Хачатур Абовян
Хачатур Абовян Хачатур Абовян | |
---|---|
![]() Портрет Хачатура Абовяна работы Людвига фон Майделла (1831 г.) | |
Рожденный | 15 октября 1809 г. Канакер , Эриванское ханство , Каджарский Иран. (современный Ереван , Армения) |
Умер | 14 апреля 1848 г. (пропал без вести, предположительно мертв) |
Занятие | прозаик, драматург, педагог, поэт |
Язык | Армянский |
Национальность | Армянский |
Период | Романтизм |
Супруг | Эмилия Луз (м. 1839) |
Дети | 2 |
Хачатур Абовян ( арм .: Хачатур Абовян , латинизированный : Хачатур Абовян ; [1] [2] 15 октября [ OS 3 октября] 1809 г. - 14 апреля [ OS 2 апреля] 1848 г. (пропал без вести)) был армянским эрудитом, педагогом, ученым, философом, писателем, поэтом и сторонником модернизации. [3] Он загадочным образом исчез в 1848 году и в конечном итоге был признан мертвым. Считающийся отцом современной армянской литературы , его больше всего помнят по роману «Раны Армении» . [4] Написанный в 1841 году и опубликованный посмертно в 1858 году, это был первый роман, опубликованный на современном армянском языке, основанном на ереванском диалекте вместо классического армянского . [3]
Абовян намного опередил свое время, и практически ни одно из его произведений не было опубликовано при его жизни. Только после создания Армянской ССР Абовян получил признание и авторитет. [5] Абовян считается одной из выдающихся фигур не только в армянской литературе, но и в истории Армении в целом. [6] Влияние Абовяна на западноармянскую литературу было не таким сильным, как на восточноармянскую, особенно в годы ее становления. [7]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]
Абовян родился в 1809 году в селении Канакер , входившем тогда в Каджарский Иран . [8] а ныне район Еревана , Армения . [9] Семья Абовяна была потомками семьи Бегларян мелик из Гулистана , одной из пяти армянских семей, правивших нынешним регионом Нагорный Карабах . Семья Абовянов занимала должность танутера (наследственного светлости) в Канакере; Дядя Абовяна был последним танутером Канакера. Его тетя была женой Саака Агамаляна, последнего мелика Еревана во время российской аннексии в 1828 году. [10] Его социальное происхождение и происхождение с раннего возраста наделили его чувством ответственности перед своим народом. [6] Он родился через шесть лет после свадьбы его родителей Аветика и Такухи. У него был брат Карапет, который умер в трехлетнем возрасте. [4]
В 10 лет Абовяна отец забрал в Эчмиадзин учиться на священника. Через пять лет он бросил учебу и в 1822 году переехал в Тифлис , чтобы изучать арменоведение и языки в школе Нерсисяна под руководством Арутюна Аламдаряна . Абовян окончил учебу в 1826 году и начал готовиться к переезду в Венецию для продолжения образования. Однако начало русско-персидской войны (1826–28) свело его планы. В течение следующих трех лет он некоторое время преподавал в Санаине , а затем работал у Католикоса Епрема Армянского в качестве его клерка и переводчика. [9] Работая на католикоса, двадцатилетний Абовян познакомился со многими знатными иностранцами, в том числе с дипломатом и драматургом Александром Грибоедовым , застрявшим в Эчмиадзине по пути в Тебриз в сентябре 1828 года. [11] Еженедельник Грибоедова «Тифлисские ведомости» стал первой газетой, опубликовавшей статью об Абовяне. [12]
Покорение Арарата
[ редактировать ]Поворотным моментом в жизни Абовяна стал приезд в Армению в сентябре 1829 года Фридриха Паррота , профессора физики в Дерптского университета Ливонии ( в современном Тарту , Эстония ). Пэррот отправился в Армению, чтобы подняться на гору Арарат для проведения геологических исследований , и для экспедиции ему потребовался местный гид и переводчик. Католикос поручил эти задачи Абовяну. [9] С помощью Абовяна Попугай стал первым исследователем современности, достигшим вершины горы Арарат. Проект получил полное одобрение императора Николая I , обеспечившего экспедицию военным эскортом. [13]

