиции Абовяна на гору Арарат» В 2011 году в Эстонии режиссером Рихо Вястриком . [42] [43] Он был показан на Международном кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване в 2013 году. [44]

См. также

[ редактировать ]

Избранная библиография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «История основания дома-музея Хачатура Абовяна» . Дом-музей Хачатура Абовяна . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
  2. ^ Традиционная армянская орфография . Хачатур Абовян
  3. ^ Jump up to: а б Паносян, с. 143.
  4. ^ Jump up to: а б с д Бедевиан, Рут (8 декабря 2004 г.). «Писатель и патриот: Хачатур Абовян (так в оригинале)» . Проверено 13 июля 2008 г.
  5. ^ Хачикян и др., с. 214.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: IV: Сивнидское происхождение Хакатура Абовяна». Ревю армянских этюдов . НС: XIV , 1980, стр. 459–468.
  7. ^ Jump up to: а б с Бардакджян, с. 135.
  8. ^ Налбандян, с. 61.
  9. ^ Jump up to: а б с д Хачикян и др., с. 211.
  10. ^ Хакстхаузен, стр. 153–155.
  11. ^ Абов, с. 28.
  12. ^ Jump up to: а б Хачатурян, с. 29.
  13. ^ Попугай, пикселей
  14. ^ Попугай, с. 103.
  15. ^ Jump up to: а б с д Кетчян, Филип К. (24 декабря 2005 г.). «Восхождение на Арарат: тогда и сейчас» . Армянский еженедельник . 71 (52). Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 года.
  16. ^ Попугай, с. 139.
  17. ^ Попугай, стр. 141–142.
  18. ^ Бардакджян, с. 255.
  19. ^ Хачатурян, с. 52.
  20. ^ Паносян, с. 144.
  21. ^ Абов, с. 48.
  22. ^ Jump up to: а б с д и Хачикян и др., с. 212.
  23. ^ Ланг, Дэвид (1990). «Заметки и сообщения». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 53 (1). Лондонский университет: Издательство Кембриджского университета: 117. doi : 10.1017/S0041977X00021303 . JSTOR   618973 . S2CID   162804870 .
  24. ^ Jump up to: а б Гость, с. 188.
  25. ^ Хакстхаузен, стр. xvii-xx.
  26. ^ Хакстхаузен, стр. 147–172 и стр. 187–191.
  27. ^ Мелконян, О. (2003). Замечательное свидетельство о загадочном исчезновении Хачатура Абовяна [Замечательные показания о загадочном исчезновении Хачатура Абовяна]. Образование [Образование] (на армянском языке). Том. 7 (116).
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г "Абовян Хачатур (Abovian Khachatur)" . "Большая Советская Энциклопедия" ( Great Soviet Encyclopedia ), 3rd edition (in Russian) . Retrieved 2008-07-14 .
  29. ^ Хачикян и др., с. 213.
  30. ^ Jump up to: а б Бардакджян, с. 137.
  31. ^ Бардакджян, с. 136.
  32. ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Акопян, П. «Աբովյան» (Абовян). Советская Армянская энциклопедия . том. я. Ереван, Армянская ССР: Армянская академия наук , 1974, стр. 32–35.
  33. ^ Бардакджян, с. 108
  34. ^ Балиозян, Ара (1980). Армяне: их история и культура . Нью-Йорк: AGBU Арарат Пресс. п. 60.
  35. ^ (на армянском языке) Анон. « Дом-музей Абовяна». Советская Армянская энциклопедия . том. я. Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук, 1974, с. 38.
  36. Музей литературы и искусства Чаренца. Архивировано 6 июля 2011 г., archive.today .
  37. ^ Оригинальный портрет Абовяна.
  38. ^ Ханджян, с. 35.
  39. ^ Ханджян, стр. 36–37.
  40. ^ Ханджян, с. 39.
  41. ^ «Документальное кино» . Армянская ассоциация кинокритиков и киножурналистов. Архивировано из оригинала 5 мая 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
  42. ^ «Ночи длинные и темные» . Looduskalender.ee . 29 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. . Проверено 11 октября 2017 г.
  43. ^ Тер-Саакян, Карине (29 марта 2014 г.). «Армянская община Эстонии: Взгляд в будущее» . PanARMENIAN.Net . Проверено 11 октября 2017 г.
  44. ^ « Документальный фильм «Путешествие на Арарат» . Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» . Июль 2013 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2017 г. Проверено 8 октября 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1a9492044f1ccf305f94319bccedcd8__1721315700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/d8/c1a9492044f1ccf305f94319bccedcd8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khachatur Abovian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)