Jump to content

Армянское национальное пробуждение

Армянское национальное пробуждение напоминает пробуждение других нетурецких этнических групп во время подъема национализма в Османской империи в развитии идей национализма, спасения и независимости в Армении, поскольку Османская империя пыталась покрыть социальные потребности, создавая Танзимата эпоху . , развитие османизма и первая конституционная эра . Однако сосуществование общин (включая армян) при Османизме оказалось неэффективным решением, как и Вторая конституционная эра , которая также спровоцировала распад Османской империи .

В период армянского национального пробуждения « Армянское Национальное Собрание некоторые правила мирских дел Османской армянской общины » переняло у Армянского Патриархата . Среди армянской элиты идея республиканизма заменила абсолютную монархию Османской династии , а создание Армянского национального собрания в 1863 году заменило членство в системе миллета . потребовалась Первая мировая война Хотя для создания Первой Армянской Республики армяне колебались между идеями создания Армянской республики или автономного региона в составе империи , на протяжении всей истории Османской демократии , с такими организациями, как Социал-демократическая партия Гунчакян и Армянская демократическая либеральная партия (Партия Рамгавар или Арменакан).

Армянская нация
« Айк », легендарный основатель армянского народа, стоит рядом с могилой Бела, со стрелой Айка в груди Бела. На карте изображен район озера Ван и гора Арарат с Ноевым ковчегом.

Происхождение

[ редактировать ]

Доисторически-историческая эпоха

[ редактировать ]

Открытие Урарту сыграло значительную роль в армянском национализме XIX и XX веков . [1]

Помимо наиболее общепринятых терминов армянского национализма, приведенных в приведенных выше параграфах, эта концепция стала включать ряд интерпретаций Доисторической Армении , включая связь с царством Урарту железного века . Армяне являются коренными жителями территории так называемой исторической Армении . Отождествление с далекой славой Урарту и его доисторических предшественников, а также с горой Арарат стало мощным символом армянской этнической принадлежности, особенно среди диаспоры . [2]

Идея, которая утверждает, что люди, живущие под Урарту, были сознательно армянами, эссенциалистские интерпретации армянской этнической принадлежности на протяжении веков изобилуют армянской историографией и особенно процветали в советскую эпоху , с такими примерами, как книга С.А. Сардаряна « Первобытное общество в Амении » 1967 года, которая, помимо «многочисленного плагиата и ошибки» доходит до постулирования отдельной армянской расы, обитающей на Армянском нагорье, и приписывает изобретение металлургии армянам (Коль и Цецхладзе 1995). В этой литературе распространены сильно наклонные изображения Урарту. Армянский исторический взгляд должен объяснить, почему урартская эпиграфика написана на неиндоевропейском урартском языке. Хотя существуют разумные научные сценарии о том, что в Урарту существовал протоармянский компонент и что ранние армяне были истинными культурными наследниками Урарту, но эссенциалистский взгляд на армянскую государственность, который просто приравнивает Урарту к Армении, не может быть поддержан (Коль и Цецхладзе 1995). [3]

Армянская классическая эпоха

[ редактировать ]

В Османской империи социальная структура «армян» до XVIII века основывалась на системе «Милле».

Армянское просо было конфессиональной общиной в Османской империи . Конфессиональные общины по вопросам местного значения функционировали как автономные территории . Османское просо конкретно относилось к отдельным судам, относящимся к личному праву, согласно которым слоям общества разрешалось управлять собой при довольно небольшом вмешательстве со стороны центральной системы . Каждым миллетом руководил этнарх («национальный» лидер), чаще всего религиозный иерарх. Армянское просо находилось под властью Армянской Апостольской церкви . Миллеты обладали огромной властью: они устанавливали свои собственные законы, собирали и распределяли налоги. Как жители «Книги», армяне могли содержать свои молитвенные дома, приобретать религиозную литературу и нанимать духовенство своей веры в свои общины. Это были права, данные на местном уровне. Эти права стали ограничены в результате экономического и технологического развития 18 века. Граждане Османской империи хотели представительства на национальном уровне. Они хотели, чтобы участие было больше, чем на местном уровне.