Абовян и Паррот переправились через реку Аракс в район Сурмали и направились к армянскому селу Ахури, расположенному на северном склоне Арарата на высоте 4000 футов (1200 м) над уровнем моря. По совету Арутюна Аламдаряна из Тифлиса они разбили базовый лагерь в монастыре Святого Акопа примерно на 2400 футов (730 м) выше, на высоте 6375 футов (1943 м). [14] Абовян был одним из последних путешественников, посетивших Ахури и монастырь перед тем, как катастрофическое землетрясение полностью похоронило их в мае 1840 года. [15] Их первая попытка подняться на гору по северо-восточному склону не удалась из-за отсутствия теплой одежды. [15]
Через шесть дней по совету старосты села Ахури Степана Ходжанца была предпринята попытка восхождения с северо-западной стороны. Достигнув высоты 16 028 футов (4885 м), они повернули назад, потому что не достигли вершины до захода солнца. Они достигли вершины с третьей попытки в 15:15 9 октября 1829 года. [16] Абовян выкопал во льду яму и установил деревянный крест, обращенный на север. [17] Абовян подобрал с вершины кусок льда и понес его с собой в бутылке, считая воду святой. 8 ноября Паррот и Абовян поднялись на Малый Арарат. Спустя годы, в 1845 году, немецкий минералог Отто Вильгельм Герман фон Абих поднялся на Арарат вместе с Абовяном. Третье и последнее восхождение Абовяна на Арарат было совершено с англичанином Генри Дэнби Сеймуром в 1846 году. [15]
Дерптские годы
[ редактировать ]
Впечатленный жаждой Абовяна к знаниям, Попугай добился предоставления Абовяну российской государственной стипендии для обучения в Дерптском университете в 1830 году. [18] Он поступил непосредственно в университет без дополнительной подготовки и учился на философском факультете филолого-исторического отделения с 3 сентября 1830 г. по 18 января 1836 г. [19] Годы в Дерпте (современный Тарту , Эстония ) были очень плодотворными для Абовяна, который изучал общественные и естественные науки, европейскую литературу и философию, освоил немецкий, русский, французский и латынь . [9] В это время Абовян попал под влияние немецкого романтизма . [20] Кроме того, Абовян установил многочисленные контакты с европейскими интеллектуалами того времени. В университете он подружился с сыновьями Николая Карамзина, которые учились вместе с ним. [21] свою кузину Марию (дочь мелика Саака Агамаляна) В 1834 году Абовян посетил в Санкт-Петербурге , которая тогда вышла замуж за грузинского князя Александра . Перед выпуском Абовян узнал, что его мать Такуи умерла. [6]
Вернуться в Армению
[ редактировать ]
В 1836 году он вернулся домой, стремясь приступить к просветительской миссии. [22] Усилия Абовяна были сорваны, поскольку он столкнулся с растущей враждебной реакцией со стороны армянского духовенства , а также царских чиновников, во многом вызванной его неприятием догматизма и формализма в школьной системе. Абовян был назначен смотрителем Тифлисского уездного училища и в 1839 году женился на немке по имени Эмилия Лоозе (умерла в 1870 году). [22] В 1840 году к нему обратилась английская путешественница Энн Листер , находившаяся в Тифлисе со своей партнершей Энн Уокер . Она надеялась, что Абовян возглавит ее в еще одной экспедиции на гору Арарат, которая в конечном итоге не состоялась. [23] В 1843 году его уволили из училища и перевели в уездное училище в Ереване, где он столкнулся с апатией и неприязнью со стороны коллег и духовенства. [22]
Летом того же года Абовян посетили два немецких путешественника. профессор Баварский из Мориц Вагнер Мюнхенского университета прибыл в мае и совершил поездку по региону озера Севан вместе с Абовяном, после чего регулярно переписывался с ним. [24] В июле Абовян также сопровождал Вагнера во время первого зарегистрированного восхождения на гору Арагац в Армении. [15]
немецкого барона Августа фон Хакстхаузена . В августе Абовян сопровождал по провинции [25] Они посетили дом семьи Абовянов в Канакере и посетили службу в Голубой мечети . [26] Они также посетили лагерь езидов , где встретились с вождём Тимур-агой и обменялись любезностями с всадником из графа Паскевича гвардии . Он стал надежным другом езидской общины в Армении, и когда вождь вернулся с щедрыми подарками с банкета в Тифлисе, организованного наместником Кавказа Михаилом Семеновичем Воронцовым в 1844 году, он организовал племенной пир, на который был приглашен Абовян. [24] В 1845 году он подал заявление на должность в Эчмиадзинском католикате, но его не приняли. [22] В следующем году он стал сотрудником еженедельной газеты Воронцова « Кавказ» , для которой Абовян написал три статьи. [12]
Исчезновение
[ редактировать ]14 апреля 1848 года Абовян вышел из дома на утреннюю прогулку, и больше его никто не видел; его исчезновение остается нераскрытым. [22] Его жена Эмилия месяц не заявляла о его пропаже. [4] Их детям, Вардану (1840–1896) и Зармандухту (позже известному как Аделаида; 1843–1909), на момент исчезновения было восемь и пять лет соответственно. [4] [6]
Было предложено множество теорий, пытающихся объяснить его исчезновение: что он покончил жизнь самоубийством, был убит своими персидскими или турецкими врагами или арестован и сослан в Сибирь Особым корпусом жандармов , среди других. [6] Учитывая его любовь к своим детям и их юный возраст, версия о самоубийстве Абовяна обычно не принимается во внимание. [6] Писатель Аксель Бакунц выдвинул теорию, что Абовян находился в Западной Европе, охваченной Революцией 1848 года . [27]
Сочинения
[ редактировать ]Абовян писал романы, повести, описания, пьесы, научные и художественные сочинения, стихи и басни. Он был первым армянским писателем, сочинившим литературу для детей. [28]

Раны Армении
[ редактировать ]Исторический роман «Раны Армении» (написан в 1841, впервые опубликован в 1858) — первый армянский светский роман, посвященный судьбе армянского народа и его освободительной борьбе в период русско-персидской войны 1826–1828 годов . В романе речь шла о страданиях армян в условиях персидской оккупации. [28] Основной концепцией романа было утверждение чувства национального достоинства, патриотизма и ненависти к угнетателям. Эти темы оказали глубокое влияние на широкие слои армянского общества. Герой Агаси олицетворяет свободолюбивый национальный дух и его волю к борьбе с иноземными завоевателями. «Отдай свою жизнь, но никогда не отдавай родные земли» — его девиз. [28] История начинается с похищения армянской девушки бандой головорезов, посланных персидским сардаром, что вызывает восстание под предводительством Агаси. [29]
Абовян видел в укреплении дружбы русского и армянского народов залог национального, политического и культурного возрождения родных земель. [30] Однако, когда Абовян писал роман, он уже разочаровался в политике царизма в Армении, особенно в связи с введением в действие Положения (Статута) в 1836 году, которое значительно уменьшило политическую власть Армянского Католикоса, и упразднением Армянской области в 1840 году. [30] В романе переплетаются элементы романтизма и реализма , повествование вытесняется лирическими отступлениями. [28]
Другие работы