Армянский Ренессанс

[ редактировать ]
Армянский Ренессанс
Орден мхитаристов на острове Сан-Лазаро.

Просвещение среди армян, иногда называемое возрождением армянского народа, произошло из двух источников; Первыми были армянские монахи, принадлежавшие к ордену мхитаристов . Вторым были социально-политические события XIX века, главным образом «Французская революция» и утверждение «русской революционной мысли».

XVIII век породил новые школы и библиотеки и возможность учиться в университетах Западной Европы для различных регионов Османской империи. Первоначальной целью протестантских миссионеров было обращение мусульман и евреев ; вскоре они стали участвовать в протестантском преобразовании православных армян. С первого дня, когда преподобный Уильям Гуделл поселился в Константинополе в 1831 году, и до окончания Первой мировой войны, миссионеры внесли значительный вклад в образование армян. Они не только сделали упор на начальное образование, но и основали колледжи и другие учебные заведения. Известными учреждениями были (1) Центральный колледж Антепа; (2) Евфратский колледж Харпута; (3) Анатолийский колледж в Марсоване; (4) Центральный женский колледж в Марасе; (5) Институт Святого Павла в Тарсе. Существовали колледжи, такие как Международный колледж в Смирне; Американский колледж для девочек , Сирийский протестантский колледж в Бейруте и Роберт-колледж , в заведениях которых получали образование многие армянские студенты. Здесь они соприкоснулись с радикальными идеями Эпоха Просвещения и Французская революция . Образованные и влиятельные члены большой диаспоры пытались передать эти идеи обратно своим, преследуя двойную цель: повысить свой образовательный уровень и одновременно укрепить свою национальную идентичность. Европейские интеллектуальные течения, такие как идеи Французской революции, передавались через 23 000 армянских студентов в 127 протестантских общинах с 13 000 причастников и 400 школах. [4]

Орден Мхитаристов имел исключительную преданность армянским людям и вещам. Мхитар родился в Себастии в Османской империи в 1676 году. Он поступил в монастырь, но был обеспокоен уровнем культуры и образования в Армении того периода и стремился что-то с этим сделать. Контакты с западными миссионерами привели к тому, что он заинтересовался переводом материалов с Запада на армянский язык и организовал орден по содействию образованию. Среди своих соотечественников влияние Ордена мхитаристов было не только руководящим на пути святости и истинного служения Богу и Церкви, но и способствовало развитию здоровых национальных амбиций и самоуважения. Можно со всей справедливостью сказать, что они были апостолами культуры и прогресса, которые сохранили от деградации и пренебрежения язык и литературу своей страны и тем самым были спасителями армянской расы. Отец Гевонт Алишан был членом Конгрегации мхитаристов в Венеции. В 1885 году Армянское патриотическое общество Европы. обратился к нему с просьбой создать первый современный армянский флаг . Алишан разработал флаг, вдохновленный национальным флагом Франции , который сегодня называется «Националистическим армянским флагом». Его цвета были красным, зеленым и синим соответственно, обозначая полосу цветов, которую Ной увидел после приземления на гору Арарат .

В 1863 году османские армяне были вовлечены в крупные реформы как продолжение Танзимата. Пытаясь остановить волну националистических движений в Османской империи , период Танзимат возник в умах султанов-реформаторов, таких как Махмуд II и Абдулмеджид I, а также выдающихся реформаторов, которые были бюрократами, получившими европейское образование. Национальная конституция Армении (150 статей, разработанных Нахабетом Русиняном , Сервиченом , Нигогосом Баляном , Крикором Одианом и Крикором Маргосяном ) определила положение армян в Османской империи, но также ввела положения, определяющие власть Патриарха. [5] «Конституция Армении» и Национальное собрание Армении рассматривались прогрессивными армянами как веха. Хримян Айрик работал над усилением влияния подсоветов Национального собрания Армении. Национальное собрание Армении имело главный совет в Константинополе и подсоветы в провинциальных центрах. Главное собрание состояло из 120 армянских дворян и 20 священнослужителей. Ассамблея в столице собирается очень редко. Местные собрания были глухи к жалобам беднейших членов общины. В 1880 году богатые и влиятельные армяне не симпатизировали идеям национальной независимости и автономии. Они даже подписали обращение лояльности и преданности султану, осуждая националистическую агитацию как дело рук заблудших людей, не имеющих власти и влияния. Это отчуждение от центра было подчеркнуто деятельностью епископа Мкртича Хримяна. Он работал над увеличением влияния подсоветов городов восточной Анатолии в столице. Политика Национального собрания Армении соответствовала Анатолии с возросшим влиянием подсоветов. 1892 г. Хримян Айрик был единогласно избран Католикосом Всех Армян. Эти две османские реформы, которые теоретически были прекрасными примерами социальных изменений по закону, вызвали серьезную нагрузку на политическую и административную структуру Османской империи. Армянские дворяне ( Амира ) были недовольны, и они были хозяевами экономической системы.

Национальное возрождение

[ редактировать ]
Перспективы национального возрождения
Цивилизация: «Армянам и туркам больше невозможно жить вместе... (Нерсес Варджабедян)»
Революция: федаи
Армянский вопрос: переговоры по Сан-Стефанскому соглашению

Армянская национальная идеология развивалась намного позже греческого движения, однако факторы, способствовавшие возникновению армянского национализма, сделали это движение гораздо более похожим на движение греков, чем на движение других этнических групп. [6] Нерешенные социальные проблемы в Империи начали питать армянскую национальную политику, как и другие этнические группы. По мере деградации структуры Миллета (Османской империи) армяне начинают переосмысливать свое положение в мире. Армянские подданные Империи находились под влиянием армянской диаспоры и сети общин и школ протестантских миссионеров по всей Империи. После интервенции в Россию в 1877-1878 годах русско-османская граница принесла новое политическое и военное устройство. Количество черкесов и лазов из Российской империи, насильственно депортированных в Османскую империю. Эта эмиграция привела к напряженности и изменила распределение населения и баланс сил внутри местных сообществ в восточной Анатолии. Россия стала протекторатом армян-христиан, и это создало относительно более враждебную среду по отношению к мусульманам (курдам), которые остались под контролем России. Курдско-армянские отношения переживают новый виток. Вновь установившиеся отношения были сложными. Это изменение коснулось не только армянского проса, но и местных курдов, не являющихся племенами. Вожди курдских племен, бежавшие во время войны, начали выражать свою власть в сельской местности. Социальная структура региона, сосуществование общин были нарушены. Разрушенная социальная структура потребовала проведения новых реформ.

Кагик Озанян утверждает, что правила Танзимата способствовали формированию армянских политических слоев и разжигали армянский национальный дух, который был согласован с построением нации посредством революции в соответствии с перспективой Французской революции . [7] [ ненадежный источник? ] Генерал Маевский, бывший генеральным консулом России в Османской империи, записал следующее: [8]

Восстание армян возникло по следующим трем причинам:
(1). Их известная эволюция в политических вопросах (Проблема цивилизаций),
(2). Развитие идей национализма, спасения и независимости в армянском мнении (перспектива революции),
(3). Поддержка этих идей западными правительствами и публикация через вдохновение и усилия армянских священнослужителей (Гуманитарная интервенция). [8]

Главный юрисконсульт России Маевский

Цивилизационная перспектива

[ редактировать ]