[ редактировать ]Поэзия Абовяна была наполнена сатирой, лучше всего выраженной в «Кувшине для вина» , в котором он критиковал российскую бюрократию. «Досуговое развлечение» было адаптировано Абовяном на основе заметок, которые он делал на общественных собраниях. Произведение представляет собой сборник басен в стихах, карающих порок, несправедливость и нравственное вырождение. [31] Он написал научные и художественные научно-популярные произведения, такие как « Открытие Америки» и «Книга рассказов» . [28] Абовян перевел на армянский язык произведения Гомера , Гете , Фридриха Шиллера , Николая Карамзина, И. А. Крылова и других. Он продолжал пропагандировать светское и всестороннее (умственное, моральное, трудовое, физическое) воспитание, доступность школ, бесплатное образование для малоимущих и равное образование мальчиков и девочек. [28] Педагогические сочинения Абовяна включают книгу для чтения «Введение в образование» (1838 г.), учебник русской грамматики и армяноязычный роман « История Тиграна, или Нравственное руководство для армянских детей» (напечатано в 1941 г.). Он был первым армянином, который изучал научную этнографию: быт и обычаи крестьян коренных поселений вокруг Канакера, жителей Еревана, собирал и изучал армянский и курдский фольклор. [28]
Наследие
[ редактировать ]

Жизнь Абовяна хорошо помнят в Армении. В годы советской власти в Армении подчеркивалась его пророссийская позиция. [32] Кеворк Бардакджян утверждает, что, хотя есть много оснований для похвалы Абовяна, его почитание «дошло до крайности, особенно в советские годы, оставив многих достойных современников в тени избранных «отцов» или «хозяев»». Работы Абовяна оказал мало влияния на западноармянскую литературу, особенно в годы ее становления. Бардакджян также предполагает, что степень влияния работ Абовяна, большая часть которых была опубликована спустя десятилетия после его смерти, все еще остается предметом споров. [7] Бардакджян пишет, что Абовяна нельзя считать отцом современной армянской литературы: [33] но что он заслуживает признания как основоположник современной восточноармянской литературы за свой роман « Раны Армении» . [7]
Абовян находился под влиянием прогрессивных педагогических взглядов Жан-Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци . Ара Балиозян написал: [34]
[Абовян] считал, что каждому человеку, даже самому низкому, присущи силы, способные к развитию. Эти либеральные взгляды, а также его настойчивые усилия по реформированию системы образования отдалили его от армянского истеблишмента — духовенства и богатых купцов: альянса, который всегда был на стороне реакции, а не прогресса. В результате он мог покончить жизнь самоубийством или, как мыслитель, которого невозможно заткнуть рот, мог быть тайно убит агентами царя.
Его именем названы школы, улицы, бульвары и парки. [32] Село Элар, расположенное в 10 километрах (6,2 мили) к северо-востоку от Еревана, было названо в его честь в 1961 году. Два года спустя, когда население села увеличилось, Абовяну был присвоен статус города. Его дом в Канакере в 1939 году был превращен в дом-музей, и там сохранились многие из его оригинальных сочинений. Запомнилась работа, проделанная Абовяном в сфере образования. Ереванскому государственному педагогическому институту Его имя присвоено . 28 февраля 1964 года в его честь была названа медаль ( медаль Абовяни анвана ), которой награждались школьные учителя, проявившие исключительные способности в преподавании и воспитании. [35]
Портрет
[ редактировать ]Портрет Абовяна — один из исключительнейших экспонатов Музея литературы и искусства имени Чаренца . Это картина маслом размером 20,5 см (8,1 дюйма) на 27,5 см (10,8 дюйма). В 1938 году внуки Абовяна привезли его в музей. Когда сын Абовяна Вардан вернулся на Кавказ, он обнаружил картину в сильно испорченном состоянии. Но по просьбе Вардана армянский художник Геворг Башинджагян восстановил портрет. Он обрезал потертые края, приклеил их к твердой бумаге, а затем заполнил трещины соответствующими цветами. Автором портрета был Людвиг фон Майделл из Дерптского университета. Он написал ее осенью 1830 года, когда Абовяну было всего 20 или 21 год. Этот портрет — единственная картина Абовяна, написанная при его жизни. [36] [37]