Согласно одной из позиций, нарушение «сосуществования общин внутри Османской империи» было прямым результатом армян- христиан и мусульман неспособности (турков и курдов) жить вместе. Армянский Патриарх Нерсес Варджабедян выражает свою позицию министру иностранных дел Великобритании лорду Солсбери 13 апреля 1878 года. [9]

Армяне и турки уже не могут жить вместе. Только христианская администрация может обеспечить равенство, справедливость и свободу совести. Христианская администрация должна заменить мусульманскую администрацию. Армения (Восточная Анатолия) и Киликья - регионы, где должна быть основана христианская администрация... Турецкие армяне этого хотят... То есть в турецкой Армении, как и в Ливане, требуется христианская администрация. [9]

Большинство османских источников не подтверждают эти утверждения. Они приводят аргумент, что система « Милле », государства и религии сохраняла Империю на протяжении веков. Веский аргумент в пользу отказа от «столкновения цивилизаций» возник из анализа графика мероприятий. Столкновения собирались в отдельные события. Каждое событие имело высокую плотность, четкое начало и конец. Не было ни одного периода, когда тысяча смертей была бы распределена в течение длительного периода времени. Этот факт подтверждает «революционный взгляд», а не столкновение цивилизаций, который показал европейским державам истинную природу османского правления. Европейским державам необходимо было что-то сделать с этими событиями посредством международных соглашений. Конечно, Европа ничего бы не сделала, если бы эти тысячи смертей растянулись на годы.

Армянский вопрос с точки зрения

[ редактировать ]

Таким образом, греки были первым из подвластных Османской империи народов, добившихся признания в качестве независимой суверенной державы. После долгой и кровавой борьбы и с помощью великих держав Греческая революция завоевала независимость Греции от Османской империи, предоставленную Константинопольским договором в июле 1832 года. Национальное пробуждение Болгарии и, как следствие, освобождение Болгарии возникли после этих событий. Русско-турецкая война 1877-78 годов, которая привела к восстановлению болгарского суверенного государства по Сан-Стефанскому договору. До времен Абдул Хамида не было значительного движения в защиту независимости Армении. не существовало никаких политических проблем в Армении До Берлинского мирного договора 1878 года . 1878 год ознаменовался ухудшением отношений между армянами и Османской империей.

Положение в пользу автономии Армении в Берлинском договоре привело к немедленным изменениям. К сожалению, были особые трудности с реализацией так называемой османской либеральной политической программы, которая могла закончиться тем, что предусматривалось статьей. Во-первых, не все армяне находились под властью Османской империи. По подсчетам населения, в XIX веке в Российской империи проживало около 900 000 армян. Османские подданные, численностью около 1 200 000 человек, были распределены по шести вилайетам Сивас, Битлис, Эрзерум, Харпут, Диабекир и Ван. В некоторых из этих округов у них было самое большое этническое меньшинство среди турок, греков, ассирийцев, евреев и курдов, но армяне не представляли более 50 процентов, явного большинства, ни в одном округе, с которым они были связаны. Помимо других трудностей, армяне воспринимали условия Берлинского договора (статья LXI) как скорую реализацию своей автономии, если бы державы должны были немедленно приступить к обеспечению соблюдения армянских положений. Рационализация гуманитарной интервенции зависела также от Кипрская конвенция помимо Берлинского договора 1878 года . В 1879 году, через год после соглашений, не хватало только практических мероприятий по выполнению требований армянского государства.

После армянской резни 1894–1896 годов армянское население в шести вилайетах, которые также были курдскими регионами, резко сократилось примерно на 80 000–300 000 человек. [10] а армянское население в регионе конфликта сократилось до 900 000 с 1 200 000 до 1878 года. Эти массовые убийства, увековеченные солдатом Хамидии , и европейским державам было предложено вмешаться. Вместо армянской автономии в этих регионах курды (вожди курдских племен) сохранили большую часть своей автономии и власти. [11] Абдулхамид не предпринял особых попыток изменить традиционную структуру власти «сегментированных аграрных куришских обществ» – ага, шайк и вождь племени. [11] Из-за их географического положения на южной и восточной окраине империи, гористого рельефа и ограниченной системы транспорта и связи. [11] Государство имело ограниченный доступ к этим провинциям и было вынуждено заключать неформальные соглашения с вождями племен, например, османский кади и муфтий не обладали юрисдикцией в отношении религиозного права, которое укрепляло курдскую власть и автономию. [11] Армянское национальное движение благодаря своему революционному движению обнаружило, что ни царь Александр II с его идеализмом, ни либерализм Гладстона не являются надежной надеждой.

Первое эффективное вмешательство произошло со стороны Вудро Вильсона , который согласился передать то, что будет называться « Вильсоновская Армения », обратно армянам в соответствии с Севрским договором .

Перспектива революции

[ редактировать ]

Османские армяне, воспитанные по европейскому пути, начали предпринимать попытки создания организаций – тайных обществ , местных групп, таких как «Защитники отечества» (1881 г.), основанная в Эрзуруме. На «Защитников Отечества» почти наверняка повлияли идеи Французской революции и Греческой революции, поскольку их девизом была «Свобода или смерть». [12]

Армянское национально-освободительное движение набрало силу с созданием Армянской революционной федерации , социал-демократической партии Гунчакян и партии «Арменакан» (позже названной « Рамгавар» ). [13] Социал -демократическая партия Гунчакян (Генчаки) имела целью добиться независимости Армении от Османской империи. Армянская революционная федерация (АРФ) первоначально стремилась к автономии армянонаселенных территорий, которая в ближайшие годы сменилась созданием армянского государства. АРФ приняла децентрализованный образ действий, согласно которому различным отделениям в разных странах было разрешено планировать и реализовывать политику в соответствии с местной политической атмосферой.

В 1880-1890 гг. развивались местные каналы связи. Организации полностью функционировали при Анкаре , Амасье , Чоруме , Диярбакыре , Йозгате и Токате . В 1893 году стали использовать стенгазеты (газеты типа рекламных щитов), ориентированные на неармянскую тематику. Основной темой этих материалов было то, что люди должны взять свою жизнь под контроль в борьбе с угнетателями. [14] Никакого воздействия на мусульман эти идеологические коммуникаторы не оказали. Эти действия закончились столкновениями между революционерами и османской полицией. В общем, закончилось тюремным заключением. Каждое тюремное заключение заканчивалось официальным обменом между Османской империей и Великобританией, поскольку это был протекторат образованных революционеров, умеющих печатать бумаги. Великобритания заключила, что «более чем вероятно», что армянские революционеры были ответственными сторонами в этом конфликте. [15] Султан запаниковал, и местные власти выступили против них: они перерезали телеграфные провода и бомбили странные правительственные здания. Великобритания или европейские державы пришли к выводу, что, однако, если будет больше вмешательства, оно закончится религиозным фанатизмом и произойдет гражданская война (резня). [16]

Армяне в основном жили на стыке трех империй: Османской империи , Российской империи и Персидской империи . Армянская диаспора, проживавшая в основном в Европе, состояла из элиты, получившей образование в европейских университетах или занимавшейся торговлей. Ожидалось, что революционное мышление охватит три империи не только внутри (местные формы, такие как « Защитники отечества »), но и в Европе, например, Женева . Армяне в Европе ( армянская диаспора формализовали «национальную политику» под руководством Арменаканса , Гнчакянов и Армянской революционной федерации ) начали проводить собрания по поводу своего угнетенного статуса, что привело к созданию партий, которые в ближайшие годы . Эти тайные общества (или для некоторых партии), разработавшие «национальную политику», ставили перед собой цели «освобождение армян от Османской империи любыми возможными способами». [17] Х.К.Вартанян писал, что армянское революционное движение было прямым и необходимым ответом на все более невыносимые социальные, экономические и политические условия разлагающейся и приходящей в упадок Османской империи XIX века. [18]