Статуи
[ редактировать ]
В Ереване стоят две выдающиеся статуи Абовяна. Идея создания первой статуи восходит к 1908 году, когда ряд армянских интеллектуалов в Российской Армении решили отметить 60-летие исчезновения Абовяна и собрать средства на статую. В их число входили Александр Ширванзаде , Оганес Туманян и Геворг Башинджагян . [38] К 1910 году было собрано достаточно средств, чтобы заказать статую. Она была спроектирована М. Григоряном и создана Андреасом Тер-Манукяном в Париже между 1910 и 1913 годами. Статуя высотой 4,5 метра (15 футов) изготовлена из бронзы на гранитном постаменте. В результате недоразумения статую доставили в Ереван лишь в 1925 году и установили сначала на улице Абовяна на месте кинотеатра «Москва» в 1933 году, а затем перенесли в детский парк на берегу реки Раздан . В 1964 году он обрел свой постоянный дом у дома-музея Абовяна в Канакере. [39] Вторая статуя Абовяна в Ереване была установлена на площади Абовяна в 1950 году. Бронзовая статуя высотой 9 метров (30 футов) была спроектирована Геворгом Таманяном (сыном Александра Таманяна ) и создана Суреном Степаняном. [40]
Фильм
[ редактировать ]В период с 1948 по 1984 год в Армянской ССР было снято пять документальных фильмов о жизни и творчестве Абовяна. [41] был снят документальный фильм « Путешествие на Арарат на попугае и экспедиции Абовяна на гору Арарат» В 2011 году в Эстонии режиссером Рихо Вястриком . [42] [43] Он был показан на Международном кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване в 2013 году. [44]
См. также
[ редактировать ]Избранная библиография
[ редактировать ]Проза
[ редактировать ]Романы
Научная литература
| Другой
Истории
|
Поэзия
[ редактировать ]
| Басни
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ «История основания дома-музея Хачатура Абовяна» . Дом-музей Хачатура Абовяна . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ Традиционная армянская орфография . Хачатур Абовян
- ^ Jump up to: а б Паносян, с. 143.
- ^ Jump up to: а б с д Бедевиан, Рут (8 декабря 2004 г.). «Писатель и патриот: Хачатур Абовян (так в оригинале)» . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ Хачикян и др., с. 214.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хьюсен, Роберт Х. «Мелики Восточной Армении: IV: Сивнидское происхождение Хакатура Абовяна». Ревю армянских этюдов . НС: XIV , 1980, стр. 459–468.
- ^ Jump up to: а б с Бардакджян, с. 135.
- ^ Налбандян, с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д Хачикян и др., с. 211.
- ^ Хакстхаузен, стр. 153–155.
- ^ Абов, с. 28.
- ^ Jump up to: а б Хачатурян, с. 29.
- ^ Попугай, пикселей
- ^ Попугай, с. 103.
- ^ Jump up to: а б с д Кетчян, Филип К. (24 декабря 2005 г.). «Восхождение на Арарат: тогда и сейчас» . Армянский еженедельник . 71 (52). Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 года.
- ^ Попугай, с. 139.
- ^ Попугай, стр. 141–142.
- ^ Бардакджян, с. 255.
- ^ Хачатурян, с. 52.
- ^ Паносян, с. 144.
- ^ Абов, с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д и Хачикян и др., с. 212.
- ^ Ланг, Дэвид (1990). «Заметки и сообщения». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 53 (1). Лондонский университет: Издательство Кембриджского университета: 117. doi : 10.1017/S0041977X00021303 . JSTOR 618973 . S2CID 162804870 .
- ^ Jump up to: а б Гость, с. 188.
- ^ Хакстхаузен, стр. xvii-xx.
- ^ Хакстхаузен, стр. 147–172 и стр. 187–191.
- ^ Мелконян, О. (2003). Замечательное свидетельство о загадочном исчезновении Хачатура Абовяна [Замечательные показания о загадочном исчезновении Хачатура Абовяна]. Образование [Образование] (на армянском языке). Том. 7 (116).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Абовян Хачатур (Abovian Khachatur)" . "Большая Советская Энциклопедия" ( Great Soviet Encyclopedia ), 3rd edition (in Russian) . Retrieved 2008-07-14 .
- ^ Хачикян и др., с. 213.
- ^ Jump up to: а б Бардакджян, с. 137.
- ^ Бардакджян, с. 136.
- ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Акопян, П. «Աբովյան» (Абовян). Советская Армянская энциклопедия . том. я. Ереван, Армянская ССР: Армянская академия наук , 1974, стр. 32–35.
- ^ Бардакджян, с. 108
- ^ Балиозян, Ара (1980). Армяне: их история и культура . Нью-Йорк: AGBU Арарат Пресс. п. 60.
- ^ (на армянском языке) Анон. « Дом-музей Абовяна». Советская Армянская энциклопедия . том. я. Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук, 1974, с. 38.
- ↑ Музей литературы и искусства Чаренца. Архивировано 6 июля 2011 г., archive.today .
- ^ Оригинальный портрет Абовяна.
- ^ Ханджян, с. 35.
- ^ Ханджян, стр. 36–37.
- ^ Ханджян, с. 39.
- ^ «Документальное кино» . Армянская ассоциация кинокритиков и киножурналистов. Архивировано из оригинала 5 мая 2011 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ «Ночи длинные и темные» . Looduskalender.ee . 29 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. . Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ Тер-Саакян, Карине (29 марта 2014 г.). «Армянская община Эстонии: Взгляд в будущее» . PanARMENIAN.Net . Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ « Документальный фильм «Путешествие на Арарат» . Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» . Июль 2013 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2017 г. Проверено 8 октября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Абов Г.А. (1948). Хачатур Абовян: Жизнь и творчество . Ереван: Армянская академия наук .
- Бардакджян, Кеворк Б. (2000). Справочник по современной армянской литературе, 1500–1920 гг . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-2747-8 .
- Гость, Джон С. (1987). Езиды: исследование выживания . Рутледж. ISBN 0-7103-0115-4 .
- Хачикян, Агоп Дж.; Габриэль Басмаджян; Эдвард Сергеевич Франчук (30 октября 2005 г.). Наследие армянской литературы, Том. 3: От восемнадцатого века до наших дней . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 1069. ИСБН 0-8143-3221-8 .
- Хакстхаузен, барон Август фон (2016) [1854-55]. Закавказье и племена Кавказа . Перевод Джона Эдварда Тейлора. Введение Пьетро А. Шакаряна. Предисловие Доминика Ливена . Лондон: Институт Гомидаса . ISBN 978-1909382312 .
- Хачатурян, Лиза (2009). Культивирование государственности в царской России: периодическая печать и формирование современной армянской идентичности . Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-0848-4 .
- Ханджян, Артуш (2004). Памятники Еревана ВМВ-Принт. ISBN 99941-920-1-9 .
- Налбандян, Луиза Зиазан (1958). Армянское революционное движение девятнадцатого века: истоки и развитие армянских политических партий . Исторический факультет Стэнфордского университета .
- Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников к купцам и комиссарам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-13926-8 .
- Попугай, Фридрих (2016) [1846]. Путешествие на Арарат . Перевод Уильяма Десборо Кули . Введение Пьетро А. Шакаряна. Лондон: Институт Гомидаса. ISBN 978-1909382244 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на армянском языке) Акопян П., С. Дулян и др. «Абовян, Хачатур», «Абовян (город)», «Медаль имени Абовяна», «Дом-музей Абовяна» в Советской Армянской энциклопедии . том. я. Ереван, Армянская ССР: Армянская академия наук , 1974, стр. 32–35, 38.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Хачатуром Абовяном, на Викискладе?
- (на армянском языке) Биография Хачатура Абовяна в AV Production
- Дом-музей Хачатура Абовяна