Армянское национальное движение было явно международным движением. Однако практическим центром армянских революционеров были армяне в Российской империи , где армяне могли встречаться, организовывать фонды, легко перемещать источники и материалы в Османскую империю. Организация, основанная в Женеве (Европа) преимущественно активными российскими армянами, в 1887 году восприняла идею национализма и дала ей четкий отпечаток кавказской революционной мысли. [19] Кавказская революционная мысль была направлена ​​на Османскую империю, которую диаспора считала своей родиной. Общество «Молодая Армения», основанное в 1889 году Кристапором Микаеляном на Кавказе, со временем росло. [20] Общество «Молодая Армения» организовало походы федаев на территорию Османской империи. Царский режим пресек любые попытки российских армян участвовать в боевых действиях через границу, ярким примером которых является Гугунская экспедиция 1890 года. [21]

Сопротивление Башкале было первым зарегистрированным кровавым столкновением между армянами и Османской империей в мае 1889 года.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Редгейт, Энн Элизабет (2000). Армяне . Уайли. ISBN  978-0-631-22037-4 . , с. 276.
  2. ^ Энн Элизабет Редгейт , Армяне , издательство Кембриджского университета, 1995, ISBN   978-0-521-48065-9 , с. 276.
  3. ^ Филип Л. Коль и Гоча Р. Цецхладзе, «Национализм, политика и практика археологии на Кавказе» в: Филип Л. Коль, Клэр П. Фосетт (ред.), Национализм, политика и практика археологии. , Издательство Кембриджского университета, 1995, ISBN   978-0-521-48065-9 , с. 157 ф.
  4. ^ Г. Варнек, Очерк истории протестантских миссий (Эдинбург и Лондон, 1901), стр. 241.
  5. ^ Ричард Г. (EDT) Ованнисян «Армянский народ от древних до наших дней», стр. 198
  6. ^ Геноцид армян: история, политика, этика Ричарда Г. Ованнисяна стр.129
  7. ^ Эсат Урас, Армяне в истории и армянский вопрос, Стамбул, 1976, 5. 463;
  8. ^ Перейти обратно: а б Генерал МАЕВСКИЙ; Статистика провинций Ван и Битлис, стр. 11-13
  9. ^ Перейти обратно: а б FO 424/70, № 134/I зикр., Билал Н. Имсир, Британские документы об османских армянах 1856-1880 гг.), Vol. Я, Анкара 19R2, стр.173. Документ №69
  10. ^ Акчам, Танер. Позорный поступок. 2006, стр. 42.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Дениз Натали . Курды и государство. (Сиракузы: Издательство Сиракузского университета, 2005 г.)
  12. «Таймс», 10 января 1883 г., стр. 5; там же, 8 июня 1883 г., с. 5
  13. ^ «Глава VIII: ЗАПАДНАЯ АРМЕНИЯ (С 1820 ПО 1913 ГГ.)» . Армянская история.инфо. Архивировано из оригинала 24 мая 2003 г. Проверено 9 ноября 2006 г.
  14. ^ Сэр Роберт В. Грейвс, Штормовые центры Ближнего Востока: личные воспоминания, 1879-1929 гг.
  15. ^ Грейвс, Штормовые центры, с. 138
  16. ^ Грейвс, Штормовые центры, стр. 132-139.
  17. ^ Эдди Арнавудян; В защиту Армянского национально-освободительного движения, 2002 г.
  18. ^ Вартанян; Освободительная борьба Западной Армении, Ереван, 1967 г.
  19. ^ Налбандян, Армянское революционное движение, с. 115.
  20. ^ Налбандян, Армянское революционное движение, стр. 145–7.
  21. ^ Суни. Взгляд в сторону Арарата , с. 46
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea357c2f0a81a58839e6e293fa1ea834__1704020400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/34/ea357c2f0a81a58839e6e293fa1ea834.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian national awakening - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)